Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Сороколетова Н.В.

Библиотека и компьютер.
Обучение пользователей и персонала

Интенсивное развитие способов обработки и поиска информации заставило ввести понятие новые информационные технологии в обиход многих специалистов. Некоторое время эти технологии "не тревожили" жизнь библиотечных сотрудников, в основном из-за скудной материальной базы. Но библиотека как центр накопления, хранения и поиска информации не могла долго оставаться в стороне.

Новые информационные технологии ворвались в тишь современной библиотеки и стали неотъемлемой частью ее ресурсного обеспечения. Однако в погоне за автоматизацией процессов комплектования,  обработки, поиска, обслуживания ресурсное обеспечение чаще всего связывают с техническим оборудованием и программными продуктами, забывая, что основным ресурсом является человеческий. Как бы далеко ни завели нас новые технологии, использовать их должны люди. Если вовремя не научиться применять новшества, то вместо прогресса отрасли мы получим ее упадок. Поэтому особое внимание следует уделить человеческому ресурсу, который выходит на первое место сразу же после приобретения техники и необходимых программ.

Человеческий ресурс – определяющий, и его "разрабатывать" труднее всего. К сожалению, крайне низкий уровень преподавания сводит на нет все усилия разнообразных семинаров и тренингов, даже организованных на базе центральных библиотек России. Далеко не всегда великолепные программисты – хорошие учителя; в результате на ветер выбрасываются деньги и время слушателей курсов. Обучение сотрудников – это очень важный процесс, который требует планомерной подготовки и разработки методических материалов для повышения его эффективности и интенсивности.

В этой статье я хотела бы поделиться опытом обучения работе на персональном компьютере в нашей библиотеке – Белгородской ГУНБ.

Прежде всего проанализирую работу с двумя группами пользователей: слушателями платных курсов и сотрудниками библиотеки. Сравню психологический настрой, методику, целесообразность и эффективность обучения в этих группах.

Пользователи первой группы заведомо имеют положительную мотивацию и цель за короткий промежуток времени получить, воспринять и отработать большой по объему материал. А положительная мотивация – великое дело! Иначе говоря, часть проблем, мешающих освоению, снимается самими слушателями. А там уже дело за учителями.

Совсем иными видятся предпосылки обучения сотрудников библиотеки. У большинства из них начальная установка на работу с ПК негативна из-за следующих причин:

  • боязни машин;
  • собственной убежденности в "чисто гуманитарном складе ума";
  • приверженности к традиционным методам обработки изданий. Например, при заполнении библиотечной карточки невозможны замена точки на запятую или отсутствие отступа на некотором уровне текста. Постепенно профессиональный консерватизм переносится на другую деятельность и становится консерватизмом сознания. И тогда АИБС начинает восприниматься в качестве возмутителя спокойствия, так как программа делает только то, что умеет, и не понимает по выражению лица человека, что должна делать нечто иное;

  • вынужденной необходимости освоения совершенно нового раздела знаний. Часто срабатывает знакомое всем чувство "отторжения нового", без которого прекрасно жилось, а тут сплошные неудачи: "Я много лет отлично выполнял свою работу и без этих новшеств!";

  • потери навыка обучаться. Как говорит мой учитель: "От долгого лежания атрофируются мышцы, а от долгого неучения – мозги".

Исходя из вышеперечисленных установок и целей, естественно использовать различные методики при обучении первой и второй групп.

Для обучения первой группы применяется методика, созданная коллективом преподавателей высшей школы, в составе которого работает и автор статьи. Эта методика прошла несколько лет адаптации и претерпела множество изменений. В ходе ее разработки были изучены программы по информатике для самых разнообразных специальностей высшей школы, конкретные потребности организаций и учреждений, а также программы различных коммерческих компьютерных курсов.

Методика заключается в полном погружении слушателей в изучаемый материал при постоянной поддержке преподавателем. Для повышения эффективности занятий нам потребовалась литература, которая помогала бы слушателям закреплять полученные знания. Однако анализируя российские и немецкие учебники, методические пособия и различную литературу с подробным описанием программных продуктов, мы не нашли ничего подходящего. Поэтому пришлось написать свое методическое пособие [1]. В него вошли описания шести лабораторных работ, составленных так, что любой желающий может самостоятельно выполнять приведенные примеры и задания. Каждое описание включает краткое изложение теории, примеры работы и список контрольных вопросов (от 28 до 82 по каждой теме).

Пособие самозамкнуто, т.е. ответы на все вопросы можно найти в нем без привлечения дополнительной литературы.

Навыки, получаемые слушателями наших курсов, позволяют им успешно работать в любой организации, где требуется знание компьютера на пользовательском уровне. (Более подробно методика проведения занятий изложена в статье [2].)

Вышеупомянутое пособие с успехом используется и сотрудниками библиотеки, но в целом методика их обучения – иная, что связано с необходимостью обучения библиотекарей двум типам программного обеспечения: общепользовательскому и специальному.

При обучении работе с первым типом применяется целенаправленное дробление материала на законченные порции, необходимые для конкретной работы в данный момент; используется методика преподавания по конценту (порциями от малой к большой, по текущим потребностям). Совсем не обучаются те, у кого пока нет возможности работать на ПК постоянно.

