Научные и технические библиотеки №10 2004 год
Содержание:

Павлова Н.П. Открытое заседание редколлегии сборника «Научные и технические библиотеки» на Международном Крымском форуме

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 2

Зильберборд А.Л., Коленко Л.В. Областная научная библиотека – территория, содействующая защите патентных, авторских и смежных прав читателей

Ядрова Г.В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов вузовской библиотеки

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях. Часть 1


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Глянцель В., Дебакер К. Использование библиометрических показателей при выработке научной политики: возможности и ограничения

Вагнер-Доблер Р. Система индикаторов в исследованиях и разработках

Фюлес-Убах С. Оценка активности обращений к веб-сайту. (О трудностях получения статистических показателей)


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. В диссертационном совете при МГУКИ


АНОНС НОВОГО ИЗДАНИЯ

Проект учебника-монографии нового типа «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки»

Земсков А.И. Электронные документы, ресурсы, библиотеки


НАША ПРОФЕССИЯ

Березкина Е.И. Профессиональное самосознание современного библиотекаря университетской библиотеки: социологический анализ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Хамаганова Р.И. Обсуждение проекта "Этического кредо библиотекаря" Ю.Н. Столярова в Национальной библиотеке Республики Бурятия


НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т.Ф. Римма и Командор


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Смирнова Е.М., Ступникова Л.А. От библиотечного обслуживания – к информационному сервису


НАШИ
АВТОРЫ


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 023:316

Березкина Е.И.

Профессиональное самосознание
современного библиотекаря университетской библиотеки:
социологический анализ

Опыт проведения социологического анализа в Научной библиотеке Тверского государственного университета.

В публикациях последних лет большое внимание уделяется изучению проблем профессионального самосознания, во многом определяющего современное положение библиотек и перспективы их развития в ХХI в. Судя по публикациям по этой теме одного из авторитетнейших ученых России А. В. Соколова, нам нечего ждать молодых специалистов из вузов культуры, получающих образование на очной форме обучения, а в нашей практике и сотрудники, получающие библиотечное образование заочно, уже в период обучения ищут другую работу [1, 2].

Ситуация, возникшая в Научной библиотеке Тверского государственного университета (НБ ТГУ), оказалась типичной для многих вузовских библиотек, что признано Министерством образования РФ и выразилось в обеспокоенности оттоком высококвалифицированных кадров из этих библиотек в связи с отсутствием материального стимулирования и социальных льгот. Подобное положение с кадрами ухудшает качество обслуживания студентов, преподавателей и комплектования фондов, ведет к свертыванию программ по внедрению новых информационных технологий [3]. В какой-то степени финансовое неблагополучие библиотек сегодня усугубилось тревогой библиотекарей за свое будущее и в связи с новым пенсионным законодательством. Какую же пенсию можно заработать при столь низких окладах? Кадровая ситуация ухудшается во многих вузовских библиотеках, но в каждой библиотеке существуют и свои проблемы. Директору любой библиотеки, полностью зависящему от руководства вуза в вопросах материального стимулирования кадров, приходится решать их с учетом «местных условий».

Социологическое исследование «Библиотекарь в библиотеке. 2003» проводилось в НБ ТГУ в третий раз. Первые два исследования (1992, 1997 гг.) ставили своей целью выяснить психологический климат в коллективе, настроенность на работу в новых условиях автоматизации и т.п. Исследование 2003 г. вызвано кризисной ситуацией, связанной с оттоком кадров, в том числе проработавших в библиотеке долгие годы, нехваткой специалистов, обеспечивающих процессы автоматизации, обслуживание читателей, формирование фондов [4, 5].

Изменения, происходящие в библиотеке, в большей мере связаны с социальными проблемами, что повлияло на содержание последней анкеты, в которой была усилена социальная составляющая. В то же время в ней значительно сократилось число вопросов, касающихся повышения квалификации.

