Практический опыт создания
публичных центров правовой информации
Рассмотрены основные цели и задачи
программы по организации общероссийской
сети публичных центров правовой информации
на базе муниципальных библиотек.
Обобщен опыт формирования подобных центров
на федеральном и региональном уровнях.
Обоснована идея создания корпоративного
библиотечного информационно-правового
центра.
Программа «Создание
общероссийской сети публичных центров
правовой информации (ПЦПИ) на базе
общедоступных библиотек» разработана по
инициативе Главного государственно-правового
управления Президента Российской
Федерации в целях практической реализации
конституционной нормы, гарантирующей право
граждан на информацию, формирования
условий для качественного и оперативного
обеспечения правовой информацией широкого
круга лиц и организаций. С 1998 г. ее
реализация осуществляется Минкультуры
России, ФАПСИ и Российским фондом правовых
реформ (РФПР) при участии Минобразования
России, других государственных,
коммерческих и неправительственных
организаций.
Цель программы – создание
многофункциональной сбалансированной
системы информационно-правового
обеспечения населения, действующей на базе
общедоступных библиотек и образовательных
заведений субъектов Российской Федерации и
основанной на использовании
универсального информационно-правового
продукта.
Основные задачи программы:
формирование механизмов
реализации национальной политики в области
информационно-правового обеспечения
населения;
совместная с органами и
организациями субъектов Российской
Федерации разработка программ правовой
информатизации, правового воспитания
населения и юридического образования;
содействие разработке
долгосрочной программы взаимодействия
федеральных органов государственной
власти с органами субъектов Российской
Федерации, органами местного
самоуправления, зарубежными организациями
в области информационно-правового
обеспечения населения;
содействие оптимизации
управленческих процессов и деятельности
властных структур в области информационно-правового
обеспечения населения;
содействие налаживанию
информационно-правовых отношений в рамках
СНГ, Совета Европы и других международных
организаций;
содействие созданию
эффективного механизма обмена правовой
информацией в Российской Федерации,
обеспечивающего ее максимальную полноту,
оперативность и достоверность;
изучение принципов и опыта
функционирования информационно-правовых
систем, баз правовой информации российских,
зарубежных и международных объединений и
организаций.
На региональном уровне
выполнение программы обеспечила
скоординированная деятельность органов по
информационным ресурсам и
телекоммуникациям администраций субъектов
Российской Федерации, центров
правительственной связи, органов
управления культуры и универсальных
научных библиотек. Важная роль отводится и
юридическим вузам, средствам массовой
информации, другим заинтересованным организациям.
В 69 субъектах Российской
Федерации функционируют более 500 центров и
пунктов правовой информации. Ежегодно их посещают более миллиона
граждан. Опыт организации центров
показывает, что интерес к ним
проявляют не
только рядовые граждане, но и представители региональных и местных
администраций. Более того, активно
разрабатываются региональные программы
правовой информатизации,
предусматривающие создание разветвленной
сети центров и абонентских пунктов в
органах государственной власти и местного
самоуправления, библиотеках, научных и
учебных заведениях.
Например, в Смоленской области в
реализации программы «Правовая
информатизация Смоленской области»
принимают участие органы государственной
власти и местного самоуправления на основе
соглашений, заключенных с Региональным
информационно-аналитическим центром ФАПСИ.
Программа состоит из трех этапов, последний
из которых планируется завершить в 2005 г.
Основные положения и задачи
программы:
поэтапное формирование баз
данных правовой информации органов
государственной власти и местного
самоуправления,
организация регионального ПЦПИ,
создание ПЦПИ в органах
местного самоуправления и абонентских
пунктов правовой информации в органах
государственной власти и управления,
организация публичных
региональных центров и абонентских пунктов
правовой информации в библиотеках и
учебных заведениях,
разработка типовых проектных
решений по созданию автоматизированных
систем правовой информации,
организация информационного
взаимодействия между системами правовой
информации разных уровней.
Программа
определила конкретные задания по
формированию 171 центра и пункта правовой
информации в органах государственной
власти и местного самоуправления,
библиотеках и учебных заведениях области.
(По состоянию на 25 июня 2002
г. созданы 136 центров и
пунктов правовой информации.)
