Научные и технические библиотеки №3 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле»

Шрайберг Я.Л.  Издатели, книгораспространители и библиотеки: преодоление первого барьера на пути к единой информационно-технологической магистрали

Иванов В.С. О системе комплектования книжной продукцией центральных и региональных библиотек России

Саразетдинов Р.Г. Тенденции развития рынка товаров и услуг книгоиздателей и распространителей печатной продукции по комплектованию библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Маршак Б.И., Рагимова М.А., Попов Г.А. Новые решения и уверенные шаги Российского сводного каталога по научно-технической литературе


Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено

Пилко И.С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура

Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности

Мотульский Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек

Арзуханов А.С. Перспективы использования информационно-библиотечного обеспечения процессов образования


Секция «Электронные библиотеки»

Сегберт М. eIFL – электронная информация для библиотек: создание глобального библиотечного консорциума


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Семенова Т.А. Ценовая политика в сохранности фондов библиотек Центрального административного округа г. Москвы


ИФЛА–2002

Расбридж К. Лицензия-ловушка. Необходимость выработки унифицированной терминологии и подходов для научно-технической литературы и баз данных

Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари?


«Российские правила каталогизации»

Каспарова Н.Н. Пленум Межрегионального комитета по каталогизации

Сукиасян Э.Р. О третьей части «Российских правил каталогизации»


К 75-летию Н.С. КАРТАШОВА

Основные научные труды Н.С. Карташова

Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теоретический аспект)


К 85-летию со дня рождения С.А. СБИТНЕВА

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. С благодарной памятью об Учителе


Информационные сообщения

Маршак А.В. LIBCOM–2002

Павлова Н.П. «Регионы России» – библиотека в Библиотеке

Представляем новое издание


Мотульский Р.С.
Белорусский государственный
университет культуры, Минск

Аксиологические детерминанты
принципов деятельности библиотек

В современной науке категорией принцип (от лат. principiumначало, основа) обозначают основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. Изучение и разработка принципов деятельности является обязательным элементом любой науки, поскольку без четкого определения исходных положений развитие какой бы то ни было теории и соответствующей ей сферы практической деятельности, в том числе библиотековедения и библиотечной деятельности, невозможно. Отсутствие однозначной трактовки принципов деятельности лишает библиотеки ориентиров как в области формирования информационных ресурсов, так и при организации обслуживания пользователей.

Выводя принципы деятельности библиотеки, необходимо исходить из ее сущности как социального института, которая заключается в сборе и распространении в пространстве и во времени документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Для выполнения этой миссии библиотеке необходимо руководствоваться системой ценностей, сформировавшейся во внешней среде.

Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).

Несмотря на то, что суждения о различных видах ценностей – благе, добре, красоте, святости и т.п. – встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей Возрождения, и у философов Нового времени, обобщающего представления о ценности как таковой и соответственно о закономерности ее появления в различных конкретных формах не было до середины XIX в. Сейчас изучением философских проблем природы ценностей занимается аксиология (от axioценность и logosслово, учение) – один из самых молодых разделов философии, сформировавшийся как самостоятельная философская наука лишь в конце XIX в.

Система ценностей формировалась на протяжении многих столетий под влиянием религиозных, этических, нравственных, художественных, политических, классовых, национальных и других факторов. Так, средневековыми теологами признавалась лишь одна ценность – Бог. В религиозной философии, теологии и религиозном сознании ценность проявляется как представление о священном, сверхчувственном, божественном. При этом необходимо отметить, что в каждой религии свой бог и, соответственно, ценностные ориентации христиан, иудеев, мусульман и т.д. вовсе не тождественны.

Единая теория ценностей не сложилась и в XVII–XVIII вв., ибо представления о красоте, добре, справедливости, социальном прогрессе оставались периферийными для того типа сознания, доминантой которого вместо религиозной веры стало познание природы, и которое поэтому должно было опираться на силу разума, на вытеснявшее мистику научное мышление. Только в середине XVIII в. стала осознаваться рационалистически-сцинтистская ориентация культуры и начались поиски альтернативного взгляда на человека, его духовный мир, его связи с другими людьми и природой. Романтизм противопоставил рационализму просвещения эмоциональную активность духовной жизни человека и тем самым завершил переход от традиционной культуры с ее стабильными принципами, освященными авторитетом мифа и воспринимавшимися поэтому не как ценности, а как объективные законы бытия, к культуре личностно-креативной, динамичной и инновационной, ценностное обеспечение которой воспринималось уже не как раз и навсегда данное, божественное по своему происхождению, а как человеческое, формирующееся в культуре и поэтому изменчивое – и в историческом времени, и в географическом пространстве.

