Научные и технические библиотеки №4 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Кузьмин Е.И., Красильщикова В.М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Шрайберг Я.Л. МБИАЦ: 5 лет и 3 года Главные результаты, успехи и проблемы

Захарова А.В. CD–ROM-проекты МБИАЦ


Секция "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Проблемы доступа к экологической информации Библиотеки как центр экологической культуры"

Грачев В.А. Новый закон «Об охране окружающей среды» как законодательная основа формирования экологической культуры

Левицкая Л.В., Сибирцева Е., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации

Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр

Соловьева Л.С., Подморина Е.Б. База данных "ЭКО": особенности формирования и обслуживания пользователей


Секция  «Правовая и бизнес-информация»

Гусева В.Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса

Власова Ю.И. Система правовой информации ООН

Штукарева С.В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой


Секция «МБА и доставка документов»

Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В., Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ)

Кириллова О.В., Цветкова В.А. Развитие системы доставки документов в информационном центре

Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем


БИБЛИОТЕКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Базикало А.А. Залоговая библиотека в условиях вуза


БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

Шилов В.В. Старущенко Г.П. Научно-исследовательское обеспечение формирования фондов национальной библиотеки

Азаркина М.А., Хотеева  Н.П. Международный книгообмен и его место в комплектованнии фондов Библиотеки РАН иностранной литературой


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Госина Л.И. Библиотечное объединение как система: терминологические аспекты


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


ОБЗОРЫ РЕЦЕНЗИИ

Жданова Т.А. Чтобы говорить на одном языке (К выходу в свет книги С.А. Езовой "Грани библиотечного общения")


Грачев В.А.
Государственная Дума
Российской Федерации

Новый закон «Об охране окружающей среды»
как законодательная основа формирования
экологической культуры

Наша страна обладает несметными природными богатствами, поэтому для нас особенно актуально формирование экологической культуры населения. Весомым вкладом в это дело стал новый закон «Об охране окружающей среды», разработка которого завершена в начале января 2002 г. Закон подписан Президентом Российской Федерации, опубликован и вступил в силу.

Новый закон опирается на фундаментальные положения Конституции Российской Федерации, которая закрепила основные права человека, включающие право на благоприятную окружающую среду. Новый закон призван обеспечить реализацию этого права путем определения правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества, природных, природно-антропогенных объектов, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В законе впервые конкретно определены и четко разграничены понятия природная среда и окружающая среда, установлена обязанность их охраны, причем не только природных объектов, как это было в предыдущем законе РСФСР, но и природно-антропогенных и антропогенных объектов окружающей среды – природных объектов, измененных в процессе антропогенного воздействия и (или) созданных человеком. Таким образом, в законе определено, что природная среда является важнейшей составляющей окружающей среды и основой жизни на Земле и подлежит охране. Кроме того, впервые дано понятие природные ресурсы. Они определены как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющие потребительскую стоимость. Одновременно к использованию природных ресурсов отнесены их эксплуатация и вовлечение в хозяйственный оборот. В результате проведено четкое разграничение основных понятий, используемых в законе и в сферах охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, по сравнению с законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в новом законе введены основные понятия, термины и определения в области охраны окружающей среды, позволяющие использование их в правоприменительной практике (в том числе такие новые понятия, как экологический аудит): введены новые и более четко сформулированы известные принципы охраны окружающей среды:

  1. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, что дает основание для реализации принципов обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и(или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  2. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, сохранения биологического разнообразия;

  3. обязанность использования наилучших возможных технологий, имеющих природоохранный эффект, что обеспечит, с одной стороны, прогресс в области развития технологий, а с другой – снижение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности в соответствии с природоохранными требованиями на основе интегрированного и индивидуального подходов к их установлению для каждого хозяйствующего субъекта;

  4. ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также принцип независимости экологического контроля;

  5. платность природопользования и обязанность возмещения вреда окружающей среде;

  6. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Впервые введен раздел: «Основы формирования экологической культуры», где заложены нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом, без которых невозможно сохранение благоприятной окружающей среды.

Более четко и конкретно урегулированы вопросы разграничения полномочий в области охраны окружающей среды между федеральным и региональным уровнями государственной власти, что при нынешнем положении дел в связи с постоянными реорганизациями государственных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды на федеральном уровне, крайне актуально для сохранения окружающей среды Российской Федерации в целом.

Отдельно разработана глава об экологическом контроле, где предусматривается наличие контрольного органа государственной власти в области государственного экологического контроля; при этом запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов; муниципальным органам власти предоставлены дополнительные полномочия в области экологического контроля.

В новом законе конкретизированы и дополнены права граждан Российской Федерации, а также общественных объединений в области охраны окружающей среды.

С целью государственного регулирования хозяйственной деятельности, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды, определена система природоохранных нормативов. Она включает установление:

  1. нормативов качества окружающей среды по химическим, физическим, биологическим показателям состояния компонентов природной среды и природных объектов с учетом природных особенностей территорий и акваторий и их целевого использования;

  2. нормативов воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

  3. нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов на допустимые выбросы и сбросы;

  4. нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды в соответствии с природоохранными требованиями.

Установлены правовые нормы по осуществлению экологического страхования, в том числе обязательного, и экологической сертификации на соответствие природоохранных требований с целью обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности.

Кроме правовых норм, обеспечивающих реализацию экологической экспертизы с учетом норм международного права, впервые в данном законе установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду.

Введены новые природоохранные требования к осуществлению такой хозяйственной деятельности, как производство и эксплуатация автомобильных и иных транспортных средств; строительство и эксплуатация объектов нефтегазового комплекса без рекультивации нарушенных и загрязненных земель; обращение с отходами производства и потребления, включая опасные и радиоактивные. При этом законом однозначно запрещен ввоз радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания.

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов и их генетического фонда впервые предусмотрена норма по осуществлению их консервации в низкотемпературных генетических банках и сохранению в искусственно созданной среде обитания, предусмотрено также сохранение почв как отдельного объекта охраны окружающей среды.

В целях осуществления наблюдения за состоянием окружающей среды выделена специальная глава по организации государственного экологического мониторинга, предусматривающая предоставить субъектам Российской Федерации право организовывать свои системы наблюдения за состоянием окружающей среды.

Определено понятие вред окружающей среде от хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и установлен порядок его компенсации; предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Таким образом, новый закон привел нормы природоохранного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Он является базой для осуществления природоохранной деятельности на территории Российской Федерации и направлен на гармонизацию Российского природоохранного законодательства с международными нормами, принципами и правилами в области охраны окружающей среды.

В заключение привожу полный текст главы нового закона «Об охране окружающей среды».

 

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

 

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях.

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

 

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Статья 74. Экологическое просвещение.

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

  
На главную