Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Библиотеки и информационные технологии:
десять лет спустя

Ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2003

«Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра».

Ветхий Завет, Книга Притчей Соломоновых,
глава 16, стих 16.

«Даруй мне тишь твоих библиотек…». Когда слышишь слова этого стихотворения замечательной поэтессы Беллы Ахмадуллиной, невольно улыбаешься – сегодня тишь и библиотеки – понятия, соединяющиеся разве что только в читальных залах, где работа читателей с печатным ли, электронным ли документом или с Интернетом требует тишины. В остальном – библиотеки уже давно (если 10 лет можно назвать давним сроком) перестали быть «тихой гаванью», привычным «спокойным тихим местом», где человека встречают запыленные фолианты и библиотекарши со спицами и клубком в руках.

Примерно 10 лет назад библиотеки «проснулись». (Конечно, я имею в виду прежде всего библиотеки России и всего постсоветского пространства. На Западе крах советской империи и образование новых независимых государств никак не отразились на привычно-стабильном материально и технически обеспеченном укладе жизни университетских и публичных библиотек, не говоря уже о библиотеках национальных.)

 

Безусловно, что четыре главные тенденции развития информационных технологий в конце ХХ в. – персональные компьютеры, CD–ROM, Интернет, электронные библиотеки, как и пятая, новая, входящая в информационную практику уже в начале нового века – мобильная связь – существенно повлияли и на привычные технологии западных библиотек. Повлияли, но не потрясли – слишком крепким оказался фундамент западного общества, лежащий на трех могучих китах: реалиях гражданского общества, основ их информационного общества и развитой сферы высоких технологий.

У нас же, как всегда – парадокс: с одной стороны, начало 1990-х гг. поставило библиотеки в тяжелейшие финансовые условия, библиотеки стали громко говорить о выживании – хорошее словечко в конце ХХ в., не правда ли? Тысячи, если не десятки тысяч библиотек закрылись, законсервировались или еле-еле влачили свое существование; снизился поток научной, технической и образовательной литературы; упал практически до нуля поток зарубежной литературы. С другой стороны – библиотеки получили гораздо большую свободу деятельности, открылись ворота к западным коллегам, любыми путями доставались компьютеры – библиотеки встали на путь компьютеризации, освоения и немедленного претворения в жизнь последних достижений в области информационных технологий…

Испытание прошло; библиотеки выжили. В России и странах СНГ начала складываться новая система библиотек, новая система управления библиотеками. Новое библиотечное сообщество стало само формировать новый тип межбиблиотечных отношений, построенный с учетом реалий окружающего общества и реальных перспектив для каждой, отдельно взятой библиотеки.

Главным ориентиром для многих библиотек стало желание цивилизованно, в рамках международных правил и стандартов развивать свои технологии и предоставлять читателям все богатство мирового библиотечно-информационного пространства.

К счастью, и в правительстве, и в СМИ, и в общественных и благотворительных фондах стали четко осознавать важность и во многом неизбежность роли библиотек и библиотекарей в век информации, в век образования, в век интенсивного развития коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развития новейших информационных технологий.

Начало эволюции в библиотечно-информационной сфере символично совпало с началом эры наших Крымских конференций…

Итак, главные, ключевые точки информационных технологий, не только круто изменившие библиотечную работу и библиотечные технологии, а создавшие в последнее десятилетие прецедент превращения одного из традиционных ортодоксально стабильных общественных институтов в двигатель общественного прогресса, в механизм обеспечения осмысленного и уверенного превращения нашего общества (со всем его непредсказуемым прошлым и будущим) в общество информационное:

 

I. Персональные компьютеры

Несмотря на то, что персональные компьютеры (ПК) появились во второй половине 1970-х гг., реальное появление их в библиотеках произошло в середине 1980-х гг. на Западе и в начале 1990-х гг. – у нас.

В западных библиотеках переход к ПК происходил плавно, без радикальных ломок существовавших технических комплексов; и часто ПК вначале включались в действующие «мейнфреймовские» комплексы, затем трансформировались в локальные вычислительные сети (ЛВС) библиотек, постепенно беря на себя функции обеспечения технологических процессов и сохранения данных.

В наших библиотеках, не сильно отягощенных присутствием ЭВМ, все было более кардинально и радикально. Тем немногим библиотекам-счастливчикам, которым в силу их принадлежности в бывшем СССР к Государственной автоматизированной системе научно-технической информации (ГАСНТИ) или иным немногочисленным «элитным» проектам удалось получить в свое время ЭВМ серии ЕС, СМ или АСВТ, пришлось решать задачу оптимальной реорганизации технической базы.

Учитывая, что к тому времени (1992–1994 гг.) уже все было ясно с отечественными ПК, ДВК, «Электрониками», ЕС-1840 и им подобными отечественными поделками (подумаешь, поигрались, выбросили десятки и сотни миллионов долларов на разработки и производство будущего металлолома) и также отчетливо стало ясно, что перспектива – только в закупке и собственной сборке IBMPC-совместимых компьютеров, был вынесен приговор большим и средним ЭВМ: демонтаж и утилизация. Повсеместно и по всей стране (странам). В кратчайшие сроки вся библиотечная техническая база в стране перешла на ПК, и в течение 1994–1996 гг. завершился первый этап перехода в основном крупных библиотек на компьютерную базу на основе ПЭВМ и ЛВС. Другие библиотеки незамедлительно последовали этому примеру и к концу 1990-х гг. уже тысячи и даже десятки тысяч библиотек в странах СНГ установили у себя ПК.

 

Персональные компьютеры до 1996 г. даже в областных универсальных библиотеках были редкостью; официальная статистика дает информацию о наличии до 1996 г. ПК в областных универсальных библиотеках только 19 из 89 субъектов Российской Федерации; при этом число ПК в библиотеке колеблется в среднем от 5–6 до 20–25.

Например, по публичным библиотекам системы Министерства культуры Российской Федерации официальная статистика в части библиотек, имеющих ПК и в той или иной степени электронные каталоги, начинает отсчет с 1997 г. (в 1997 г. – 1449 ПК, в 2000 г. – 1664), а суммарный объем библиографических записей, отражающих фонды этих библиотек, уже в 2001 г. превысил 18 млн. записей.

К этому же сроку в федеральных библиотеках России всех ведомств (мы насчитываем 17 таких библиотек) суммарное число ПК почти вдвое превысило число компьютеров в публичных библиотеках (более 3 тыс. к 2001 г.) и ими было сгенерировано свыше 20 млн. собственных записей.

Во многих случаях системы автоматизации и информационные массивы разрабатывались заново; редко удавалось без потерь конвертировать информацию из памяти больших машин. Тем более показателен и заслуживает внимания, уникальный опыт ГПНТБ России, сумевшей в течение 1991–1993 гг. полностью сохранить и активировать на ПК информационные массивы и базы данных, функционировавшие на больших ЭВМ (~ 400 Мб) и весь программно-технический комплекс (~ 4 Гб), что в то время было огромным успехом. Новая автоматизированная система ГПНТБ России была запущена с колес.

 

Не надо думать, что все приветствовали начало новой компьютерной эры в библиотеках – ретроградов хватает везде, а уж в нашей отрасли – с избытком.

И нельзя сказать, чтобы внедрение современных информационных технологий в библиотеках России и СНГ шло так уж легко. Пройдя первый этап – этап осознания необходимости включения компьютеров в повседневную жизнь – библиотеки начали лихорадочно изыскивать средства на их приобретение. Характерно, что к 1996–1997 гг. в России и во многих странах СНГ библиотеки уже не видели для себя альтернативы дальнейшему развитию, кроме как тотальной автоматизации.

