Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Секция 2. Автоматизированные
библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И.
ГПНТБ России

Система автоматизации библиотек –
основная компонента полнофункциональной АБИС

Уточним терминологию

Во всех отечественных публикациях, связанных с автоматизацией библиотек, используются термины автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) и автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС). В западных публикациях чаще используется термин Automated Library System (автоматизированная библиотечная система или система автоматизации библиотек). У меня возник вопрос: одно ли и то же обозначают эти термины? Поэтому прежде чем приступить к основному содержанию доклада, мне бы хотелось немного разобраться в терминологии.

В первую очередь необходимо определить, что мы понимаем под термином автоматизированные библиотечно-информационные системы. В монографии Ф.С. Воройского “Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем” и в его же “Систематизированном толковом словаре по информатике” дано определение: “Автоматизированная информационная система (АИС) – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы”.

Из определения ясно следует, что все вышесказанное полностью относится и к АБИС, как к одной из АИС. (Здесь следует сделать ремарку насчет спорности иерархии АИС – АБИС.) Хочу обратить внимание на то, что в состав АБИС входят технические средства, организационно-технологические средства и персонал. В состав системы автоматизации библиотек (иначе еще можно сказать – пакета прикладных программ для автоматизации библиотек) вышеназванные средства не включаются.

Под термином система автоматизации библиотек будем понимать программно-технологический комплекс, обеспечивающий процесс автоматизации традиционных библиотечных технологий.

Тем самым система автоматизации библиотек является составной частью (компонентой) АБИС. И именно об этой компоненте далее пойдет речь.

 

Разрабатывать свою систему или купить уже готовую? Этот вопрос обсуждается давно и с разным успехом. Попробую подвести некоторую черту. Для этого проведу короткий подсчет.

Опыт показывает, что для разработки такого рода системы необходимо привлечение не менее 5 (а лучше больше) высококвалифицированных специалистов (программисты, библиотечные технологи, другие специалисты). Тот же опыт показывает, что первые серьезные результаты могут быть получены через пять лет разработки.

Если предположить, что каждый из этих специалистов согласится работать, получая 3 тыс. руб. в месяц (около 100 долларов США), то легко подсчитать:

3000 руб. x 5 специалистов x 12 месяцев x 5 лет + начисления на заработную плату = 1 222 200 руб. или 38 800 долларов США по сегодняшнему курсу.

Такой несложный подсчет говорит сам за себя. При этом не учтены расходы на оборудование, электроэнергию, Интернет, телефон и пр., и пр. Стоимость готовой системы (даже дорогой) скорее всего будет ниже, а результаты можно получить значительно раньше.

 

Какую систему выбрать? Ответить на этот вопрос можно, разложив его на несколько аспектов.

Аспект первый – производитель. Споры о том, что системы зарубежного (западного) производства лучше и приобретать необходимо именно их, сейчас практически закончились. Безусловно, системы автоматизации библиотек западного производства (ALEPH, VTLS, DYNIX и др.) имеют заслуженную популярность. Однако, если не считать компании “ЛИБЭР” в России и “Ex’Libris” на Украине, производители западных систем не имеют представительств в странах, объединенных ГОСТ 7.1–84.

Опыт показывает, что недостаточно перевести систему на язык страны. Необходимо адаптировать ее для работы в том законодательном пространстве, которое принято в этой стране. Для этого разработчики должны находиться рядом как с пользователями, так и с законодателями, чтобы оперативно и с пониманием реагировать на все изменения правил и стандартов. Немаловажным является и то, что стоимость первоначальной поставки и стоимость сопровождения у западных систем значительно превышают те же параметры отечественных разработок.

Здесь же необходимо отметить, что рынок отечественных разработок, во всяком случае российских, стал более устойчивым. Разработки НПО “Информ-система” (“МАРК”), Компании “ДИТ-М” (OPAC), ГПНТБ России и Ассоциация ЭБНИТ (ИРБИС), НБ МГУ (“Библиотека–2000”), ГИВЦ Минкультуры России (АС “Библиотека”) давно и хорошо известны. Активно набирает темп Центр “ОБС” (“РУСЛАН”). Кроме названных, существуют и другие разработчики, как в России, так и в других странах.

