Научные и технические библиотеки №6 2003 год
Содержание:

Вохрышева М.Г., Кузьмишина Т.М. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики

Минкина В.А. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и особенности формирования

Каспарова Н.Н. Язык библиографической записи в многоязычной электронной коммуникации: к концепции международных правил каталогизации

Авгуль Л.А., Невский Б.Б. Веб-ресурсы библиотек Республики Беларусь

Танич О.И. Обеспечение информационных потребностей студентов, ученых и специалистов в библиотеке Кубанской государственной медицинской академии

Соболева Л.В., Зильберборд А.Л. Патентный фонд научной библиотеки – инструмент повышения уровня исследований и разработок


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Багаева Р.У. Профессиональная квалификация библиотечных работников и пути ее повышения

Коврижных Е.В., Минкина В.А., Рудакова Н.В. Повышение квалификации сотрудников НТБ: позиция Петербургской Школы информационных работников


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соляник А.А. Новое в содержании документоведческого знания


ЮБИЛЕИ

Мадам Сто Тысяч Вольт (К юбилею Ю.Н. Дрешер)


"Вестник Ассоциации ЭБНИТ"

 
НАШИ АВТОРЫ


УДК 02:37.018

Коврижных Е.В.,
Минкина В.А.,
Рудакова Н.В.

Повышение квалификации сотрудников НТБ:
позиция Петербургской школы информационных работников

Опыт обучения сотрудников НТБ в С.-Петер­бургской Школе информационных работников, учрежденной в 2001 г. Концепция обучения, ориентированная на анализ шансов и угроз; содержание обучения и его методическое обеспечение; направленность практических занятий.

С ноября 2001 г. в С.-Петербурге действует Школа информационных работников (ШИР-СПб); ее учредители – Ленинградская ассоциация проектных организаций (ЛАСПО), факультет повышения квалификации и кафедра научно-технической информации С.-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) и Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (ЦГПБ). Объединение учредителей не было случайным и отразило необходимость возрождения системы повышения квалификации информационных работников, в том числе сотрудников НТБ, с учетом реальных потребностей предприятий и современных информационных технологий.

Для реализации идеи Школы потребовалось решить целый ряд проблем: концептуальных, связанных с содержанием обучения; организационных, направленных на формирование преподавательского контингента и выбор информационных служб и библиотек города, на базе которых целесообразно проводить занятия; методических, позволяющих определить рациональное соотношение между теоретическими знаниями и практическими навыками, а также между учебным материалом, излагаемым в аудитории и предоставляемым слушателям в виде пакета документов.

На основании полученного опыта (4 цикла семинаров; более 70 слушателей из различных регионов России) мы предлагаем для обсуждения некоторые концептуальные положения, связанные с системой повышения квалификации персонала НТБ предприятий.

Прежде всего охарактеризуем современную среду деятельности НТБ. Собственный практический опыт и наблюдения, а также беседы с работниками служб информации и библиотек позволяют констатировать:

  • на многих предприятиях научно-технические библиотеки являются единственными профессиональными информационными подразделениями, что с учетом реальных потребностей современного производства существенно меняет их функциональное назначение;

  • на тех предприятиях, где службы информации сохранены (часто со сменой ранее использовавшихся традиционных названий), перед ними ставятся иные, гораздо более сложные задачи, что также сказывается на деятельности НТБ;

  • подавляющее большинство сотрудников библиотек не повышали квалификацию в течение последних десяти и более лет;

  • в профессиональной библиотечной печати, в журналах информационной направленности мало публикаций, адресованных сотрудникам служб НТИ и библиотек (значительно меньше, чем это было в 1970–1980-е гг.). Кроме того, изменился характер этих публикаций: практически отсутствуют комплексные обобщающие работы (исключение составляют, быть может, только статьи А.М. Яновского). Работы же по отдельным направлениям информационной деятельности рассредоточены по широкому кругу смежных изданий (по маркетингу, PR-деятельности, информатизации производства, менеджменту персонала, секретарскому делу и т. д.);

  • весьма ограничена возможность получения сотрудниками НТБ методической и консультационной помощи (из-за нарушенной государственной системы предоставления таких услуг и невозможности или нежелания руководства предприятий выделять средства на их оплату);

  • работники НТБ остро и болезненно ощущают нехватку профессиональных знаний, иногда даже преувеличивают собственную некомпетентность и дают заниженную самооценку; столь же остро ощущается ими разобщенность, дефицит профессионального общения. Возникающий психологический дискомфорт снижает профессиональную активность персонала, возможность развития и реорганизации НТБ в целом.

