Научные и технические библиотеки №8 2003 год
Содержание:

Матлина С.Г. Центральная городская – публичная – научная… И это все о ней?

Дергилева Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности централизованных библиотечных систем (на примере ЦБС СО РАН)

Юрьева Т.Ю. Технологические аспекты методической деятельности

Барышева О.В., Майстрович Т.В. Формирование национального распределенного библиотечного фонда электронных документов: постановка проблемы

Никандров С.В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения

Крупенева И.Г., Степанов В.К. Методы продвижения веб-сайта библиотеки

Проблемы лингвистического обеспечения АБИС – на Ученом совете ГПНТБ России

Ситник Н.П. Влияние информации на человека. Социологическое  исследование


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Письмо в редакцию Ю.П. Мелентьевой

Ответ главного редактора


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Кузьмина И.А. Библиотеки как оплот мира на Северном Кавказе

Каратыгина Т.Ф. «Библиотечное дело – 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Крупенева И.Г., Степанов В.К.

Методы продвижения веб-сайта библиотеки

В последние 5–6 лет работа с Интернет-ресурсами прочно вошла в практику российских библиотек. Вслед за получением доступа к безграничному океану информации закономерно приходит желание создать в виртуальной вселенной собственное представительство в виде Интернет-сайта (от анг. site – место).

Эпоха сайтостроительства открыта наиболее продвинутыми российскими библиотеками еще в середине 1990-х гг. К настоящему времени этот процесс приобрел массовый и необратимый характер по мере того, как Интернет все более стал осознаваться в качестве эффективного инструмента обслуживания читателей и проведения различного рода маркетинговых акций.

Согласно данным российского справочника ресурсов “Апорт” (www.aport.ru ) в 2001 г. в Сети ежемесячно появлялось не менее десятка библиотечных веб-сайтов, а созданные в предшествующий период часто оптимизировались, обретая, в частности, собственные доменные имена третьего или второго уровня.

Само по себе создание сайта еще не является гарантией его широкой популярности и, следовательно, эффективного применения. Продуктивное использование возможностей Всемирной паутины, подразумевающее включение веб-сервера в качестве неотъемлемого звена в обслуживание и маркетинговую деятельность библиотеки, невозможно без грамотно проведенной работы по продвижению сайта. Понятие продвижение понимается как действие, направленное на оповещение максимального числа пользователей Интернета о существовании сервера, предоставляемых на нем услугах и происходящих изменениях.

За последние несколько лет общие методы продвижения веб-сайтов разработаны весьма подробно. Однако специфика библиотек как некоммерческих учреждений требует адаптации общей методики к тем задачам, которые библиотеки призваны решать в цифровой вселенной.

Цель данной статьи заключается в ознакомлении с методами продвижения сайта с акцентом на специфику этого процесса применительно к библиотекам.

К общепринятым методам продвижения веб-сайта относятся:

  • регистрация в поисковых системах и справочниках ресурсов Интернета;

  • баннерные обмены;

  • размещение ссылок и публикация материалов, содержащих ссылки на сайт на серверах аналогичной тематики;

  • участие в конференциях, тематических форумах и списках рассылки.

 

Регистрация веб-сервера в справочниках ресурсов
и поисковых системах

Этот метод является наиболее простым и одновременно наиболее эффективным. Поисковые средства, которые делятся на поисковые системы (машины) и каталоги (справочники, рубрикаторы) ресурсов, являются основными средствами навигации в Интернете. Регистрация в них позволяет известить всю потенциальную аудиторию о появлении сайта.

Процесс регистрации осуществляется с помощью специального модуля, ссылка на который размещается на титульной странице поисковой системы или каталога. Как правило, в российских поисковых системах она обозначается “Добавить сайт”, «Зарегистриро­ваться» и т.п., в глобальных поисковых машинах: Add URL, Add Site.

Процесс регистрации крайне прост: в соответствующую форму необходимо ввести адрес заглавной страницы сайта. Эта процедура приведет на сайт программу робота (на сетевом жаргоне его еще часто называют пауком или ползуном), которая произведет выгрузку по крайней мере нескольких заглавных страниц сайта на свой базовый компьютер, где будет произведена их индексация.

Наиболее популярными поисковыми системами, где следует зарегистрировать свой сайт, являются российские Yandex (www.yandex.ru), Aport (www.aport.ru), Turtle (www.turtle.ru), Rambler (www.rambler.ru), Lycos (www.lycos.ru), а также зарубежные системы Google (www.google.com) и AllTheWeb (www.alltheweb.com).

