Научные и технические библиотеки №6 2003 год
Содержание:

Вохрышева М.Г., Кузьмишина Т.М. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики

Минкина В.А. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и особенности формирования

Каспарова Н.Н. Язык библиографической записи в многоязычной электронной коммуникации: к концепции международных правил каталогизации

Авгуль Л.А., Невский Б.Б. Веб-ресурсы библиотек Республики Беларусь

Танич О.И. Обеспечение информационных потребностей студентов, ученых и специалистов в библиотеке Кубанской государственной медицинской академии

Соболева Л.В., Зильберборд А.Л. Патентный фонд научной библиотеки – инструмент повышения уровня исследований и разработок


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Багаева Р.У. Профессиональная квалификация библиотечных работников и пути ее повышения

Коврижных Е.В., Минкина В.А., Рудакова Н.В. Повышение квалификации сотрудников НТБ: позиция Петербургской Школы информационных работников


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соляник А.А. Новое в содержании документоведческого знания


ЮБИЛЕИ

Мадам Сто Тысяч Вольт (К юбилею Ю.Н. Дрешер)


"Вестник Ассоциации ЭБНИТ"

 
НАШИ АВТОРЫ


Обзоры. Рецензии.

УДК 002.2:(0.044)

Соляник А.А.

Новое в содержании документоведческого знания

Оценивая роль последнего десятилетия в развитии и обогащении документоведческого знания, можно констатировать, что со времен Поля Отле данный период оказался самым плодотворным по глубине и масштабам новых идей, продуктивности их осмысления и практического внедрения. Без преувеличения можно утверждать, что во многом это произошло благодаря работам Ю.Н. Столярова, активно разрабатывающего с начала 1990-х гг. теоретические основы общего документоведения и документологии, создавшего мощную научную и учебно-методическую базу для подготовки в вузах культуры специалистов документально-коммуникационной сферы по нескольким новым документоведческим специальностям и специализациям.

Выпущенное издательством «Либерея» учебное пособие
Ю.Н. Столярова «Документный ресурс»
(М., 2001. 152 с.) стало итогом многолетних наработок автора, квинтэссенцией его учения о сущности и статусе документа во всех проявлениях. Апробация данного издания в Харьковской государственной академии культуры показала, что это весомое подспорье для повышения качества общепрофессиональной подготовки студентов по двум родственным специальностям: «Книговедение, библиотековедение, библиография», «Докумен­товедение и информационная деятельность».

Глубина теоретической мысли в сочетании с доступностью и безупречной логикой изложения материала как неотъемлемое свойство всех работ Ю.Н. Столярова характерно и для данного учебного пособия. С первых его страниц автор убедительно доказывает, что в соответствии с законом документационного обеспечения любого социального явления и процесса каждое учреждение, предприятие, организация функционирует на основе системы документных ресурсов.

Для раскрытия структуры любого учреждения как документальной системы Ю.Н. Столяров удачно применяет ставшие уже классическими четыре элемента, требующие обязательного документационного оснащения: системная ценность, персонал, контингент пользователей, материально-техническая база.

На практических занятиях по выявлению основных видов документов, порождаемых функционированием и взаимосвязями каждой из названных подсистем, студенты с большим интересом воспринимают учебный материал, убеждаясь в универсальности, жизнеспособности и продуктивности системного подхода как общенаучного метода исследования.

Хочется поддержать автора в критике понятия информационные ресурсы. Ю.Н. Столяров подчеркивает несовершенство современной документоведческой терминосистемы, поддерживаемой действующими ныне терминологическими стандартами, словарями, законодательными материалами, большинством профильных научных и учебно-методических изданий. Необоснованно широкое употребление понятия информационные ресурсы, которое в большинстве источников дефинируется как документы и их массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, базах данных), не только приводит к мнимой синонимичности прилагательных документальный и информационный, но и в конечном итоге способствует укреплению информационной парадигмы развития документально-коммуникационной сферы, распространению лженаучных прогнозов о предстоящем закате «эпохи Гутенберга», грядущем отмирании традиционных библиотек и полной их замене Интернет-ресурсами.

Для специалистов нашей сферы недопустимо недопонимание того, что, как подчеркивает Ю.Н. Столяров, информация может использоваться обществом как ресурс, храниться и передаваться во времени и пространстве, лишь будучи отчужденной от ее создателя и закрепленной на материальном носителе. Поэтому необходимо согласиться с данным в пособии определением информационного ресурса как информационного по сути, но документного по физическому воплощению, что позволяет в самое ближайшее время унифицировать терминосистему таких родственных предметных областей, как социальные коммуникации, информатика, документоведение, библиотековедение, договориться о правильном словоупотреблении исходных понятий этих отраслей знания.