Действует региональный центр
правовой информации, в котором установлены:
Интранет-сервер; сервер правовых баз данных;
сервер доступа с межсетевым экраном, 20
линиями связи, коммутационным
оборудованием, позволяющим обслуживать в
режиме реального времени 885 пользователей
Интранет-сети по коммутируемым и
выделенным линиям связи (отметим, что к
аналогичному серверу центра правовой
информации Ставропольского края,
созданному на базе ФАПСИ, за сутки
поступает более 2 тыс. обращений от почти 700
абонентов).
Районные центры и пункты
правовой информации соединяются по
выделенным и коммутируемым линиям связи,
оплаченным областной администрацией.
Программа развития местного
самоуправления в Смоленской области на
1999–2000гг., принятая Смоленской областной
думой 17 сент. 1998г., предусматривает
создание центров и пунктов правовой
информации в органах местного
самоуправления.
Функционирование центров и
пунктов правовой информации
поддерживается соглашениями об
информационном обмене, заключенными
комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям
администрации Смоленской области и
органами местного самоуправления,
библиотеками, научными и учебными
заведениями, территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти.
Соглашения устанавливают обязанности и
права каждой из сторон.
Распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 15 июня 1999 г.
утверждена программа «Организация Центров
правовой информации в государственной сети
библиотек Республики Саха (Якутия)»,
ставшая одним из проектов создания
информационно-библиотечной сети «Сахалибнет»,
рассчитанного на 2000–2005 гг. При ее
разработке учитывались традиционно
сложные для Севера условия – слабая
инфраструктура, территориальная
отдаленность населенных пунктов,
отсутствие развитого регионального
правового информационного пространства.
Эти факторы обусловили особенности
подготовленной программы:
ПЦПИ как головной
республиканский центр создается на базе
отдела по обслуживанию парламента
Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия),
региональная сеть ПЦПИ
формируется на базе центральных улусных
библиотек,
основа программы –
двухуровневая система организации доступа
к правовой информации (республиканский и
улусный),
программа рассчитана на
применение в библиотеках новых
информационных технологий.
Создание ПЦПИ позволило выйти
на качественно новый уровень библиотечно-библиографического
обслуживания не только читателей, но и
всего населения республики. Развивается
электронная доставка документов,
начинается работа по корпоративной
каталогизации. В ноябре 2000 г. 22 улусных
библиотеки получили доступ к Интернету.
Процесс создания ПЦПИ в улусах
проходит по-разному. Например, в
Верхневилюйском улусе принята
программа «Верхневилюйская центральная
библиотека – центр информационной
поддержки социально-экономической жизни
улуса», предусматривающая создание
информационного центра на базе улусной
библиотеки, одна из задач которого –
правовое информирование населения.
Программа поддержана местной
администрацией, выделившей дополнительные
штаты, в том числе должность программиста. В
Горном улусе на основе республиканской
программы открыт «Кабинет деловой и
правовой информации». В г. Нерюнгри ПЦПИ
организован в
качестве справочно-библиографического
отдела местной ЦБС.
Центральная библиотека (городская,
улусная) формирует фонд официальных
документов местных органов власти и
управления. В феврале 1999 г. принят закон
Республики Саха (Якутия) «Об обязательном
экземпляре документов», согласно которому
центральные улусные и городские библиотеки
включены в список обязательной рассылки
официальных документов.
22 февр. 2000 г. на экспертном
совете по информатизации библиотек при
департаменте искусства и культуры
Администрации Пермской области принята
программа «Формирование сети публичных
центров правовой информации на базе
муниципальных библиотек Пермской области в
2000 году», являющаяся частью программы «Правовая
информатизация Пермской области».
Программа предусматривает организацию
ПЦПИ на базе центральных и опорных
муниципальных библиотек одновременно во
многих районах области, отработку
механизма взаимодействия библиотек с
органами местного самоуправления,
разработку типовых моделей координации
деятельности библиотек и распространение
этого опыта на другие библиотеки Перми и
Пермской области.
ПЦПИ формируются на основе
постановлений или распоряжений глав
местных администраций. Документальное
обеспечение своей деятельности они
разрабатывают сами (положения о ПЦПИ,
должностные инструкции, целевые программы
развития). В отдельных районах создаются
проекты «Муниципальная библиотека – центр
правовой информации» в рамках областного
конкурса «Социальное проектирование в
библиотеке». Во многих районах
осуществляется передача документов из
исполнительных и законодательных органов
власти в библиотеки (начался активный сбор
официальных неопубликованных документов),
формируются базы данных по вопросам
местного самоуправления.
