Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 02:34

Коломейчук Е.М.

Типологические характеристики
центральных универсальных библиотек
в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

С появлением комплекса территориальных библиотечных законов, посвященных целостному обоснованию развития библиотечного дела (в отличие от законов об обязательном экземпляре документов), правовую поддержку получили решения вопросов о статусе ЦБ субъектов Российской Федерации. К сожалению, федеральным законом соответствующие характеристики главных библиотек субъектов РФ лишь скупо обозначены. Вот почему привлекает внимание опыт законодательного утверждения главенства библиотек в системе библиотечного обслуживания на территории субъекта РФ.

Здесь отчетливо проявилась та конструктивная роль территориального библиотечного законодательства в процессах реализации правового регулирования деятельности ЦБ, на которую указал В.Р. Фирсов, определивший, что «…принимаемые территориальные законы выполняют в какой-то мере роль постановления о введении в действие федерального закона» (Фирсов В.Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. СПб, 2000. С. 106).

По комплексу территориальных библиотечных законов фиксируются 22 значимые характеристики центральных универсальных библиотек субъектов РФ. Эти характеристики представлены в табл. 1. Большая часть определений проходит по текстам законов в похожих редакциях. Акценты, отражающие зависимости от условий и обстоятельств функционирования библиотек, получают следующие характеристики ЦБ:

  • оказание методической помощи библиотекам, действующим в субъекте РФ, получает уточнение «независимо от организационно-правовых форм и форм собственности»;

  • координация библиотечной деятельности в субъекте РФ может распространяться на следующие виды деятельности библиотек: «создание системы информации о фондах библиотек», «содействие взаимоиспользованию библиотечных ресурсов», «организация взаимодействия библиотек не только на территории субъекта РФ, но и страны в целом»;

  • информационный центр субъекта РФ получает ограничения: «в сфере библиотечного дела», «по библиотековедению, библиографоведению и книговедению»;

  • депозитарное хранилище документов сопровождается точным указанием: «межрегиональное», «национальных фондов», «краеведческих документов», «местных изданий»;

  • получатель обязательного бесплатного экземпляра субъекта РФ дополняется указанием на необходимость «распределения местного обязательного бесплатного экземпляра в субъекте РФ» либо на «контроль за полнотой и оперативностью доставки местного обязательного бесплатного экземпляра»;

  • регламентация деятельности библиотек в субъекте РФ может иметь уточнения по кругу охватываемых библиотек: «государственных и муниципальных». В других случаях ЦБ предписывается «разработка стандартов, норм библиотечного обслуживания в субъекте РФ»;

  • библиографический учет документов дополняется указаниями на объекты: «краеведческие документы», «все документы, изданные на территории субъекта РФ», «документы, произведенные за пределами субъекта РФ, по заказам производителей»;

  • создание сводных каталогов точно определяет цели: «о составе фондов библиотек», «национальных документных фондов», «краеведческих документов», «редких и ценных документов в составе фондов библиотек»;

  • издательская деятельность может иметь ограничение по обязательным для ЦБ продуктам – «проблемам теории и практики библиотечного дела»;

  • обеспечение деятельности правительства, парламента субъекта РФ может сопровождаться конкретным указанием – «информационно-аналитическое обеспечение»;

  • автоматизация библиотечно-библиографических процессов закрепляется определением наиболее приемлемых условий деятельности ЦБ – «на корпоративных началах».

Активное применение норм федерального законодательства служит утверждению статуса ЦБ прежде всего как заботливого патрона библиотечного дела в субъекте РФ, наиболее полного источника документных ресурсов, ведущего организатора использования библиотечных ресурсов.

Таблица 1

Использование характеристик
центральной универсальной библиотеки субъекта Российской Федерации
в территориальных библиотечных законах

Определение характеристики ЦБ субъекта РФ Количество
законов
1.   Оказание методической помощи библиотекам, действующим в субъекте РФ 42
2.   Формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного на территории субъекта РФ универсального собрания документов 31
3.   Координация библиотечной деятельности в субъекте РФ 30
4.   Участие в разработке политики субъекта РФ в сфере библиотечного дела, концепций и программ развития библиотечного дела 30
5.   Информационный центр субъекта РФ 30
6.   Культурный центр субъекта РФ 28
7.   Главное государственное хранилище универсального собрания документов 24
8.   Осуществление научно-исследовательских разработок 23
9.   Депозитарное хранилище документов 20
10. Получатель обязательного бесплатного экземпляра субъекта РФ 19
11. Создание автоматизированных баз данных 13
12. Регламентация деятельности библиотек в субъекте РФ 12
13. Формирование, постоянное хранение и общественное использование краеведческих документов 12
14. Библиографический учет документов 11
15. Переподготовка кадров библиотек 8
16. Образовательный центр субъекта РФ 8
17. Создание сводных каталогов 6
18. Издательская деятельность 6
19. Обеспечение деятельности правительства, парламента субъекта РФ 4
20. Формирование автоматизированной системы библиотек субъекта РФ 4
21. Книжная палата 4
22. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов 2

Для конкретных библиотек потенциал правовой поддержки их деятельности используется в лучшем случае наполовину, а чаще всего – на четверть: это можно заметить из соотношения в количестве законов, наделяющих библиотеки определенными типологическими характеристиками.

