Научные и технические библиотеки №4 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Кузьмин Е.И., Красильщикова В.М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Шрайберг Я.Л. МБИАЦ: 5 лет и 3 года Главные результаты, успехи и проблемы

Захарова А.В. CD–ROM-проекты МБИАЦ


Секция "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Проблемы доступа к экологической информации Библиотеки как центр экологической культуры"

Грачев В.А. Новый закон «Об охране окружающей среды» как законодательная основа формирования экологической культуры

Левицкая Л.В., Сибирцева Е., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации

Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр

Соловьева Л.С., Подморина Е.Б. База данных "ЭКО": особенности формирования и обслуживания пользователей


Секция  «Правовая и бизнес-информация»

Гусева В.Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса

Власова Ю.И. Система правовой информации ООН

Штукарева С.В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой


Секция «МБА и доставка документов»

Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В., Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ)

Кириллова О.В., Цветкова В.А. Развитие системы доставки документов в информационном центре

Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем


БИБЛИОТЕКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Базикало А.А. Залоговая библиотека в условиях вуза


БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

Шилов В.В. Старущенко Г.П. Научно-исследовательское обеспечение формирования фондов национальной библиотеки

Азаркина М.А., Хотеева  Н.П. Международный книгообмен и его место в комплектованнии фондов Библиотеки РАН иностранной литературой


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Госина Л.И. Библиотечное объединение как система: терминологические аспекты


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


ОБЗОРЫ РЕЦЕНЗИИ

Жданова Т.А. Чтобы говорить на одном языке (К выходу в свет книги С.А. Езовой "Грани библиотечного общения")


Библиотечные фонды

УДК 025.21

Шилов В.В., Старущенко Г.П.
РНБ, С.-Петербург

Научно-исследовательское обеспечение
формирования фондов национальной библиотеки

Представлена программа НИР управленческих решений по проблемам фондов Российской национальной библиотеки.

Научная проработка важнейших проблем формирования фондов весьма актуальна для Российской национальной библиотеки, как и для всех крупнейших научных библиотек.

В течение более чем двухсотлетнего периода формирования фондов Императорской публичной (ныне Российской национальной) библиотеки создан огромный информационный потенциал (более 33 млн документов). Это позволяет библиотеке занимать одно из ведущих мест в мире не только по размерам фондов, но и по объему обслуживания (более 14 млн книговыдач в год). Столь значительные масштабы деятельности подчеркивают не только необходимость, но и сложность выработки и реализации эффективной политики формирования фондов.

Кардинальные изменения во внешней среде, наращивание объема мирового массива документов, нематериальных ресурсов информации, распространение новейших информационных технологий требовали сиюминутных решений, корректировки взглядов на приоритетность проблем, связанных с фондами, изменений планов, порой – без долгосрочных прогнозов. Результат – отсутствие четко обозначенной концепции формирования фондов национальной библиотеки в современных условиях, размытость соответствующей стратегии.

Особенно остро стали ощущаться проблемы, связанные с моделированием фонда на основе разноплановых критериев. Выделим три из них:

  • более демократический подход к реализации принципа общедоступности фондов;

  • применение методов обслуживания с использованием «удаленного доступа», когда приобретается не сам документ, а право временного доступа к нему в ресурсах других учреждений;

  • провозглашение рамочного принципа максимальной полноты фонда отечественных документов.

Организация научных исследований по проблемам документных фондов в национальной библиотеке имеет свои особенности. Во-первых, фонд национальной библиотеки представляет собой часть единого национального библиотечного фонда, распределенного по другим библиотекам и информационным учреждениям. Следовательно, управленческие решения по фонду национальной библиотеки должны быть согласованы с общими принципами построения системы фондов в стране. Во-вторых, документный массив библиотеки является распределенным внутри самой библиотеки по ряду неоднородных аспектов и имеет чрезвычайно сложную структуру. Из этого следует, что унифицированные управленческие решения по управлению частными фондами невозможны, но общая схема управления требует определенного концептуального единства. В-третьих, национальная библиотека сохраняет моральную ответственность за оказание методической помощи российским библиотекам в области формирования региональных библиотечно-информационных фондов.

Кроме того, следует руководствоваться некоторыми общими критериями организации научных исследований.

Первое – структурирование научных исследований на основе объектно-ориентированного подхода. Из этого вытекает, в частности, что профиль деятельности научных коллективов дифференцируется по основным объектам библиотечного дела: пользователи библиотеки, их потребности; библиотечные кадры; материально-техническая база библиотечного учреждения; документные фонды; библиотечно-информационная технология.

