От редакции. В конце 2003 г. в
издательстве «Либерея» выйдет в свет
учебник для высшей школы А.И. Земскова и Я.Л.
Шрайберга «Электронные библиотеки». Имена
авторов говорят сами за себя. Однако, чтобы
заранее проинформировать наших читателей (особенно
преподавателей и студентов) о готовящемся
издании по одной из наиболее актуальных тем
в современной библиотечно-информационной
деятельности, мы публикуем авторское
предисловие к учебнику, где раскрыты его
назначение, структура и принципы изложения
материала.
УДК 025:65:011.56
Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.
Электронные библиотеки
Предисловие к учебнику
Потребность в написании этого
учебника связана с особой важностью
электронных библиотек (ЭБ) – нового быстро
прогрессирующего вида информационных
компьютерных технологий – для развития
библиотечного дела и подготовки среды (если
угодно – почвы) информационного общества в
нашей стране. Ввиду относительной
молодости данного направления пока не
существует полноценных учебников по его
тематике, несмотря на то, что преподавание
основ ЭБ ведется в ряде высших учебных
заведений Российской Федерации.
Учебник является естественным
продолжением недавно опубликованного
учебного пособия (Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.
«Электронные библиотеки». М., ГПНТБ России,
2001) и интерактивной системы на CD–ROM тех же
авторов; с этой точки зрения логика
появления учебника
и его актуальность не вызывают сомнений.
Элементы технологии ЭБ созданы
совсем недавно, в последние 5–15 лет.
Персональные компьютеры – основное
средство работы с электронными ресурсами –
изобретены в середине 1970-х гг. и стали
широко применяться в зарубежных
библиотеках с начала 1980-х гг., а в
отечественных – с конца 1980-х гг. по понятным
причинам. Оптические диски CD–ROM появились в
середине 1980-х гг., а технология World Wide Web (www),
сделавшая просмотр файлов, поиск и передачу
электронных ресурсов через Интернет
удобной и понятной для широкой публики,
разработана и предложена в 1991 г. и вошла в
библиотечную практику в середине 1990-х гг.
Многие технологии, обеспечивающие работу
ЭБ, еще находятся в стадии освоения.
Например, разработка языка XML, дающего
возможность учитывать содержательные,
семантические элементы электронного
ресурса, и применение соответствующей
разметки для описания электронных ресурсов,
по-видимому, окажет самое непосредственное
и заметное воздействие на основы
функционирования ЭБ.
Продолжается разработка
оптимальных методов обеспечения
сохранности электронных ресурсов.
Доработка совместимости
классических библиографических форматов (например
семейства MARC-форматов
– USMARC, UNIMARC, MARC21 или им подобных – с
форматами описания электронных ресурсов (например
Dubli Core – Даблин Кор) и с форматами, принятыми
в издательско-торговой сфере (например ONIX), вероятно, будет продолжаться
еще многие годы.
Ждать установления состояния
покоя в информационно-коммуникационных
технологиях не приходится, и мы сочли
допустимым и необходимым также отразить в
учебнике отдельные наиболее важные моменты
состояния современных информационных
технологий, понимая возможную
незавершенность и неполноту наших сведений.
Существуют разные трактовки
основных понятий в сфере электронных
библиотек и внутри страны, и за рубежом. В
силу названных обстоятельств и новизны
дисциплин по тематике курса пока не
существует единой учебно-методической
концепции; поэтому сложность данного курса
и определенная новизна неизбежно приведут
к разночтениям или просто огрехам.
Авторы курса заранее благодарны
читателям – как студентам, так и
сложившимся специалистам и преподавателям
за высказанные замечания, поправки и
предложения. Мы также просим читателей
воспринимать только как сравнительные,
ориентировочные данные, приводимые нами
технические показатели различных видов
компьютерной техники или ее стоимость –
ибо эти параметры меняются очень быстро.
Как практикующие преподаватели
мы ясно ощущаем естественное желание
студентов иметь учебник по данной тематике.
В то же время нам хотелось бы полнее
охватить все возможные тематические
направления развития электронных
библиотек и наполнить учебный курс
примерами из практики не только научно-технических,
но и других библиотек.