Именно к этому времени относится начало открытия в России масштабных проектов Министерства культуры Российской Федерации и Фонда Сороса, связанных с автоматизацией библиотек, проектов, которые во многом содействовали созданию в стране новой идеологии восприятия библиотек, развития их технологий и, в конечном счете, их ведущей роли в движении к информационному обществу. Ряд других ведомств также внес свой весомый вклад в эти процессы, прежде всего Министерство науки и технологий (еще не промышленности!), Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования. Нельзя не отметить и вклад отдельных региональных и территориальных администраций.

К тому же времени относятся результаты по разработке отечественных систем библиотечной автоматизации – в кратчайшие сроки на пространстве бывшего СССР начал эксплуатироваться ряд систем: «МАРК», «АС Библиотека», ИРБИС и другие, которые по многим своим функциям не уступали зарубежным аналогам, а по степени адаптации к отечественным условиям и работе с кириллическими текстами их превосходили.

В середине 1990-х гг. в библиотечной системе России и стран СНГ сложилась инфраструктура развития, внедрения и поддержки функционирования отечественных систем библиотечной автоматизации. И это тоже один из результатов прошедшего десятилетия.

ПК не просто изменили жизнь в библиотеках – ПК создали условия, платформу для превращения библиотек в современные институты информационного общества; можно сказать, что ПК послужили тем краеугольным камнем, который лег в основание новой библиотечной миссии. (И не беда, что сегодня все еще есть библиотеки в сельской местности, в отдаленных районах, в отдельных регионах, у которых нет компьютеров, а зачастую – и отдельных телефонов, и которые при вопросе об Интернете улыбаются, как при вопросе об их полете в космос – это явление временное. Таких библиотек становится все меньше и меньше, а компьютеров в библиотеках – все больше и больше.)

Можно с уверенностью констатировать, что прошедшее десятилетие полностью изменило, перевернуло традиционный уклад библиотек и сделало необратимыми процессы их вхождения в сферу современных информационных технологий.

Прошедшие 10 лет не только упрочили и сделали неизбежным существование компьютеров в библиотеках, но и определили фактически будущую перспективу всей библиотечной деятельности, неразрывно связанную с постоянным использованием компьютерного инструментария.

Компьютер в библиотеке утверждался и как основа для оптимального формирования библиотечного фонда, как главное техническое средство автоматизации традиционных библиотечных процессов, как эффективный помощник в поиске в библиотечных каталогах и базах данных и, наконец, он создал возможность объединения различных форм библиотечно-информационного обслуживания. ПК в библиотеке, по сути, образовали необходимую платформу, на которой строится и развивается библиотечная работа, библиотечно-информационное обслуживание читателей и абонентов библиотеки. ПК стал естественной составной частью материально-технической базы библиотеки.

Процесс оснащения и переоснащения библиотек компьютерной техникой постоянен: компьютерная техника меняется очень быстро, и библиотекам приходится по мере своих сил и средств за этим успевать. Спиральный характер любой эволюции, в том числе и технической в библиотеках, валообразное нарастание объемов информации, перерабатываемых и хранимых библиотеками, неизбежно должны привести уже в ближайшем десятилетии к возрождению мейнфреймов (больших ЭВМ) в библиотеках, по крайней мере, в крупных. Отдельные примеры уже появляются, и следует учесть, что сложные технические устройства хранения больших объемов информации с терабайтными блоками не могут управляться и эффективно работать с ПК.

На повестке дня следующего десятилетия – вновь техническая революция в библиотеках. Как уместна известная фраза тележурналиста и писателя Андрея Кнышева: «Преодолевая трудности, человечество идет вперед, в будущее, где его давно поджидает его прошлое». Хочется добавить – лучшее из прошлого.

Сразу же после появления первых компьютеров в библиотеках стали появляться идеи и эксперименты создания компьютерных сетей. Одна из них в 1993–1994 гг. даже была создана в Москве, называлась LIBNET и дала затем имя программе Министерства культуры Российской Федерации. Эта сеть объединяла ресурсы шести крупных московских библиотек с использованием телефонных сетей общего пользования; ее существование ограничилось экспериментами. Да иного и не могло быть – слишком слабой была отечественная инфраструктура связи, низкая надежность технического оборудования и неготовность библиотечных работников к использованию комплексных сетей. (В зарубежных же библиотеках поиск в удаленных базах данных и создание компьютерных сетей начались почти сразу же после появления в библиотеках компьютеров.)

Вместе с тем, может, именно эта неготовность к онлайновым технологиям способствовала бурному проникновению CD–ROM-технологий в практику отечественных библиотек, и произошло это как раз в прошедшее десятилетие, хотя зачатки наблюдались в некоторых библиотеках и в конце 1980-х гг.

 

II. Компакт-диски CD–ROM в библиотеках

Вторым ключевым моментом прошедшего десятилетия в области проникновения информационных технологий в библиотеки стали компакт-диски CD–ROM, принесшие не только новый вид носителя документов, как многие и до сих пор считают, но и создавшие новую идеологию обслуживания читателей, новую идеологию формирования библиотечных фондов и фактически приведшие к феномену электронных библиотек.

Трудно переоценить роль CDROM в информатизации библиотек, и, как и в случае с ПК, появление и последующее распространение CDROM и CDROM-технологий активно освещались в докладах нашей Крымской конференции, начиная с первой.

Компакт-диски (их называют также лазерными дисками, оптическими дисками, CD) первоначально разработаны для записи музыки, однако уже в 1984–1985 гг. появились не только первые игры, технические каталоги, но и первые базы данных на CDROM. Одной из таких всемирно известных БД стала база индексов цитирования – «Science CitationIndex», выпущенная Институтом научной информации (Филадельфия, США). Кстати, эта БД вместе с первыми устройствами для чтения CDROM фирмы Hitachi появилась в СССР именно в то время.

Отрадно отметить, что и пользователи библиотек СССР, и впоследствии России и стран СНГ были практически в одном ряду с западными библиотеками, по крайней мере, по временному параметру начала промышленного использования CD–ROM в библиотеках.

Главным моментом, результатом появления CDROM в библиотеке было не то, что появился новый, современный информационный носитель – появились CDROM-технологии, продвинувшие библиотеки еще на одну ступень в сфере внедрения высоких информационных технологий.

В нескольких обзорах, выпущенных в конце 1980-х гг. известным американским специалистом Симмонс-колледжа Чинг-чи Чен (Бостон, США), кстати участницей первой конференции «Крым–94», тщательно проанализированы технологии университетских (как правило) библиотек США и Европы, при этом рассматривались и информационные центры, и публичные библиотеки. Получены уникальные цифры: 99% опрошенных библиотек подтвердили использование оптических дисков (преимущественно CDROM) и перечислили примерно 850 различных информационных продуктов на CDROM. Среди них наиболее популярными оказались MEDLINE, Booksin-Print, BL/BN Pilot, ERIC, BookBank и Ulrich Plus, т. е. библиографические книжные массивы доминировали среди CDROM-продуктов, популярных в западных библиотеках в канун 1990-х гг.

В 1992–1995 гг. началось тотальное проникновение CD–ROMв библиотеки, и здесь необходимо выделить основные элементы CD–ROM-технологий, пришедших в библиотеки, и еще раз обозначить, может быть, многим известные, но чрезвычайно важные понятия и факты.

CD–ROM – это было новшество, новая перспективная технология для библиотек. Библиотеки это сразу поняли и, к счастью, не последовали совету так редко ошибавшегося Уинстона Черчилля – «Следует опасаться ненужных новшеств и, особенно, если они продиктованы здравым смыслом». Новшество оказалось нужным, востребованным, и можно ли сегодня представить себе библиотечную технологию без CDROM даже при наличии Интернета на каждом рабочем месте читателя?

Итак, что же CD–ROM дали библиотекам:

  1. Возможность обслуживать своих читателей разнообразными базами данных и другими информационными продуктами – библиографическими, реферативными, фактографическими, адресно-справочными, тем самым существенно расширяя свой пользовательский сервис и содействуя большей общедоступности к мировым информационным ресурсам.