В этом докладе я не ставлю цели сравнительного анализа систем, тем более что и материала для этого недостаточно. Но мне много приходится общаться с существующими и потенциальными пользователями автоматизированных систем, часто встречаться с коллегами-разработчиками на различных семинарах и презентациях, читать отечественные и зарубежные публикации на эту тему, просматривать веб-сайты разработчиков. Обобщая эту информацию, можно сделать следующий вывод: по внешним (описанным) признакам отдать преимущество той или иной системе автоматизации библиотек не представляется возможным. Чаще всего они имеют сходные модули (АРМ, функции и т. д.) даже по названиям: администрирование, комплектование, каталогизация, читательский поиск, обслуживание читателей, доступ через Интернет (поиск, заказ), работа по протоколу Z39.50.

В связи с этим возникает второй аспект – объективная оценка системы. Для его разбора выделим некоторый (неполный) список свойств, которые должны помочь в выборе:

  • соответствие мировым требованиям;
  • эргономичность;
  • настраиваемость;
  • наличие ограничений;
  • быстродействие;
  • лингвистическое обеспечение;
  • инвариантность от типа библиотеки;
  • система помощи и документация;
  • обучение;
  • маркетинг;
  • сервисы и продукты, сопровождающие систему.

Соответствие мировым требованиям. В эпоху построения информационного общества это свойство приобретает особый характер. В первую очередь система должна свободно обеспечивать конвертируемость (на уровне экспорта и импорта) данных не только на уровне национального коммуникативного формата (в России это RUSMARC), но и на уровне основных международных коммуникативных форматов (UNIMARC и MARC21). Кроме того, выполнение этого условия позволит обеспечить работу в автоматизированных системах корпоративной каталогизации, что является следующим требованием для современных систем.

Одним из основных требований сегодня является также поддержка электронных библиотек. Это означает, что система автоматизации библиотек обязана поддерживать внешние объекты, такие, как полные тексты, аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, ресурсы Интернета и пр.

Безусловно, соответствие мировым требованиям не ограничивается приведенными условиями, но они являются основными.

Эргономичность. Внутри этого свойства рассмотрим только два момента: дизайн и интерфейс, вынеся остальные (настраиваемость, система помощи и др.) в отдельные свойства.

Дизайн. Очевидно, что все экраны системы должны быть “приятны для глаз”. Поэтому и на заставках, и на рабочих экранах должны размещаться некоторые рисунки, иллюстрирующие работу системы. Хорошо, когда в оформлении экранов прослеживается авторский стиль (авторский знак, выделение областей экрана, цвет кнопок и т. д.). С другой стороны, плохо, когда экраны перегружены ненужной пользователю информацией, яркими, контрастными цветами и “другими нехорошими излишествами”. Возможно, для обеспечения лучшего дизайна разработчикам необходимо привлечь профессионального дизайнера, но это дорого.

Интерфейс. Хороший интерфейс – это такой интерфейс, когда пользователю без дополнительной помощи понятно назначение каждой кнопки и функции меню. Поэтому каждая такая кнопка должна быть снабжена точной надписью или понятной картинкой. Уровень вложенности меню должен быть достаточным для полной детализации действия.

Существенным моментом интерфейса является представление рабочих листов (экранов) ввода. Здесь также крайне важна глубокая степень вложенности для обеспечения полного раскрытия содержания библиографического описания или другой записи (например записи регистрации читателя).

Существуют разные мнения о том, в каких терминах должны отображаться элементы для ввода. Например, некоторые разработчики предлагают осуществлять ввод с использованием меток формата ввода, т.е. библиотекарь-библиограф обязан практически наизусть знать все элементы формата и уметь правильно обеспечить ввод всех разделителей и их содержания. В этом случае об эргономике говорить уже не приходится.