В 2002 г. во всех муниципальных
образованиях Пермской области открыты ПЦПИ
на базе центральных и детских библиотек.
Практика показала, что работа
центров отвечает двум основным требованиям:
оперативности и общедоступности. В услугах
ПЦПИ нуждаются все социальные слои
населения. Специалисты центров дают
консультации по работе с правовыми базами
данных, помогают в поиске необходимых
документов, обеспечивают доступ к другим
источникам информации. При этом читатели
пользуются электронной почтой,
факсимильной связью. В Мурманской
государственной областной универсальной
библиотеке практикуется выдача на дом
компакт-дисков правовой тематики.
Большая часть услуг выполняется
бесплатно. Перечень платных услуг
традиционен для библиотек и отражен в «Прейскуранте
цен» и «Положении о платных услугах». К ним
относятся предоставление компьютера,
распечатка и тиражирование документов, их
копирование на дискету и др. Невысокая стоимость услуг
позволяет библиотекам лишь компенсировать
затраты на расходные материалы и
обслуживание техники.
Вместе с тем некоторые центры
расширяют перечень платных услуг. Так, в
ПЦПИ Краснодарской краевой универсальной
научной библиотеки им. А.С. Пушкина выдаются
аналитические справки для различных
организаций, судов, прокуратуры,
специалистов и научных работников,
готовятся или сверяются библиографические
списки литературы для дипломных и научных
работ. Вырученные средства идут на
улучшение материально-технической базы.
Например, в 2000–2001 гг. приобретены два
компьютера Pentium III - 733, отремонтировано и
расширено помещение, проведена подписка на
периодические издания, премированы
сотрудники.
На договорном обслуживании в
ПЦПИ Сахалинской областной универсальной
научной библиотеки 14 групповых и 5
индивидуальных абонентов. Их
информационное обслуживание
осуществляется по фиксированным
тематическим запросам и в режиме «запрос–ответ»,
который использует информационные ресурсы
как самой библиотеки, так и других
информационных служб города и страны.
ПЦПИ Пензенской областной
библиотеки им. М.Ю. Лермонтова составил
перечень из 25 платных услуг, 13 из них
непосредственно связаны с предоставлением
и поиском правовой информации. Для
определения уровня оплаты изучены спрос и
стоимость этих же услуг у конкурентов,
учтены материальные и временные затраты на
выполнение запросов, разработана
необходимая документация: «Положение о
платных услугах Публичного центра правовой
информации», «Прейскурант цен на платные
услуги». Оплата услуг дифференцирована в
зависимости от цели запросов и категории
пользователя и производится через кассу
библиотеки.
Помещения для ПЦПИ выделяются,
как правило, за зоной контроля, что
обеспечивает беспрепятственный доступ в
центр любого гражданина независимо от того,
является он читателем библиотеки или нет.
Информационные ресурсы центров
позволяют выполнять разнообразные запросы
пользователей. Так, Краснодарский ПЦПИ
предоставляет следующие виды услуг:
поиск правовых актов в
электронных базах данных;
предоставление информации на
дисплее для краткого ознакомления;
выдача справки о месте и времени
опубликования документов, а также об
изменениях в них;
перенос информации на бумажный
и/или магнитный носитель;
поиск юридической литературы в
электронном каталоге библиотеки;
прием заказов по телефону;
подборка законодательства по
запрашиваемой теме;
индивидуальное обслуживание;
выполнение всех видов справок –
фактографических, библиографических,
аннотированных, аналитических – по
правовым вопросам и смежным отраслям;
выдача периодических изданий во
временное пользование;
предоставление аудио- и
видеоматериалов с лекциями по правоведению
ведущих преподавателей московских вузов;
предоставление правовой
информации на CD–ROM;
сканирование.
В ПЦПИ Мурманской
государственной областной универсальной
библиотеки 20% запросов пользователей (городских
и районных библиотек, предприятий и
организаций) выполняются по «горячей линии»,
открытой в 2000 г.
В ПЦПИ РГБ отработана методика
работы с так называемыми отказами. Заведена
специальная тетрадь, куда записываются
запросы, ответы на которые не найдены ни по
печатным источникам, ни по базам данных.
