Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.008.4

Госина Л.И., Алексеев Н.Г.

Библиотечное объединение как система:
структурные элементы и связи

До 1970-х гг. библиотечная деятельность в нашей стране рассматривалась и изучалась преимущественно на уровне отдельно взятой библиотеки. Это было связано с начальными этапами развития библиотечных объединений, которые еще не получили широкого распространения в различных ведомствах и регионах, за исключением Академии наук.

Специальные библиотеки начали создаваться в Академии наук с 1880 г. и к началу XX в. уже была образована централизованная сеть – простейшее объединение из 15 библиотек. В 1930-е гг. процесс развития академических сетей активизировался и к началу 1970-х гг. охватывал все республики и ряд национальных территорий СССР. В 1970-х гг. произошло качественное изменение библиотечной сети: усложнилась ее структура и образовалась централизованная библиотечная система.

Управление, финансирование, техническое оснащение и технологическое единство, информационные ресурсы и т. д. предполагают уже не отдельную библиотеку, а некоторое их количество (ЦБС, сеть или другое объединение) [1], которое работает как целостный элемент или как распределенная библиотека. Поэтому для дальнейшего целенаправленного развития библиотечных объединений необходим сравнительный анализ их структуры, организации, управления и эффективности работы.

Библиотекарям необходимо понимать механизм появления интегрального эффекта в библиотечных системах, чтобы налаживать деятельность отдельных подсистем и оптимизировать их взаимодействия. А для этого нужно анализировать организацию подсистем и элементов в библиотечных объединениях, внутренние и внешние взаимосвязи, чтобы повышать их упорядоченность и целостность всей системы. Суммирование и усиление при взаимодействии интегральных эффектов различных подсистем меняют качество библиотечной работы – проявляется синергизм системы. Библиотечное объединение переходит на другой уровень развития.

Наиболее разнообразно библиотечные объединения представлены в Российской Академии наук. Опыт работы академических сетей и положительные эффекты централизации и координации начали изучаться в Академии наук еще в 1950–1960-х гг. Там же впервые было использовано научное понятие система по отношению к специальным библиотекам и научно-информационной деятельности.

Понятие система применительно к библиотекам введено Н.С. Карташовым: «Подход к объекту, как к системе означает, что главное внимание направлено на способ связи частей, элементов и подсистем объекта в единое целое на выявление функций, которые выполняет каждый элемент в этом целом, на исследование механизма развития объекта как целостности» [2].

Системный подход к библиотечной деятельности в Академии наук впервые применил Д.Д. Иванов и до настоящего времени его работа дает самое полное описание взаимосвязей фундаментальной специальной библиотеки и науки [3], развития библиотечной, библиографической и информационной деятельности как части научно-исследовательского процесса.

Библиотека как упорядоченная система из четырех элементов рассмотрена Ю.Н. Столяровым: «Библиотеку, как объективную реальность и научное понятие образуют элементы: документ (Д), абонент (А), библиотекарь (Б), или, точнее – обслуживающий персонал, материально-техническая база (МТБ)*.

Их наличие, как таковых, совершенно необходимо каждой библиотеке» [4, c. 56]. Ю.Н. Столяров называет эти элементы сущностными и исходными, поясняя, что элемент Б может четко проявляться немного позднее остальных, поскольку на начальном этапе библиотечной деятельности возможно совмещение функций А и Б, как это происходит в личных библиотеках. Остальные элементы библиотеки он называет производными, зависящими от конкретных исторических условий. Мы также будем придерживаться этой терминологии.

Далее Ю.Н. Столяров подчеркивает, что «каждый из этих четырех элементов при этом играет свою собственную, качественно обособленную, но в целом равноправную роль, без которой функционирование системы было бы невозможно». В последующем он дополнил системное представление о библиотеке [5], рассматривая ее не только в качестве взаимодействующих элементов Д, А, Б и материально-технических условий (МТУ), но и как ряд соответствующих подсистем. Поскольку в реальных библиотеках каждый элемент представляет собой некоторое множество, образующее подсистему со своими внутренними и внешними взаимосвязями, Ю.Н. Столяров обозначил эти подсистемы следующим образом: библиотечный фонд (БФ), контингент абонентов (КА), библиотечный персонал (БП) и МТБ.

