УДК 027.6
Таращенко А.А.
Роль и содержание чтения
в условиях изоляции в пенитенциарных
учреждениях.
Часть
1
Попытка показать
деятельность библиотек столь
специфических учреждений, как
пенитенциарные, представить картину чтения
спецконтингента, рассказать о роли
библиотек в условиях изоляции, раскрыть
часть проблем, связанных с библиотечным
обслуживанием заключенных и касающихся
возможностей развития интересов в чтении.
Отражено состояние
библиотечного дела в учреждении ИЗ 70/1,
характерное в целом для учреждений
исполнения наказания по Томской области.
«Российское библиотековедение
не занималось созданием ни теории, ни
тактики практической работы в тюремных
библиотеках» [1, с.
190], а необходимость в этом давно назрела. На
страницах библиотековедческих журналов
мало статей, отображающих тюремную
проблематику. Видимо, поэтому они звучат
несколько эмоционально и задевают в
основном исторические аспекты. В таком
ключе написаны статьи С.Н. Ивашкина [1;
2], которые в краткой,
но образной форме отражают общее состояние
дел в библиотечном обслуживании
заключенных. Автор находит при этом, что «до
сих пор ни один современный библиотекарь не
высказался в защиту высокого
предназначения своей работы в местах
заключения». Примечательна в этом плане и
статья В. Шейпака, отметившего, что
содержащиеся в условиях изоляции именно в
книге находят «спасительную лазейку,
позволяющую хоть на время убежать от
перечеркнутой крест-накрест тюремной
решеткой жизни» [3, с.
46].
Роль, значение
и функции библиотек в пенитенциарных
учреждениях
Чем больше я задумываюсь над тем,
что же такое библиотека
в пенитенциарной системе, как принято
последние годы называть у нас учреждения
исполнения наказания, чем больше
вглядываюсь с высоты лет, отданных мною
библиотечной работе в тюрьме, тем
явственнее замечаю разрыв между реальным
положением вещей и тщетой своих усилий,
пропасть между отношением официальных лиц
и реальными запросами в чтении
спецконтингента, нестыковки между
регламентирующими документами по
библиотечному делу в целом и полным
отсутствием каких-либо правил относительно
библиотек внутри системы.
В самом деле, существование и
деятельность тюремных библиотек с
незапамятных времен не подкреплялась и не
регламентировалась никакими документами,
если не считать замшелых инструкций
политотдела ИТУ МВД СССР, призванных
обеспечивать «руководящую роль» партии и в
библиотеках тюрем и колоний.
Появление библиотек в тюрьмах
вызвано к жизни волей людей, скрученных
судьбиною, обстоятельствами и законами,
переступивших через «нравственное нельзя»,
смешавших понятия добра и зла, заключенных
в лабиринт из камня, металла и колючей
проволоки.
В сознании ряда законопослушных
граждан зэки – это изгои, звери, нелюди с
низким лбом и считанными мозговыми
извилинами. И в этом большая доля правды. Но
все же многолетние наблюдения и
собственный опыт позволяют заметить, что
заключенные – не аморфные существа с
застывшей психикой и окаменевшим сознанием.
Процесс развития человеческой личности не
останавливается даже в тюрьме. Впрочем, как
и регресс – здесь
… и на воле тоже.
Испытание тюрьмой заставляет
человека измениться коренным образом, и
через некоторое время это вовсе не тот
человек, которого осудило общество. Его
сущность переходит в другое качество, и это
качество зависит от содержания внутри
черепной коробки, от работы ума и сердца,
напрямую зависящей от подпитывающей эту
работу информации. Отсутствие информации
здесь подобно кружению белки в колесе –
мысли вращаются в замкнутом пространстве,
сжигая и поедая
сами себя.
Логично предположить, что от
качества подпитки, от содержания «духовной
пищи» (как называют книги сами заключенные)
зависит умонастрой и в конечном счете
дальнейшие поступки людей оступившихся.
Именно поэтому небезынтересно разобраться
в феномене чтения в условиях изоляции, в том,
какие читательские потенции бродят в
голове среднестатистического зэка, оценить
запросы в чтении и, наконец, все-таки
определить, какую роль играет тюремная
библиотека, каковы ее цели и задачи.
В книге Г. Фонотова «Библиотека
– Общество – Россия» [4]
есть раздел, посвященный исследованию
феномена чтения в российской системе
исполнения наказания. Вслед за
перечисленными им историческими деятелями
автор отмечает, что «тюрьма – идеальное
место для чтения»; приводит примеры
создания на основе фондов тюремных
библиотек художественных шедевров,
блистательных научных работ; называет
цифры, из которых становится видно – какая
многомиллионная армия потенциальных
читателей прошла через российские лагеря и
тюрьмы. «Тюрьмы перегружены, – пишет он, –
но, несмотря на это, находятся все же
помещения и для книг, которые, так сказать, в
концептуальном порядке рассматриваются
как важный фактор перевоспитания
нарушителей законов – от взяточника до
того, кто теперь переименован из убийцы в
киллера» [4, c.
81].