Эти запросы передаются консультантам
справочно-правовых систем «Гарант», «Кодекс»,
«КонсультантПлюс», еженедельно посещающим
центр. Когда читателю необходим
немедленный ответ, то он может получить его
по «горячей линии» Если
ответ не найден и с помощью консультантов,
дежурный библиограф связывается со
специалистами Парламентской библиотеки,
Библиотеки Администрации Президента,
Институтом государства и права РАН,
соответствующими отделами министерств и
ведомств, юротдела Мэрии Москвы и т.д.
Справка не считается «отрицательной», если
в соответствующих инстанциях установлено,
что документ действительно существует, но
не опубликован. В подобных ситуациях
потребителю рекомендуется лично
обратиться в министерства и ведомства,
издавшие документ, а иногда это делает и
дежурный библиограф.
Идея создания сети ПЦПИ
получила поддержку и на международном
уровне. В 1999 г. на Генеральной конференции
ИФЛА членам Постоянного комитета Секции
правительственной информации и
официальных изданий была представлена
концепция создания ПЦПИ на базе российских
общедоступных библиотек. Сообщение было
встречено с большим интересом, тем более,
что многие члены Постоянного комитета
хорошо знакомы с работой ПЦПИ
РГБ и Рязанской областной научной
библиотеки.
Вместе с тем программа создания
сети ПЦПИ находится в самом начале
реализации. По мнению В.Б. Исакова в идеале
центр должен предоставлять посетителям не
только законодательные акты, но и другую
правовую и «околоправовую» информацию:
судебные прецеденты, комментарии к
законодательству, биографии ведущих
юристов, даже песни с «правовым» подтекстом
и т.д. [1]. Возможных «точек
роста» у ПЦПИ немало.
Одна из важнейших задач ПЦПИ –
расширение объема предоставляемой
информации. В электронные базы данных
наряду с текущим российским
законодательством следует включать
исторические документы, начиная с древней «Русской
правды», и законодательства других стран.
Последнее напрямую связано с проблемой
разработки единой системы классификации. В
стадии становления находится система
взаимодействия и интеграции между самими
центрами.
Утилитарная цель обеспечения
населения правовой информацией не вызывает
сомнений. Безусловно, и пенсионеры, и
специалисты, и иные категории граждан
должны иметь возможность получать правовую
информацию по любой интересующей их
проблеме. Это особенно актуально сегодня,
когда у подавляющего большинства населения
нет возможности оплатить подобную услугу в
юридической консультации.
Востребованность ПЦПИ среди
пользователей библиотек очевидна. Так, в
Тульском ПЦПИ в первые месяцы работы (апрель–май
1999 г.) проводилось анкетирование
посетителей, все участники которого
высказались в поддержку существования
подобной структуры в библиотеке. Во время
повторного анкетирования в январе 2000 г. все
опрошенные отметили, что ПЦПИ
удовлетворяет их требованиям и позволяет
эффективно работать с правовой информацией.
Данные мониторинга, ведущегося
в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия)
с 1999 г., показывают, что 100% опрошенных
подтверждают необходимость такого центра в
библиотеке, а 77% – находят всю нужную
информацию.
Уже за первые девять месяцев
работы в Центре деловой и правовой
информации Центральной городской
публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (С.-Петербург)
появились более 70 постоянных пользователей
компьютеризованных рабочих мест для работы
с правовыми информационными ресурсами.
Однако чем дальше расширяется
деятельность ПЦПИ, тем серьезнее масштаб
решаемых проблем: отсутствие
удовлетворительных каналов связи, слабое
техническое оснащение муниципальных
библиотек, недостаточная компьютерная
подготовка сотрудников.
Развитие в России сети
региональных и муниципальных ПЦПИ с
использованием унифицированной программно-технической
среды будет означать формирование единого
информационно-правового пространства,
поскольку объединение и обмен региональных
и муниципальных правовых баз данных
осуществляется беспрепятственно. В свою
очередь, межрегиональный и
межмуниципальный обмен правовой
информацией, ее взаимное изучение послужат
обогащению, совершенствованию и ускорению
процесса законотворчества на местах.
Информационно-правовой
консорциум «Кодекс» разработал программу «От
центров правовой информации к юридическим
электронным библиотекам», отразившую
возможные направления деятельности ПЦПИ:
развитие системы универсальных ПЦПИ,
создание специализированных ПЦПИ,
организация корпоративного библиотечного
информационно-правового центра; развитие
на базе ПЦПИ системы консультирования
граждан по правовым вопросам на
общественных началах.