  2. Возможность использовать комплексное, энерго- и ресурсосберегающее относительно недорогое  средство публикации, которое имеет много преимуществ по сравнению с бумагой, микроформами, магнитной лентой и дисками и даже с онлайновым доступом в доинтернетовскую эпоху.

  3.  Мультидоступ к одному документу – уникальная возможность предоставить одновременный доступ нескольким (или многим) пользователям к одному CD–ROM с помощью систем «CD–ROMNetworking». Это особенно важно, если есть CDROM-вариант документа, пользующегося повышенным спросом.

  4. Электронные издания – новый вид документов, ставший в конце 1990-х гг. довольно частым «гостем» в библиотеке: энциклопедии, справочники, указатели, полнотекстовые издания.

  5. Сохранность, вернее, создание страховых копий. Да, специалисты по сохранности до сих пор признают микрофильм как единственный проверенный временем носитель. Но кто сказал, что CD–ROM долго не живет? Он ведь еще очень молод и пусть пока по временному параметру не может конкурировать с микрофильмом – но ведь страховые копии нужны и в текущей работе, особенно при оптимизации хранения данных электронного каталога и другой библиотечной информационной продукции.

Любопытная особенность: в России, в ряде стран бывшего СССР библиотеки в 1994–1997 гг. активно выпускали свои информационные продукты на CD–ROM, делали сами (по технологии in-house) мастер-копии и тиражи; и часто информационные продукты, изданные библиотеками на CD–ROM, предлагались и зарубежным пользователям. На Западе библиотеки CD–ROM практически не выпускали – этим занимались профессиональные фирмы и издательства. До середины 1990-х гг. не было ни одной известной отечественной фирмы, устойчиво заявившей о себе на рынке CDROM. А этот рынок уже к 1991–1992 гг. практически сформировался.

В 1992 г. фирма «FinlayancMitchell» выпустила первый «CD–ROM Directory», а в 1993 г. фирма TFPL – свой вариант этого справочника. Эти справочники, впоследствии издаваемые ежегодно в печатном виде и на CDROM, потом – только на CD–ROM, стали своего рода барометром рынка CDROM и включали, кроме информационных продуктов и баз данных, сведения об издателях и дистрибьюторах CD-продукции.

Эти издания стали очень важным подспорьем для библиотек в их ориентации в интенсивно развивающемся рынке CD–ROM (по данным тех же справочников в 1986 г. в мире было 48 производителей CD–ROM, а с 1992 г. – уже 2826, наиболее известные в то время: SilverPlatter Information, CDPlus, DialogOnDisk, MacMillanNew Hedia, ORBIT и др.).

Важной особенностью следует считать тенденцию производителей программного обеспечения для CD–ROM – создавать дружественный и удобный интерфейс, близкий к развитым интерфейсам систем библиотечной автоматизации (наиболее ярким представителем явился WinSpirs– разработка SilverPlatter).

Интересно отметить, что на знаменитых ежегодных выставках OnlineInformation”, проходящих в Лондоне и являющихся главным смотром сил в области онлайновых и CD–ROM-технологий, в 1993–1998 гг. можно было встретить 4–6 российских стендов из многих сотен других, а в 1999–2002 гг. – только 1–3, и я рад констатировать, что ГПНТБ России с 1993 г. – постоянная участница этого форума. (Хотя продукция, представляемая в Лондоне российскими производителями, иногда и была востребована, но два барьера – язык и оформление – прочно стояли на пути коммерческого успеха.)

Период появления и наибольшего распространения CDROM породил большое число пользователей, среди которых было много библиотек, но не породил конкурентоспособность западным производителям CDROM-продукции. Многочисленные отечественные CDROM-издательства, несмотря на пышные презентации по случаю своего учреждения или выхода в свет первых CD–ROM, не слишком  задерживались на рынке информационных услуг – или срочно перепрофилировались, или бесследно исчезали.

Такова особенность отечественного поля CDROM-продукции. Но есть и другая, очень характерная для наших библиотек – с появлением CD–ROM-технологий практически все библиотеки стали производителями CDROM-продуктов, и ладно бы для технологических, образовательных целей или для страхового копирования – это нужно и правильно, так нет – многие решили удариться в бизнес; и на многочисленных конференциях, выставках, семинарах стали пачками появляться различные CD–ROM со всевозможными информационными продуктами, иногда – на английском языке, на таком, знаете, «специальном английском»…

Конечно, это, наверное, правильно, что библиотеки начали заниматься бизнесом – кстати, CDROM-технологии их сильно подтолкнули к этому, что еще один плюс CDROM. Но, с другой стороны, бизнес – информационный или издательско-книготорговый – это особая ниша, здесь, как нигде, может быть, в смежных с библиотечной деятельностью областях, требуется профессионализм высокого класса. Понятно стремление библиотек заработать деньги, также понятно, откуда это стремление, иногда, правда, доходящее до абсурда – когда пользователь должен платить сразу, едва открыв дверь библиотеки.

Конечно, необходимость и разумная ограниченность коммерческой деятельности библиотеки, особенно с учетом уже примененного мною «ласкового» термина выживание – предмет отдельного рассмотрения; я же хотел подчеркнуть роль CD–ROM в стимулировании этой деятельности в библиотеках.

Безусловно, что CDROM-технологии в 1990-х гг. во многом изменили жизнь библиотек. Читатели получили большую информационную и сервисную свободу; библиотеки смогли внедрить CD–ROMв свои текущие технологии. Например, на CDROM стали выпускаться каталоги, библиографические указатели, словари, классификационные системы и рубрикаторы, наконец, программные разработки. К концу 1990-х гг. библиотеки вплотную подошли к созданию собственных электронных библиотек, в том числе и на CDROM.

Вместе с тем стратегическое планирование в области развития CDROM-технологий, проведенное в конце 1990-х гг. рядом экспертов на Западе, показало бесперспективность их глобального развития, прежде всего из-за ограничения емкости (несмотря на их новых «партнеров» – DVDROM), ограничения скорости доступа и сложности оперативной актуализации. К тому же стало уже окончательно ясно, что спор десятилетия – онлайн или CDROM – выиграл онлайн, благодаря наступлению эры Интернета.

 

III. Интернет и Интернет/Интранет-технологии в библиотеках

Появление Интернета и его стремительное вхождение в библиотечную жизнь может рассматриваться как главный результат, главная компонента информационных технологий прошедшего десятилетия. Общеизвестно, что Интернет изменил не только жизнь библиотек, Интернет изменил жизнь человечества и предопределил его эволюцию на годы, стал неотъемлемым элементом технического прогресса; более того, в сфере информационного общения, взаимодействия бизнеса, развития информационных технологий и коммуникаций в целом Интернет становится естественной средой, как воздушное пространство для самолетов или дороги и магистрали для автомобилей.

В докладах Крымских конференций подробно освещалась история Интернета: его прародительница – сеть ARPANET; роль американской администрации, лично Президента Билла Клинтона и вице-президента Альберта Гора в зарождении и развитии Интернета; ключевые, краеугольные проекты Национального научного фонда США и «Глобальный вызов Бангеманна» (одна из важнейших, определяющих программ европейского сообщества в области информационного преобразования общества) и ряд других. Анализировались первые шаги в освоении Интернета российскими библиотеками, весьма значимая роль Фонда Сороса в развитии Интернет-технологий в сфере науки, культуры и образования России и целого ряда других стран постсоветского пространства; представлялись доклады и сообщения об Интернет-проектах и программах Министерства науки и технологий, Министерства культуры и Министерства образования Российской Федерации, о программах Российского фонда фундаментальных исследований и многие другие проекты и программы. Важно главное – появление Интернета открыло не только новую эру в развитии библиотек и других институтов общества; появление и повсеместное распространение Интернета ознаменовало собой начало информационного общества, общества будущего, в котором, как теперь уже всем очевидно, значимая роль отведена библиотекам.

