Научные и технические библиотеки №9 2003 год
Содержание:

Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки

Сукиасян Э.Р. Компьютеризация библиотеки: с чего начиналось, тем и закончилось

Белюкин В.А., Хургин В.М. Практический опыт создания публичных центров правовой информации

Майстрович Т.В. Учет электронных документов: поиск решений

Зеленина Г.Н., Крутихин И.В., Бесклинская Л.П., Данилов А.В. Межрегиональная аналитическая роспись статей

Коваленко Н.И. Быть или не быть ООИЕФ? (К проблеме перераспределения литературы)


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Збаровская Н.В. К проблеме профессиональной библиотечной этики

Езова С.А. О зависти черной и зависти белой


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Леонов В.П. Пространство библиотеки. Библиотечная симфония


Нам
пишут


НАШИ АВТОРЫ


УДК 023+17

Езова С.А.

О зависти черной и зависти белой

Из всех страстей зависть – самая отвратительная…
Под знаменем зависти шествуют ненависть, клевета, предательство и интриги.

К. Гельвеций

Зависть – не столь редкое и безобидное явление нашей частной и профессиональной жизни, как может показаться. Осознание его – это уже возможность задуматься о своем и чужом поведении, пересмотреть свою стратегию и тактику взаимодействия с людьми, помочь прежде всего себе, своему самочувствию, мироощущению.

Обращаясь к различным словарям (по психологии, психоанализу, этике) с целью уточнить понятие зависть, я обнаружила многообразие его интерпретации.

Зависть – это и чувство, и переживание, и психологическая черта личности, и мотивация, и др. Однако независимо от исходного признака этого понятия авторы вкладывают в него следующие смыслы: это проявление недовольства, недоброжелательства по отношению к другому, которому сопутствует успех, удача; проявление мотивации достижения, когда преимущества другого (реальные или воображаемые) негативно воспринимаются и переживаются человеком из-за угрозы ценности своего «Я».

Энциклопедический словарь по этике [1] дает краткий экскурс в историю изучения феномена зависть. Об изначальной укорененности зависти в природе человека говорил еще Геродот. Аристотель включал зависть в число этически нейтральных естественных страстей наряду со страхом и гневом и пр. По его мнению, пороком является не зависть, а завистливость. Менандр писал, что завистник – сам себе враг, потому что он терзается мучением, добровольно выбранным им самим. Лейбниц определял зависть как беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им. Кант акцентировал внимание на активном компоненте зависти – стремлении разрушить счастье другого. По мнению Шопенгауэра самые непримиримые и злокачественные виды зависти возникают по отношению к личным качествам соперника, в том числе к его добродетели.

Ролз выделил белую, или кроткую зависть как одну из форм признания высокого статуса определенного блага. Обыденное сознание оперирует такими ее разновидностями (дихотомией), как зависть белая (БЗ) и зависть черная (ЧЗ).

В основе БЗ лежит позитивная эмоция, мотивом для достижения собственного успеха служит признание успеха другого, его творческой реализации.

ЧЗ – негативная эмоция, побуждающая человека любым способом уничтожить, стереть достижения другого, его благородный поступок, чувство радости и т.п. ЧЗ – тормоз в развитии личности, ее деградация.

Проявления зависти в мире библиотечного общения между пользователями и библиотекарями, между библиотекарями, между преподавателями библиотечных дисциплин различны. Приведу конкретные примеры, имевшие место в библиотечной практике. (Случаи проявления зависти со стороны библиотекаря вузовской библиотеки выявлены в процессе наблюдения студентов-исследователей за взаимодействием библиотекарей и пользователей-студентов на абонементе в разных библиотеках.) Завидуют:

  • молодости пользователя («Молодой еще мне указывать», «Мне бы ваши годы, здесь бы не задержалась»);

  • его красоте («Глазища как блюдца, а объявления о том, что взимаются пени за задержку книг, не видите);

  • вкусу («Вся как из модельного агентства, а неряшливо обращаетесь с книгами»);

  • образованию («Коллекционируете высшие образования, а требования на литературу до сих пор не умеете правильно оформить»);

  • материальному благополучию («Выглядите новым русским, могли бы помощь оказать нашему отделу, вам же самому книг не хватает») и т.д. и т.п.

Завидующий человек в злорадстве прицельно «бьет» по тем качествам другого, которые его раздражают, приводят в состояние дискомфорта.

Библиотекарь, позавидовавший читателю, может выдать ему самый потрепанный экземпляр книги, хотя он не единственный в фонде, может преднамеренно долго искать литературу, пренебрежительно подать ее читателю и т.д.

Читатели, которым не достались нужные книги, проявляют зависть к другим читателям, успевшим их получить, и вымещают свою озлобленность на библиотекарях.

Зависть «имеет» руки и ноги. Яркий пример: студентка библиотечного факультета готовилась к «Студенческой весне», взяла напрокат дорогой национальный костюм. Накануне ее выступления пакет с костюмом исчез. Это студентка зарекомендовала себя претенденткой на первое место. Настроение на факультете испортилось, переживали скорее не из-за того, что не вышли в призеры, а по поводу поиска путей возмещения средств за костюм. На следующий день пакет подбросили, все было в целости и сохранности. Возникают ассоциации с широко известными в модельном и шоубизнесе случаями, когда соперникам подменяли туфли на меньший размер, подрезали бретельки у платьев и т.п.

Проявления зависти многолики. Например, в разговоре с коллегами, среди которых присутствуют и молодые, библиотекарь пенсионного возраста сетует: «Мы уже старые, некрасивые, не модные», т.е. пытается свое негативное мироощущение распространить на своих примерно одногодков (чувствуется, что он завидует их моложавому виду, привлекательности, жизнерадостности). Одна из библиотекарей возражает: «Зачем так обобщать, говорите только о себе в таком духе».

