Мотульский Р.С. Белорусский государственный
университет культуры, Минск
Аксиологические детерминанты
принципов деятельности библиотек
В современной науке категорией принцип (от лат. principium
– начало, основа) обозначают основное исходное
положение какой-либо теории, учения, науки,
мировоззрения, политической организации.
Изучение и разработка принципов
деятельности является обязательным
элементом любой науки, поскольку без
четкого определения исходных положений
развитие какой бы то ни было теории и
соответствующей ей сферы практической
деятельности, в том числе
библиотековедения и библиотечной
деятельности, невозможно. Отсутствие
однозначной трактовки принципов
деятельности лишает библиотеки ориентиров
как в области формирования информационных
ресурсов, так и при организации
обслуживания пользователей.
Выводя принципы деятельности
библиотеки, необходимо исходить из ее
сущности как социального института,
которая заключается в сборе и
распространении в пространстве и во
времени документов с целью
удовлетворения информационных
потребностей пользователей. Для выполнения
этой миссии библиотеке необходимо
руководствоваться системой ценностей,
сформировавшейся во внешней среде.
Философами ценность
рассматривается как категория, указывающая
на человеческое, социальное и культурное
значение определенных явлений
действительности, которые оцениваются в
плане добра и зла, истины и не истины,
красоты и безобразия, допустимого и
запретного, справедливого и
несправедливого и т.п.; способы и критерии,
на основании которых оцениваются
соответствующие явления (установки, оценки,
запреты, цели или проекты).
Несмотря на то, что суждения о
различных видах ценностей – благе, добре,
красоте, святости и т.п. – встречаются и у
классиков античной философии, и у теологов
средневековья, и у мыслителей Возрождения,
и у философов Нового времени, обобщающего
представления о ценности как таковой и
соответственно о закономерности ее
появления в различных конкретных формах не
было до середины XIX в. Сейчас изучением
философских проблем природы ценностей
занимается аксиология
(от axio – ценность
и logos – слово, учение)
– один из самых молодых разделов философии,
сформировавшийся как самостоятельная
философская наука лишь в конце XIX в.
Система ценностей
формировалась на протяжении многих
столетий под влиянием религиозных,
этических, нравственных, художественных,
политических, классовых, национальных и
других факторов. Так, средневековыми
теологами признавалась лишь одна ценность
– Бог. В религиозной философии, теологии и
религиозном сознании ценность проявляется
как представление о священном,
сверхчувственном, божественном. При этом
необходимо отметить, что в каждой религии
свой бог и, соответственно, ценностные
ориентации христиан, иудеев, мусульман и т.д.
вовсе не тождественны.
Единая теория ценностей не
сложилась и в XVII–XVIII вв., ибо представления
о красоте, добре, справедливости,
социальном прогрессе оставались
периферийными для того типа сознания,
доминантой которого вместо религиозной
веры стало познание природы, и которое
поэтому должно было опираться на силу
разума, на вытеснявшее мистику научное
мышление. Только в середине XVIII в. стала
осознаваться рационалистически-сцинтистская
ориентация культуры и начались поиски
альтернативного взгляда на человека, его
духовный мир, его связи с другими людьми и
природой. Романтизм противопоставил
рационализму просвещения эмоциональную
активность духовной жизни человека и тем
самым завершил переход от традиционной
культуры с ее стабильными принципами,
освященными авторитетом мифа и
воспринимавшимися поэтому не как ценности,
а как объективные законы бытия, к культуре
личностно-креативной, динамичной и
инновационной, ценностное обеспечение
которой воспринималось уже не как раз и
навсегда данное, божественное по своему
происхождению, а как человеческое,
формирующееся в культуре и поэтому
изменчивое – и в историческом времени, и в
географическом пространстве.
Теория ценностей особенно
активно развивалась в XIX–XX вв. и отражала
специфику формировавшего в то время
индустриального общества и
капиталистического способа производства.
Во второй половине XX в. вновь началась
переоценка сложившейся системы ценностей,
начала формироваться новая
гносеологическая парадигма, основанная на
синтезировании классической и
неклассической методологий.
Синергетический стиль мышления является
синтезом позитивных элементов
детерминистской и вероятностной картин
мира.
В этот период на смену
индустриальному обществу пришло
постиндустриальное, постепенно
трансформирующееся в информационное.
Капиталистические общества расширили свою
социальную базу и стали все более социально
ориентированными. Крах социалистического
строя вызвал необходимость переосмысления
системы ценностей многих государств. В
самом начале XXI в. на развитие теории
ценностей значительное влияние оказало
усиление ислама. Действия радикальных
экстремистских течений, исповедующих ислам
и использующих терроризм в качестве
инструмента достижения своих целей,
заставили все человечество снова вернуться
к переосмыслению своих ценностных
ориентаций.