Это положение уже не вызывает сомнений для отдельно взятой библиотеки, представляющей собой простую систему. Но какую роль играют эти основные элементы в более сложном по структуре объекте – в библиотечной системе? Как будут складываться взаимосвязи между элементами? До настоящего времени эти вопросы не рассматривались, хотя библиотечные сети, ЦБС и другие библиотечные объединения продолжают активно развиваться. Например, в последние годы появился новый вид объединений – библиотечные консорциумы.

В настоящее время основные информационные потребности, особенно связанные с обучением и профессиональной деятельностью людей, удовлетворяются совокупными ресурсами библиотечных объединений. Различные виды библиотечных объединений, создающих корпоративные ресурсы и действующих как единая распределенная библиотека, являются наиболее распространенными структурными элементами библиотечной сферы.

Рассмотрим с позиций системного подхода структурно-функциональные взаимосвязи в библиотечных объединениях, опираясь, в основном, на опыт ЦБС, предназначенных для обслуживания профессиональных запросов ученых Российской Академии наук.

Как отмечал Ю.Н. Столяров, в библиотеках элементы А и Д являются исходными и несут наибольшую социальную нагрузку – через них осуществляются важнейшие общественные функции библиотек (мемориальная, информационная, педагогическая и др.). Применительно к научным библиотекам нам хотелось бы подчеркнуть особую важность роли элементов А и Д. Профессиональное мировое сообщество ученых создает новые технологии и развивает нашу цивилизацию, обеспечивая жизнь и деятельность современного человечества. Зафиксированная в документах информация позволяет осуществлять научные коммуникации между различными национальными и профессиональными группами ученых, а также сохранять и распространять знания. Именно эти два элемента – абонент (ученый) и документ (первоисточник) – концентрировали в себе сущность первых академических специальных библиотек в XIX в. Остальные элементы были в зачаточном состоянии: ученые брали на себя роль библиотекарей, а МТУ сводились к шкафам для хранения документов. При этом библиотека выполняла свои основные общественные функции. А в главной библиотеке Академии наук – БАН – уже существовали не только исходные, но и производные элементы, в частности каталог.

По мере развития библиотек элементы Б и МТУ усложнялись, их роль возрастала, они выполняли, в основном, обеспечивающие функции. В небольших библиотеках это положение сохранялось очень долго. До настоящего времени в Академии наук существует группа специальных библиотек при сейсмических станциях и других удаленных объектах, где ученые выполняют обязанности библиотекаря, обслуживая от 3 до 15 читателей. Видимо, для небольших библиотек это определенный этап развития.

По мере развития системы научных коммуникаций и информационных технологий, усложнения библиотечной деятельности, роль элементов Б и МТУ постоянно возрастает. Новые информационные технологии существенно расширяют возможности обеспечения и качество информации (ее полноту, глубину раскрытия, оперативность доставки), но при этом возрастают требования к профессионализму библиотекарей, к их специальной подготовке. В конечном счете элементы Б и МТУ определяют качество и эффективность библиотечной работы, т.е. качество управления библиотекой и направление ее развития.

При объединении нескольких элементов в единую систему усложняются структура и внутренние связи, определяющие целостность системы, выделяющие ее из круга других подобных объектов. Например, если такой системой является конкретная ЦБС, то чтобы выделить ее из всех библиотек города, необходимо наладить тесные связи между библиотеками. Нужно организовать систему дополняющих друг друга фондов, наладить обращение требований и документов между библиотеками (активный внутрисистемный МБА), обмен выставками новых поступлений, тематическими выставками и др. [6]. Если связи между библиотеками (элементами системы) будут случайными и неустойчивыми, то система не будет целостной: при изменении внешних условий она начнет разрушаться. Так, различные библиотечные объединения Академии наук при нарушении финансирования с 1993 г. утратили десятки своих филиалов – часть библиотек закрыли, но значительная часть специальных библиотек просто вышла из состава ЦБС и других объединений, продолжая работать на правах отделов институтов.

При этом в сложной системе группировка, внутренняя организация и взаимосвязи между элементами осуществляются по-разному. Рассмотрим группировку однородных элементов, образующих основные подсистемы в библиотечных системах. Воспользуемся общепринятыми математическими символами для описания способов группировки простых элементов в сложной системе:

– обозначает строгое включение одного множества в другое;
– их пересечение;
– сумму.

