Научные и технические библиотеки №10 2004 год
Содержание:

Павлова Н.П. Открытое заседание редколлегии сборника «Научные и технические библиотеки» на Международном Крымском форуме

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 2

Зильберборд А.Л., Коленко Л.В. Областная научная библиотека – территория, содействующая защите патентных, авторских и смежных прав читателей

Ядрова Г.В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов вузовской библиотеки

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях. Часть 1


БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Глянцель В., Дебакер К. Использование библиометрических показателей при выработке научной политики: возможности и ограничения

Вагнер-Доблер Р. Система индикаторов в исследованиях и разработках

Фюлес-Убах С. Оценка активности обращений к веб-сайту. (О трудностях получения статистических показателей)


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Клапиюк В.Т. В диссертационном совете при МГУКИ


АНОНС НОВОГО ИЗДАНИЯ

Проект учебника-монографии нового типа «Электронные издания, ресурсы, фонды, библиотеки»

Земсков А.И. Электронные документы, ресурсы, библиотеки


НАША ПРОФЕССИЯ

Березкина Е.И. Профессиональное самосознание современного библиотекаря университетской библиотеки: социологический анализ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО

Хамаганова Р.И. Обсуждение проекта "Этического кредо библиотекаря" Ю.Н. Столярова в Национальной библиотеке Республики Бурятия


НАША ИСТОРИЯ

Каратыгина Т.Ф. Римма и Командор


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Смирнова Е.М., Ступникова Л.А. От библиотечного обслуживания – к информационному сервису


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 027.6

Таращенко А.А.

Роль и содержание чтения
в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях.
Часть 1

Попытка показать деятельность библиотек столь специфических учреждений, как пенитенциарные, представить картину чтения спецконтингента, рассказать о роли библиотек в условиях изоляции, раскрыть часть проблем, связанных с библиотечным обслуживанием заключенных и касающихся возможностей развития интересов в чтении.

Отражено состояние библиотечного дела в учреждении ИЗ 70/1, характерное в целом для учреждений исполнения наказания по Томской области.

«Российское библиотековедение не занималось созданием ни теории, ни тактики практической работы в тюремных библиотеках» [1, с. 190], а необходимость в этом давно назрела. На страницах библиотековедческих журналов мало статей, отображающих тюремную проблематику. Видимо, поэтому они звучат несколько эмоционально и задевают в основном исторические аспекты. В таком ключе написаны статьи С.Н. Ивашкина [1; 2], которые в краткой, но образной форме отражают общее состояние дел в библиотечном обслуживании заключенных. Автор находит при этом, что «до сих пор ни один современный библиотекарь не высказался в защиту высокого предназначения своей работы в местах заключения». Примечательна в этом плане и статья В. Шейпака, отметившего, что содержащиеся в условиях изоляции именно в книге находят «спасительную лазейку, позволяющую хоть на время убежать от перечеркнутой крест-накрест тюремной решеткой жизни» [3, с. 46].


Роль, значение и функции библиотек в пенитенциарных учреждениях

Чем больше я задумываюсь над тем, что же такое библиотека в пенитенциарной системе, как принято последние годы называть у нас учреждения исполнения наказания, чем больше вглядываюсь с высоты лет, отданных мною библиотечной работе в тюрьме, тем явственнее замечаю разрыв между реальным положением вещей и тщетой своих усилий, пропасть между отношением официальных лиц и реальными запросами в чтении спецконтингента, нестыковки между регламентирующими документами по библиотечному делу в целом и полным отсутствием каких-либо правил относительно библиотек внутри системы.

В самом деле, существование и деятельность тюремных библиотек с незапамятных времен не подкреплялась и не регламентировалась никакими документами, если не считать замшелых инструкций политотдела ИТУ МВД СССР, призванных обеспечивать «руководящую роль» партии и в библиотеках тюрем и колоний.