Второе – принято a-priori считать, что исследования по фондам имеют преимущественно прикладной характер, но в ряде случаев a-posteriori требуется предварительная теоретическая разработка проблем.

Третье – наукоемкость исследований. По ряду неоспоримых соображений фондоведческие исследования являются наиболее наукоемкими сравнительно с исследованиями в других областях библиотечного дела.

К концу 2001 г. руководству РНБ стало ясно, что требуется специальное научно-исследовательское обеспечение тех управленческих решений, которые имеют концептуальный и стратегический характер, поэтому был создан научно-исследовательский отдел библиотечных фондов.

Потребовалась специальная программа научных исследований в области  формирования фондов национальной библиотеки.

Устав РНБ (2001 г.) зафиксировал общую направленность политики формирования фондов. Политика осуществляется с помощью концепции, стратегического плана, профиля комплектования, тактики действий. В программе НИР мы придерживались следующего содержания этих терминов.

Формирование фондов – система взаимосвязанных процессов, включающая все виды, формы и этапы комплектования, организацию и сохранение фондов.

Концепция формирования фонда – замысел, теоретическое построение соответствующей деятельности библиотеки. Это набор основных правил строительства фонда, система принципов. Главной проблемой организации работы любой библиотеки, а национальной в особенности, является разработка и систематическое обновление (актуализация) концепции формирования документных фондов.

Стратегический план – общий план мероприятий, необходимых для осуществления замысла. То или иное направление (вектор) деятельности имеет смысл только тогда, когда подразумевает движение в этом направлении, т.е. осуществление конкретных мероприятий. Стратегический план подразумевает прежде всего сосредоточение усилий на узловых направлениях деятельности.

Тактика комплектования – совокупность средств и приемов, порядок (или очередность) отбора документов, выбор форм и видов комплектования, источников книгоснабжения, определение соотношения между основными и вспомогательными фондами, установление взаимосвязи между текущим и ретроспективным комплектованием, пополнением и вторичным отбором и т.д.

Профиль комплектования – официальный документ, регламентирующий отбор изданий для библиотеки на основе принятой концепции формирования ее фондов. Это нормативный документ, при помощи которого в процессах комплектования реализуются концепция и стратегия формирования фондов. В некоторых источниках профиль отождествляется с тематико-типологическим планом комплектования или, напротив, ему противопоставляется. На самом деле, тематико-типологическое построение документа – это лишь один из возможных способов представления профиля.

В зависимости от степени проработки профиль может представлять собой либо указания по подготовке управленческих решений по формированию фонда, имеющих более или менее общий характер, либо нормативный документ прямого действия. Тогда это «рабочий инструмент», используемый непосредственно при отборе конкретных изданий, определению экземплярности, сроков хранения. Профиль комплектования РНБ (последняя редакция 2002 г.) традиционно строится таким образом, что указания об отборе документов сочетаются непосредственно с указаниями об определении места их хранения (в специализированном фонде), т.е. профиль комплектования сочетается с инструкцией по распределению документов в фондах библиотеки.

Программа научных исследований в области формирования фондов РНБ не похожа на обычное изложение какой-либо конкретной программы НИР. Это программа деятельности на некоторый обозримый период. Мы воздержались от выдвижения рабочих гипотез по конкретным проблемам, но дали общее описание проблемной ситуации в системе управления формированием библиотечных фондов РНБ в целом. Она обусловлена преимущественно тем обстоятельством, что строительство дополнительного здания библиотеки на Московском проспекте (в 2002 г. завершается ввод в действие первой очереди) потребовало изменить прежнюю конфигурацию в размещении фондов, вынудило принимать подчас болезненные решения о разделении фондов по хронологическому признаку и т.п. Перемещение части основных и подсобных фондов из центрального района города создало новую ситуацию в библиотечно-информационном обслуживании, что, безусловно, вносит коррективы в политику комплектования.

При составлении программы удалось выделить приоритетные направления исследований и определить их взаимосвязь. Кроме того, предложена общая методология проведения НИР. Ее основные моменты:

  • историзм (изучение истории формирования фондов РНБ как опора в рекомендациях по их дальнейшему развитию);

  • социометрический подход как изучение профессиональных мнений высококвалифицированных специалистов;

  • эконометрический подход (изучение затрат библиотеки, оптимизация соотношения между используемыми ресурсами и желаемыми результатами деятельности библиотеки по формированию фондов);

  • изучение возможности применения малоизвестных и не применявшихся ранее методов, например картографирование фондов.

