Научные и технические библиотеки №9 2003 год
Содержание:

Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки

Сукиасян Э.Р. Компьютеризация библиотеки: с чего начиналось, тем и закончилось

Белюкин В.А., Хургин В.М. Практический опыт создания публичных центров правовой информации

Майстрович Т.В. Учет электронных документов: поиск решений

Зеленина Г.Н., Крутихин И.В., Бесклинская Л.П., Данилов А.В. Межрегиональная аналитическая роспись статей

Коваленко Н.И. Быть или не быть ООИЕФ? (К проблеме перераспределения литературы)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Збаровская Н.В. К проблеме профессиональной библиотечной этики

Езова С.А. О зависти черной и зависти белой


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Леонов В.П. Пространство библиотеки. Библиотечная симфония


Нам
пишут


НАШИ АВТОРЫ


УДК 026:34

Белюкин В.А., Хургин В.М.

Практический опыт создания
публичных центров правовой информации

Рассмотрены основные цели и задачи программы по организации общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе муниципальных  библиотек. Обобщен опыт формирования подобных центров на федеральном и региональном уровнях. Обоснована идея создания корпоративного библиотечного информационно-правового центра.

Программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек» разработана по инициативе Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации в целях практической реализации конституционной нормы, гарантирующей право граждан на информацию, формирования условий для качественного и оперативного обеспечения правовой информацией широкого круга лиц и организаций. С 1998 г. ее реализация осуществляется Минкультуры России, ФАПСИ и Российским фондом правовых реформ (РФПР) при участии Минобразования России, других государственных, коммерческих и неправительственных организаций.

Цель программы – создание многофункциональной сбалансированной системы информационно-правового обеспечения населения, действующей на базе общедоступных библиотек и образовательных заведений субъектов Российской Федерации и основанной на использовании универсального информационно-правового продукта.

Основные задачи программы:

  • формирование механизмов реализации национальной политики в области информационно-правового обеспечения населения;

  • совместная с органами и организациями субъектов Российской Федерации разработка программ правовой информатизации, правового воспитания населения и юридического образования;

  • содействие разработке долгосрочной программы взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, зарубежными организациями в области информационно-правового обеспечения населения;

  • содействие оптимизации управленческих процессов и деятельности властных структур в области информационно-правового обеспечения населения;

  • содействие налаживанию информационно-правовых отношений в рамках СНГ, Совета Европы и других международных организаций;

  • содействие созданию эффективного механизма обмена правовой информацией в Российской Федерации, обеспечивающего ее максимальную полноту, оперативность и достоверность;

  • изучение принципов и опыта функционирования информационно-правовых систем, баз правовой информации российских, зарубежных и международных объединений и организаций.

На региональном уровне выполнение программы обеспечила скоординированная деятельность органов по информационным ресурсам и телекоммуникациям администраций субъектов Российской Федерации, центров правительственной связи, органов управления культуры и универсальных научных библиотек. Важная роль отводится и юридическим вузам, средствам массовой информации, другим заинтересованным организациям.

В 69 субъектах Российской Федерации функционируют более 500 центров и пунктов правовой информации. Ежегодно  их посещают более миллиона граждан. Опыт организации центров показывает, что интерес к ним  проявляют  не только рядовые граждане, но и представители региональных и местных администраций. Более того, активно разрабатываются региональные программы правовой информатизации, предусматривающие создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях.

Например, в Смоленской области в реализации программы «Правовая информатизация Смоленской области» принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления на основе соглашений, заключенных с Региональным информационно-аналитическим центром ФАПСИ. Программа состоит из трех этапов, последний из которых планируется завершить в 2005 г.

Основные положения и задачи программы:

  • поэтапное формирование баз данных правовой информации органов государственной власти и местного самоуправления,

  • организация регионального ПЦПИ,
  • создание ПЦПИ в органах местного самоуправления и абонентских пунктов правовой информации в органах государственной власти и управления,

  • организация публичных региональных центров и абонентских пунктов правовой информации в библиотеках и учебных заведениях,

  • разработка типовых проектных решений по созданию автоматизированных систем правовой информации,

  • организация информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней.

Программа определила конкретные задания по формированию 171 центра и пункта правовой информации в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках и учебных заведениях области. (По состоянию на 25 июня 2002 г. созданы 136 центров и пунктов правовой информации.)

