Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Маковий В.Д.
ГПНТБ России

Автоматизированные системы доставки документов
TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности
для российских пользователей

Служба TIBORDER по обслуживанию удаленных пользователей научно-технической литературой – одно из ключевых звеньев системы обслуживания УБ/ТИБ (Университетской библиотеки и Технической информационной библиотеки Ганновера). Опираясь на технические нововведения, а также будучи интегрированной в Интернете, TIBORDER заменила прежнюю систему обслуживания TIBMAIL.

В ее функции входит обеспечение поиска и заказа документов (оригиналов и копий) в режиме онлайн, а также их доставки пользователю выбранным им способом (электронной или обычной почтой, факсом и др.). Кроме того, предусмотрена возможность отслеживания клиентом портфеля его заказов, а также контроля в отношении финансовых расчетов.

Заказчики весьма интенсивно пользуются этой службой. Чтобы стать ее клиентом, нужно пройти процедуру регистрации: заполнить соответствующую электронную форму, получить пароль и идентификационный номер пользователя (предусмотрена возможность и гостевого доступа, но в этом случае можно воспользоваться лишь функцией поиска необходимого документа). Кроме того, клиент должен указать, к какой группе пользователей он относится: 1) учащиеся, студенты, сотрудники вузов, специалисты НИИ, финансируемых в основном из государственных средств, а также работники учреждений государственного права; 2) частные предприниматели; 3) индивидуальные лица.

ГПНТБ России отнесена к 1-й группе, так как подавляющее число ее читателей – это ученые, аспиранты и студенты.

В зависимости от категории пользователя предусматривается дифференцированная шкала расчетов за оказанные услуги. Минимальный уровень цен установлен для клиентов 1-й группы, максимальный – для 2-й группы.

Автоматический режим функционирования этой системы поддерживается созданной в УБ/ТИБ специальной программой DOD (Document order receipt and delivery).

Основные преимущества новой системы заключаются в том, что она позволяет обеспечивать:

  • поиск интересующего издания в ЭК УБ/ТИБ в разных режимах и по различным параметрам;

  • заказ интересующего издания в режиме онлайн как на основе предварительного поиска, так и без оного;

  • доставку заказчику нужного издания (в виде копии) электронным путем – электронной почтой, в режиме FTP (пассивным и активным способами) в желаемом формате из числа следующих: pdf, tiff, mtiff (Multipage Tiff), ps (Postscript);

  • регистрацию в унифицированной электронной форме для получения права доступа в систему;

  • обратную связь с пользователем в режиме онлайн при размещении им заказа;

  • информирование клиента о статусе (состоянии обработки) размещенного заказа;

  • прямой онлайновый доступ к электронным полнотекстовым документам через посредство службы Getlnfo.

Наконец, система обеспечивает необходимую скорость, комфортность и экономичность обслуживания.

Адрес УБ/ТИБ в Интернете: http://www.tib.uni-hannover.de. Русскоязычная версия, расположенная на веб-сайте ГПНТБ России (http://www.gpntb.ru/tib), в настоящее время обновляется согласно новому дизайну оригинального веб-сайта УБ/ТИБ.

Эта служба доступна и для клиентов целого ряда так называемых хостов – поставщиков БД, обеспечивающих пользователя полнотекстовыми документами. Например, ЦНТИ (FIZ) – Карлсруэ, ЦНТИ (FIZ Technik) – Франкфурт-на-Майне, Международный библиотечный консорциум SUBITO, а также служба Getlnfo – совместное предприятие УБ/ТИБ и ЦНТИ (FIZ) Карлсруэ.

Сроки выполнения заказа зависят от его категории: обычный – 3–5 дней (не считая нерабочих); срочный – 24 часа; экспресс-заказ – 2–3 часа. Формы оплаты: банковский перевод, авансовый платеж, оплата с помощью кредитной карточки.

ГПНТБ России является зарегистрированным клиентом службы TIBORDER с 2001 г. За истекший период количество выполненных заказов наших пользователей составило более 1000. Пользование этой службой носит регулярный характер. В настоящее время российские пользователи оплачивают свои заказы в полном объеме.

Библиотечная служба по доставке документов удаленным пользователям SUBITO (штаб-квартира в Берлине) создана Международным библиотечным консорциумом в 1997 г. Консорциум состоит из 24 немецких, 3 австрийских и швейцарских библиотек. Задачей службы является предоставление клиентам в режиме онлайн услуг по поиску, заказу и доставке документов из фондов этих библиотек, а также оказание сопутствующих услуг, в частности контроль за статусом заказов, проведение финансовых расчетов с клиентами.

Автоматический режим функционирования этой системы поддерживается специальной программой DOD. Поэтому многие характеристики этой системы сходны с теми, которыми обладает служба TIBORDER.

Уникальность SUBITO заключается в том, что благодаря интеграции библиотечных ресурсов она дает пользователю возможность осуществлять поиск и заказ литературы одновременно по большому кругу библиотек – членов консорциума и по широкому профилю литературы.

Поиск и заказ статей и книг через службу SUBITO осуществляются в режиме онлайн с использованием электронных форм. Для поиска используются каталоги: журналов (1 млн. названий); статей (9 млн. названий); книг, сборников и диссертаций (70 млн. книг); сводные каталоги: Всеобщего библиотечного объединения, Библиотечного объединения Баварии, Юго-Западного библиотечного объединения, бывшего Немецкого библиотечного института; местный каталог Немецкой центральной медицинской библиотеки (Кельн).

Выполненный заказ автоматически направляется в ту или иную библиотеку – член консорциума (по выбору клиента). Срок выполнения заказа в зависимости от его категории (обычный или срочный) составляет 1–3 дня (не считая нерабочих).

Доставка заказанного документа осуществляется выбранным клиентом способом (электронной или обычной почтой, факсом и др.) и в нужном ему формате (pdf, tiff). Заказ принимается только от зарегистрировавшегося в SUBITO пользователя. Получить доступ в службу (постоянный или гостевой) можно на ее веб-сайте: http://www.subito-doc.com.

Для финансовых расчетов применяется дифференцированная шкала цен в зависимости от принадлежности клиента к той или иной категории пользователей:

  1. учащиеся, студенты, сотрудники вузов, специалисты НИИ, финансируемые в основном из государственных средств, а также работники учреждений государственного права;

  2. библиотеки фирм, частные предприниматели;
  3. индивидуальные лица;
  4. библиотеки.

Минимальный уровень цен установлен для клиентов 4-й группы, максимальный – для клиентов 2-й группы.

ГПНТБ России, как государственная публичная библиотека отнесена к 4-й группе.

Форма оплаты – банковский перевод. В ближайшее время планируется ввести новые формы расчета: авансовый платеж и платеж с помощью кредитной карточки.

Ныне SUBITO – один из крупнейших центров по доставке документов; по объему предоставляемых услуг занимает третье место после Центра доставки документов Британской библиотеки и OCLC (Online Computer Library Center) в США.

В планах SUBITO дальнейшее увеличение масштабов деятельности, расширение диапазона предоставляемых услуг, в частности обеспечение доставки клиентам электронных полнотекстовых документов.

С марта 2003 г. ГПНТБ России – зарегистрированный клиент SUBITO. Спрос на ее услуги со стороны читателей и других пользователей постепенно растет, несмотря на то, что они должны оплачивать эти услуги в полном объеме.

  
На главную