Универсальный ПЦПИ
целесообразно ориентировать в первую
очередь на информационно-правовое
обслуживание следующих групп
пользователей: рядовых граждан, причем не
только читателей библиотеки, но и всех
жителей района, города, области и даже
приезжих; специалистов органов
исполнительной, законодательной, судебной
власти данного субъекта Российской
Федерации, города, района; представителей
малого бизнеса.
Сегодня ПЦПИ идут как бы «на
поводу» у читателя-пользователя,
ограничиваясь в большинстве случаев
предоставлением только запрашиваемой
информации. Не оспаривая факт, что
удовлетворение информационных запросов –
важнейшая функция ПЦПИ, отметим тем не
менее, что они изначально создавались в
целях правового просвещения и повышения
правовой культуры населения. Но
просветительская функция пока мало заметна
в работе действующих ПЦПИ. Они должны
формировать спрос на те разделы правовой
информации, знание которых (почти на «подсознательном»
уровне) абсолютно необходимо для
построения гражданского общества в России,
для успеха так трудно идущего
реформирования страны. И естественно, что в
просветительской деятельности ПЦПИ
центральное место должны занимать вопросы международного,
федерального и регионального
законодательства, связанные
с правами человека.
Постоянное правовое
информирование и просвещение органов
власти (области, города, района,
муниципальных образований) чрезвычайно
важно потому, что искоренение правового
нигилизма, повышение правовой культуры
граждан может быть успешным только тогда,
когда сами представители власти, в своем
большинстве не являющиеся
профессиональными юристами, будут
демонстрировать абсолютно безупречное
правовое поведение.
Так, активными пользователями
ЦПИ Белгородской городской универсальной
научной библиотеки являются специалисты
областной администрации и областной Думы.
Проведенное анкетирование позволило
определить круг тем, интересующих эту
категорию пользователей: местное
самоуправление, муниципальное право,
техника законотворчества, опыт работы
представительных органов власти субъектов
Российской Федерации, социальная политика.
Работа с органами власти должна
стать одной из важнейших функций ПЦПИ еще и
потому, что необходимо обеспечивать
прозрачность власти – один из
основополагающих стандартов Совета Европы,
членом которого является и Россия. В этой
связи следует упомянуть принятый в
Мурманской области закон «Об
информационном обслуживании органов
государственной и муниципальной власти»,
согласно которому именно библиотеки
являются центрами правовой и иной
информации для работников сферы управления.
При обслуживании
предпринимателей ПЦПИ должны
ориентироваться в первую очередь на
представителей малого бизнеса, для которых
покупка дорогих информационно-правовых
систем в индивидуальное пользование
проблематична. Безусловно, и крупные
компании могут быть клиентами ПЦПИ, но это
скорее не правило, а исключение.
Большинство таких компаний имеют в своем
штате юристов, используют хорошо развитые
информационно-аналитические службы, мощные
источники правовой информации (базы данных,
правовые ресурсы Интернета) и т.п.
Интересной представляется идея
создания специализированных ПЦПИ для детей
и подростков, жителей села и
предпринимателей, занятых в
сельскохозяйственном производстве, людей с
ограниченными возможностями (инвалидов),
учреждений культуры, а также по
иностранному и экологическому
законодательству.
Развитие Интернета в России,
построение корпоративных информационных
сетей в регионах создают предпосылки для
объединения разрозненных фондов отдельных
центров в мощный централизованный ресурс,
наличие которого могло бы стать серьезным
стимулом к созданию новых ПЦПИ. Совершенно
очевидно, что подобная задача может быть
решена только путем целенаправленных и
скоординированных действий.
Опыт первых лет работы ПЦПИ
показывает, что актуальной проблемой
становится организация корпоративного
библиотечного информационно-правового
центра (КБИПЦ). Повышение эффективности
дальнейшей деятельности ПЦПИ во многом
будет зависеть от того, будет ли создан
такой технологический управляющий центр (центр-диспетчер),
связывающий все ПЦПИ, через который
можно будет получить всю необходимую
информацию (в первую очередь
метаинформацию).
