Иногда полезно сначала подумать
и посмотреть вокруг
Отклик на статью Л.П. Павловой «Должностные
инструкции работников библиотеки: их
назначение и роль»
Статья Л.П. Павловой сообщает о
разработке должностных инструкций в ГПНТБ
СО РАН как о деле новом для библиотеки,
более того, можно подумать, для
библиотечного дела всей страны. Между тем
дело это «совсем старое», многократно
проверенное практикой, обеспеченное и
методическими рекомендациями, и опытом
других библиотек.
Библиотеки – весьма
специфические учреждения, структура и
содержание должностной инструкции для
библиотечных работников отражают такие
категории, которые вряд ли можно
предусмотреть в едином регламентирующем
документе, рассчитанном на все научные
учреждения. Последние разъяснения, в
которых подробно рассматривались
требования к «библиотечным» должностным
инструкциям, опубликованы Л.В. Куликовой (РНБ)
в юридическом сборнике-журнале «Независимый
библиотечный адвокат» (2000, № 2. С. 14-19).
Сравните: они подробнее раскрывают
особенности этого важного документа.
Лично у меня рекомендации Л.В.
Куликовой вызвали в свое время некоторые
возражения, которыми я поделился с
читателями того же журнала в следующем
номере («Независимый библиотечный адвокат».
2000, № 3. С. 43-46). Судя по всему, круг читателей
нашего сборника и упомянутого издания не
совпадает. Повторю свои основные аргументы.
В зарубежном библиотечном мире
должностная инструкция – вторичный
документ, который составляется на основе характеристик рабочего места,
обязательно имеющихся в библиотеках.
Если мы хотим, чтобы должностная
инструкция заставляла библиотекарей лучше
работать, учиться, осваивать новое, то
прежде всего нужно иметь другой документ –
объективный, неперсонифицированный. Он
должен существовать в библиотеке на каждое
рабочее место и в первой части точно
описывать обязанности сотрудника: что
делает, откуда получает, кому передает, как
отчитывается и т. д. Организационные
требования: время (час) начала и окончания
рабочего дня, разрешен ли перерыв или на
время перерыва должна быть обеспечена
подмена. Вторая часть: сотрудник, который
занимает это рабочее место, чтобы
качественно и по нормам выполнять свои
функции, должен знать и уметь…
В «Характеристике рабочего
места» могут быть определены высокие
квалификационные требования. Надо понять:
не дается за рубежом должностная
инструкция на каждого сотрудника навеки!
Это – динамичный документ. Не знает
сотрудник языка – должен выучить его. Не
овладел той или иной технологией – должен
пройти обучение. Так из должностной
инструкции рождается личный план повышения
квалификации. Прошел год: инструкцию
следует уточнить и переутвердить, если что-то
в ней изменилось.
Как и с чем надо знакомить вновь
принимаемого на работу сотрудника? Конечно,
с характеристикой его рабочего места. Тут
же, в рабочем порядке, выясняется, что он
знает и умеет делать, какие задачи должны
быть поставлены на период обучения.
Руководитель (или назначенный обучающий
инструктор) составляет план. При наличии
испытательного срока – специальная часть
на этот период (задача: выяснить, может ли
сотрудник осилить требования, способен ли
учиться). На весь период обучения, пока
новый сотрудник находится под контролем,
должен быть составлен поэтапный план. Как я
себе представляю, сотрудник подписывает
должностную инструкцию по окончании срока
обучения. С этого момента он становится
членом коллектива со всеми обязанностями,
усиливается контроль качества, вводятся в
полном объеме нормы на выполняемую работу.
В библиотеке
все связано в единую систему: противоречия
между требованиями «Характеристики…», с
одной стороны, знаниями, умениями
конкретного сотрудника – с другой, и
создают проблемную ситуацию, которая
разрешается с помощью непрерывного
образования.
Судя по всему, в научных
библиотеках нашей страны пришло время
переходить уже к следующему этапу
повышения личной ответственности
персонала. Есть опыт (уже после моей
публикации выяснилось, что он
распространен во многих странах).
В конце года каждый
профессиональный библиотекарь подает
своему непосредственному начальнику
документ – Self-evaluation («Самооценка»)
с анализом собственной работы на
протяжении года. Вот что планировалось,
предполагалось сделать – и что сделано.
Вспоминаются все предложения, публикации,
поездки (с результатами), доклады на
совещаниях и конференциях. Оцениваются, в
частности, свои успехи в изучении новых для
себя дисциплин и освоении новых умений,
нужных в работе. Многие библиотекари «слушают»
университетские курсы, совершенствуют свои
знания иностранных языков. «Сочинение»
завершается выводами и собственным планом
на следующий год.
За рубежом подобный документ
является одним из тех, на основе которых
администрация принимает ответственное
решение: сохранить на следующий год,
повысить или, если есть причины, снизить
заработную плату.
Многие достижения или, напротив,
неудачи в работе сотрудника имеют реальную
отдачу для библиотеки, измеряемую, например,
в долларах. Если библиотека работает в
системе, например, вводит в сводный
электронный каталог свои записи, то
оперативная и качественная работа
комплектаторов или каталогизаторов
поощряется, если же есть просчеты –
наказывается. Там –
за рубежом – считают, что в библиотеке
должны работать специально подготовленные,
хорошо сознающие свою ответственность
профессионалы.
Если ежегодно ставить перед
собой конкретные задачи и стараться их
выполнять, это и будет –
непрерывное
образование –long-life education. Сегодня одним
дипломом да курсами раз в пять лет не
обойтись. Достаточно представить себе,
например, сколько программ и возможностей в
современном компьютере… А в Интернете?
Посмотрим вокруг: всегда ли мы готовы
заменить коллегу, знаем ли работу «смежника»?
Замечено, между прочим: мыслить системно, в
рамках библиотеки в целом, очень помогают
именно такие знания. Сегодня на первый план
выходит и высокая языковая культура, о чем
уже приходилось говорить.
Раньше очень ценились работники
«без претензий» – четверть века за одним
столом делают одну и ту же работу. Таких
награждали, выбирали в депутаты… Но,
обратите внимание, директорами
они, как правило, не становились. Сегодня же
очень важно, чтобы каждый понимал: надо
расти, развиваться, расширять свой кругозор,
усиливать потенциал, становиться заметным
в коллективе. Этого требует сама жизнь.