Научные и технические библиотеки №4 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Кузьмин Е.И., Красильщикова В.М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Шрайберг Я.Л. МБИАЦ: 5 лет и 3 года Главные результаты, успехи и проблемы

Захарова А.В. CD–ROM-проекты МБИАЦ


Секция "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Проблемы доступа к экологической информации Библиотеки как центр экологической культуры"

Грачев В.А. Новый закон «Об охране окружающей среды» как законодательная основа формирования экологической культуры

Левицкая Л.В., Сибирцева Е., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации

Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр

Соловьева Л.С., Подморина Е.Б. База данных "ЭКО": особенности формирования и обслуживания пользователей


Секция  «Правовая и бизнес-информация»

Гусева В.Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса

Власова Ю.И. Система правовой информации ООН

Штукарева С.В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой


Секция «МБА и доставка документов»

Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В., Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ)

Кириллова О.В., Цветкова В.А. Развитие системы доставки документов в информационном центре

Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем


БИБЛИОТЕКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Базикало А.А. Залоговая библиотека в условиях вуза


БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

Шилов В.В. Старущенко Г.П. Научно-исследовательское обеспечение формирования фондов национальной библиотеки

Азаркина М.А., Хотеева  Н.П. Международный книгообмен и его место в комплектованнии фондов Библиотеки РАН иностранной литературой


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Госина Л.И. Библиотечное объединение как система: терминологические аспекты


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


ОБЗОРЫ РЕЦЕНЗИИ

Жданова Т.А. Чтобы говорить на одном языке (К выходу в свет книги С.А. Езовой "Грани библиотечного общения")


Дементьева Е.В.
Фундаментальная библиотека
С.-Петербургского государственного
технического университета

Электронный межбиблиотечный абонемент –
основа для равноправного информационного обмена
в будущем и настоящем

Цель библиотечной деятельности заключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей. Однако при ограниченных ресурсах реализовать эту цель можно, лишь осуществляя кооперацию и координацию деятельности библиотек при комплексном внедрении эффективных автоматизированных технологий комплектования, каталогизации хранения, и выдачи, финансового контроля и управления библиотекой, т.е. путем создания разного рода библиотечных сетей.

Применительно к библиотекам понятие сеть может иметь следующее значение – библиотечные объединения разных типов, которые повышают эффективность деятельности каждой входящей в них библиотеки и всей системы в целом путем подключения к общим базам данных для повышения качества обслуживания читателей.

Массовое использование в библиотеках современной вычислительной техники обусловливает децентрализацию, создание локальных библиотечных систем и региональных сетей, которые обеспечивают технико-экономическую самостоятельность и уменьшают зависимость от централизованных информационно-библиографических коммерческих и некоммерческих организаций.

В настоящее время многие библиотеки разных типов сотрудничают на региональном уровне, реализуя использование совместных ресурсов для ведения единого каталога и межбиблиотечного обмена.

В будущем, когда все документы будут электронными и будут доступны для всех, всюду, круглосуточно, тогда уже не будет необходимости в службе межбиблиотечного абонемента (МБА/ЭДД). Однако сегодня нет ни одной библиотеки, которая может приобрести все документы – для этого не хватит ни средств, ни полок для их размещения, ни каталогизаторов для их обработки. Поэтому библиотеки и сегодня, и завтра будут испытывать потребность в обмене ресурсами. Это сложный, комплексный, дорогостоящий технологический процесс.

Само понятие МБА уже не отражает все процессы, происходящие в реальности, оно становится намного шире. Библиотеки заимствуют документы не только у библиотек, но и у других организаций, предоставляющих информацию. Сейчас службы МБА имеют возможность выполнить запрос на документ в электронном виде или в виде фотокопии и не требовать ее возврата.

В рамках данной статьи понятие МБА – это служба, которая осуществляет заказ материалов по традиционной технологии и использует электронную доставку документов для оптимизации процесса.

Система электронной доставки документов – это программно-технологический комплекс для обеспечения оперативного доступа читателей к библиотечным фондам, основанный на преобразовании потока запросов в форме вторичной информации в полнотекстовую.

Организационная и технологическая модель межбиблиотечного обмена является определяющим моментом в эффективности применения корпоративных сетей. Современные сетевые технологии позволяют реализовать идеальную модель передачи электронного документа за один этап, т.е. прямой передачей в компьютер пользователя. В данном случае весь процесс от поиска информации, проверки ее наличия в местном фонде (или в полнотекстовых базах данных) до оформления заказа и получения копий документов может быть выполнен сразу с автоматизированного рабочего места конечного пользователя.

