Научные и технические библиотеки №9 2003 год
Содержание:

Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки

Сукиасян Э.Р. Компьютеризация библиотеки: с чего начиналось, тем и закончилось

Белюкин В.А., Хургин В.М. Практический опыт создания публичных центров правовой информации

Майстрович Т.В. Учет электронных документов: поиск решений

Зеленина Г.Н., Крутихин И.В., Бесклинская Л.П., Данилов А.В. Межрегиональная аналитическая роспись статей

Коваленко Н.И. Быть или не быть ООИЕФ? (К проблеме перераспределения литературы)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Збаровская Н.В. К проблеме профессиональной библиотечной этики

Езова С.А. О зависти черной и зависти белой


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Леонов В.П. Пространство библиотеки. Библиотечная симфония


Нам
пишут


НАШИ АВТОРЫ


Библиотечная этика

УДК 17+023

Збаровская Н.В.

К проблеме профессиональной библиотечной этики

Оценка Кодекса профессиональной этики библиотекарями ЦБС С.-Петербурга.

Осознание правил и норм своей профессии является основной частью профессионального самосознания. Схематично профессиональное сознание библиотекаря можно представить в виде трех компонентов: Я-концепция специалиста, т.е. представление о собственных профессиональных качествах; представление о библиотеке как о социальном институте, которое может быть традиционным, новаторским, эклектичным и т.п.; представление о профессии – ее философии, корпоративной культуре библиотечного сообщества, квалификационных требованиях, уровне образования и т.д. Создание Кодекса профессиональной этики библиотекаря подразумевает устоявшиеся нормы корпоративной культуры библиотечного сообщества.

Рассмотрим, как библиотекари ЦБС оценивают Кодекс профессиональной этики.

С целью изучения этого важного для библиотекарей документа мы провели занятия для сотрудников отделов обслуживания по теме «Общение библиотекаря и читателя как деловое» (март 2002 г.). В программу занятий были включены: лекция психолога, обзор профессиональной прессы по проблеме общения «библиотекарь – читатель», «круглый стол» «Кодекс профессиональной этики и его влияние на общение», тренинг «Библиотечные конфликты».

Участникам «круглого стола» для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Что такое профессиональная этика?

Национальные модели кодексов профессиональной этики?

Нужен ли кодекс этики отдельной ЦБС или библиотеке?

Индивидуальное общение – индивидуальному обслуживанию?

Библиотечный конфликт: столкновение личностей или интересов?

Нарушения профессионального долга библиотекаря, что к ним относится?

Тренинг, помимо теста К. Томаса, включал характеристику примечательных читателей библиотеки через любой литературный персонаж; то же – для себя (практикум на ролевые качества).

Библиотекарям, принимавшим участие в занятиях, была предложена анкета (прил.). Результаты анкетирования обсуждались за «круглым столом».

Итоги анкетирования сотрудников отделов обслуживания «Невской ЦБС» выглядят следующим образом (опрошены 18 человек, ответы представлены в процентах к общему числу опрошенных).

1.  Профессиональная этика библиотекаря:  
 объективная необходимость – 88,0
 изобретение самих библиотекарей для самоутверждения – 5, 5
 способ дополнительного контроля – 5,5
2. Для нашей профессии создание Кодекса:  
 преждевременно – 5,5
 запоздало – 16,5
 как раз ко времени – 77,7
3. Кодекс библиотечной этики России:  
 соответствует моральным нормам российского общества – 83,3
 не соответствует совсем – 0,0
 соответствует частично – 16,6
4. Кодекс библиотечной этики выполняется в библиотеках нашей ЦБС:  
 на уровне руководства ЦБС –11,0
 на уровне моей библиотеки – 27,7
 на уровне отдельных сотрудников библиотеки – 55,5
 нет ответа – 5,5
5. Правила пользования библиотеками и Кодекс этики:  
 находятся в противоречии – 5,5
 правила полностью в контексте Кодекса – 83,3
 совпадают только частично – 5,5
 нет ответа – 5,5

При обсуждении результатов анкетирования сотрудников отделов обслуживания «Невской ЦБС» и ЦБС Фрунзенского района С.-Петербурга выявлено следующее:

  1. Оценка большинством участников наличия профессиональной этики как объективной необходимости отражает скорее потребность в конкретных, детализированных должностных обязанностях, т.е. произошло смешение терминов, так как в ходе обсуждения выяснилось, что в практике работы библиотекари ориентируются на этические нормы межличностного общения, не обращаясь к Кодексу.