Действует региональный центр правовой информации, в котором установлены: Интранет-сервер; сервер правовых баз данных; сервер доступа с межсетевым экраном, 20 линиями связи, коммутационным оборудованием, позволяющим обслуживать в режиме реального времени 885 пользователей Интранет-сети по коммутируемым и выделенным линиям связи (отметим, что к аналогичному серверу центра правовой информации Ставропольского края, созданному на базе ФАПСИ, за сутки поступает более 2 тыс. обращений от почти 700 абонентов).

Районные центры и пункты правовой информации соединяются по выделенным и коммутируемым линиям связи, оплаченным областной администрацией.

Программа развития местного самоуправления в Смоленской области на 1999–2000гг., принятая Смоленской областной думой 17 сент. 1998г., предусматривает создание центров и пунктов правовой информации в органах местного самоуправления.

Функционирование центров и пунктов правовой информации поддерживается соглашениями об информационном обмене, заключенными комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям администрации Смоленской области и органами местного самоуправления, библиотеками, научными и учебными заведениями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Соглашения устанавливают обязанности и права каждой из сторон.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 июня 1999 г. утверждена программа «Организация Центров правовой информации в государственной сети библиотек Республики Саха (Якутия)», ставшая одним из проектов создания информационно-библиотечной сети «Сахалибнет», рассчитанного на 2000–2005 гг. При ее разработке учитывались традиционно сложные для Севера условия – слабая инфраструктура, территориальная отдаленность населенных пунктов, отсутствие развитого регионального правового информационного пространства. Эти факторы обусловили особенности подготовленной программы:

  • ПЦПИ как головной республиканский центр создается на базе отдела по обслуживанию парламента Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия),

  • региональная сеть ПЦПИ формируется на базе центральных улусных библиотек,

  • основа программы – двухуровневая система организации доступа к правовой информации (республиканский и улусный),

  • программа рассчитана на применение в библиотеках новых информационных технологий.

Создание ПЦПИ позволило выйти на качественно новый уровень библиотечно-библиографического обслуживания не только читателей, но и всего населения республики. Развивается электронная доставка документов, начинается работа по корпоративной каталогизации. В ноябре 2000 г. 22 улусных библиотеки получили доступ к Интернету.

Процесс создания ПЦПИ в улусах проходит по-разному. Например, в Верхневилюйском улусе  принята программа «Верхневилюйская центральная библиотека – центр информационной поддержки социально-экономической жизни улуса», предусматривающая создание информационного центра на базе улусной библиотеки, одна из задач которого – правовое информирование населения. Программа поддержана местной администрацией, выделившей дополнительные штаты, в том числе должность программиста. В Горном улусе на основе республиканской программы открыт «Кабинет деловой и правовой информации». В г. Нерюнгри ПЦПИ организован  в качестве справочно-библиографического отдела местной ЦБС.

Центральная библиотека (городская, улусная) формирует фонд официальных документов местных органов власти и управления. В феврале 1999 г. принят закон Республики Саха (Якутия) «Об обязательном экземпляре документов», согласно которому центральные улусные и городские библиотеки включены в список обязательной рассылки официальных документов.

22 февр. 2000 г. на экспертном совете по информатизации библиотек при департаменте искусства и культуры Администрации Пермской области принята программа «Формирование сети публичных центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Пермской области в 2000 году», являющаяся частью программы «Правовая информатизация Пермской области». Программа предусматривает организацию ПЦПИ на базе центральных и опорных муниципальных библиотек одновременно во многих районах области, отработку механизма взаимодействия библиотек с органами местного самоуправления, разработку типовых моделей координации деятельности библиотек и распространение этого опыта на другие библиотеки Перми и Пермской области.

ПЦПИ формируются на основе постановлений или распоряжений глав местных администраций. Документальное обеспечение своей деятельности они разрабатывают сами (положения о ПЦПИ, должностные инструкции, целевые программы развития). В отдельных районах создаются проекты «Муниципальная библиотека – центр правовой информации» в рамках областного конкурса «Социальное проектирование в библиотеке». Во многих районах осуществляется передача документов из исполнительных и законодательных органов власти в библиотеки (начался активный сбор официальных неопубликованных документов), формируются базы данных по вопросам местного самоуправления.

В 2002 г. во всех муниципальных образованиях Пермской области открыты ПЦПИ на базе центральных и детских библиотек.