Новая «сетевая инициатива», выдвинутая Альбертом Гором в 1991 г., и созданная впоследствии Национальная компьютерная сеть для науки и образования, декларация о Национальной информационной инфраструктуре и глобальной информационной инфраструктуре и публикация знаменитого меморандума Б. Клинтона – А. Гора «Технологии для экономического роста США: новые направления, которые предстоит создать» (1993 г.), как и знаменитый доклад М. Бангеманна «Рекомендации ЕС и глобальное информационное сообщество» (1994 г.), фактически подтолкнули мир к принятию Интернета. Именно с 1994–1995 гг. мы начинаем отсчет эры Интернета в библиотеках.

В 1994 г. на первой Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций (Буэнос-Айрос, Аргентина) вице-президент США Альберт Гор впервые определил основную задачу глобального информационного общества: «… создать глобальное сообщество, в котором население соседних стран рассматривает друг друга не как потенциальных врагов, а как потенциальных партнеров, как членов одной семьи в огромной, все в большей степени взаимосвязанной человеческой семье».

Символично, что первая Всемирная конференция по телекоммуникациям совпала по времени проведения с нашей первой Крымской конференцией; и если это случайно, то скорее всего в том проявлении случайности, которое мы называем закономерностью, или, как говаривал Наполеон Бонапарт, «случай – это единственный законный царь вселенной».

Прошедшие 10 лет ознаменовались суперактивным вмешательством Интернета в библиотечные технологии и библиотечную жизнь в целом. Библиотеки быстро насытились возможностями смотреть чужие картинки и размещать фотографии своих зданий и директоров в Интернете. В 1997–1998 гг. уже четко осознавалась необходимость построения эффективных технологий обслуживания пользователей с помощью Интернета и представления собственного информационного ресурса в Интернет.

Производители программных систем для автоматизации библиотек немедленно начали встраивать Интернет-модули в свои системы; онлайновые центры, работающие с библиотеками и библиотечной информацией, немедленно перешли на Интернет-каналы и Интернет-технологии, это прежде всего OCLC, RLIN, EBSCO, DIALOG и др. Хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура во многих западных странах позволила Интернету довольно быстро осуществить свою экспансию на библиотечном пространстве, и с 1997–1999 гг. западная библиотечная система практически полностью погружена в Интернет.

У нас все сложнее – не была готова техническая база, но, видя явную слабость государства, в «бой» бросились частные провайдеры услуг связи – в кратчайшие сроки на рынке телекоммуникационных услуг стали появляться выгодные предложения, в том числе и для бюджетных библиотек.

Технически, повторюсь, в России и ряде стран СНГ проблема подключения к Интернету была решена за счет специальных государственных программ, инвестиций и благотворительных взносов частных фондов, хотя и сейчас остается много проблем, особенно в сельской местности и удаленных районах, где не везде еще есть обычная телефонная связь (хотя уже есть мобильная, но об этом позже).

В течение 1995–1999 гг. сотни и тысячи Интернет-сайтов были открыты в библиотеках России и СНГ.

На Западе сейчас трудно представить себе библиотеку без собственного сайта в Интернете, но не просто сайта, а сайта, содержащего электронный каталог библиотеки с возможностью удаленного поиска и заказа литературы. Вот для чего в первую очередь нужен Интернет для библиотеки в отличие от других организаций. Этот тезис оказался многими недопонят, и это привело к тому, что уже тысячи и десятки тысяч библиотечных сайтов содержат все, что угодно, кроме полного и общедоступного ЭК своей библиотеки.

Конечно, разместить красивую картинку или перечень событий легче, чем предоставить электронный каталог. Но без полноценного ЭК с реальными функциями удаленного обслуживания пользователей Интернет-сайт библиотеки нельзя называть библиотечным сайтом, по крайней мере, до того момента, когда пользователь, придя на этот сайт, получит возможность полноценного удаленного обслуживания так, как это обеспечено за прошедшие 10 лет во многих западных и в очень немногих наших библиотеках.

 

Среди других результатов освоения Интернета библиотеками в прошедшее десятилетие отметим следующее:

  1. Полная победа Интернета над другими сетями фактически оставила сегодня Интернет как единственную коммуникационную среду межбиблиотечной кооперации, интеграции и коммуникации.

  2. WWW-технологии и http-протокол практически «задавили» другие альтернативы и стали единственными, если так можно выразиться, стандартами представления библиотечных ресурсов в Интернет.

  3. Получил мощное развитие протокол 39.50 в части построения корпоративных библиотечных ресурсов в Интернет.

  4. Реализован принцип общедоступности  к информации пользователей библиотек, что, однако, привело к двум типам негативных последствий, с которыми библиотеки стали активно бороться:

  • абсолютный доступ к информации нивелировал ряд позиций по необходимой защите информации, требующейся в любом информационном учреждении;

  • распространение через свободный доступ в Интернет эротико-порнографической информации, сайтов, сеющих национальную рознь, рекламирующих культ силы, искажающих историю, порочащих известных, в том числе и первых лиц государств.

  1. Для широкого круга читателей библиотек, прежде всего ученых, специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов Интернет открыл новые, невиданные ранее возможности обслуживания разнообразной информацией, среди которой отчеты, статьи, книги, библиографические указатели, энциклопедии, грантодающие программы и многое-многое другое.

Широкое применение Интернета обусловило новую информационную ситуацию, привело в библиотеки новую категорию пользователя – онлайнового, который, сидя в своем офисе или доме, хочет обслуживаться не хуже пришедшего в библиотеку. И он прав – таковы тенденции надвигающихся общественных перемен, таковы реалии западного библиотечного пользователя.

Подлежит безусловному пересмотру и концепция документа. Сегодня документ в Интернете – категория, трудно поддающаяся терминологическому упорядочению, особенно в связи с его динамичностью, гипертекстовостью, разбиением на составляющие через ссылочный механизм и др.; отдельного рассмотрения потребуют все новые и новые графические и анимационные документы. Возможно, более просто будет всем, в том числе и каталогизаторам ресурсов Интернета, если повсеместно начнет работать стандарт на метаданные – DublinCore, однако пока на этом поле разговоров гораздо больше, чем дела.

В прошедшее десятилетие библиотеки ощутили огромные преимущества Интернета, особенно с учетом того, что доминирующее число сайтов все еще бесплатно. Для библиотечных работников и пользователей библиотек важно, что бесплатно доступны: электронные каталоги библиотек, издательств и научных агентств; сводные каталоги; универсальные библиографии, текущие, ретроспективные; указатели журнальных статей; энциклопедии, справочники; новостная информация и многое-многое другое.

Библиотеки получили возможность работать с Интернет-каталогами и Интернет-магазинами различных издательств и книгораспространительских организаций, Интернет-выставками, Интернет-агентствами по подписке и другими формами нового Интернет-бизнеса. Впервые библиотеки попробовали работать в режиме реального онлайна с центрами корпоративной каталогизации (здесь я говорю о российских библиотеках) и отчетливо поняли, насколько отстают возможности наших библиотек от системы платежей, принятой сегодня в Интернет-коммерции: кредитные карты, Интернет-трансферы, электронные транзакции и ряд других. Хочется надеяться, что это отставание ненадолго (в центральных областях России проблема оптоволокна уже успешно решена или решается).

Кстати говоря, общее число официально зарегистрированных пользователей Интернета в России только за один год выросло более чем в 2 раза и составило свыше 8 млн. человек.

Некоторые другие интересные цифры прошедшего десятилетия: более 1 500 крупных и средних библиотек в разных странах мира предоставляют в доступ свои полные электронные каталоги; в США около 96% публичных и 85% университетских библиотек подключены к Интернету; в среднем на одного читателя выполняется 10 поисков в Интернете.

