Научные и технические библиотеки №10 2004 год
Содержание:

Павлова Н.П. Открытое заседание редколлегии сборника «Научные и технические библиотеки» на Международном Крымском форуме

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 2

Зильберборд А.Л., Коленко Л.В. Областная научная библиотека – территория, содействующая защите патентных, авторских и смежных прав читателей

Ядрова Г.В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов вузовской библиотеки

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях. Часть 1


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Глянцель В., Дебакер К. Использование библиометрических показателей при выработке научной политики: возможности и ограничения

Вагнер-Доблер Р. Система индикаторов в исследованиях и разработках

Фюлес-Убах С. Оценка активности обращений к веб-сайту. (О трудностях получения статистических показателей)


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. В диссертационном совете при МГУКИ


АНОНС НОВОГО ИЗДАНИЯ

Проект учебника-монографии нового типа «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки»

Земсков А.И. Электронные документы, ресурсы, библиотеки


НАША ПРОФЕССИЯ

Березкина Е.И. Профессиональное самосознание современного библиотекаря университетской библиотеки: социологический анализ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Хамаганова Р.И. Обсуждение проекта "Этического кредо библиотекаря" Ю.Н. Столярова в Национальной библиотеке Республики Бурятия


НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т.Ф. Римма и Командор


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Смирнова Е.М., Ступникова Л.А. От библиотечного обслуживания – к информационному сервису


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 004.91

Земсков А.И.

Электронные документы, ресурсы, библиотеки
(Опыт продвижения будущей монографии)

В программу Конференции «Крым–2004» включены презентации двух новых учебников. В этой же аудитории 8 июня был представлен учебник «Электронные библиотеки», выпущенный издательством «Либерея». Работа над ним продолжалась около двух лет. Большие перемены, произошедшие за эти два года, и опыт работы над учебником, привели нас, авторов, к выводу о необходимости приступить к подготовке следующего труда по тематике электронных документов. Его условное название – «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки».

Цель сегодняшней встречи – попытаться выслушать мнение читателей не после публикации, а до нее, понять ваши запросы, точнее определить, что вас интересует.

Мы – авторы, редакторы и издатели будущей книги – благодарны вам за то, что вы пришли познакомиться с идеологией создания книги, обсудить ключевые моменты. Мы полагаем, что речь идет не только о подготовке третьей редакции учебного пособия, или учебника по курсу «Электронные библиотеки». Скорее мы излагаем наше видение, наш анализ определенного этапа развития информационно-коммуникационных технологий.

Наша цель при выпуске этой книги – помочь читателю ориентироваться в сложном, быстро меняющемся библиотечном мире.

 

В последние годы «ГРАНД-ФАИР» активно развивает свою библиотечную программу – выпуск книг библиотечной тематики, начиная с классики – работ Поля Отле, а также привлекая в качестве авторов или редакторов хорошо известных в библиотечном мире специалистов, теоретиков и практиков: С.Ф. Бартову, В.П. Викулову, М.В. Гончарова, Ю.Н. Дрешер, Л.А. Дубровину, А.А. Колганову, А.И. Каптерева, Б.Р. Логинова, Ю.П. Мелентьеву, Э.Р. Сукиасяна, О.В. Шлыкову, Я.Л. Шрайберга.

Мы как авторы также не новички в освещении данной тематики: сотрудничаем с рядом издательств – ГПНТБ России, «КноРус», «Либерея».

Подчеркивая предварительный, а быть может, в чем-то и провокационный характер моего выступления, я – в стремлении пробудить вашу творческую дискуссионную активность – приглашаю вас поспорить и сам готов выступать несколько радикальнее, чем обычно. Такого рода подход к обсуждению новой проблемы зачастую называют «мозговой штурм», предполагая, что среди множества неожиданных и спонтанных мыслей непременно найдутся свежие идеи.

 

Цепочка документ – ресурсы – библиотека вполне логична и составляет основу библиотечно-информационной теории и практики. Из суммы документов по какому-либо признаку (тематическому, историческому, видовому, региональному и др.) складывается электронная коллекция, из одной или нескольких коллекций – ресурс (некое множество документов); обеспечив ресурс средствами доступа, можно говорить о формировании библиотеки. Это та нива, которую библиотекари возделывают уже тысячи лет. Однако появление цифровых ресурсов внесло существенные коррективы.

