Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Кузьмин Е.И., Демидов А.А.
Российский комитет программы ЮНЕСКО
«Информация для всех», Москва

О программе ЮНЕСКО «Информация для всех»

Цели и задачи

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» родилась в 2000 г. в результате слияния двух важнейших программ ЮНЕСКО прошлого десятилетия: «Общей программы по информации» и «Межправительственной программы по информатике». Она создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.

Одна из главных целей программы – разработка инструментария и последующая эффективная реализация базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Основной предмет программы – информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Ведь именно от людей зависит, каким путем будет развиваться человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди, особенно в развивающихся странах (а Россия – одновременно и развитая, и развивающаяся страна), должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах. Каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации.

Программа «Информация для всех» формулирует глобальные цели информационного развития мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий, определяет общую для всех стран стратегию, методы и инструментарий для строительства правового и свободного информационного общества.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным программе «Информация для всех», она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО – повсеместно способствовать развитию образования для всех, свободному обмену информацией и знаниями и увеличению средств коммуникации между людьми.

Программа должна также содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными. Почему именно на этом делается сильный акцент? Потому что очень часто конфликты возникают именно из-за того, что люди неинформированные не понимают людей информированных, необразованные – образованных. Чаще всего именно из-за этого в обществе не достигается консенсуса и теряются время и возможности для успешного устойчивого развития. В этом же кроются опасности и угрозы конфликтов на этнической, экономической, идеологической, культурной и религиозной почве.

Само название программы – «Информация для всех» – ориентирует международное сообщество на новые глобальные цели и вполне определенные действия – способствовать повышению информационной культуры, строить национальную информационную политику и инфраструктуру так, чтобы свести к минимуму опасный разрыв между информационно богатыми и информационно бедными.

Приоритетные направления программы – работа со всеми другими программами ЮНЕСКО, тесное сотрудничество с организациями системы ООН, государственными, межправительственными и неправительственными организациями, коммерческими структурами.

Цели программы:

  • создание платформы для всеобщего доступа к информации;

  • участие в создании элементов глобального информационного общества;

  • анализ этических, правовых и иных социальных последствий развития информационных и коммуникационных технологий;

  • создание рамок для международного и регионального сотрудничества;

  • развитие общих стратегий, методов и инструментария для построения правового и свободного информационного общества.

Задачи программы:

  • поощрение и расширение доступа к информации с помощью ее организации, перевода в электронную форму (оцифрования) и защиты;

  • развитие международной рефлексии и дискуссии по этическим, правовым и иным общественным угрозам и вызовам в информационном обществе;

  • содействие тренингу, непрерывному образованию и обучению в сфере информации и информатики;

  • продвижение использования международных стандартов и передового опыта в сфере информации и информатики в пределах компетенции ЮНЕСКО;

  • продвижение сетевого взаимодействия в сфере информации и знаний на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Программа «Информация для всех» состоит из 5 основных разделов:

  1. Развитие информационной политики на международном, региональном и муниципальных уровнях;

  2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информации;

  3. Усиление роли специально созданных и связанных с ними организаций в обеспечении доступа к информации;

  4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента;

  5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

ЮНЕСКО заявляет, что необходимо последовательно и без всяких исключений инкорпорировать все социально-культурные и этические аспекты и содействовать преодолению цифрового разрыва, ставя развитие человека в центр всех задач. В этих рамках будут решаться четыре стратегические задачи:

  • согласование общих принципов, лежащих в основе общества знаний;

  • расширение возможностей получения образования путем обеспечения доступа к его разнообразным формам и системам;

  • укрепление возможностей научных, исследовательских, культурных обменов и передачи информации;

  • содействие использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целях укрепления человеческого потенциала, наделения людей большими правами и возможностями, благого управления и более широкого участия в жизни общества.

