Обсуждение проблем
библиотечной этики не может ограничиться
принятием профессионального кодекса – в
этом С.А. Езова безусловно права [1]. На мой взгляд, ошибка
Российской библиотечной ассоциации
состоит в том, что, приняв на конференции 22
апр. 1999 г. «Кодекс профессиональной этики
российского библиотекаря», она не
сопроводила его комментарием. Дискуссия в «Научных
и технических библиотеках» (2001, №12; 2002, №10)
подтверждает необходимость комментария.
Рубрика «Библиотечная этика» не может быть
временной.
Особенно поразил рассказ С.А.
Езовой о библиотекарях, которые выдают
читателям книги с рецептами изготовления
взрывных устройств и о способах насилия над
малолетними детьми, хотя у них «на душе
кошки скребут». На мой взгляд, это
свидетельствует о формальном и даже
превратном понимании положения
профессионального кодекса о «неотъемлемом
праве личности на свободный доступ к
информации».
Профессиональный кодекс не
может противостоять общечеловеческой
этике, а также официальным актам,
регулирующим функционирование
библиотечного дела в целом, информационную
политику государства. Таковыми являются
федеральный закон «О библиотечном деле», а
главное – Конституция Российской
Федерации. Закон устанавливает принципы
деятельности библиотек, гарантирующие
права человека на «приобщение к ценностям
национальной и мировой культуры».
Конституция гарантирует свободу мысли и
слова (статья 29). Но в той же статье сказано:
«Не допускаются пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и
вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или
языкового превосходства».
Нельзя игнорировать то
обстоятельство, что в условиях свободы
печати происходит наполнение книжного
рынка произведениями, пропитанными духом
шовинизма, социальной ненависти,
нравственного нигилизма. Я далек от мысли,
что библиотеки стремятся комплектовать
такие издания, но они нередко поступают в
дар и даже экспонируются на выставках новых
поступлений. В середине 1990-х гг. мне
довелось быть свидетелем подобной ситуации.
Принципы библиотечного дела не позволяют
удалять такие книги из фондов библиотек, но
и не требуют от библиотечных работников
руководствоваться постулатом добру
и злу внимая равнодушно. Толерантность
означает уважение к человеческому
разнообразию, но не предполагает
терпимость ко злу. Мечты, что человечество в
целом будет становиться добрее, оказались
наивными. Радикализм в разных формах
проявления, вплоть до терроризма,
усиливается.
В конце 1980-х гг. на одном из
обсуждений ситуаций и проблем справочно-библиографического
обслуживания в библиотеках Челябинска был
приведен пример запроса, когда подросток
попросил подобрать ему литературу о
фашистских концлагерях, а в беседе с ним
библиотекарь обнаружила, что его особенно
привлекают описания пыток. Она отказалась
подбирать такие произведения, попытавшись
заинтересовать этого читателя другими
произведениями. Обсуждая этот случай, мы
приняли решение ввести в текст Положения о
системе справочно-библиографического
обслуживания соответствующий пункт,
сформулировав его следующим образом: «Если
в процессе приема запроса выявляется
возможность социально опасного
использования информации (изготовление
оружия, взрывчатых веществ, ядов, садизм и т.
п.), абоненту дается отказ» [2,
c. 19]. Воспроизводя текст Положения в
научно-практическом пособии [3, c. 68–72], я снял – «в духе времени»
– данный пункт. Не напрасно ли?
Мы прожили почти 70 лет в
условиях ограничений и запретов. Присловье
«шаг влево и шаг вправо – конвой стреляет
без предупреждения» в полной мере
относилось и к духовной жизни. Лично я это
испытал на себе, когда в 1969 г. был освобожден
от должности заведующего кафедрой с
формулировкой причины: «за чтение (sic!)
антисоветской литературы». Она
воспроизведена в выданной мне
характеристике. Библиотекари вынуждены
были руководствоваться переиначенной
формулой чеховского персонажа: «Как бы чего
такого не выдать
читателю».
Но не впадаем ли мы в другую
крайность, превратно понимая объективность
и терпимость?
Этические аспекты нашей
профессиональной деятельности сложны и
противоречивы, нередко настолько тонки, что
– «на грани». Описать и перечислить все
ситуации, когда библиотекарь морально
вправе и даже обязан отказать читателю в
удовлетворении запросов, невозможно и
ненужно. Существует опасность
стимулировать ханжей, для которых Мопассан
по-прежнему аморальный автор и т. п.,
предоставить карт-бланш перестраховщикам.
В конце концов библиотекарь должен быть
просто умным человеком. И профессиональные
преступники вряд ли используют библиотеки
в качестве источника информации. Ситуации,
подобные описанным выше, потому и
запоминаются, что исключительны.
Однако в целом этическая
атмосфера в библиотечном деле далека от
идеальной. Назову по крайней мере два
довода, свидетельствующих об этом.
Во-первых, сведена к минимуму,
едва видима обратная связь с
пользователями. Отказы почти никто не
собирает и не изучает, читательские советы
заменены попечительскими.
Во-вторых, как никогда вырос
интерес к массовым мероприятиям, а
повседневное обслуживание, культура такого
обслуживания остаются в тени. Царит мода.
Например, на открытие сайтов. Но существует
этическая дисциплина ведения сайта,
которая требует регулярного обновления
информации на нем. Но откройте, например,
сайт Российской библиотечной ассоциации.
Тут и объявления о давно прошедших
конференциях, и другая устаревшая
информация. Что же говорить о сайтах самих
библиотек? Получаются новации как самоцель.
Невольно вспоминаешь поговорку: прокукарекал,
а там хоть не рассветай.
Для тех из нас, кому доводилось
участвовать в «разборах» межличностных
конфликтов, анализе должностных проступков,
а иногда и увольнении субъекта, ошибочно
выбравшего профессию типа «человек –
человек», воспоминания о них нерадостны. Но
и уйти от них невозможно. С.А. Езова права:
если эти ситуации не обсуждать, не
принимать решений, этический кодекс
останется декларацией.
Список литературы
Езова С.А. Кодекс
профессиональной этики российского
библиотекаря принят, но обсуждение
продолжается // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 10. С.
95–100.
Положение
о системе справочно-библиографического
обслуживания в библиотеках Челябинска //
Формирование систем библиографического
обслуживания в регионе. Челябинск, 1991. С.
17–21.
Моргенштерн
И.Г. Справочно-библиографическое
обслуживание в библиотеках: Науч.-практ.
пособие. М.: Либерея, 1999. 79 с.