Практика показала, что работа центров отвечает двум основным требованиям: оперативности и общедоступности. В услугах ПЦПИ нуждаются все социальные слои населения. Специалисты центров дают консультации по работе с правовыми базами данных, помогают в поиске необходимых документов, обеспечивают доступ к другим источникам информации. При этом читатели пользуются электронной почтой, факсимильной связью. В  Мурманской государственной областной универсальной библиотеке практикуется выдача на дом компакт-дисков правовой тематики.

Большая часть услуг выполняется бесплатно. Перечень платных услуг традиционен для библиотек и отражен в «Прейскуранте цен» и «Положении о платных услугах». К ним относятся предоставление компьютера, распечатка и тиражирование документов, их копирование на дискету и  др. Невысокая стоимость услуг позволяет библиотекам лишь компенсировать затраты на расходные материалы и обслуживание техники.

Вместе с тем некоторые центры расширяют перечень платных услуг. Так, в ПЦПИ Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина выдаются  аналитические справки для различных организаций, судов, прокуратуры, специалистов и научных работников, готовятся или сверяются библиографические списки литературы для дипломных и научных работ. Вырученные средства идут на улучшение материально-технической базы. Например, в 2000–2001 гг. приобретены два компьютера Pentium III - 733, отремонтировано и расширено помещение, проведена подписка на периодические издания, премированы сотрудники.

На договорном обслуживании в ПЦПИ Сахалинской областной универсальной научной библиотеки 14 групповых и 5 индивидуальных абонентов. Их информационное обслуживание осуществляется по фиксированным тематическим запросам и в режиме «запрос–ответ», который использует информационные ресурсы как самой библиотеки, так и других информационных служб города и страны.

ПЦПИ Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова составил перечень из 25 платных услуг, 13 из них непосредственно связаны с предоставлением и поиском правовой информации. Для определения уровня оплаты изучены спрос и стоимость этих же услуг у конкурентов, учтены материальные и временные затраты на выполнение запросов, разработана необходимая документация: «Положение о платных услугах Публичного центра правовой информации», «Прейскурант цен на платные услуги». Оплата услуг дифференцирована в зависимости от цели запросов и категории пользователя и производится через кассу библиотеки.

Помещения для ПЦПИ выделяются, как правило, за зоной контроля, что обеспечивает беспрепятственный доступ в центр любого гражданина независимо от того, является он читателем библиотеки или нет.

Информационные ресурсы центров позволяют выполнять разнообразные запросы пользователей. Так, Краснодарский ПЦПИ предоставляет следующие виды услуг:

  • поиск правовых актов в электронных базах данных;

  • предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;

  • выдача справки о месте и времени опубликования документов, а также об изменениях в них;

  • перенос информации на бумажный и/или магнитный носитель;

  • поиск юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;

  • прием заказов по телефону;
  • подборка законодательства по запрашиваемой теме;

  • индивидуальное обслуживание;
  • выполнение всех видов справок – фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических – по правовым вопросам и смежным отраслям;

  • выдача периодических изданий во временное пользование;

  • предоставление аудио- и видеоматериалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;

  • предоставление правовой информации на CD–ROM;

  • сканирование.

В ПЦПИ Мурманской государственной областной универсальной библиотеки 20% запросов пользователей (городских и районных библиотек, предприятий и организаций) выполняются по «горячей линии», открытой в 2000 г.

В ПЦПИ РГБ отработана методика работы с так называемыми отказами. Заведена специальная тетрадь, куда записываются запросы, ответы на которые не найдены ни по печатным источникам, ни по базам данных.  Эти запросы передаются консультантам справочно-правовых систем «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс», еженедельно посещающим центр. Когда читателю необходим немедленный ответ, то он может получить его по «горячей линии»  Если ответ не найден и с помощью консультантов, дежурный библиограф связывается со специалистами Парламентской библиотеки, Библиотеки Администрации Президента, Институтом государства и права РАН, соответствующими отделами министерств и ведомств, юротдела Мэрии Москвы и т.д. Справка не считается «отрицательной», если в соответствующих инстанциях установлено, что документ действительно существует, но не опубликован. В подобных ситуациях потребителю рекомендуется лично обратиться в министерства и ведомства, издавшие документ, а иногда это делает и дежурный библиограф.

