Научные и технические библиотеки №12 2004 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Информация – Сознание – Интуиция – Творчество. Часть 2.

Еременко Т.В. Метод «кейс-стади» в повышении квалификации библиотекарей

Ядрова Г.В. Некоторые вопросы автоматизации научных библиотек

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях (Окончание)

Кожевникова Е.С. Виртуальная библиотека – к услугам пользователей университета

Березкина Н.Ю., Якшонок Г.П. Использование электронных информационных ресурсов в ЦНБ НАН Беларуси


СОХРАННОСТЬ ЦИФРОВОГО НАСЛЕДИЯ

Кисловская Г.А. Обеспечение сохранности цифрового наследия

Доклад, подготовленный для ЮНЕСКО Европейской комиссией по сохранности и доступности


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Негуляев Е.А. Самоархивирование


ЮБИЛЕИ

Броневская Н.А. Библиотеке Самарского государственного технического университета – 70 лет

Летунова Л.В. Опорной библиотеке – четверть века!


РЕЦЕНЗИИ, АНОНСЫ

Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование. (Анонс сборника статей и докладов)


Информационные сообщения

Трояновский С.П. Международные мероприятия в Киеве


Представляем новое издание

Лауреат конкурса «Лучшая книга 2003 года» – издательский проект «Золотой сундук Амалдана Кукуллу»


НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2004 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


УДК 002+159.955+001.894

Блюменау Д.И.

Информация – Сознание – Интуиция – Творчество.
Часть 2

Творческий процесс и его информационная составляющая

В первой части этой статьи (№ 11 2004 г.) рассмотрены основные составляющие творческого процесса. Постараюсь выстроить их в некоторую логическую цепочку с точки зрения отношения субъекта творчества к потребляемой им информации. Так, ab ovo: в процессе развития науки, техники, производства возникает противоречие между имеющимися возможностями некоторого объекта (изделия, процесса…) и все возрастающими требованиями к нему со стороны общества (закон возрастающих потребностей). Кому положено, осмысливает это противоречие и формулирует задачу, гипотезу, решение которой может снять это противоречие.

Для решения задачи возникает потребность в некоторых знаниях, прежде всего собственных. На основе этих знаний формируется мысленная модель объекта. Если в этой модели не обнаруживаются некоторые информационные лакуны, непрочерченные участки, значит, проблема снимается. Если такие участки обнаруживаются, задача переходит в разряд проблемных, творческих. Наступает этап осмысления задачи, формулирования проблемы, путей и способов ее решения.

Здесь мы впервые сталкиваемся с необходимостью перехода от мышления чисто логического, левополушарного, к мышлению образному, интуитивному, правополушарному, к формулированию рабочей гипотезы – как решать эту проблему. Для этого нужна новая информация, которой в общественном тезаурусе нет. Замечает он это или нет, но для получения новой информации субъект естественным или искусственным путем вводит себя в измененное состояние сознания, в результате чего с помощью одного из состояний расширенного сознания контактирует с информационным полем (Высшим Разумом…) и получает ответ в форме интуиции, озарения, подсказки. Наступает этап обратного движения творческого процесса – от интуитивного, образного мышления к мышлению логическому, словесному, к оценке интуитивного решения с помощью логического аппарата и имеющихся у субъекта знаний. Снова включается левое полушарие, обыденное или просветленное сознание. Таких «экскурсов» с одного уровня сознания на другой в ходе творческого процесса может быть несколько – все зависит от характера разработки.

Эта упрощенная (принципиальная) схема творческого процесса достаточно точно коррелируется с этапами обычной научно-исследовательской работы.

Так, на 1-м этапе (общее знакомство с проблемой) выясняется уровень разработанности проблемы, ее перспективы, связь со смежными проблемами. Сопоставляются объемы известной и неизвестной информации. Составляется проект плана с указанием ориентировочных сроков. На этом этапе отношение к информации у специалиста ознакомительное. Он еще не определил рамки необходимой ему информации. Четко сформулировать запрос к службе информации (библиотеке) он затрудняется и потому нередко предпочитает искать литературу самостоятельно.