С помощью программы «Информация для всех» ЮНЕСКО предлагает активизировать процесс глобального анализа задач, проблем и конечных целей информационного общества. Эта деятельность будет заключаться в сборе и распространении актуальной информации, содействии обсуждению междисциплинарных вопросов и спорных проблем с целью достижения согласия в отношении принципов, применимых к киберпространству, таких, как гарантия доступности информации; применимость законодательства об интеллектуальной собственности к объектам в Интернете; пределы допустимости вмешательства государства в информационные отношения в бизнесе и обществе; информационная безопасность; соотношение моральных, религиозных, корпоративных и правовых регуляторов в противодействии распространению асоциальной информации, и многих других вопросов.

Формулируя цели информационного развития в интересах человека, необходимость его интеграции в общество и участие в жизни государства, ЮНЕСКО предлагает всем странам участвовать в разработке этой общей стратегии. Государства – члены ЮНЕСКО должны развивать свою национальную информационную политику с учетом мировых рекомендаций и тенденций, совместно формировать международную политику, включая политику сотрудничества.

С полным текстом программы ЮНЕСКО «Информация для всех» можно познакомиться на сайте Российского комитета программы www.ifap.ru в разделе «Официальные документы».

Подробная информация о программе «Информация для всех» и ее реализации:

 

Реализация программы ЮНЕСКО
«Информация для всех» в России

Осенью 2000 г. в соответствии с рекомендациями Межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Россия первой из государств – членов ЮНЕСКО создала в рамках рассматриваемой программы национальный орган, куда вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ.

Главная задача Комитета состоит в том, чтобы способствовать выработке современной, социально-направленной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его потенциала, знаний и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.

Комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Благодаря его деятельности Россия узнает о развитии международной политики и системе взглядов в рассматриваемой области, участвует и оказывает влияние на выработку международного консенсуса, а ЮНЕСКО узнает о том, что происходит в России.

Это взаимопроникновение происходит через реализуемые Комитетом мероприятия (конференции, семинары, исследования), издание актуальных материалов, создание экспертных советов и т. п. Например, участвуя в организации обсуждения в России проектов таких базовых документов ЮНЕСКО, как «Рекомендации о развитии и использовании многоязычия в Интернете и всеобщем доступе к киберпространству», а также «Хартия сохранения цифрового наследия», Российский комитет подготавливает условия для создания эффективного и приемлемого для страны механизма интеграции в глобальное информационное общество и построение общества знаний.

Комитет считает, что для выработки правильной стратегии деятельности по построению информационного общества в России, необходимо оценить и понять идеологию ЮНЕСКО, приложить ее к реалиям и возможностям России и на основании полученных данных формировать политику. Разумеется, ЮНЕСКО не может и не ставит своей целью создать за граждан России грамотную, понятную, популярную и поддерживаемую населением политику информатизации в России. Это могут сделать только сами россияне, используя инструменты, которые создали передовые страны и ЮНЕСКО как собиратель и фиксатор их лучшего и худшего опыта, выразитель интересов всех стран. Для этого необходимо провести сравнительный анализ Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Если рассматриваемые документы в чем-то совпадают – это прекрасно. Совпадающие положения нужно безоговорочно реализовывать и развивать. Если же положения Доктрины и программы в чем-то не совпадают, то нужно понять – в чем и почему? Это цели и задачи Российского комитета и самой программы ЮНЕСКО.

Необходимо помнить, что при построении собственной информационной политики России следует учитывать и задачу участия государства в формировании информационной политики в рамках Совета Европы, Содружества Независимых Государств, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, Шанхайской шестерки, Союза Белоруссии и России и т. д.

Участие России в построении глобального информационного общества должно заключаться в конкретных шагах, кропотливой ежедневной работе по созданию элементов информационного общества и общества знаний на всех уровнях и для каждого человека. Без этого сегодня практически невозможно ни построение правового государства и гражданского общества, ни создание условий для эффективного функционирования цивилизованной экономики.

Одна из главных задач Российского комитета – помочь россиянам уяснить, что цели ЮНЕСКО – это наши цели и наша стратегия. Наша беда, что мы мало учитываем и практически не используем опыт, накопленный другими странами.

