Научные и технические библиотеки №10 2004 год
Содержание:

Павлова Н.П. Открытое заседание редколлегии сборника «Научные и технические библиотеки» на Международном Крымском форуме

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 2

Зильберборд А.Л., Коленко Л.В. Областная научная библиотека – территория, содействующая защите патентных, авторских и смежных прав читателей

Ядрова Г.В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов вузовской библиотеки

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях. Часть 1


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Глянцель В., Дебакер К. Использование библиометрических показателей при выработке научной политики: возможности и ограничения

Вагнер-Доблер Р. Система индикаторов в исследованиях и разработках

Фюлес-Убах С. Оценка активности обращений к веб-сайту. (О трудностях получения статистических показателей)


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. В диссертационном совете при МГУКИ


АНОНС НОВОГО ИЗДАНИЯ

Проект учебника-монографии нового типа «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки»

Земсков А.И. Электронные документы, ресурсы, библиотеки


НАША ПРОФЕССИЯ

Березкина Е.И. Профессиональное самосознание современного библиотекаря университетской библиотеки: социологический анализ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Хамаганова Р.И. Обсуждение проекта "Этического кредо библиотекаря" Ю.Н. Столярова в Национальной библиотеке Республики Бурятия


НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т.Ф. Римма и Командор


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Смирнова Е.М., Ступникова Л.А. От библиотечного обслуживания – к информационному сервису


НАШИ
АВТОРЫ


Профессиональное кредо

 

От редакции. В статье И.В. Лукашова «Что профессионально, то и этично» (Науч. и техн. б-ки, 2004, № 5) прозвучало предложение об изменении названия рубрики «Библиотечная этика» на «Профессиональное кредо». Это предложение обсуждено и принято на открытом заседании редколлегии, состоявшемся в ходе Международной конференции «Крым-2004» (см. статью Н.П. Павловой, опубликованную в этом номере).

УДК 023

Хамаганова Р.И.

Обсуждение проекта
«Этического кредо библиотекаря» Ю.Н. Столярова
в Национальной библиотеке Республики Бурятия

С 2000 г. в Национальной библиотеке Республики Бурятия под руководством академика Международной академии информатизации, профессора, декана библиотечного факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) С.А. Езовой работает профессиональный дискуссионный клуб, в рамках которого проходят научно-практические семинары, психологические тренинги, «круглые столы» по проблемам профессиональной этической культуры библиотекарей.

На одной из таких встреч в конце минувшего года состоялось обсуждение проекта «Этического кредо библиотекаря», предложенного одним из самых авторитетных российских библиотековедов, профессором МГУКИ Ю.Н. Столяровым.

По мнению автора проекта понятие кодекс профессиональной этики по самому смыслу слова этика предполагает ее наличие. Декларирование же существующего кодекса этики, в котором она отсутствует, с логической точки зрения есть противоречие, а с эстетической – извращение понятия этики, возведение аморальности в норму, ее уравнивание с нормами морали. Ю.Н. Столяров считает, что принятие этического кодекса налагает на согласившихся следовать ему добровольную обязанность ввести ряд ограничений, не всегда регулируемых нормами права. Поэтому необходимо уточнить, от каких именно свобод библиотекарь добровольно отказывается сам и каких берет на себя моральную ответственность лишить своих читателей.

В своем отношении к Кодексу профессиональной этики библиотекаря Ю.Н. Столяров исходит из того, что снятие с библиотекаря всех этических барьеров – дело безответственное, а значит, и безнравственное, и видит задачу в ином – разработать нормы, которые обеспечивали бы информационную свободу при одновременном противодействии злу, руководствуясь при этом Доктриной информационной безопасности России и заботой о нравственном здоровье российского народа. Чем выше уровень демократии, тем выше должен быть уровень ответственности библиотеки за этичность содержания предоставляемого пользователю документа. При этом библиотекарь в своих отношениях с сослуживцами и пользователями руководствуется нормами служебного этикета.

Автор проекта уделяет особое внимание соблюдению этических норм при обслуживании детей. Библиотеки всех типов и видов должны всемирно способствовать социализации подрастающего поколения в духе национальных культурных традиций и экоэтических ценностей, занимая при этом активную социальную позицию.

Ю.Н. Столяров предлагает ввести дифференцированный подход к комплектованию фондов и обслуживанию читателей разных типов библиотек. Так, фонды научных библиотек формируются в соответствии с профилем по критерию полноты (моральные соображения как один из критериев отбора документов здесь не действуют). Читателям научных библиотек документы выдаются беспрепятственно и безоговорочно. При этом высшей моральной нормой поведения библиотекаря считается добросовестное выполнение им своих служебных обязанностей, стремление обслужить пользователя полно, оперативно, учтиво и предупредительно, без каких-либо условий, касающихся этического характера запрашиваемых документов.

