Научные и технические библиотеки №6 2003 год
Содержание:

Вохрышева М.Г., Кузьмишина Т.М. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики

Минкина В.А. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и особенности формирования

Каспарова Н.Н. Язык библиографической записи в многоязычной электронной коммуникации: к концепции международных правил каталогизации

Авгуль Л.А., Невский Б.Б. Веб-ресурсы библиотек Республики Беларусь

Танич О.И. Обеспечение информационных потребностей студентов, ученых и специалистов в библиотеке Кубанской государственной медицинской академии

Соболева Л.В., Зильберборд А.Л. Патентный фонд научной библиотеки – инструмент повышения уровня исследований и разработок


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Багаева Р.У. Профессиональная квалификация библиотечных работников и пути ее повышения

Коврижных Е.В., Минкина В.А., Рудакова Н.В. Повышение квалификации сотрудников НТБ: позиция Петербургской Школы информационных работников


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соляник А.А. Новое в содержании документоведческого знания


ЮБИЛЕИ

Мадам Сто Тысяч Вольт (К юбилею Ю.Н. Дрешер)


"Вестник Ассоциации ЭБНИТ"

 
НАШИ АВТОРЫ


Профессиональная квалификация

УДК 02:37.018

Багаева Р.У.

Профессиональная квалификация
библиотечных работников и пути ее повышения

Обзор докладов на конференциях 2002 г.

Вопросы, связанные с повышением квалификации работников библиотек, все чаще ставятся на повестку дня в связи с внедрением новых информационных технологий и, как следствие, с повышением требований к профессиональной квалификации библиотекарей. Эти проблемы особенно актуальны для публичных библиотек, предоставляющих гражданам доступ к информации и обеспечивающих информационную поддержку процесса непрерывного образования.

В последнее десятилетие, к сожалению, не проводились масштабные исследования кадровых ресурсов в библиотеках России, лишь в работе Е.К. Высоцкой [1] рассмотрены состояние и проблемы оптимизации кадров муниципальных библиотек. Но вопросы повышения квалификации библиотечных работников поднимаются на многих научных и научно-практических конференциях.

Специальная секция «Повышение квалификации библиотечных работников» организована в рамках 7-й Международной научной конференции «Библиотечное дело – 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания» (Москва, 24–25 апр. 2002 г.) [2]. На конференции отмечалось, что повышение квалификации выступает связующим звеном между теорией и практикой, а также целостной системой, которая поставляет специалистам необходимую им информацию в структурированном виде, с использованием различных форм и способов ее передачи. Широкий спектр существующих форм обучения призван удовлетворять различные уровни информационных потребностей специалистов. В числе новых форм сегодня предлагаются модульные формы повышения квалификации, дистанционное обучение.

Повышение интереса к вопросам повышения квалификации обусловлено возрастанием роли дополнительного профессионального образования, что является результатом формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Дополнительное профессиональное образование призвано содействовать регулярному обновлению знаний кадрового потенциала отрасли, профессиональной адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач. Как отмечает Т.Я. Кузнецова, процесс функциональной интеграции образовательной и собственно библиотечной деятельности в рамках библиотечных учреждений привел к созданию в них различных учебных структур в виде тренинг-центров, центров по изучению Интернет-технологий, постояннодействующих курсов повышения квалификации по актуальным направлениям модернизации библиотек [2, c. 75–76].

Во многих регионах изучается состояние кадрового потенциала библиотек. Так, ЦБ № 193 им. А. Ахматовой ЦБС «Кунцево» (Москва) провела анализ состояния библиотечного дела в централизованных библиотечных системах Западного административного округа столицы [2, c. 77–78]. В результате выявлены конкретные профессиональные потребности специалистов по направлениям деятельности, что позволило определить оптимальный вариант системы повышения квалификации. Установление круга проблем, возникших в связи с технологическими нововведениями и соответственно изменениями в профессии, потребовало комплексного анализа содержания и методического обеспечения учебного процесса.