Однако, несмотря на практическую реализацию данного решения в ряде систем электронной доставки документов, оно не является универсальным по целому ряду объективных причин: плохое качество телекоммуникационных сетей для автоматической передачи файлов, отсутствие необходимой программной и технической базы у пользователей и библиотек, не вся информация хранится в электронных хранилищах. Поэтому на данный момент существует некоторый набор технологических модификаций служб ЭДД.

На практике выбор технологической модели зависит от конкретных обстоятельств, условий и задач конкретной библиотеки. Выбор программного обеспечения тоже определяется условиями и возможностями библиотек. Рынок специальных программных продуктов не предоставляет сегодня большого выбора, а отсутствие национальных стандартов не дает возможности организовать оптимальный технологический цикл. Причем разнообразие модификаций присуще каждому этапу технологической цепи. Таким образом, несмотря на определенное сходство применяемых технологий и используемых технических средств, каждая библиотека или объединение библиотек разрабатывает и внедряет собственную технологию получения заказов и доставки файлов заказчикам.

Самой современной технологией является заказ копий через специальный программный модуль, совмещенный с поиском в базе данных. Основным преимуществом здесь является то, что пользователи могут инициировать запросы без участия персонала, а также прослеживать передачу и ход их выполнения. Если модуль заказа копий и первоисточников отсутствует, то передача заказов в службу ЭДД и МБА осуществляется по электронной почте, иногда по факсу. Весьма распространен прием заказов через так называемые формы.

Библиотеки прошли долгий путь до машиночитаемой каталогизации. С появлением большого количества электронных библиографических баз данных обмен ресурсами стал более значимым. Высокоскоростные коммуникации, многообразие компьютеризованных систем и способов доставки документов – от доставки книг с помощью курьера до использования специализированных программ сканирования и доставки электронных документов (Ariel, D2) – помогают библиотекам наладить эффективный обмен ресурсами.

Одной из последних разработок является протокол SR/Z39.50, включающий элемент заказа документа и общий протокол МБА. Много усилий в современных системах доставки документов связано с разработкой интерфейсов для этих стандартов. Они обеспечивают механизм, благодаря которому возможно заказывать одновременно в несколько системах.

В 2001 г. американские информационно-библиотечные сети RLG и OCLC объявили о создании специальных программ обмена документами в рамках электронного МБА (RLG’s ILL Manager, OCLC ILL) на основе протокола ISO ULL (10160, 10161, IPIG Profile), который позволяет перейти от старой централизованной модели обмена заказами к новой модели, дающей возможность взаимодействовать напрямую и работать с заказами в распределенной среде. Библиотеки-лидеры в использовании вычислительной техники и информационных технологий нашли самый эффективный способ для реализации межбиблиотечного обмена.

Эта гибкая динамичная система способна интегрировать и упрощать процессы заказа, отправки и предоставления документов, позволяет обслуживать клиентов лучше и быстрее и уменьшать себестоимость операций. С помощью этих программ библиотекари получают единую технологию работы, автоматизацию всех этапов обслуживания, единый набор навыков для работы. Эти программы имеют возможность поиска и заказа из разных сводных каталогов, доступных по протоколу Z39.50. Они совместимы также с программой сканирования и пересылки электронных копий ARIEL. Запуск программы сканирования осуществляется прямо из ILL Manager. После сканирования программа автоматически меняет статус заказа на отправленный. ILL Manager предлагает полный контроль над прохождением заказа, исключает использование бумажных бланков заказа и других форм. Эта программа одинаково контролирует запросы, сделанные вне программы, и запросы, присланные по электронной почте.

Из-за отсутствия средств российские библиотеки не могут приобрести это программное обеспечение.

Аналогичное вышеприведенному программное обеспечение создано в рамках консорциума «Корпоративная библиотечная система С.-Петербурга для науки и высшего образования» (http://www.ruslan.ru:8001/rus/).

Организация и создание службы МБА и ЭДД в библиотечном консорциуме С.-Петербурга является важнейшим направлением в реализации цели корпоративного проекта. Технологическая модель, внедренная в консорциуме, уникальна и позволяет решить весь комплекс задач для создания службы МБА/ЭДД – удобной, оперативной и экономичной.