Российский сегмент Интернета формировался в 1997–1998 гг.; сегодня в той или иной степени более тысячи библиотек охвачены услугами или разовыми экспериментами с Интернетом. Налицо стремительное нарастание влияния российских библиотек и не только в Рунете.

Анализируя результаты и оценивая перспективы развития Интернет-технологий в библиотеках, ясно, что уже сегодня нет альтернативы Интернету для библиотек и только с Интернетом библиотеки планируют свое будущее развитие.

Но, несмотря на единый глобальный характер Интернета, нельзя забывать и о других, приближенных и смежных проектах, которые не могут не затронуть библиотеки. Например, многими уже подзабытый проект «Internet 2» (I2), объявленный в 1995–1996 гг. представителями 34 университетов США для того, чтобы иметь собственный сетевой ресурс для науки и образования (про библиотеки в явном виде речь там не шла), так как по мнению представителей этих университетов, в большом Интернете появилось слишком много ненаучных и иных сайтов.

Билл Клинтон обратил внимание на этот проект в 1997 г. так как во время своей предвыборной кампании 1996 г. Клинтон и Гор объявили о поддержке создания Интернета следующего поколения – NextGeneration Internet (NGI), базирующегося на новейших исследованиях в области коммуникаций; техническую основу проекта должна была составить высокоскоростная опорная сеть VBNS. Эта сеть уже в 1995–1996 гг. связывала более 100 НИИ и вычислительные центры Национального научного фонда США.

I2 и NGI были похожи, но оба получили государственное финансирование. Кроме того, I2 вскоре обрел более 200 университетов-участников и таких спонсоров, как компании Microsoft, 3COM, IBM и Gisco.

Следует помнить, что I2 – это не другой Интернет, как и NGI, это – развитие Интернета в современных условиях. Подобно тому, как службы электронной почты и WWW появились в результате инвестиций в университетские и правительственные исследовательские сети, I2 позволит расширить возможности Интернета в ближайшем будущем, в частности, появятся гигабитные скорости передачи информации (в I2 предусматривается до 10 Гбит/с). Главным образом I2 нацелен на повышение пропускной способности Интернета, а NGI – на повышение качества связи, развитие сетевых технологий и обеспечение реализации новейших приложений и служб, повышение качества обслуживания, безопасности, жизнеспособности, сетевого администрирования, протоколов маршрутизации, операционных систем и среды распределенных приложений.

Ряд других новых сетевых проектов (CovermentalNet, FedNet, DREN и др.) решают как свои ведомственные задачи – в основном защита ведомственной информации от общедоступного Интернета, так и расширяют функциональные возможности Интернета.

С 2002 г. I2 стал доступен и российским пользователям. Так, Российский НИИ развития общественных сетей в рамках российско-американского межведомственного проекта NaukaNET, финансируемого Минпромнауки РФ и Национальным научным фондом США, заключил соглашение об обмене трафиком с консорциумом I2. Это стало технически возможно благодаря запуску в 2002 г. нового канала Москва–Чикаго с пропускной способностью 155 Мбит/С (РС Week. № 16–17, 13.05.2003).

Интернет родился в США и именно там по сей день находятся основные магистрали и узлы Сети. Ряд других крупных сетей, по сути, расширяет возможности Интернета, являясь по отношению к нему вышестоящими провайдерами. Библиотекам следует учитывать эти тенденции развития Интернета и помнить, что новые проекты глобальных сетей станут новой опорой коммуникационной инфраструктуры в нашем веке, как это относительно недавно произошло с ARPANet для современного Интернета.

Впереди у библиотек – большое будущее, все более и более ориентированное на цифровые ресурсы – вот еще почему так важен сегодня четвертый компонент информационных технологий прошедшего десятилетия – цифровые, или электронные библиотеки.

 

IV. Электронные библиотеки

Электронные библиотеки – наиболее спорный и чаще других дискутируемый элемент информационных технологий, проникших в библиотеки в прошедшее десятилетие, вернее, для наших библиотек – пятилетие. Дело в том, что ЭБ появились буквально сразу же после зарождения Интернета как в США, так и в Японии и странах Евросоюза. На нашем геополитическом пространстве об электронных библиотеках впервые заговорили в 1997–1998 гг.

Многие технологии, обеспечивающие работу ЭБ, еще находятся в стадии освоения. До сих пор нет однозначного определения ЭБ – многие библиотекари готовы назвать электронной библиотекой как один CD–ROM, так и Интернет в целом, и, кстати, это не так уж неверно.

Первоначально понятие электронная библиотека напугало библиотекарей, и многие стали увязывать появление и развитие ЭБ с постепенным исчезновением печатных документов и с будущим крахом бумажных изданий. Откуда это взялось? Ни в одной из серьезных публикаций на Западе или у нас об этом – ни слова. А между тем с момента, когда впервые на Крымских конференциях заговорили про ЭБ, и по сей день слышатся отголоски этих, мягко говоря, бредовых идей.

Конечно, ЭБ никогда не упразднят печатный фонд. Более того, они его дополняют, сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек ЭБ – одновременно и часть фонда, и новый элемент информационных технологий, вот почему простому библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но с каждым годом понимание усиливается; сегодня в проекты ЭБ вовлечено множество библиотек и у нас, и за рубежом. Пришло понимание, что ЭБ, как и Интернет, существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотек и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества.

 

В середине 1990-х гг. главные проекты по ЭБ начаты в США, Японии и странах Западной Европы. В США стартовал проект Национальной цифровой библиотеки, инициированный и развернутый Библиотекой Конгресса. В 1997 г. опубликован Стратегический план развития Библиотеки Конгресса США, одной из составных частей которого являлся проект Национальной цифровой библиотеки. Этот проект на первом этапе разрабатывался как обеспечение удаленного доступа к мультимедийным фондам Американы в Библиотеке Конгресса и других фондохранилищах страны.

Другой частью Национальной цифровой библиотеки можно считать известный американо-российский проект «Встреча на границе», о котором неоднократно рассказывалось на Крымских форумах и в профессиональной печати.

В Европе стимулом для развития программ по ЭБ послужил широко известный Доклад Бангеманна, руководителя группы экспертов Европейской Комиссии, в котором содержался набор рекомендаций для европейских стран по внедрению информационных и коммуникационных технологий в интересах сообщества. Сразу же после выхода этого доклада в Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества и электронных библиотек.

К наиболее важным европейским проектам в области электронных библиотек в 1994–1999 гг. следует отнести следующие:

1. Глобальный пилотный проект G7 (Большой семерки) – «Библиотека Универсалис».

Основная задача проекта – сделать доступными для широкой публики произведения мирового культурного и научного наследия с помощью Интернета и мультимедийных технологий. «Библиотека Универсалис» должна содействовать совершенствованию работы библиотек, улучшить международную доступность к оцифрованным ресурсам, включая не только библиографические записи, но и другую информацию: текст, графику, рисунки, звук, видео.

Учредителями проекта выступили Национальная библиотека Франции и Министерство культуры Франции, Национальная парламентская библиотека Японии (головные организации), Библиотека Конгресса США, Национальная библиотека Канады, Государственная медиатека Италии, Немецкая национальная библиотека, Британская библиотека.

Этот проект предполагал формирование электронного ресурса в несколько миллионов документов и поэтому сразу же был отнесен к базовым проектам мировой системы ЭБ.

Обмен информацией между партнерами о ходе выполнения программ оцифровки происходил с использованием страниц портала «Габриэль». Это объединяющий портал ресурсов европейских национальных библиотек, начавший свое функционирование в 1995 г. после решения Конференции европейских национальных библиотек (Осло, 1994 г.). Пилотную стадию разработки проекта осуществляли Национальная библиотека Нидерландов, Британская библиотека и Национальная библиотека Финляндии – Библиотека Хельсинского университета. Сегодня в «Габриэле» принимают участие 38 национальных библиотек, в том числе РГБ и РНБ.

