Научные и технические библиотеки №8 2003 год
Содержание:

Матлина С.Г. Центральная городская – публичная – научная… И это все о ней?

Дергилева Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности централизованных библиотечных систем (на примере ЦБС СО РАН)

Юрьева Т.Ю. Технологические аспекты методической деятельности

Барышева О.В., Майстрович Т.В. Формирование национального распределенного библиотечного фонда электронных документов: постановка проблемы

Никандров С.В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения

Крупенева И.Г., Степанов В.К. Методы продвижения веб-сайта библиотеки

Проблемы лингвистического обеспечения АБИС – на Ученом совете ГПНТБ России

Ситник Н.П. Влияние информации на человека. Социологическое  исследование


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Письмо в редакцию Ю.П. Мелентьевой

Ответ главного редактора


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Кузьмина И.А. Библиотеки как оплот мира на Северном Кавказе

Каратыгина Т.Ф. «Библиотечное дело – 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития»


НАШИ АВТОРЫ


Представляем новое издание

От редакции. В конце 2003 г. в издательстве «Либерея» выйдет в свет учебник для высшей школы А.И. Земскова и Я.Л. Шрайберга «Электронные библиотеки». Имена авторов говорят сами за себя. Однако, чтобы заранее проинформировать наших читателей (особенно преподавателей и студентов) о готовящемся издании по одной из наиболее актуальных тем в современной библиотечно-информационной деятельности, мы публикуем авторское предисловие к учебнику, где раскрыты его назначение, структура и принципы изложения материала.

 

УДК 025:65:011.56

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.

Электронные библиотеки

Предисловие к учебнику

Потребность в написании этого учебника связана с особой важностью электронных библиотек (ЭБ) – нового быстро прогрессирующего вида информационных компьютерных технологий – для развития библиотечного дела и подготовки среды (если угодно – почвы) информационного общества в нашей стране. Ввиду относительной молодости данного направления пока не существует полноценных учебников по его тематике, несмотря на то, что преподавание основ ЭБ ведется в ряде высших учебных заведений Российской Федерации.

Учебник является естественным продолжением недавно опубликованного учебного пособия (Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. «Электронные библиотеки». М., ГПНТБ России, 2001) и интерактивной системы на CD–ROM тех же авторов; с этой точки зрения логика появления  учебника и его актуальность не вызывают сомнений.

Элементы технологии ЭБ созданы совсем недавно, в последние 5–15 лет. Персональные компьютеры – основное средство работы с электронными ресурсами – изобретены в середине 1970-х гг. и стали широко применяться в зарубежных библиотеках с начала 1980-х гг., а в отечественных – с конца 1980-х гг. по понятным причинам. Оптические диски CD–ROM появились в середине 1980-х гг., а технология World Wide Web (www), сделавшая просмотр файлов, поиск и передачу электронных ресурсов через Интернет удобной и понятной для широкой публики, разработана и предложена в 1991 г. и вошла в библиотечную практику в середине 1990-х гг. Многие технологии, обеспечивающие работу ЭБ, еще находятся в стадии освоения. Например, разработка языка XML, дающего возможность учитывать содержательные, семантические элементы электронного ресурса, и применение соответствующей разметки для описания электронных ресурсов, по-видимому, окажет самое непосредственное и заметное воздействие на основы функционирования ЭБ.

Продолжается разработка оптимальных методов обеспечения сохранности электронных ресурсов.

Доработка совместимости классических библиографических форматов (например семейства MARC-форматов – USMARC, UNIMARC, MARC21 или им подобных – с форматами описания электронных ресурсов (например Dubli Core – Даблин Кор) и с форматами, принятыми в издательско-торговой сфере (например ONIX), вероятно, будет продолжаться еще многие годы.

Ждать установления состояния покоя в информационно-коммуникационных технологиях не приходится, и мы сочли допустимым и необходимым также отразить в учебнике отдельные наиболее важные моменты состояния современных информационных технологий, понимая возможную незавершенность и неполноту наших сведений.

Существуют разные трактовки основных понятий в сфере электронных библиотек и внутри страны, и за рубежом. В силу названных обстоятельств и новизны дисциплин по тематике курса пока не существует единой учебно-методической концепции; поэтому сложность данного курса и определенная новизна неизбежно приведут к разночтениям или просто огрехам.