Рассмотрим особенности элементов А и Д, образующих в системе однородные множества. Абонент библиотеки – это отдельный ученый или небольшой коллектив ученых. В библиотеке, рассматриваемой с точки зрения системного подхода, все ее абоненты образуют единый читательский контингент с пересекающимися по профилю информационными потребностями – множество А. Фонд каждой библиотеки состоит из большего или меньшего числа документов, т.е. представляет собой множество Д.

Таким образом, в ЦБС или другом библиотечном объединении (сложной системе) из однородных элементов формируются сложные элементы или подсистемы высокого порядка. Сложный элемент может носить суммарный характер, когда имеет место количественное увеличение без появления нового качества (так называемый суммативный элемент), или интегральный (в библиотечном понимании), создавая новое качество. В сложной системе элементы А и Д, образуя множество более высокого порядка, могут и суммироваться, и интегрироваться. Суммативность или интегральность элемента в библиотечных системах характеризуют его особенности и этап развития. Рассмотрим это положение на примере подсистемы КА.

Читатели библиотечной системы образуют множество Na, суммируясь при учете в системе. Суммарное множество Na вносит помехи в работу системы. Пользуясь разными (смежными по профилю) библиотеками, читатели многократно учитываются, и статистика, достоверная на уровне отдельной библиотеки, в суммативной подсистеме содержит много "шума". Если провести целенаправленную работу по упорядочению контингента читателей – выделить профессиональные и специальные группы с различными потребностями и формами обслуживания, ввести однократный учет, внедрить единый читательский билет – в ЦБС сформируется новый сложный интегральный элемент "контингент абонентов ЦБС". Упорядоченный элемент поможет системе более эффективно работать: исчезнет «шум», планирование материальных затрат и ресурсов станет точным, т.е. проявится интегральный эффект. Этот процесс можно описать как появление нового множества Ма, т.е. Na Ma.

На примере развития библиотечного объединения БЕН РАН видно, что на этапе обслуживания в централизованной сети библиотек читатели были суммативным элементом Na, который неоднократно учитывался в разных библиотеках. После создания ЦБС в московском регионе и введения единого читательского билета в библиотечной системе изменились обслуживание и учет, произошло переформирование суммативного элемента Na в интегральный элемент Ма [3].

Аналогичные процессы происходят с элементом Б и подсистемой БФ. Фонд каждой библиотеки входит в совокупный фонд системы, не меняя его качества (суммативный элемент Nф). Но если в библиотечном объединении фонды формируются взаимосвязанно – с учетом тематики документов, их местонахождения, оптимальной дублетности, режима хранения и других параметров, – то качество подсистемы начинает изменяться. Согласованное комплектование фондов, создание сводного справочного аппарата и организация оперативного обслуживания по внутрисистемному МБА развивают внутренние взаимосвязи, а на их основе формируется интегральный элемент Мф с более высоким качеством – единый библиотечный фонд системы. Таким образом, суммативный Nф Мф.

Например, опыт БЕН РАН показывает, что возможно одновременно снизить дублетность комплектования и повысить полноту обслуживания, активно используя систему фондов [6].

Библиотекари (БП) и материально-техническая база (МТБ) библиотек в библиотечной системе тоже образуют сложные по структуре подсистемы, но процесс формирования и упорядочения элементов протекает иначе. В центральной библиотеке часть библиотекарей целенаправленно работает на обеспечении централизованных процессов комплектования и учета фондов, каталогизации, обслуживания по МБА и т. п., по существу выполняя часть работы филиалов. Также ЦБ включает в свой штат специалистов, обеспечивающих бухгалтерские операции, работу с кадрами, научную и методическую деятельность, транспортные перевозки, издательскую и другие работы, обеспечивающие деятельность всей ЦБС. Эта часть подсистемы БП имеет интегральный эффект. Но в то же время в ЦБС значительная часть библиотечного персонала жестко закреплена за определенными библиотеками-филиалами и связана с конкретными рабочими местами. Оперативная переброска кадров из ЦБ в филиал или из филиала в филиал в связи с производственной необходимостью (например из-за болезни специалиста) в большинстве библиотек не практикуется и является скорее исключением, чем правилом. Библиотечный персонал, занимающийся общесистемной деятельностью, «отчужден» от филиалов и входит в штат ЦБ. Поэтому другая (большая) часть элементов данной подсистемы суммируется Б.