В организации НИР – опора на сотрудничество с научно-производственными отделами-фондодержателями и другими службами библиотеки. Обязанности распределяются следующим образом: разработка проектов программ и методик, организация их согласования, создание баз данных возложены на научный отдел; сбор материалов – на производственные отделы; обобщение результатов и выработка рекомендаций – совместно.

Более сложно распределена ответственность между несколькими отделами по аспектам проблемы. За производственными отделами остается организационное, технологическое и техническое обеспечение. Наиболее характерный пример – создание двух фондов: фонда микроформ и фонда электронных документов. Критерии отбора документов для перевода их на другие носители, а также выбор вида носителей для тех или иных документов – это чисто научная проблема и в то же время межотдельская. Как фонд микроформ, так и фонд электронных документов должны быть созданы на основе выборки из фондов разных отделов.

Наиболее желательный результат НИР – преобразование рекомендаций и выводов НИР в организационно-распорядительную документацию (приказы и распоряжения дирекции библиотеки).

Приоритетность (первоочередность, актуальность) проблем определялась нами методом экспертных оценок. Экспертизу проводили ведущие специалисты научных и научно-производственных отделов РНБ. Вначале эксперты сформировали список проблем, затем выставили этим проблемам экспертные оценки. В результате получен ранжированный список 55 различных тем и предметов.

Анализ списка привел нас к группировке проблем по содержанию и уровням приоритетности. Назовем наиболее значимые группы.

Первую группу приоритетности составили вопросы стратегического характера. Максимально высокую оценку получила проблема «Концепция формирования фондов РНБ» – 100 баллов (все оценки для удобства сравнения переведены в 100-балльную шкалу измерения). Близкой к ней оказалась «Концепция полноты основных фондов РНБ как части распределенного национального библиотечно-информационного фонда» – 88,9 балла. Логично высокой оказалась оценка приоритетности создания профиля комплектования фондов РНБ – 87 баллов. Почти по соседству расположилась оценка задачи создания базы данных «Единая автоматизированная система лакун» – 70,4 балла.

Вторую по уровню приоритетности группу актуальных проблем составили предметы, имеющие отношение к формированию фондов так называемых нетрадиционных для библиотек носителей информации, а конкретно:

  • страховой фонд микроформ документов – 98,2 балла,

  • фонды электронных изданий – 94,4 балла,

  • фонды аудиовизуальных материалов – 92,6 балла,

  • электронно-сетевые публикации – 79,6 балла, в частности нормативно-правовые аспекты комплектования электронно-сетевых изданий – 46,4 балла.

В третью группу приоритетности мы включили проблемы формирования отдельных фондов традиционных носителей информации – печатных документов. Рубрика, имеющая общий характер – «Проблемы формирования отдельных фондов РНБ», получила оценку 81,5 балла. Далее располагаются проблемы конкретных фондов, а именно: «Страхового фонда микроформ документов» – 98,2 балла (она заняла второе место по приоритетности после упомянутой выше «Концепции формирования фондов РНБ» и до настоящего времени не получила окончательного решения в библиотеке), фонд Центральной справочной библиотеки – 61,1 балла, фонд нотных изданий и звукозаписей – 42,6 балла, фонд изданий на языках народов России – 38,9 и др. Особое место занимает нерешенность проблем, связанных с формированием коллекций, собраний особо ценных и редких документов (маргиналий, автографов и т.п.) – 50 баллов.

К четвертой группе приоритетности отнесены проблемы из области библиотечно-информационного права: нормативно-технологическое обеспечение деятельности РНБ – 77,8 балла, нормативно-правовое обеспечение деятельности РНБ – 57,4 балла, нормативно-правовые аспекты комплектования сетевых электронных изданий – 46,3 балла, законодательное обеспечение деятельности по формированию фондов российских библиотек – 44,4 балла, организационно-правовые основы деятельности и взаимодействия библиотек на разных уровнях – 33,3 балла, разработка регламентирующей документации, обеспечивающей деятельность по формированию фондов РНБ – 27,8 балла и др.

Особую группу приоритетности составили проблемы в области обеспечения сохранности фондов РНБ. Систематическая последовательность проблем практически совпадает с ранжированием по уровню приоритетности, а именно: сохранение документного фонда РНБ как части уникального национального наследия – 72,2 балла; изучение состояния фондов РНБ, научная экспертиза и прогнозирование долговечности документов – 74,1 балла; обследование состояния книжных памятников в библиотечных фондах, экспертиза состояния фонда редких книг (инкунабул), разработка паспорта сохранности и программного обеспечения – 66,7 балла; полнотекстовые базы данных как виртуальная часть библиотечного фонда – 18,5 балла.