На 2-м этапе (постановка задачи и накопление данных) информационная активность специалиста значительно возрастает. Он стремится заручиться помощью библиотеки и информационной службы. Особенность потребления информации на этом этапе – недостаточно критическое отношение к ней, желание получить возможно больше информации, чтобы случайно не упустить нужные сведения. Специалист уже в состоянии сформулировать запрос, но формулирует его широко.

На 3-м этапе (истолкование данных) на основе изучения собранных материалов специалист формирует собственную точку зрения на проблему, что позволяет четко ее сформулировать. Теперь специалисту становится ясно, что делать. Устанавливаются четкие рамки репрезентативной информации, что приводит к резкому сокращению ее потребления.

На 4-м этапе (построение гипотез и выбор ведущей рабочей гипотезы), оценивая существующие альтернативы в решении проблемы с точки зрения их прогрессивности и экономичности, а также своих возможностей, специалист формулирует ведущую рабочую гипотезу, т. е. определяет способ решения проблемы – как делать. Если выбор способа не является результатом обращения к имеющейся литературе, именно этот этап включает в себя элемент озарения, инсайта, гипотетически обеспечивающий решение проблемы с получением нового знания.

На 5-м этапе (доказательство рабочей гипотезы) общая задача, сформулированная на предыдущем этапе, как правило, распадается на серию частных конкретных задач, решение которых и составляет его содержание. Требования к информации на этом этапе очень изменчивы и зависят от специфики исследования – характера конкретных задач. Иногда этот этап состоит из экспериментов, иногда загружен теоретическими выкладками; может возникнуть и выраженная информационная активность, если для доказательства гипотезы потребуется информация, заведомо имеющаяся в литературе.

На 6-м этапе (формулирование выводов и рекомендаций) специалист сопоставляет полученные результаты с характеристиками, первоначально сформулированными в техническом задании. При подведении итогов специалисты обычно избегают чтения литературы, однако при определении задач на продолжение работы, при подготовке рекомендаций опять возникает потребность в информации проблемного характера…

 

Возвращаясь к схеме творческого процесса, остановлюсь на его важнейшей компоненте, связанной с явлением озарения, поскольку именно оно представляет главный предмет исследования.

Как уже упоминалось, творческое озарение, интуиция, механизм, лежащий в ее основе, испокон веку находились в центре внимания многочисленных философских, религиозных и эстетических школ. В рамках этих школ выдвинуто множество гипотез, с помощью которых пытались объяснить механизм интуиции – этой самой таинственной и мистической составляющей сферы сознания.

Все эти гипотезы с достаточной степенью вероятности можно условно разделить на две группы. Одна – гипотезы, в рамках которых механизм интуиции пытались объяснить с материалистических позиций, т. е. на основе данных физиологии, высшей нервной деятельности – естествознания. Другая группа связывала природу и сущность интуиции с духовной сферой, в которой, как известно, всеми процессами заведует Творец, Высший разум.

Естественно, в рамках статьи даже очень кратко рассмотреть эти гипотезы не представляется возможным. Выделю лишь три, чтобы на их примере обрисовать специфику подходов в решении проблемы интуиции. При этом первую гипотезу отнесу к числу традиционных, т. е. объясняющих механизм интуиции с научных позиций, вторую и третью – к числу нетрадиционных, использующих для объяснения механизма терминологический аппарат Тонкого мира. (Насколько условно сегодня такое деление, читатель, видимо, отметит вскоре сам.)