Таким образом, с нашей точки зрения, в подсистеме БП имеются процессы системной интеграции, но они охватывают лишь некоторую часть библиотечного персонала. Библиотекари в системе четко закреплены за конкретными библиотеками как обслуживающий, организующий, управляющий и связующий элемент, образуя в каждой библиотеке множество Nб. В Академии наук они могут состоять в штате институтов (частичная централизация – сеть), но могут входить и в штат центральной библиотеки (полная централизация), как это и должно быть в ЦБС. В любом случае они обслуживают абонентов своих библиотек.

В библиотечной системе библиотекари суммируются Б, образуя непересекающиеся множества Nб’ Nб”. Следовательно, интегрируется в единый элемент более высокого порядка только часть персонала ЦБ, выполняющего централизованные технологические функции, которые обеспечивают деятельность всей библиотечной системы. В настоящее время трудно прогнозировать степень интеграции в этой подсистеме при дальнейшем развитии и усложнении развитии и усложнении библиотечных систем. Однако именно интегрируемая часть подсистемы БП обеспечивает более высокое качество деятельности ЦБС по сравнению с отдельной библиотекой.

Аналогичная картина наблюдается и с материально-техниче­скими условиями библиотек, образующими подсистему МТБ. Часть этого элемента составляет неотъемлемую принадлежность каждой библиотеки (здание и оборудование, рабочие места, множительная техника и др.) и в системе суммируются. Однако другая часть технических средств – транспорт, полиграфическая база библиотечной системы – как и в предыдущем случае, обеспечивает общесистемные функции и интегрируется. В интересах библиотечной системы можно также пересмотреть функциональность зданий, наделив ряд библиотек-филиалов функциями распределенного депозитария, как это сделано в БЕН РАН, или организуя тематические читальные залы (система аналогичных кабинетов много лет действует в ИНИОН). Особенно наглядно интегральный эффект проявляется в библиотеках ЦБС при объединении персональных компьютеров в единую сеть.

По нашему мнению, дальнейшее развитие этой подсистемы в обозримом будущем существующую двойственность не изменит. Значительная часть элементов материально-технической базы так и останется закрепленной за конкретной библиотекой, являясь ее неотъемлемой частью. В библиотечной системе эти элементы подсистемы МТБ, в основном, суммируются мтб. Образуются непересекающиеся (точнее частично пересекающиеся ) множества Nмтб’ Nмтб”. Но интегрируемая часть МТБ создает новое, более высокое качество в библиотечной работе системы.

Множества элементов Б и МТБ составляют подсистему обеспечения и управления библиотечной системой, поддерживая оптимальность структуры и качество функционирования, стабильность ее работы. Они же позволяют налаживать и поддерживать взаимосвязи в библиотечной системе, т.е. целенаправленно усиливать интеграцию в элементах и подсистемах. Взаимосвязи реализуются в различных формах и процессах библиотечной деятельности, поэтому чем шире круг библиотечно-информационных ресурсов и услуг, тем активнее взаимодействуют библиотеки в системе и тем выше целостность библиотечного объединения. Как и элементы, внутренние и внешние связи во многом определяют «лицо» библиотечной системы, тип библиотечного объединения.

В простой системе – библиотеке – элементы А и Д определяют типо-видовое разнообразие библиотек, их особенности и предназначение. В сложной системе (любое библиотечное объединение) эти элементы также будут определять ее социальное назначение, но способ организации, ее внутренние взаимосвязи, связи с внешней средой не менее важны. Направленность связей во многом определяет характеристики системы. Рассмотрим это положение.

Элемент А проявляет читательские (т.е. социальные, общественные) потребности, которые определяют задачи и профиль отдельной библиотеки. Они могут быть общими (публичная, массовая библиотека) или групповыми. Тогда при профессиональных потребностях А образуется специальная библиотека, при образовательных – учебная, и т. д. Элемент Д определяет типо-видовой состав фонда и его тематическую направленность, которые конкретизируют функции библиотеки и определяют ее типологию. Элемент МТУ обеспечивает техническую возможность работы библиотеки, выполнение поставленных задач. Элемент Б производит работу и управляет всеми процессами в библиотеке.