Безусловно, удобнее осуществлять ввод данных на понятийном уровне, когда система сама беспокоится о правильности расстановки разделителей и размещения данных по элементам.

Кроме того, интерфейс должен обеспечить доступ на уровне как читателя, так и библиотекаря-библиографа; к ранее заготовленным тезаурусам, спискам, словарям, авторитетным файлам и другой динамической и стационарной информации.

Настраиваемость. Это свойство можно было бы описать в части эргономичности, однако есть один существенный момент, который требует специального рассмотрения. Конечно, система автоматизации библиотек обязана иметь такие инструментальные средства, которые позволяют вносить необходимые коррекции в ее работу. К ним можно отнести генераторы рабочих листов (экранов) ввода, генераторы выходных форм и даже возможность изменить (убрать, добавить) кнопки и вообще вид интерфейса.

Система должна быть построена по принципу “открытости” и позволять пользователям дописывать и подключать к ней свои собственные программы. Наличие этих инструментов не только украшает систему, но и расширяет ее возможности, но следует особо сказать о том, чего делать нельзя.

Некоторые системы позволяют менять внутренний формат представления данных. После такого изменения не может быть и речи о каком-либо, даже более или менее правильном представлении данных в коммуникативных форматах стандартными средствами системы. Создать (разработать) собственный конвертор в библиотеке, не имеющей специалистов по форматам, невозможно. Поэтому одним из основных принципов как с точки зрения настраиваемости, так и с точки зрения информационного обеспечения должен являться принцип неизменяемого внутреннего формата данных системы.

Наличие ограничений. Не может такого быть, чтобы система не вносила каких-либо ограничений. Главными ограничениями, на которые следует обращать особое внимание, являются:

  • количество одновременно работающих пользователей,

  • количество одновременно работающих пользователей с одной базой данных,

  • количество записей в одной базе данных,
  • количество баз данных,
  • физический объем одной базы данных,
  • используемые платформы (операционные системы и компьютеры),

  • виды описываемых документов.

Выводы из этого свойства напрашиваются сами собой — надо, чтобы ограничений было как можно меньше.

Быстродействие. Чаще всего, оценивая такое свойство системы, как быстродействие говорят о скорости поиска в локальном и удаленном режимах. На мой взгляд, такое сравнение, конечно, возможно, но при стремительном развитии технического обеспечения выловить те несколько миллисекунд, на которые поиск в одной системе будет отличаться от поиска в другой системе, кажется занятием бессмысленным. Если и сравнивать быстродействие систем, то на решении технологических, чаще всего пакетных задач. Например таких, как создание словарей. От этой скорости будет зависеть, как часто можно актуализировать базы данных для предоставления их пользователям.

Лингвистическое обеспечение. Я специально выделил этот пункт, так как при выборе системы очень часто забывают обратить внимание на ее возможности в смысле лингвистики.

Качество системы автоматизации библиотек во многом определяются тем, какие лингвистические средства в ней используются. Качественной системой можно считать только такую, которая использует все разнообразие лингвистических средств: словарное обеспечение, встроенные тезаурусы, авторитетные файлы, алфавитно-предметные указатели к системам классификации, классификационные системы в виде специализированных баз данных и другие. При этом все эти средства должны быть доступны и в явном виде, и в виде “сценариев” поиска, скрытых от пользователя программами.

Поддерживаемый тип библиотеки. Сложно требовать от системы автоматизации, чтобы ею поддерживались все типы библиотек. Чаще всего система бывает адаптирована под какой-либо определенный тип библиотеки (библиотека вуза, массовая библиотека и т. д.). Однако, если система инвариантна от типа библиотеки, то это означает, что ее разработчиками проработан весь спектр стандартов и, скорее всего, достаточно глубоко. Другим вариантом может служить система, адаптивная к типу библиотеки.

Здесь же необходимо сказать о “масштабируемости” систем. Важным качеством системы автоматизации библиотек является построение на ее основе как простых автоматизированных технологий в маленьких библиотеках, так и сложных, разветвленных технологических процессов больших библиотек.