Программа учебного курса повышения квалификации составлена на основе принципов проблемно-ориентированного обучения, межбиблиотечной кооперации с привлечением преподавателей высшей школы и ведущих специалистов крупнейших библиотек. Она направлена на формирование территориальной инфраструктуры повышения квалификации, объединение местных информационных ресурсов. Особенностью программы является дифференциация в соответствии со специализацией профессиональной деятельности (работа с персоналом и управление библиотекой, организация обслуживания пользователей, комплектование фондов, информационно-библиографическая работа, автоматизация библиотечных процессов). Учебный курс включает разные формы: научно-практические конференции, семинары, дискуссии, практикумы.

Анализ опроса работников центральных детских библиотек регионов Российской Федерации показал слабое внедрение новых информационных технологий в детских библиотеках [2, c. 78–79]. Успехи лидеров-новаторов строятся на энтузиазме библиотекарей. Однако у большинства библиотек нет средств на оплату труда специалистов: инженеров-технологов, программистов, веб-дизайнеров и др.

В докладе О.В. Шлыковой [2, c. 79–80] освещены итоги 2-й Международной конференции «Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов» (Москва, 4–6 дек. 2001 г.), проведенной Школой Рудомино ВГБИЛ совместно с секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия.

«Библиотечные кадры, профессия и образование» – секция под таким названием работала в рамках 9-й Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» («Крым–2002») [3].

В докладе Т.Я. Кузнецовой представлены концептуальные основы дополнительного профессионального библиотечного образования [3, c. 336–338]. Одной из главных задач системы образования является создание механизма профессиональной социализации личности библиотекаря, включение его в профессионально-продуктивную деятельность. Высшая библиотечная школа ставит перед собой задачу подготовить дипломированного специалиста, ориентированного на воспроизведение и использование полученных знаний, умений и навыков в конкретной предметной области. В то же время профессионал характеризуется наличием собственной, самостоятельно выстроенной тактики профессиональной продуктивной деятельности. Организационными принципами построения системы дополнительного профессионального образования являются функциональная интеграция, инновационность обучения, диверсификация образовательного процесса, модульное построение содержательной структуры, вертикально-горизонтальная полифункциональность.

В докладе Н.В. Жадько и М.А. Чуркиной рассмотрены организационные и содержательные задачи, а также проблемы обучения и развития персонала в регионах Российской Федерации [3, c. 339–340]. Проведенный авторами анализ показал, что основными задачами обучения персонала в регионах являются идеологическая экспансия, продвижение и сбыт товаров и услуг (в том числе образовательных) на региональные рынки, маркетинг, организационное строительство и решение управленческих задач, в том числе развитие организации в форме региональных филиалов и управление региональными площадками. Для обучения персонала в целях оптимизации и повышения эффективности деятельности региональных организаций требуются новые учебные программы и подготовленные специалисты.

Новый подход к содержанию непрерывного образования библиотекарей Украины представлен в докладе И.А. Шевченко [3,
c. 340–342], где охарактеризованы перспективы деятельности Центра непрерывного информационно-библиотечного образования работников разных систем и ведомств, созданного по проекту Украинской библиотечной ассоциации и Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств.

А.И. Каптерев изложил методологические основания анализа кадрового потенциала, предлагаемые к использованию при разработке концепции дополнительного библиотечно-информационного образования [3, c. 345–347]. Оригинальная матрица развития совокупного работника может использоваться в менеджменте профессионального развития в зависимости от конкретных целей управления профессионализацией.

В докладе А.С. Арзуханова [3, c. 350–354] освещены основные цели, задачи и функции Учебно-методического центра ГПНТБ России, осуществляющего дополнительное профессиональное образование специалистов в области новых библиотечно-информационных технологий. Целью повышения квалификации является обновление теоретических знаний и практических навыков специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных стандартов и внедрением новых информационных технологий. Повышение квалификации проводится по мере необходимости и включает следующие виды обучения: краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение. В рамках Центра можно повышать квалификацию и стажироваться по определенному виду деятельности и направлению автоматизации библиотечных процессов.