Идея создания сети ПЦПИ получила поддержку и на международном уровне. В 1999 г. на Генеральной конференции ИФЛА членам Постоянного комитета Секции правительственной информации и официальных изданий была представлена концепция создания ПЦПИ на базе российских общедоступных библиотек. Сообщение было встречено с большим интересом, тем более, что многие члены Постоянного комитета хорошо знакомы с работой ПЦПИ  РГБ и Рязанской областной научной библиотеки.

Вместе с тем программа создания сети ПЦПИ находится в самом начале реализации. По мнению В.Б. Исакова в идеале центр должен предоставлять посетителям не только законодательные акты, но и другую правовую и «околоправовую» информацию: судебные прецеденты, комментарии к законодательству, биографии ведущих юристов, даже песни с «правовым» подтекстом и т.д. [1]. Возможных «точек роста» у ПЦПИ немало.

Одна из важнейших задач ПЦПИ – расширение объема предоставляемой информации. В электронные базы данных наряду с текущим российским законодательством следует включать исторические документы, начиная с древней «Русской правды», и законодательства других стран. Последнее напрямую связано с проблемой разработки единой системы классификации. В стадии становления находится система взаимодействия и интеграции между самими центрами.

Утилитарная цель обеспечения населения правовой информацией не вызывает сомнений. Безусловно, и пенсионеры, и специалисты, и иные категории граждан должны иметь возможность получать правовую информацию по любой интересующей их проблеме. Это особенно актуально сегодня, когда у подавляющего большинства населения нет возможности оплатить подобную услугу в юридической консультации.

Востребованность ПЦПИ среди пользователей библиотек очевидна. Так, в Тульском ПЦПИ в первые месяцы работы (апрель–май 1999 г.) проводилось анкетирование посетителей, все участники которого высказались в поддержку существования подобной структуры в библиотеке. Во время повторного анкетирования в январе 2000 г. все опрошенные отметили, что ПЦПИ удовлетворяет их требованиям и позволяет эффективно работать с правовой информацией.

Данные мониторинга, ведущегося в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) с 1999 г., показывают, что 100% опрошенных подтверждают необходимость такого центра в библиотеке, а 77% – находят всю нужную информацию.

Уже за первые девять месяцев работы в Центре деловой и правовой информации Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (С.-Петербург) появились более 70 постоянных пользователей компьютеризованных рабочих мест для работы с правовыми информационными ресурсами.

Однако чем дальше расширяется деятельность ПЦПИ, тем серьезнее масштаб решаемых проблем: отсутствие удовлетворительных каналов связи, слабое техническое оснащение муниципальных библиотек, недостаточная компьютерная  подготовка сотрудников.

Развитие в России сети региональных и муниципальных ПЦПИ с использованием унифицированной программно-технической среды будет означать формирование единого информационно-правового пространства, поскольку объединение и обмен региональных и муниципальных правовых баз данных осуществляется беспрепятственно. В свою очередь, межрегиональный и межмуниципальный обмен правовой информацией, ее взаимное изучение послужат обогащению, совершенствованию и ускорению процесса законотворчества на местах.

Информационно-правовой консорциум «Кодекс» разработал программу «От центров правовой информации к юридическим электронным библиотекам», отразившую возможные направления деятельности ПЦПИ: развитие системы универсальных ПЦПИ, создание специализированных ПЦПИ, организация корпоративного библиотечного информационно-правового центра; развитие на базе ПЦПИ системы консультирования граждан по правовым вопросам на общественных началах.

Универсальный ПЦПИ целесообразно ориентировать в первую очередь на информационно-правовое обслуживание следующих групп пользователей: рядовых граждан, причем не только читателей библиотеки, но и всех жителей района, города, области и даже приезжих; специалистов органов исполнительной, законодательной, судебной власти данного субъекта Российской Федерации, города, района; представителей малого бизнеса.

Сегодня ПЦПИ идут как бы «на поводу» у читателя-пользователя, ограничиваясь в большинстве случаев предоставлением только запрашиваемой информации. Не оспаривая факт, что удовлетворение информационных запросов – важнейшая функция ПЦПИ, отметим тем не менее, что они изначально создавались в целях правового просвещения и повышения правовой культуры населения. Но просветительская функция пока мало заметна в работе действующих ПЦПИ. Они должны формировать спрос на те разделы правовой информации, знание которых (почти на «подсознательном»  уровне) абсолютно необходимо для построения гражданского общества в России, для успеха так трудно идущего реформирования страны. И естественно, что в просветительской деятельности ПЦПИ центральное место должны занимать  вопросы международного, федерального и регионального законодательства,  связанные с правами человека.