Неверно думают многие, что у нас нет государственной информационной политики. Она есть! Каждое федеральное ведомство, большинство региональных администраций и муниципалитетов проводят ту или иную информационную политику. Другое дело, что наша общая национальная политика похожа на лоскутное одеяло, не всегда последовательна, скоординирована, сбалансирована и выверена. В ней плохо, с точки зрения рядового гражданина, прописаны цели информатизации, а именно к этому ЮНЕСКО призывает все страны. Нет критериев оценки этой политики с точки зрения эффективности, нет привычных и понятных человеку лозунгов, нет механизмов согласования интересов ведомств, регионов, социальных групп, нет механизмов ее реализации и финансирования.

Все это происходит на фоне высокой динамики развития информационной сферы, множества примеров позитивных решений и на политическом, и на социальном уровнях. Число персональных компьютеров, количество пользователей Интернета, качество телекоммуникаций с каждым годом повышаются, опережая темпы экономического развития страны. Создаются современные отечественные информационные системы. Имеются яркие примеры формирования инфраструктуры для ИКТ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что сегодня в этом лидируют органы власти субъектов Российской Федерации, бизнес-структуры и общественные организации.

Российский комитет приступил к реализации в России программы «Информация для всех» с 2001 г. При поддержке Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства создан проект Научно-исследова­тельского института информационных технологий социальной сферы.

Цель этого проекта – изучение проблемы, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической ее оценки, умения ее создавать в традиционном и электронном виде.

В рамках проекта выполнено первое в своем роде базовое исследование «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» и на его основе издательством «Школьная библиотека» выпущена в свет монография.

Необходимо отметить, что прогрессивное мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб как эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

Роль библиотек в современной России постепенно начинают осознавать и федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, которое все больше воспринимают библиотеки как своих деловых партнеров, как информационно-ресурсные центры, способные взять на себя решение социально значимых задач. В качестве примеров можно привести администрации Смоленской, Пермской областей, Республики Саха (Якутия) и ряда других регионов, где информатизация органов власти и местного самоуправления идет параллельно с информатизацией библиотек с четким разделением сфер ответственности. Органы власти помогают в решении вопросов технического и материального обеспечения сети общедоступной информации и обеспечивают актуализацию массивов официальной информации, а библиотеки систематизируют указанную информацию и обеспечивают доступ к ней населения.

Одним из узловых элементов в реализации программы ЮНЕСКО «Информация  для всех» является укрепление сотрудничества с коммерческими структурами, активно влияющими на формирование информационной политики в России. Складывающееся сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, а также с одним из ведущих производителей и распространителей правовой информации в России – информационно-правовым консорциумом «Кодекс» – первые шаги на этом пути. Российский комитет намерен и далее проводить заявленную ООН и ЮНЕСКО политику сближения частного сектора, гражданского общества и других заинтересованных сторон на пути построения глобального информационного общества.

Не менее значимо участие общественных организаций и СМИ в реализации мероприятий программы ЮНЕСКО «Информация для всех». К глубокому сожалению, в России сегодня практически невозможно получить полную и актуальную информацию о том, какие проекты в области информатизации реализуются общественными и иными некоммерческими организациями и какие информационные ресурсы ими создаются и находятся в открытом доступе. И здесь главное – не создание инструментария для общественного контроля за эффективностью реализуемых проектов, а возможность для максимально широкого круга людей воспользоваться создаваемыми информационными ресурсами.

Зарубежные и российские грантодатели активно поддерживают проекты, направленные на создание условий по улучшению общественного доступа к информации. Особенно интересен опыт проектов, поддержанных НК ЮКОС, ТАСИС, Советом Европы, фондами Сороса, Форда, Макартуров, Советом по международным исследованиям и обменам (США), Британским Советом, Институтом Гете, Германским фондом международного правового сотрудничества, посольствами Великобритании, Нидерландов, США, Франции, ФРГ и др. Но систематизированной информации о результатах, полученных в результате реализации указанных проектов, к сожалению, нет. Российский комитет видит здесь одно из направлений своей деятельности.

Отдельным направлением своей деятельности Российский комитет намерен обозначить сотрудничество между национальными информационными системами и сетями в интересах развития регионов, решения задач, связанных с цифровыми технологиями, развития инфраструктуры в областях компетенции ЮНЕСКО.

