Научные и технические библиотеки №11 2004 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Информация – Сознание – Интуиция – Творчество. Часть 1

Сукиасян Э.Р. Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ. Статья 3

Зумер М., Ристхьюис Г. Возможные последствия реализации функциональных требований к библиографическим записям. Готовы ли мы открыть ящик Пандоры?

Просер Д. Очередная революция в информации – могут ли репозитарии и самоархивация изменить систему научного общения?

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях (Продолжение)

Ермаков С.Г. Современные АИБС, или Последствия «головокружения от успехов»

Бродовский А.И. Рецензия на статью Ермакова С.Г.

Памяти Сергея Ермакова


К 105-летию со дня рождения Ю.В. Григорьева

Столяров Ю.Н. Уточненные биографические сведения о Ю.В. Григорьеве

Трояновская З.А. Воспоминания о Ю.В. Григорьеве

Продолжение библиографического списка трудов о Ю.В. Григорьеве


НАМ ПИШУТ

Магамедова А.Б. Я люблю эту землю!


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 4

Десятая Юбилейная конференция Ассоциации ЭБНИТ. Обзор работы

Отчет о работе правления Ассоциации

Голубев В.А. Представительство Ассоциации ЭБНИТ в Беларуси

Ушакова О.Б. Опыт организации работ по конвертированию БД в НТБ СибГТУ.

Благодарственные письма в адрес Ассоциации



НАШИ
АВТОРЫ


УДК 002+159.955+001.894

Блюменау Д.И.

Информация – Сознание – Интуиция – Творчество.
Часть 1

Рассмотрены место и роль информации и информационного посредника в реализации творческого процесса (на примере НИОКР). Особое внимание обращено на использование интуитивной составляющей творческого акта в ее традиционном и нетрадиционном понимании.

Всем, чем может гордиться наша лучшая из цивилизаций, она обязана творческой составляющей человеческой психики. Известно также, что важнейшим компонентом, запускающим творческий процесс, является информация (по крайней мере в сфере науки и техники). Не совсем, правда, понятно, как это происходит. Тем не менее грамотное информационное обеспечение научно-исследовательских работ традиционно считается надежным фактором, обусловливающим их результативность. Еще со времен «Доклада Вайнберга» (США, 1963 г.) известно, что плохое руководство и низкая производительность возможны и при наличии наилучших информационных систем, но плохая постановка информационного обслуживания почти всегда приводит к плохому результату.

Плохая постановка информационного обслуживания – это прежде всего отсутствие должной для специалистов информационной среды. Но что понимать под этой средой? Обилие информации? Думается, нет. Уровень компьютеризации информационных процессов, которого мы сегодня достигли, нередко позволяет «завалить» специалиста информацией, в чем-то релевантной решаемой им задаче. Но порой он чувствует себя в этом изобилии не очень уютно – та ли это информация? И как ее можно наиболее эффективно использовать?

Информационное обслуживание действительно достигнет своей цели, если обеспечит постоянную адаптацию информационной среды, создаваемой информационной системой, к информационной микросреде каждого конкретного человека. Все это немыслимо без учета системой особенностей научно-технической ситуации и возможностей специалиста, с одной стороны, и без достижения тем же специалистом определенного уровня информационной культуры, обеспечивающей необходимый потенциал творчества в решении научно-технических задач, – с другой. Вот почему у этой статьи два адреса: широкие слои специалистов научного и технического профиля и работники информационных и библиотечно-библиографических служб, ориентированные на информационное обеспечение творческой деятельности этих специалистов.

К сожалению, в массе своей ни первые, ни вторые адресаты, как показывает практика, при всей вооруженности средствами компьютерной технологии не обладают качествами, необходимыми для формирования указанной информационной среды. Причин этому несколько. В частности, достаточно прочно укоренившееся в научной среде представление, что известные методики, стимулирующие творческую активность (к примеру широкоизвестная ТРИЗ – теория решения изобретательских задач), слишком сложны для усвоения, а потому, если у кого есть «искра Божия», тот и без методики решит творческую задачу, а если такой искры нет, то и методики не помогут. Кроме того, считается, что роль информационного работника в информационном обеспечении скорее техническая – переключение информационных потоков – и потому творческая составляющая их в научном процессе весьма незначительна.