Постоянное правовое информирование и просвещение органов власти (области, города, района, муниципальных образований) чрезвычайно важно потому, что искоренение правового нигилизма, повышение правовой культуры граждан может быть успешным только тогда, когда сами представители власти, в своем большинстве не являющиеся профессиональными юристами, будут демонстрировать абсолютно безупречное правовое поведение.

Так, активными пользователями ЦПИ Белгородской городской универсальной научной библиотеки являются специалисты областной администрации и областной Думы. Проведенное анкетирование позволило определить круг тем, интересующих эту категорию пользователей: местное самоуправление, муниципальное право, техника законотворчества, опыт работы представительных органов власти субъектов Российской Федерации, социальная политика.

Работа с органами власти должна стать одной из важнейших функций ПЦПИ еще и потому, что необходимо обеспечивать прозрачность власти – один из основополагающих стандартов Совета Европы, членом которого является и Россия. В этой связи следует упомянуть принятый в Мурманской области закон «Об информационном обслуживании органов государственной и муниципальной власти», согласно которому именно библиотеки являются центрами правовой и иной информации для работников сферы управления.

При обслуживании предпринимателей ПЦПИ должны ориентироваться в первую очередь на представителей малого бизнеса, для которых покупка дорогих информационно-правовых систем в индивидуальное пользование проблематична. Безусловно, и крупные компании могут быть клиентами ПЦПИ, но это скорее не правило, а исключение. Большинство таких компаний имеют в своем штате юристов, используют хорошо развитые информационно-аналитические службы, мощные источники правовой информации (базы данных, правовые ресурсы Интернета) и т.п.

Интересной представляется идея создания специализированных ПЦПИ для детей и подростков, жителей села и предпринимателей, занятых в сельскохозяйственном производстве, людей с ограниченными возможностями (инвалидов), учреждений культуры, а также по иностранному и экологическому законодательству.

Развитие Интернета в России, построение корпоративных информационных сетей в регионах создают предпосылки для объединения разрозненных фондов отдельных центров в мощный централизованный ресурс, наличие которого могло бы стать серьезным стимулом к созданию новых ПЦПИ. Совершенно очевидно, что подобная задача может быть решена только путем целенаправленных и скоординированных действий.

Опыт первых лет работы ПЦПИ показывает, что актуальной проблемой становится организация корпоративного библиотечного информационно-правового центра (КБИПЦ). Повышение эффективности дальнейшей деятельности ПЦПИ во многом будет зависеть от того, будет ли создан такой технологический управляющий центр (центр-диспетчер),  связывающий все ПЦПИ, через который можно будет получить всю необходимую информацию (в первую очередь метаинформацию).

Основными функциями КБИПЦ должны стать:

  • координация, информационное и методическое обеспечение деятельности всех ПЦПИ;

  • перечень и описание информационных ресурсов ПЦПИ;

  • анализ деятельности и распространение опыта работы ПЦПИ, организация телеконференций;

  • администрирование систем межбиблиотечного («межцентро­вого») обмена электронными правовыми ресурсами и электронной доставки правовых документов по запросам ПЦПИ;

  • организация «горячей линии»;
  • повышение квалификации специалистов ПЦПИ (семинары, школы, тренинги, дистанционное обучение) [2].

Решение о создании такого корпоративного центра, безусловно, должно быть принято самими библиотеками и государственными структурами, занимающимися программой формирования сети ПЦПИ. Участие независимых компаний позволит обеспечить наиболее эффективную реализацию этого проекта.

Организация КБИПЦ возможна в достаточно короткие сроки путем поэтапной разработки, начиная с пилотного проекта сервера. Это достигается использованием хорошо апробированных программных комплексов и технологий создания полнотекстовых информационных систем и удаленного доступа к информационным ресурсам, созданным по технологии Интранет/Интернет.

Технологически по своим задачам и функциям сервер КБПИЦ представляет собой то, что принято называть порталом, и может быть размещен либо на сервере РФПР, либо на сервере национальных библиотек. Поскольку во многих регионах России долговременная работа в Интернете затруднена  из-за отсутствия хороших каналов связи, то все ресурсы КБПИЦ будут представлены в корпоративной сети на Интранет-сервере.