Основными функциями КБИПЦ
должны стать:
координация, информационное и
методическое обеспечение деятельности
всех ПЦПИ;
перечень и описание
информационных ресурсов ПЦПИ;
анализ деятельности и
распространение опыта работы ПЦПИ,
организация телеконференций;
администрирование систем
межбиблиотечного («межцентрового») обмена
электронными правовыми ресурсами и
электронной доставки правовых документов
по запросам ПЦПИ;
организация «горячей линии»;
повышение квалификации
специалистов ПЦПИ (семинары, школы,
тренинги, дистанционное обучение) [2].
Решение о создании такого
корпоративного центра, безусловно, должно
быть принято самими библиотеками и
государственными структурами,
занимающимися программой формирования
сети ПЦПИ. Участие независимых компаний
позволит обеспечить наиболее эффективную
реализацию этого проекта.
Организация КБИПЦ возможна в
достаточно короткие сроки путем поэтапной
разработки, начиная с пилотного проекта
сервера. Это достигается использованием
хорошо апробированных программных
комплексов и технологий создания
полнотекстовых информационных систем и
удаленного доступа к информационным
ресурсам, созданным по технологии Интранет/Интернет.
Технологически по своим задачам
и функциям сервер КБПИЦ представляет собой
то, что принято называть порталом, и может
быть размещен либо на сервере РФПР, либо на
сервере национальных библиотек. Поскольку
во многих регионах России долговременная
работа в Интернете затруднена из-за отсутствия хороших каналов
связи, то все ресурсы КБПИЦ будут
представлены в корпоративной сети на
Интранет-сервере.
Для развития совместной
деятельности ПЦПИ также целесообразно
проведение следующих мероприятий: создание
ассоциации ПЦПИ или специальной секции
ПЦПИ в РБА, введение практики проведения
регулярных зональных и всероссийских
семинаров-практикумов по актуальным
проблемам правовой информации, создание
электронного журнала ПЦПИ для оперативного
обмена информацией (по примеру ИФЛА) [3].
Кроме того, для практического разрешения
возникающих проблем целесообразно создать
единый методический совет и учебно-методический
центр, в работе которых могли бы принять
участие представители организованного
юридического сообщества, соответствующих
государственных органов и агентств,
хозяйственных структур, действующих в
области правовой информации, и всех других
заинтересованных субъектов.
Какие основные выводы можно
сделать по результатам накопленного опыта [4]?
Впервые государство создает
действенный механизм реализации
конституционного права граждан на доступ к
правовой информации, в том числе к
официальным текстам правовых документов. В
сегодняшних условиях, когда подавляющая
часть печатных изданий не доходит до
регионов и тем более до муниципальных
образований, этот механизм особенно ценен.
Факты подтверждают, что в библиотеках, в
которых открыты ПЦПИ, количество обращений
к правовым документам резко возросло. При
этом информационные системы центров
предоставляют значительную свободу в
процессе поиска, получения и использования
официальных документов.
Создание ПЦПИ в региональных
центрах привело к их организации и в
районах. Этот процесс активно развивается в
Смоленской, Пермской, Брянской, Тульской
областях, Краснодарском крае и других
регионах страны. Более того,
разрабатываются региональные программы
правовой информатизации,
предусматривающие создание разветвленной
сети центров и абонентских пунктов в
органах государственной власти и местного
самоуправления, библиотеках, научных и
учебных заведениях. Представляется, что в
этих целях целесообразно и возможно
использовать государственную
автоматизированную систему «Выборы». В
ряде регионов такой опыт уже имеется.
Открытие ПЦПИ и
предоставление пользователям официальных
электронных изданий федеральных органов
государственной власти, формируемых НТЦ «Система»,
а также БД других фирм придают
дополнительный импульс сбору и
систематизации региональных и официальных
муниципальных правовых документов. При
этом развитие в России сети региональных и
муниципальных ПЦПИ с использованием единой
программно-технической базы будет означать
формирование единого информационно-правового
пространства, поскольку объединение и
обмен региональных и муниципальных
правовых баз данных осуществляются
беспрепятственно. В свою очередь
межрегиональный и межмуниципальный обмен
правовой информацией, ее взаимное изучение
послужат обогащению, совершенствованию и
ускорению процесса законотворчества на
местах.
Вместе с тем в процессе
организации и функционирования ПЦПИ
выявились новые проблемы [5].