 

Некоторые подходы к активизации интуитивной составляющей

Гипотеза Герберта Бенсона. Г. Бенсон – американский психолог, профессор Гарвардской медицинской школы в [13] пишет, что действительно существует некий фундаментальный принцип самопреобразования, подтвержденный рядом захватывающих новейших научных открытий на молекулярном, биохимическом и нейрологическом уровнях, который может быть достигнут благодаря использованию простой, но исключительно мощной по своим результатам концепции – принципу озарения. Этот принцип восходит к мощному импульсу сознания и организма в целом, позволяющему вызывать как бы преодоление первичных ментальных образов, и – даже в случае тяжелейших стрессов – открывает некую внутреннюю дверцу в кладовую скрытых резервов личности, в том числе таких, как повышение интеллектуальной активности, активизация творческих способностей, повышение эффективности труда.

Процесс реализации этого принципа озарения, обеспечивающего сердцевину творческого процесса, включает, по Бенсону, четыре этапа.

(Вычленение именно четырех этапов творческого акта характерно практически для всех авторов, исследовавших творческий процесс.)

Первый этап – период внутренней борьбы, обусловленный противоречием между наличным фондом знаний, полученных в процессе поиска и анализа околорелевантной информации, не обеспечившей достройку психологической модели объекта, и целью, на основании осознания которой эта модель сформирована. Подобное состояние внутренней борьбы порой вызывает сильнейший стресс – ступор в работе, вплоть до желания бросить все и… Когда это желание осуществляется, наступает второй этап.

Второй этап – период очищения сознания: все нажитое с таким трудом в течение первого этапа проваливается в подсознание и светлую голову занимают куда более ценные мысли, к примеру – забивание «козла». Сколько этот этап продолжается по времени – час, день, неделю…– трудно сказать, так как зависит от многих переменных. Но в один прекрасный момент подсознанию (будем называть это подсознанием, подчиняясь традиции) надоедает переваривать в себе нажитое сознанием и оно выбрасывает нечто в сознание – наступает третий этап творческого акта.

Третий этап – момент озарения, когда происходит стремительное заполнение той самой лакуны в мыслительной модели, прочерчивание в ней отсутствовавшего до того участка, т. е. возникновение идеи, догадки, позволяющей наконец-то решить проблему. Обычно в этот момент специалист хватается за карандаш и любой клочок бумаги, чтобы записать столь необходимую мысль – она ведь может исчезнуть.

Наконец, озарение сменяется четвертым этапом, который включает в себя возвращение к новому нормальному состоянию – выходу на более высокий уровень интеллектуальных возможностей.

В многостраничном описании творческого процесса [13] наибольший интерес представляет объяснение Г. Бенсоном этого процесса с физиологической точки зрения. Активизирование механизма озарения заставляет организм выделять огромное количество окиси азота (NO2) во всех тканях организма, что активно противодействует негативному воздействию норэпинефрина (норадреналина), выражающемуся в учащении пульса, повышении кровяного давления, раздражимости, беспокойстве, невозможности сосредоточиться.

Базовый принцип озарения – преодолеть прежние ментальные и эмоциональные установки и полностью очистить свое сознание – основывается на сложных биохимических реакциях, протекающих в каждой клетке головного мозга и сопровождающихся выработкой в них нейротрансмиттеров (эндорфринов и допоминов). Эти реагенты включают в себя морфинообразные компоненты, которые обостряют и усиливают чувство эйфории и способствуют повышению творческого потенциала, способности к обучению и продуктивности труда.

Исследования установили, что стресс, возникающий на первом этапе процесса озарения, влечет за собой повышение эффективности труда. Это значит, что упорный труд, аналитическая оценка собственных действий на подготовительном этапе весьма продуктивны. Однако связь между нагрузкой и результатом существует лишь до определенного уровня: когда стресс становится чрезмерно сильным, продуктивность быстро идет на спад; люди, испытывающие на себе значительный стресс, должны тонко уловить его опасную грань и постараться расслабиться и достичь релаксации прежде, чем стресс начнет негативно сказываться на творческом потенциале.