 

Об участии Российского комитета программы ЮНЕСКО
«Информация для всех» в формировании международной
и национальной информационной политики

Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в пределах своей компетенции участвует в формировании информационной политики на национальном и международном уровнях. Комитетом создан и поддерживается сайт «Программа ЮНЕСКО “Информация для всех” в России» www.ifap.ru. Это первый национальный ресурс по программе «Информация для всех», представленный на официальном портале ЮНЕСКО http://portal.unesco.org.

На сайте отражается информация о программе, составе комитета, его деятельности, содержатся тексты действующих документов, касающихся реализации программы «Информация для всех», а также тексты разрабатываемых и обсуждаемых ЮНЕСКО базовых документов, отражающих проблематику построения глобального информационного общества.

Хартия сохранения цифрового наследия

В апреле 2002 г. в Париже Межправительственный совет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» рассмотрел вопрос о подготовке Международной хартии о сохранении цифрового наследия. Документ подготовлен для ЮНЕСКО Европейской комиссией по вопросам сохранения и доступа и обозначает узловые вопросы проблемы.

Значительная часть мировых информационных ресурсов существует в цифровом виде и хранится в самых разных форматах. Это тексты, базы данных, звукозаписи, фильмы, изображения и т. д. Перед учреждениями культуры, на которые традиционно возлагаются задачи сбора и хранения культурного наследия, а также перед архивами, учреждениями образования и науки встает весьма непростой и уже сегодня насущный вопрос: какие из оцифрованных материалов должны быть сохранены для будущих поколений и каким образом их следует отбирать и сохранять?

С появлением цифровых СМИ образовалась новая сложная среда. Обновились не только сами средства массовой информации, но коренным образом изменились содержание и средства их распространения. И здесь перед государством и обществом возникает проблема: информацию каких электронных СМИ хранить и каким образом?

В связи с этим возникла необходимость срочно определить четкие рамки, позволяющие облегчить усилия по сбору, классификации и сохранению новых элементов культурного наследия. Исходя из этого, ЮНЕСКО приступила к разработке руководящих принципов, определению задач и ответственности в области цифрового наследия, которые должны лечь в основу Международной хартии о сохранении цифрового наследия.

Одним из узловых моментов этой проблемы является необходимость либо адаптации существующих правовых рамок, либо их расширения и изменения, чтобы они могли применяться для новой цифровой среды. В первую очередь речь идет о законодательстве в области интеллектуальной собственности.

Эти и многие другие проблемы, поднимаемые в проекте Хартии, актуальны и для российской действительности.

Российский комитет не только разместил этот документ на своем сайте, организовал его обсуждение в онлайн-режиме в формате форума, но и инициировал размещение проекта Хартии на сайтах своих партнеров – Минкультуры России, Союза журналистов России, ведущих российских библиотек (РГБ и РНБ), программы ЛИБНЕТ.

О подготовке этого важного международного документа Российский комитет проинформировал участников ряда общероссийских и международных конференций соорганизатором которых он выступал.

По инициативе Российского комитета 29 мая 2002 г. на заседании Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и информации рассмотрен вопрос «О проекте Хартии о сохранении цифрового наследия». В результате обсуждения задача сохранения цифрового наследия была признана важной и актуальной для России, а ее решение – требующим комплексного подхода, в том числе в рамках ФЦП «Электронная Россия». Принято решение просить уполномоченные федеральные органы и организации создать представительную комиссию специалистов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия. Межведомственный экспертный совет по вопросам сохранения цифрового наследия создан в августе 2002 г.

В ходе проведенных экспертиз и обсуждения Российский комитет констатировал, что разработкой проекта Хартии сохранения цифрового наследия ЮНЕСКО квалифицированно и последовательно продолжает создание механизмов эффективной реализации Окинавской хартии, и высказал ряд принципиальных предложений по тексту документа.

