Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Урмурзина К.Г.
РНТБ Казахстана, г. Алматы

Инновационная деятельность РНТБ Казахстана
(по итогам Крымских конференций)

С 1995 г. РНТБ Казахстана является постоянной участницей Крымских конференций. Участие оказалось весьма плодотворным. Ведь Крымские конференции – это трибуна прогрессивных идей, бесценного опыта, профессионального мастерства; возможность общения и установления деловых отношений с коллегами библиотек многих стран мира.

Первая для РНТБ Крымская конференция заставила нас объективно оценить свои достижения и промахи и сделать тревожный вывод об отставании на самом важном направлении – автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Это был момент перелома, преодоления инерции и начала освоения новой области библиотечной теории и практики.

Четко сформулированная генеральная цель – обеспечить свободный и неограниченный доступ пользователей к ресурсам РНТБ и мировому потоку информации – требовала оперативного решения ряда неотложных задач. Прежде всего следовало в сжатые сроки решить задачу автоматизации и внедрения информационных технологий. Составляющие этой задачи – приобретение компьютерной техники для РНТБ и 12 филиалов, программное обеспечение, подготовка коллектива для работы в новых условиях – в основном решены в течение года. В настоящее время библиотека располагает надежной материально-технической базой: 174 компьютера, 115 принтеров, 22 сканера, 19 единиц сетевого оборудования, 59 блоков бесперебойного питания, 42 ксерокса.

Приобретение ИРБИС и эффективное сотрудничество с разработчиками системы успешно разрешили проблемы программного обеспечения. Все библиотечные работники освоили основы компьютерной грамотности, работу с автоматизированной библиотечной системой и по мере продвижения вперёд непрерывно продолжают повышать свою квалификацию.

С внедрением новых технологий изменился подход к формированию и составу информационных ресурсов библиотеки. Наряду с традиционным библиотечным фондом интенсивно используются базы данных, создаваемые и приобретаемые библиотекой.

Успешно осваиваются ресурсы Интернета. Сегодня доступ к мировым информационным ресурсам имеют все филиалы и шесть подразделений РНТБ. Филиалы оснастили современным оборудованием дисплейные залы для пользователей, в РНТБ работают четыре дисплейных зала.

Связующим звеном между сетевыми ресурсами и пользователями стали сотрудники Центра библиографии и электронных ресурсов и аналогичных подразделений в филиалах. Они знакомят пользователей с ресурсами Интернета, совершенствуют навыки поиска и отбора информации, учатся работать экономно, осваивают технологию работы со справочными службами и глобальными поисковыми системами. Ведётся картотека «Ресурсы Интернета», где накапливаются сведения об адресах библиотек, в том числе электронных, информационных центров, редакций, фондов и программ поддержки науки. Большие надежды возлагаются на ознакомление с пригодными для информационного обслуживания и доступными для широкого круга пользователей российскими базами данных по каталогу Научно-технического центра «Информрегистр».

Выставленные на веб-сайте информационные ресурсы стали доступны удалённым пользователям, а удовлетворение их запросов ведётся посредством электронной доставки документов. Одним словом, РНТБ за короткий промежуток времени прошла начальный этап автоматизации и достигла того уровня, на котором находятся многие библиотеки России.

Но не случайно на страницах печати прозвучал вопрос, задаваемый рядовыми библиотеками сегодня: «А что же ещё автоматизировать?» (Сукиасян Э.Р. Серьёзные исследования информационных технологий в университетских библиотеках США // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 9.). Предлагается и ответ: создавать полностью компьютеризованные системы, как это делают в университетских библиотеках США.

А сотрудники Майкрософт готовят нас к наступлению в ближайшем будущем золотого века системы NET, интеллектуальных программ, семантической сети. Мы надеемся, что разбираться в проблемах и путях развития автоматизации нам и в дальнейшем будут помогать Крымские встречи.