Как известно, профессиональная
литература по компьютерным и
телекоммуникационным технологиям широко
использует английский язык, который в
научных публикациях становится
международным, в чем-то повторяя применение
латыни в средневековой науке. Причин тому
много, начиная с того, что ключевые слова
учебника – компьютер,
персональный
компьютер, сервер, Интернет, веб-сайт,
браузер – зачастую не имеют пока
адекватных аналогов в русском языке.
В Интернете можно найти
довольно большое количество бесплатных
ресурсов, в подавляющем большинстве на
английском языке. Чтобы не упускать из виду
эти ценные документы, а также из-за
необходимости давать Интернет-адреса
электронных ресурсов и при отсутствии
устоявшихся адекватных русскоязычных
терминов, в тексте учебника пришлось часто
прибегать к англоязычным словам,
использовать довольно много
заимствованных англоязычных выражений или
их русские кальки. При использовании
оригинальных англоязычных терминов наша
позиция состоит в том, чтобы дать студентам
возможность не только ознакомиться с
международной терминологией, но и
подготовиться к чтению профессиональной
литературы и работе как в российских, так и
в зарубежных библиотеках и центрах
информации.
Отметим относительную
скудость монографий по данной тематике,
обусловленную также новизной решаемых
проблем. Быть может, свою роль играет и тот
факт, что большинство новых разработок в
информационно-коммуникационных
технологиях выполняются за рубежом, а не в
России, поэтому неизбежно увеличение доли
популяризаторских изданий.
В качестве очень полезных
предшественников данного учебника назовем
многотомное “Введение в Интернет” М.В.
Гончарова и Я.Л. Шрайберга, а также вышедший
в 2001 г. перевод прекрасной книги В. Армса «Электронные
библиотеки» (перевод С.В. Арнаутова),
которая открывает серию «Цифровые
библиотеки и электронные издательства»,
выпускаемую Массачусетским
технологическим институтом (MIT Press) и
посвященную теме ЭБ, в основном анализу
американского опыта. В этом же ряду стоят
работы профессора Ф.С. Воройского и обзоры
информационных ресурсов России,
выполненные под научным руководством
профессора А.Б. Антопольского, доктора техн.
наук, профессора нашей кафедры.
В российских периодических
изданиях также увеличивается количество
публикаций, посвященных проблематике
информационно-коммуникационных технологий
и в частности электронных библиотек, что
свидетельствует об общественной
значимости данного направления. В качестве
примера можно привести и популярные
журналы («Неделя Персонального Компьютера,
российское издание» PC Week/RE), и даже
специальные отделы в ежедневных газетах,
таких, как “Известия”, “Коммерсант” и др.,
в которых выступают превосходные
журналисты и специалисты в области
информационно-коммуникационных технологий
– А. Ваганов, Л. Делицын, А. Латкин, М.
Правдина, А. Серго, И. Чеберко и многие
другие.
* * *
Курс «Электронные библиотеки»
разработан и апробирован в 2000/2001 и 2001/2002
учебных годах как один из базовых курсов
новой специализации “Компьютерные
технологии в библиотечных и информационных
системах”, открытой в 2000 г. на библиотечно-информационном
факультете МГУКИ (базовая кафедра –
кафедра информационных технологий и
электронных библиотек).
Учебник предназначен для
студентов гуманитарных и других
факультетов вузов, прошедших курсы основ
информатики, автоматизации библиотек и
технологии телекоммуникаций. Курс
достаточно тесно увязан с курсами по
Интернет/Интранет-технологиям и Интернет-ресурсам
и услугам для библиотек. Различие состоит в
том, что для данного курса более важными
являются проблемы технологии создания
собственного электронного ресурса, а также
обучение студентов навыкам оценки
содержания и удобства пользования
удаленным ресурсом, формирования справочно-поискового
аппарата для работы пользователя с
удаленным ресурсом.
Учебник подготовлен с учетом
лекций, читаемых авторами на кафедре
информационных технологий и электронных
библиотек МГУКИ, материалов упомянутого
учебного пособия «Электронные библиотеки»,
статей в периодической профессиональной
печати, документов Федеральной целевой
программы “Электронная Россия 2002–2010”,
материалов проекта Межведомственной
программы “Электронные библиотеки России”,
опубликованных сборников трудов
всероссийских и международных конференций
по данной проблематике, в том числе
Генеральных конференций Международной
федерации библиотечных ассоциаций и
учреждений (ИФЛА), Международной ассоциации
библиотек технических университетов (ИАТУЛ),
“Online Information”, ежегодно
проводимых в Лондоне, “Компьютеры в
библиотеках”, “Библиотечное дело,
информационные системы и образование в США”,
которые также ежегодно проходят в
Вашингтоне, и международных конференций “Крым”
– “Библиотеки и ассоциации в меняющемся
мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества”, конференций “LibCom”
– “Информационные технологии,
компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек” и др.
