Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


Дискуссионный клуб «Термин»

УДК 02.001.4

Алешин Л.И.

Технология и техника: вопросы терминологии

Любые процессы подразумевают использование технологий, способствующих их наиболее эффективному и качественному выполнению. В библиотечном деле наиболее известной технологией является путь книги.

В последние годы в библиотечном сообществе дефиниция технология все чаще находит своеобразное, если не сказать странное, понимание и применение. Некоторые специалисты приравнивают термин технология к таким понятиям, как техника, технические средства и т. п. Например, Н.П. Васильченко считает, что технология – это материально-техническая база библиотеки (МТБ) и оборудование [1]. Такое представление приводит автора к неверным выводам, нашедшим отражение в предложенном им своеобразном варианте структуры библиотеки. Но это – тема другой статьи. Здесь же следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, технология непосредственно не связана с оборудованием. «Технология – это совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. п.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др». [2]. Замечу также, что технология может носить и «ручной» характер.

Во-вторых, оборудование – составная часть МТБ.

В-третьих, употребление в таком значении понятия технология приводит автора к неточным выводам. По его мнению, одной из составляющих библиотеки как системы или организации должна быть технология. С одной стороны, технология – компонента любой организации и производства. Однако она базируется на использовании определенных приемов и способов, как правило, позволяющих применять современные программно-технические комплексы для эффективного выполнения соответствующих процессов. Ее, конечно, можно принять за составляющую библиотеки, как и любой другой организации, с учетом выполняемых в ней технологических процедур.

С другой стороны, здания и помещения, их инфраструктура и другие материально-технические средства также являются важной компонентой любой организации и производства. Поэтому весьма странно, что они не нашли отражения в предлагаемой автором структуре библиотеки.

Замена (или подмена) технических средств технологиями, к сожалению, свойственна не только Н.П. Васильченко. Последствия подобного подхода привели к тому, что в проекте новых стандартов на подготовку библиотечно-библиографических кадров высшей и средней квалификации среди общепрофессиональных дисциплин присутствует учебный курс «Информационные технологии», который, вероятнее всего, не подразумевает изучение библиотечно-библиографических технологий, а представляет раздел учебной дисциплины «Информатика». Между тем курс, связанный с материально-технической базой библиотеки, отсутствует как среди общепрофессиональных, так и среди специальных дисциплин [3]. При этом в действующий ныне стандарт в качестве общепрофессиональной входит дисциплина «Технические средства библиотечно-библиографической деятельности» (ТСББД).

Несколько лет назад Ю.Н. Столяров предложил включить дисциплину ТСББД в новый курс «Материально-техническая база библиотек» (МТББ). Это предложение обсуждалось в МГУКИ. Казалось, что ТСББД займут достойное место в ряду обязательных к изучению дисциплин. Однако в проекте стандарта на библиотечное образование ее не оказалось [3].

Подобные необоснованные решения способны нанести вред библиотечному делу, особенно сегодня, когда новые информационные технологии, базирующиеся на широком использовании различных технических средств, все более проникают в библиотеки. В результате поныне имеют место случаи, когда библиотечные специалисты, не владеющие необходимым объемом знаний в данной области, принимают необоснованные, неправильные тактические решения, что может вызвать отрицательные последствия в ближайшее десятилетие.

При этом, к сожалению, приходится констатировать, что стратегические решения в области библиотечного строительства либо отсутствуют, либо неизвестны широкому кругу библиотечной общественности. Здесь уместно привести слова Эжени Прайм (Eugenie Prime), директора НТБ компании Хьюлетт-Паккард, прозвучавшие в ее выступлении на конференции «Билефельд–2002»: «Вы добьетесь высокого качества работы, если будете думать стратегически, о перспективе, а не о мелочах» [4].

В заключение считаю важным обратить внимание специалистов, разрабатывающих стандарты на библиотечно-информационное образование, а также представителей министерств культуры и образования Российской Федерации на недопустимость исключения МТББ из обязательных к изучению дисциплин. Кроме того, всем нам необходимо более внимательно использовать термины, особенно когда их значение легко определить с помощью общедоступных энциклопедий и словарей.

 

Список литературы

  1. Васильченко Н.П. Модель библиотеки как социальной организации // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 7. С. 29–33.

  2. Большая сов. энциклопедия. 1976. Т. 25. С. 537.

  3. Гендина Н.И., Брагина Г.М. Стандартизация библиотечного образования: проекты обновления // Библиография. 2002. № 3. С. 31–33.

  4. Земсков А.И., Скорикова И.А. Тема форума – «Высококачественная информация для всех…» // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 7. С. 88.

  
На главную