Научные и технические библиотеки №1 2004 год
Содержание:

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2003»

Павлова Н.П. Юбилей Крымского форума – объять необъятное

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя


День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции

Кузьмин Е.И., Манилова Т.Л. Библиотечная политика

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Красильщикова В.М., Манилова Т.Л., Мельникова Л.П., Николаева В.К., Усачев М.Н., Шахова Н.В. Реализация государственной библиотечной политики Министерством культуры Российской Федерации в 2002 – начале 2003 гг.

Николаева В.К. Государственное проектное финансирование в области библиотечного дела: некоторые итоги и перспективы развития

Кузьмин Е.И., Демидов А.А. О программе ЮНЕСКО “Информация для всех”

Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А., Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы


День российско-германского сотрудничества в области научно-технической информации и документации

Еронина Е.А., Чепурная Т.С. Информационные ресурсы ГПНТБ России и УБ/ТИБ г Ганновера Сотрудничество в интересах пользователей

Молотков Л.И. О сотрудничестве МЦНТИ с Международной сетью научной и технической информации STN International

Маковий В.Д. Автоматизированные системы доставки документов TIBORDER и SUBITO (Германия): новые возможности для российских пользователей


Секция 1. Мировая информационная инфраструктура и международное сотрудничество

Монтвилов В. Многоязычие в информационном обществе

Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И. Федеральные научно-технические программы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и поддержка библиотек: десятилетний опыт ГПНТБ России

Чепурная Т., Хаземанн К. Инфраструктура проекта ИНТАС Новый проект для поддержки доступа к электронным журналам

Урмурзина К.Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (по итогам Крымских конференций)


Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС

Баранов В.Л. Открытость библиотечных систем

Мартынов М.В., Астапенко Т.С. Методическое и техническое обеспечение создания компьютерной сети районных библиотек

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Представляем
новое издание


Кузьмин Е.И., Дубровина Л.А.
Минкультуры России,

Кузнецова Т.Я.
АПРИКТ

Дополнительное профессиональное
библиотечное образование:
подходы к формированию системы

В Российской Федерации насчитывается около 130 тыс. библиотек, в том числе 49 тыс. публичных и научных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России (9), региональных органов культуры (282) и муниципалитетов (48,6 тыс.). В библиотеках работают около 180 тыс. человек, из них в публичных библиотеках – 126 тыс.

Во всем мире библиотеки всех ведомств, всех типов и уровней тесно взаимодействуют между собой в вопросах комплектования и хранения фондов, их каталогизации и организации обслуживания населения. В совокупности библиотеки образуют многоуровневую и во многом иерархическую систему, которая в век информационных технологий трансформируется в единый механизм: неблагополучие в какой-либо его части отражается на деятельности других, если не всех его структур.

В последнее десятилетие в России почти в 12 раз сократился прием на библиотечные факультеты профильных высших и средних специальных учебных заведений. После их окончания в лучшем случае 7–10 % выпускников идут работать в библиотеки (основная причина – низкие зарплаты).

В этой ситуации сохранение кадрового ресурса отрасли и даже его определенный рост (за последние годы на 3,5% – за счет региональной составляющей) осуществляется в основном благодаря приему на работу специалистов без библиотечного образования: филологов, историков, программистов, инженеров, психологов, социологов, медиков, специалистов сельского хозяйства, военных и т.п.

Такое положение, с одной стороны, определяется неблагоприятной обстановкой на рынке труда, а с другой – возможностью для людей с иным образованием реализовать свой потенциал именно в библиотеках, ставших на путь модернизации. Для этих людей овладение профессиональным мастерством возможно главным образом в системе дополнительного образования (переподготовки). Для них это главный, а часто и единственный шанс адаптироваться к изменившимся условиям жизни, гарантия социальной защиты и будущего карьерного роста.

Не менее важна роль дополнительного профессионального библиотечного образования (далее – дополнительное образование) в восполнении недостатка знаний у молодых специалистов, вызванного разрывом между достаточно инерционным образовательным процессом в средней и высшей школе и динамично развивающейся библиотечной практикой.

Современный мировой и российский опыт свидетельствует, что в эпоху электронных коммуникаций библиотекарь должен стать не только хранителем книг, знатоком литературного процесса и читательских потребностей, но также и специалистом в области новых цифровых технологий, навигатором в электронных ресурсах Интернета, проводником информационной культуры и универсального научного знания, менеджером и маркетологом в информационно-библиотечной сфере, активным субъектом книгоиздательского и книготоргового рынка.

Именно в связи с этим возникает острая потребность в постоянном оперативном расширении и принципиальном обновлении профессиональных знаний, умений и навыков работников библиотек. Сегодня это возможно только в рамках дополнительного образования. Поэтому оно и становится центром отраслевой образовательной системы, ее наиболее востребованным элементом.