Для развития совместной деятельности ПЦПИ также целесообразно проведение следующих мероприятий: создание ассоциации ПЦПИ или специальной секции ПЦПИ в РБА, введение практики проведения регулярных зональных и всероссийских семинаров-практикумов по актуальным проблемам правовой информации, создание электронного журнала ПЦПИ для оперативного обмена информацией (по примеру ИФЛА) [3]. Кроме того, для практического разрешения возникающих проблем целесообразно создать единый методический совет и учебно-методический центр, в работе которых могли бы принять участие представители организованного юридического сообщества, соответствующих государственных органов и агентств, хозяйственных структур, действующих в области правовой информации, и всех других заинтересованных субъектов.

Какие основные выводы можно сделать по результатам накопленного опыта [4]?

  1. Впервые государство создает действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам правовых документов. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и тем более до муниципальных образований, этот механизм особенно ценен. Факты подтверждают, что в библиотеках, в которых открыты ПЦПИ, количество обращений к правовым документам резко возросло. При этом информационные системы центров предоставляют значительную свободу в процессе поиска, получения и использования официальных документов.

  2. Создание ПЦПИ в региональных центрах привело к их организации и в районах. Этот процесс активно развивается в Смоленской, Пермской, Брянской, Тульской областях, Краснодарском крае и других регионах страны. Более того, разрабатываются региональные программы правовой информатизации, предусматривающие создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях. Представляется, что в этих целях целесообразно и возможно использовать государственную автоматизированную систему «Выборы». В ряде регионов такой опыт уже имеется.

  3. Открытие ПЦПИ и предоставление пользователям официальных электронных изданий федеральных органов государственной власти, формируемых НТЦ «Система», а также БД других фирм придают дополнительный импульс сбору и систематизации региональных и официальных муниципальных правовых документов. При этом развитие в России сети региональных и муниципальных ПЦПИ с использованием единой программно-технической базы будет означать формирование единого информационно-правового пространства, поскольку объединение и обмен региональных и муниципальных правовых баз данных осуществляются беспрепятственно. В свою очередь межрегиональный и межмуниципальный обмен правовой информацией, ее взаимное изучение послужат обогащению, совершенствованию и ускорению процесса законотворчества на местах.

Вместе с тем в процессе организации и функционирования ПЦПИ выявились новые проблемы [5].

  1. Открытые ПЦПИ необходимо объединять в единую систему. Надо определить, какой должна быть архитектура этой системы, как в ней будут распределены функции, из каких источников будет финансироваться деятельность, кто будет готовить кадры.

  2. Необходимо срочно разработать и утвердить в общегосударственном масштабе методологию создания и ведения «местных» баз данных, стандарты и требования к интерфейсу.

  3. Необходимо срочно распределить обязанности по накоплению, ведению и предоставлению общедоступных бесплатных «публичных» информационных ресурсов – правовой, газетной, справочной информации, реестров, кадастров и др. Необходимо принять решение о статусе муниципального, районного, областного (краевого), окружного, федерального «депозитария публичной информации», порядке предоставления такого статуса конкретной организации и выделении средств на ведение этой работы.

  4. Органы государственной власти различного уровня должны взять на себя четкие обязанности по поддержке соответствующих ПЦПИ и прежде всего обеспечивать их нормативно-правовой информацией.

  5. Необходимо утвердить стандарт, позволяющий гражданам и организациям посылать документы (запросы, поручения, объяснения, заявки и т.п.) и получать официальные ответы по электронной почте. Разумеется, это требует от законодателя решения вопроса о юридическом статусе документа, полученного по электронной почте и (или) помещенного в Интернет.

 

Список литературы

  1. Катанян К. Доступ к правовой информации становится бесплатным // Известия, 28.04.1999.

  2. Миронова И.И., Сашкова Н.В. Корпоративный библиотечный информационно-правовой центр: зачем он нужен публичным центрам правовой информации? // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”, 2002.

  3. Восканян Э.А. Методическая деятельность центра правовой информации Российской государственной библиотеки // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 119–125.

  4. Восканян Э.А. Опыт работы ЦПИ в Российской государственной библиотеке // Ориентиры культурной политики. 1999. № 1. С. 82–85; Хургин В.М. О механизме распространения официальных документов // Концепции. 2000. № 1. С. 51–56.