Авторы курса заранее благодарны читателям – как студентам, так и сложившимся специалистам и преподавателям за высказанные замечания, поправки и предложения. Мы также просим читателей воспринимать только как сравнительные, ориентировочные данные, приводимые нами технические показатели различных видов компьютерной техники или ее стоимость – ибо эти параметры меняются очень быстро.

Как практикующие преподаватели мы ясно ощущаем естественное желание студентов иметь учебник по данной тематике. В то же время нам хотелось бы полнее охватить все возможные тематические направления развития электронных библиотек и наполнить учебный курс примерами из практики не только научно-технических, но и других библиотек.

Как известно, профессиональная литература по компьютерным и телекоммуникационным технологиям широко использует английский язык, который в научных публикациях становится международным, в чем-то повторяя применение латыни в средневековой науке. Причин тому много, начиная с того, что ключевые слова учебника – компьютер, персональный компьютер, сервер, Интернет, веб-сайт, браузер – зачастую не имеют пока адекватных аналогов в русском языке.

В Интернете можно найти довольно большое количество бесплатных ресурсов, в подавляющем большинстве на английском языке. Чтобы не упускать из виду эти ценные документы, а также из-за необходимости давать Интернет-адреса электронных ресурсов и при отсутствии устоявшихся адекватных русскоязычных терминов, в тексте учебника пришлось часто прибегать к англоязычным словам, использовать довольно много заимствованных англоязычных выражений или их русские кальки. При использовании оригинальных англоязычных терминов наша позиция состоит в том, чтобы дать студентам возможность не только ознакомиться с международной терминологией, но и подготовиться к чтению профессиональной литературы и работе как в российских, так и в зарубежных библиотеках и центрах информации.

Отметим  относительную скудость монографий по данной тематике, обусловленную также новизной решаемых проблем. Быть может, свою роль играет и тот факт, что большинство новых разработок в информационно-коммуникационных технологиях выполняются за рубежом, а не в России, поэтому неизбежно увеличение доли популяризаторских изданий.

В качестве очень полезных предшественников данного учебника назовем многотомное “Введение в Интернет” М.В. Гончарова и Я.Л. Шрайберга, а также вышедший в 2001 г. перевод прекрасной книги В. Армса «Электронные библиотеки» (перевод С.В. Арнаутова), которая открывает серию «Цифровые библиотеки и электронные издательства», выпускаемую Массачусетским технологическим институтом (MIT Press) и посвященную теме ЭБ, в основном анализу американского опыта. В этом же ряду стоят работы профессора Ф.С. Воройского и обзоры информационных ресурсов России, выполненные под научным руководством профессора А.Б. Антопольского, доктора техн. наук, профессора нашей кафедры.

В российских периодических изданиях также увеличивается количество публикаций, посвященных проблематике информационно-коммуникационных технологий и в частности электронных библиотек, что свидетельствует об общественной значимости данного направления. В качестве примера можно привести и популярные журналы («Неделя Персонального Компьютера, российское издание» PC Week/RE), и даже специальные отделы в ежедневных газетах, таких, как “Известия”, “Коммерсант” и др., в которых выступают превосходные журналисты и специалисты в области информационно-коммуникационных технологий – А. Ваганов, Л. Делицын, А. Латкин, М. Правдина, А. Серго, И. Чеберко и многие другие.

* * *

Курс «Электронные библиотеки» разработан и апробирован в 2000/2001 и 2001/2002 учебных годах как один из базовых курсов новой специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”, открытой в 2000 г. на библиотечно-информационном факультете МГУКИ (базовая кафедра – кафедра информационных технологий и электронных библиотек).

Учебник предназначен для студентов гуманитарных и других факультетов вузов, прошедших курсы основ информатики, автоматизации библиотек и технологии телекоммуникаций. Курс достаточно тесно увязан с курсами по Интернет/Интранет-технологиям и Интернет-ресурсам и услугам для библиотек. Различие состоит в том, что для данного курса более важными являются проблемы технологии создания собственного электронного ресурса, а также обучение студентов навыкам оценки содержания и удобства пользования удаленным ресурсом, формирования справочно-поискового аппарата для работы пользователя с удаленным ресурсом.