Бесспорно, ценнейшим материалом второй главы является описание открытых Ю.Н. Столяровым поистине уникальных свойств документного ресурса. Знание будущими специалистами таких проявлений, как неисчерпаемость, возрастаемость, безальтернативность, отражаемость, общность документных ресурсов, будет способствовать оптимизации их формирования, грамотной оценке результатов и перспектив их функционирования как системы. Раскрытые в этой главе функции и особенно принципы формирования управленческого документного ресурса – целесообразность, квантируемость, систематизированность, оптимальность, совместимость, разумная дублируемость, защищенность – органично дополняют хорошо известные студентам библиотековедческой специальности принципы формирования библиотечного фонда, углубляют и развивают их фондоведческие знания и умения.

Материал третьей главы существенно обогащает классификацию документных ресурсов, основания деления которой способствуют упорядочению их многочисленных разновидностей. В контексте активного освоения документально-коммуникационной сферой компьютерных и телекоммуникативных технологий, экспоненциального роста потока электронных документов интересны представления автора о вещественном и энергетическом документных ресурсах, о диалектической взаимосвязи и соотношении Интернет- и Интранет-ресурсов.

Не менее важным и значимым является предлагаемое Ю.Н. Столяровым деление документных ресурсов по их месту в документальном процессе на генеративные, транзитные и терминальные, что демонстрирует родственность и реальную специализацию документальных систем, их взаимосвязь и взаимозависимость, единство целей, задач и социального назначения; способствует системному видению проблем и перспектив их функционирования, выявлению общих закономерностей развития.

Значимость второго и третьего разделов состоит в характеристике важнейших особенностей названных видов документных ресурсов и их документальных систем. Ценно, что сделан акцент на признаках разграничения неспециализированных и специализированных документальных систем и последние более детально охарактеризованы в следующих главах пособия.

Благодаря хорошо продуманной и во многом единообразной структуре каждой из глав, посвященных архивному, информационному, музейному документным ресурсам, студенты легко усваивают общее и частное в составе, структуре и технологиях функционирования документных ресурсов различных видов, отличия и взаимосвязи, существующие у специализированных документальных систем.

Весьма своевременным нужно признать материал одиннадцатой главы, раскрывающий сущность, преимущества и цели национальной электронной библиотеки. Подлинным украшением этой главы стала иллюстрация генезиса и эволюции документных ресурсов различных видов, в которой наглядно прослеживается хронология возникновения всех существующих ныне технологий документирования и средств передачи информации, исторически уходящих своими корнями в персональные библиотеки, а в перспективе – устремленных к глобальной электронной библиотеке XXI в.

Интересен и частично уникален материал двенадцатой главы, содержащий множество малоизвестных фактов из истории персональных библиотек и коллекций документов различных видов, увлекательно раскрывающий позитивные и негативные последствия взаимодействия персонального документного ресурса как самой крупной по объему части национального информационного потенциала с общественным документным ресурсом.

Характеризуя факторы зарождения персональных библиотек и условия развития на их основе библиотек общественного пользования, Ю.Н. Столяров открывает интересную закономерность, суть которой в том, что общий и естественный путь распространения всех социальных благ одинаков: при возникновении они принадлежат высшим слоям общества, т. е. весьма небольшой группе населения; затем появляются общественные формы их потребления; наконец, на третьей стадии они становятся всеобщим и в то же время персональным достоянием. И действительно, такой путь развития прошли радио, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер. Но как ни привлекательны и бесспорны преимущества персональных документных коллекций или удаленного доступа к безграничным Интернет-ресурсам с домашнего компьютера, автор убедительно доказывает, что общественные библиотеки в будущем сохранятся, найдя свободную от деятельности персональных библиотек социальную нишу.

Единственным недостатком стала тринадцатая глава, объем и содержательное наполнение которой явно недостаточны для полноценной характеристики утилизационных документальных систем. Однако наличие этой главы обеспечивает законченность и логику повествования, делает классификацию документальных систем непротиворечивой и исчерпывающей.

Последняя – четырнадцатая глава ценна тем, что акцентирует внимание будущих документоведов на важности защиты документных ресурсов как составной части государственной политики безопасности, подробно освещает меры законодательного, экономического, организационного, технического, этического и социального порядка, направленные на выявление и предупреждение угроз, способных нанести ущерб документным массивам и фондам.

В условиях стремительного распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий, глобализации документальной среды ноосферы, перехода информационных ресурсов в ранг стратегических качество документоведческой подготовки специалистов документально-коммуникационной сферы приобретает особое значение. Рецензируемое учебное пособие поднимает это качество на новый, более высокий уровень, существенно расширяя кругозор студентов, формируя их профессиональное мировоззрение, способность мыслить масштабно, системно и перспективно, прогнозировать будущие направления развития системы документальных коммуникаций общества и оптимально управлять ими.

  
На главную