День Министерства
культуры Российской Федерации
на Крымской конференции
Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л.
Министерство культуры
Российской Федерации
Библиотечная политика
В последние годы
обсуждение проблем библиотечной
политики стало обычным явлением. Это
понятие стало все чаще употребляться при
объяснении сложных процессов, происходящих
в библиотечном деле. Феномену библиотечной
политики, еще далеко не изученному,
посвящаются книги, статьи и даже
диссертации.
В данном материале,
написанном для "Библиотечной
энциклопедии", представлена попытка в
краткой форме энциклопедической статьи
очертить контуры этого многогранного
явления, вновь обретшего актуальность в
последние годы. Предлагая в рамках Крымской
конференции этот текст, его авторы
приглашают коллег к дискуссии.
Библиотечная
политика – это деятельность органов
государственной власти и управления,
общественных структур, отдельных
организаций, определяемая их целями и
направленная на организацию и
стимулирование процесса модернизации
библиотек и/или библиотечного дела. Понятие
библиотечная политика
ввела в отечественную профессиональную
литературу Л. Б. Хавкина в работе "Книга и
библиотека" (1918 г.), отметив, что
библиотечную политику не следует
отождествлять с политикой государства, так
как «…библиотека должна закладывать
фундамент общечеловеческой культуры.
Поэтому влияние государственной политики...
придает ее деятельности тенденциозный и
односторонний характер".
В современном
библиотековедении отсутствует научно
обоснованная классификация библиотечной
политики. В то же время существуют подходы к
ее подразделению по нескольким основаниям:
субъектам,
осуществляющим библиотечную политику:
государственная (национальная), в том числе
федеральная и региональная (библиотечная
политика субъекта Российской Федерации,
органов законодательной и исполнительной
власти, отдельных министерств и ведомств);
муниципальная (библиотечная политика
органов местного самоуправления),
общественных организаций (библиотечных и
иных ассоциаций, общественных фондов и пр.);
организаций (в том числе международных) и
учреждений (в том числе библиотек);
территориальным
уровням: международная, общенациональная,
межрегиональная, региональная,
муниципальная, городская, районная и др.;
содержанию
деятельности субъектов, осуществляющих
библиотечную политику: экономическая, в том
числе финансовая, кадровая,
технологическая;
характеру
формирования и реализации:
консервативная (охранительная),
модернизационная, инновационная,
плюралистическая, авторитарная,
демократическая, открытая (прозрачная),
закрытая, активная, пассивная,
революционная, эволюционная, научно
обоснованная, рефлексивная, спонтанная,
последовательная, непоследовательная,
целенаправленная, стимулирующая,
патерналистская, либеральная и т. д.;
характеру
воздействия: прямая, опосредованная;
срокам
реализации: текущая, перспективная или
долгосрочная.
Эффективность библиотечной
политики определяется степенью ее
ресурсного обеспечения (материального,
информационного, административного,
интеллектуального и т. д.), готовностью
общества и профессиональной среды
воспринимать, формировать, реализовывать,
развивать предлагаемую библиотечную
политику.
Наиболее
концентрированно библиотечная политика
проявляется в официальных документах
осуществляющих ее субъектов (законы, указы,
постановления, распоряжения, приказы,
циркулярные письма, программы,
учредительные документы организаций,
манифесты и др.).
Условно зарождение
библиотечной политики в России можно
отнести к периоду издания специальных
актов государства в отношении библиотек в
начале XVIII в. (указы Петра I об учреждении
Библиотеки Российской академии наук, о
передаче исторических документов из
монастырей в библиотеки государственных
учебных заведений; указы Екатерины II
об обязательном экземпляре и об основании
Императорской Публичной библиотеки).
Исторически библиотечная
политика в России связана с цензурной
политикой империи. Так, "Закон о печати"
(1867 г.) ввел разрешительный порядок открытия
библиотек через Министерство внутренних
дел. Усилили надзорные функции "Временные
правила" (1884 г.) и "Правила о бесплатных
народных читальнях и порядке надзора за
ними" (1890 г.), которые действовали вплоть
до 1917 г.