Дополнительное образование является одним из основных инструментов реорганизации и модернизации библиотечного дела в целом. Это площадка освоения новых идей, концепций, технологий; в его недрах аккумулируется инновационный библиотечный опыт, который затем транслируется и внедряется в практику.

* * *

Изменившиеся социально-экономические условия создали потребность в библиотекарях более высокой квалификации, объективную необходимость регулярного повышения их квалификации и переподготовки, что привело к созданию в 1990-е гг. новой разветвленной и разноуровневой системы дополнительного образования, гораздо более сложной, динамичной и принципиально отличающейся от той, которая эффективно функционировала в советское время.

Сегодня эта система состоит из следующих звеньев:

федеральный уровень –

учреждения высшего и дополнительного образования: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Институт повышения квалификации информационных работников, Московский государственный университет культуры и искусств, Кемеровская государственная академия культуры и искусств, Казанская государственная академия культуры и искусств, Пермский государственный институт искусств и культуры, Самарская государственная академия культуры и искусств и др.;

федеральные библиотеки: Российская государственная библиотека – Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов; Российская национальная библиотека – Учебный центр; Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино – Учебный центр «Школа Рудомино»; образовательные структуры при федеральных библиотеках других ведомств: ГПНТБ России, ЦНСХБ и др.;

межрегиональный уровень –

центры непрерывного образования – Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ Сибирского отделения РАН в Новосибирске, Центр профессионального развития библиотечных работников Дальневосточного региона на базе Дальневосточной государственной научной библиотеки в Хабаровске;

зональные библиотеки университетов Минобразования России;

региональный уровень –

курсы повышения квалификации работников культуры и искусства, учебно-методические центры и центры непрерывного образования при органах управления культуры субъектов Российской Федерации;

центральные библиотеки регионов России (национальные, краевые, областные универсальные научные, детские и юношеские, библиотеки для слепых);

инновационные образовательные структуры различной ведомственной принадлежности: Региональный инновационный центр при Главном управлении культуры и искусства Омской области, Школа андрагогики Псковской региональной ассоциации образования взрослых, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан и др.;

муниципальньй уровень –

центральные городские и районные библиотеки.

Возникновение этой системы продиктовано самой жизнью и не сопровождалось целенаправленной финансовой и методической поддержкой государства. Значительную помощь программам и проектам по дополнительному образованию библиотекарей оказывали международные организации и фонды – главным образом Фонд Сороса, при поддержке ко­торого в десятках центральных региональных библиотек созданы тренинг-центры по управлению процессом перемен.

За это время сформировались и окрепли группы и объединения специалистов-новаторов по разным направлениям деятельности внутри самого библиотечного сообщества. В рамках Российской библиотечной ассоциации возникла и активно работает Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Цель ее деятельности – выявление, анализ и обобщение имеющейся практики, а также формирование соответствующих программ. Секция инициировала разработку Концепции дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации, которая принята на VII Ежегодной конференции РБА (май 2002 г.).

Большую работу по содействию профессиональному росту молодых специалистов и закреплению их в библиотеках ведет Библиотечный благотворительный фонд.

С начала 1990-х гг. Минкультуры России принимало активное участие в этих процессах, во многом само их инициировало, но из-за жесткого дефицита средств не имело возможности оказывать серьезную финансовую поддержку.

Лишь с принятием федеральной целевой программы «Культура России (2001–2005 гг.)» министерство начало планомерное и регулярное финансирование ключевых образовательных проектов по основным направлениям модернизации библиотек – Программы создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ», Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, Программы создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ), модернизации управления библиотек и т.п.

Все названные мероприятия включены в ФЦП «Культура России (2001–2005 гг.)» и отражаются в ежегодных сводных планах основных профессиональных мероприятий библиотек Российской Федерации. Все сотрудники Отдела библиотек Минкультуры России – кураторы различных направлений, программ и проектов раздела «Библиотеки России» ФЦП «Культура России (2001–2005 гг.)» – активно участвуют в обучающих мероприятиях. По мере необходимости в них принимают участие и специалисты Департамента экономики и инвестиций министерства.

На институциональном уровне безусловным лидером в процессе формирования и развития системы дополнительного образования стала АПРИКТ. При поддержке Минкультуры России АПРИКТ организует обучение руководителей высшего и среднего звена наиболее продвинутых и активных региональных и муниципальных библиотек, оказывает научно-методическую и консалтинговую помощь образовательным структурам и библиотекам России в реализации учебных проектов и осваивает те инновационные направления, которые в силу различных причин не могут быть реализованы в пределах отдельных регионов.

Помимо ставших уже традиционными образовательных программ («Библиотекарь-библиограф» и «Менеджмент. Менеджер библиотечного дела»), АПРИКТ реализует принципиально новые направления профессиональной переподготовки – «Администратор-хранитель библиотечного фонда» и «Библиограф-аналитик». В ближайшей перспективе открытие еще одной программы – «Менеджер корпоративных информационно-библиотечных ресурсов».