Подобное представление – следствие сложившейся в последние годы практики контактов научно-технических работников с информационными системами, достаточно деформированных в силу известных причин. Тем не менее в нашей стране имеются положительный опыт и традиции активного взаимодействия этих субъектов творческого процесса (например в форме информационного кураторства НИОКР).

Сегодня, если мы хотим достичь конкурентоспособности наших разработок (изделий, технологий и пр.) на внешнем рынке, необходимо значительно повысить коэффициент полезного действия исследовательского труда за счет активизации его творческой составляющей. Осуществлению этого может в значительной степени содействовать участие в научном процессе информационных работников, вооруженных знанием методических и методологических принципов реализации исследовательской технологии. Это участие должно достигать уровня комплементарности, обеспечивающего единое функциональное целое из представителей творческого коллектива.

Описанию принципов научного творчества во взаимодействии с его информационной составляющей и с применением прежде всего так называемых нетрадиционных методов активизации творческого процесса и посвящена предлагаемая работа.

 

Творчество, его сущность и составляющие

Наш разговор о творчестве, как ни покажется это, может быть, странным, следует начать словами русского философа Н.А. Бердяева [1], который выдвинул идею об оправдании человека перед Богом творчеством: «Если сознание греховности есть неизбежный момент духовного пути, то исключительная отдача себя этому сознанию … приведет к подавленности и ослаблению жизненной силы… Может ли человек оправдать себя не только покорностью высшей силе, но и своим творческим подъемом? Очень важно понять, что творчество не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога». И далее: «Для дела искупления и спасения можно обойтись без творчества, но для Царства Божьего творчество человека необходимо. Царство Божье приходит и через творческое дело человека… В глубине этой идеи есть дерзновенное сознание о нужде Бога в творческом акте человека, о Божьей тоске по творящем человеке. Творчество есть продолжение миротворения…». Если продолжить эту мысль Бердяева, то можно прийти к выводу: Бог создал Вселенную, Природу, но создать Цивилизацию, Культуру он может только через человека, с помощью человека, с помощью его Сознания.

Спустимся, однако, с этих высот к творчеству повседневному, прикладному. Что же такое творчество? Со времен Демокрита и Аристотеля за две с половиной тысячи лет сформулировано достаточно много определений этого понятия. Не буду их все вспоминать, а сформулирую рабочее определение: творчество (научное) – это основанный на продуктивном человеческом мышлении основной способ получения новой информации с целью познания и преобразования Природы.

Здесь необходимы два небольших уточнения:

  1. понятие новый следует рассматривать с двух точек зрения – точки зрения конкретного субъекта, т. е. индивидуального тезауруса, и точки зрения науки в целом, т. е. общественного тезауруса. Для нас новизна действительна в обоих случаях. Главное, чтобы для получения этого нового потребовался бы творческий акт. Сегодня из-за недостаточной ориентированности специалистов в общественном тезаурусе случаи повторного «изобретения велосипеда» не так уж редки. Это печально, но это не умаляет творческого потенциала отдельных личностей;

  2. понятие природа включает в себя объекты как материального, так и духовного плана, т.е. нашу психику.

Источником любого творческого акта является наша потребность в знаниях, в информации. Как и любая потребность, потребность в знаниях возникает как осознание противоречия между имеющимися в распоряжении знаниями и знаниями необходимыми. Иными словами, это есть акт осознания недостаточности наших знаний для достройки психологической модели объекта, модели, отражающей уровень наших представлений о данном объекте. Когда в умственной модели мы обнаруживаем непрочерченные участки, некие лакуны, устранить которые на основе имеющихся у нас знаний мы не в состоянии, в этот момент и возникает информационная потребность, требующая для своего удовлетворения некоторого творческого акта, позволяющего (в принципе) достроить модель объекта.

