Любые процессы подразумевают
использование технологий, способствующих
их наиболее эффективному и качественному
выполнению. В библиотечном деле наиболее
известной технологией является
путь книги.
В последние годы в библиотечном
сообществе дефиниция технология
все чаще находит своеобразное, если не
сказать странное, понимание и применение.
Некоторые специалисты приравнивают термин технология
к таким понятиям, как техника,
технические средства
и т. п. Например, Н.П. Васильченко считает,
что технология – это материально-техническая
база библиотеки (МТБ) и оборудование [1].
Такое представление приводит автора к
неверным выводам, нашедшим отражение в
предложенном им своеобразном варианте
структуры библиотеки. Но это – тема другой
статьи. Здесь же следует обратить внимание
на следующие моменты.
Во-первых, технология
непосредственно не связана с оборудованием.
«Технология – это совокупность приемов и
способов получения, обработки и
переработки сырья, материалов,
полуфабрикатов или изделий, осуществляемых
в различных отраслях промышленности, в
строительстве и т. п.; научная дисциплина,
разрабатывающая и совершенствующая такие
приемы и способы. Технологией принято также
называть описание производственных
процессов, инструкции по их выполнению,
технологические правила, требования, карты,
графики и др». [2]. Замечу также, что технология
может носить и «ручной» характер.
Во-вторых, оборудование –
составная часть МТБ.
В-третьих, употребление в таком
значении понятия технология
приводит автора к неточным выводам. По его
мнению, одной из составляющих библиотеки
как системы или организации должна быть
технология. С одной стороны, технология –
компонента любой организации и
производства. Однако она базируется на
использовании определенных приемов и
способов, как правило, позволяющих
применять современные программно-технические
комплексы для эффективного выполнения
соответствующих процессов. Ее, конечно,
можно принять за составляющую библиотеки,
как и любой другой организации, с учетом
выполняемых в ней технологических процедур.
С другой стороны, здания и
помещения, их инфраструктура и другие
материально-технические средства также
являются важной компонентой любой
организации и производства. Поэтому весьма
странно, что они не нашли отражения в
предлагаемой автором структуре библиотеки.
Замена (или подмена) технических
средств технологиями, к сожалению,
свойственна не только Н.П. Васильченко.
Последствия подобного подхода привели к
тому, что в проекте новых стандартов на
подготовку библиотечно-библиографических
кадров высшей и средней квалификации среди
общепрофессиональных дисциплин
присутствует учебный курс «Информационные
технологии», который, вероятнее всего, не
подразумевает изучение библиотечно-библиографических
технологий, а представляет раздел учебной
дисциплины «Информатика». Между тем курс,
связанный с материально-технической базой
библиотеки, отсутствует как среди
общепрофессиональных, так и среди
специальных дисциплин [3]. При этом в
действующий ныне стандарт в качестве
общепрофессиональной входит дисциплина «Технические
средства библиотечно-библиографической
деятельности» (ТСББД).
Несколько лет назад Ю.Н.
Столяров предложил включить дисциплину
ТСББД в новый курс «Материально-техническая
база библиотек» (МТББ). Это предложение
обсуждалось в МГУКИ. Казалось, что ТСББД
займут достойное место в ряду обязательных
к изучению дисциплин. Однако в проекте
стандарта на библиотечное образование ее
не оказалось [3].
Подобные необоснованные
решения способны нанести вред
библиотечному делу, особенно сегодня, когда
новые информационные технологии,
базирующиеся на широком использовании
различных технических средств, все более
проникают в библиотеки. В результате поныне
имеют место случаи, когда библиотечные
специалисты, не владеющие необходимым
объемом знаний в данной области, принимают
необоснованные, неправильные тактические
решения, что может вызвать отрицательные
последствия в ближайшее десятилетие.
При этом, к сожалению,
приходится констатировать, что
стратегические решения в области
библиотечного строительства либо
отсутствуют, либо неизвестны широкому
кругу библиотечной общественности. Здесь
уместно привести слова Эжени Прайм (Eugenie Prime), директора НТБ компании
Хьюлетт-Паккард, прозвучавшие в ее
выступлении на конференции «Билефельд–2002»:
«Вы добьетесь высокого качества работы,
если будете думать стратегически, о
перспективе, а не о мелочах» [4].
В заключение считаю важным
обратить внимание специалистов,
разрабатывающих стандарты на библиотечно-информационное
образование, а также представителей
министерств культуры и образования
Российской Федерации на недопустимость
исключения МТББ из обязательных к изучению
дисциплин. Кроме того, всем нам необходимо
более внимательно использовать термины,
особенно когда их значение легко
определить с помощью общедоступных
энциклопедий и словарей.
Список литературы
Васильченко
Н.П. Модель библиотеки как социальной
организации // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 7. С.
29–33.