  2. Под формулировкой «изобретение для самоутверждения профессии» библиотекари понимали – способ привлечь внимание к библиотеке.

  3. Формулировка «способ дополнительного контроля» воспринята как функция администрации, но не как повод для самоанализа и самоконтроля; участники дискуссии считают Кодекс средством самоконтроля в первую очередь и не согласны с необходимостью наказаний за его нарушения, не видя, кто будет исполнять функции внешнего контроля.

  4. Большинство оценило создание Кодекса своевременным по принципу «раньше не было, а у других – есть», т.е. просто не задумываясь о смысле подобного документа.

  5. Размытость системы ценностей современного российского общества, с точки зрения респондентов, отразилась в формальности Кодекса. Участники дискуссии признают, что корпоративная культура профессии «библиотекарь» подвержена влияниям культур тех организаций, при которых создаются библиотеки (образовательные учреждения, исследовательские институты, музеи и пр.) – в «чистом виде» библиотечная корпоративная культура представлена только в организационно самостоятельных структурах (ЦБС, крупных региональных и республиканских библиотеках). Это также сказывается на реализации положений Кодекса и попытках создания других кодексов в рамках одной профессии. Кроме того, библиотекари сделали вывод о наличии специфически русского подхода к конфиденциальности (п. 6) и о неэтичности допущения исключений из моральных обязательств библиотекаря, сделав оговорку, что менталитет нации отражен в Кодексе, в том числе и в п. 6.

  6. Низкая оценка соблюдения Кодекса руководством ЦБС стала следствием отсутствия контактов рядовых библиотекарей с руководителями такого уровня и отсутствия интереса к их деятельности.

  7. Чуть больше четверти опрошенных считают, что Кодекс выполняется на уровне коллектива их библиотеки, но при этом подразумеваются отношения внутри коллектива, а не в контактах с читателями.

  8. Настораживает, что только половина опрошенных определила коллег как придерживающихся этических норм, подразумевая общение внутри коллектива. Большинство внутренне приняло платные услуги и не считает их нарушением Кодекса. Болевой точкой для рядовых библиотекарей являются как раз исключения из правил предоставления платных услуг, делаемые руководителями библиотек. Они оценивают разрешения на выдачу книг под ответственность руководителя с нарушением «Положения…» о платной услуге или «Правил…» пользования как отсутствие профессиональной солидарности (в конфликте), неэтичное поведение по отношению к рядовому сотруднику; как источник конфликта с другими читателями или его продолжение с данным читателем. Наиболее лояльные внутренне примут данную особенность корпоративной культуры, если заявление «под мою ответственность» будет подкрепляться реальным делом в случае невозвращения книги.

Тренинг «Библиотечные конфликты» был включен в программу занятий с целью выявить личные стратегии поведения библиотекарей в конфликтных ситуациях. В ходе тренинга проведены индивидуальное тестирование (тест К. Томаса), идентификация личностного поведения через литературный тип, тестирование по ролевым качествам. Сочетание этих тестовых методик призвано обеспечить достаточно глубокий анализ ситуации. Тестирование проводилось анонимно. Результаты индивидуального тестирования не оглашались, по тесту Томаса предоставлена информация о перспективах использования той или иной стратегии.

Результаты тестирования, по которым большинство присутствовавших библиотекарей отделов обслуживания определили свою стратегию поведения как «приспособленчество», можно толковать двояко: в коллективах с харизматическим лидером происходит «вымывание» сильных личностей, которые не согласны на самореализацию в рамках достижения целей и задач, определенных лидером. В то же время определенные качества стратегии «приспособление» необходимы библиотекарям именно отдела обслуживания: желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, приоритет хороших взаимоотношений перед собственными интересами, понимание важности итога для другого, сохранение стабильности и спокойствия. Сотрудник может действовать в рамках данной стратегии не вполне удачно, если его личностные акценты смещены в сторону негативных моментов «приспособленчества», таких, как несогласие признать собственную неправоту, безразличие к случившемуся, нежелание тратить время и силы на отстаивание своей точки зрения. Желательно провести диагностику внутреннего состояния конкретных коллективов, чтобы сделать достоверные выводы о приемлемости подобной схемы поведения для работы с читателями.