Учебник подготовлен с учетом лекций, читаемых авторами на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, материалов упомянутого учебного пособия «Электронные библиотеки», статей в периодической профессиональной печати, документов Федеральной целевой программы “Электронная Россия 2002–2010”, материалов проекта Межведомственной программы “Электронные библиотеки России”, опубликованных сборников трудов всероссийских и международных конференций по данной проблематике, в том числе Генеральных конференций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международной ассоциации библиотек технических университетов (ИАТУЛ), “Online Information”, ежегодно проводимых в Лондоне, “Компьютеры в библиотеках”, “Библиотечное дело, информационные системы и образование в США”, которые также ежегодно проходят в Вашингтоне, и международных конференций “Крым” – “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”, конференций “LibCom” – “Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек” и др.

Многие полезные материалы опубликованы в сборнике “Научные и технические библиотеки”, в том числе и в электронном формате (на сервере ГПНТБ России: www.gpntb.ru).

Методологический учебник построен на принципах ознакомления студентов с основами электронных библиотек и обучения их навыкам самостоятельной работы с использованием компьютеров, сканеров, электронных ресурсов в Интернете и других элементов современных информационных и компьютерных технологий.

Материал учебника структурирован по 7 разделам (21 глава), которые охватывают основные направления тематики электронных библиотек.

Для обеспечения психофизиологической восприимчивости материала теоретические и терминологические главы чередуются с фактологическими. Мы стремились сделать главы по возможности равновеликими по объему и достаточными для проведения 2-часовой лекции.

Учебник включает методические и практические материалы; мы сочли также необходимым и полезным дать 3 приложения, содержащих основополагающие документы по тематике. В перечне рекомендованной литературы (100 названий) даны и Интернет-адреса соответствующих электронных форматов (если не существует ограничений по авторскому праву). В некоторых случаях, при отсутствии печатной версии документа, указаны адреса сетевых ресурсов. Объем курса в целом (лекции, семинары, практические занятия) рассчитан на два семестра.

Цель учебника – дать студентам комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами, практической организации работ в библиотеке, вузе, информационном центре, по наработке собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам.

Для достижения этой цели изложены основные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассмотрена структура ЭБ, даны основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа.

Вопросы стандартизации, обеспечения информационной безопасности и проблемы авторского права освещаются наряду с анализом экономических аспектов использования электронных ресурсов и методологией оценки эффективности работы библиотек с электронными ресурсами, а также организацией работы библиотекарей при совместном использовании традиционных технологий и технологий, присущих электронным библиотекам.

Отдельные лекции посвящены социальным аспектам использования электронных ресурсов, методике дистанционного обучения и переподготовки библиотечных и информационных работников, специалистов отрасли культуры в целом. В курс включены наиболее типичные для современного состояния библиотечного дела, информационных и компьютерных технологий примеры российских и зарубежных проектов по созданию электронных библиотек.

Практические занятия посвящены поиску и оценке содержания порталов и тематических серверов. Среди них российские серверы по науке, культуре и образованию; электронные ресурсы Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, некоммерческих и экологических организаций; аннотированные Библиотекой Конгресса США ресурсы по науке, технике, образованию, здравоохранению и защите интересов потребителя; справочные ресурсы, подготовленные специалистами Еврейского университета в Иерусалиме, и другие материалы.

На практических занятиях студенты овладеют технологиями создания электронных ресурсов – основами конверсии печатных материалов в компьютерную форму (сканирования печатных материалов и изображений на планшетном и планетарном сканерах), обработки полученных массивов для записи на оптических дисках или размещения на Интернет-сервере библиотеки.

В рамках данного и смежных курсов студенты должны освоить навыки защиты и антивирусной обработки компьютеров, выполнения заказа на электронную доставку документов, работу с CD–ROM и другими мультимедийными носителями информации.

Учебник призван помочь студентам осуществлять поиск и отбор удаленных электронных ресурсов, размещенных на российских и международных Интернет-сайтах и оказывать квалифицированную помощь пользователю. Таким образом, студенты будут подготовлены к работе в любой российской или зарубежной библиотеке, центре информации или в другой организации, где требуется работа специалиста по электронным информационным ресурсам.

  
На главную