Мне понятен некоторый скепсис
автора по отношению к проблемам
перевоспитания с помощью тюремных
библиотек. Прежде чем говорить о воспитании
заключенных, надо перевоспитывать самих
сотрудников этих учреждений. Неплохо было
бы, чтобы и общество занималось воспитанием
своих граждан в большей степени. Переложить
весь груз перевоспитания на плечи тюремных
библиотекарей (большая часть которых
состоит из самих же заключенных) или просто
на книги как «фактор перевоспитания» –
нонсенс. Но исследование Г. Фонотова
интересно тем, что в нем обозначено поле
деятельности для библиотечной работы – и
это поле огромно и не пахано.
Нет никаких документов,
регламентирующих деятельность
пенитенциарных библиотек. Федеральный
закон РФ о библиотечном деле на них почему-то
не распространяется. Видимо, поэтому до сих
пор не определены права граждан,
содержащихся в изоляции.
«Манифест ЮНЕСКО о публичных
библиотеках», в котором обозначены функции
публичных библиотек, вполне
соответствующие задачам тюремных
библиотек (помимо проблем перевоспитания)
– здесь не указ.
В глубинном океанском потоке
бумаг, инструкций, приказов по исполнению
наказания о библиотеках известно лишь то,
что спецконтингент имеет право на
пользование библиотекой. А какой она должна
быть, ее назначение и функции никакими
документами не определены. Не существует
положения о пенитенциарных библиотеках,
нет устава, нет даже правил пользования
библиотекой. Нет никакой законодательной
базы, защищающей интересы тюремных
библиотек.
О том, что библиотека имеет для
содержащихся в тюрьме заключенных большое
значение, говорят их высказывания о книгах (книги
в камере – это друг, брат… воздух и т.п.).
Часто приходится слышать от наших
читателей, что без книг они сошли бы с ума. (Такое
иногда случается, особенно среди тех, кто
содержится в одиночной камере.)
Доходят до нас и письменные
благодарности, где заключенные отмечают «важность
и необходимость работы библиотеки в данных
условиях», слова о том, «как это здорово
иметь возможность читать книги,
подобранные с учетом запросов». Были и
такие, кто говорил, что с каждой новой
книгой осознает, что после освобождения не
будет ощущать себя отставшим от жизни, что с
«криминалом уже не проканаешь, надо
выбирать: или автомат в руки брать, или
книжки читать».
Мы, тюремные библиотекари,
конечно, далеки от мысли идеализировать
роль библиотек для заключенных, но и
умалять эту роль тем более не входит в нашу
задачу. Наше скромное желание – привлечь
внимание читателей к проблемам
библиотечного обслуживания в системе
пенитенциарных учреждений. Жизнь не
останавливается за тюремным забором;
человеческая мысль продолжает работать,
эмоциональная сфера требует новых чувств и
ощущений.
Условия изоляции, включающие и
возможность чтения, способствуют тому,
чтобы человек оторвался от житейской суеты
и задумался наконец о себе самом, занялся
самим собой, оценил свои поступки и свою
роль в этой жизни.
Пора, наконец, осознать
необходимость существования библиотек в
пенитенциарных учреждениях, привлечь
общественность к проблемам тюремных
библиотек. И может быть, общими усилиями
придать этим библиотекам цивилизованный
вид, оказывать им методическую и иную
помощь.
Работа пенитенциарных
библиотек может и должна осуществляться в
рамках общих задач самих учреждений, должна
способствовать совершенствованию
воспитательной работы и ее
психологическому обеспечению. С помощью
библиотеки могут решаться проблемы
социализации и адаптации. В то же время
тюремная библиотека, поскольку она имеется,
должна существовать в русле общественных
проблем и решать вопросы, связанные не
только со спецификой учреждений, но и с
общим движением по пути прогресса и
развития общества.
Мне уже приходилось писать, что
библиотечное обслуживание заключенных –
не узковедомственная проблема [5] и не должно зависеть от «доброты
хозяина», его настроения и личных воззрений
на проблемы библиотечного обслуживания.
Пора реализовывать те законы и правила,
которые обеспечивают конституционные
права граждан, в том числе и тех, кто
находится в условиях изоляции.
Если роль публичных
библиотек, владеющих всеми видами
информации, заключается в содействии
гармонизации и творческому развитию
личности, способной решать одинаково
свободно общественные и личные проблемы, то
роль библиотек пенитенциарных учреждений
– в содействии корректировке личности, ее
реабилитации и социализации. Отсюда
вытекают и главные функции библиотек
учреждений исполнения наказания:
-
Компенсирующая
(или психотерапевтическая) – оказание
психологической поддержки. Содействие с
помощью библиотечных средств погашению
негативных эмоций, стрессов, дефицита
положительных переживаний,
способствование воспитанию чувств.
-
Воспитательная,
заключающаяся в привитии навыков чтения,
вежливости, правил общежития, популярном
изложении того, «что такое хорошо и что
такое плохо»; расширении кругозора,
развитии умения самостоятельно мыслить,
оценивать происходящее не с точки зрения
субъективных позиций и личных переживаний,
а объективно; смене приоритетов –
демонстрации преимуществ «светской» жизни
над убогим существованием уголовника.