 

Определение понятия документ и его основные свойства

Определение понятия документ, представленное во втором издании известного словаря Вебстера (Webster’s New World Dictionary. Second College Edition. Prentice Hall Press) и повторенное в юбилейном электронном издании на компакт-дисках словаря энциклопедии «Британника» (Britannica, CD 2000 Deluxe Etition) звучит так: «Документ – это то, что может быть использовано как свидетельство или доказательство».

Как видим, акцент сделан скорее на правовую, юридическую сторону использования документа – для нашей практики это довольно узкое определение.

Наиболее широкое понятие документа, которое мы исповедуем и вам рекомендуем принять, ближе к тому универсальному толкованию, которое дал профессор Ю.Н. Столяров. Он определяет понятие документ двояким образом:

«Документ в субстанциональном смысле – информация, закрепленная на материальном носителе способом, созданным человеком, могущая служить единицей в процессе социальной коммуникации;

документ в функциональном смысле – материальный объект, используемый для получения необходимой информации, т.е. выполняющий функцию субстанционального документа».

Профессор Ф.С. Воройский в своем «Новом систематизированном толковом словаре» считает документ «материальным носителем информации, зафиксированной вне памяти человека».

ГОСТ 16487–70, определявший понятие документ как «средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека», в настоящее время отменен.

Намного более четким для целей нашего изложения является определение, данное в «Большой Советской Энциклопедии» (БСЭ, 1972): «Документ – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотопленка, магнитофонная лента и т.п.».

Мы предлагаем следующее определение документа, близкое как к определению БСЭ, так и к позиции профессора Ю.Н. Столярова:

документ – это преднамеренно (искусственно) созданный и ограниченный во времени и в пространстве (т.е. имеющий начало и конец) массив информации, зафиксированный на материальном носителе.

В проведенном по поручению ИФЛА специальном научном исследовании, посвященном выработке и формулированию функциональных требований к библиографической записи (Functional Requirements to Bibliographical Records, FRBR), вводится близкое к нашему понятие, определяемое словом сущность (entity).

 

Наша принципиальная позиция состоит в том, что понятие электронный документ полностью может быть производным от более общего понятия документ вообще, и характер носителя информации (среды, в которой он записан) не вносит существенных изменений, более того, не имеет существенного значения. Так что совершенно непринципиально, записана ли информация на камне, глиняной плите, вощеной дощечке, папирусе, шелке или бумаге, в памяти компьютера или на оптических дисках разного рода, воспроизведена ли она традиционным способом или на экране дисплея.

Итак,

электронный документ – это преднамеренно (искусственно) созданный и ограниченный во времени и в пространстве (т.е. имеющий начало и конец) массив информации, зафиксированный на машиночитаемом
носителе
.

 

Рассмотрим некоторые фундаментальные пространственно-временные свойства документа, имеющие непосредственное отношение к библиотечному делу.

 

Размерность документа

Прежде всего несколько слов о размерности документа, что имеет самое непосредственное отношение к раскрытию сути определения.

Оригиналы традиционных документов различаются размерностью: одномерные – как текст телеграммы, двухмерные – как изображение, трехмерные (объемные) – как скульптура.

Одномерный (линейный) документ (телеграмма, записанная азбукой Морзе) или двухмерный документ (текст, черно-белое изображение) легко вписывается в житейское обыденное сознание, воспринимается легко.

В то же время при небольшом усилии воли и воображения легко согласиться с тем, что возможна трехмерная размерность документа, например, профессор Ю.Н. Столяров относит к документам и трехмерную скульптуру. Тем не менее в голове укладывается не так просто, что по форме двухмерный документ, например партитура оркестровой пьесы, по сути своей и по содержанию является многомерной системой, со многими степенями свободы, в данном случае – партиями отдельных инструментов. Столь же многомерной системой можно считать и живописное полотно, каждая точка которого, помимо пространственных координат на плоскости, имеет и цветовую гамму. Еще большей размерностью обладают переменные во времени документы, например видеодокументы, мультимедийные системы.