Как уже указывалось, достижению состояния озарения способствует целый ряд методик (психотехник). Например: повторение в течение нескольких минут позитивной фразы; молитвы, предусмотренной религиозной традицией; прослушивание любимых музыкальных произведений; созерцание произведений искусства; чтение поэтических произведений; продолжительное нахождение под душем или прием ванны; прогулки в любимом уголке природы или города; рыбалка; переключение сознания на иронический, философский лад. Все эти и многие другие факторы способствуют преодолению прежних ментальных установок и могут служить пусковым механизмом для озарения. При этом из всего перечня достаточно выбрать и проверить на себе одну-две, которые можно будет применять на практике. После каждого пережитого вами опыта озарения вы выходите на более высокий уровень самораскрытия и продуктивности, чем тот, на котором вы пребывали до озарения. И чем больше таких опытов вы переживете, тем быстрее научитесь вызывать и управлять ими. Таким образом, озарение – это один из навыков, который можно освоить и который требует регулярной практики в самых различных обстоятельствах.

Придерживаясь в течение всей практической жизни «чисто» материалистических позиций в объяснении механизмов творчества, Г. Бенсон, однако, в заключение пишет: «Я ни в коей мере не собираюсь утверждать, будто биохимические реакции – такие, скажем, как интенсивное выделение окиси азота или иное чисто материальное или физиологическое явление – способны послужить исчерпывающим объяснением всего многообразия проявления духовного опыта … Более того, в моих исследованиях нет ничего такого, что исключило бы саму мысль о том, что акт духовного опыта может исходить из некоего источника, находящегося за пределами мозга и организма человека. Этот внешний источник, в свою очередь, способен вызвать серьезные изменения в физиологии и биохимии, такие, как активный выброс окиси азота и различных нейротрансмиттеров, которые мы вполне можем замерить с помощью доступных нам инструментов и приборов. Другими словами, такие состояния могут возникать и начинаться за пределами нашего разума и тела, однако своей кульминации они достигают на физическом уровне» [13].

Подобных, схожих взглядов на творческий процесс придерживается достаточно широкий круг авторов, для которых характерен традиционный подход. Основная задача их методик – повышение творческой активности за счет вовлечения в рабочее состояние значительно большей зоны нейронных структур головного мозга, чем, как считается, вовлечено сейчас (около 3 – 5%).

К числу так называемых нетрадиционных направлений, предусматривающих активизацию творческих возможностей личности путем совершенствования ее духовной составляющей в тесном взаимодействии с Творцом нашего Мира, относится целый ряд учений, школ, которые объединены общим принципом: творить может человек, лишь абсолютно верящий Богу, а не верующий в Бога, т. е. не только обладающий знаниями, но и творящий непосредственно с Его помощью и при Его участии.

Методически эти школы могут в каких-то деталях различаться, но это не значит, что одна из них более истинна, а другая менее: истина одна, но пути к ней могут быть различными. Главное, чтобы эти истины не противоречили учению Творца.

Из числа этих школ выделю две – школу В.В. Карелина и школу А.Н. Петрова. При этом постараюсь раскрыть лишь саму суть учений; методические же вопросы, в чем, возможно, больше всего заинтересован читатель, изложить в рамках статьи не представляется никакой возможности.

Гипотеза Валентина Владимировича Карелина. В.В. Карелин – руководитель Центра нанотехнологии, проблем Человека и Разума («Интеллект»), в прошлом руководитель одного из ленинградских НИИ, занимавшегося проектированием робототехники, профессор, доктор технических наук – в силу определенных причин плотно занялся изучением Библии, и спустя 25 лет ему удалось расшифровать ее. Это научный подвиг, последствия которого еще многими до конца не осмыслены.

Библия оказалась инструкцией, где подробнейшим образом изложено устройство мира, общества и человека и многое другое. Но самое главное – там имеется указание, как подключиться к той самой сфере Разума (информационному полю планеты), чтобы пользоваться ее богатствами. Карелин условно назвал эту сферу биокомпьютером [14]. С помощью биокомпьютера открылись возможности получать знания из любой сферы человеческой деятельности. К примеру, произошла авиакатастрофа и требуется срочно выявить ее причину. Биокомпьютер через несколько минут определяет, какой узел самолета послужил причиной аварии.

