Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


Профессиональная квалификация

УДК 02(083.96)

Павлова Л.П.

Должностные инструкции работников библиотеки:
их назначение и роль
(из опыта ГПНТБ СО РАН)

В системе научных учреждений Сибирского отделения Российской Академии наук произошло неординарное для академических учреждений событие – издано Распоряжение Президиума СО РАН о Порядке разработки и введения в действие должностных инструкций во всех организациях ведомства (Распоряжение № 15000–37 от 28.01.02). Данный Порядок разработан в целях регламентации объема и содержания работы сотрудников.

Разработка должностных инструкций направлена на повышение ответственности работников за порученный участок работы, обеспечение строгого соблюдения производственной и трудовой дисциплины, охрану прав трудящихся, гарантированных законом.

Должностные инструкции являются организационно-правовой основой для определения соответствия работника занимаемой должности в случаях оценки при приеме на работу, проведения конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации или при увольнении ввиду несоответствия занимаемой должности. Они служат основанием для привлечения работников к установленной законом ответственности (дисциплинарной, административной, материальной и уголовной) за ненадлежащее выполнение обязанностей.

Особенность нового Порядка – предварительное знакомство будущего сотрудника с должностной инструкцией при приеме на работу, а в случае введения в штатное расписание новой должности – необходимость предварительной разработки должностной инструкции.

Должностные инструкции составляются по единой форме и должны содержать следующие разделы: общие положения, квалификационные требования и необходимый уровень знаний, основные обязанности, права, ответственность.

Должностные инструкции разработаны для двух категорий работников – руководящего состава и рядовых сотрудников структурных подразделений.

К категории руководящих работников относятся руководители учреждения, их заместители, ученые секретари; остальные сотрудники руководствуются одними и теми же положениями.

На одинаковые должности может быть составлена как единая инструкция, так и персональная. Единая удобна для тех структурных подразделений, где сотрудники одного разряда (чаще 11-го) выполняют однотипные процессы. Например, в читальных залах основными обязанностями являются обслуживание, работа с фондом, выполнение справок и т.д.; предполагается полная взаимозаменяемость работников. Здесь уместно составление единой инструкции. В отделах каталогизации и систематизации за сотрудниками закрепляются более конкретные, узкие участки работы (систематизация по тематическим аспектам, расстановка карточек, обработка книг, ввод описаний и т.п.). В этом случае лучше разрабатывать персональные инструкции, которые одновременно являются и рабочими.

Наполнение разделов инструкций для руководящего состава и исполнителей имеет незначительные отклонения.

В разделе «Общие вопросы» для руководителей указываются: основная задача руководителя, основополагающие организационно-правовые документы, находящиеся в подчинении структурные подразделения и их руководители, порядок назначения на должность и освобождения от нее, порядок замещения руководителя в случае его отсутствия, если нет официального заместителя или их больше одного.

Для исполнительского состава в этом разделе указываются: непосредственная подчиненность, основная производственная задача, основополагающие организационно-правовые документы, подчиненные работники (если таковые есть), порядок назначения на должность и освобождения от нее, порядок замещения в случае временного отсутствия, нормированность рабочего дня. В системе академических библиотек ненормированный рабочий день имеют главные руководители и научные сотрудники, у остальных категорий – рабочий день нормирован.

В разделе «Квалификационные требования и необходимый уровень знаний» указываются требования, предъявляемые к образованию, стажу работы в данной должности, область знаний и перечень организационно-правовых норм и документов по специфике деятельности учреждения или его структурных подразделений.

В разделе «Основные обязанности» излагается содержание работы руководителя в разрезе основных функций управления (планирование, организация, координация, контроль, учет), а для сотрудников указывается содержание работы с детализацией до уровня операций и процессов.

Раздел «Права» фиксирует отношение к вышестоящему начальству, представительству в сторонних организациях, к подчиненным сотрудникам, необходимость согласования документов, их визирование. Объем прав, представляемых руководителю и работникам структурных подразделений, должен обеспечивать осуществление возложенных на них основных обязанностей.

В разделе «Ответственность» указывается необходимость надлежащего ответа за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, ненадлежащее выполнение своих обязанностей, необеспечение выполнения плановых заданий или показателей, закрепленных за конкретным сотрудником участков работы, низкую исполнительскую дисциплину. На руководителя возлагается дополнительная ответственность за материальный ущерб, неправильные денежные выплаты, хищения и порчу материальных ценностей.

Каждая инструкция оформляется титульным листом (формуляром), который содержит наименование организации, должность, дату введения, гриф согласования и утверждения.

При разработке должностных инструкций в библиотеках СО РАН кроме упомянутого Порядка используются «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации» (Приложение № 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 01.02.95 № 8). Данный документ содержит квалификационные требования к библиотечным должностям от 16 до 6 разрядов.

ГПНТБ СО РАН является научно-исследовательским учреждением. В ее структуре более 50 научных сотрудников, поэтому при разработке должностных инструкций использован также квалификационный справочник, определяющий должностные обязанности научных сотрудников (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Изд-во Приор, 2001. С. 209–218).

Этот справочник включает должности: младший научный сотрудник (8–11 разряды), научный сотрудник (10–13 разряды), старший научный сотрудник (12–15 разряды), главный научный сотрудник (16–17 разряды). Хорошо показаны тарифно-квалифика­ционные требования, т.е. уровень профессионального образования и необходимый стаж работы.

Организация работы по составлению инструкций, в частности в ГПНТБ СО РАН, была тщательно продумана. Возглавил ее технологический сектор и ученый секретарь. Проводились консультации с руководителями структурных подразделений, с технологами отделов. Проекты инструкций согласовывались с отделами планово-экономическим, юридическим, кадров.

Что дало составление единых должностных инструкций в системе СО РАН? Во-первых, уравнялась значимость всех сотрудников академии, т.е. сотрудники научных лабораторий и библиотек стали работать по единым требованиям. Причем должностные инструкции обязательны как для заведующих отделами и лабораториями, так и для лаборантов и библиотекарей НИИ. Во-вторых, определились подходы к библиотечным работникам всей системы академических библиотек (центральных и библиотек НИИ).

В мае 2002 г. ГПНТБ СО РАН организовала комиссионное посещение библиотек НИИ Новосибирского научного центра с целью выявления лучшего опыта работы по разным направлениям. И в тех библиотеках, где уже внедрены единые должностные инструкции, было очень легко ориентироваться в распределении обязанностей, в наборе функций, выявлять либо параллелизм в работе, либо отсутствие каких-то циклов или процессов.

Должностные инструкции четко определяют обязанности сотрудников, их квалификационные требования, что поможет поднять значимость и ответственность сотрудников, а следовательно, и уровень работы библиотек.

  
На главную