«Библиотека Универсалис» пробудила интерес к созданию цифровых копий не только у библиотек – учредителей проекта. Этот проект сумел заинтересовать и мобилизовать многих серьезных представителей библиотечного сообщества и в явном виде продемонстрировал тезис о необходимости дальнейшего совершенствования международного сотрудничества в деле создания электронных библиотек.

 

2. Электронная инициатива Европы.

В декабре 1999 г. Европейская комиссия выступила с так называемой Электронной инициативой Европы, приняв документ «Электронная Европа коммуникаций, информационное общество для всех». Это – не программа по созданию электронных библиотек, однако многие элементы ЭБ присутствуют во всех ее стратегических и тактических направлениях.

 

3. Электронные библиотеки в Великобритании.

В 1995 г. в Великобритании образована Комиссия по библиотекам и информации как неправительственная общественная организация по содействию внедрению передового опыта в библиотечно-информационную сферу страны.

Наиболее важным результатом деятельности этой организации стала разработка документа «Новая библиотека: сеть для людей». Это фактически национальная стратегия Великобритании, направленная на интенсивное внедрение информационных технологий в библиотеки и развитие ЭБ. Комиссия содействовала образованию в сентябре 1999 г. «Форума специалистов по электронным ресурсам», специалисты которого приступили к разработке проекта «Цифровая библиотека».

 

4. Электронные библиотеки во Франции.

Больших успехов в области оцифровки фондов в 1995–2000 гг. достигли французские библиотеки, в первую очередь Национальная библиотека Франции и ряд научных библиотек страны. Открыто финансирование по Программе Министерства культуры и коммуникации Франции по содействию публичным библиотекам в создании электронных фондов; в 2000 г. финансирование от министерства, предназначенное для перевода в цифровую форму библиотечных фондов, относящихся к национальному культурному наследию, составило 12 млн. франков. В то же время Министерство национального образования, научных исследований и технологий Франции приступило и в кратчайшие сроки разработало Программу оцифровки документов в области образования и научных исследований, в которую вовлечены университетские и научные библиотеки страны.

 

5. Электронные библиотеки в Скандинавии.

Норвегия может похвастаться высоким стандартом развития телекоммуникации и распространенностью системы автоматизации BIBSYS, которая функционирует как межсетевой интерфейс для доступа к международным банкам данных и сводным каталогам вузовских и научных библиотек. Работы по созданию ЭБ идут повсеместно; сформулирован и специальный координационный орган – Национальное управление по научной документации, вузовским и специальным библиотекам.

Среди множества проектов в области электронной информации Финляндии следует отметить проект «Национальная электронная библиотека» Финляндии – FinLib (финансируется Министерством образования). FinLib комплектует электронные материалы и предоставляет доступ к электронной информации в своей и других библиотеках страны и мира.

Другой проект – Электронная библиотека «Кабельная книга» – высокосервисный зал для доступа к мировым электронным  информационным ресурсам.

Датская национальная библиотека (проект DEF) предусматривает создание эффективной системы электронной доставки национальной информации объединенных ресурсов библиотек и обеспечение широкой общедоступности.

Проекты электронных библиотек в Скандинавии фактически означают дальнейшее развитие высокосервисной инфраструктуры обслуживания населения этих стран национальными и мировыми электронными информационными ресурсами.

 

6. Электронные библиотеки в Китае.

Среди множества проектов по развитию компьютерных информационных сетей и электронных ресурсов в Китае следует отметить разработку в 1997 г. научно-технического проекта «Создание китайской экспериментальной цифровой библиотеки», а также «Проект создания государственной электронной библиотеки КНР».

Кроме этих проектов за последние годы в Китае создано еще несколько локальных проектов, в том числе: проект создания ЭБ Академии общественных наук КНР (оцифровка материалов Академии и сетевое информационное обслуживание); проект создания цифровой библиотеки Пекинского Цзин-Хуа университета (сохран­ность оцифрованных документов и сетевые услуги); проект создания ЭБ при Шанхайской городской библиотеке (полнотекстовые базы данных, поиск OPAC, сетевые услуги).

Ситуация на «нашем поле». С 1999 г. на Крымских конференциях началось активное обсуждение проблематики ЭБ и того, что уже сделано и делается в России, странах СНГ и за рубежом.

Понадобилось время на разъяснение того, что ЭБ не представляют опасности библиотекам традиционным, а являются их продвинутой частью. Более того, во многих случаях ЭБ вообще не имеют никакого отношения к библиотекам, так как представляют ресурсы других производителей информации, и слово библиотека выбрано только как привычное обозначение некой организации и упорядочения электронных ресурсов.

Вильям Армс, известный американский ученый в области электронной информации и автор первой книги по электронным библиотекам, переведенной и изданной в России, так определил причину создания ЭБ: «Традиционные библиотеки являются важной, но не самой совершенной частью общества. Главный довод в пользу создания электронных библиотек состоит в том, что они позволят доставлять информацию лучше, чем это было в прошлом».

В прошедшее десятилетие, которое смело можно называть десятилетием ЭБ, так как именно в 1994 г. стартовали первые проекты в США и Западной Европе, в России и ряде стран СНГ тоже начали реализовываться программы по созданию ЭБ.

В России среди общегосударственных программ и проектов в области библиотек, финансируемых из госбюджета, сегодня четко обозначены приоритеты, направленные на создание и развитие электронного ресурса и обеспечение его общедоступности с помощью Интернета. И одним из приоритетов государственной поддержки и финансирования в последние годы является направление, связанное с электронными библиотеками.

Было несколько попыток создания государственных целевых программ в этой области, закончившихся безрезультатно, в том числе и попытка создания в 1999 г. межведомственной программы «Электронные библиотеки России» с участием 11 федеральных министерств и ведомств Российской Федерации. Проект этой программы широко обсуждался на Крымских конференциях.

Сегодня главной позицией этого направления является федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 гг.), в которой, несмотря на целый ряд инновационных и перспективных проектов, весьма небольшой процент отводится непосредственно ЭБ.

Основными целями ФЦП «Электронная Россия» продекларированы: создание условий для развития демократии, повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширение подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Библиотеки получили свою небольшую квоту в этой программе, направленную главным образом на создание управленческого электронного ресурса и так называемого электронного правительства. Вместе с тем, учитывая достаточно приличное по отечественным меркам финансирование данной бюджетной программы, ряд библиотек и информационных центров, включая ГПНТБ России, ВИНИТИ, библиотеки Академии наук, начали получать средства, главным образом направленные на развитие телекоммуникационной инфраструктуры, модернизацию технической базы и создание системы специализированных порталов и системы навигации в Интернете.

Другой программой, в которой сегодня занят ряд крупных федеральных библиотек, является целевая научно-техническая программа Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. В рамках этой программы на протяжении ряда лет осуществляется целевая государственная поддержка нескольких библиотечных проектов, в частности Российского Сводного каталога по научно-технической литературе, и разработка типовых элементов электронных библиотек Государственной системы научно-технической информации. В рамках этих проектов продолжается развитие и обслуживание пользователей системы Российского Сводного каталога НТЛ (свыше 550 тыс. адресно-справочных записей о более чем 400 фондодержателях России и ряда стран СНГ) и создание текстовых элементов и технологий системы ЭБ: библиотечные Интернет-серверы; индексирование электронных документов; организация полнотекстовых баз данных и ряд других.

Головная организация обоих проектов – ГПНТБ России. Среди участников: БЕН РАН, БАН, НБ МГУ, ВИНИТИ, ЦНСХБ, ряд университетских и областных научных библиотек.

Отдельного внимания заслуживает федеральная целевая программа «Культура России» (2001–2005 гг.), обеспечивающая поддержку серии проектов библиотек Министерства культуры Российской Федерации и ряда библиотек других ведомств.