Все это имеет значение при организации записи, т.е. при составлении документа. Многомерные системы требуют несравненно больших объемов машинной памяти и мощностей машинной обработки, чем одномерные или двухмерные. Дело в том, что бинарная машиночитаемая запись имеет невысокую размерность, поэтому необходима конверсия многомерных документов в одномерные. Там, где художник или композитор сумел создать произведения, пользуясь очень ограниченным набором исходных средств (нот или красок), машине приходится компенсировать недостаток выразительных средств множественностью их описания. Как результат – видовой состав электронных документов в принципе намного более однороден по сравнению с оригиналами. В любом случае физически это машиночитаемые файлы, которые различаются лишь кодировкой (текст, изображение, аудио, видео и т.д.).

 

Рукотворность документа

Нужно подчеркнуть еще раз тезис о рукотворном и сознательном подходе к составлению документа.

Привязка документа к человеческой сознательной деятельности (творческой, художественной, информационно-справочной, нормативной, руководящей и т.д.) нам представляется принципиальной и важнейшей для понимания сути документа.

Может ли документ быть создан природой? Нет, это обязательно должен быть артефакт. Однако же описание природного феномена – будь то научное описание, художественный текст, живописная или музыкальная рефлексия – безусловно является рукотворно созданным документом. Как пример: неумолчный шум моря – не документ, а вот запись шума моря (неважно, какая – научная регистрация амплитуды и периода волн, текстовая описательная, нотная, аудиомагнитофонная, видеоклиповая, кинематографическая, живописная и т.д.) за конкретный промежуток времени – последние дни, часы или века – это документ. Точно так же концертное исполнение – не документ, а запись концерта (либо отдельного произведения из программы концерта, отрывка музыкального произведения или отдельной инструментальной партии) – это документ. След динозавра сам по себе – не документ, но его фотография, научное описание и т.п., конечно, являются примерами документа.

Наличие творца – создателя документа – автора, исполнителя или коллективного лица, отвечающего за создание (поле creator) – это очень важный момент, отражаемый во всех современных системах формирования метаданных, будь то Даблин Кор, МЕТС или ГОСТ 2003.

Еще один важнейший аспект рукотворности документа – проблема возникновения и защиты авторского права. Авторское право возникает в момент создания (исполнения) произведения, в том числе и документа. Оно не нуждается в регистрации или публикации, это имманентное свойство документа и еще один аспект неразрывной связи документа и его творца.

 

Что люди делают с документом

Документ создается людьми и для людей, и существование документа ограничено во времени. Ключевые этапы жизненного цикла документа – создание, восприятие, гибель.

Гибель, исчезновение или безвозвратная утеря документа – это типичный процесс, и его предотвращение, обеспечение сохранности документа составляют одну из ключевых задач библиотекарей.

Процент сохранившихся документов очень невелик и это повышает их ценность как исторических, научных и культурных памятников. Гибель документов общего плана – житейских, деловых, производственных – неизбежный и даже в чем-то позитивный процесс.

Берестяные грамоты, клинописные таблички, иероглифические надписи в египетских гробницах и другие античные документы так важны именно потому, что их сохранилось немного. Если бы от каждой эпохи сохранилась какая-то существенная часть произведенных данной эпохой документов, мир задохнулся бы.

С этой точки зрения попытки современных библиотекарей «сохранить все документы эпохи» свидетельствуют о неуемной гордыне, абсолютном доверии технике и (если вспоминать исторические аналогии) своей самоуверенностью напоминают попытку построить вавилонскую башню.

Конечно, каждая эпоха создает и воистину вечные, бесценные документальные шедевры, утрата которых обеднила бы нашу жизнь. Умение предвидеть будущее, понять историческую значимость артефакта и проявить волю в обеспечении сохранности ценных документов – величайшая заслуга библиотекарей и музейных работников.

