Научные и технические библиотеки №4 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Кузьмин Е.И., Красильщикова В.М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Шрайберг Я.Л. МБИАЦ: 5 лет и 3 года Главные результаты, успехи и проблемы

Захарова А.В. CD–ROM-проекты МБИАЦ


Секция "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Проблемы доступа к экологической информации Библиотеки как центр экологической культуры"

Грачев В.А. Новый закон «Об охране окружающей среды» как законодательная основа формирования экологической культуры

Левицкая Л.В., Сибирцева Е., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации

Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр

Соловьева Л.С., Подморина Е.Б. База данных "ЭКО": особенности формирования и обслуживания пользователей


Секция  «Правовая и бизнес-информация»

Гусева В.Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса

Власова Ю.И. Система правовой информации ООН

Штукарева С.В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой


Секция «МБА и доставка документов»

Аветисов М.А., Крамчанинов Е.В., Стеллецкий В.И., Стеллецкий В.В. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ)

Кириллова О.В., Цветкова В.А. Развитие системы доставки документов в информационном центре

Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем


БИБЛИОТЕКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Базикало А.А. Залоговая библиотека в условиях вуза


БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ

Шилов В.В. Старущенко Г.П. Научно-исследовательское обеспечение формирования фондов национальной библиотеки

Азаркина М.А., Хотеева  Н.П. Международный книгообмен и его место в комплектованнии фондов Библиотеки РАН иностранной литературой


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Госина Л.И. Библиотечное объединение как система: терминологические аспекты


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


ОБЗОРЫ РЕЦЕНЗИИ

Жданова Т.А. Чтобы говорить на одном языке (К выходу в свет книги С.А. Езовой "Грани библиотечного общения")


Гусева В.Н.
ГПНТБ России

Формирование фонда деловой литературы
на основе анализа читательского спроса

Кабинет деловой информации (КДИ) – структурное подразделение ГПНТБ России. Решение о его создании принято в 1992 г.; тогда же началось и формирование фонда в соответствии с задачами, поставленными перед КДИ – обеспечение специалистов экономической, коммерческой и финансовой информацией, без овладения которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность.

В начале существования КДИ упор делался в основном на товарно-фирменные и адресные справочники (как традиционные, так и электронные); со временем тематика комплектования слегка видоизменялась в соответствии со спросом читателей.

К 2002 г. фонд КДИ насчитывал около 32 тыс. документов.

Значительное место в КДИ отводится адресно-справочным изданиям и базам данных, из которых можно получить справку о производителе конкретного продукта или услуги, найти его адрес и телефон, выяснить номенклатуру и объем производимой продукции.

Достоверную и полную адресную информацию можно также получить из изданий Министерства юстиции Российской Федерации и Государственной регистрационной палаты. Это вестники с сериями: Коммерческие организации с иностранными инвестициями, зарегистрированные и внесенные в Государственный реестр; лизинговые компании, получившие лицензии на осуществление финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации и внесенные в сводный Государственный реестр; представительства иностранных компаний, аккредитованные в Российской Федерации и внесенные в сводный Государственный реестр.

Постоянным спросом пользуется статистическая экономическая информация, представленная в фонде в основном статистическими бюллетенями, справочниками Госкомстата Российской Федерации («Российский статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Промышленность России») и материалами, подготавливаемыми соответствующими комитетами ООН и охватывающими все регионы мира.

Из зарубежных изданий большим спросом пользуется «International Financial Statistics» Международного валютного фонда. Однако зарубежные справочные издания представлены в меньшей степени; среди них: системы КОМПАСС по ряду стран, EUROPAGES, World Business Directory (Gale) и некоторые другие.

Мы не можем себе позволить постоянное их обновление ввиду дороговизны и ограниченных средств на комплектование, тем более что эти издания стали пользоваться у нас меньшим спросом. В случае необходимости сотрудники КДИ прибегают к поиску информации в Интернете. Это подчас становится единственной возможностью получить актуальную информацию об адресах зарубежных фирм и их филиалов, о производителях того или иного вида товаров и услуг.