АПРИКТ видит свою миссию в том, чтобы содействовать формированию профессиональной элиты, поддерживать лидеров библиотечного дела. Девиз ее деятельности – «Научи учителя». Возвращаясь в свои регионы, слушатели АПРИКТ становятся носителями инновационных идей и сторонниками политики Минкультуры России, укрепляя тем самым его авторитет и влияя на формирование региональной политики. Только за последние два года по образовательным программам академии прошли обучение около 800 руководителей библиотечного дела из 65 регионов России.

Весьма активно работают учебные центры послевузовского и дополнительного образования при федеральных библиотеках:

  • РГБ осуществляет профессиональную переподготовку работников федеральных библиотек и московского региона;

  • РНБ повышает квалификацию специалистов региональных библиотек по проблемам консервации библиотечных фондов и обучает машиночитаемым форматам каталогизации;

  • ГПНТБ России проводит повышение квалификации в области новых информационных технологий и создания корпоративных библиотечных сетей;

  • ВГБИЛ организует тренинги по проектной деятельности, управлению персоналом и социальному взаимодействию библиотек.

Вся эта деятельность носит межведомственный характер: библиотеки помогают друг другу, и в этом залог успеха каждой из них.

Наряду с этим отчетливо прослеживается и другая тенденция – регионализация дополнительного образования. В силу экономических причин субъекты Российской Федерации все более ориентируются на создание собственной образовательно-ресурсной базы и инфраструктуры, в том числе и на межведомственной основе.

Одновременно с этим в рамках федеральных округов возникают новые формы межрегионального и межведомственного сотрудничества. Примером подобной интеграции являются Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования на базе ГПНТБ СО РАН в Новосибирске и Центр профессионального развития библиотечных работников Дальневосточного региона на базе Дальневосточной государственной научной библиотеки в Хабаровске. Оба центра созданы на средства грантов Института «Открытое общество».

Понимая всю важность подобных инициатив, Отдел библиотек предполагает в ближайшее время оказать необходимую финансовую поддержку в создании аналогичного центра в Северо-Западном регионе.

Большие перемены произошли в сети региональных курсов повышения квалификации работников культуры, которые в советское время составляли основу системы дополнительного образования и действовали во всех республиках, краях и областях. Свой статус сохранили лишь около тридцати региональных курсов. В тринадцати субъектах РФ они ликвидированы, в остальных преобразованы в учебно-методические центры. Сегодня все эти структуры работают в более тесном контакте с центральными библиотеками регионов, чем прежде. Однако их методическое и ресурсное обеспечение, а значит, и качество образовательных услуг далеко не всегда соответствуют нормативным требованиям и современным потребностям библиотек.

Поэтому на передний план в региональных системах повышения квалификации библиотекарей выдвинулись центральные библиотеки регионов – национальные, универсальные научные, детские и юношеские, библиотеки для слепых. Именно они в большинстве случаев выступают идеологами модернизации образовательного процесса. Некоторые из них разработали соответствующие целевые региональные программы (Бурятия, Якутия; Белгородская, Брянская, Орловская, Костромская, Псковская, Тверская и другие области).

Особого внимания заслуживает опыт Белгородской ОУНБ, выступившей с инициативой создания на базе библиотек области Всероссийской школы библиотечной инноватики как своеобразного института выявления, экспертизы и внедрения в практику новаторского опыта в процессе образовательной деятельности. Интерес к этой школе постоянно растет, за последние три года в ее программах участвовали 180 человек – представители 57 регионов России.

Активизировали свою образовательную деятельность библиотеки городского и районного звена.

Начинают заниматься дополнительным библиотечным образованием вузы культуры и искусства, их усилия, естественно, сосредоточены на базовом и поствузовском образовании, в частности на аспирантуре.

Каждая из вышеназванных образовательных структур реализует свои собственные образовательные проекты, планы и программы, весьма различные по целевому назначению, контингенту обучаемых и содержанию.

В целом можно констатировать, что, несмотря на значительные объемы проделанной работы и определенные достижения, система дополнительного библиотечного образова­ния находится еще в стадии становления и по этой причине не в состоянии полностью удовлетворять потребности отрасли в регулярном обновлении знаний ее работников, а целенаправленная государственная политика в этом направлении только начинает формироваться.

При растущем разнообразии образовательных акций многие из них еще не приобрели регулярного характера и должного качества. Некоторые важные проблемы развития отрасли пока еще остаются за пределами учебных планов и программ. Не хватает финансовых и кадровых ресурсов на выявление, изучение и обобщение опыта, консалтинговую и координационную деятельность. В передаче апробированных и инновационных знаний системный подход еще только нарабатывается. Недостаточно активно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения, что особенно актуально при огромной протяженности страны.