Обновление индексных файлов поисковых систем происходит в большинстве случаев оперативно, поэтому регистрация в любом из названных поисковых средств, а лучше во всех сразу, приведет на сайт новых посетителей уже в течение нескольких недель.

Особое внимание рекомендуется уделить регистрации сайта в справочниках или каталогах Интернет-ресурсов. Эти средства навигации представляют собой иерархические базы данных, организованные по отраслевому признаку и структурированные от общего к частному. Каталоги не имеют собственных средств сбора информации - вся информация о новом сайте берется исключительно из регистрационной формы, заполняемой его разработчиками.

Процесс регистрации в каталоге во многом похож на регистрацию в поисковых системах: необходимо заполнить форму заявки с указанием того, в какой раздел вы хотите поместить свой сайт, составить его краткую аннотацию и список ключевых слов, которые будут использоваться при его поиске в каталоге (см. http://www.refer.ru/add?id=14276).

Через некоторое время (порой в течение нескольких месяцев) заявка будет рассмотрена редактором. При этом  в регистрации может быть отказано, сайт может быть перемещен в другой раздел, который, по мнению редакторов каталога, более подходит для вашего сайта; могут быть изменены ваше описание и/или ключевые слова и т.п. В идеальном случае регистрация будет произведена именно так, как вы хотели.

Для регистрации в поисковых системах и каталогах особенно важно грамотно составить список ключевых слов и краткую аннотацию сайта. В ней нужно отразить главные сведения, которые могут понадобиться потенциальному посетителю. Нужно поставить себя на место пользователя и подумать, какую информацию он будет искать на сервере библиотеки, как будет строить запрос для поиска и какие ключевые слова использовать. Например, чтобы найти сайт какой-либо медицинской библиотеки, пользователь скорее всего напишет в поисковой строке медицинская библиотека, библиотека медицинской литературы или точное название библиотеки. Следовательно, эти словосочетания обязательно должны войти в список ключевых слов для сайта такой библиотеки. Также неразумно было бы не привлечь на свой сайт пользователей, которые ищут общую информацию медицинской тематики – в ключевые слова необходимо включить основные разделы медицины.

В различных поисковых инструментах под информацию о сайте отводится разное количество символов – в среднем от 150 до 250. Если грамотно прописать ключевые слова, этого количества оказывается достаточно для того, чтобы заинтересованный пользователь обязательно нашел ваш сайт.

Поскольку поиск информации в справочниках ресурсов часто осуществляется путем перехода по иерархическим ветвям каталога от раздела к подразделам, необходимо выбрать категорию, максимально соответствующую профилю заявляемого сайта. Для библиотек такой категорией будет соответствующий тип библиотеки, соответствующая область деятельности. Одним из вариантов может быть географическое расположение, как например, в каталоге List.ru (см. http://list.mail.ru/10069/1/0_1_0_1.html).

Чем более популярен сайт у пользователей, тем выше его позиция в рейтингах поисковых систем и каталогов. Большинство систем сортируют сайты по количеству пользователей заглавной страницы. Таким образом располагаются сайты, например, в популярном рейтинге Rambler`sTop 100 (http://top100.rambler.ru). А в каталогах Yandex (http://yaca.yandex.ru) и Aport (http://catalog.aport.ru) на верхних позициях оказываются сайты, имеющие наибольший индекс цитирования. Этот показатель определяет, сколько других сайтов ссылаются на данный сервер, что является весомым критерием известности сайта в Интернете. В этом случае посещаемость сайта большой роли не играет. Если сайт настолько ценен, что владельцы других серверов ставят на него ссылки, его указатель цитирования будет неуклонно расти. Соответственно сайт будет подниматься в каталогах все выше и выше. Это, в свою очередь, привлекает на сервер новых посетителей. Таким образом, круг замыкается на новом витке популярности.

В случае, если сервер библиотеки имеет англоязычную версию, что весьма желательно, следует зарегистрироваться и в зарубежных справочниках Open Directory (http://dmoz.org/) и Yahoo! (www.yahoo.com). Это наиболее известные и посещаемые на сегодня серверы мира, которые могут привести на сайт посетителей из-за рубежа.