Параллельно с автоматизацией решался целый комплекс других актуальных задач, тесно связанных с интенсивным освоением информационных технологий и широко обсуждавшихся на Крымских конференциях. В их числе координация и кооперирование деятельности в корпорационных объединениях, кадровая политика, сервисная деятельность, новые формы планирования, управление производственными процессами.

Корпоративность в настоящее время является одним из специфических признаков функционирования библиотечных систем, сетей и технологий. Библиотеки объединяются для решения наиболее сложных задач, основная из которых заключается в совместном создании и использовании библиотечно-информационных ресурсов и обеспечении свободного доступа к ним.

Накопленный библиотеками за последние годы практический опыт показывает, что только совместными усилиями можно добиться сокращения затрат на каталогизацию, унифицировать библиографические записи, обеспечить совместимость электронных каталогов и баз данных. А именно это необходимо для повышения качества обслуживания пользователей и эффективной работы служб электронной доставки документов.

Первым опытом корпоративной работы РНТБ можно считать совместную с областными НТБ (с июля 1999 г. – филиалы РНТБ) каталогизацию библиотечных ресурсов и создание адресно-библиографических сводных каталогов.

Для повышения темпов кропотливой и трудоёмкой работы принято решение о создании Центра корпоративной ретроконверсии каталогов. Осуществить эту идею удалось благодаря наличию во всех библиотеках компьютерной техники, программного обеспечения ИРБИС, специалистов, освоивших основы ретроконверсии каталогов. В ходе подготовительных  мероприятий выделены библиотеки – экспортеры библиографических записей, разработана стратегия отбора и обработки полученных записей, определен механизм доставки записей всем членам корпорации. Технология обмена продуктами каталогизации в электронной форме постоянно совершенствовалась, улучшалось качество библиографических записей, ускорялись темпы работы. В итоге каждая библиотека могла использовать сформированную базу данных на 40–50% и при этом экономить 40% времени.

Логическим продолжением совместной работы стало создание в 2001 г. сводных электронных каталогов, в которых нашли отражение различные виды документов, хранящиеся в фондах РНТБ и её 12 филиалов: книги, стандарты, описания изобретений к патентам, промышленные каталоги, диссертации.

Тематика каталогов многоотраслевая: наука, техника, все отрасли промышленности, строительство, транспорт, связь, вычислительная техника, новые технологии, программирование, экономика, право и др. Каждая запись имеет индекс УДК и Рубрикатора ГРНТИ, предметные рубрики, ключевые слова, что обеспечивает широкие возможности для поиска необходимых пользователям документов. В каждой записи присутствует код организации-фондодержателя.

Объем сводного ЭК приближается к 100 тыс. записей. Ведутся сводный каталог периодики, объём которого превысил 100 тыс. записей, другие БД.

Формируемые БД, как уже упоминалось выше, снабжённые информационно-поисковой системой, выставлены на сайте РНТБ. Это стало возможным благодаря установке на сервере библиотеки программного обеспечения для библиотечных Интернет/Интранет-серверов веб-ИРБИС, разработанного ГПНТБ России.

В 2002 г. корпоративная деятельность получила дальнейшее развитие. С преобразованием областных библиотек в филиалы встал вопрос о создании единого распределенного фонда РНТБ и филиалов. Дело в том, что следствием постоянного удорожания литературы, и особенно периодики, стало сокращение репертуара приобретаемых изданий. Чтобы приостановить этот негативный процесс, решено на первом этапе принять меры к сохранению объемов комплектования периодических изданий.

Отсутствие публикаций об опыте формирования единого распределенного фонда библиотек заставило полагаться на собственное профессиональное чутье. Решение виделось одно – сократить дублирование приобретаемой периодики. А чтобы сокращение провести с минимальным ущербом для филиалов, в начале 2002 г. предпринято исследование обращаемости и окупаемости журнального фонда. Отдел развития библиотек разработал форму и методику учета выдачи каждого журнала по всем каналам: на абонементе, в читальных залах, по МБА, по договорам с предприятиями, на выездных выставках. Учитывалась выдача оригиналов и копий статей.