В конце XIX – начале XX вв., кроме
органов государственной власти, активными
субъектами библиотечной политики
выступали органы земского и городского
самоуправления, а также общественные,
филантропические организации, в чьи цели
входило просвещение народа (например
комитеты попечительства о народной
трезвости), различные общественные
библиотечные организации. Земства и
городские думы создали к концу XIX в.
библиотеки во всех губерниях, большинстве
уездных городов и крупных населенных
пунктах.
Существенное место в
библиотечной политике того времени
занимала деятельность меценатов (Ф.Ф.
Павленкова, И.Д. Сытина и др.), жертвовавших
большие суммы на строительство и
содержание библиотек. Таким образом, в
дореволюционной России библиотечная
политика была многосубъектной (полисубъектной).
После 1917 г.
библиотечная политика официально
осуществлялась исключительно органами
партийной и государственной власти в
соответствии с централизованной системой
управления, т. е. стала только
государственной. Какое-то время еще
сохранялась деятельность профессиональных
и иных общественных организаций, однако она
осуществлялась под жестким контролем
партийных и государственных органов власти.
Библиотечная политика в стране стала
моносубъектной.
Первыми документами,
выражающими суть библиотечной политики
советского государства, были декреты 1918 г.
"О постановке библиотечного дела" и
"Об охране библиотек и книгохранилищ
РСФСР", которыми фактически узаконена
национализация библиотечного дела. Частные
библиотеки разрешалось иметь только
крупным деятелям науки и культуры,
оформившим установленные охранные
документы.
Дальнейшее усиление
государственной библиотечной политики
утвердили решения VIII съезда РКП(б) в 1919 г.
"О программе партии" и "О
политической пропаганде и культурно-просветительской
работе в деревне", декрет "О
централизации библиотечного дела в РСФСР"
(1920 г.), которые обеспечили создание сети
библиотек, охватившей большинство
населенных пунктов страны и действовавшей
под государственным контролем.
Методическое
обеспечение библиотечной политики этого
периода осуществляли журналы "В помощь
самообразованию", "Красный
библиотекарь", "Коммунистическое
просвещение" и др. Постановление
Совнаркома РСФСР 1932 г. "О работе массовых
библиотек" предписало
организовать республиканские (АССР),
краевые и областные научные библиотеки в
качестве центров методической работы и
обслуживания массовых библиотек в области
библиографии. В каждом районе
формировались центральные районные
библиотеки с фондом литературы для сети
передвижных библиотек. Тем самым была
укреплена иерархическая система
руководства библиотечным делом. Эту линию
продолжило постановление Совета Министров
РСФСР 1946 г. "О мерах по укреплению
районных и сельских библиотек".
Идеологические
функции библиотек в наибольшей степени
закрепили постановления ЦК ВКП(б) "О
литературной критике и библиографии" (1940
г.), ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в
коммунистическом воспитании трудящихся и
научно-техническом прогрессе" (1974 г.).
Определяющую
роль в формировании библиотечной политики
советского периода сыграли В.И. Ленин, Н.К.
Крупская, значительный вклад в развитие
теории и практики внесли видные
специалисты библиотечного дела К.И. Абрамов,
Ю.В. Григорьев, В.В. Серов, О.С. Чубарьян и др.
Наиболее
значительным итоговым документом
советской библиотечной политики стало "Положение
о библиотечном деле в СССР", утвержденное
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 13 марта 1984 г., которое закрепляло
моноидеологические задачи библиотек (пропаганду
марксизма-ленинизма, преимуществ
социалистического строя, советского образа
жизни и т. п.), а также провозглашало
создание в стране единой системы библиотек.
В
результате социально-политических
преобразований в начале 1990-х гг. вновь
изменилась парадигма библиотечной
политики. Вновь вошел в жизнь сам термин библиотечная
политика. Снова начали возникать и
формироваться разные субъекты
библиотечной политики. Возникли
библиотечные общества и ассоциации.
Региональное звено государственного
управления и органы местного
самоуправления начали вести
самостоятельную политику. Появились
зарубежные и российские организации,
распространяющие свою благотворительную
деятельность на библиотеки, например,
основан Библиотечный благотворительный
фонд. Проблемы формирования и реализации
библиотечной политики явились предметом
профессиональных дискуссий.