По мнению некоторых российских специалистов, декларативный характер Хартии, формулирующей общие принципы и цели, не сможет способствовать максимально эффективному решению реальных проблем сохранения уже имеющегося цифрового наследия. Существующий информационный разрыв не позволит всему мировому сообществу, всем национальным институтам единообразно решать проблемы сохранения цифрового наследия по причинам экономического, информационно-технологического, кадрового и правового характера. В связи с этим предлагается максимально четко сформулировать в Хартии или развивающих ее документах нормы-предписания, нормы-принципы и презумпции, а также наметить общие направления деятельности национальных законодателей по узловым вопросам сохранения цифрового наследия.

Позиция России учтена ЮНЕСКО, что зафиксировано в ходе проведения второй сессии Межправительственного совета программы «Информация для всех» в апреле 2003 г. в Париже.

Обсуждение проекта Хартии продолжается.

 

Рекомендации о развитии и использовании многоязычия
и всеобщем доступе к киберпространству

Помимо разработки Хартии сохранения цифрового наследия в арсенале ЮНЕСКО имеется еще ряд проектов, направленных на построение глобального информационного общества.

Одним из них является разработка «Рекомендаций о развитии и использовании многоязычия в Интернете и всеобщем доступе к киберпространству», направленных на поиск международного консенсуса по ряду общих принципов, способствующих развитию, сохранению и распространению информации на всех языках с использованием всех алфавитов. Предполагается, что это поможет решить некоторые проблемы с обеспечением равноправного и широкого доступа к информационным сетям и информации. В проекте Рекомендаций особо подчеркивается необходимость проведения анализа указанных вопросов в постоянном режиме на международном уровне.

Российский комитет организовал обсуждение проекта Рекомендаций с привлечением ведущих российских экспертов, представляющих органы государственной власти, ведущие российские библиотеки, архивы, учреждения культуры, образования, общественные организации и частный сектор. Проект размещен на сайте Российского комитета для широкого обсуждения в режиме Интернет-форума.

Для России так же, как для Китая и Индии, формирующих большую часть мирового языкового пространства, поощрение многоязычия актуально не только с точки зрения решения политических, экономических, социальных и культурных проблем межэтнического общения в полиэтнических средах. Едва ли не в первую очередь это важно для сохранения и развития языков как фундамента культурного наследия разных стран, а стало быть, и всего мирового сообщества.

Сегодня решение проблем многоязычия лежит в плоскости сохранения и развития существующего многоязычия с использованием средств и методов ИКТ, позволяющих ориентироваться в потоках информации на других языках. Практика международного сообщества делить языки на общепринятые, официальные и иные вызвана в свое время целым рядом причин, в первую очередь экономических и политических. Попытки придать сегодня одному-двум языкам статус всемирных могут привести к еще большему углублению информационного разрыва, когда целые народы будут исключены из числа пользователей мирового культурного наследия по признаку языкового неравенства.

Обсуждение проекта Рекомендаций продолжается.

 

Обсуждение проблем доступа к информации в России

Российский комитет уделяет большое внимание изучению состояния доступности информационных ресурсов в нашей стране, в первую очередь доступности официальной информации. На первом этапе изучались и оценивались законодательство и правоприменительная практика по рассматриваемой проблеме. На втором этапе предполагается провести ряд публичных мероприятий по формированию консенсуса о доступе к информации с привлечением авторитетных экспертов, политиков, уполномоченных представителей органов государственной власти, бизнеса, общественности.

25–26 июня 2002 г. в Москве прошел Всероссийский форум «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации», организованный Минкультуры России, ФАПСИ, Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Российским фондом правовых реформ и Российской государственной библиотекой. Участники форума, представлявшие все ветви государственной власти федерального и регионального уровней, учреждения культуры, образования, общественные и международные организации, бизнес-сообщество и средства массовой информации, рассмотрели вопросы сотрудничества власти и общества в решении комплекса проблем формирования правового государства и гражданского общества.

Основное внимание уделено проблемам публичного доступа населения к официальной информации в Российской Федерации, в частности реализации Межведомственной программы по созданию общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек.