Диагностирование ситуации не может быть ограничено только изучением «внутреннего» состояния НТБ. Проанализируем те внешние условия, которые уже сегодня оказывают или в самом ближайшем будущем начнут оказывать воздействие на деятельность низовых информационных подразделений.

Из теории социального управления известно, что любая организация испытывает сильное влияние внешней среды. Происходящие изменения необходимо не просто отслеживать и учитывать, но стремиться предвидеть, предвосхищать. Столь же важно уметь распознавать в них угрозы и шансы для деятельности организации. Это достаточно сложно, так как в зависимости от позиции руководства, потенциала персонала и множества других внутриорганизационных факторов одни и те же внешние изменения расцениваются некоторыми как угроза существованию, а другими – как шансы, новые возможности деятельности. Поэтому перед менеджерами и всем персоналом встает целый комплекс взаимосвязанных задач, от успешности решения которых зависит жизнеспособность организации: как можно более раннее выявление изменений, установление последствий этих изменений; изыскание возможностей превращения угроз в шансы, максимальное использование этих шансов.

Попытаемся рассмотреть внешние условия, ощутимо влияющие в настоящий момент на деятельность НТБ, именно с этих позиций, т. е. в качестве шансов и угроз. Охарактеризуем их последовательно.

Ограниченность финансовых и трудовых ресурсов. Тяжелейшие условия, в которых оказались НИИ, проектные институты и промышленные предприятия в 1980–1990-е гг., самым негативным образом отразились на НТБ. С подъемом промышленности положение изменится, но, вероятнее всего, штаты библиотек не увеличатся. Можно ожидать выделения большего объема средств на комплектование фонда и приобретение компьютерной техники. Однако постоянное удорожание книг и периодических изданий, нормативно-технических документов, программных продуктов, информационных услуг и пр. скорее всего не позволит снять остроту проблемы. Приобретение новых источников информации, выработка грамотной политики комплектования останется важнейшей задачей, требующей для своего решения высокой квалификации библиотекаря. Кроме того, очевидно, что при выделении средств собственники предприятий будут настаивать на повышении качества и комфортности услуг, предоставляемых библиотекой.

Развитие информационного рынка. Появление большого числа учреждений, занятых в сфере информационного бизнеса, резко расширило ассортимент информационных продуктов и услуг. Это, с одной стороны, позволяет НТБ использовать для обслуживания специалистов «готовые информационные продукты», но с другой – требует умения объективно оценивать их качество для принятия решения о целесообразности приобретения этого весьма дорогостоящего товара. Кроме того, существует угроза потери абонентов обслуживания, так как у разработчиков и менеджеров появляется возможность получения нужной информации путем обращения к сторонним аналитическим и маркетинговым центрам.

Расширение круга фирм, прямо или косвенно занятых информационных бизнесом, привело еще к одной проблеме – угрозе потери высококвалифицированных кадров в НТБ предприятий. С этим уже столкнулись библиотеки разных ведомств и вузы, осуществляющие подготовку кадров для них. Возникла конкуренция, а значит – необходимость предоставления услуг качественных, конкурентоспособных и обладающих набором уникальных свойств. Только это дает шанс оказаться востребованными в пределах предприятия и привлекательными для деловых партнеров в масштабах информационного пространства региона: конвертируемые информационные продукты позволяют становиться полноправным участником корпоративных сетей, осуществлять взаимовыгодный информационный обмен.

Усложнение условий научно-производственной деятельности специалистов. Рыночная экономика принципиально меняет характер деятельности любого предприятия, предоставляя ему большую самостоятельность, с одной стороны, и ставя сам факт его существования в зависимость от компетентности руководства и персонала, с другой. В такой ситуации усиливается потребность в оперативной, полной и достоверной информации, а значит, в услугах НТБ. Но поиск такой информации связан с целым рядом трудностей, в том числе с ростом объема документального потока; неполнотой его отражения в библиографических и реферативных базах данных; ненадежностью, непроверенностью многих сообщений, особенно распространяемых по компьютерным сетям связи; отсутствием в потоке «рецептов» – сведений, пригодных для непосредственного заимствования.