Система помощи и документация. Неоспоримым свойством системы должно быть наличие “горячей” помощи на каждом этапе работы с ней. Чем такая помощь подробнее, тем система более тонко проработана и результаты работы с ней будут более точными.

То же самое касается документации. Документация к системе должна быть детальной, с большим количеством иллюстраций и примеров. Лучше всего, чтобы документация была разбита на несколько функциональных томов и поставлялась как в печатном, так и в электронном виде.

Обучение. Необходимо, чтобы производитель мог организовать обучение пользователей системы. Опыт показывает, что при большом количестве пользователей у производителя не оказывается достаточного количества тренеров для выезда к пользователю с целью обучения на месте. В этом случае важным фактором является наличие у производителя классов для проведения специальных сессий для разного круга пользователей (потенциальных, начинающих, продвинутых). Перспективной может оказаться практика дистанционного обучения по специально разработанным программам.

Немаловажным является и наличие у производителя лицензии на обучающую деятельность – ведь только в этом случае возможна выдача свидетельства установленного образца. Кроме того, очень важно, чтобы программа курсов была опубликована и включала в себя, помимо основного курса по системе автоматизации библиотек, специальные разделы по компьютерным технологиям.

Маркетинг. Начинается все с того, как производитель преподносит свою систему. Как я уже говорил в некоторых своих выступлениях, очень много зависит просто от обаяния тех людей, которые дают информацию о разработанной ими системе автоматизации библиотек. Но этого все-таки недостаточно. Обязательно следует обращать внимание на следующее:

  • организуют ли производители свои семинары в различных регионах;

  • как активно производитель принимает участие в мероприятиях, организованных другими;

  • в каком виде поставляется система и документация к ней;

  • существует ли и какого качества демонстрационная версия системы;

  • какого качества и какую информацию содержат рекламные буклеты;

  • на сколько открыта и достоверна информация по стоимости;

  • предоставляются ли скидки на поставку системы;

  • осуществляются ли благотворительные поставки системы и кому;

  • доступен ли список пользователей системы и какова динамика его пополнения.

Безусловно, этот перечень не завершен.

Сервисы и продукты, сопровождающие систему. Важнейшим сервисом является гарантийное и постгарантийное сопровождение системы. В этот сервис должно входить не только исправление производителем выявленных пользователем ошибок, но и оказание консультаций (по всем доступным каналам связи) на протяжении всего срока сопровождения, а также передача новых версий системы.

Кстати, о новых версиях системы. Однажды мне задали вопрос: почему так много выходит новых версий системы ИРБИС? Она настолько несовершенна? Мне пришлось напомнить, что производители хорошей бытовой техники или автомобилей каждый раз предлагают нам самые последние модели. И мы ими с удовольствием пользуемся, зная насколько они хороши и удобны. Однако не реже чем раз в полгода они снова предлагают что-нибудь новое. Нет предела совершенству.

Другим немаловажным сервисом является организация телеконференции (форума) в Интернете для пользователей (да и не пользователей) системы. В этом случае разрешаются сразу несколько задач. Во-первых, в конференции пользователь очень часто находит ответы на возникающие у него вопросы и не тратит время на их формулировку и ожидание ответа. Во-вторых, отвечая на те или иные вопросы, пользователи начинают общаться между собой. Часто такие диалоги (после анализа и обобщения) становятся основой для дальнейшего развития системы.

Наличие продуктов, сопровождающих систему, тоже является возможностью расширить сервисы системы. Какие это могут быть продукты? Библиографические базы данных, обеспечивающие возможность конверсии ретроспективы и заимствования текущей библиографии, базы данных классификационных систем и тезаурусов, авторитетные файлы и многое другое.

Все это обеспечивает наполненность системы автоматизации библиотек и ее максимальное приближение к конечной цели — созданию полнофункциональной автоматизированной библиотечно-информационной системы.

  
На главную