В территориальных библиотечных законах используются различные формы утверждения типологических характеристик ЦБ субъекта РФ. Для каждой формы законодательного утверждения выявляется определенный объем наполнения характеристиками.

В десятой части законов одинаково распространены две формы: пункт в статье «Центральные библиотеки» и особый раздел статей, посвященных конкретной библиотеке.

В статье «Центральные библиотеки» иногда указывается, что статусом центральной для субъекта РФ наделяется именно конкретная библиотека. Главная библиотека субъекта РФ рассматривается как одна из действующих на территории центральных библиотек (для обслуживания детей и подростков, для юношества, для незрячих и слабовидящих, центральных районных библиотек централизованных библиотечных систем). Эта форма применяется к областным библиотекам. Средний объем статьи «Центральные библиотеки» – 5 характеристик – оказывается самым маленьким по сравнению с другими формами.

Форма особого раздела выбрана в одной трети законов республик РФ и в Омской области. Особые разделы законов отличаются наибольшей насыщенностью – отражают в среднем 11 типологических характеристик.

Более чем в половине законов применена особая статья, отведенная конкретной библиотеке. Именно эта форма применена во всех законах краев РФ и большей части законов республик РФ.

Специальный пункт, отведенный конкретной библиотеке в составе статьи, использован в четвертой части областных законов. Форма особая статья, отведенная конкретной библиотеке, и форма специальный пункт о конкретной библиотеке в одной из статей закона имеют одинаковый объем наполнения характеристиками – 8.

В формах законодательного утверждения выделяются базовые характеристики и группы определенных степеней значимости, а именно: утвержденных не менее чем в 60% законов, от 50% до 25% и менее чем в 25% законов.

Наглядное сравнение позволяет судить о различиях в трактовке роли библиотек, главенствующих в системе библиотечного обслуживания на территории субъекта РФ, согласно определенной форме законодательной поддержки. В табл. 2 показаны репертуары утвержденных характеристик ЦБ, обозначенных через номера мест по частоте использования в законах.

Таблица 2

Распределение типологических характеристик ЦБ
по формам законодательного утверждения

Частота
утверждения
характеристик
Форма утверждения характеристики в законе
пункт в статье «Центральные библиотеки» специальный
пункт
особая
статья
особый
раздел
Во всех законах 2 1 1 7, 13
Не менее чем в 60% законов 1, 3 3, 5, 6 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 14, 19, 20
От 50% до 25% законов   2, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 16 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22 15, 16
Менее чем в 25% законов 4, 5, 10, 13, 14, 15 12, 14, 15, 17, 18, 19, 21 21 9, 10, 11, 16, 18

Так, по статье «Центральные библиотеки» функционирование библиотек, наделяемых статусом центральных для субъекта РФ, оказывается заметно суженным по правовым гарантиям библиотечной деятельности.

Для областных библиотек форма особая статья используется преимущественно для утверждения полномочий по переподготовке кадров библиотек и издательской деятельности. Именно в особой статье чаще всего закрепляются права областных библиотек в качестве получателей обязательного бесплатного экземпляра субъекта РФ.

В форме специальный пункт особенно слабым местом оказалась деятельность по установлению и развитию внешних связей библиотеки с профессиональным сообществом и структурами управления субъекта РФ. С умеренной активностью используется здесь поддержка ресурсов ЦБ.

В то же время специальный пункт позволяет закрепить за областными библиотеками функции информационного центра (причем так же часто, как и для национальных библиотек). Специальный пункт уступает лишь особому разделу по частоте утверждения обязанностей ЦБ по формированию, постоянному хранению и общественному использованию краеведческих документов.

Можно выявить и другие различия моделей развития ЦБ, получающих законодательное обеспечение в той или иной форме.

На мой взгляд, предметное определение в законе границ ответственности ЦБ является чрезвычайно важным шагом в формировании статуса этих библиотек. По существу, именно здесь позиции ЦБ как главной библиотеки на территории субъекта РФ получают свое правовое обоснование.

  
На главную