Каким же образом в результате творческого процесса образуется новое знание, позволяющее ликвидировать так называемую лакуну в мыслительной модели разрабатываемого объекта? Как известно, еще с античных времен в европейской философии сформировались две системы взглядов на природу творческого процесса: одна из них, идущая от Аристотеля, считала, что творческий процесс, направленный на получение нового знания, формируется из строгой последовательности умозаключений посредством логических операций, преимущественно дедуктивного характера. Отсюда результативность творческого процесса полностью определяется знанием и строгим соблюдением законов логики. Если полученный вами результат оставляет желать лучшего, значит, виноваты вы сами – плохо знаете логику.

Другая система взглядов возлагала все надежды в решении творческих задач на помощь высших, потусторонних сил. Если вы с этими силами на дружеской ноге, успех – озарение – вам гарантирован. Из этой системы взглядов впоследствии сформировалось психологическое направление, правда, только в его идеалистическом варианте.

Таким образом, согласно мнению одних, получение нового знания есть плавный логический процесс, согласно мнению других, наоборот, есть отхождение от логики путем вклинивания в процесс интуитивного момента.

На стороне первой системы взглядов – явные практические успехи, достигаемые на основе использования постоянно совершенствующегося логического аппарата. Эта система многим импонировала строгостью своих методологических позиций, ее твердым противопоставлением интуитивизму как чему-то расплывчатому и далекому от науки. По этой причине подобная система взглядов господствовала вплоть до эпохи Просвещения и до сих пор имеет немало сторонников.

На стороне второй системы взглядов – многочисленные описания хода открытий и изобретений по воспоминаниям ученых, никак не укладывающиеся в рамки логической концепции; утверждения, что процесс научного творчества не сводится к логическим операциям выведения следствий из ранее достигнутого знания. Считается, что выводное знание, будучи в ряде случаев новым, не оказывается вместе с тем творческим. Подлинное творчество заключается в достижении принципиально новых результатов, которые могут не только логически не следовать из ранее полученных знаний, но и вступать с ними в противоречие. Путь к принципиально новым результатам лежит через интуитивные решения. Так думают сторонники психологического подхода. Они, конечно, не отвергают логики в научном открытии: она необходима как на стадии его подготовки, так и на стадии его разработки; однако переход от одной стадии к другой, своего рода качественный скачок, осуществимый лишь интуитивным путем, не сводим к механизмам выводного знания.

Вместе с тем весь научный анализ интуиции чаще всего сводится к описанию достигнутых результатов. И если ход логического вывода хорошо известен науке, то о процессе творческой интуиции современной науке известно не очень много. По этой причине интуицию порой выносят за пределы науки. Есть, правда, предложения включить интуицию в науку путем разработки специальной логики интуиции, вскрывающей процесс озарения. Но возможна ли логика интуиции? Если рассматривать логику интуиции как ее научное описание, т.е. в системе специальных понятий, то, видимо, возможна. Но это не значит, что можно разработать логику интуиции как формальную систему логических операций с символами, которые приводили бы к интуитивным решениям. Тогда это будет уже не теория интуиции, а какая-то своеобразная новая логика.

В стремлении решить проблему интуиции в творческом процессе с помощью логики интуиции проявилась долго существовавшая в психологии боязнь скатиться на идеалистические позиции, тенденция обязательно найти этому мистическому феномену строго материалистическое объяснение, в частности в рамках нейрофизиологии. Все попытки выхода за пределы этих рамок, например в область Тонкого мира, тонкой материи, решительно пресекались. Так, устав Международной ассоциации психологии считает, что занятия парапсихологией, опирающейся на явления Тонкого мира, не могут быть совмещены с пребыванием в системе научной психологии.

Парапсихология, как утверждается в уставе, уводит науку от реального мира в потусторонний, разрывая на части дух (психику) и тело (сому). После этого заявления для многих ученых стало ясно, что решить проблему интуиции в рамках существующей научной парадигмы практически невозможно. Поэтому целый ряд исследователей предпринял попытки изменить прежде всего саму парадигму, а затем в ее рамках попробовать «раскусить» интуицию. Основой такой парадигмы явилась теория физического вакуума, сформулированная в монографии Г.И. Шипова [2].