Так же, как и в предыдущих исследованиях, анкету заполнили почти все сотрудники библиотеки (кроме находящихся в декретном отпуске). Отправной точкой анализа результатов анкетирования стал как всегда образовательный ценз, определяющий выбор и получение соответствующего образования, уровень профессионального самосознания. В связи с этим критерием выделены три группы сотрудников: со средним специальным (библиотечным) образованием, высшим библиотечным и высшим небиблиотечным.

Если принять все три группы анкетируемых за 100%, то соотношение категорий опрошенных и указавших свое образование будет выглядеть так:

Образование

1992

1997

2003

Среднее специальное

12/21%

18/29%

12/24%

Высшее библиотечное

15/26%

16/25%

11/22%

Высшее небиблиотечное

31/53%

29/46%

28/54%

Так что же изменилось спустя пять лет после предыдущего анкетирования в коллективе НБ ТГУ?

Из ответов уже на первые вопросы о выборе профессии стало очевидно, что сократилось количество сотрудников во всех трех категориях, сознательно выбравших профессию (или работу) библиотекаря. Если таких сотрудников со средним специальным образованием в 1992 г. было 75%, то в 2003 – 58%; с высшим библиотечным в 1992 г. – 80%, в 2003 г. – 63%; с высшим небиблиотечным в 1992 г. – 55%, в 2003 г. – 39%.

«Случайно» в поисках работы в нашу библиотеку за последние годы попало больше сотрудников с высшим небиблиотечным образованием – 46% (в 1992 г. – 26%) и 36% специалистов с высшим библиотечным образованием (в 1992 г. – 27%).

Что же продолжает привлекать в библиотеку людей с различным образованием, опытом работы или без него? Несмотря на значительно изменившийся характер деятельности в условиях внедрения новых информационных технологий, многих в нашей работе до сих пор привлекают традиционные представления о профессии, связанные с любовью к чтению, работе с людьми. На первом месте у всех категорий сотрудников стоит критерий «нравится сама работа». Этот показатель особенно вырос у специалистов с высшим библиотечным образованием – 56% в 1997 г. до 81% в 2003 г., что объясняется адаптацией ведущих специалистов библиотеки к процессам автоматизации. На втором месте у специалистов со средним специальным образованием – любовь к книге, чтению, как и у сотрудников с высшим библиотечным образованием, а у сотрудников с высшим небиблиотечным образованием – это «работа с людьми».

Для всех категорий остается очень важным социальный фактор – режим работы. И с годами он не теряет своей значимости для женского коллектива, что объясняется не только семейными обязанностями, но и криминогенной обстановкой. (Об этом мы, как правило, стараемся не говорить, понимая, что задачи библиотеки и ее режим работы не могут зависеть от подобных причин.) Но как трудно найти сотрудников для работы в филиалах библиотеки, находящихся на окраине города, откуда библиотекарям приходится возвращаться домой в позднее время!

К сожалению, уменьшилось количество сотрудников со средним специальным и высшим небиблиотечным образованием, удовлетворенных своей профессией. Возможно, это связано с тем, что сотрудников именно этих категорий в последние годы (несколько позже, чем сотрудников с высшим библиотечным образованием) коснулись процессы автоматизации и необходимость их освоения, в том числе и в отделах обслуживания. А это не всегда совпадает с представлениями выпускников филологического и других факультетов о библиотеке как о месте, где только книги и люди. Теперь библиотека – это компьютеры, компакт-диски, БД и многое другое. Приходится учиться всему, и многие учатся. А научившись общению с людьми, навыкам работы на компьютере, уходят в различные фирмы на более высокие оклады. И их трудно осуждать. Приходится только сожалеть об умных молодых сотрудниках и несостоявшихся библиотекарях! Чаще всего это сотрудники с высшим небиблиотечным образованием.

Очень важными, на наш взгляд, являются показатели, отражающие удовлетворенность сотрудников своими обязанностями. Так, в 2003 г. среди сотрудников со средним специальным образованием удовлетворенность обязанностями составила 48%, (в 1997 г. – 56%).