При смене доменного имени сайта или кардинальной реорганизации его структуры необходимо перерегистрироваться или, по крайней мере, изменить существующую информацию о сайте в поисковых системах и справочниках ресурсов. В противном случае реален риск потери постоянных и потенциальных посетителей сервера.

Следует помнить, что проводить регистрацию необходимо как в поисковых машинах, так и в каталогах. Каждый из них имеет свою специфику, плюсы и минусы. Например, преимущество поисковых машин – огромный объем их индексов: в то время как лучшие из каталогов содержат десятки и сотни тысяч страниц, поисковые машины оперируют десятками или сотнями миллионов. Поиск же по каталогам дает более релевантные результаты, нежели по поисковым системам, поскольку регистрация в каталогах производится человеком, а не программой. Большинство пользователей предпочитают поисковые системы или каталоги в зависимости от характера запроса, и необходимо стремиться к тому, чтобы независимо от выбранного инструмента разысканий пользователь вышел на сервер именно вашей библиотеки.

Следует иметь в виду, что даже если не предпринимать каких-либо действий по регистрации, новый сервер рано или поздно попадет в поле зрения поисковых машин и будет проиндексирован. Тем не менее лучше самостоятельно зарегистрировать сайт, выдав тем самым указание поисковым машинам проиндексировать сервер в первую очередь.

 

Баннерные обмены

Одно из ключевых маркетинговых мероприятий – баннерная реклама, являющаяся весьма популярным и достаточно эффективным способом наращивания трафика (привлечения посетителей) сайта. Баннер представляет собой большей частью прямоугольное графическое изображение в формате .GIF или .JPG, размещаемое на веб-странице и имеющее ссылку на сайт рекламодателя. Ныне существует несколько общепринятых стандартов по размеру баннеров, из которых наиболее распространенным является размер 468х60 пикселей (см., например, http://www.gpntb.ru).

Необходимость быстрой загрузки баннера ограничивает его объем, не превышающий, как правило, 15 килобайт.

Баннерная реклама проводится с помощью специальных служб обмена баннерами (Banner Exchange Services), которые обеспечивают показ баннеров библиотек на других веб-страницах в обмен на показ чужих баннеров на страницах библиотеки.

Наиболее популярными системами обмена баннеров в российском Интернете являются RLE (www.rle.ru), InterReklama (www.ir.ru), Reklama.ru (www.reklama.ru), RB2 (www.rb2.design.ru). Практически все подобные службы позволяют проводить рекламную кампанию достаточно гибко: показывать баннеры только на определенной, выбранной вами группе серверов, с заданной интенсивностью или только в определенные промежутки времени; не показывать повторно баннер пользователю, который его уже видел. Процедура регистрации в такой системе требует заполнения специальной формы. Заполнив ее, клиент по почте получает фрагмент HTML-кода, который нужно вставить в каждую страницу сайта. Это достаточно простая процедура – ее может выполнить даже обладающий самыми начальными знаниями HTML.

Единственным отличием от регистрации сайта в поисковых системах является пункт, в котором требуется указать примерное количество посетителей в сутки (см. http://web.linkexchange.ru/cgibin/mngcgi?templ=action/JoinRLE&acc_type=exchange). Чем оно больше, тем в более привилегированную категорию сайтов вы попадете. Например, в баннерной системе RLE все сайты делятся на RLE Common и RLE Gold.

Во вторую категорию попадают сайты, имеющие более 5 тыс. посещений в сутки. Если ваш сайт попал в категорию Gold, то вы имеете некоторые привилегии, в том числе более избирательный таргетинг (т.е. фокусировку) вашей рекламы. Вы сможете сами создавать сценарии показов ваших баннеров: например, только по понедельникам и средам; с 8:00 до 18:00; только в США, Англии и Франции и только на сайтах автомобильной и компьютерной тематики, с посещаемостью, не ниже указанной вами. Подобные сценарии очень эффективны для CTR баннеров. Этот показатель (CTR – click/through ratio) указывает на средний отклик баннера. Так, если баннер был показан на какой-либо странице 1000 раз, а нажали на него и, соответственно, имели шанс попасть на сайт 50 человек, то CTR такого баннера равен 5%. Нормальным считается CTR равный примерно 1% (Т. Бокарев. Энциклопедия Интернет-рекламы.).