В качестве первоочередных шагов по решению проблем публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации форум предложил:

  • усиление межведомственной и межрегиональной координации работ по доступу к правовой информации как основополагающему элементу формирования правового государства и гражданского общества;

  • ускорение разработки и принятия федерального закона, обеспечивающего механизм реализации конституционной нормы, гарантирующей каждому право на доступ к информации;

  • проведение на федеральном уровне координационного совещания представителей органов государственной и муниципальной власти по вопросам обеспечения доступа населения к правовой информации;

  • включение Межведомственной программы по созданию сети центров правовой информации в ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» в качестве механизма создания пунктов публичного доступа к информации в бюджетных организациях, в первую очередь в общедоступных библиотеках;

  • изучение и распространение опыта Смоленской, Пермской, Брянской областей, С.-Петербурга и Республики Саха (Якутия) в решении вопросов доступа к правовой информации, обращая особое внимание на доступ к информации о судебной практике;

  • презентацию в ЮНЕСКО программы по созданию публичных центров правовой информации как примера позитивного опыта России в строительстве правового и свободного информационного общества;

  • создание общероссийского информационного портала, облегчающего доступ к информационно-правовым ресурсам;

  • создание системы сводного тематического планирования выпуска юридической литературы;

  • освещение в печатных и электронных СМИ опыта работы центров правовой информации как инструмента правового просвещения.

Решение форума доведено до руководителей всех ветвей и уровней власти, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций и средств массовой информации.

Необходимо отметить, что в ходе проведения второй сессии Межправительственного совета программы «Информация для всех» в апреле 2003 г. в Париже успешно выполнено положение Форума в части презентации в ЮНЕСКО программы по созданию публичных центров правовой информации как примера позитивного опыта России в строительстве правового и свободного информационного общества. Результаты презентации и вопросы дальнейшей работы по организации доступа к информации детально рассмотрены на специальной секции в рамках Конференции «Крым – 2003».

 

Международная обсерватория
по вопросам информационного общества

В рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (раздел № 1 «Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях») создана международная онлайновая Обсерватория по вопросам информационного общества http://www.unesco.org/webworld/observatory/index.shtml, которая призвана осуществлять наблюдение за международной, региональной и национальной информационной политикой, а также обеспечивать форум для международных дебатов по проблемам равного и всеобщего доступа к информации.

Эта структура действует с 2001 г., отслеживает официально принятые законы, рабочие планы и политику, освещает деятельность ведущих учреждений и организаций, национальные и международные мероприятия, связанные с информационным обществом. Ее основная задача состоит в распространении информации о развитии этической, правовой и социальной проблематики в киберпространстве и в содействии разработке политики в области ИКТ.

Основное направление деятельности Обсерватории – помощь в продвижении лучшего международного и национального опыта планирования и реализации информационной политики.

Исходной предпосылкой к развитию мониторинга информационной политики является то, что доступ к информации в мире не является равным и всеобщим. Ведущие аналитики утверждают, что задача осуществления мониторинга информационной политики сегодня актуальна для всего мирового сообщества. Для России она актуальна вдвойне в силу ее географической протяженности, высокой экономической и социокультурной неоднородности, достаточно неразвитых, часто морально и физически устаревших сетей передачи данных, некачественности, неразвитости и нестабильности информационного законодательства.

Российский комитет считает, что представленный на портале Обсерватории российский ресурс пока не в полной мере отражает реальное состояние информационной политики страны www.unesco.org/webworld/portal_observatory/Action_Plans_-_Policies/Europe/Russia/. Комитет ведет работы по поиску и организации максимально полной и качественной информации в этой области.

Используя этот опыт и руководствуясь положениями программы (раздел № 3 «Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации») в части создания портала ЮНЕСКО для доступа к информационным учреждениям и организациям во всем мире, Российский комитет выступил с инициативой создания в дальнейшем российского портала «Информация для всех».

Этот проект может стать важным элементом информационной политики России на международном и национальном уровнях, ориентированным на выполнение задачи равноправного доступа к информационным сетям и службам в рамках национальной стратегии всеобщего доступа, с указанием системы ссылок на учреждения, служащие обществу в деле обеспечения всеобщего доступа к Интернету и его использования в целях развития.

  
На главную