Прокомментируем эти положения.

Стремление к обеспечению конкурентоспособности изделий делает работу каждого предприятия все более уникальной. Далее, в силу того, что условия деятельности автора и потребителя информационных сообщений не совпадают, снижается рецептурность документов. Информационный парадокс, очевидцами которого все мы являемся, заключается в увеличении объема потока информации при уменьшении полезности каждого отдельного его элемента, необходимости комплексного анализа весьма больших массивов сведений, адаптации их к условиям данной организации.

Происходящие изменения в профессиональной коммуникации, т. е. в процессах создания – распространения – использования информации не всегда осознаются даже информационным работником. Еще менее понятны они потребителям, склонным связывать отсутствие нужных данных или несвоевременное их предоставление с некомпетентностью сотрудников НТБ или службы НТИ предприятия. Это обстоятельство в сочетании со все убыстряющимся темпом производственной жизни, сложностью решаемых задач, частыми ситуациями риска ведет к возникновению конфликтов, взаимному непониманию между специалистами основного производства и сотрудниками информационных подразделений.

Можно утверждать, что существует еще один парадокс: при всеобщем единодушном признании ценности информации как ресурса развития в представлении руководства и инженерно-технических работников укоренился стереотип простоты информационной деятельности, которая, с точки зрения сложности решаемых задач, якобы не сопоставима с управленческими и инженерно-техническими задачами. Такие представления, естественно, негативно влияют на престиж и статус иформационных служб и библиотек предприятий.

Все вышеизложенные обстоятельства организаторы ШИР-СПб пытались учесть при выработке концепции обучения и определении его содержания. Стало очевидно, например, что помимо освещения практических вопросов использования информационных технологий, ознакомления слушателей с методикой подготовки новой информационной продукции и услуг, обсуждения «болевых точек» комплектования фонда, не меньше внимания должно быть обращено на причины и условия превращения информации в стратегический ресурс развития предприятия, на роль и место информационных подразделений в этом процессе.

Повышение информационной емкости производства привело к тому, что процессы аналитической переработки новых сведений присутствуют сегодня в повседневной работе большинства подразделений организации. Сотрудники информационной службы, включая НТБ, не могут и не должны стремиться к их концентрации в своем отделе, но обязаны:

  • понимать причины неизбежной рассредоточенности информационных ресурсов предприятия;

  • устанавливать рациональные границы между информационным обеспечением деятельности силами сотрудников информационного подразделения и самообеспечением специалистов;

  • видеть весь путь движения информации на предприятии и на основе этого видения формировать рациональную информационную инфраструктуру своей организации;

  • уметь задействовать в ходе информационного обеспечения совокупные информационные ресурсы предприятия, включая документальные массивы и БД, накапливаемые в производственных подразделениях, а также личностные знания ведущих специалистов;

  • максимально использовать внешние информационные ресурсы и услуги.

 

Проблема привлечения внешних информационных ресурсов в настоящее время является чрезвычайно актуальной и столь же сложной. Ее актуальность объясняется ограниченными возможностями любой отдельно взятой службы НТИ и НТБ. Кроме того, все ускоряющиеся темпы производства приводят к постоянному появлению новых информационных потребностей, квалифицированное удовлетворение которых затруднено отсутствием соответствующих фондов и информационных систем.

Сложность выхода на внешние ресурсы связана с необходимостью ориентации в них и потребностью в объективной оценке качества дорогостоящих информационных услуг.

Следует отметить, что для информационного рынка характерны процессы не только продажи, но и обмена информацией. Обмен предполагает наличие у каждого из участников взаимодействия оригинальных, качественных и конвертируемых информационных продуктов. Именно поэтому представляется целесообразным в ходе обучения рассматривать деятельность каждой службы НТИ и НТБ на фоне информационного пространства региона, отрасли, страны. При этом доказывается важность подхода к информационной продукции и услугам, создаваемым для специалистов собственного предприятия, как к товару, предлагаемому для внешнего использования: продажи, обмена, включения в состав ресурсов корпоративных сетей.