В свете этой теории и будут рассмотрены некоторые направления в повышении активности творческой деятельности специалистов науки и техники, которые я назову нетрадиционными в отличие от традиционных, основанных на данных нейрофизиологических исследований. В основе нетрадиционных методов лежит учение о Тонком мире. Знания об этом мире сегодня уже достаточно распространены, тем не менее о некоторых исходных понятиях, относящихся к нашему дальнейшему разговору о творческом процессе, хоть кратко, но следует сказать.

 

Тонкий мир и некоторые его составляющие

Термин Тонкий мир пришел к нам из древней эзотерики, где его обычно описывают как многослойную структуру. В настоящее время доказано [2], что помимо нашего вещественно-энергетического мира, представленного в четырех агрегатных состояниях (вещество, жидкость, газ, плазма), материя существует еще в трех состояниях – Абсолютное «Ничто» (Великая Пустота), поле Сознания (первичные торсионные поля кручения) и физический вакуум (прародитель и носитель всех электромагнитных, гравитационных и вторичных торсионных полей).

Эти три последних агрегатных состояния материи (особенно физический вакуум) сейчас активно изучаются, и почти все таинственные паранормальные явления в большей или меньшей степени находят свое материалистическое объяснение с позиций теории физического вакуума. Это становится особенно ясным, если учесть исключительные свойства торсионных (спиновых) полей, отличающихся от физических полей способностью переносить информацию без переноса энергии, передавать информацию со скоростью, значительно превышающей скорость света, проникать через любые экраны, распространяться не только в будущее, но и в прошлое…

Наше тело (как и тела остальных существ) помимо вещественной (биологической) субстанции обладает также тонкоматериальной структурой – аурой, полевыми оболочками (эфирной, астральной, ментальной…), которые окружают и пронизывают его и обеспечивают через чакры (систему нади) функционирование всех наших органов и систем, а также связь с Космосом, прежде всего с информационно-энергетическим полем нашей планеты.

Это пронизывающее все пространство информационное поле субстанционально представляет собой первичное торсионное поле (как правого, так и левого вращения), а функционально является носителем всей вселенской информации как о прошлом, настоящем, так и будущем (последнее – многовариантно). Это поле (Высший Разум, Вселенское Сознание и пр.) содержит в себе План эволюционного развития всего сущего в обозримом мироздании. Оно имеет сложную иерархическую структуру. Один из структурных уровней занимает информационное поле Земли. Именно к информационному полю через интуитивный канал в измененном состоянии сознания обращаются специалисты различных областей знания в ходе творческого процесса для решения стоящих перед ними задач.

Было бы неправильным считать, что информационное поле представляет собой некую сферу, оболочку, находящуюся на некотором удалении от Земли, вроде, допустим, стратосферы. В силу своей голографической природы информационное поле пребывает повсюду, в каждой точке пространства, в том числе и в пространстве нашего тела. Вспомним надпись на Дельфийском храме: «Хочешь познать Вселенную – познай сначала самого себя».

Посредником между субъектом и информационным полем в процессе получения информации нередко выступают эгрегоры – самостоятельно развивающиеся в Тонком мире полевые образования, возникающие в результате деятельности определенных групп людей, исповедующих некоторые одинаковые идеи. (В каких случаях контакт между субъектом и информационным полем осуществляется непосредственно, а в каких опосредованно – через эгрегор, автор не знает, но для нас это и не очень принципиально.)

О природе эгрегоров физик-теоретик Э. Мертон пишет следующее [3]: Эгрегор – тонкая живая сущность, которую в первом приближении можно назвать аурой группы людей, т. е. той частью психической энергии, которая относится к группе как к единому целому. Эгрегор может получать энергию извне, но с распадом группы он прекращает свое функционирование. Когда группа людей объединяется одним общим идеалом, ценностью, мыслеформой или другим объектом психики, то этот объект начинает усиливаться, вбирая в себя индивидуальную энергию членов группы. В соответствующих тонких планах окружающего пространства возникает некий энергетический сгусток или солитон, или эгрегор.