Хотя количество слушателей, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку, с каждым годом возрастает, оно далеко еще не достигло доперестроечного уровня. Не все профессиональные группы включены в образовательный процесс.

Работники библиотек в малых городах и на селе практически лишены такой возможности. И в этом одна из причин стагнации большинства подобных библиотек, особенно сельских.

Во многих регионах нет не только финансовых средств, но и лицензированных центров дополнительного образования, выдающих соответствующие дипломы, что снижает уровень требований к лицам, заполняющим вакансии, но не имеющим библиотечного образования, и влечет за собой ухудшение качества обслуживания населения.

Возникли резкие диспропорции в организации, масштабах и регулярности образовательных мероприятий в различных регионах. Количество библиотекарей, повысивших свою квалификацию за последние три года, колеблется в пределах от 10% (Курская область) до 80% (Новосибирская область). Особенно тревожное положение сложилось в Южном федеральном округе.

В целях выхода из проблемной ситуации государственная политика в области дополнительного библиотечного образования должна быть направлена на дифференцированную поддержку и развитие складывающейся многоуровневой системы дополнительного библиотечного образования, способной привести совокупные профессиональные знания, умения и навыки библиотекарей в соответствие с потребностями современного общества и задачами поступательной модернизации библиотечного дела.

Одним из главных условий решения этой задачи может стать формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела на федеральном и региональном уровнях.

Первые шаги в этом направлении уже предприняты в рамках реализации ФЦП «Культура России (2001–2005 гг.)». На базе АПРИКТ постоянно действуют:

  • профессиональная переподготовка специалистов по программе «Администратор-хранитель библиотечного фонда»;

  • цикл семинаров-практикумов по управлению крупными библиотеками для специалистов среднего звена Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), Архангельской, Орловской, Пензенской, Псковской УНБ;

  • Школа директора центральной региональной детской и юношеской библиотеки (более 40 регионов);

  • Школа директора муниципальной библиотеки (для библиотек Центрального федерального округа и Чеченской Республики);

  • Всероссийская школа библиотечной инноватики (АПРИКТ и Белгородская ГУНБ);

  • учебный семинар «Библиотека как центр экологической культуры и информации»;

  • мастер-классы по использованию Интернет-технологий в деятельности библиотек;

  • учебные семинары по методике обработки документов в формате RUSMARC и др.

Всего в рамках госзаказа в АПРИКТ за последние два года прошли переподготовку и повышение квалификации около 400 ведущих работников центральных региональных и муниципальных библиотек, т. е. половина из общего числа слушателей.

На эти мероприятия в рамках раздела «Библиотеки России» ФЦП «Культура России. (2001–2005 гг.)» выделено в 2001 г. 460 тыс. руб., в 2002 г.1,6 млн. руб., в 2003 г. – 2 млн. руб.

Учебные программы АПРИКТ настолько востребованы, что для участия в них образовалась очередь на три года вперед. При сохранении существующих темпов увеличения объемов финансирования и нынешней штатной численности кафедры библиотековедения и информатики АПРИКТ эта очередь будет расти. Необходимо, чтобы практика целевого финансирования дополнительного библиотечного образования была расширена и поддержана за счет привлечения средств региональных органов культуры, наиболее заинтересованных в повышении качества работы своих кадров.

 

Предлагаемые меры

В настоящее время созрели предпосылки для создания Федерального центра дополнительного библиотечного образования на базе АПРИКТ.

Инновационные образовательные технологии и учебные программы АПРИКТ представляют значительный интерес для регионов. Придание академии статуса федерального центра позволит упорядочить и согласовать деятельность всех заинтересованных структур и организаций по наиболее значимым образовательным программам и проектам на федеральном и региональном уровнях, рационально и эффективно использовать кадровые и финансовые ресурсы всей системы и повысить качество образовательных услуг.

Значительным шагом в области развития системы дополнительного образования могло бы стать создание в федеральных округах окружных центров непрерывного библиотечного образования на базе лидирующей библиотеки региона вне зависимости от ее ведомственной принадлежности, по аналогу с тем, как это сделано в Сибири и на Дальнем Востоке. Необходимо предусмотреть их стартовое финансирование, а в дальнейшем обеспечить серьезную грантовую поддержку их проектов в рамках ФЦП, региональных целевых программ, оказывать помощь в привлечении средств из других источников.

Важным инструментом повышения качества образовательных услуг может стать добровольная сертификация программ повышения квалификации Российской библиотечной ассоциацией.

Необходимо стимулировать интеграцию системы дополнительного профессионального образования и информационных технологий, развивать формы дистанционного обучения.

Целесообразно регулярно проводить мониторинг образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к созданию единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования.

  
На главную