Ю.В. Истомина рассказала о деятельности Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина по созданию электронных информационных ресурсов и повышению квалификации сотрудников библиотек [3, c. 354–357]. В качестве методического центра библиотека оказывает существенную помощь по обучению персонала ЦБС на семинарах и в творческих лабораториях, проводит консультации, организует стажировки сотрудников ЦБС, выезды своих специалистов в районы для оказания практической помощи.

Проблемы профессиональной квалификации обсуждались и на Всероссийской электронной научно-практической конференции «Библиотечная профессия в зеркале информационного общества»
(27 мая 2001 г. – 27 мая 2002 г.), проведенной при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Тематика конференции затрагивала вопросы формирования электронных библиотек, философии и предназначения библиотечной профессии, адаптации библиотечных специалистов к новым социокультурным условиям, трансформации знаний и навыков библиотечных работников, влияния профессионального образования и исследовательской деятельности на практическую работу библиотек. Подведение итогов конференции было приурочено к общероссийскому празднику – Дню библиотек.

Организатором конференции выступила Национальная библиотека Республики Татарстан, накопившая опыт проведения научных исследований в области библиотечной профессии, осуществляющая выпуск научных сборников и научно-методических изданий и обладающая современной технической базой для использования новых информационных технологий. В числе изданий библиотеки – ряд работ по изучению профессиональной адаптации и повышения квалификации библиотекарей [4]. Соорганизатором конференции стал информационно-библиотечный факультет Казанской государственной академии культуры и искусств (ныне Казанский государственный университет культуры и искусств).

В числе участников конференции – работники областных универсальных научных библиотек Российской Федерации, национальных библиотек республик Поволжья, информационных центров, а также высших и средних специальных учебных заведений России.

Далее представлены ключевые доклады этой конференции по вопросам повышения квалификации.

Секция «Региональные аспекты подготовки и повышения квалификации кадров» [5] объединила выступления представителей национальных библиотек Татарстана, Чувашии, Мордовии, вузовских и муниципальных библиотек, аспирантов и преподавателей Казанского университета культуры и искусств.

Анализ современного состояния и проблем оптимизации обучения кадрового состава библиотек Мордовии представлен в докладе Н.В. Манеровой и Л.А. Рассохиной [5, 153–162]. На основе анкетирования библиотекарей ЦБС, проведенного Национальной библиотекой им. А.С. Пушкина Республики Мордовия, сделаны выводы о направлениях совершенствования обучения. По мнению авторов, необходимы анализ динамики уровня образования и стажа работы сотрудников, мониторинг состава и тенденций формирования кадров для библиотек. Оптимизация системы непрерывного библиотечного образования возможна на основе объединения усилий библиотек и высших учебных заведений.

Анкетирование еще раз подтвердило необходимость приобретения новых знаний сотрудниками независимо от их стажа работы. В числе наиболее значимых форм повышения квалификации названы районные семинары и совещания, организуемые по принципу единства функциональных обязанностей; республиканские курсы, семинары и семинары-практикумы; взаимопосещения и взаимопроверки. Не получили распространения профессиональные клубы и профессиональные конкурсы. В основе форм повышения квалификации должен лежать дифференцированный подход к формированию групп обучаемых.

Анализу библиотечных кадров муниципальных библиотек Чувашии за последние 10 лет посвящен доклад В.В. Григорьевой, заведующей отделом маркетинга и инноваций Национальной библиотеки Чувашской Республики [5, c. 163–169]. Система повышения квалификации библиотекарей функционирует в соответствии с разработанной концепцией переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли культуры (1999–2005 гг.) и включает республиканские курсы повышения квалификации, различные формы обучения для библиотекарей районных ЦБС: семинары, деловые игры, тренинги, «круглые столы», коллоквиумы, занятия школы современного руководителя. В зависимости от функциональных обязанностей формы обучения разных групп работников варьируются.