Возникает вопрос, а как работает биокомпьютер? Всем известен феномен под названием люди-счетчики, которые за несколько секунд могут извлечь корень из двадцатизначного числа или перемножить десятизначные числа (такими возможностями, к примеру, обладал отечественный ученый Араго). Исследование этого феномена показало, что в момент счета мозг такого человека бездействует. Откуда же берется верный результат? Люди-счетчики утверждают, что они просто видят ответ на некотором воображаемом экране и считывают его. Именно таким способом и пользуется Карелин и некоторые его сотрудники: мысленно или вслух задают вопрос и на «экране» видят ответ, который записывают. При этом готовые ответы на любые вопросы находятся в ноосфере (биокомпьютере, информационном поле, Разуме). Здесь есть одна тонкость: в вопросе должна быть максимально погашена словесная его составляющая и максимально выражена его образная компонента. Этим надо овладеть.

Биокомпьютер дает фантастические возможности в изучении самого человека, что позволит максимально полно раскрыть заложенный в него природой потенциал.

В Центре «Интеллект» утверждают, что человечество вступает в эпоху шестого технологического уклада, в рамках которого в самое ближайшее время будут сосредоточены лучшие силы мировой науки.

Основой этого уклада является ноосфера, наступление эры которой в прошлом веке предсказал Вернадский, а инструментом – интуиция, которая как шестое чувство превращает человека в создателя и творца. Главной целью бытия становится движение к совершенству своего разума как частички Божественного Разума, а не только бессмысленное накопление материальных богатств. Такие возможности открываются перед человеком, если он будет знать свое предназначение. Каждый человек, пришедший в этот Мир, имеет свое предназначение – быть врачом, плотником, конструктором, писателем, кузнецом, преподавателем, менеджером… Сейчас Центром выявлено более 80 феноменальных способностей человека, определяющих его предназначение более чем в 19 областях деятельности, а также более 250 показателей, характеризующих личность человека.

Предназначение – инструмент максимально эффективного совершенствования. В области своего предназначения у человека буквально все получается, и его деятельность сравнима с творчеством гения. У нас так мало гениев, потому что 96% населения Земли ведут свои дела вне области своего предназначения в силу незнания такового. Биокомпьютерные технологии позволяют выяснить предназначение любого человека вне зависимости от его возраста, образования, профессии с максимальной точностью без тестирования, собеседования и прочих процедур. Сам алгоритм использования биокомпьютерных технологий чрезвычайно прост [15]: корректно сформулировать запрос из области знаний, где есть максимальные способности, включить интуицию, т.е. сконцентрироваться на поставленном вопросе, уйти от мирской суеты, отбросив все мысли, и выйти в духовный мир, получить ответ и адекватно отреагировать, т.е. обязательно поступить в соответствии с полученной подсказкой. Трудность заключается в другом – принять этот подход безоговорочно и действовать соответственно.

Возможность определять предназначение любой личности даже в момент рождения позволяет совершенно изменить систему образования. Исходные положения для организации системы образования: поскольку душа вечна и лишь время от времени меняет одежды, она накапливает в себе разум всех предыдущих воплощений. Кроме того, являясь порождением Мирового Разума, душа сохраняет с ним связь и может общаться с ним. Поэтому человеку требуется лишь научиться пользоваться накопленными знаниями и подключаться к мировой информационной библиотеке. Научить этому – задача образования. Все остальные знания человек получит уже сам. Главное – научить человека мыслить.

По расчетам Карелина школа должна научить мыслить за 2–3 недели, потом в течение 2–3 дней каждого полугодия необходимо заниматься совершенствованием навыков. Срок обучения в такой школе составит 5 лет (вместо 11 лет в настоящее время), а в университетах – 3 года. Причем поступление в вузы должно быть не по результатам вступительных экзаменов, а согласно выявленному предназначению абитуриента. При такой системе образования человек может получить действительно высшее интеллектуальное образование (знания об устройстве мира Разума, духовного мира, материального мира). При этом система интеллектуального образования не требует разрушения существующей системы; она будет жить рядом, на первых порах факультативно, по желанию учащихся, но с обязательным интеллектуальным отбором учащихся. «Наша лаборатория, – пишет Карелин, – может обследовать за 4–5 месяцев всех десятиклассников 500 школ С.-Петербурга и выявить учащихся с гениальными способностями, указать им их предназначение, а в течение учебного года научить их мыслить, что позволит в будущем нашему городу стать столицей разума мира» [16].

