Научные и технические библиотеки №5 2003 год
Содержание:

Соколов А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке)

Госина Л.И., Алексеев Н.Г. Библиотечное объединение как система: структурные элементы и связи

Коломейчук Е.М. Типологические характеристики центральных универсальных библиотек в библиотечных законах субъектов Российской Федерации

Кожевникова Е.С. Социально-психологические последствия информатизации библиотек

Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Иванов С.А. Научные библиографии – важный источник библиометрических исследований


ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Земсков А.И. Электронные книги – новый взгляд

Вегнер Б. Полная цифровая библиотека по математике: некоторые проблемы структуры


22-я КОНФЕРЕНЦИЯ ИАТУЛ

Савениж Б. Проект «Рокада»: к новой модели научного общения

Хакала Ю. Библиотеки, метаданные и сохранность электронных ресурсов

Новости электронных библиотек (по материалам пресс-релиза компании Эльзевир)


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Павлова Л.П. Должностные инструкции работников библиотеки: их назначение и роль (из опыта ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э.Р. Иногда полезно сначала подумать и посмотреть вокруг

Сороколетова Н.В. Библиотека и компьютер. Обучение пользователей и персонала


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»

Алешин Л.И. Технология и техника: вопросы терминологии


ЮБИЛЕИ

Гашумова Г.Т. Научная библиотека Дагестанской государственной медицинской академии: прошлое и настоящее


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н.П. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

Опарина О.Д. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Университетская библиотека: проблемы и решения»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 028.1

Шмидт А.В.

Мотивы и мотивация посещения библиотеки

Размышления будущего менеджера документально-информационных коммуникаций.

К решению любой научной или технической задачи специалист приступает прежде всего мысленно [1, c. 34]. На всех этапах этого процесса может возникать дефицит информации, которая необходима для создания новой модели деятельности, способствующей решению зародившейся проблемы. Этот дефицит создает информационную ситуацию, которая постепенно осознается во времени.

В результате осознания появляется потребностное состояние в формировании новой модели деятельности. Оно характеризуется неудовлетворенностью человека и одновременно  является стимулом для реагирования, очагом возбуждения сознания, порождает внутреннюю и внешнюю активность человека. В этот момент образуется информационная потребность – представление человека о том, какая информация ему необходима. Это происходит в результате мысленной достройки модели деятельности, уже имеющейся в сознании, и сопоставлением ее с новой моделью деятельности, т.е. предмет потребности выступает в значении, совпадающем с системой значений специалиста.

Удовлетворение информационной потребности может осуществляться двумя путями. Первый – приобретение специалистом необходимой ему информации с помощью личностного научного потенциала (информационного тезауруса) – проявление внутренней активности. Второй – обращение к поиску и отбору источников в информационном массиве, например в библиотеке, – проявление внешней активности.

Потребность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью, причем деятельность выступает как исходный пункт формирования потребности; возникшая потребность в свою очередь ведет к новой деятельности.

На этапе поиска источников в информационном массиве у человека возникает информационный интерес, предметом которого становятся прежде всего те объекты, которые способствуют удовлетворению информационных потребностей. Затем интерес выражается в запросе, т.е. приобретает свою предметность.

Мотив возникает при рассогласовании в сознании человека между имеющимся и желаемым; это знание о том, что необходимая информация существует, а также представление о том, где ее можно найти.

Информационный интерес, установка и мотив являются неразрывно связанными между собой формами существования информационной потребности – это «потребность в действии», в результате которого она может быть удовлетворена. На пути возникновения мотивов происходит осознание потребностей [2, c. 5].

Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а также объясняет целенаправленность действия [3]. Так, придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту информацию, которая соответствует его представлению как необходимая, т.е. он интересуется тем, что ему (по его мнению) нужно. Если информация полностью подходит ему, потребитель мгновенно включает ее в свой информационный тезаурус с последующим применением данной информации в сложившейся проблемной ситуации [4, c. 19].

В результате происходит постоянный рост личностного информационного потенциала, накопление опыта (схема 1).

 


Схема 1. Процесс деятельности по удовлетворению
информационных потребностей

Библиотека является хранилищем источников информации. Следовательно, потребность, с целью удовлетворения которой пользователь обращается в библиотеку, можно назвать информационной.

Прежде чем стать пользователем библиотеки, человек должен иметь потребность в информации, вооружении знаниями, умениями; ему также важно осознавать необходимость удовлетворения этой потребности именно через библиотечное обслуживание [5, c. 70].

Информационные потребности могут иметь разное содержание: познавательное, учебное, профессиональное, рекреационное и др. В обобщенном виде – это идеальные потребности познания смысла жизни; социальные потребности, связанные с приобщением к общественным нормам, культуре, получением знаний для выполнения той или иной деятельности; потребности саморазвития [5].

Существует ряд факторов, которые содействуют или препятствуют осознанию необходимости посещения библиотеки. Они зависят как от непосредственного бытия людей, так и от воздействия социально-экономических обстоятельств.

Одним из факторов является образ жизни в семье (наличие домашней библиотеки, посещение библиотек в детском возрасте, жилищные условия, обеспечивающие возможность хранения и чтения книг, познавательная личная потребность). Другие факторы – сфера деятельности (например, занятие наукой требует посещения библиотек), наличие свободного времени, расстояние до библиотеки от места проживания или работы.

