Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Кожевникова Е.С.

Социально-психологические последствия
информатизации библиотек

Автор продолжает развивать тему своей предыдущей статьи, опубликованной в 2002 г., № 12.

Если вторая половина ХХ столетия характеризуется началом новой информационной эры в развитии человечества в целом, то ее последнее десятилетие и два года нового века свидетельствуют о становлении российских информационных систем, охватывающих все политические институты общества.

1990-е гг. ознаменовались революционной волной перестроек не только финансовых, экономических и политических, но и социально-психологических. В тот период полностью менялось общественное сознание российских потребителей информации. Переход к рыночным отношениям сопровождался развитием новых видов услуг, технологий, средств и методов взаимодействия. Становление региональных компьютерных сетей, возможность связываться с мировыми электронными коммуникациями, импорт компьютерного парка, освоение западноевропейских технологий позволили разработать и опубликовать в 1990 г. «Концепцию информатизации общества по основным направлениям работы включительно до 2005 г.». В этом документе информатизация сферы образования обозначена как одно из приоритетных направлений.

В 1995–1998 гг. в рамках Федеральной межвузовской программы, направленной на создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, при Миннауки РФ и Российском фонде фундаментальных исследований началась организация предметно-ориентированной логической библиотечной сети России – LibWeb. В ее обязанности вменялось оперативное информирование научного сообщества о наличии информации и способах доступа к распределенному фонду отечественной и зарубежной научно-технической литературы. В ее задачи входило развитие концепции распределенной электронной библиотеки (РЭБ), включая выбор форматов и стандартов представления данных, протоколов и способов взаимодействия отдельных подсистем.

Пятью годами позже разработаны проекты федеральных целевых программ, поддерживающих развитие единой образовательной информационной среды сначала на 2001–2005 гг., затем на 2002–2006 гг. В настоящее время развертывается новая полномасштабная программа «Электронная Россия». Срок ее реализации 2001–2010 гг. Должное место в программе отводится электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Сегодня более 30 университетов России, организаций гражданского общества и международных донорских организаций работают над созданием программы «Виртуальный университет Европы и Центральной Азии». На веб-странице Института развития информационного общества можно познакомиться с каталогом виртуальных университетов и стать студентом учебного заведения, создавшего представительство в региональном виртуальном университете.

Иркутский виртуальный университет представлен в Интернете двумя вузами: Иркутским государственным университетом и Иркутским государственным техническим университетом. По проекту виртуальные студенты, окончившие университет, получат сертификат или диплом о высшем образовании установленного образца.

Новая программа подразумевает возможность стать слушателем по отдельным дисциплинам или читателем электронной библиотеки виртуального представительства. Для этих целей виртуальному читателю или студенту необходимо пройти регистрацию и оплатить заказанные услуги. Доступ к запрошенным ресурсам будет осуществляться только по факту оплаты сервиса.

В настоящее время речь идет уже не столько о формировании региональных корпоративных распределенных библиотечных систем, сколько о межрегиональных и межконтинентальных взаимодействиях между институтами информации. Выработать форматы и стандарты представления данных, протоколы и системы взаимодействия отдельных подсистем, адаптировать существующие программные средства или разработать новые легче было в условиях апробации совместной деятельности внутри небольших корпораций, функционирующих сегодня во всех российских регионах.

На территории Иркутской области «первой ласточкой», объединившей информационные ресурсы сети академических библиотек, стала корпоративная библиотечная система Сибирского отделения РАН, второй – библиотека Иркутского государственного университета как участница проекта Института «Открытое общество». Остальные крупные вузовские и научные библиотеки Иркутска изыскивают финансовые возможности для создания на территории области распределенной библиотечной сети, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам, обмен библиографической, технологической и другой информацией. Элементы такого обмена уже присутствуют в совместной деятельности библиотек Иркутска с помощью электронной почты или электронной доставки документов.

Вузовская библиотека сегодня – это не только держатель комплексных документов, в том числе электронных. В ее стенах издаются электронные копии библиографических указателей, полнотекстовые базы данных статей, электронные копии ветхих и редких изданий на CD–ROM, электронные программы внутреннего пользования, электронные каталоги, рекламные видеоролики.

В настоящее время под воздействием информатизации общества термин библиотекарь все чаще заменяется термином консультант, а термин читатель – термином пользователь.

Компьютер – ныне неотъемлемая часть библиотеки – дает читателю возможность использовать прикладную библиотечную программу или информационно-поисковую систему. Обязанность библиотекаря – обучить читателей «общению» с этими программами или системами, ознакомить с условиями их эксплуатации внутри библиотеки или с помощью глобальной сети. Машина поставляет информацию по запросу. Читатель должен уметь самостоятельно выбрать из нее необходимую. Это значит, что он должен обладать некоторыми техническими навыками поиска, отбора, сохранения и воспроизведения нужной информации с помощью компьютера. Такие знания студенты получают из лекционных материалов, на уроках библиотечно-библиографических знаний и в Интернет-классах, а подкрепляют разовыми консультациями в читальном зале электронных изданий или у консультантов при каталогах.

Современному пользователю совсем не обязательно быть абонентом конкретной библиотеки. Достаточно обратиться к поисковым машинам глобальной вычислительной сети, пройти виртуальную регистрацию для оплаты некоторых видов услуг. Термины виртуальный читатель и виртуальный студент являются сегодня объективной реальностью. С помощью дистанционного образования можно продолжить обучение в аспирантуре, не выходя из дома, за домашним компьютером.

Анкетирование, проведенное на основе возрастной выборки в читальных залах Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), показало, что из 100 респондентов в возрасте от 18 до 40 лет (включая преподавателей, научных сотрудников и студентов, с совокупным доходом семьи от 3 тыс. до 10 тыс. рублей в месяц и выше) 51,5% являются владельцами домашних компьютеров. Все они пользуются Интернетом, обращаясь к сети для удовлетворения бытовых, учебных и научных потребностей. 10 из 80 опрошенных студентов посещали путеводитель по Интернету – виртуальную библиотеку ГПНТБ. (Следует оговориться, что в БГУЭП обучаются студенты не из бедных семей.) 5 из 80 открыли и поддерживают домашнюю страничку в Интернете.

В связи с этим следует отметить некоторые изменения, произошедшие за последние годы в поведении пользователей. Они уже задумываются над вопросами защиты интеллектуальной собственности, о предоставлении удобного доступа к своей информации, при необходимости создают пользовательские интерфейсы, решают проблемы визуализации своего материала, изучают вопросы гражданского права и программирования.

В связи с комплексными изменениями в поведении современных читателей и развитием технических и психологических возможностей по хранению, обработке и предоставлению информации потребность в посещении библиотеки как определенного места в пространстве заменяется виртуальным обращением за необходимой информацией. Сегодня в БГУЭП посредством дистанционного обслуживания начинают получать образование люди с ограниченными физическими возможностями; в Иркутском государственном техническом университете – это один из методов обучения. Когда все информационные ресурсы каждого вуза, в том числе его библиотеки, будут представлены в Интернете, число пользователей коммуникационной системы еще более возрастет. Но никогда не исчезает потребность человечества в получении знаний.

Обязанностью библиотекаря было и останется обеспечение непосредственного доступа читателей к информационным ресурсам мирового сообщества. С этими задачами можно справиться на основе многоязыкового доступа к данным и обслуживания данными на нескольких языках.

Современному библиотекарю еще многому предстоит научиться для овладения техническими, лингвистическими и правовыми знаниями, чтобы не потеряться в новом информационном обществе и самому не утонуть в информационном потоке.

  
На главную