Обилие проблем, многоаспектность их связей, различие мнений относительно их подчиненности, с одной стороны, и ограниченность научно-профессиональных ресурсов – с другой, делают особенно сложной задачу формирования стратегического плана научных исследований и, соответственно, дифференциации этапов НИР, последовательности конкретных разработок. В этих условиях, на наш взгляд, требуется четкое определение концептуальных подходов к решению фондовских проблем РНБ, и здесь мы позволим себе высказать собственные суждения.

Национальная библиотека – не просто общедоступная библиотека. Оставаясь общедоступной, она прежде всего универсальная научная библиотека. Следовательно, обеспечение полноты и сохранности фондов осуществляется в интересах тех групп пользователей, информационные потребности которых связаны с выполнением научных, специальных учебных и специальных производственных задач.

Принцип обеспечения сохранности документов для национальной библиотеки в качестве научной библиотеки трансформируется в требование максимально длительного сохранения информации. Значительной эффективности в обеспечении сохранности фонда как памятника письменности можно достичь лишь при концентрации усилий по обеспечению максимально длительного сохранения относительно небольшого круга документов, имеющих существенную научно-информационную и культурно-историческую ценность, в первую очередь памятников культуры и истории, признанных таковыми с помощью специальной экспертизы.

И теоретически, и практически задача обеспечения сохранности связана в один узел с задачей обеспечения и поддержания уровня полноты фондов, заданного концепцией их формирования. Смысл подобной увязки не нуждается в подробном освещении: если документы исключаются из фондов по той причине, что не удалось обеспечить их сохранность, уровень полноты фондов автоматически снижается. Задача библиотеки в области обеспечения сохранности документов является подчиненной по отношению к задаче обеспечения оптимального уровня относительной полноты, гарантирующей соответствие состава фондов статусу национальной библиотеки.

Необходимо учитывать своеобразие Российской национальной библиотеки по сравнению с другой национальной библиотекой России – Российской государственной – как в историческом, так в территориально-географическом аспекте.

РГБ находится в Москве, где концентрация информационно-библиографических ресурсов сравнительно с С.-Петербургом является запредельно высокой. По существующему Закону об обязательном экземпляре в Москве между различными учреждениями распределяются 11 комплектов обязательных экземпляров основных видов документов федерального значения, в С.-Петербурге – всего лишь три комплекта (РНБ – 2, БАН – 1). Кроме того, в Москве сосредоточен обширный круг центральных отраслевых библиотек, так или иначе обеспечивающих полноту своих фондов по данной отрасли и смежным наукам. Вследствие этого отбор изданий для постоянного хранения в РНБ не должен слепо копировать отбор, культивируемый в РГБ. Прежде всего это касается документов, издаваемых на периферии. Полнота комплектования фондов РНБ периферийными изданиями должна быть выше, чем в РГБ. Это относится в первую очередь к документам, имеющим существенную научно-информационную и культурно-историческую ценность; естественно, речь не идет об «эфемеридах».

Эффективным средством достижения более высокого уровня полноты фондов, чем это достигнуто в ходе текущего комплектования, является ретроспективное комплектование. Мы ставим вопрос о том, чтобы придать этому виду комплектования в РНБ значительно более высокий организационный и технологический уровень. Действенным инструментом в этом деле может стать автоматизированная система обмена библиографической информацией, с одной стороны, об изданиях, предлагаемых библиотеками для перераспределения, а с другой – о лакунах и других видах desiderata. При этом обмен информацией и обновление соответствующих баз данных должны осуществляться в интерактивном режиме.

До середины 1990-х гг. эти задачи пыталась решать общероссийская система перераспределения и хранения малоиспользуемой литературы, не утратившей научно-информационной ценности. Известно, что целесообразно сохранять такую литературу в ограниченном числе крупнейших научных библиотек, в первую очередь – в национальных. Прочие библиотеки могут предлагать малоиспользуемые издания для перераспределения. Здесь заложен ресурс для восполнения пробелов в основных фондах национальных библиотек. По причинам, о которых здесь нет смысла говорить, система перестала быть эффективной и постепенно сошла на нет.

В настоящее время предлагаются разные пути решения проблемы, обнаружилась принципиальная разница в позициях по этому вопросу РГБ и группы специалистов РНБ. По нашему мнению, в силу приведенных выше алгоритмов именно РНБ должна организовать эффективное функционирование системы с использованием всех особенностей нынешнего правового поля. РНБ должна и может не только реконструировать систему, но и сама служить эталоном применения передовой технологии межбиблиотечного обмена информационными ресурсами на всей территории Российской Федерации, а не только в пределах экономико-географического района или федерального округа.

  
На главную