Большой интерес представляют материалы по маркетинговым исследованиям рынков товаров и услуг, аналитические и исследовательские обзоры:

  • «Маркетинговые исследования нефтяного рынка России», которые включают 7 выпусков: рынок автобензина, рынок мазута, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива, рынок смазочных материалов, рынок битума и рынок нефти в Российской Федерации – издание ИнфоТЭК-Консалт;

  • «Российская экономика: прогнозы и тенденции» – издание Центра анализа данных Государственного университета высшей школы экономики;

  • «Инвестиционные компании России», издатель – информационный аналитический и учебный центр «Науфор».

Анализ запросов за несколько лет ярко показывает изменение и расширение тематики запросов потребителей. Если 3–4 года назад основными вопросами были приватизация, страхование, биржевое дело, то сейчас – маркетинг в управлении организацией, паблик-рилейшнз, гостиничный и туристический бизнес, франчайзинговый бизнес, хеджирование, управление рисками, реклама и продвижение торговли.

Результатом анализа становится расширение тематики комплектования и включение в тематический план комплектования ряда новых разделов, например, по экономике, организации и управлению туризмом, гостиничному хозяйству.

Помимо регулярного анализа статистических данных специалисты КДИ проводят эпизодические анонимные экспресс-опросы потребителей, позволяющие определить, насколько они довольны результатами своей работы в КДИ, деятельностью его сотрудников, возможностями и ресурсами КДИ.

Многих потребителей привлекает в КДИ продуманная система обслуживания:

  • возможность поиска литературы по электронному каталогу;

  • бесплатное ознакомление со столь необходимой сейчас правовой информацией посредством справочно-правовых информационных систем ведущих фирм страны, таких, как «Консультант-плюс», «Кодекс», «Равновесие-Медиа»;

  • представление баз данных на оптических дисках («Независимые производители товаров и услуг 2001», «Промышленность России и ближнего зарубежья» и др.);

  • подбор и выдача литературы в течение 10–15 минут;

  • возможность на месте копировать и сканировать документы.

Сотрудники КДИ не только осуществляют специализированное библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, но также обучают пользователей навыкам работы с официальной информацией и использования компьютерной техники.

С каждым годом возрастает число потребителей правовой информации и названные выше правовые базы просто незаменимы в работе.

БД «Консультант-плюс», «Кодекс» всем хорошо известны, поэтому скажу несколько слов о менее известном производителе. Это электронное издательство «Равновесие-Медиа», которое разрабатывает, издает и распространяет программное обеспечение и мультимедийные компакт-диски. Их гордость – серия «Энциклопедия российского права», универсальная справочная правовая система по всем отраслям российского законодательства. Издается при информационной поддержке «Российской газеты» – официального публикатора Правительства Российской Федерации. В системе содержатся указы Президента, постановления Правительства, законы, кодексы, документы ГТК, Минфина, Центробанка, МНС и других ведомств – всего свыше 120 тыс. документов. Система разрабатывается и еженедельно обновляется с 1993 г.; с 1996 г. ежемесячно издается на компакт-дисках, т.е. оперативно найдя документ по поисковому аппарату системы, потребитель может тут же вывести его на экран дисплея и изучить, либо получить в печатном виде (распечатка на принтере), либо запросить текст из фонда отдела.

Фонд периодических изданий КДИ – наша гордость; он уникален как по содержанию, так и по количеству – 396 наименований журналов. (Названная цифра – это официально зарегистрированные и прошедшие обработку издания.) Помимо этого мы получаем более 100 названий периодических, рекламно-информационных изданий по разным каналам, которые также не остаются без внимания. Для них выделено специальное место в читальном зале, изучается спрос на эти издания.