Однако смысл баннерной рекламы не только в тех немногих пользователях, которые  пришли на сайт, отреагировав на рекламу. Большое значение имеет брендинг – или процесс создания имиджевой рекламы. У людей, увидевших баннер, откладывается впечатление о рекламируемом сервере и начинает формироваться отношение – позитивное или негативное, в зависимости от баннера и характера рекламируемого сайта.

Брендинг библиотеки должен быть выстроен, разумеется, по иной схеме нежели брендинг коммерческой компании. Если для коммерческой компании важны акцентирование внимания на товаре и формирование потребительского впечатления, то для библиотеки важно завоевание доверия у потенциальных читателей. Пользователь должен знать, что необходимую информацию он сможет найти именно в библиотеке. Только на ее сервере любые информационные запросы будут выполнены в минимальные сроки, только здесь ему подберут релевантные документы и квалифицированно проконсультируют по интересующей теме.

Таким образом, баннерная реклама является весьма эффективным инструментом привлечения пользователей на сайт, при этом от библиотеки не требуется практически никаких усилий.

 

Размещение ссылок и публикация материалов,
содержащих ссылки на сайт, на серверах

аналогичной тематики

Практически для любой области знания в Интернете можно найти серверы, содержащие коллекции ссылок на информационные ресурсы по данной области – так называемые тематические сайты. К ним можно отнести Интернет-сервисы (например почтовый сервер Mail.ru и хостинговый - Narod.ru), порталы (KM.ru), контент-проекты, посвященные определенной тематике, например “Библиотеки России” (Libs.ru), Авто.Ру, Polit.Ru; новостные сайты (Интернет-СМИ – Gazeta.ru, Lenta.ru).

Такие серверы достаточно популярны. Обладая большим количеством ссылок, они нередко выступают в качестве отправных точек для тематического поиска. Владельцам сайтов выгодно размещать на таких серверах ссылки на свои ресурсы, поскольку их посетители как правило охотно «путешествуют» по ссылкам, указанным на страницах, что положительно сказывается на посещаемости рекламируемых серверов.

Сама концепция WWW подразумевает наличие на веб-страницах ссылок на другие сетевые ресурсы. Поэтому обмен ссылками существует практически с момента появления Всемирной паутины. Ссылки на других серверах целесообразно размещать по нескольким направлениям.

1. Размещение ссылок на серверах других библиотек и близких по тематике сайтах. Для этого необходимо договориться с владельцем сайта. Обычно никаких трудностей не возникает, так как владельцы серверов похожей тематики с удовольствием размещают у себя ссылки на подобные ресурсы. На первый взгляд может показаться, что размещать у себя ссылки на сайты похожей тематики – значит помогать конкурентам «оттягивать» на себя пользователей. Однако практика показала, что это не так: пользователи с удовольствием посещают большое количество понравившихся им сайтов, и ресурс обязательно попадет в это избранное число, если на нем будет присутствовать интересная подборка ссылок. Разумеется, что все сайты, ссылки на которые вы размещаете у себя, должны сделать то же самое. Например, очень эффективным будет обмен ссылками между сайтами библиотек, научных организаций и образовательных учреждений. С большой степенью вероятности можно утверждать, что, придя на один из этих серверов в поисках нужной ему информации, пользователь скорее всего обратит внимание и на размещенные на нем ссылки.

2. Обмен ссылками. Для обмена ссылками необязательно наличие каких-либо партнерских отношений – достаточно примерного равенства показателей посещаемости серверов. Количество хостов и хитов (т.е. уникальных пользователей и просто посещений) можно узнать по счетчикам Rambler Top 100, Spylog, Hotlog, Mail.ru. За редким исключением владельцы сайтов размещают внизу страницы графические кнопки, на которых обычно указывается количество уникальных посещений за день и общее количество посещений сервера. Нажав на такую кнопку, можно узнать полную статистику сайта за месяц: к каким географическим регионам относятся пользователи, с каких сайтов они пришли, в какие дни недели и время суток количество посещений является максимальным и т.д. Вариантов множество. (См.  http://www.ceoinfo.ru/)

Даже если полная статистика интересующего вас сайта закрыта, информацию о количестве посещений за день вы всегда можете получить. На этот показатель и ориентируйтесь – чем больше, тем, разумеется, лучше.

3. Размещение ссылок в обмен на предоставление услуг, например, в обмен на разрешение пользоваться информационными материалами сервера, так как проблема создания значительного объема бесплатной информации стоит перед всеми разработчиками серверов, и использование информационных материалов с указанием ссылки на первоисточник является распространенной практикой.