Вариант межбиблиотечной доставки документа (библиотека является посредником между заказчиком информации и ее держателем) по этой технологической модели выглядит следующим образом. Авторизованный пользователь производит поиск в БД «Сводный электронный каталог» и на его основе формирует заказ, который сразу из электронного каталога в режиме реального времени поступает в БД заказов библиотеки, читателем которой он является. Сотрудник библиотеки тут же его просматривает, координирует адресацию заказа и уже от имени библиотеки отправляет заказ для выполнения в одну из библиотек консорциума. Библиотека-держатель подтверждает заказ и выполняет его в соответствии с технологией электронной доставки: с использованием программ ARIEL или D2 отправляет библиотеке-посреднику, которая пересылает его читателю. Все операции библиотекарь осуществляет в рамках одной программы АРМ «МБА». Основой для разработки технологии послужил стандарт ISO ILL; также был использован опыт ILL OCLC.

Это лишь один из сценариев взаимодействия библиотек и пользователей. Важно подчеркнуть, что обе стороны работают в режиме реального времени и таким образом сокращают до минимума временные затраты на пересылку, переадресацию и выполнение заказа. Пользователь получает все преимущества Интернет-технологии. Библиотекарь имеет возможность формировать базы данных организаций и читателей, вести учет работы, составлять отчет, что ему позволит рационально использовать рабочее время и в то же время повысит качество статистики. По сути участники процесса имеют свою личную веб-страницу, имеющую функцию заказа из электронного каталога, а также реально и динамично отражающую изменения в статусе выполнения заказа.

Отсутствие документа в фонде одной из библиотек уже не будет причиной отказа – процесс поиска продолжается на уровне «Сводного каталога библиотек консорциума С.-Петербурга». Технология ЭДД позволяет выполнять запрос читателя быстро и сопоставимо со сроками выполнения запроса внутри каждой библиотеки-участницы. При отсутствии документа у библиотек – участниц консорциума читатель может сразу заполнить бланк-заказ и в электронном виде послать его в службу МБА библиотеки.

В проекте службы ЭДД развиваются на базе секторов МБА при участии отделов автоматизации, так как электронная доставка документов является частью процесса обслуживания по МБА. С помощью программы можно заказать любой вид документа, заказ обрабатывается в соответствии с правилами библиотеки и договоренностями между участниками.

Помимо создания технологии обработки заказа и его выполнения, необходимо было в каждой библиотеке оборудовать рабочие места, т.е. определить набор оборудования и программного обеспечения для выполнения поставленных задач. Еще один важный момент – обучение – необходимое условие становления службы. Этот вопрос положительно решен в консорциуме, где участники проекта могут пройти обучение в соответствии с планом работы тренинг-центра Фундаментальной библиотеки С.-Петербургского государственного технического университета или в режиме семинара при внедрении новых технологических решений.

Для изготовления копий и обмена документами служба ЭДД консорциума использует специализированную программу сканирования ARIEL, однако это возможно не всегда, поэтому используются другие программные продукты, что зачастую определяется возможностями заказчика.

Важным является вопрос о форматах копий, которые готовят службы ЭДД, а также о форматах электронных изданий, распространяемых на компакт-дисках или доступных в Интернете. Существование большого числа форматов неудобно пользователям, которые вынуждены иметь различные программы для просмотра документов.

Для изображений документов стандарт де-факто – tiff. Используют этот формат и библиотеки и некоторые издатели и многие другие. Однако они все более и более склоняются к принятию формата Адобе – Portable Document Format (PDF), как наиболее удобного метода кодирования документов для электронного издания. PDF – более компактный формат, а доступность PDF-браузеров обеспечивает клиентам легкий доступ. Эту проблему решили создатели программы ARIEL в 3-й версии, теперь они используют наряду с tiff и второй формат PDF, что, несомненно, повышает привлекательность программы.

Вопросы хранения копий каждая библиотека решает самостоятельно на основе анализа повторных запросов.

Процесс развития службы МБА и ЭДД в России идет параллельно с созданием технологии корпоративной каталогизации и созданием национального сводного электронного каталога. Как всегда лучшие и самые квалифицированные библиотекари бьются над созданием идеальных записей. Параллельно в библиотеках создаются записи на одно и то же издание. И даже возможность использования технологии каталогизации заимствованием для многих из них скорее исключение, чем практика. Библиотекари в основном сосредоточены на решении этой проблемы, а службы МБА отдают на откуп отделам автоматизации, которые отлаживают и создают технологию, но не могут наладить работу с пользователями. Поэтому еще рано говорить о распределенной подписке. Нет доверия к возможностям МБА/ЭДД у библиотечных специалистов, нет доверия и у читателей.

С созданием программного обеспечения АРМ «МБА» мечта библиотекарей службы межбиблиотечного абонемента консорциума (и возможно, их директоров) о единой программе, устойчивой системе, способной обрабатывать процессы заказа и отправки материалов и взаимодействовать с другими системами, стала реальностью. Ее развитие в наших руках и зависит только от нас.

  
На главную