Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


День Министерства культуры Российской Федерации
на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л.
Министерство культуры
Российской Федерации

Библиотечная политика

В последние годы обсуждение проблем библиотечной политики стало обычным явлением. Это понятие стало все чаще употребляться при объяснении сложных процессов, происходящих в библиотечном деле. Феномену библиотечной политики, еще далеко не изученному, посвящаются книги, статьи и даже диссертации.

В данном материале, написанном для "Библиотечной энциклопедии", представлена попытка в краткой форме энциклопедической статьи очертить контуры этого многогранного явления, вновь обретшего актуальность в последние годы. Предлагая в рамках Крымской конференции этот текст, его авторы приглашают коллег к дискуссии.

Библиотечная политика – это деятельность органов государственной власти и управления, общественных структур, отдельных организаций, определяемая их целями и направленная на организацию и стимулирование процесса модернизации библиотек и/или библиотечного дела. Понятие библиотечная политика ввела в отечественную профессиональную литературу Л. Б. Хавкина в работе "Книга и библиотека" (1918 г.), отметив, что библиотечную политику не следует отождествлять с политикой государства, так как «…библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры. Поэтому влияние государственной политики... придает ее деятельности тенденциозный и односторонний характер".

В современном библиотековедении отсутствует научно обоснованная классификация библиотечной политики. В то же время существуют подходы к ее подразделению по нескольким основаниям:

субъектам, осуществляющим библиотечную политику: государственная (национальная), в том числе федеральная и региональная (библиотечная политика субъекта Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, отдельных министерств и ведомств); муниципальная (библиотечная политика органов местного самоуправления), общественных организаций (библиотечных и иных ассоциаций, общественных фондов и пр.); организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе библиотек);

территориальным уровням: международная, общенациональная, межрегиональная, региональная, муниципальная, городская, районная и др.;

содержанию деятельности субъектов, осуществляющих библиотечную политику: экономическая, в том числе финансовая, кадровая, технологическая;

характеру формирования и реализации: консервативная (охранительная), модернизационная, инновационная, плюралистическая, авторитарная, демократическая, открытая (прозрачная), закрытая, активная, пассивная, революционная, эволюционная, научно обоснованная, рефлексивная, спонтанная, последовательная, непоследовательная, целенаправленная, стимулирующая, патерналистская, либеральная и т. д.;

характеру воздействия: прямая, опосредованная;

срокам реализации: текущая, перспективная или долгосрочная.

Эффективность библиотечной политики определяется степенью ее ресурсного обеспечения (материального, информационного, административного, интеллектуального и т. д.), готовностью общества и профессиональной среды воспринимать, формировать, реализовывать, развивать предлагаемую библиотечную политику.

Наиболее концентрированно библиотечная политика проявляется в официальных документах осуществляющих ее субъектов (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, циркулярные письма, программы, учредительные документы организаций, манифесты и др.).

Условно зарождение библиотечной политики в России можно отнести к периоду издания специальных актов государства в отношении библиотек в начале XVIII в. (указы Петра I об учреждении Библиотеки Российской академии наук, о передаче исторических документов из монастырей в библиотеки государственных учебных заведений; указы Екатерины II об обязательном экземпляре и об основании Императорской Публичной библиотеки).

Исторически библиотечная политика в России связана с цензурной политикой империи. Так, "Закон о печати" (1867 г.) ввел разрешительный порядок открытия библиотек через Министерство внутренних дел. Усилили надзорные функции "Временные правила" (1884 г.) и "Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними" (1890 г.), которые действовали вплоть до 1917 г.

В конце XIX – начале XX вв., кроме органов государственной власти, активными субъектами библиотечной политики выступали органы земского и городского самоуправления, а также общественные, филантропические организации, в чьи цели входило просвещение народа (например комитеты попечительства о народной трезвости), различные общественные библиотечные организации. Земства и городские думы создали к концу XIX в. библиотеки во всех губерниях, большинстве уездных городов и крупных населенных пунктах.

Существенное место в библиотечной политике того времени занимала деятельность меценатов (Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина и др.), жертвовавших большие суммы на строительство и содержание библиотек. Таким образом, в дореволюционной России библиотечная политика была многосубъектной (полисубъектной).

 

После 1917 г. библиотечная политика официально осуществлялась исключительно органами партийной и государственной власти в соответствии с централизованной системой управления, т. е. стала только государственной. Какое-то время еще сохранялась деятельность профессиональных и иных общественных организаций, однако она осуществлялась под жестким контролем партийных и государственных органов власти. Библиотечная политика в стране стала моносубъектной.

Первыми документами, выражающими суть библиотечной политики советского государства, были декреты 1918 г. "О постановке библиотечного дела" и "Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР", которыми фактически узаконена национализация библиотечного дела. Частные библиотеки разрешалось иметь только крупным деятелям науки и культуры, оформившим установленные охранные документы.