Энергетика эгрегора может стать весьма значительной, если группа достаточно многочисленная и обладает высокой интенсивностью стремлений, желаний, размышлений и т. д. Такой эгрегор начинает передавать общую (групповую) энергию отдельным членам группы (например ослабевшему). Появляется определенная зависимость человека от намерений этого эгрегора, поскольку, попав в среду интересов эгрегора, человек оказывается как бы внутри резонатора, усиливающего необходимое воздействие и способного излучать энергию непрерывно и в течение неограниченного времени… Групповые эгрегоры – самые плотные – создаются из локализованного «человеческого вещества» – идеи, мыслеобраза, мыслеформы и т. д. Групповые эгрегоры хорошо известны. Уже созданы многочисленные методики для использования энергии эгрегоров (например, методики по ускоренному изучению иностранного языка, методики проведения мозгового штурма и т.п.).

Каким же образом эгрегор способен управлять людьми? Под управленим эгрегоров подразумевается внедрение в человека энергетических квантов заданного содержания, причем нужная мысль подбрасывается незаметно и воспринимается как своя собственная. Технически это сделать не так уж сложно.

Известно, что зрительные образы сохраняются десятую долю секунды. Поэтому, если изменять (как известно из телерекламы) телеизображение со скоростью 25 кадров в секунду, то человек не будет различать отдельные кадры, а изображение будет казаться непрерывным и естественным. (Если после каждых 24 кадров основного текста будет вставляться 25-й кадр с рекламой пива, то у зрителей возникнет желание выпить пиво.)

Следует, однако, учитывать, что эгрегоры могут не только повышать, воодушевлять, но и понижать человека. Бывает, что под влиянием эгрегора человек поступает иногда не только против своей воли, но даже в ущерб себе (например эгрегор толпы, преступной компании).

 

Сознание и его составляющие

Последние 20–30 лет важнейшая психическая составляющая – сознание – рассматривается в виде некоторой триады: подсознание – сознание (собственно) – сверхсознание. После выхода в свет работы [4] с сознанием вроде бы все стало ясно и просто: сознание – это глобальная, непрерывно развивающаяся семантическая система, содержащая в себе План и Программу развития всех компонентов Бытия (гео-, био-, ноосферы), функционирующая на основе Вселенского (универсального) кода, субстанционально представляющая собой структуру колеблющихся спиновых полей, находящихся в двух фазовых состояниях – виртуальном (потенциальном) и реальном (актуализированном) – и составляющая семантическую основу материи на всех уровнях ее организации. При этом индивидуальное сознание – фрагмент Вселенского сознания, сформировавшийся в ходе фило- и онтогенеза особи и являющийся семантической основой ее функционирования. Информация – актуализированная фаза индивидуального сознания особи, возникающая в результате декодирования входного сигнала, позволяющая осознать себя в качестве субъекта и обеспечивающая жизнедеятельность всех систем особи и ориентацию в социальной среде. Субстанционально – это дискретный поток мыслеобразов различной природы. Как «просто».

В этой трактовке отсутствуют такие компоненты индивидуального сознания, как подсознание и сверхсознание.

Сверхсознание – это (также согласно [5]) форма творческой интуиции, обнаруживающая себя на первоначальных этапах творческого процесса, не контролируемых сознанием и волей. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляют трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, хранящихся в памяти субъекта.

С подсознанием значительно сложнее: открытое как элемент психики лишь в середине Х1Х в., оно уже многие годы является элементом изучения и споров многочисленных исследователей. Некоторые вообще отрицают его существование. Недаром даже в Психологическом словаре [6] отсутствует его дефиниция. Тем не менее для основной массы авторов подсознание – одно из наиболее употребляемых понятий, и толкований здесь столько, сколько авторов, пытавшихся постичь природу и сущность этого феномена. Так, к примеру, Д. Кехо считает, что «подсознание может все». Оно контролирует и управляет всеми жизненно важными функциями организма, запечатлевает в себе все, произошедшее с человеком, регистрирует каждое событие вашей жизни, а также связанные с ними мысли и чувства. «Через сны, ощущения и предчувствия оно подсказывает нам необходимые идеи и решения. Однажды открыв эту удивительную способность, человек больше не будет беспомощным в любой ситуации». Но: подсознание неразборчиво, оно воспринимает то, что ему преподносится, с уже готовым позитивным или негативным отношением к этому. Оно не способно оценить ситуацию, как это делает сознание, и вступить с вами в спор [7].