К концу XX в. стала
складываться многосубъектная (полисубъектная)
многоуровневая общенациональная
библиотечная политика с заметной
государственной (как федеральной, так и
региональной), муниципальной, общественно-профессиональной
и благотворительной составляющими.
Библиотечная
политика не существует изолированно,
сегодня она может рассматриваться в
соответствии с основными функциями
библиотеки, по меньшей мере, как часть
культурной, образовательной и
информационной политики.
Главным, наиболее
активным и последовательным субъектом
государственной библиотечной политики
является Минкультуры России. Основные
направления библиотечной политики
Минкультуры России определяют два
глобальных фактора: вхождение России в
информационное общество и социально-политические
и экономические преобразования в России.
Цель современной
государственной библиотечной политики –
содействие созданию и функционированию
системы библиотечного обслуживания,
способной обеспечить гражданам
максимально быстрый, полный и свободный
доступ к информации.
К
основным задачам относятся организация и
стимулирование процесса модернизации (реформирования)
библиотек и библиотечного дела в целом,
содействие созданию инфраструктуры
библиотечного дела, реформированию и
развитию профессионального сознания в
русле общемировых тенденций и ценностей
демократического общества, развитию
профессиональных коммуникаций, в том числе
международных.
Основными
документами, которые юридически закрепили
основные идеи государственной
библиотечной политики, стали федеральный
закон "О библиотечном деле" (1994 г.), а
также региональные библиотечные законы,
разработанные на его основе.
Главным
инструментом реализации библиотечной
политики Минкультуры России являются
федеральные целевые программы: "Сохранение
и развитие культуры и искусства в
Российской Федерации" (1992–1996 гг. и 1997–1999
гг.) и "Культура России (2001–2005 гг.)".
Основные направления библиотечной
политики нашли отражение в разделах этих
программ, посвященных библиотекам. В ФЦП
"Культура России (2001–2005 гг.)" выделены
следующие направления:
-
создание и развитие общероссийской
информационно-библиотечной компьютерной
сети ЛИБНЕТ (федеральные и региональные
библиотеки). Внедрение системы
международных машиночитаемых форматов,
разработка и внедрение стандартов и других нормативных
материалов, переход на корпоративные
электронные технологии, создание
библиотечных онлайн-центров. Подключение
региональных библиотек к действующим
компьютерным сетям. Создание электронных
информационных ресурсов и развитие
автоматизированных технологий в
библиотеках субъектов Российской
Федерации;
-
реализация
национальной программы сохранения
библиотечных фондов. Обеспечение
нормативного режима их хранения,
реставрации и консервации. Развитие
федерального и региональных центров
консервации, материально-технической базы
сохранения библиотечных фондов. Создание
страхового фонда документов библиотек и
регистра страховых микрофильмов, его
интеграция в европейский регистр микроформ.
Организация единого распределенного фонда
книжных памятников, создание электронных
изданий книжных памятников;
-
приобретение особо ценной научной и
методической литературы, повышение
качественного состава и эффективности
расходов при комплектовании фондов;
-
осуществление
комплекса мер по адаптации знаний и навыков
библиотечных работников к новым
требованиям путем проведения семинаров,
курсов, конференций (региональных,
общероссийских, международных), в том числе
в федеральных и региональных библиотеках;
-
комплектование и обеспечение
специальными техническими средствами
библиотек для слепых. Выпуск и поставка в
библиотеки для слепых брошюр серии «Круг
чтения», брайлевских малотиражных изданий,
"говорящих книг";
-
организация работы библиотек по
информационной поддержке органов
государственной власти, содействию
местному самоуправлению, а также по
осуществлению правовой реформы.
Обеспечение прав детей, молодежи и
инвалидов на библиотечно-информационное
обслуживание. Осуществление мониторинга
информационно-библиотечного обслуживания
населения. Участие в международных
проектах по развитию библиотечного дела,
конференциях, стажировках, выставках и
других мероприятиях. Поддержка проектов,
направленных на развитие новых форм
деятельности библиотек;
- безопасность музейных и
библиотечных фондов.
|