Формирование и пропаганда фондов массовых библиотек, по предложению Ю.Н. Столярова, осуществляются с учетом социальной миссии библиотеки. Соблюдая кредо, т.е. считая своей моральной обязанностью отсечение и тщательную фильтрацию информации, противоречащей собственной социальной миссии, массовая библиотека обеспечивает соответствующий подбор документов и их активную пропаганду.

Миссия библиотеки разрабатывается с учетом мнения большинства реальных и потенциальных пользователей библиотеки. Политика массовой библиотеки может меняться в связи с изменениями нравственных приоритетов населения.

Об ограничениях в отборе и выдаче документов по морально-этическим соображениям библиотека должна широко информировать читателей в Правилах пользования и других документах. Если в Уставе (Положении), Миссии и Правилах пользования тщательно проработаны этические нормы деятельности библиотеки, то необходимость в дополнительном этическом документе может отпасть.

Ю.Н. Столяров также предлагает расширить круг библиотек, призываемых к исполнению «Этического кредо», в частности, включает в него личные и конфессиональные библиотеки.

Коллектив Национальной библиотеки Республики Бурятия внимательно изучил проект «Этического кредо библиотекаря», разработанный Ю.Н. Столяровым. Затем с участием преподавателей ВСГАКИ состоялся «круглый стол». По теме дискуссии отдел обслуживания читателей подготовил книжную выставку «Библиотечная этика – веление времени» по материалам, опубликованным в 2003 г. Предыдущие документы вошли в библиографический список «Библиотекарь и читатель: от конфликта к сотрудничеству», предисловие к которому написала С.А. Езова.

Обсуждение открыла И.И. Петухова, директор Национальной библиотеки. Отметив, что размышления выдающегося российского библиотековеда по поводу этического кодекса библиотекаря привлекают принципиальностью в отстаивании своей позиции, справедливостью многих утверждений, она высказалась за поддержку предложения Ю.Н. Столярова о формировании группы разработчиков этического документа в новой редакции. В группу следует пригласить всех тех, «кто вплотную занимается проблемой библиотечной этики» и обязательно, как советует Ю.Н. Столяров, взять все полезное и позитивное из других проектов – «Профессионального кодекса библиографа», «Кодекса этики школьного библиотекаря».

Широко известный в России ученый и педагог С.А. Езова – единомышленник Ю.Н. Столярова по многим принципиальным вопросам библиотечной теории и практики – в данном случае вступила с уважаемым мэтром в полемику. Она сказала, что «Этическое кредо» представляет профессиональный интерес, но нужно более четко сформулировать отдельные позиции проекта. Следует обратить внимание на ряд унифицированных норм профессиональной этики, отраженных в большинстве кодексов стран мира, в том числе конфиденциальность – это очень важно. Имеет смысл привлечь к составлению подобных документов самих читателей. Идея Ю.Н. Столярова об опоре на «квалифицированное большинство читателей» великолепна, но, как показывают результаты многих исследований, большинство пользователей не являются квалифицированными – как же понимать «квалифицированное большинство»?

Ю.Н. Столяров предложил некоторые пути непосредственного и опосредованного отношения библиотекарей к пользователю через введение барьеров злу (насилию, порнографии, бездуховности и др.), но морально-этические соображения – расплывчатый критерий, у каждого библиотекаря свои соображения, включая бытовой уровень осознания морально-этических проблем.

И.И. Петухова поддержала мнение С.А. Езовой относительно проблемы соблюдения и применения этических норм и предложение привлечь читателей к разработке документов, касающихся защиты их прав как пользователей; а также отметила целесообразность создания нового учебника по проблемам библиотечной этики.

А.Ю. Яндакова, ведущий библиотекарь ОНИР Национальной библиотеки, поддержала основные пункты проекта «Этического кредо библиотекаря». Она считает, что вопросы профессиональной этики библиотекаря должны быть рассмотрены с разных позиций. Профессиональная этика библиотекаря включает в себя знания ряда наук, отраслей жизнедеятельности, в основном имеющих отношение к социальной информации, ее распространению, переработке и созданию (преобразованию). Этические моменты в этих процессах, безусловно, важны.

Г.К. Олзоева, доцент ВСГАКИ, поделилась своими размышлениями относительно общечеловеческой морали и профессиональной этики библиотекаря, информационной безопасности читателей, ограничения распространения порнографической литературы и других проблемах, которые должны регулироваться кодексом этики и здравым смыслом библиотекаря, пока не приняты соответствующие законы. По мнению Г.К. Олзоевой, в «Этическое кредо» Ю.Н. Столярова необходимо внести право библиотекаря на дифференцированный подход к обслуживанию своих пользователей. Ведь многие национальные, областные библиотеки превратились в учебные, что ограничивает доступ специалистов к информации.