По результатам исследования во время подписной кампании в конце 2002 г. безболезненно прекращено приобретение эпизодически спрашиваемых журналов. Дублирование резко уменьшилось, а высвободившиеся средства позволили сохранить неизменным репертуар приобретаемых изданий, изрядно подорожавших.

Информирование о содержании журналов, комплектуемых только РНТБ или одним из филиалов, намечается путём обмена оглавлениями по ЭП, выполнение заказов пользователей – по системе ЭДД. Имеются и другие варианты. Какой из них наиболее рационален, покажет практика. Центр библиографии и электронных ресурсов РНТБ обеспечит разыскание адресов сайтов издательств, крупных библиотек и прочих организаций, выставляющих оглавления периодических изданий в Интернете, и предоставит их в распоряжение пользователей. Насколько удачен предпринятый эксперимент, покажут итоги 2003 г.

Однако в целом положительные результаты корпоративной работы очевидны: открыт свободный доступ к фондам РНТБ и филиалов, на базе которых пользователям предоставляется комплекс библиотечно-информационных услуг; реально решается задача рационального расходования средств, ассигнуемых на комплектование; уменьшается дублирование наиболее трудоёмких процессов, сокращаются трудозатраты на их выполнение.

Более масштабное объединение – Информационный консорциум библиотек Казахстана – создано в ноябре 2001 г. по инициативе РНТБ и Центральной научной библиотеки. Членами его в настоящее время являются 47 библиотек. Цель Консорциума – содействовать свободному, равноправному доступу граждан к интегрированным информационным ресурсам Казахстана и зарубежных стран на основе использования современных компьютерных технологий, средств телекоммуникации, Интернета.

Первой акцией Консорциума стало участие в еIFL-проекте Института "Открытое общество» (Будапешт), благодаря чему для пользователей 47 библиотек Казахстана открыт доступ к БД EBSCO. Следующая акция – издание журнала «Мир библиотеки», единственного в республике профессионального библиотечного органа, первый номер которого вышел в свет в первом квартале 2003 г.

Под эгидой Консорциума продолжает работу созданный при РНТБ в июле 2000 г. на основе грантов, полученных от Фондов Евразия и Института «Открытое Общество» (Будапешт), Центр профессионального развития библиотечных работников Казахстана с региональным отделением в Караганде. Деятельность его уже в первый год вышла за рамки, обозначенные в названии. Фактически он стал Центром повышения квалификации библиотечных работников среднеазиатских республик. О выполненном за два с половиной года объёме работы свидетельствуют цифры: проведены 42 семинара-тренинга; в них участвовали 774 библиотечных работника из 227 библиотек различных типов и уровней; обучались представители 4 государств – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана; в регионах в соответствии с условиями грантов слушателями Центра проведены 183 занятия для 2609 человек.

Финансирование Центра со второй половины 2002 г. осуществляется через Консорциум.

Для определения дальнейших направлений развития Центра на ближайшие 3 года в 2000–2001 гг. предпринято прикладное исследование «Состояние и пути совершенствования системы образования и повышения квалификации библиотечных работников в Казахстане». Итоги исследования подведены в 2002 г. 720 анкет, заполненных директорами и сотрудниками библиотек различных типов, стали предметом глубокого многоаспектного анализа. Свыше 90% опрошенных выразили желание обучаться в Центре, в том числе более 200 человек – даже при условии платности обучения. Тематика, интересующая представителей различных библиотек, во многом совпадает с предложенной Центром. Это «Автоматизация библиотечно-библиографических процессов, автоматизированные рабочие места», «Новые информационные технологии», «Работа в Интернете», «МБА и электронная доставка документов», «Веб-дизайн», «Менеджмент. Управление персоналом», «Внебюджетные источники финансирования», «Сервисная деятельность», «Реклама ресурсов и услуг» и др.

Участники семинаров положительно оценили их значение для решения задач, общих для всех библиотек Казахстана. Большинство респондентов отметили, что полученные знания помогут освоению компьютерных технологий, развитию нового хозяйственного механизма, внедрению новых методов управления и потеснят традиционные приоритеты.