Главная цель программы – создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры. Поддержка библиотечных проектов включена в одну их трех основных подпрограмм, а именно в подпрограмму «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» (объем ее финансирования на 2001–2005 гг. составляет чуть меньше 1 млн. долларов).

В подпрограмму для библиотек включены аспекты безопасности библиотечных фондов, создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет», разработка и внедрение международных машиночитаемых форматов и стандартов, реализация национальной программы сохранения библиотечных фондов, развитие федеральных региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения фондов, организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, осуществление мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения, развитие центров правовой информации в библиотеках и др.

В программе главная роль отводится двум научным библиотекам – Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке, а также областным универсальным научным библиотекам. По объему и номенклатуре обозначенных задач и объемам целевого финансирования эта программа является сегодня, пожалуй, одной из важнейших для российских библиотек.

Следует упомянуть и ряд проектов Министерства образования РФ в области библиотек и, в первую очередь, направленных на создание электронного вузовского ресурса в Интернете, проекты Российской Академии наук и других ведомств.

Ряд крупных библиотек, в первую очередь ГПНТБ России, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, БЕН РАН, а также некоторые областные и республиканские научные библиотеки ведут собственные проекты в области создания и развития общедоступного электронного ресурса и имеют весьма ощутимые результаты.

Следует особенно отметить роль РГБ в области создания ЭБ.

В последнее время многие крупные и, что очень важно, региональные и муниципальные библиотеки особый акцент сделали на создание корпоративных библиотечных систем (сегодня в стране уже 12 крупных библиотечных консорциумов, среднее число библиотек-участниц 15–20). Корпоративные библиотечные системы недавно объединились под эгидой новой профессиональной ассоциации – АРБИКОН (Ассоциация региональных библиотечно-информацион­ных консорциумов).

 

Процесс развития системы ЭБ интенсивно набирает обороты, и это еще одно проявление нашего поступательного движения к информационному обществу. Одно вызывает озабоченность: недостаточно увязаны сегодняшние проекты в области ЭБ с вопросами авторского права и правообладания вообще. Простое игнорирование общемировых подходов в сфере права и необходимости работать в области ЭБ на правовой основе может опять отбросить нас на обочину мирового библиотечно-информационного поля, как это уже случилось в нашей истории с библиографическими форматами. Об этом нельзя забывать (хотя, по мнению немецкого ученого и публициста Вильгельма Швебеля, «забывчивость – лучший способ избавиться от неприятного прошлого»).

Тем не менее сегодня в условиях глобального наступления информационного общества у нас формируется платформа общества гражданского. Эта платформа устойчиво может стоять только на правовом поле.

 

V. Мобильная связь и библиотечные технологии

Пятый, пока еще самый малоизученный и малоиспользуемый компонент информационных технологий в библиотеках – мобильная связь. Сегодня ее использование применительно к библиотекам еще вызывает недоуменный вопрос – а зачем? Ответ прост: три причины как минимум.

Первая. На пространстве СНГ, как и во многих других странах мира (кроме высокоразвитых стран Западной Европы, США и Канады), недостаточно, а во многих странах – плохо развита телекоммуникационная инфраструктура, и с учетом удаленных и труднодоступных районов у нас и в других странах ее никогда нельзя будет сделать хорошей. Там, где нет возможности проложить провод, начинают работать альтернативные каналы связи, и мобильная связь – один из наиболее приемлемых вариантов. Тем более что уже работают протоколы совместимости стандартов мобильной связи с Интернетом.

Вторая. Популярность мобильной связи все нарастает, ее техническая база качественно улучшается и обеспечивает совместимость с современными компьютерными и сетевыми системами.

Третья. Налицо тенденции удешевления тарифов мобильной связи и сравнимости затрат со стационарными телефонными сетями.

Приведу всего лишь несколько примеров, хотя современные публикации пестрят фактами о достижениях.

В середине 2002 г. фирма Sharp начала выпускать телефоны со встроенными фотокамерами, а модель Zaurus HIE25DC уже оснащается операционной системой Linux. В то же время компания Network Computing Devices представила первую модель своего мобильного тонкого клиента – устройство NCD ThinStar Voyager – планшет с жидкокристаллическим 12,1-дюймовым экраном с разрешением 1024х768 пикселей, который также обеспечивает мобильный доступ по беспроводной сети.

В России в 2002 г. число абонентов GSM превысило 5 млн. Если с 1996 по 2000 г. рынок мобильных телефонов ежегодно увеличивался на 60%, то уже в 2001 г. его объем впервые снизился – начинается насыщение и даже перенасыщение отечественного рынка. (Для примера – на Тайвани количество номеров сотовых телефонов больше, чем жителей.)

Главной причиной спада объема продаж мобильных телефонов, по мнению многих аналитиков, помимо насыщения рынка, был дефицит предложения новых возможностей и сервиса. (Кстати, в 2001 г. в мире продано около 400 млн. мобильных телефонов, что на 3,2% меньше, чем в 2000 г.) Производители техники и услуг немедленно бросились искать новые «примочки», способные привлечь внимание клиентов, и таких крупных подходов оказалось два: расширение возможностей пользовательского сервиса и внешней привлекательности: дизайн, игрушки, цветные экраны, мультимедийные средства и т. д.; расширение области применений, в частности развитие информационного сервиса и доступа к Интернету. Последнее очень интересует сегодня разработчиков новых коммуникаций для библиотек.

Идея создания эффективного шлюза между Интернетом и сетями мобильной связи воплощается в жизнь и имеет своих пользователей (библиотеки пока только присматриваются к этим технологиям). Сегодня вместо потерпевшего неудачу WAP-протокола операторы связи и разработчики пока обходятся средствами мобильной почты, и этот сервис оказался очень популярным. Например, корпорация Microsoft заключила соглашение с восемью европейскими операторами мобильной связи из Бельгии, Швейцарии, Дании и других стран, и сообщения пользователей программы MSN Instant  Messenger будут автоматически перенаправляться в виде коротких SMS-сообщений на телефоны абонентов.

В чем же здесь новизна? Такого рода сервис доступен для абонентов многих GSM-операторов, в том числе и российских. Принципиальное отличие, новшество заключается в том, что система обмена данными между Интернетом и сетями мобильной связи действует в обоих направлениях, т. е. ответ по телефону тут же появляется в окне программы InstantMessenger  на компьютере абонента.

Выгоды Microsoft очевидны, так как известно, что американский суд в ходе антимонопольного разбирательства разделил собственно Windows  и интегрированные в Windows прикладные программы, и теперь Microsoft придется вести борьбу на рынке Интернет-приложений без права использования платформы Windows. Даже гиганту Microsoft придется осваивать новые методы, так как конкурентов на этом рынке хватает. Например, аналогичный сервис предлагают Yahoo! и ABL TimeWarner, а самым популярным продуктом этого класса остается ICQ, который, на удивление, все еще бесплатный. Кстати, у Messenger в мире уже 46 млн. пользователей.

Сегодня пока нет эффективных технологий, именно эффективных и надежных для библиотек, чтобы библиотека могла по сотовому каналу легко работать в Интернете. Пока нет – но ведь и Интернет в библиотеках начинался с электронной почты, как и сейчас мобильная связь предлагает SMS-сервис. И у этого сервиса уже много новых приложений.

Пользователи SMS-услуг пока представляют собой небольшую часть потенциального рынка, возникающего на наших глазах вследствие конвергенции возможностей Интернета и сотовых сетей, но на подходе и другие резервы, например популярная служба электронной почты Hotmail, которая, кроме Европы, уже начала работать и в Азии.

