Научные и технические библиотеки №7 2003 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Электронные версии депозитарных фондов научных библиотек

Захаров А.Г. Управление научными библиотеками как системой (на примере ЦБС БЕН РАН). К 30-летию Библиотеки по естественным наукам РАН

Маршак М.Б. Сравнительный анализ поисковых систем библиотечных Интернет-серверов

Ильина Е.П., Мягкова Г.В. Технологические аспекты реализации концепции электронной библиотеки РГБ

Соловьева И.Г., Стегаева М.В. Сравнительный анализ авторитетных записей РНБ и БАН

Кудрова О. Основные тенденции развития университетских библиотек и межбиблиотечного обслуживания в Латвии

Позднякова Н.А., Гончарова О.Б. Библиотека и социальное партнерство. Новые возможности

Корчемкина Т.Л. Полнотекстовая коллекция "Издания ВятГУ": формирование и использование


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Моргенштерн И.Г. Из огня да в полымя

Езова С.А. О конгруэнтности слова и дела

Столяров Ю.Н. О бедном ученом замолвите слово


НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э.Р. Лингвистическая культура в эпоху новых технологий

Моргенштерн И.Г. Моноязычные специалисты


Библиотечная этика

УДК 023+17

Моргенштерн И.Г.

Из огня да в полымя

Обсуждение проблем библиотечной этики не может ограничиться принятием профессионального кодекса – в этом С.А. Езова безусловно права [1]. На мой взгляд, ошибка Российской библиотечной ассоциации состоит в том, что, приняв на конференции 22 апр. 1999 г. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря», она не сопроводила его комментарием. Дискуссия в «Научных и технических библиотеках» (2001, №12; 2002, №10) подтверждает необходимость комментария. Рубрика «Библиотечная этика» не может быть временной.

Особенно поразил рассказ С.А. Езовой о библиотекарях, которые выдают читателям книги с рецептами изготовления взрывных устройств и о способах насилия над малолетними детьми, хотя у них «на душе кошки скребут». На мой взгляд, это свидетельствует о формальном и даже превратном понимании положения профессионального кодекса о «неотъемлемом праве личности на свободный доступ к информации».

Профессиональный кодекс не может противостоять общечеловеческой этике, а также официальным актам, регулирующим функционирование библиотечного дела в целом, информационную политику государства. Таковыми являются федеральный закон «О библиотечном деле», а главное – Конституция Российской Федерации. Закон устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на «приобщение к ценностям национальной и мировой культуры». Конституция гарантирует свободу мысли и слова (статья 29). Но в той же статье сказано: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Нельзя игнорировать то обстоятельство, что в условиях свободы печати происходит наполнение книжного рынка произведениями, пропитанными духом шовинизма, социальной ненависти, нравственного нигилизма. Я далек от мысли, что библиотеки стремятся комплектовать такие издания, но они нередко поступают в дар и даже экспонируются на выставках новых поступлений. В середине 1990-х гг. мне довелось быть свидетелем подобной ситуации. Принципы библиотечного дела не позволяют удалять такие книги из фондов библиотек, но и не требуют от библиотечных работников руководствоваться постулатом добру и злу внимая равнодушно. Толерантность означает уважение к человеческому разнообразию, но не предполагает терпимость ко злу. Мечты, что человечество в целом будет становиться добрее, оказались наивными. Радикализм в разных формах проявления, вплоть до терроризма, усиливается.

В конце 1980-х гг. на одном из обсуждений ситуаций и проблем справочно-библиографического обслуживания в библиотеках Челябинска был приведен пример запроса, когда подросток попросил подобрать ему литературу о фашистских концлагерях, а в беседе с ним библиотекарь обнаружила, что его особенно привлекают описания пыток. Она отказалась подбирать такие произведения, попытавшись заинтересовать этого читателя другими произведениями. Обсуждая этот случай, мы приняли решение ввести в текст Положения о системе справочно-библиографического обслуживания соответствующий пункт, сформулировав его следующим образом: «Если в процессе приема запроса выявляется возможность социально опасного использования информации (изготовление оружия, взрывчатых веществ, ядов, садизм и т. п.), абоненту дается отказ» [2, c. 19]. Воспроизводя текст Положения в научно-практическом пособии [3, c. 68–72], я снял – «в духе времени» – данный пункт. Не напрасно ли?

Мы прожили почти 70 лет в условиях ограничений и запретов. Присловье «шаг влево и шаг вправо – конвой стреляет без предупреждения» в полной мере относилось и к духовной жизни. Лично я это испытал на себе, когда в 1969 г. был освобожден от должности заведующего кафедрой с формулировкой причины: «за чтение (sic!) антисоветской литературы». Она воспроизведена в выданной мне характеристике. Библиотекари вынуждены были руководствоваться переиначенной формулой чеховского персонажа: «Как бы чего такого не выдать читателю».

Но не впадаем ли мы в другую крайность, превратно понимая объективность и терпимость?

Этические аспекты нашей профессиональной деятельности сложны и противоречивы, нередко настолько тонки, что – «на грани». Описать и перечислить все ситуации, когда библиотекарь морально вправе и даже обязан отказать читателю в удовлетворении запросов, невозможно и ненужно. Существует опасность стимулировать ханжей, для которых Мопассан по-прежнему аморальный автор и т. п., предоставить карт-бланш перестраховщикам. В конце концов библиотекарь должен быть просто умным человеком. И профессиональные преступники вряд ли используют библиотеки в качестве источника информации. Ситуации, подобные описанным выше, потому и запоминаются, что исключительны.

Однако в целом этическая атмосфера в библиотечном деле далека от идеальной. Назову по крайней мере два довода, свидетельствующих об этом.

Во-первых, сведена к минимуму, едва видима обратная связь с пользователями. Отказы почти никто не собирает и не изучает, читательские советы заменены попечительскими.

Во-вторых, как никогда вырос интерес к массовым мероприятиям, а повседневное обслуживание, культура такого обслуживания остаются в тени. Царит мода. Например, на открытие сайтов. Но существует этическая дисциплина ведения сайта, которая требует регулярного обновления информации на нем. Но откройте, например, сайт Российской библиотечной ассоциации. Тут и объявления о давно прошедших конференциях, и другая устаревшая информация. Что же говорить о сайтах самих библиотек? Получаются новации как самоцель. Невольно вспоминаешь поговорку: прокукарекал, а там хоть не рассветай.

Для тех из нас, кому доводилось участвовать в «разборах» межличностных конфликтов, анализе должностных проступков, а иногда и увольнении субъекта, ошибочно выбравшего профессию типа «человек – человек», воспоминания о них нерадостны. Но и уйти от них невозможно. С.А. Езова права: если эти ситуации не обсуждать, не принимать решений, этический кодекс останется декларацией.

 

Список литературы

  1. Езова С.А. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят, но обсуждение продолжается // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 10. С. 95–100.

  2. Положение о системе справочно-библиографического обслуживания в библиотеках Челябинска // Формирование систем библиографического обслуживания в регионе. Челябинск, 1991. С. 17–21.

  3. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Науч.-практ. пособие. М.: Либерея, 1999. 79 с.

  
На главную