Зависть ищет и находит мнимые причины достижения успеха коллегой. Пример: один директор библиотеки негодует по поводу успешной публикаторской активности другого, замечая, что у того и фронт работ меньше, и статус библиотеки ниже, доходя в своих измышлениях до того, что его коллеге попросту нечего делать, потому он занимается бумагомаранием. Зависть одного директора начинает бомбардировать не только по успехам другого (директора) в сфере внедрения новых информационных технологий, но и простирает свои щупальца и находит изъяны, даже придумывает их в разных сферах жизнедеятельности этого человека – семье, здоровье и т.д.

Не высовывайся – и тогда нет предмета для зависти; проявил индивидуальность – жди ее острого жала, не замедлит выпустить яд, когда его совсем не ждешь.

Проявить зависть – это не заметить, проигнорировать издание коллеги, охаить, обратить внимание лишь на досадные мелочи (за деревьями леса не увидеть), укорить другого, присвоить его труд и др.

Человека, более или менее часто публикующего толковые статьи, коллега, не преуспевший в этом, называет в глаза и за глаза писучим (вместо плодовитым). Это звучит как порицание.

Или, например, педагога избирают член-корреспондентом одной из академий. Его коллега реагирует: «Академия-то общественная», причем это произносится таким тоном, словно речь идет об общественном туалете.

Но не все так черно, как может показаться на первый взгляд, просто черное бросается в глаза, а белое воспринимаешь как очевидное.

Библиотекарь замечает и подчеркивает в читателе те положительные качества, умения, которые у того ярко проявляются и с восхищением, от души говорит о них: «Как Вам удается еженедельно прочитывать столько книг, уму непостижимо». Или библиотекарь обращается к читателю-педагогу «Вы в этой отрасли, вероятно, последний из могикан, я горжусь тем, что у меня такой читатель». Еще пример: «Как же я Вам по-белому завидую, такие интересные книги читаете, а у меня проблемы со временем».

Белая зависть прежде всего реализует себя через комплимент (франц. compliment – лестное замечание в адрес кого-либо, похвала [2, c. 558]).

Комплимент предполагает небольшое преувеличение положительных качеств человека, оказывающее на него внушающее воздействие, благодаря чему у человека возникает мотивация их развития.

Следуя за Ф.А. Кузиным, выделю правила построения комплимента (3, с. 65):

1) в комплименте речь идет только о положительных качествах, не имеющих двойного смысла;

2) положительное качество, о котором идет речь в комплименте, не должно иметь большого преувеличения;

3) в комплименте не должна идти речь о качествах, от которых человек хочет избавиться;

4) комплименту противопоказаны рекомендации и поучения;

5) комплимент не совместим с «добавками», превращающими его в «ложку дегтя»;

6) комплимент исключает лесть, подхалимаж.

Обращусь к излюбленному мною приему анализа того или иного психологического феномена во взаимосвязи с существенным признаком его проявления.

Представим в системе координат на оси у такое явление, как зависть, ее разновидности. Белая зависть (БЗ) и черная зависть (ЧЗ) на оси х одну из форм ее проявления – комплимент К и антикомплимент АК («комплимент» с подвохом).

Далее кратко прокомментирую проявления человеком своих чувств во всех четвертях.

В первой четверти комплимент выражается искренне, от души, умеючи, например: «Ольга Петровна, Вы родились под счастливой звездой».

Во второй четверти человек вынужден выразить позитивное отношение (иначе не поймут, приличие требует и т.д.). Интонационный уровень передает подлинное отношение говорящего к партнеру по взаимодействию, например: «Ольга Петровна, как же Вам повезло» (интонация означает: «Мол, везет дуракам»).

В третьей четверти человек изрекает антикомплимент (с подвохом), изощренный, со злобой, например: «Ольга Петровна, как подходит к Вашему костюму этот значок (речь идет о награде знаком). Сразу преобразились».

В четвертой четверти человек хочет высказать искренне, от души добрые слова коллеге, но не умеет это делать, а посему перебарщивает, преувеличивает роль события в жизни человека, например: «Какая Вы, Ольга Петровна, молодец. Сами себя превзошли».

Способами устранения зависти в обществе считаются: соблюдение законности, социальной справедливости; этическое воспитание; широкое предоставление личности возможностей для самоутверждения, самореализации; развитие у личности эмпатии, идентификации; организация совместной деятельности; выбор стратегии сотрудничества в коллективной работе и др.

«Чтобы судить о заслугах другого лица, нужно быть беспристрастным, а следовательно, не испытать еще чувства зависти». Беспристрастность, другими словами, объективность, на значимость которой указывал Гельвеций, является прерогативой состояния Эго Взрослого.

Проблема взросления для человека – номер один, она вневозрастная. Сформированный в личности Взрослый контролирует поведение других состояний Эго, порождающих зависть – Родителя и Ребенка, он объективно анализирует их поведение, мысли, чувства, отношения и выбирает оптимальный способ взаимодействия, в котором проявляется уважение к себе и собеседнику, что служит, на мой взгляд, противоядием зависти.

Закончу статью афоризмами. Эзоп поучал: «Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже». «Когда зависть неизбежна, – советовал Б. Рассел, – ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим».

 

Список литературы

  1. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 146–147.
  2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Больш. Рос. энциклопедия», СПб.: Норинт, 1997. С. 558.
  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие для бизнесменов. М.: Ось–89, 1996. 240 с.
  
На главную