Заслуживает внимания предложение Г.К. Олзоевой внести в «Этическое кредо» положение о социальной и психологической защите самого библиотекаря. Ведь библиотекарь часто подвергает свою жизнь опасности со стороны агрессивных, больных читателей. В связи с этим у библиотекаря должно быть право на ограничение доступа таким пользователям.

Не все согласились с предложениями Г.К. Олзоевой.

Разгорелись бурные дебаты, в частности по поводу ограничения в доступе читателям, которых невозможно обслужить по гигиеническим соображениям (бомжей, больных чесоткой, туберкулезом, гриппом и т.д.). Библиотека может внести соответствующее ограничение в свои Правила пользования, но это противоречит «Этическому кредо».

Г.А. Шаньгинова, доцент ВСГАКИ, отметила, что Ю.Н. Столяров в своем документе затронул самую важную, на ее взгляд, проблему – этику комплектатора. Не секрет, что многие библиотеки, особенно маленькие, комплектуются, исходя из личных пристрастий и интересов библиотекаря-комплектатора или заведующей библиотекой, забывающих об интересах своих пользователей. В целом, по ее мнению, «Этическое кредо» Ю.Н. Столярова требует более детального разъяснения. Его необходимо еще обсуждать и анализировать.

Л.Н. Дарьенко, заведующая ОНИР Национальной библиотеки, выразила положительное отношение к «Этическому кредо библиотекаря». Профессиональная этика библиотекаря неразрывна с этикой поведения его как человека. При обслуживании пользователей библиотекари должны занимать активную социальную позицию. Хотя этический аспект современной информационной работы библиотеки сосредоточен на проблеме свободы доступа к информации, тем не менее библиотека должна пользоваться морально-этическими соображениями при отборе и выдаче документов. Это касается прежде всего вопросов безопасности нашего государства, агрессивности и призывов к войнам, изготовления и применения оружия, порнографии, садизма и т.п. Детские, массовые библиотеки не должны приобретать документы по вышеперечисленным темам. В научных и специальных библиотеках доступ к ним также должен быть ограничен, о чем библиотека информирует пользователей в своем уставе и других документах.

Участники обсуждения пришли к выводу, что в проекте «Этического кредо библиотекаря», разработанного Ю.Н. Столяровым, имеются спорные моменты, но в целом документ заслуживает внимания и одобрения.

В других странах действующие этические кодексы через определенное время редактируются и корректируются. Почему бы не внести изменения и в наш?

В некоторых зарубежных этических кодексах к соблюдению этических норм кроме библиотекарей – основного персонала библиотеки – призывается и технический персонал. В российском этическом кодексе также следует подчеркнуть, что коллектив библиотеки – это не только библиотекари, но и программисты, художники, редакторы, экономисты, бухгалтеры, технический персонал, от которых во многом зависит слаженность и оценка пользователями библиотечного труда. Поэтому в документе необходимо отметить, что библиотекари и другие библиотечные службы – одна команда.

Пункты о личных и конфессиональных библиотеках следует убрать, так как никто не имеет права вмешиваться в их дела.

Библиотеки должны руководствоваться Доктриной информационной безопасности России не только в проведении групповых и массовых мероприятий, но и во всей своей деятельности.

К сожалению, социальная миссия конкретной библиотеки вырабатывается в основном без учета мнения квалифицированного большинства реальных и потенциальных пользователей. И все-таки «Этическое кредо» предусматривает ограничение в отборе и выдаче документов в массовой библиотеке по морально-этическим соображениям, о чем библиотека должна широко информировать читателей в Правилах пользования и других своих документах.

С течением времени у нас обычно меняются нравственные приоритеты не населения, а государства, поэтому меняют свою политику все библиотеки, включая массовые. Несмотря на тщательную проработку этических норм в нормативно-правовых документах каждой отдельно взятой библиотеки, лично я считаю необходимым придерживаться исполнения также и специального этического документа – таковым может быть «Этическое кредо библиотекаря».

Что такое морально-этические соображения? У каждого человека свои соображения, впитанные с молоком матери. Мне больше понравилось японское определение – нормы самодисциплины. Да, внутренняя самодисциплина не позволит библиотекарю совершить ошибки.

Проблемы соблюдения этических норм в профессиональной деятельности библиотекаря будем постоянно обсуждать на своих методических четвергах, заседаниях нашего клуба.

Все участники встречи единогласно выразили поддержку инициативе Ю.Н. Столярова продолжить обсуждение Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря во благо «развития нравственности населения».

  
На главную