В 1999 г. создан совет директоров ЦБС республики, который организует межрайонные, межзональные семинары, школы, творческие встречи по обмену опытом. Для библиотечных работников, обслуживающих представителей национальной диаспоры, проводятся семинары и дни чувашской книги. Национальная библиотека Чувашии играет значительную роль в организации республиканских проблемных семинаров, научно-практических конференций, школ современного руководителя, маркетинга, методиста. В самой Национальной библиотеке для повышения квалификации сотрудников используются интересные формы: для заведующих отделами – курсы по маркетингу и тренинг-семинары, для молодых библиотекарей – курсы профессионального ориентирования «Культура поведения и этикет», «Школа информационной культуры», а также библиотечный минимум «Специфика национальной библиотеки». В отделах ежемесячно проводится производственная учеба.

Специфические черты повышения квалификации работников государственных общедоступных библиотек Республики Татарстан освещены в докладе Р.Н. Камбеевой [5, c. 150–153]. Новой формой работы Национальной библиотеки РТ как методического центра для государственных общедоступных библиотек является ее участие в проведении специальных конкурсов. Министерство культуры РТ учредило республиканские премии – «Творческий поиск» (за значительный вклад в инновационную деятельность) и «Лидер» (в конкурсе на лучшую ЦБС года). Премия «Лидер» присуждается ежегодно (по итогам календарного года) одной из ЦБС республики за перспективность модели развития, соответствие целей развития социокультурной ситуации, разработку и освоение новых информационных технологий, внедрение новых форм и методов работы с пользователями, развитие экономической деятельности, поиск новых источников финансирования программ, повышение профессионального творческого потенциала коллектива.

Сотрудники научно-методического отдела Национальной библиотеки РТ разрабатывают методические материалы по нормативно-правовому обеспечению библиотек, использованию документов на нетрадиционных носителях, созданию музея в библиотеке и др. В целях распространения республиканского передового опыта выпускаются ежегодный «Обзор библиотечного опыта, внедренного в ЦБС республики» и ежеквартальный сборник «В библиотеках республики: из опыта работы». С 1996 г. издается информационный бюллетень «Библиотечный вестник». Научно-методический отдел активно сотрудничает с Региональным центром повышения квалификации и переподготовки специалистов социокультурной сферы и искусства, получившим новое название – Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов социокультурной сферы и искусства.

В докладе И.К. Фомичевой [5, c. 137–141] показана роль методических объединений в системе непрерывного образования библиотечных работников вузовских библиотек. Методическое объединение библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений Казани возглавляет Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, а его исполнительным органом является методический отдел. Арсенал различных форм работы с кадрами библиотек вузов включает совещания, консультации, научно-практические конференции, на которых активно обмениваются опытом работы специалисты библиотек не только Казани и Республики Татарстан, но и других республик Поволжья.

В 1995 г. состоялась первая конференция по вопросам автоматизации библиотечно-библиографических процессов. В рамках городского методического объединения работает секция автоматизации библиотечно-информационных процессов. Наиболее продуктивной формой ее работы являются семинары по координатному индексированию документов, правилам заполнения полей в формате машиночитаемой каталогизации, использованию электронной почты в МБА и др. Участникам семинаров предлагаются инструкции, методические рекомендации, памятки, разработанные методическим отделом.

В докладе Н.Н. Пустовар, заведующей научно-методическим отделом Центральной библиотеки Казанской ЦБС рассмотрены основные тенденции функционирования системы повышения квалификации библиотекарей городской централизованной системы Казани [5, 145–150]. Задачи методических служб по повышению квалификации библиотекарей заключаются в следующем: перестройка профессионального мышления работников; убеждение в необходимости постоянного обновления и углубления профессиональных знаний, совершенствования умений и навыков, овладения новыми методами работы; развитие творческой инициативы сотрудников.