 

В восприятии документа задействованы почти все человеческие органы – зрения, слуха, осязания (кроме, пока что, обоняния и вкуса). В восприятие мы включаем распознание, раскрытие, воспроизведение, чтение, прочувствование, любование – что угодно!

Между «конечными станциями» жизненного цикла документа реализуется масса информационных технологий: семантическая обработка – классификация, индексирование, реферирование; селекция, отбор, группирование, поиск; дробление на части, цитирование, составление рефератов, дайджестов и избранного; агрегирование – составление избранного, полного собрания сочинений, тематических подборок (клиппингов) и тематических коллекций.

Особо важное место в библиотечно-информационной работе, в использовании документа занимает цитирование документа или его частей.

Упомянем, конечно, копирование – рукописное (переписка) и ксеро- и фотокопии, в том числе микрофильмирование, сканирование и оцифровку, распознание и обработку.

Принципиально важно хранение – временное или постоянное.

Раскрытию документа для широких масс способствуют распределение – рассылка, публикация.

Поражает разнообразие использования документов: для обучения и образования, научных целей, фиксации результатов исследования и продвижения идей, самовыражения, просто для удовольствия, извлечения прибыли (продажи), для свидетельства в суде.

 

Стоимость документа

Документ как продукт сознательной человеческой деятельности, как зафиксированная информация, является товаром. От бесценного документа (будь то розеттский камень, библия Гутенберга или живописное полотно) до бесполезной макулатуры – гигантская дистанция. Но есть какая-то разумная и полезная для ориентировки середина, медиана.

Блок (раздел или главу) «Стоимость документа» лучше всего написали бы сами издатели. Именно издатели, покупая информацию (как авторское произведение) и продавая ее (как товар), знают настоящую цену и стоимость. Участие издателей в совместном написании книги только обогатило бы ее и сделало интерактивный характер взаимодействия не только вербальным, но и сущностным.

 

Как еще одно веское свидетельство разнообразия подходов к оценке информации напомним о мобильных телефонах. Массовость их использования помогает понять и еще один важнейший параметр – сколько люди готовы платить за связь, за информацию (пока что в основном личностную), за общение. В 2003 г. среднемесячный доход на клиента в (бывшей) сети Сонет, ныне Скайлинк (стандарт CDMA), составил 60 долларов, в сетях МТС, Вымпелком, Мегафон (стандарт GSM) – около 20 долларов.

 

Документ как основа информационной деятельности,
как ее альфа и омега

Документ как основа информационной деятельности может оказаться ее началом, и после какого-то жизненного цикла – ее концом. В результате информационной деятельности (в широком смысле слова) документы создаются, компонуются, разыскиваются и т.д. Важно заметить, что в результате информационной деятельности документ (оригинальный документ, первоисточник, например статья, журнал) постепенно теряет свое значение.

Этот процесс происходит по разным причинам – либо из-за старения первоисточника, либо из-за чрезмерно широкого его использования (этот фактор вызывает привыкание к копиям), либо ввиду удачного реферирования, приводящего к тому, что 95% полнотекстовых документов уже не востребованы, либо ввиду развития систем аггрегирования и подготовки суррогатов – стрингов, клиппингов и т.п.

Здесь следует подчеркнуть, что только активно используемый документ имеет общественную значимость.

Особенно активно процесс переработки первичного текста пойдет с внедрением электронных документов, которые очень технологичны, гибки в обработке, волатильны (как акции российских предприятий): легко поддаются фильтрации, извлечению содержательных частей, слиянию. Как результат – в научно-технической литературе значение оригинала может существенно измениться – останутся только исторические, авторские функции, а познавательные функции перейдут к стрингам – цепочкам специально подобранных тематически однородных фактов.

Пугаться этого нечего, ибо, например, учебники построены именно по такому принципу. Непривычно лишь то, что написание и отработка учебника занимает много лет, а переделка электронного текста с помощью специальной программы может произойти «на лету», за несколько долей секунды.

 

Электронные коллекции,
электронные публикации

Связь человека и документа логично переходит в коллекционирование, создание коллекции документов. В понятии коллекция очень важно наличие целеустановки, сознательного отношения к формированию, иными словами – сформулированной цели. Коллекция – часть фонда. Совокупность коллекций может образовывать фонд.