Дальнейшее усиление государственной библиотечной политики утвердили решения VIII съезда РКП(б) в 1919 г. "О программе партии" и "О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне", декрет "О централизации библиотечного дела в РСФСР" (1920 г.), которые обеспечили создание сети библиотек, охватившей большинство населенных пунктов страны и действовавшей под государственным контролем.

Методическое обеспечение библиотечной политики этого периода осуществляли журналы "В помощь самообразованию", "Красный библиотекарь", "Коммунистическое просвещение" и др. Постановление Совнаркома РСФСР 1932 г. "О работе массовых библиотек" предписало организовать республиканские (АССР), краевые и областные научные библиотеки в качестве центров методической работы и обслуживания массовых библиотек в области библиографии. В каждом районе формировались центральные районные библиотеки с фондом литературы для сети передвижных библиотек. Тем самым была укреплена иерархическая система руководства библиотечным делом. Эту линию продолжило постановление Совета Министров РСФСР 1946 г. "О мерах по укреплению районных и сельских библиотек".

Идеологические функции библиотек в наибольшей степени закрепили постановления ЦК ВКП(б) "О литературной критике и библиографии" (1940 г.), ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" (1974 г.).

Определяющую роль в формировании библиотечной политики советского периода сыграли В.И. Ленин, Н.К. Крупская, значительный вклад в развитие теории и практики внесли видные специалисты библиотечного дела К.И. Абрамов, Ю.В. Григорьев, В.В. Серов, О.С. Чубарьян и др.

Наиболее значительным итоговым документом советской библиотечной политики стало "Положение о библиотечном деле в СССР", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 г., которое закрепляло моноидеологические задачи библиотек (пропаганду марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического строя, советского образа жизни и т. п.), а также провозглашало создание в стране единой системы библиотек.

 

В результате социально-политических преобразований в начале 1990-х гг. вновь изменилась парадигма библиотечной политики. Вновь вошел в жизнь сам термин библиотечная политика. Снова начали возникать и формироваться разные субъекты библиотечной политики. Возникли библиотечные общества и ассоциации. Региональное звено государственного управления и органы местного самоуправления начали вести самостоятельную политику. Появились зарубежные и российские организации, распространяющие свою благотворительную деятельность на библиотеки, например, основан Библиотечный благотворительный фонд. Проблемы формирования и реализации библиотечной политики явились предметом профессиональных дискуссий.

К концу XX в. стала складываться многосубъектная (полисубъ­ектная) многоуровневая общенациональная библиотечная политика с заметной государственной (как федеральной, так и региональной), муниципальной, общественно-профессиональной и благотворительной составляющими.

Библиотечная политика не существует изолированно, сегодня она может рассматриваться в соответствии с основными функциями библиотеки, по меньшей мере, как часть культурной, образовательной и информационной политики.

Главным, наиболее активным и последовательным субъектом государственной библиотечной политики является Минкультуры России. Основные направления библиотечной политики Минкультуры России определяют два глобальных фактора: вхождение России в информационное общество и социально-политические и экономические преобразования в России.

Цель современной государственной библиотечной политики – содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации.

К основным задачам относятся организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом, содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела, реформированию и развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества, развитию профессиональных коммуникаций, в том числе международных.

Основными документами, которые юридически закрепили основные идеи государственной библиотечной политики, стали федеральный закон "О библиотечном деле" (1994 г.), а также региональные библиотечные законы, разработанные на его основе.

Главным инструментом реализации библиотечной политики Минкультуры России являются федеральные целевые программы: "Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации" (1992–1996 гг. и 1997–1999 гг.) и "Культура России (2001–2005 гг.)". Основные направления библиотечной политики нашли отражение в разделах этих программ, посвященных библиотекам. В ФЦП "Культура России (2001–2005 гг.)" выделены следующие направления:

  • создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (федеральные и региональные библиотеки). Внедрение системы международных машиночитаемых форматов, разработка и внедрение стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных онлайн-центров. Подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям. Создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации;

  • реализация национальной программы сохранения библиотечных фондов. Обеспечение нормативного режима их хранения, реставрации и консервации. Развитие федерального и региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения библиотечных фондов. Создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников;

  • приобретение особо ценной научной и методической литературы, повышение качественного состава и эффективности расходов при комплектовании фондов;

  • осуществление комплекса мер по адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым требованиям путем проведения семинаров, курсов, конференций (региональных, общероссийских, международных), в том числе в федеральных и региональных библиотеках;

  • комплектование и обеспечение специальными техническими средствами библиотек для слепых. Выпуск и поставка в библиотеки для слепых брошюр серии «Круг чтения», брайлевских малотиражных изданий, "говорящих книг";

  • организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, содействию местному самоуправлению, а также по осуществлению правовой реформы. Обеспечение прав детей, молодежи и инвалидов на библиотечно-инфор­мационное обслуживание. Осуществление мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения. Участие в международных проектах по развитию библиотечного дела, конференциях, стажировках, выставках и других мероприятиях. Поддержка проектов, направленных на развитие новых форм деятельности библиотек;

  • безопасность музейных и библиотечных фондов.
  
На главную