Изменился показатель удовлетворенности своими обязанностями среди сотрудников с высшим библиотечным образованием. Если в 1992 г. он составил 60%, в 1997 г. упал до 25%, то в 2003 г. поднялся до 54%. Это свидетельствует о том, что за 10 лет библиотекари с высшим библиотечным образованием прошли путь адаптации к новым профессиональным требованиям. Получив новые знания (в большой степени путем самообразования), они уверенно чувствуют себя в библиотеке и готовы помочь адаптироваться в ней и читателю.

Среди библиотекарей с высшим небиблиотечным образованием в 2 раза увеличилось количество сотрудников, «скорее не удовлетворенных своими обязанностями»: с 14% в 1997 г. до 28% в 2003 г. Именно эта категория специалистов наименее предсказуема, подвижна и составляет наибольшее число увольняющихся из библиотеки.

Понятие призвание – составная часть профессионального самосознания. Почувствовать свое призвание, правильно выбрать профессию, работу – это основа состоявшейся или не состоявшейся судьбы каждого человека. К сожалению, приходится отметить, что за последние годы почти вдвое уменьшилось число сотрудников со средним специальным и высшим небиблиотечным образованием, работающих по призванию. Работают по призванию только 33% сотрудников со средним специальным образованием, 54% с высшим библиотечным и только 14% с высшим небиблиотечным образованием. Поэтому порой, даже при большой текучести кадров, руководство библиотеки с облегчением вздыхает, получив от некоторых сотрудников заявление об увольнении.

Говоря о библиотеке, мы всегда проявляем естественную заботу об условиях работы в ней наших читателей, а условия труда самих библиотекарей часто отходят на второй план, особенно в отделах, не связанных с обслуживанием. Теснота, старая мебель, повышенная запыленность в книгохранилищах – все это не способствует привлекательности нашего труда среди молодежи.

В результате анкетирования выяснилось, что комфортность рабочих мест удовлетворяет только 33% сотрудников со средним специальным, 36% – с высшим библиотечным и 25% – с высшим небиблиотечным образованием. Еще хуже дело обстоит с санитарным состоянием рабочих мест. Им довольны только 25% специалистов со средним специальным образованием, 18% – с высшим библиотечным, 28% – с высшим небиблиотечным. Все эти факторы значительно влияют на текучесть кадров.

Неудовлетворенность своими обязанностями, условиями труда усугубляется неудовлетворенностью зарплатой. За последние пять лет значительно снизился показатель удовлетворенности зарплатой: в 2003 г. 16% сотрудников со средним специальным образованием (в 1997 г. – 67%); 36% – с высшим библиотечным (в 1997 г. – 56%); 14% – с высшим небиблиотечным (в 1997 г. – 24%).

Исходя из данных анкетирования, мы видим, что меньше всего удовлетворены работой в нашей библиотеке специалисты с высшим небиблиотечным образованием, которых у нас более половины. При отсутствии призвания и образования им, если появится возможность, легче всего расстаться с библиотекой, несмотря на годы работы в ней.

В условиях низкой зарплаты особенно актуальны различные надбавки и доплаты к ней, а также понимание сотрудниками действий руководства библиотеки. В нашей библиотеке примерно половина коллектива считает, что зарплата, премии, должности распределяются справедливо, но при этом критерии распределения у различных категорий сотрудников разные. Для специалистов со средним специальным образованием таким критерием являются производственные нагрузки; с высшим небиблиотечным – особые условия труда (смены, режим и т.п.); с высшим библиотечным – все факторы в равной мере, но прежде всего сложность работы, деятельность, связанная с использованием ПК.

Несмотря на неудовлетворенность условиями труда, сотрудники всех категорий в большинстве своем признают наличие возможности проявлять инициативу, самостоятельно решать производственные задачи. На вопрос о возможности участвовать в подготовке и принятии решений меньше всего положительных ответов у специалистов с высшим библиотечным образованием – 45%, со средним специальным – 58%, с высшим небиблиотечным – 57%. Жаль, что наиболее профессионально подготовленная, преданная делу часть коллектива недостаточно участвует в решении задач, стоящих перед библиотекой. Не всегда удается коллективу своевременно узнавать о решениях руководства.