Инфраструктурной группой факторов, оказывающей воздействие на необходимость посещения библиотеки, являются состояние издательского дела, книжной торговли, библиотечного дела (в том числе его технической оснащенности), развитие средств массовой информации, появление новых носителей информации, комфортная среда, доброжелательное отношение к пользователю и др. [5]. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на возникновение мотивов посещения библиотеки читателями.

В.А. Бородина [6] выделяет в структуре читательской деятельности три фазы:

  • мотивационно-побуждающую (доминирующий фактор – потребность),
  • процессуально-результативную (вектор «мотив – цель»),
  • результативно-оценочную (главное – оценка).

В основе читательской деятельности лежит мотив. В роли мотивов чтения выступают читательские интересы и потребности, установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована, обычно у читателя несколько мотивов. Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики [7, c. 60].

Б.Г. Умнов [7] предложил шкалу уровней мотивации чтения:

0 – не читают,
1 – по обязанности,
2 – иногда по интересу,
3 – по обязанности и иногда по интересу,
4 – всегда по интересу,
5 – по обязанности и всегда по интересу.

Шкала отражает виды мотивации, где мотивы расположены по степени их значимости – от низшего уровня к высшему. Мотивация во многом определяет реальную картину чтения и является важным критерием читательских классификаций.

Читатель относится к библиотеке и как к источнику получения книги и информации, и как к средству межличностного общения. Для людей пожилого возраста библиотека – место, где они могут не только просмотреть периодику, недоступную многим из них по цене, но и обсудить политические, житейские новости [8, c. 38].

Обращение молодежи в библиотеку в основном определяется деловыми (учебными) мотивами, но целью посещения библиотеки могут быть знакомство с новинками, библиотечными выставками, встречи с друзьями, соучениками [9, c. 44].

У детей потребность в чтении определяется не только фактором учения. В детском возрасте мотивация личностно-художественного чтения характеризуется прежде всего неосознанным стремлением ребенка к эмоционально-образному насыщению своего внутреннего мира [10, c. 38]. Чтение позволяет снять психологический стресс, насыщает положительными эмоциями, заставляет плакать и смеяться, переживая вымышленные беды, таким образом юные читатели уходят от окружающей их действительности, ее противоречий и проблем [11, c. 7].

Все действия человека можно разделить на добровольные и ситуативные. Первые совершаются вследствие рассогласований между наличным и нужным (желаемым) состоянием дел, вызывающих очаг возбуждения в потребностно-мотивационной сфере [12]. В читательской деятельности добровольными мотивами (по интересу) являются самосовершенствование, отдых, любознательность, привычка.

Вторые – ситуативные действия – побуждаются повседневными мотивами, появившимися из-за искусственно внесенных извне потребностных систем. В читательской деятельности это чтение по обязанности, диктуемое долгом, послушанием, производственной необходимостью, ожиданием награды или общественного одобрения [12].

В обоих случаях мотив диктуется имеющимся рассогласованием. Если нет рассогласования, нет необходимости в действии, значит, отпадают его мотивы.

Существует также мотив отказа от чтения (мотив отвращения).

Мотивы можно разделить на две группы: внешние – отсутствие нужных организму ресурсов, условий, дефицит чего-либо существенного, постороннее стимулирование (угроза, приказ и т.д.); внутриличностные – сознательно ставится цель овладеть какой-либо ценностью.

В первом случае человек неосознанно или сознательно вынужден реагировать на внешний стимул, а во втором – действует свободно, выбирая привлекающую его ценность [12].

Потребностно-мотивационные аспекты занимают центральное место в читательской деятельности (схема 2).

Знание мотивов позволяет объяснить направленность читательской деятельности, психологические особенности потребителя информации.

Схема 2. Структура мотивов читательской деятельности

 

Список литературы

  1. Шапиро Э.Л. Формирование информационных потребностей читателя и методика уточнения их запросов / Шапиро Э.Л. // Сов. библиография. 1974. № 4. С. 33–40.

  2. Коготков С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей / Коготков С.Д. // НТИ. Сер. 1. 1979. № 2. С. 1–7.

  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х тт. Т. 1 / Хекхаузен Х. М.: Педагогика, 1986. 408 с.

  4. Евтюхина Е.А. К вопросу о сущности информационного интереса / Евтюхина Е.А. // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 3. С. 18–21.

  5. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание / Дворкина М.Я.: Теоретический аспект. (Монография). М.: МГИК, 1993. 248 с.

  6. Библиотекарь – консультант по работе с читателями: Метод. разработка / Сост. В.А. Бородина. Л., 1980. 26 с.

  7. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Ред. А.Я. Айзенберг. М.: Либерея, 1996. 200 с.

  8. Шуминова И.О. Отношение читателя к библиотеки / Шуминова И.О., Ситахметова К.С. // Сов. библиотековедение. 1993. № 5/6. С. 37–42.

  9.  Самохина М. Читающая молодежь Москвы (по результатам двух исследований 1997–1998 гг.) / Самохина М. // Библиотековедение. 1999. № 1. С. 42–50.

  10. Прослакова Ю. Итоги столетия / Прослакова Ю. // Библиотека. 2000. № 2. С. 36–40.

  11. Борисова О. Выбор диктует ситуацию / Борисова О. // Библиотека. 1994. № 7. С. 6–8.

  12. Соколов А.В. Коммуникационные потребности / Соколов А.В.: Учеб. пособие. Краснодар, 1996. 161 с.

  
На главную