Позиционирование службы НТИ и НТБ как подразделения, формирующего информационную инфраструктуру собственного предприятия и информационного посредника между предприятием и внешним миром, неизбежно приводит к осознанию библиотекарями значимости своего труда. Это создает психологическую основу для самопредъявления и показывает пути повышения престижа информационной деятельности в представлении руководства и специалистов организации.

Обсуждение важности работы на престиж, репутацию – непременный компонент содержания обучения в ШИР–СПб. Мы убеждены, что результативность информационного обеспечения непосредственно зависит не только от профессионализма сотрудников НТБ, но и от их коммуникационной компетентности, умения выстраивать благоприятные деловые отношения как с персоналом предприятия, так и с работниками многих других учреждений науки, промышленности, культуры. Именно поэтому в ходе занятий особое внимание обращается на развитие навыков делового общения.

После определения желательной направленности обучения оказалось необходимым оценить имеющиеся в активе ШИР-СПб возможности реализации выработанной концепции. К ним можно отнести:

  • наработки кафедры НТИ СПбГУКИ, на протяжении 40 лет ведущей подготовку кадров для специальных библиотек и информационных служб, в том числе материалы таких авторских учебных дисциплин, как «Информационный менеджмент», «Маркетинг информационной продукции и услуг», «Информационное обслуживание», «Информационная поддержка делового сотрудничества»;

  • наличие на предприятиях города информационных служб и НТБ, располагающих уникальным опытом практической деятельности;

  • функционирование корпоративных информационных сетей;

  • данные мониторинга информационного рынка, осуществляемого ЦГПБ.

В зависимости от тематики семинарских циклов и контингента обучаемых оказалось возможным знакомить слушателей с деятельностью широкого круга организаций, прежде всего, входящих в корпоративную информационную сеть ЛАСПО, которая создана в 1996 г. на базе института «Ленпромтранспроект» и объединяет 13 проектных институтов города. БД сети ЛАСПО ориентированы на информационную поддержку проектно-строительной деятельности.

Особенный интерес у слушателей Школы вызвал опыт институтов «Ленморниипроект», «Гипротранссигналсвязь», «Гипросвязь», получивших международные сертификаты системы управления качеством на базе стандартов серии ISО 9000. Подготовительная работа этих организаций перед получением сертификатов привела к четкой организации информационного обеспечения на предприятии во всех его звеньях, а также высоко подняла авторитет информационных служб, включая НТБ.

Структура информационных подразделений этих институтов различна, и слушатели Школы имели возможность выбрать для более детального изучения то, что им наиболее подходит с учетом специфики собственного предприятия. Например, в институте «Ленморниипроект» функции информационного подразделения выполняет отдел документации, информации и рекламы, состоящий из трех секторов: документации (НТБ, библиотека нормативно-технической документации, группа информации по оборудованию, технический и управленческий архивы); информации и рекламы (ИРИ, ДОР, подготовка тематических подборок, библиографических справок, досье, рекламная деятельность, public relations, создание внутрифирменной информации, подготовка предтендерной документации); перевода научно-технической литературы и проектной документации.

Совокупные фонды института «Ленморниипроект» составляют 120 тыс. документов (книги, периодические издания, нормативно-техническая и проектная документация). Созданы и активно используются 10 БД, из которых особенно ценной является БД «Отечественное оборудование и материалы», насчитывающая сведения о 20 тыс. единиц оборудования.

НТБ института «Гипробум», также входящего в корпоративную сеть ЛАСПО, разработала и воплощает в действие модель единого распределенного потока информации предприятия. В этом институте успешно создается автоматизированный архив проектной документации; действует аналитический информационный центр.

Помимо проектных институтов базовыми площадками ШИР-СПб стали НТБ ОАО «Ленинградский металлический завод» – одна из старейших заводских библиотек города, обладающая уникальным фондом, активно использующая в своей деятельности автоматизированные технологии, являющаяся основным информационным подразделением предприятия, и научная библиотека С.-Петербургского университета экономики и финансов – активный участник корпоративной сети библиотек вузов города.