-
Социализирующая
– развитие коммуникативных свойств
личности, содействие социальной активности,
включение в общественно значимые
мероприятия.
-
Рекреационная
(досуговая) – возможность организации
свободного времени, проведение
библиотечных мероприятий с элементами
клубной работы.
На последнем остановлюсь
несколько подробнее.
Библиотечные мероприятия (да и
сами книжные издания) должны быть яркими,
красочными, разнообразными, эмоционально
насыщенными, вызывающими на активное
общение.
Примером такого мероприятия
можно назвать день просмотра новой
литературы. Это радостное, запоминающееся
для всех – и читателей, и библиотекарей –
событие, в котором участвуют в равной
степени отряд хозяйственной обслуги из
числа осужденных, отряд строителей со
строгого режима и сами сотрудники
изолятора. Книги представлены самые лучшие
– «пенки» с прилавков книжных магазинов.
Проводится обзор новых книг. Некоторых ждут
сюрпризы – книги, купленные по их
персональным заказам (альбом образцов
резьбы по дереву, справочник строителя или
самоучитель игры на гитаре и т.п.). В этот
день в библиотеке стараются побывать все
читатели; заказов на новые книги столько,
что очередь на них может растянуться на
полгода.
Провести
такое обычное по библиотечным меркам
мероприятие здесь, в изоляторе, достаточно
трудно из-за сложности организационных
моментов.
Любопытно проходили занятия в
библиотеке с секцией досуга хозотряда.
Официально их следовало строить в строгом
соответствии с учебным планом. В
определенные часы члены секции
освобождались от работы. На занятиях они
пытались конспектировать лекционный
материал, поминутно ругаясь, так как
возможности проводить какие-либо
мероприятия в хозотряде, где заключенные,
обслуживающие тюрьму, заняты с раннего утра
до ночи, включая и выходные, фактически
равнялись нулю. Кроме того, у слушателей
семинаров не было опыта в проведении самых
простых мероприятий; они уговаривали меня
проводить все самой.
Тогда я начала вести занятия в
форме заседаний клуба. Прибегавшие с работы
участники наливали себе чай или кофе. Мы
быстро прогоняли официальную часть,
обсуждая приемлемые формы работы секции. В
рамках клуба я рассказывала об истории книг,
библиотек, проводила игры и викторины,
психологические тесты, беседы цикла «Этика.
Нравственные категории». Последние
вызывали страшное возбуждение. Участники
вскакивали, крича и перебивая друг друга.
Особенно их задела за живое тема добра и зла.
Мы долго разбирали, что же это такое, как
отличить одно от другого. Надо заметить, что
путаница у них в голове великая.
Понравились им беседы «О роли книг в жизни
общества» и «Сожженное прошлое» (о погибших
библиотеках и цивилизациях). Слушатели
взяли тексты с собой, чтобы прочитать их
могли и другие желающие их отряда
хозобслуживания.
Особенный восторг вызвала у них
управленческая игра «Полет на Луну». А уж
какое она мне удовольствие доставила – не
опишешь. Глядеть на это бесплатное шоу без
смеха было невозможно. Игра затянулась, мы
не уложились в отведенное время и
прихватили обеденный перерыв. Но участники,
занятые бурным обсуждением проблемы
выживания в экстремальных условиях планеты,
ни времени, ни смеха моего не заметили.
Дважды они выходили покурить на крыльцо,
где спор вспыхивал с новой силой, выходя за
рамки приличия и привлекая внимание
окружающих. После игры один из ее
участников заметил, что такой
психологической подзарядки хватит на целый
месяц (потом я узнала, что игру эту они не
раз проводили с ребятами хозотряда).
Следует заметить, что игра «Полет
на Луну» выявила крайний индивидуализм ее
участников: нежелание прислушиваться к
мнению друг друга, принимать общие решения;
игнорирование капитана команды; сильные
лидерские наклонности почти всех
участников. Казалось, из-за этого игра
сорвется. И все же общее решение было
вынесено, «жизнь спасена», а коллективный
результат оказался лучше каждого
персонального. Это наглядно
продемонстрировало участникам игры силу
коллектива, что и требовалось доказать.
Вот примерно так осуществлялась
досуговая функция в работе с отдельными
группами читателей.
(Продолжение
в следующем номере.)
Список литературы
- Ивашкин С.Н.
Тюремные библиотеки в России. Век XIX
и век XX //
Библиотека в контексте истории: Материалы
науч. конф. Москва, 8–10 июля 1995 г. М., 1997. С.
187–190.
- Ивашкин С.Н.
Осужденным разрешается // Библиография. 1994.
№ 2. С. 14–21.
- Шейпак В. Живое
слово в казенном доме: История
библиотечного обслуживание в тюрьмах //
Библиотека. 1996. № 3. С. 45–48.
- Фонотов Г.
Библиотеки – Общество – Россия: Исслед.
социокульт. среды. М., 2002. С. 80–82.
- Таращенко А.А.
Специфика работы с читателями
исправительных учреждений // Науч. и техн. б-ки.
1997. № 5. С. 42–53.
|