Основа творческого отношения к труду в любом коллективе – это возможность открыто выражать свое мнение по различным вопросам жизни библиотеки. Свободно могут выражать свое мнение 75% сотрудников со средним специальным образованием, 68% с высшим небиблиотечным, и только 54% с высшим библиотечным. Такие «странные», на первый взгляд, показатели, вероятно, свидетельствуют об особом положении специалистов с высшим библиотечным образованием в любой библиотеке, в том числе и в НБ ТГУ. Именно эти сотрудники принимают самое активное участие во внедрении новых технологий. Они являются примером для всех остальных сотрудников, опорой администрации. Очень высокие требования коллектива к данной категории сотрудников порождают такое же требовательное и ответственное отношение специалистов с высшим библиотечным образованием как к коллегам, так и к руководству библиотеки. Видимо, в данной ситуации эти сотрудники не всегда бывают услышаны руководством  и их мнение не всегда принимается во внимание.

Несмотря на тяжелейшее положение библиотеки с кадрами, руководство, принимая на работу специалистов со средним специальным образованием, поддерживает их стремление получить высшее библиотечное образование, а специалистов с высшим другим образованием – среднее специальное (библиотечное). Более половины всех опрошенных указали на возможность продвижения по службе. В библиотеке создаются все условия для карьерного роста сотрудников с любым образованием, было бы желание связать свою судьбу с нашей профессией и нашей библиотекой.

Библиотечная работа в современных сложных условиях требует значительных усилий от каждого члена коллектива, поэтому особенно важны отношения сотрудников друг с другом, с руководством. Удовлетворены отношениями с дирекцией специалисты с высшим библиотечным образованием – 64%, с высшим небиблиотечным – 71%, со средним специальным – 83%. Примерно такие же результаты удовлетворенности отношениями с коллегами по работе. Здесь специалисты со средним специальным образованием и высшим небиблиотечным удовлетворены на 100%, с высшим библиотечным – 72%.

Недовольство отношениями в коллективе объясняется отсутствием взаимопонимания в решении производственных задач, частой сменой сотрудников, недобросовестным отношением отдельных коллег к своим обязанностям. Чаще всего проблемы взаимоотношений проявляются в коллективах, обеспечивающих внедрение новых информационных технологий и постоянно испытывающих большие эмоциональные, умственные и физические нагрузки, а также в отделах обслуживания в условиях дефицита кадров.

Несмотря на конфликтные ситуации и недовольство отдельных сотрудников (а в каких коллективах этого не бывает?) из года в год повышаются показатели, оценивающие взаимоотношения в отделах как деловые и доброжелательные. В этом огромная заслуга директора библиотеки, его заместителей. Такие отношения помогают сглаживать неудовлетворенность зарплатой, условиями труда.

В самооценке своего отношения к работе – «работаю хорошо, стараюсь» – показатели выросли во всех категориях опрошенных. У специалистов со средним специальным образованием – с 67% в 1992 г. до 75% в 2003 г., у специалистов с высшим библиотечным образованием – с 47% в 1992 г. до 64% в 2003 г., у специалистов с высшим другим образованием – с 32% в 1992 г. до 64% в 2003 г.

Важно отметить, что продолжали снижаться показатели по позиции «могла бы работать лучше, но не все зависит от меня» у сотрудников со средним специальным образованием – с 33% в 1992 г. до 16% в 2003 г., с высшим библиотечным – с 47% в 1992 г. до 27% в 2003 г., с высшим небиблиотечным – с 64% в 1992 г. до 42% в 2003 г. Все это воспринимается как взвешенная оценка ситуации в современных условиях адаптации к новым технологиям, а также изменение человеческого самосознания в сторону все более ответственного отношения не только к работе, но и ко всей своей жизни.

В ответах на вопрос, хватает ли теоретических знаний для работы, участники предъявляли к себе более высокие требования. У специалистов со средним специальным образованием этот показатель увеличился с 22% в 1997 г. до 42% в 2003 г. Среди специалистов с высшим библиотечным образованием в 1997 г. вообще не было положительных ответов, а в 2003 г. 27% сочли уровень своих теоретических знаний достаточным. У специалистов с высшим небиблиотечным образованием этот показатель снизился с 17% в 1997 г. до 11% в 2003 г., что, вероятно, естественно в условиях все более высоких профессиональных требований к сотрудникам библиотеки.