Появление библиотек в тюрьмах вызвано к жизни волей людей, скрученных судьбиною, обстоятельствами и законами, переступивших через «нравственное нельзя», смешавших понятия добра и зла, заключенных в лабиринт из камня, металла и колючей проволоки.

В сознании ряда законопослушных граждан зэки – это изгои, звери, нелюди с низким лбом и считанными мозговыми извилинами. И в этом большая доля правды. Но все же многолетние наблюдения и собственный опыт позволяют заметить, что заключенные – не аморфные существа с застывшей психикой и окаменевшим сознанием. Процесс развития человеческой личности не останавливается даже в тюрьме. Впрочем, как и  регресс – здесь … и на воле тоже.

Испытание тюрьмой заставляет человека измениться коренным образом, и через некоторое время это вовсе не тот человек, которого осудило общество. Его сущность переходит в другое качество, и это качество зависит от содержания внутри черепной коробки, от работы ума и сердца, напрямую зависящей от подпитывающей эту работу информации. Отсутствие информации здесь подобно кружению белки в колесе – мысли вращаются в замкнутом пространстве, сжигая и  поедая сами себя.

Логично предположить, что от качества подпитки, от содержания «духовной пищи» (как называют книги сами заключенные) зависит умонастрой и в конечном счете дальнейшие поступки людей оступившихся. Именно поэтому небезынтересно разобраться в феномене чтения в условиях изоляции, в том, какие читательские потенции бродят в голове среднестатистического зэка, оценить запросы в чтении и, наконец, все-таки определить, какую роль играет тюремная библиотека, каковы ее цели и задачи.

В книге Г. Фонотова «Библиотека – Общество – Россия» [4] есть раздел, посвященный исследованию феномена чтения в российской системе исполнения наказания. Вслед за перечисленными им историческими деятелями автор отмечает, что «тюрьма – идеальное место для чтения»; приводит примеры создания на основе фондов тюремных библиотек художественных шедевров, блистательных научных работ; называет цифры, из которых становится видно – какая многомиллионная армия потенциальных читателей прошла через российские лагеря и тюрьмы. «Тюрьмы перегружены, – пишет он, – но, несмотря на это, находятся все же помещения и для книг, которые, так сказать, в концептуальном порядке рассматриваются как важный фактор перевоспитания нарушителей законов – от взяточника до того, кто теперь переименован из убийцы в киллера» [4, c. 81].

Мне понятен некоторый скепсис автора по отношению к проблемам перевоспитания с помощью тюремных библиотек. Прежде чем говорить о воспитании заключенных, надо перевоспитывать самих сотрудников этих учреждений. Неплохо было бы, чтобы и общество занималось воспитанием своих граждан в большей степени. Переложить весь груз перевоспитания на плечи тюремных библиотекарей (большая часть которых состоит из самих же заключенных) или просто на книги как «фактор перевоспитания» – нонсенс. Но исследование Г. Фонотова интересно тем, что в нем обозначено поле деятельности для библиотечной работы – и это поле огромно и не пахано.

Нет никаких документов, регламентирующих деятельность пенитенциарных библиотек. Федеральный закон РФ о библиотечном деле на них почему-то не распространяется. Видимо, поэтому до сих пор не определены права граждан, содержащихся в изоляции.

«Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», в котором обозначены функции публичных библиотек, вполне соответствующие задачам тюремных библиотек (помимо проблем перевоспитания) – здесь не указ.

В глубинном океанском потоке бумаг, инструкций, приказов по исполнению наказания о библиотеках известно лишь то, что спецконтингент имеет право на пользование библиотекой. А какой она должна быть, ее назначение и функции никакими документами не определены. Не существует положения о пенитенциарных библиотеках, нет устава, нет даже правил пользования библиотекой. Нет никакой законодательной базы, защищающей интересы тюремных библиотек.

О том, что библиотека имеет для содержащихся в тюрьме заключенных большое значение, говорят их высказывания о книгах (книги в камере – это друг, брат… воздух и т.п.). Часто приходится слышать от наших читателей, что без книг они сошли бы с ума. (Такое иногда случается, особенно среди тех, кто содержится в одиночной камере.)