4. Для популяризации сайта весьма эффективна публикация на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер библиотеки. Если размещение ссылок – достаточно эффективный и, что немаловажно, бесплатный метод продвижения сайта и привлечения новых посетителей, то публикация материалов, содержащих ссылки на свой сайт, является именно рекламным ходом и, за редким исключением, потребует вложения некоторых средств. Для библиотеки, впрочем, возможен третий вариант т.е. предоставление какой-либо информации, интересующей владельцев сайта.

 

Участие в конференциях, тематических форумах
и списках рассылки

Хорошая возможность продвижения сервера — участие в работе форумов и конференций, участники которых представляют потенциальных потребителей информации. Для участия в подобных мероприятиях необходимо пройти простую процедуру регистрации, заполнив несложную анкету. В данном случае регистрируется человек, а не сайт, поэтому, зарегистрировавшись, участник получает логин (имя) и пароль.

Форумы и конференции создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов на определенную тематику.

Несмотря на то, что прямая реклама сайта, как правило, запрещена, можно популяризировать его среди участников форума более завуалированно, для начала публикуя интересные высказывания по каким-либо обсуждаемым вопросам и зарекомендовав себя в качестве специалиста. В дальнейшем можно уже просто указывать, где человек может почерпнуть интересующую его информацию – разумеется, этим местом будет сайт вашей библиотеки.

Это достаточно трудоемкий способ привлечения посетителей, но именно данная аудитория станет так называемым ядром, т.е. постоянными посетителями вашего сайта.

В Интернете существует также множество списков рассылки, которые посвящены самым различным темам. Существуют открытые списки рассылки (для всех желающих), закрытые (для определенного круга пользователей), а также бесплатные, существующие за счет энтузиазма создателей, спонсорской поддержки рекламодателей, и платные.

В Сети службы рассылок берут на себя решение всех технических вопросов по их ведению: организуют доставку писем подписчикам, формируют архив, ведут подробную статистику и т.д. В российском сегменте Интернета наиболее известна служба рассылок Subscribe (www.subscribe.ru), в которой существуют как платные, так и бесплатные пакеты услуг. На сайте можно подать заявку на создание собственного списка рассылки, который будет бесплатным, если заявляемая тема представляет интерес для большого числа подписчиков.

Направление сообщений в подобные “библиотечные” списки рассылки должны быть связаны с какими-либо новостями жизни библиотеки, например, открытием доступа к электронному каталогу, сменой графика работы, новыми поступлениями литературы. Традиционные выставки книг также могут подкрепляться электронной рассылкой с краткой информацией по тематике выставки и приглашением посетить сайт библиотеки для более подробного ознакомления с представленными материалами.

 

Грамотно выстроенные мероприятия по продвижению сайта позволят библиотеке занять достойное место в формирующейся виртуальной вселенной. Роль Интернет-технологий возрастает стремительно – уже сегодня, выделив в собственной структуре Интернет-зал, библиотекари внезапно осознают, что его посещаемость зачастую превосходит посещаемость других читальных залов, и количество читателей, приходящих в библиотеку преимущественно ради пользования Интернет-ресурсами, возрастает день ото дня. Все это заставляет пересмотреть многие аспекты деятельности библиотеки и отношение к веб-сайту.

Как показал проведенный авторами этой статьи анализ российских библиотечных веб-сайтов, в настоящее время библиотеки еще не уделяют достаточного внимания продвижению собственных сайтов. Наиболее благополучно дело обстоит с регистрацией в поисковых системах и размещением ссылок на серверах сходной тематики. Ни на одном библиотечном сервере не удалось обнаружить и следа баннерных систем, что автоматически означает недоступность такого сервера значительной части сетевого сообщества. Типичным примером хорошо выполненного, но абсолютно неизвестного сайта является сервер одной из московских ЦБС – www.tolstovka.infograd.ru. Почти год с момента создания он не был зарегистрирован ни в одной из поисковых систем, не участвовал в баннерных обменах и потому был абсолютно недоступен сетевому сообществу.

Хочется надеяться, что в перспективе библиотеки будут более внимательно относиться к процессу продвижения веб-сайта, чтобы превратить его в полноценный маркетинговый канал и эффективный инструмент библиотечной работы.

  
На главную