Такова же роль аналогичных подсистем КА, БФ, БП и МТБ в библиотечной системе. Каким образом внутренние взаимосвязи (способ сборки системы) или внешние связи с обществом определяют «лицо» библиотечного объединения? Не описывая подробно все виды связей в библиотечных системах, обозначим наиболее общие.

Из всех видов связи, существующих внутри любой библиотечной системы, наибольшую роль играют связи преобразования и развития, управления, функционирования и взаимодействия. Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей, которые могут проявляться в различных формах [7]. Связи преобразования и развития поэтапно переформировывают структуру и функции системы, способствуют образованию новых элементов и подсистем. Связи управления контролируют деятельность системы в целом, ее функциональных подсистем и элементов. Связи функционирования непосредственно помогают деятельности библиотек, связывают ЦБ с сетью производственных процессов или их обеспечением. Связи взаимодействия проявляются в различных формах координации и кооперации между библиотеками НИУ или ЦБ и библиотеками НИУ.

Если связи преобразования и развития могут проявляться в системе дискретно, импульсивно, в ответ на накопившиеся потребности и воздействия внешней среды, то связи функционирования и взаимодействия должны быть постоянными, непрерывными, чтобы система не распадалась и сохраняла целостность. Так, наличие внутри системы вертикальных связей управления означает, что библиотечное объединение централизовано (централизованная сеть или ЦБС). Отсутствие таких связей показывает, что перед нами система, построенная на основе добровольной кооперации, например, библиотечно-территориальный комплекс БТК или искусственно сформированное объединение по принципу административно-территориальной принадлежности территориальное библиотечное объединение (ТБО).

Развитие в системе активных горизонтальных связей между элементами библиотечного объединения (библиотеками) показывает, что формируются подсистемы, как правило, на основе общего профиля (тематические кусты – по терминологии БЕН РАН), из которых в дальнейшем может развиться локальная отраслевая подсистема. В библиотечных объединениях РАН помимо тематических кустов таким же образом взаимодействуют библиотеки научных центров, не имеющие своей ЦБС. Сочетание горизонтальных и вертикальных взаимосвязей характерно для отраслевых ЦБС. Например, к этому виду библиотечных объединений относятся локальные ЦБС научных центров РАН, действующие в академгородках. Активные горизонтальные взаимосвязи внутри сложного элемента, например, в подсистеме БФ между подфондами единого фонда ЦБС, свидетельствуют об интегральном характере элемента и степени его интеграции (в данном случае – активное взаимопользование документов по внутрисистемному МБА).

Широкие внешние связи с издающими организациями и национальными библиотеками других стран характерны для центральных библиотек, комплектующих литературу и ведущих книгообмен для всей централизованной системы. Внешние связи с небольшим кругом научных учреждений характерны для специальных библиотек системы, обменивающихся научными трудами и препринтами с родственными по профилю учреждениями.

Активные внешние связи с определенной общественной подсистемой характерны для ведомственных библиотечных систем (Академия наук, министерства, профсоюзы и т. д.). Взаимосвязи библиотечных объединений с административными органами различных уровней показывают уровень подчинения (местный, губернский, национальный, федеральный).

С точки зрения эффективности функционирования системы централизованное управление позволяет получить более высокий результат, чем кооперативное. Однако кооперирование библиотек служит сигналом возникновения новых потребностей или условий, т.е. необходимости изменить вектор развития или создать дополнительное направление. Таким образом, кооперативные объединения можно рассматривать как определенный этап в развитии библиотечных объединений, предваряющий единое управление.

Все перечисленные выше виды внутренних и внешних связей библиотечных систем носят постоянный, т.е. долговременный характер. Однако в последние годы появился новый вид библиотечных объединений, взаимосвязи в котором определяются временным параметром – периодом подписки. Такие взаимосвязи характерны для библиотечных консорциумов, которые кооперируются с одной целью – для приобретения на паях издательской продукции и прав доступа к международным электронным изданиям.

Консорциумы еще не рассматривались с позиций системного подхода как отдельный вид библиотечных объединений, поэтому остановимся на этом вопросе. С точки зрения внутренних и внешних взаимосвязей консорциумы представляют собой особенные объекты – помимо финансовой кооперации на время подписки участников этого объединения больше ничто не связывает. Все участники объединения «равноправны» и практически не связаны между собой: пользование информацией осуществляется автономно, поэтому нет условий для появления внутренних взаимосвязей. Вход и выход из этого объединения свободны и не регламентируются другими элементами системы. В настоящее время еще не решены вопросы долгосрочного хранения «общей» информации и прав доступа к ней, т.е. у участников объединения нет взаимных обязательств. Но можно предположить, что со временем в этой системе появится более активный элемент, который возьмет на себя функции координационного центра, благодаря чему стабилизируется круг участников, появятся минимальные постоянные взаимосвязи.