Актуальная тематика семинаров заставила многих руководителей и рядовых сотрудников увидеть свою библиотеку под новым углом зрения и принять решения о начале давно назревших преобразований.

Итоги исследования подтвердили дееспособность Центра. Численность специалистов, заинтересованных в его помощи, не сократится при условии постоянной актуализации тематики семинаров-тренингов.

В РНТБ и филиалах действует многоуровневая система обучения и повышения квалификации сотрудников. Она включает подготовку к выполнению конкретных операций, обучение на рабочем месте, изучение основ библиотечного дела, углубление специализации и профессионального мастерства, расширение профессионального кругозора на семинарских и других занятиях, практическое освоение новых информационных технологий, участие в работе республиканских и международных библиотечных форумов.

Конечно, решить все проблемы, перестроить работу в кратчайшие сроки было бы невозможно без дополнительных финансовых вливаний. И здесь необходимо с благодарностью отметить поддержку библиотек международными благотворительными фондами Сорос-Казахстан, Евразия, Институт «Открытое общество» (Будапешт). Восемь грантов получили в разное время филиалы, что позволило им приобрести необходимое оборудование и приступить к внедрению новых технологий. Неоднократно продлевался грант на создание и расширение функций Центра профессионального развития библиотек Казахстана. Проездные гранты дали возможность специалистам РНТБ и филиалов познакомиться с состоянием библиотечного дела в зарубежных странах и стать постоянными участниками ежегодных конференций ИФЛА и Крымских форумов.

Другим надёжным и постоянным источником внебюджетных средств являются платные услуги, оказываемые читателям, научным и производственным коллективам. РНТБ вошла в информационный рынок с хорошей ресурсной базой, знанием потребностей своих пользователей, единодушной уверенностью большинства членов коллектива в необходимости платного сервиса для сохранения библиотеки, конкурентоспособным набором услуг и продуктов, утвержденным вышестоящей организацией прейскурантом, предусмотрительно изученными факторами риска.

В процессе работы оперативно решены вопросы приёма и учёта наличных денег, согласованы показатели производственных и финансовых планов. В 2003 г. разработана методика расчёта плановых заданий на год по поступлению внебюджетных средств в отделы РНТБ и филиалы в зависимости от объёма производственного плана, численности штата и стоимости единицы рабочего времени. Придается большое значение мониторингу и качеству платных услуг.

Организованному поступательному движению РНТБ в немалой степени способствовало рассмотрение на Крымских конференциях теории и практики управления производственными процессами и персоналом. Благодаря этому удалось правильно сориентироваться и избрать верные формы и методы руководства коллективом.

В связи с изменением статуса РНТБ, ставшей государственным казённым предприятием, пересмотрена и обновлена её нормативно-правовая база, а структура сориентирована на новые цели и задачи. Подверглись пересмотру и усложнились функции коллегиальных органов управления – библиотечного и административного советов, совета по комплектованию, директората. На основе анализа ситуации важнейшие направления работы выдвинуты на первый план, на них сконцентрировано внимание коллектива. Ответственные решения, способные оказать влияние на перспективы развития библиотеки, стали приниматься по итогам прикладных исследований. Вошли в повседневную практику новые формы планирования и работа по программам. В отношениях с персоналом используются методы коллективного принятия решений, делегирования полномочий, разъяснения, убеждения, морального и материального стимулирования, а при необходимости и категорического приказа.

Практика руководства не всегда соответствует канонам теории, не всегда последовательна и успешна. Порой она диктуется обстоятельствами, которые бывают сильнее нас. Но главное требование – идти в ногу со временем – остаётся неизменным.

В итоге на вопрос «Что же дал нам «Крым»?» отвечаю: «Крым» познакомил нас с прогрессивными достижениями международного библиотечного сообщества, многие из которых успешно освоены РНТБ. «Крым» помог нам обрести уверенность в своих силах, дал нам заряд энергии, оптимизма и упорства, дал нам конкретную программу информационной перестройки библиотеки и помогает реализовать её.

  
На главную