Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 02(083.96)

Сукиасян Э.Р.

Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Отклик на статью Л.П. Павловой «Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль»

Статья Л.П. Павловой сообщает о разработке должностных инструкций в ГПНТБ СО РАН как о деле новом для библиотеки, более того, можно подумать, для библиотечного дела всей страны. Между тем дело это «совсем старое», многократно проверенное практикой, обеспеченное и методическими рекомендациями, и опытом других библиотек.

Библиотеки – весьма специфические учреждения, структура и содержание должностной инструкции для библиотечных работников отражают такие категории, которые вряд ли можно предусмотреть в едином регламентирующем документе, рассчитанном на все научные учреждения. Последние разъяснения, в которых подробно рассматривались требования к «библиотечным» должностным инструкциям, опубликованы Л.В. Куликовой (РНБ) в юридическом сборнике-журнале «Независимый библиотечный адвокат» (2000, № 2. С. 14-19). Сравните: они подробнее раскрывают особенности этого важного документа.

Лично у меня рекомендации Л.В. Куликовой вызвали в свое время некоторые возражения, которыми я поделился с читателями того же журнала в следующем номере («Независимый библиотечный адвокат». 2000, № 3. С. 43-46). Судя по всему, круг читателей нашего сборника и упомянутого издания не совпадает. Повторю свои основные аргументы.

В зарубежном библиотечном мире должностная инструкция – вторичный документ, который составляется на основе характеристик рабочего места, обязательно имеющихся в библиотеках.

Если мы хотим, чтобы должностная инструкция заставляла библиотекарей лучше работать, учиться, осваивать новое, то прежде всего нужно иметь другой документ – объективный, неперсонифицированный. Он должен существовать в библиотеке на каждое рабочее место и в первой части точно описывать обязанности сотрудника: что делает, откуда получает, кому передает, как отчитывается и т. д. Организационные требования: время (час) начала и окончания рабочего дня, разрешен ли перерыв или на время перерыва должна быть обеспечена подмена. Вторая часть: сотрудник, который занимает это рабочее место, чтобы качественно и по нормам выполнять свои функции, должен знать и уметь…

В «Характеристике рабочего места» могут быть определены высокие квалификационные требования. Надо понять: не дается за рубежом должностная инструкция на каждого сотрудника навеки! Это – динамичный документ. Не знает сотрудник языка – должен выучить его. Не овладел той или иной технологией – должен пройти обучение. Так из должностной инструкции рождается личный план повышения квалификации. Прошел год: инструкцию следует уточнить и переутвердить, если что-то в ней изменилось.

Как и с чем надо знакомить вновь принимаемого на работу сотрудника? Конечно, с характеристикой его рабочего места. Тут же, в рабочем порядке, выясняется, что он знает и умеет делать, какие задачи должны быть поставлены на период обучения. Руководитель (или назначенный обучающий инструктор) составляет план. При наличии испытательного срока – специальная часть на этот период (задача: выяснить, может ли сотрудник осилить требования, способен ли учиться). На весь период обучения, пока новый сотрудник находится под контролем, должен быть составлен поэтапный план. Как я себе представляю, сотрудник подписывает должностную инструкцию по окончании срока обучения. С этого момента он становится членом коллектива со всеми обязанностями, усиливается контроль качества, вводятся в полном объеме нормы на выполняемую работу.

В библиотеке все связано в единую систему: противоречия между требованиями «Характеристики…», с одной стороны, знаниями, умениями конкретного сотрудника – с другой, и создают проблемную ситуацию, которая разрешается с помощью непрерывного образования.

Судя по всему, в научных библиотеках нашей страны пришло время переходить уже к следующему этапу повышения личной ответственности персонала. Есть опыт (уже после моей публикации выяснилось, что он распространен во многих странах).

В конце года каждый профессиональный библиотекарь подает своему непосредственному начальнику документ – Self-evaluation («Самооценка») с анализом собственной работы на протяжении года. Вот что планировалось, предполагалось сделать – и что сделано. Вспоминаются все предложения, публикации, поездки (с результатами), доклады на совещаниях и конференциях. Оцениваются, в частности, свои успехи в изучении новых для себя дисциплин и освоении новых умений, нужных в работе. Многие библиотекари «слушают» университетские курсы, совершенствуют свои знания иностранных языков. «Сочинение» завершается выводами и собственным планом на следующий год.

За рубежом подобный документ является одним из тех, на основе которых администрация принимает ответственное решение: сохранить на следующий год, повысить или, если есть причины, снизить заработную плату.

Многие достижения или, напротив, неудачи в работе сотрудника имеют реальную отдачу для библиотеки, измеряемую, например, в долларах. Если библиотека работает в системе, например, вводит в сводный электронный каталог свои записи, то оперативная и качественная работа комплектаторов или каталогизаторов поощряется, если же есть просчеты – наказывается. Там – за рубежом – считают, что в библиотеке должны работать специально подготовленные, хорошо сознающие свою ответственность профессионалы.

Если ежегодно ставить перед собой конкретные задачи и стараться их выполнять, это и будет – непрерывное образование – long-life education. Сегодня одним дипломом да курсами раз в пять лет не обойтись. Достаточно представить себе, например, сколько программ и возможностей в современном компьютере… А в Интернете? Посмотрим вокруг: всегда ли мы готовы заменить коллегу, знаем ли работу «смежника»? Замечено, между прочим: мыслить системно, в рамках библиотеки в целом, очень помогают именно такие знания. Сегодня на первый план выходит и высокая языковая культура, о чем уже приходилось говорить.

Раньше очень ценились работники «без претензий» – четверть века за одним столом делают одну и ту же работу. Таких награждали, выбирали в депутаты… Но, обратите внимание, директорами они, как правило, не становились. Сегодня же очень важно, чтобы каждый понимал: надо расти, развиваться, расширять свой кругозор, усиливать потенциал, становиться заметным в коллективе. Этого требует сама жизнь.

  
На главную