Открытые ПЦПИ необходимо
объединять в единую систему. Надо
определить, какой должна быть архитектура
этой системы, как в ней будут распределены
функции, из каких источников будет
финансироваться деятельность, кто будет
готовить кадры.
Необходимо срочно разработать
и утвердить в общегосударственном масштабе
методологию создания и ведения «местных»
баз данных, стандарты и требования к
интерфейсу.
Необходимо срочно
распределить обязанности по накоплению,
ведению и предоставлению общедоступных
бесплатных «публичных» информационных
ресурсов – правовой, газетной, справочной
информации, реестров, кадастров и др.
Необходимо принять решение о статусе
муниципального, районного, областного (краевого),
окружного, федерального «депозитария
публичной информации», порядке
предоставления такого статуса конкретной
организации и выделении средств на ведение
этой работы.
Органы государственной власти
различного уровня должны взять на себя
четкие обязанности по поддержке
соответствующих ПЦПИ и прежде всего
обеспечивать их нормативно-правовой
информацией.
Необходимо утвердить стандарт,
позволяющий гражданам и организациям
посылать документы (запросы, поручения,
объяснения, заявки и т.п.) и получать
официальные ответы по электронной почте.
Разумеется, это требует от законодателя
решения вопроса о юридическом статусе
документа, полученного по электронной
почте и (или) помещенного в Интернет.
Список литературы
Катанян К.
Доступ к правовой информации становится
бесплатным // Известия,
28.04.1999.
Миронова И.И.,
Сашкова Н.В. Корпоративный библиотечный
информационно-правовой центр: зачем он
нужен публичным центрам правовой
информации? // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”,
2002.
Восканян Э.А.
Методическая деятельность центра правовой
информации Российской государственной
библиотеки // Публичные
центры правовой информации на базе
общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко,
2000. С. 119–125.
Восканян Э.А.
Опыт работы ЦПИ в Российской
государственной библиотеке // Ориентиры
культурной политики. 1999. № 1. С. 82–85; Хургин
В.М. О механизме распространения
официальных документов // Концепции. 2000. № 1.
С. 51–56.
Исаков В.Б.
Создание ПЦПИ – это прекрасно. Что дальше? //
Создание публичных центров правовой
информации на базе общедоступных библиотек
Москвы. М.: ЦБС «Киевская», 2000. С. 12–13; Красильщикова
В.М. О конференции «Публичные центры
правовой информации в России: состояние,
проблемы и перспективы развития,
взаимодействие с региональными СМИ» //
Ориентиры культурной политики, 1999, № 1. С.
90–91.
Фактические материалы для данной
статьи почерпнуты из следующих источников:
Алексеева Ж.В.
Информационно-правовое пространство
Смоленской области // Публичные центры
правовой информации на базе общедоступных
библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 40–44.
Баскакова С.З.
Электронная юридическая библиотека в
библиотеке: Выступление на II Всерос. совещ.
руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула,
18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Булыгина Л.П.
Сервисное обслуживание пользователей в
ПЦПИ при Пензенской областной библиотеке
им. М.Ю. Лермонтова // Публичные центры
правовой информации на базе общедоступных
библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 89–91.
Верхоланцева Т.Ю.,
Восканян Э.А. Публичные центры правовой
информации: организация, деятельность,
информационные ресурсы // Там же. С. 154–163.
Восканян Э.А. Комплексное
обслуживание и системный подход – две
составляющие успеха деятельности
библиотек в области правовой информации:
опыт РГБ: Выступление на спец. семинаре «Правовая
и бизнес-информация». Судак, 11 июня 2001 г. //
CD–ROM «Центры правовой информации.
Документы и материалы», Российский фонд
правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Герасимова Е.П.
Реализация программы «Организация
публичных центров правовой информации в
Республике Саха (Якутия) 2000–2001 годы»:
Выступление на II Всерос. совещ.
руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула,
18–20 сент. 2001 г. // Там же.
Долина З.Ф.
Проблемы создания региональной сети ПЦПИ в
Ставропольском крае // Публичные центры
правовой информации на базе общедоступных
библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 45–48.
Зайкова Н.М.
О программе создания региональной сети
публичных центров правовой информации в
Республике Саха (Якутия): Материалы Всерос.
форума «Власть и общество: проблемы
публичного доступа к официальной
информации в Российской Федерации», Москва,
24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Кожанова Н.И.