 

Два слова об электронных публикациях. Анализ этого понятия и существующей практики еще раз выявил несущественность, вторичность носителя информации. Офлайновые электронные документы в библиотечной практике понемногу приживаются, и работа с ними во многом напоминает работу с печатными или микрофильмированными документами.

В то же время проблема сетевых публикаций, в частности проблема формирования фонда обязательных экземпляров, заставляет совсем по-новому взглянуть на принципиальные вопросы: что есть публикация, каково соотношение обязательности и свободы в этом акте, что составляет культурное наследие нации?

Моя позиция – публикацией, подлежащей государственному депонированию, является все ценное, созданное за счет государства; а в отношении сетевых публикаций частных лиц и компаний должен соблюдаться принцип добровольности.

 

Свобода публикаций, свобода выражения собственного мнения является одной из ключевых в демократическом обществе. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает это право (статья 19). Специально созданный авторитетный орган ИФЛА – Форум по свободе выражения (FAIFЕ) – изучает эту проблему применительно к государствам всего мира.

 

Фонды и ресурсы

Переход от понятия коллекция к понятиям фонд и ресурс не займет много времени.

Итак, в моем понимании, фонд должен быть более универсален, фундаментален.

Фонд в идеале должен удовлетворять любым потребностям и запросам. Если в коллекции определяющим является ее ориентированность (предметная, видовая и т.п.), то фонд априори более широк, разнопланов (хотя, если строго подходить, это – дело вкуса, и коллекция может быть определена очень широко, а значит, пересекаться с понятием фонд).

Что же касается информационного ресурса, то это понятие скорее относится к набору электронных документов, и в особенности доступных через сеть.

В английской профессиональной литературе по библиотечно-информационной тематике слово фонд редко встречается. Чаще оно обозначает благотворительный фонд, некоммерческую бесприбыльную организацию (Fond, Foundation), но отнюдь не коллекцию документов.

У нас же слово фонд часто используется в словосочетании справочно-информационный фонд и применяется очень широко в научно-технических, патентных библиотеках и центрах НТИ. Близко к понятию фонд слово депозитарий, причем по мнению например Н.И. Хахалевой (РГБ) слово фонд точнее.

 

Электронные библиотеки

Традиционная библиотека – это социальный институт. Библиотеки – как воздух или как здоровье: их не замечаешь, пока они здесь, рядом. Но стоит библиотеке исчезнуть, как вы сразу же ощутите потерю и дискомфорт. Общество без библиотек просто задохнется.

 

Не отпала и идеологическая роль библиотек. Если ранее библиотеки служили непременному единству партии и народа, то сейчас осталась одна цель – служение Родине, реализация национальной идеи, носителем которой, кстати, и являются библиотеки как один из наиболее нейтральных, не подверженных моде и всеохватных институтов общества в целом, а не какой-то его части, без различия по религиозной, партийной или другой принадлежности.

В силу своей накопительной, аккумулирующей функции библиотеки в меру консервативны и в то же время не лишены сведений о любых новшествах.

Библиотеки – это самое логичное и удобное место для организации встречи власти с народом и встреч руководителей друг с другом. В папской библиотеке в Ватикане папа Иоанн Павел II встречался с Горбачевым, Ельциным, Путиным, а Президент Буш – в университетской библиотеке с Президентом Путиным. В университетской библиотеке была произнесена знаменитая Фултонская речь Черчилля.

Совсем иное общественное значение имеет электронная библиотека.

Электронная библиотека – это всего лишь инструмент, помогающий найти нужную информацию.

 

Как создать электронную библиотеку – да как вам угодно! Это может быть личная библиотека, сетевая библиотека (по аналогии с библиотекой Мошкова), профессионально создаваемая публичная электронная библиотека.

Дело в том, что понятие электронная библиотека – многолико, разнопланово. Главное, чтобы ваша библиотека аккумулировала ресурсы высокого качества и предоставляла их в основном бесплатно и удобно для пользователя.

И об этом, в общем-то, и будет наша книга.

Приглашаем вас высказаться.

  
На главную