С точки зрения структуры консорциумы представляют собой простейший вид библиотечных объединений – сеть, которая выделяется из библиотечной среды по признаку финансового участия, единственному виду связей в этих объединениях. Хотя номинально консорциумы включают в себя и простые, и сложно организованные элементы с иерархической структурой, например ЦБС БЕН РАН, правомерно рассматривать их как простые системы. Поскольку ЦБС взаимодействуют с консорциумом через свои центральные библиотеки, представляющие всю систему в целом, каждая ЦБС участвует в консорциуме как единый элемент.

Объединение для покупки у зарубежных издательств прав доступа к полнотекстовой электронной информации эффективно только для универсальных или многоотраслевых библиотек. Они получают доступ к обширной по тематике группе научных журналов. Поэтому наряду с национальными, областными, университетскими библиотеками одними из первых в консорциумы вошли централизованные библиотечные объединения РАН, активно участвовавшие в их организации. В их структуре центральные библиотеки представляют интересы своей сети и обеспечивают для нее право доступа к информации, оплачивая приобретение политематических или широкопрофильных журналов, поступающих в фонд ЦБ. Отдельная библиотека НИУ не имеет достаточных средств для самостоятельного участия в консорциуме, а каждый издательский дом представляет лишь малую группу изданий по ее профилю, делая подписку относительно дорогой и невыгодной.

Дальнейшее развитие этого нового вида библиотечных объединений полностью зависит от условий внешней среды. Если они будут «жесткими» для библиотек – кооперация будет развиваться. Таким образом, в создании консорциумов участвуют универсальные по профилю и многоотраслевые научные библиотеки. В дальнейшем возможно появление консорциумов с более узкой типологией библиотек. Например, выделятся учебные, деловые или другие библиотеки, заинтересованные в несколько ином круге информационных изданий. Однако для расширения круга консорциумов финансовые возможности всех видов библиотек должны существенно расшириться – ведь помимо оплаты прав доступа к информации необходимо поддерживать в хорошем состоянии и технические средства доступа, что пока еще представляет серьезную проблему почти для всех библиотек России.

Дальнейшее развитие библиотечных объединений и появление новых форм кооперации могут пойти и по другому направлению. Кооперация не всегда носит прямой финансовый характер. В библиотечной сфере она имеет два основных направления: кооперация в обслуживании документами, например МБА, и в обслуживании информацией, например создание корпоративных информационных ресурсов. Каждое из этих направлений деятельности может включать не все библиотеки объединения, а ее отдельные элементы (библиотеки) или функциональные подсистемы. Таким образом, для библиотек Академии наук возможно объединение как в региональные системы, так и в отраслевые (по тематике отделений РАН). Тогда реальная библиотека может являться структурным элементом разных объединений. Вследствие этого усложнятся ее взаимосвязи. В структуре библиотеки могут появиться новые производные элементы и подсистемы. Возможно образование новых видов библиотечных объединений.

 

Список литературы

  1. Госина Л.И. От типологии библиотек – к типологии библиотечных систем: на примере Российской Академии наук// Библиотековедение. 2002. № 1. С. 22–29.

  2. Карташов Н.С. О системном подходе к изучению и организации академических библиотек// Библиотечно-библиографическая информация АН СССР и АН союзных республик. 1967. № 1. С. 1–19.

  3. Иванов Д.Д. Наука. Книга. Библиотека: (Опыт теории научной библиотеки). М., 1974. 1501 с. (Машинопись). Хранится в РГБ.

  4. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М.: Книга, 1981. 255 с.

  5. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: Учеб. М.: Кн. палата, 1991. 271 с.

  6. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований/ Н.Г. Алексеев и др.; А.Г. Захаров (ред.). М., 1996. 195 с.

  7. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.



* Позднее этот элемент обозначается как материально-технические условия (МТУ), а МТБ – соответствующая подсистема библиотеки. – Авт.
  
На главную