Центр правовой информации в Брянской
областной научной универсальной
библиотеке им. Ф.И. Тютчева (из опыта работы)
// Публичные центры правовой информации на
базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко,
2000. С. 92–96.
Конюхова М.В. Центр
правовой информации Центральной городской
публичной библиотеки им. В.В. Маяковского
Санкт-Петербурга // Там же. С. 64–68.
Королева Л.И.
Выступление на коллегии Министерства
культуры РФ по вопросу о результатах и
перспективах программы «Создание
общероссийской сети публичных центров
правовой информации на базе общедоступных
библиотек» // Там же. С. 148–152.
Лебединец В.Я.
Социально-политические аспекты и позиция
органов местного самоуправления в вопросе
обеспечения населения правовой
информацией // Там же. С. 56–57.
Леонова Л.Л.
Сотрудничество публичного центра правовой
информации Тульской областной
универсальной научной библиотеки с
органами местного самоуправления // Там же.
С. 97–101.
Марголина Т.И.
Организация взаимодействия библиотек и
органов власти на региональном и
муниципальном уровнях в Пермской области:
Материалы Всерос. форума «Власть
и общество: проблемы публичного доступа к
официальной информации в Российской
Федерации», Москва, 24–26 июня 2002 г. // CD–ROM
«Центры правовой информации. Документы и
материалы», Российский фонд правовых
реформ, ЗАО «Информационная компания “Кодекс”»,
2002.
Миронова И.И.
Публичные центры правовой информации:
такими мы их видим завтра // Создание
публичных центров правовой информации на
базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС
«Киевская», 2000. С. 40–42.
Мнев В.И.
Опыт Смоленщины по правовой информатизации
региона / Выступление на II Всерос. совещ.
руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула,
18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Мнев В.И. Реализация
областной целевой программы «Правовая
информатизация Смоленской области» //
Развитие правового образования в учебных
заведениях России. Смоленск, 2000. С. 5–9.
Орлова О.С.,
Мохова О.С. Программа «Формирование сети
публичных центров правовой информации на
базе муниципальных библиотек Пермской
области в 2000 году» и пути ее реализации //
Публичные центры правовой информации на
базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и Ко,
2000. С. 35–39.
Рожкова Н.П.
О создании публичных центров правовой
информации на базе библиотек Белгородской
области: Выступление на II Всерос. совещании
руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула,
18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Старкова М.А.
Библиотеки в развитии политической и
правовой культуры населения Пермской
области // Библиотеки в контексте
российских гражданских и правовых реформ:
Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 21–25 окт. 2002
г. Сост. О.С. Орлова. Пермь: 2002. С. 11–14.
Сухова О.В.
Публичный центр правовой информации
Всероссийской государственной библиотеки
иностранной литературы // Публичные центры
правовой информации на базе общедоступных
библиотек. Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 131–137.
Тихонова Е.В.
Публичный центр правовой информации
Российской национальной библиотеки как
методический центр // Там же. С. 126–130.
Туркина О.Д.
Опыт работы публичного центра правовой
информации Сахалинской областной
универсальной научной библиотеки:
Выступление на II Всерос. совещ.
руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула,
18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Усачев М.Н.
Создание общероссийской сети публичных
центров правовой информации на базе
общедоступных библиотек // Создание
публичных центров правовой информации на
базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС
«Киевская», 2000. С. 18–27.
Шевченко И.Н.
Краснодарский центр правовой информации:
итоги деятельности за два года, перспективы
развития: Выступление на II Всерос.
совещании руководителей ПЦПИ в субъектах
РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры
правовой информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.
Шевченко И.Н.,
Демулевская И.В. Реализация Федеральной
программы создания центров правовой
информации в Краснодарской краевой
универсальной научной библиотеке им. А.С.
Пушкина // Публичные центры правовой
информации на базе общедоступных библиотек.
Тула: Гриф и Ко, 2000. С. 27–34.
Шмаков А.Г.
Реализация проекта «Муниципальная
адвокатура» с использованием возможностей
публичных центров правовой информации в
Москве и других городах: Материалы Всерос.
форума «Власть и общество: проблемы
публичного доступа к официальной
информации в Российской Федерации», Москва,
24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой
информации. Документы и материалы»,
Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная
компания “Кодекс”»,
2002.