Участие в работе ШИР-СПб Центра деловой и правовой информации ЦГПБ, располагающего собственными ресурсами, собирающего сведения о фондах и БД, имеющихся в С.-Петербурге, инициатора изучения информационного рынка города и проведения ярмарок информационной продукции и услуг, способствует расширению информационного кругозора слушателей и открывает перед ними новые возможности получения информации.

В рамках Школы сотрудникам НТБ предлагаются различные варианты повышения квалификации. Они могут выбрать первый вариант – участие в пятидневном семинаре «НТБ на службе предприятия: приоритеты развития». В его программу входят следующие темы:

  • современные аспекты информационного обеспечения деятельности предприятия;

  • НТБ предприятия: статус, задачи, направления деятельности, взаимодействие с другими подразделениями;

  • внешняя среда НТБ: книжный рынок, рынок информационной продукции и услуг, Интернет-ресурсы;

  • фонды НТБ в составе информационных ресурсов предприятия; политика комплектования;

  • информационные технологии в работе НТБ; электронные каталоги, интерактивный поиск информации; корпоративные информационные сети;

  • приоритеты информационного обеспечения;

  • миссия НТБ в контексте организационной культуры предприятия; регламентация деятельности НТБ.

Второй вариант – трехдневный базовый семинар «Управление информацией как стратегическим ресурсом предприятия» и двухдневные специализированные курсы на выбор: «НТБ предприятия», «Информация об оборудовании и материалах: система поиска и хранения», «Компьютер в службе информации» и др.

Опыт повышения квалификации сотрудников НТБ по первому (семинар, ориентированный только на библиотечных работников) и второму (базовый и специализированные семинары) вариантам позволяет говорить о предпочтительности второго. Базовый трехдневный блок предполагает совместное обучение специалистов различных подразделений предприятий: НТБ, служб информации, маркетинговых отделов, проектных кабинетов, технических архивов. Появляется возможность обмена мнениями, освещения опыта работы, сопоставительного анализа результативности различных организационных структур, обеспечивающих информационное сопровождение деятельности предприятия. И, что самое главное, удается показать взаимосвязи подразделений, важность консолидации усилий, объединения сотрудников на основе общих ценностей и единого понимания миссии информационной службы.

И первый, и второй варианты повышения квалификации рассчитаны на 5 дней, т. е. 40 академических часов. Срок обучения обусловлен, конечно, не объемом учебного материала, а реальными условиями. Ограниченность штатов НТБ и средств, выделяемых на обучение информационных работников, не позволяют сегодня предложить семинары большей продолжительности, но в будущем положение может измениться. Пока же ограниченность во времени заставляет обратить самое серьезное внимание на подготовку пакета методических и справочных материалов, предоставляемых слушателям. Обычно этот пакет включает:

  • перечень законодательных актов, регламентирующих информационную деятельность;

  • перечень основных стандартов по информации, действующих на момент начала занятий очередного семинара;

  • словарь основных терминов;

  • адресно-справочные данные федеральных, отраслевых и региональных органов НТИ и НТБ с перечнем предоставляемых ими услуг;

  • справочные материалы об отечественных и зарубежных профессиональных БД;

  • методические материалы по составлению досье и дайджестов, образцы этой продукции;

  • образцы документов, регламентирующих работу информационной службы, в том числе НТБ, и пр.

Разрабатывая концепцию ШИР–СПб, организуя семинары, создавая разнообразные методические материалы, организаторы Школы опираются на опыт многолетней плодотворной деятельности Ленинградского филиала ИПКИР и ФПК ЛГИК, стремятся продолжить петербургские традиции. Вместе с тем очевидно, что коренные изменения в работе предприятий требуют столь же радикальных изменений в их информационном обеспечении, а следовательно, и в содержании постобразования сотрудников НТБ. В этом направлении авторами сделаны первые шаги. Излагая позицию организаторов ШИР–СПб, мы приглашаем библиотечное профессиональное сообщество к обсуждению высказанных соображений и сотрудничеству. Отметим, что в планах Школы – как организация выездных семинаров, так и привлечение преподавателей из других регионов страны.

  
На главную