Наши страны, как обычно, идут своим путем, но в правильном направлении. Технологии мобильной электронной почты уже более двух лет доступны у нас, развивается сотрудничество между «Вымпелком» и холдингом Рамблер. Начинает развиваться технология MMSMultimedia Messaging Service, позволяющая обмениваться фотографиями, книгами, мелодиями. Интенсивно развиваются банковско-финансовые мобильные технологии; в целом неголосовой сервис даже в неизбалованной связью России уже в 2002 г. составил 2%, а в 2003 г. – 5% среди пользователей МТС. Начинают прослеживаться устойчивые тенденции перехода от уже традиционных SMSк EMSи MMS.

Приближается эра окончательного слияния мобильной телефонии и Интернета, которая имеет под собой еще более реальную почву в связи со скорым переходом на услуги связи третьего поколения 3.

Принятая недавно и Россией концепция создания систем связи третьего поколения – IMT–2000 – предлагает дальнейшее слияние сотовой связи с информационными и компьютерными технологиями, способствует расширению объема и улучшению качества предоставляемых услуг и призвана удовлетворить растущий спрос потребителей в современных услугах передачи информации, включая высокоскоростную связь, работу с видео– и мультимедийными изображениями и, безусловно, доступом в Интернет.

Библиотеки просто обязаны будут взять все это на вооружение и найти свою оптимальную схему работы с технологиями мобильной связи. Это неизбежно – так было на всех этапах появления и развития новых элементов информационных технологий, так будет и сейчас, иначе библиотека не стала бы одним из центральных звеньев создаваемого информационного общества.

 

Вместо заключения

В завершение доклада хочется еще раз сказать о библиотеке, о книге, которая, в какой бы форме она ни читалась или хранилась, все равно, в нее, книгу, всегда нужно будет смотреть, ее нужно будет видеть и слышать. Пусть библиотеки приобретают новые очертания, осваивают новые технологии, применяют Интернет и мобильную связь – все равно книга – одно из чудес, созданных человечеством, и библиотека будут неразрывны.

Мне хочется закончить свое выступление некими мыслями, которые, сформулированы не мною, а нашим замечательным библиотековедом Георгием Поликарповичем Фонотовым и одним из венгерских писателей, но удивительным образом и по смыслу, и даже по стилистике и звучанию совпадают с тем, что я хотел сказать, завершая доклад: «И если люди в чем-то ошибутся и окажутся в несчастье, то “когда-нибудь этому настанет конец, – сказал видный венгерский писатель ХХ века Деже Костолани. – И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначении своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдет ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешевый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которая, чем больше ешь ее, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу мощным; книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей”.

Итак, из книг – в самых разных формах – и состоят ныне библиотеки. Перефразируя слова Н.К. Рериха, посвященные культуре, можно сказать, что там, где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку. Библиотеки – одно из важнейших средств достижения этого, но они же – и его результат».

 

Список литературы

  1. Akeroyd, J. CD–ROM networking // Information Services & Use. 1992. 12(1). P. 55–63.

  2. Andrews, C. Understanding CD–ROM software // CD–ROM Professional. 1990. 3(4). P. 59–62.

  3. Arnold, S.E. Making CD–ROM product winners // Online Review. 1991. 15(5). P. 275–291.

  4. CD–ROM in Libraries: Management Issues/ Ed. by T Hanson and J. Dag. London: Bowker-Saur, 1994. 287 p.

  5. Davis, T. Acquisition of CD–ROM databases for local area networks. Journal of Academic Librarianship. 1993. 19(2). P. 68–71.

  6. Reese J.CD–ROM technology in librarian: implication and considerations// Electronic Library. 1990. Vol 8, № 1. P. 26–30.

  7. Use of optical products in libraries and information centers in Western Europe// D. Raitt, Chig-chin Chen // Electronic Library. 1990. Vol 8, № 1. P. 15–25.

  8. Агаджанян А.С. Две функции Интернет и перспективы его использования для библиотек // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 2. С. 42–46.

  9. Библиотеки России на пороге XXI века. М.: Либерея, 2002. 222 с.

  10. Воройский Ф.С. Рабочее проектирование Корпоративной сети публичных библиотек Москвы – организация работ и их результаты / Ф. С. Воройский, Я.Л. Шрайберг // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Тез. докл. М.: ГПНТБ России, 2001. С. 22–24.

  11. Гончаров С.В Особенности библиотечных Интернет-комплексов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. конф. М., 2002. Т. 1. С. 156–158.

  12. Гордон С.А. CD–ROM: технология и техника мультимедиа // Телекоммуникационное взаимодействие и локальные сети ПЭВМ в библиотечно-информационных технологиях: Сб. науч. тр. ГПНТБ России/. М., 1994. С. 27–33.

  13. Евангели Е. Глобальные коммуникационные инфраструктуры следующего поколения // PC Week / RE. 2003. № 16–17. С. 30–33.

  14. Еременко Т.В. Каталогизация ресурсов Интернета (Опыт библиотек США) // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 5. С. 53–67.

  15. Земсков А.И. Электронные библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2001. 91 с.

  16. Золотова Н.Ю. Организация и обеспечение доступа к ресурсам Интернет (обобщение опыта библиотек США) // Библиотеки за рубежом. М., 2001. С. 20–31.

  17. Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. конф. М., 2002. Т. 1. С. 11–18.

  18. Лазинджер С. Бесплатные библиографические ресурсы в Интернет: Докл. на 64-й Генерал. конф. ИФЛА // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 12. С. 22–31.

  19. Лемон С. Телефонные трубки с фотоаппаратами // Computerworld Россия. 2002. 2 апр.

  20. Литвинова Н. Интернет в библиотеке // Библиотековедение. 1999. № 4–6. С. 40–43.

  21. Майорова А. Короче говоря: Интернет-услуги на рынке мобильной связи // Известия. 2002. 3 июля.

  22. Майстрович Т.В. Синдром CD–ROM // Библиография. – 1996. № 5. С. 3–6.

  23. Майстрович Т.В. Электронные издания на оптических компакт-дисках: технология использования в библиотеках. М.: Либерея, 2001. 64 с.

  24. Оптические диски в библиотечной технологии / Р. Ф. Меняев, А. И. Земсков, Б. В. Денисов // Науч. и техн. б-ки. 1997, № 3. C. 3–15.

  25. Смит Р. Национальные библиографии на CD–ROM: развитие общего подхода // Библиотековедение и библиография за рубежом. Сб. 138–139. М., 1997. С. 59–70.

  26. Фонотов Г.П. Библиотеки – общество – Россия: Исслед. социокультурной среды. М.: Либерея, 2002. 212 с.: ил.

  27. Чачин П. Инфокоммуникации России в 2002 году // PC Week / RE. 2003. № 9. С. 18–20.

  28. Чачин П. Связь и информатизация: итоги года // PC Week / RE. 2001. № 12. С. 20–21.

  29. Чеберко И. Производители телефонов осваивают новые технологии // Коммерсантъ. 2002. 12 марта.

  30. Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий: Ежегод. Докл. Конф. «Крым». М.: ГПНТБ России, 2002. 46 c.

  31. Шрайберг Я.Л. Опыт разработки создания и обслуживания читателей ГПНТБ России проблемно-ориентированными базами данных и базами данных на CD–ROM / Я.Л. Шрайберг, Залужская М.В. // Науч. и техн. б-ки. 1993. № 5. С. 33–55.

  32. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы: Моногр. М.: ГПНТБ России, 2000. 130 с.

  33. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей. М.: Либерея, 2001. 104 c.

  34. Шрайберг Я.Л. Роль библиотек в преобразовании гражданского общества в информационное // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 4. С. 83–92.

  35. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции в автоматизации библиотечно-информационных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. М., 2000. Т. 1. С. 111–114. Перепечатано: Науч и техн. б-ки. 2001. № 1. С. 18–24.

  36. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: Ежегод. пленар. докл. Конф. «Крым». М.: ГПНТБ России, 2001. 44 c. Перепечатано: Науч. и техн. б-ки. 2002. № 1. С. 25–47.

  
На главную