Мнение других авторов [8]: в подсознании человека, как в кусочке голограммы, содержится информация обо всей Вселенной в ее прошлом, настоящем и будущем. При этом в подсознании каждого человека заложена практически одна и та же информация, независимо от его образования, возраста, национальности, от того, живет ли он сейчас с нами или во времена Вед и Будды. В сознание из подсознания поступает только мизерная часть знаний, которая необходима нам, чтобы жить. Информационный канал от подсознания к сознанию перекрыт заглушкой (термин вполне научный. – Д.Б.). Контролирует этот канал мозг, который действует как защитный фильтр для сознания. Без такой предохранительной заглушки мозг не выдержал бы информационной нагрузки. Ослабить контроль мозга над заглушкой можно, если ввести человека в транс (одно из разновидностей измененных состояний сознания). Именно трансовые состояния являются наиболее универсальным способом взаимодействия с подсознанием, а следовательно, и с информационным полем Вселенной.

Однако такое мнение об универсальных свойствах подсознания разделяют далеко не все. К примеру, А. Свияш считает, что точка зрения, согласно которой подсознание почему-то владеет абсолютно любой информацией, – явное преувеличение. У подсознания можно смело запрашивать информацию, которая находится внутри вас, накоплена вашей памятью. И ничего более [9].

Но большинство авторов рассматривает подсознание более глобально. Даже такой известный ученый, как Г.И. Шипов, считает: «Интуиция – это способность проникать через барьер между сознанием и подсознанием. Подсознание подключено ко Всеобщему сознанию (читай – информационному полю Земли). Интуиция помогает установить связь с подсознанием и тем самым получить доступ к источнику знаний» [10]. В такой трактовке получается, что под термином подсознание Г.И. Шипов имеет в виду и подсознание, и сверхсознание. Также считают и В.Ю. и Т.С. Тихоплавы: «Иногда подсознание и сверхсознание выполняют одни и те же функции» [8]. При таком ракурсе рассмотрения, видимо, к другому выводу прийти трудно.

Если все-таки согласиться с А. Свияшем, то можно выстроить следующую цепочку составляющих Сознание: бессознательное – сознание обыденное (нормальное) – расширенное сознание.

Бессознательное – это область инстинктивного сознания, автоматизмы…и подсознания с комплексом того, что накоплено памятью индивидуума и что вложил в него З. Фрейд. Это очень важная составляющая, но в истинно творческом процессе она играет вспомогательную роль.

Сознание обыденное – это прежде всего (для человека европейского воспитания) сфера деятельности левого полушария, область логики, анализа, речи… Но в то же время это и состояние беспрерывного блуждания мысли от одного к другому, перманентное состояние стресса и прочих удовольствий.

Расширенное сознание – это сфера работы преимущественно правого полушария мозга, область психики, образного мышления, эмоций, интуиции и пр. Расширенное сознание достаточно градуировано. Это просветленное сознание, позволяющее субъекту приподняться над будничной суетой, посмотреть на себя со стороны, планировать и осмысливать свою работу. Оно характерно для творческих работников. Для них также характерно беспрерывное блуждание, но они способны к сосредоточенности и концентрации мысли, что позволяет им пробивать интуитивный канал и обретать долгожданную идею или образ. Это первая ступень духовного роста.

Вторая ступень духовного роста – интуитивное сознание – связана с работой интуитивного канала и открытием личного биокомпьютера, с помощью чего субъект приобретает способность контактировать с информационным полем планеты и скачивать оттуда необходимую ему информацию (соответствующую его духовному уровню).