К настоящему времени
сформировалось множество течений, по-своему
трактующих природу ценностей. По мнению М.С.
Кагана, о пестроте и запутанности общей
картины можно судить по разноречивости
попыток историков философии разобраться в
ней и классифицировать множество
фигурирующих концепций. Так, А. Эдель
выделил три направления аксиологических
исследований: идеалистическое,
натуралистическое и прагматическое; три
типа теорий ценности различает и Т.
Любимова: теоретико-социологический,
метафизический или методологический,
негативно-критический; А. Мессер описал
четыре направления в аксиологии:
феноменологическое, идеалистическое,
идеалистически-реалистическое и
реалистическое; М. Киссель выделил пять
типов теории ценностей: натуралистический
психологизм, трансцендентализм,
персоналистический онтологизм, культурно-исторический
релятивизм и социологизм; Л. Столович
увидел в аксиологии XX в. семь течений:
психологическое, натуралистическое,
социологическое, логико-семантическое и
семиотическое, объективно-онтологическое и
феноменологическое, экзистенциалистское и
теологическое; В. Вейкмайстер выделил еще
больше подходов к построению теории
ценностей: утилитаристски-экономический,
эмоционально-интуитивистский,
метафизический, персоналистский, психолого-генетический,
феноменологический, инструменталистский,
эстетический, гуманистический,
релятивистский, эмпирико-познавательный,
лингвистический и ряд других.
Признавая справедливость всех
этих классификаций, М.С. Каган посчитал
нужным различать две дифференцирующие все
эти учения силы, действующие перекрестно:
одна кроется в специальных интересах
разных наук к феномену ценности, поэтому
его трактовки социологами, психологами,
культурологами, лингвистами, семиотиками,
экологами, этиками, эстетиками, наконец «чистыми»
философами не могут не быть различными; с
другой – аксиологические учения
различаются по лежащим в их основе
методологически-мировоззренческим
позициям. И если различия первого ряда
скорее дополняют одну теорию другими, то
различия второго ведут к конфронтации
теории ценностей.
В аксиологии также неоднозначно
трактуется вопрос о носителях ценностей. По
субъекту традиционно выделяют ценности
общества, народа, нации, класса, партии,
коллектива, индивида. В 1968 г. крупнейший
американский ученый в этой области А.
Маслоу выделил три уровня ценностей:
общечеловеческий, уровень ценностей
определенных групп людей и уровень
ценностей «специфических индивидов».
Проведя
системный анализ аксиосферы, М.С. Каган
пришел к выводу, что субъектами ценностных
отношений являются конкретный человек (индивид,
личность), небольшая контактная группа
людей, большая неконтактная
социокультурная группа людей, «частичный
субъект» и человечество в целом как «совокупный
объект».
Поскольку библиотека как
социальный институт в своей деятельности
исходит из информационных потребностей
отдельных индивидов, социальных групп (класса,
партии, религиозной общины, коллектива
организации или предприятия и т.п.),
государства и человечества в целом, то в
качестве исходных для организации ее
деятельности необходимо рассматривать
следующие группы (уровни) ценностей:
общечеловеческие ценности, национальные
ценности, ценности отдельных социальных
групп и ценности индивида.
Названные уровни ценностей
являются неотъемлемыми атрибутами внешней
среды, в которой функционирует библиотека,
и оказывают непосредственное воздействие
на функционирование всех институтов
общества. Для осуществления своей
деятельности библиотека должна
соответствовать требованиям, выдвигаемым
внешней средой, так как в противном случае
она будет отторгнута средой и
ликвидирована. Поэтому, исходя из иерархии
основных групп ценностей и необходимости
библиотек соответствовать им, можно
сформулировать следующие принципы
деятельности библиотек: соответствие
общечеловеческим ценностям, соответствие
национальным ценностям, соответствие
групповым ценностям, соответствие
индивидуальным ценностям.
Исходя из классификации
ценностей в каждом названном уровне,
необходимо выделить духовные и
материальные ценности, включающие
политические, религиозные, нравственные,
эстетические, художественные,
естественнонаучные, экологические и другие
группы ценностей.
Реализация библиотекой
названных принципов деятельности
заключается в предоставлении пользователю
информации о содержании каждого уровня и
группы ценностей и создании условий для их
изучения, дальнейшего развития и
использования в различных видах
деятельности.