Доходят до нас и письменные благодарности, где заключенные отмечают «важность и необходимость работы библиотеки в данных условиях», слова о том, «как это здорово иметь возможность читать книги, подобранные с учетом запросов». Были и такие, кто говорил, что с каждой новой книгой осознает, что после освобождения не будет ощущать себя отставшим от жизни, что с «криминалом уже не проканаешь, надо выбирать: или автомат в руки брать, или книжки читать».

Мы, тюремные библиотекари, конечно, далеки от мысли идеализировать роль библиотек для заключенных, но и умалять эту роль тем более не входит в нашу задачу. Наше скромное желание – привлечь внимание читателей к проблемам библиотечного обслуживания в системе пенитенциарных учреждений. Жизнь не останавливается за тюремным забором; человеческая мысль продолжает работать, эмоциональная сфера требует новых чувств и ощущений.

Условия изоляции, включающие и возможность чтения, способствуют тому, чтобы человек оторвался от житейской суеты и задумался наконец о себе самом, занялся самим собой, оценил свои поступки и свою роль в этой жизни.

Пора, наконец, осознать необходимость существования библиотек в пенитенциарных учреждениях, привлечь общественность к проблемам тюремных библиотек. И может быть, общими усилиями придать этим библиотекам цивилизованный вид, оказывать им методическую и иную помощь.

Работа пенитенциарных библиотек может и должна осуществляться в рамках общих задач самих учреждений, должна способствовать совершенствованию воспитательной работы и ее психологическому обеспечению. С помощью библиотеки могут решаться проблемы социализации и адаптации. В то же время тюремная библиотека, поскольку она имеется, должна существовать в русле общественных проблем и решать вопросы, связанные не только со спецификой учреждений, но и с общим движением по пути прогресса и развития общества.

Мне уже приходилось писать, что библиотечное обслуживание заключенных – не узковедомственная проблема [5] и не должно зависеть от «доброты хозяина», его настроения и личных воззрений на проблемы библиотечного обслуживания. Пора реализовывать те законы и правила, которые обеспечивают конституционные права граждан, в том числе и тех, кто находится в условиях изоляции.

Если роль публичных библиотек, владеющих всеми видами информации, заключается в содействии гармонизации и творческому развитию личности, способной решать одинаково свободно общественные и личные проблемы, то роль библиотек пенитенциарных учреждений – в содействии корректировке личности, ее реабилитации и социализации. Отсюда вытекают и главные функции библиотек учреждений исполнения наказания:

  1. Компенсирующая (или психотерапевтическая) – оказание психологической поддержки. Содействие с помощью библиотечных средств погашению негативных эмоций, стрессов, дефицита положительных переживаний, способствование воспитанию чувств.

  2. Воспитательная, заключающаяся в привитии навыков чтения, вежливости, правил общежития, популярном изложении того, «что такое хорошо и что такое плохо»; расширении кругозора, развитии умения самостоятельно мыслить, оценивать происходящее не с точки зрения субъективных позиций и личных переживаний, а объективно; смене приоритетов – демонстрации преимуществ «светской» жизни над убогим существованием уголовника.

  3. Социализирующая – развитие коммуникативных свойств личности, содействие социальной активности, включение в общественно значимые мероприятия.

  4. Рекреационная (досуговая) – возможность организации свободного времени, проведение библиотечных мероприятий с элементами клубной работы.

На последнем остановлюсь несколько подробнее.

Библиотечные мероприятия (да и сами книжные издания) должны быть яркими, красочными, разнообразными, эмоционально насыщенными, вызывающими на активное общение.