Все, что относится к расширенному сознанию, в большей или меньшей степени связано с особым состоянием сознания – измененным состоянием сознания (ИСС). Это все его различные уровни. И все это также связано с задействованием, как показывают исследования [11], все больших нейронных зон головного мозга. Именно в измененном состоянии сознания человек обретает, как считает большинство авторов, возможность контактировать с информационным полем и входить в состояние озарения.

К числу измененных состояний сознания относится широкий спектр различных психических состояний – трансовые, гипнотические, медитации, религиозного экстаза, творческого озарения, аутотренинга, ребефинга, холотропного дыхания, сна наяву и др. (здесь, правда, есть смешение состояний со средствами вхождения в это состояние).

Вообще ИСС – явление, достаточно часто встречающееся в жизни каждого человека, а по мнению последователей М. Эриксона, – состояние, возникающее практически повседневно и связанное с изменением частоты колебаний ритмов, генерируемых мозгом. Когда мы просыпаемся и приступаем к нашим обычным делам, наш мозг функционирует в режиме 12–15 колебаний в секунду. В режиме самой активной деятельности частота достигает 20–25 колебаний. Это диапазон функционирования бета-волн.

В состоянии дневной задумчивости, некоторых фаз ночного сновидения и гипнотического транса возникают альфа-волны (диапазон примерно 7 – 12 колебаний в секунду), которые уже обусловливают вхождение в начальные стадии ИСС. Когда ритм головного мозга опускается до 4–7 колебаний, возникает фаза тета-волн. Считается, что в этом диапазоне наступает ИСС. Однако в отношении границ определенных ритмов некоторые авторы расходятся во мнениях. Главное здесь в том, чтобы научиться по своему желанию (с помощью определенных психотехник или без них) снижать ритмы головного мозга до альфа- и тета-уровня и пребывать в этом состоянии необходимое время, не впадая в сон.

Следует иметь в виду, что для перехода на альфа-уровень достаточно бывает закрыть глаза, расслабиться, отключиться и выполнить упражнение по визуализации (см., например, рекомендации в [12]). Однако существуют и более надежные способы и средства вхождения в ИСС. Так, под руководством Э.М. Каструбина [11] разработан метод импульсной нейрорегуляции (ЦИНЕЙР), который с помощью приборов серии ЛЕНАР обеспечивает возникновение трансового состояния и тем самым информационную связь полевых структур мозга с информационным полем планеты. Считается также, что измененное состояние сознания достигается, когда удается снять организующую роль логического сознания (левого полушария), связанного с языком, с осмыслением информации в логически непротиворечивых построениях (причина – следствие, пространство – время), с переходом мышления в область образного, невербального – правополушарного.

(Продолжение в следующем номере.)

 

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991. – 398 с.

  2. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. – М.:НТ-Центр,1993. – 362 с.

  3. Мертон Э. Введение в теософию. Тонкие планы. – М.: Велигер, 1998. – 240 с.

  4. Блюменау Д.И. Голографический и квантовомеханический принципы функционирования системы «сознание – информация»// Петербургская библиотечная школа, 2004. – № 2.

  5. Вейн А. Мозг и творчество// Наука и жизнь, 1983. –№ 3 – 4.

  6. Психологический словарь. – М.: 1992.

  7. Кехо Д. Подсознание может все! – Минск: «Попури», 2003. – 176 с.

  8. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Жизнь напрокат. СПб.: «ВЕСЬ», 2003. – 240 с.

  9. Свияш А. Как получить информацию из Тонкого мира. – СПб.: «М и М-Дельта», 1999. – 224 с.

  10. Шипов Г.И. Я знаю – Бог есть! / Газета «Чистый мир», 1996. – № 4.

  11. Каструбин Э.М. Трансовые состояния и «поле смысла» – М.,1995. – 228 с.

  12. Блюменау Д. И. Использование элементов эзотерических знаний в библиотечно-информационной практике // Петербургская библиотечная школа, 2002. – №4. – С 47 –61.

  
На главную