Проблема текучести кадров также была поднята в социологическом исследовании. Из библиотеки по разным причинам готовы уйти 8% специалистов со средним специальным образованием, 50,6% с высшим небиблиотечным и никто с высшим библиотечным – в большинстве это сотрудники в возрасте 50 лет и старше. Всего готовы сменить место работы около 60% сотрудников.

Какие же факторы влияют на удовлетворенность трудом и что надо сделать, чтобы предотвратить уход сотрудников из библиотеки? Для специалистов со средним специальным образованием – повысить зарплату (67%), улучшить условия труда (67%), предоставить возможность повышения квалификации (25%), администрации быть более внимательной  к нуждам работающих. Сотрудникам с высшим другим образованием – повысить зарплату (61%), улучшить условия труда (39%), предоставить возможность повышения квалификации (21%). Для специалистов с высшим библиотечным образованием – повысить зарплату (45%).

Итак, самые большие требования к администрации у сотрудников со средним специальным образованием, затем у сотрудников с высшим небиблиотечным. Наиболее устойчива и надежна категория сотрудников с высшим библиотечным образованием, на них можно рассчитывать, но эта категория сотрудников слишком мала, и средний возраст этих специалистов постоянно увеличивается. Притока молодых специалистов с высшим библиотечным образованием не ожидается. Руководство библиотеки понимает это и старается всеми возможными способами повлиять на кадровую ситуацию, взаимодействуя с руководством университета, профсоюзной организацией. Уже после анкетирования для библиотеки приобретены микроволновые печи, в одном из корпусов библиотеки проведены значительные работы по улучшению системы отопления, проиндексированы надбавки к зарплате. При этом особое внимание уделялось сотрудникам отделов обслуживания. Ведь именно эти сотрудники в глазах наших пользователей олицетворяют библиотечный коллектив и библиотеку.

Наши коллеги из университетской библиотеки Германии, с которыми мы сотрудничаем уже десять лет, во время одной из встреч, знакомясь с нашими успехами в области внедрения новых информационных технологий, весьма скромными в сравнении с мировым уровнем, зная реальное положение дел с финансированием и зарплатой, удивлялись: «Ведь у вас отсутствует мотивация для работы», подразумевая прежде всего уровень заработной платы. И трудно возразить – такой мотивации у нас действительно нет.

Возникают вопросы: Как долго и безуспешно мы будем пытаться создать современные библиотеки, соответствующие мировому уровню, при отсутствии заинтересованных кадров? Какое будущее у таких библиотек?

С уверенностью можно сказать только одно – наша профессия, если пока не в глазах общества, то в наших собственных глазах, за последние десять лет перестала быть профессией бессребреников, готовых работать почти бесплатно.

Развивать наши библиотеки, улучшать качество обслуживания пользователей возможно, только используя труд профессионалов, получающих достойную зарплату. Наше социологическое исследование еще раз подтвердило это. А решить эти проблемы можно только на государственном уровне.

 

Список литературы

  1. Соколов А.В. Доживем до воскресения. (Перспективы библиотечной профессии в ХХI веке) // Научн. и техн. б-ки. – 2003. – № 5. – С. 5–24.

  2. Соколов А.В. Библиотечная профессиология: некоторые итоги ХХ века // Библиотековедение. – 2003. – № 5. – С. 22–35.

  3. Иванова Е.В. Центральная библиотечно-информационная комиссия в системе методического руководства библиотеками образовательных учреждений // Библиотеки учебных заведений. Науч.-метод. журнал для библиотек учебных заведений системы профессионального образования. – 2003. – № 8. – C. 3–17.

  4. Березкина Е.И. Я и моя работа (Результаты социологического исследования) // Библиотековедение. – 1994. – № 6 (6). – С. 68–71.

  5. Березкина Е.И. Библиотекарь в библиотеке (Результаты социологического исследования) // Там же. – 1998. – № 2. – С. 71–73.

  
На главную