Многие полезные материалы
опубликованы в сборнике “Научные и
технические библиотеки”, в том числе и в
электронном формате (на сервере ГПНТБ
России: www.gpntb.ru).
Методологический учебник
построен на принципах ознакомления
студентов с основами электронных библиотек
и обучения их навыкам самостоятельной
работы с использованием компьютеров,
сканеров, электронных ресурсов в Интернете
и других элементов современных
информационных и компьютерных технологий.
Материал учебника
структурирован по 7 разделам (21 глава),
которые охватывают основные направления
тематики электронных библиотек.
Для обеспечения
психофизиологической восприимчивости
материала теоретические и
терминологические главы чередуются с
фактологическими. Мы стремились сделать
главы по возможности равновеликими по
объему и достаточными для проведения 2-часовой
лекции.
Учебник включает методические и
практические материалы; мы сочли также
необходимым и полезным дать 3 приложения,
содержащих основополагающие документы по
тематике. В перечне рекомендованной
литературы (100 названий) даны и Интернет-адреса
соответствующих электронных форматов (если
не существует ограничений по авторскому
праву). В некоторых случаях, при отсутствии
печатной версии документа, указаны адреса
сетевых ресурсов. Объем курса в целом (лекции,
семинары, практические занятия) рассчитан
на два семестра.
Цель учебника – дать студентам
комплекс знаний и умений, необходимых для
пользования электронными ресурсами,
практической организации работ в
библиотеке, вузе, информационном центре, по
наработке собственных электронных
ресурсов и обеспечению доступа
пользователей к удаленным ресурсам.
Для достижения этой цели
изложены основные понятия, используемые в
электронных библиотеках, рассмотрена
структура ЭБ, даны основные положения по
проблемам формирования электронных
ресурсов, их хранения и осуществления
эффективного доступа.
Вопросы стандартизации,
обеспечения информационной безопасности и
проблемы авторского права освещаются
наряду с анализом экономических аспектов
использования электронных ресурсов и
методологией оценки эффективности работы
библиотек с электронными ресурсами, а также
организацией работы библиотекарей при
совместном использовании традиционных
технологий и технологий, присущих
электронным библиотекам.
Отдельные лекции посвящены
социальным аспектам использования
электронных ресурсов, методике
дистанционного обучения и переподготовки
библиотечных и информационных работников,
специалистов отрасли культуры в целом. В
курс включены наиболее типичные для
современного состояния библиотечного дела,
информационных и компьютерных технологий
примеры российских и зарубежных проектов
по созданию электронных библиотек.
Практические занятия посвящены
поиску и оценке содержания порталов и
тематических серверов. Среди них
российские серверы по науке, культуре и
образованию; электронные ресурсы
Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации, некоммерческих и
экологических организаций; аннотированные
Библиотекой Конгресса США ресурсы по науке,
технике, образованию, здравоохранению и
защите интересов потребителя; справочные
ресурсы, подготовленные специалистами
Еврейского университета в Иерусалиме, и
другие материалы.
На практических занятиях
студенты овладеют технологиями создания
электронных ресурсов – основами конверсии
печатных материалов в компьютерную форму (сканирования
печатных материалов и изображений на
планшетном и планетарном сканерах),
обработки полученных массивов для записи
на оптических дисках или размещения на
Интернет-сервере библиотеки.
В рамках данного и смежных
курсов студенты должны освоить навыки
защиты и антивирусной обработки
компьютеров, выполнения заказа на
электронную доставку документов, работу с
CD–ROM и другими мультимедийными носителями
информации.
Учебник призван помочь
студентам осуществлять поиск и отбор
удаленных электронных ресурсов,
размещенных на российских и международных
Интернет-сайтах и оказывать
квалифицированную помощь пользователю.
Таким образом, студенты будут подготовлены
к работе в любой российской или зарубежной
библиотеке, центре информации или в другой
организации, где требуется работа
специалиста по электронным информационным
ресурсам.