По мнению автора, в основе системы должна лежать организация самообразовательного чтения, в первую очередь изучение профессиональных периодических изданий и специальной литературы. Для групповых занятий предусмотрен дифференцированный подход, т.е. отбор обучаемых по следующим критериям: уровень организации работы в структурных подразделениях по направлению деятельности, заявленной в теме занятия; уровень знаний сотрудников по тому или иному вопросу; выполняемые функциональные обязанности. Большое распространение в ЦБС получило индивидуальное консультирование в процессе приема планов и отчетов, при посещении научно-методического отдела, при выезде в библиотеки. Проблемные семинары, занятия экспресс-университета организуются с учетом предложений библиотекарей.

Сравнительный анализ докладов, представленных на научных и научно-практических конференциях, позволяет сделать следующие выводы. Материалы международных конференций отличаются более высоким уровнем обобщения. Они затрагивают глобальные проблемы – формирования профессионально-образовательной политики, создания территориальной инфраструктуры повышения квалификации библиотечных работников и др. В качестве объектов исследования выступают методологические основания анализа кадрового потенциала библиотек, принципы построения системы дополнительного профессионального образования. Другой отличительной особенностью является значительный территориальный либо отраслевой охват изучаемых авторами тем. Высокий научный уровень докладов во многом обусловлен тем, что исследования реализованы благодаря объединению усилий библиотек и высших специальных учебных заведений.

Иной характер имеют материалы, представленные на региональной конференции «Библиотечная профессия в зеркале информационного общества». Многие из них содержат характеристику форм и методов повышения квалификации библиотечных работников, т. е. «привязаны» к конкретной практической деятельности. Общим для многих докладов является высказывание о необходимости разработать концепцию непрерывного образования специалистов отрасли, провести мониторинг состава и тенденций формирования кадров, координировать усилия библиотек и вузов. Однако реально не все крупные библиотеки Поволжского региона приступили к этой деятельности.

Интерес представляет освещение новых форм работы, таких, как совет директоров ЦБС (Республика Чувашия), присуждение республиканских премий «Лидер» и «Творческий поиск» (Республика Татарстан).

Во всех представленных материалах единодушно отмечается, что повышение квалификации выступает элементом целостной системы дополнительного профессионального образования, призванного обеспечить непрерывность совершенствования профессиональных знаний библиотечных работников. Основным принципом набора групп обучаемых является дифференциация в зависимости от выполняемых функциональных обязанностей. Наиболее перспективные формы повышения квалификации – активные формы обучения.

В заключение следует отметить, что материалы региональных конференций, учитывающие специфику библиотек республиканского уровня, органично дополняют всероссийские и международные научные форумы.

 

Список литературы

  1. Высоцкая Е.К. Кадровые ресурсы муниципальных библиотек: состояние и проблемы оптимизации // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 9. С. 40–44.

  2. Библиотечное дело – 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: Тезисы междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2002 г.) М., 2002. 257 с.

  3. 9-я Международная конференция «Крым–2002», «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»: Тр. конф. Т. 1. М., ГПНТБ России, 2002. 520 с.

  4. Профессиональная адаптация сотрудников Национальной библиотеки Республики Татарстан. Казань: Милли китап, 1997. 65 с.; Повышение квалификации сотрудников Национальной библиотеки Республики Татарстан. Казань: Милли китап, 1998. 60 с.; Проблемы формирования системы повышения квалификации в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Казань: Милли китап, 1999. 44 с.; Багаева Р.У. Специфические особенности системы повышения квалификации универсальной научной библиотеки // Проблемы многоуровневого социокультурного образования (дошкольное образование – школа – вуз – аспирантура – переподготовка кадров). Казань, 2000. С. 129–131.

  5. Библиотечная профессия в зеркале информационного общества: Материалы Всерос. электрон. науч.-практ. конф. (27 мая 2001 г. – 27 мая 2002 г.) / Нац. б-ка РТ; Науч. ред. и сост. Р.У. Багаева. Казань: Милли китап, 2002. 185 с.

  
На главную