Примером такого мероприятия можно назвать день просмотра новой литературы. Это радостное, запоминающееся для всех – и читателей, и библиотекарей – событие, в котором участвуют в равной степени отряд хозяйственной обслуги из числа осужденных, отряд строителей со строгого режима и сами сотрудники изолятора. Книги представлены самые лучшие – «пенки» с прилавков книжных магазинов. Проводится обзор новых книг. Некоторых ждут сюрпризы – книги, купленные по их персональным заказам (альбом образцов резьбы по дереву, справочник строителя или самоучитель игры на гитаре и т.п.). В этот день в библиотеке стараются побывать все читатели; заказов на новые книги столько, что очередь на них может растянуться на полгода.

Провести такое обычное по библиотечным меркам мероприятие здесь, в изоляторе, достаточно трудно из-за сложности организационных моментов.

Любопытно проходили занятия в библиотеке с секцией досуга хозотряда. Официально их следовало строить в строгом соответствии с учебным планом. В определенные часы члены секции освобождались от работы. На занятиях они пытались конспектировать лекционный материал, поминутно ругаясь, так как возможности проводить какие-либо мероприятия в хозотряде, где заключенные, обслуживающие тюрьму, заняты с раннего утра до ночи, включая и выходные, фактически равнялись нулю. Кроме того, у слушателей семинаров не было опыта в проведении самых простых мероприятий; они уговаривали меня проводить все самой.

Тогда я начала вести занятия в форме заседаний клуба. Прибегавшие с работы участники наливали себе чай или кофе. Мы быстро прогоняли официальную часть, обсуждая приемлемые формы работы секции. В рамках клуба я рассказывала об истории книг, библиотек, проводила игры и викторины, психологические тесты, беседы цикла «Этика. Нравственные категории». Последние вызывали страшное возбуждение. Участники вскакивали, крича и перебивая друг друга. Особенно их задела за живое тема добра и зла. Мы долго разбирали, что же это такое, как отличить одно от другого. Надо заметить, что путаница у них в голове великая. Понравились им беседы «О роли книг в жизни общества» и «Сожженное прошлое» (о погибших библиотеках и цивилизациях). Слушатели взяли тексты с собой, чтобы прочитать их могли и другие желающие их отряда хозобслуживания.

Особенный восторг вызвала у них управленческая игра «Полет на Луну». А уж какое она мне удовольствие доставила – не опишешь. Глядеть на это бесплатное шоу без смеха было невозможно. Игра затянулась, мы не уложились в отведенное время и прихватили обеденный перерыв. Но участники, занятые бурным обсуждением проблемы выживания в экстремальных условиях планеты, ни времени, ни смеха моего не заметили. Дважды они выходили покурить на крыльцо, где спор вспыхивал с новой силой, выходя за рамки приличия и привлекая внимание окружающих. После игры один из ее участников заметил, что такой психологической подзарядки хватит на целый месяц (потом я узнала, что игру эту они не раз проводили с ребятами хозотряда).

Следует заметить, что игра «Полет на Луну» выявила крайний индивидуализм ее участников: нежелание прислушиваться к мнению друг друга, принимать общие решения; игнорирование капитана команды; сильные лидерские наклонности почти всех участников. Казалось, из-за этого игра сорвется. И все же общее решение было вынесено, «жизнь спасена», а коллективный результат оказался лучше каждого персонального. Это наглядно продемонстрировало участникам игры силу коллектива, что и требовалось доказать.

Вот примерно так осуществлялась досуговая функция в работе с отдельными группами читателей.

(Продолжение в следующем номере.)

 

Список литературы

  1. Ивашкин С.Н. Тюремные библиотеки в России. Век XIX и век XX // Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф. Москва, 8–10 июля 1995 г. М., 1997. С. 187–190.
  2. Ивашкин С.Н. Осужденным разрешается // Библиография. 1994. № 2. С. 14–21.
  3. Шейпак В. Живое слово в казенном доме: История библиотечного обслуживание в тюрьмах // Библиотека. 1996. № 3. С. 45–48.
  4. Фонотов Г. Библиотеки – Общество – Россия: Исслед. социокульт. среды. М., 2002. С. 80–82.
  5. Таращенко А.А. Специфика работы с читателями исправительных учреждений // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 5. С. 42–53.
  
На главную