В настоящее время регулярно поступают журналы «Самарский бухгалтер», «Налоги» (Челябинск), «Партнер» (Чебоксары), но они практически не востребованы. В то же время издания «Туризм. Экономика и учет», «Рекламодатель», «Турбизнес» постоянно в работе у потребителей в читальном зале, их фрагменты копируются и сканируются. Как только выясняется, что издание пользуется спросом, оно официально передается в обработку и поступает в отдел с шифром.

В фонде КДИ периодические издания составляют 60% от его общего объема. В число деловых журналов, пользующихся у потребителей заслуженным авторитетом на протяжении ряда лет, входят «Аудит и финансовый анализ», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Проблемы теории и практики управления», «Рекламные технологии», «Экономика и право», «Эксперт» и многие другие. Их дополняет целый ряд новых изданий, хорошо зарекомендовавших себя за короткий срок благодаря четко сформулированной оперативной информации. Это «Валютный спекулянт» (журнал ЗАО «АКМОС–МЕДИА»), «Бизнес-Академия» (журнал Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации), «Маркетинговые коммуникации» (издательский дом Гребенникова); журнал «Рынок ценных бумаг» дополняют два новых издания – «Товарный рынок», «Управление компанией».

Немаловажно, что с 1999 г. потребителям информации предоставлен доступ к созданной в 1996 г. базе данных по оглавлениям отечественных периодических изданий, поступающих в КДИ, что позволяет пользователям четко ориентироваться в огромном информационном массиве, экономить время и обеспечивает при поиске разумный объем выдачи, облегчая труд библиотекаря.

Из всего числа газет, выписываемых ГПНТБ России, в КДИ поступает 48% (22 наименования). Это официальные издания Российской Федерации: «Российская газета», «Известия», «Парламент­ская газета»; газеты, пользующиеся повышенным спросом: «Коммерсант», «Ведомости» (еженедельная деловая газета); издания, соответствующие профилю отдела: «Финансовая газета» (международный финансовый еженедельник), «Бизнес-адвокат» (газета защиты деловых интересов), «Юридический вестник» (всероссийская правовая газета). Кроме того, КДИ получает газеты по неофициальным каналам, например «Бизнес-Балтию» – Балтийскую деловую газету. Они пользуются спросом у малочисленных, но постоянных потребителей.

В отличие от журналов газеты оперативно и регулярно поступают в КДИ, именно они в первую очередь являются необходимым источником информации по широкому кругу тем. Для удобства потребителей все подшивки газет за 1–2 года хранятся в читальном зале. К сожалению, ограничение срока хранения связано с недостатком площадей. В связи с этим мы планируем обеспечить электронный доступ к тем газетам, у которых имеется доступный электронный архив.

Активность обращения к периодическим изданиям в КДИ ежегодно возрастает. Показателем спроса является величина доли периодических изданий в общем объеме выдачи документов из фонда: 1997 г. – 64%; 2001 г. – 75%.

Потребители КДИ – предприниматели, представители предприятий, научных организаций, фирм, коммерческих и банковских структур, иностранных компаний, аспиранты и студенты финансово-экономических и юридических вузов. На базе фонда КДИ пишутся и защищаются кандидатские и докторские диссертации, пишутся новые книги, решаются производственные задачи. Нам всегда приятно, когда вчерашний читатель, ставший сегодня автором, приносит собственную книгу в дар КДИ.

За 2001 г. КДИ посетили 13 200 человек; книговыдача составила 103 580 документов. Обращаемость фонда – больше единицы, что позволяет сделать вывод о том, что информационные ресурсы КДИ активно используются в научной, производственной, учебной работе.

Тем не менее дальнейшее изучение состава потребителей, динамики и тематики их спроса будет оставаться одной из главных задач КДИ. Мы намерены провести маркетинговые исследования, чтобы определить, по каким причинам практически не востребован фонд иностранных изданий; исследовать, какие направления бизнес-информации наиболее актуальны, какие исследования и по какой тематике проводятся на базе КДИ, каковы категории пользователей, студенты каких вузов, отделений и форм обучения преимущественно пользуются услугами КДИ.

  
На главную