При обучении работе со вторым типом учитывается специфика отдела. Обучение проводится индивидуально с самыми активными сотрудниками отделов, которые затем помогают своим коллегам. Проблемы возникают из-за неоднородности специального программного обеспечения для автоматизации работы библиотекарей. Переход от одной системы к другой занимает немало времени, необходимого для настройки и изучения особенностей АИБС.

Новые проблемы появляются при подготовке сотрудников к работе в корпорации библиотек. Не всем до конца ясно, для чего использовать программы, поддерживающие корпоративные сети, если корпорация еще не создана. Для преодоления этих трудностей приходится много беседовать с сотрудниками, знакомить их с действующими корпорациями, объяснять необходимость соответствующей подготовки. Параллельно возникают проблемы лингвосовместимости различных АИБС, установленных в библиотеках – потенциальных партнерах по созданию корпорации.

При проведении занятий по работе с АИБС нельзя недооценивать необходимость бесед для снятия напряженности при изучении новых программных продуктов. Но мы убеждены, что все трудности программисты и библиотекари должны преодолевать только вместе.

К специальному программному обеспечению мы относим не только АИБС, но и поисковые системы, программы работы с электронной почтой. Для повышения эффективности работы в Интернете мы создаем аннотированные списки ссылок на наиболее востребованные ресурсы. По материалам этих списков издан сборник "Путеводитель по Internet" [3].

На практике обучение библиотечных специалистов использованию двух типов программного обеспечения осуществляется комплексно. Остановлюсь на этом подробнее.

В зависимости от специфики отделов появляются различные потребности в изучении прикладных программ. В основном перечень программного обеспечения, используемого на автоматизированном рабочем месте библиотекаря, можно свести к следующему: АБС, операционная система (на уровне работы с файловой системой), архиваторы, текстовый процессор Word, электронный процессор Ехсе1, программы работы с электронной почтой, браузеры, поисковые программы.

На наших курсах мы используем поэтапное проведение занятий по изучению различных программ. Первый этап – минимальные представления о той или иной программе, второй – закрепление начальных навыков на рабочих местах, третий – углубленное изучение тех же тем, четвертый – закрепление полученных навыков на рабочих местах, пятый – итоговые индивидуальные консультации по вопросам, возникшим в ходе самостоятельного использования программного продукта.

В рамках этих этапов темы распределены следующим образом.

Первый этап – информация и информатика; общее устройство ПК; основные принципы работы с операционными системами семейства Windows (на примере Windows NT); файловая структура и основные способы работы с файлами; использование АБС (на примере АС "Библиотека" и "LIBER"); начальное обучение работе с текстовым процессором Word.

Второй этап – практическая работа сотрудников в отделах, сопровождающаяся текущими консультациями.

Третий этап – краткий повтор работы с файловой структурой; углубленное изучение возможностей текстового процессора Word; работа с электронным процессором Ехсе1; вычислительные сети, работа в Интернете (браузеры и поисковые системы); электронная почта (на примере работы с MS Outlook), программы-архиваторы.

Четвертый этап – практическая работа сотрудников в отделах, сопровождающаяся текущими консультациями.

Пятый этап – итоговые индивидуальные консультации по вопросам, возникшим в ходе самостоятельного использования программных продуктов.

Группы для обучения формируются в зависимости от уровня начальной подготовки и специфики отделов, а также личных пожеланий. Такие темы, как использование АБС и электронная почта, изучаются на рабочих местах. Все остальные занятия проводятся на базе зала Интернет.

За 1999/2000 г. обучение прошли 104 сотрудника; за 2000/2001 г. – 95. В 2002 г. 12 человек освоили начальный курс, 83 – углубленный.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что цели обучения достигнуты. Сотрудники библиотеки осмысленнее используют программные пакеты, сами находят ответы на многочисленные вопросы и точно описывают критичные ситуации. Практически не осталось нерешенных проблем. Все это помогает переходить от начальных ступеней автоматизации библиотечных процессов к более высоким. На наш взгляд, повышение уровня образованности сотрудников библиотеки в области использования новых информационных технологий закладывает фундамент для построения корпоративного общения как внутри библиотеки, так и с другими организациями.

В заключение хочется подчеркнуть, что знания основ работы на ПК являются для библиотекарей дополняющими, а не замещающими, поскольку электронная техника всего лишь инструмент для управления потоком информации. Требования к использованию ПК в библиотеке будут повышаться вместе с развитием электронной техники и новых информационных технологий. Поэтому настоящее и будущее библиотеки настолько же в руках библиотекарей, насколько в руках технических специалистов.

 

Список литературы

  1. Васильев В.В., Сороколетова Н.В., Хливненко Л. В. Освой компьютер сам. Воронеж, 2001. 127 с.

  2. Васильев В.В., Сороколетова Н.В., Хливненко Л. В. Информатика как педагогическая задача. Материалы регион. конф. (14–15 февр. 2001 г.). Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 33–37.

  3. Путеводитель по Internet/ Белгород, гос. универс. науч. б-ка; сост.: Н.В. Сороколетова, канд. техн. наук. Белгород. 2001. 96 с.

  
На главную