С целью выявления коммуникативных барьеров между библиотекарями и читателями нами разработана моделирующая игра, позволяющая определить основные архетипы библиотекаря и читателя. Участникам игры предлагалось ассоциировать себя и читателя с литературными персонажами, определить сходства и различия между ними и предложить оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Каждый участник игры получил две матрицы: «Библиотекарь» и «Читатель». В этих матрицах необходимо указать имя выбранного для характеристики литературного персонажа, определить темперамент, характер, стиль поведения, манеры; затем на основании этих данных определить сходства и различия между «Библиотекарем» и «Читателем» и занести их в отдельную таблицу. Итогом работы с матрицей было заполнение строки «Оптимальная с вашей точки зрения стратегия поведения».

В ходе игры получены следующие результаты.

Идентификация личности в конфликтной ситуации
через литературный тип

Читатель  
Персонаж Для идентификации выбираются некомфортные для библиотекаря личности: Баба-Яга, Незнайка, Чебурашка (добрый, но непонятный), Принцесса на горошине, Стрекоза, Ноздрев и т.п.
Темперамент Преобладание взрывных темпераментов.
Качества характера Преобладание отрицательных качеств: скрытность, равнодушие, агрессивность, самоуверенность, капризность, манерность – 65%
Стиль поведения Преобладание неприятного стиля поведения (непредсказуемый, дерзкий, вызывающий и т.п.) – 70%
Манеры Преобладание неприятных манер – грубые, вкрадчивые, ужасные, «аристократические», «изысканные» – 61%
Библиотекарь  
Персонаж Преимущественная идентификация как мудрого советчика, наставника и помощника, но заезженного, неоцененного, трудолюбивого, бедного – 33%
Темперамент Преимущественно – флегматики или сангвиники. Иногда флегматики, склонные к меланхолии
Качества характера Преобладание приятных качеств: выдержанность, терпение, трудолюбие, скромность, аккуратность и т.п. – 100%
Стиль поведения Представляется как приветливый, доброжелательный, но с позиций «мудрого наставника»
Манеры Тяготение к изысканности и аристократизму (сдержанные, приятные, приветливые, интеллигентные), близкие к отстраненности, но не снисходительные

Следует отметить, что себя библиотекари характеризуют более подробно. Для читателя называют одно-два качества, для себя – три-четыре.

Несмотря на явную антипатию к характеризуемым читателям, библиотекари, по собственной оценке, способны найти в них нечто общее со своей личностью. В то же время действительно оптимальная стратегия поведения предложена 38% опрошенных, неоптимальная – 50%. Не смогли предложить стратегию поведения 42%.

Таким образом, занятия показали, что библиотекари отдела обслуживания Невской ЦБС обладают завышенной самооценкой; часто смешивают понятия личный, служебный и профессиональный этикет (вследствие чего результаты тестирования показывают стратегию поведения не столько в деловой, сколько в семейной сфере); в значительной мере реализуют стратегию приспособления в конфликтной ситуации; признавая необходимость рефлексии как способа оценки и изменения стратегии поведения, на практике рефлексию используют крайне редко.

 

Приложение

Кодекс этики и мы

Анкета

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты по Кодексу профессиональной этики библиотекаря. Это поможет нам более эффективно провести его обсуждение за «круглым столом». В каждом вопросе отметьте то положение, которое, с вашей точки зрения, соответствует действительности.

 

1. Профессиональная этика библиотекаря – это:

  • объективная необходимость
  • изобретение самих библиотекарей для самоутверждения профессии
  • способ дополнительного контроля

2. Для нашей профессии создание Кодекса норм и правил:

  • преждевременно
  • запоздало
  • как раз ко времени

3. Кодекс библиотечной этики России

  • соответствует моральным нормам российского общества
  • не соответствует совсем
  • соответствует частично (в чем?)

4. Кодекс библиотечной этики выполняется в библиотеках нашей ЦБС:

  • на уровне руководства ЦБС
  • на уровне моей библиотеки
  • на уровне отдельных сотрудников библиотеки

5. Правила пользования библиотеками и Кодекс этики:

  • находятся в противоречии
  • находятся в полном соответствии, совпадают только в части (дополните)

 

Спасибо за участие!

  
На главную