  5. Исаков В.Б. Создание ПЦПИ – это прекрасно. Что дальше? // Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС «Киевская», 2000. С. 12–13; Красильщикова В.М. О конференции «Публичные центры правовой информации в России: состояние, проблемы и перспективы развития, взаимодействие с региональными СМИ» // Ориентиры культурной политики, 1999, № 1. С. 90–91.

 

Фактические материалы для данной статьи почерпнуты из следующих источников:

Алексеева Ж.В. Информационно-правовое пространство Смоленской области // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 40–44.

Баскакова С.З. Электронная юридическая библиотека в библиотеке: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Булыгина Л.П. Сервисное обслуживание пользователей в ПЦПИ при Пензенской областной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 89–91.

Верхоланцева Т.Ю., Восканян Э.А. Публичные центры правовой информации: организация, деятельность, информационные ресурсы // Там же. С. 154–163.

Восканян Э.А. Комплексное обслуживание и системный подход – две составляющие успеха деятельности библиотек в области правовой информации: опыт РГБ: Выступление на спец. семинаре «Правовая и бизнес-информация». Судак, 11 июня 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Герасимова Е.П. Реализация программы «Организация публичных центров правовой информации в Республике Саха (Якутия) 2000–2001 годы»: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // Там же.

Долина З.Ф. Проблемы создания региональной сети ПЦПИ в Ставропольском крае // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 45–48.

Зайкова Н.М. О программе создания региональной сети публичных центров правовой информации в Республике Саха (Якутия): Материалы Всерос. форума «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации», Москва, 24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Кожанова Н.И. Центр правовой информации в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева (из опыта работы) // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 92–96.

Конюхова М.В. Центр правовой информации Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского Санкт-Петербурга // Там же. С. 64–68.

Королева Л.И. Выступление на коллегии Министерства культуры РФ по вопросу о результатах и перспективах программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» // Там же. С. 148–152.

Лебединец В.Я. Социально-политические аспекты и позиция органов местного самоуправления в вопросе обеспечения населения правовой информацией // Там же. С. 56–57.

Леонова Л.Л. Сотрудничество публичного центра правовой информации Тульской областной универсальной научной библиотеки с органами местного самоуправления // Там же. С. 97–101.

Марголина Т.И. Организация взаимодействия библиотек и органов власти на региональном и муниципальном уровнях в Пермской области: Материалы Всерос. форума «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации», Москва, 24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Миронова И.И. Публичные центры правовой информации: такими мы их видим завтра // Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС «Киевская», 2000. С. 40–42.

Мнев В.И. Опыт Смоленщины по правовой информатизации региона / Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Мнев В.И. Реализация областной целевой программы «Правовая информатизация Смоленской области» // Развитие правового образования в учебных заведениях России.  Смоленск, 2000. С. 5–9.

Орлова О.С., Мохова О.С. Программа «Формирование сети публичных центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Пермской области в 2000 году» и пути ее реализации // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 35–39.

Рожкова Н.П. О создании публичных центров правовой информации на базе библиотек Белгородской области: Выступление на II Всерос. совещании руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Старкова М.А. Библиотеки в развитии политической и правовой культуры населения Пермской области // Библиотеки в контексте российских гражданских и правовых реформ: Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 21–25 окт. 2002 г. Сост. О.С. Орлова. Пермь: 2002. С. 11–14.

Сухова О.В. Публичный центр правовой информации Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 131–137.

Тихонова Е.В. Публичный центр правовой информации Российской национальной библиотеки как методический центр // Там же. С. 126–130.

Туркина О.Д. Опыт работы публичного центра правовой информации Сахалинской областной универсальной научной библиотеки: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Усачев М.Н. Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек // Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС «Киевская», 2000. С. 18–27.

Шевченко И.Н. Краснодарский центр правовой информации: итоги деятельности за два года, перспективы развития: Выступление на II Всерос. совещании руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

Шевченко И.Н., Демулевская И.В. Реализация Федеральной программы создания центров правовой информации в Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 27–34.

Шмаков А.Г. Реализация проекта «Муниципальная адвокатура» с использованием возможностей публичных центров правовой информации в Москве и других городах: Материалы Всерос. форума «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации», Москва, 24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», 2002.

  
На главную