Теория ценностей особенно активно развивалась в XIX–XX вв. и отражала специфику формировавшего в то время индустриального общества и капиталистического способа производства. Во второй половине XX в. вновь началась переоценка сложившейся системы ценностей, начала формироваться новая гносеологическая парадигма, основанная на синтезировании классической и неклассической методологий. Синергетический стиль мышления является синтезом позитивных элементов детерминистской и вероятностной картин мира.

В этот период на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, постепенно трансформирующееся в информационное. Капиталистические общества расширили свою социальную базу и стали все более социально ориентированными. Крах социалистического строя вызвал необходимость переосмысления системы ценностей многих государств. В самом начале XXI в. на развитие теории ценностей значительное влияние оказало усиление ислама. Действия радикальных экстремистских течений, исповедующих ислам и использующих терроризм в качестве инструмента достижения своих целей, заставили все человечество снова вернуться к переосмыслению своих ценностных ориентаций.

К настоящему времени сформировалось множество течений, по-своему трактующих природу ценностей. По мнению М.С. Кагана, о пестроте и запутанности общей картины можно судить по разноречивости попыток историков философии разобраться в ней и классифицировать множество фигурирующих концепций. Так, А. Эдель выделил три направления аксиологических исследований: идеалистическое, натуралистическое и прагматическое; три типа теорий ценности различает и Т. Любимова: теоретико-социологический, метафизический или методологический, негативно-критический; А. Мессер описал четыре направления в аксиологии: феноменологическое, идеалистическое, идеалистически-реалистическое и реалистическое; М. Киссель выделил пять типов теории ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм; Л. Столович увидел в аксиологии XX в. семь течений: психологическое, натуралистическое, социологическое, логико-семантическое и семиотическое, объективно-онтологическое и феноменологическое, экзистенциалистское и теологическое; В. Вейкмайстер выделил еще больше подходов к построению теории ценностей: утилитаристски-экономический, эмоционально-интуитивистский, метафизический, персоналистский, психолого-генетический, феноменологический, инструменталистский, эстетический, гуманистический, релятивистский, эмпирико-познавательный, лингвистический и ряд других.

Признавая справедливость всех этих классификаций, М.С. Каган посчитал нужным различать две дифференцирующие все эти учения силы, действующие перекрестно: одна кроется в специальных интересах разных наук к феномену ценности, поэтому его трактовки социологами, психологами, культурологами, лингвистами, семиотиками, экологами, этиками, эстетиками, наконец «чистыми» философами не могут не быть различными; с другой – аксиологические учения различаются по лежащим в их основе методологически-мировоззренческим позициям. И если различия первого ряда скорее дополняют одну теорию другими, то различия второго ведут к конфронтации теории ценностей.

В аксиологии также неоднозначно трактуется вопрос о носителях ценностей. По субъекту традиционно выделяют ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида. В 1968 г. крупнейший американский ученый в этой области А. Маслоу выделил три уровня ценностей: общечеловеческий, уровень ценностей определенных групп людей и уровень ценностей «специфических индивидов».

Проведя системный анализ аксиосферы, М.С. Каган пришел к выводу, что субъектами ценностных отношений являются конкретный человек (индивид, личность), небольшая контактная группа людей, большая неконтактная социокультурная группа людей, «частичный субъект» и человечество в целом как «совокупный объект».

Поскольку библиотека как социальный институт в своей деятельности исходит из информационных потребностей отдельных индивидов, социальных групп (класса, партии, религиозной общины, коллектива организации или предприятия и т.п.), государства и человечества в целом, то в качестве исходных для организации ее деятельности необходимо рассматривать следующие группы (уровни) ценностей: общечеловеческие ценности, национальные ценности, ценности отдельных социальных групп и ценности индивида.

Названные уровни ценностей являются неотъемлемыми атрибутами внешней среды, в которой функционирует библиотека, и оказывают непосредственное воздействие на функционирование всех институтов общества. Для осуществления своей деятельности библиотека должна соответствовать требованиям, выдвигаемым внешней средой, так как в противном случае она будет отторгнута средой и ликвидирована. Поэтому, исходя из иерархии основных групп ценностей и необходимости библиотек соответствовать им, можно сформулировать следующие принципы деятельности библиотек: соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие национальным ценностям, соответствие групповым ценностям, соответствие индивидуальным ценностям.

Исходя из классификации ценностей в каждом названном уровне, необходимо выделить духовные и материальные ценности, включающие политические, религиозные, нравственные, эстетические, художественные, естественнонаучные, экологические и другие группы ценностей.

Реализация библиотекой названных принципов деятельности заключается в предоставлении пользователю информации о содержании каждого уровня и группы ценностей и создании условий для их изучения, дальнейшего развития и использования в различных видах деятельности.

  
На главную