Итак, переведя Божественное устройство мира на формальный научный язык, в ХХI в. человек может и должен сотрудничать с ноосферой, Высшим Разумом. Система образования становится не общеобразовательной, а специализированной, раскрывающей разум каждого человека; в университетах человек будет приобретать только профессиональные знания; научные лаборатории будут работать под управлением Высшего Разума, также будет и в бизнесе. Несмотря на то, что сказанное звучит как фантастика, это уже реализовано в реальных делах, проектах, методиках. Ибо фактически удалось найти «философский камень», который человек искал тысячелетия, но «преткнулся о камень преткновения» (В.В. Карелин).

Гипотеза Аркадия Наумовича Петрова. А.Н. Петров – руководитель Центра биоинформационных технологий «Ноосфера», профессор, доктор философии. Он и его сотрудники, в первую очередь главный специалист Центра И.В. Арепьев, свою главную задачу видят в распространении знаний о мироустройстве для бессмертного существования людей и их творческой самореализации в жизни и труде путем обучения биоинформационным технологиям и управляемому ясновидению. Постигая эти знания, каждый человек сможет войти в контакт с информационным полем Земли, чтобы получать необходимую ему информацию, помочь себе в укреплении здоровья.

Как и в методике, применяемой В.В. Карелиным, основным инструментом вхождения в Мир Высшего Разума является биокомпьютер. Использование биокомпьютера проявляется в феноменах внутреннего видения, управляемого ясновидения и энергоинформационной матрицы. «Открытие эффекта внутреннего видения, управляемого ясновидения – это уже не сюжет для фантастики, – пишет А.Н. Петров, – а реалии сегодняшнего дня. Не единицы, даже не сотни людей становятся обладателями новых феноменальных возможностей, а тысячи, десятки тысяч. Возможность видеть сквозь материальные преграды фиксируют сегодня не только научные лаборатории, но даже книги рекордов Гинеса. У нас в Центре – это повседневная реальность, я бы даже сказал – рутинный технологический процесс» [17].

Эффект внутреннего видения (экран внутреннего видения) достигается за счет медитативных и энергоинформационных тренингов. По сути – это новый способ восприятия действительности. Через него можно оказывать влияние на внутренние процессы собственного организма и на внешние объекты. Причем внутреннее видение позволяет проникать в больной орган, изучать ауру человека или читать тексты с завязанными глазами. Достигается эффект внутреннего видения за счет активизации нейронов головного мозга.

В результате тренинга, как показали исследования О.И. Коекиной, количество вовлеченных в активную работу нейронов многократно увеличивается, приборами регистрируется гиперсинхронизация корковых ритмов различных диапазонов частот, а также направленное создание функционального очага раздражения в регуляторных системах мозга с ведущей ролью лобных областей коры. Если учесть, что 3 – 5% активных нейронов мозга обеспечили человечеству весь его технический прогресс, то становится понятным, насколько возрастут возможности людей при включении в мыслительный процесс (в результате тренингов) значительно большего процента нейронов.

Еще более поразительные возможности открываются у людей, овладевших технологиями управляемого ясновидения. Это одна из тайн человеческого мозга, поражающая воображение. Люди, овладевшие такой технологией, приобретают способности творить чудеса, убедительные для самых упрямых скептиков. С помощью управляемого ясновидения можно через распорядительные системы (например гипофиз) производить необходимые коррекции в работе органов, останавливать развитие патологических процессов. Эффект управляемого ясновидения достигается в результате расширения сознания на базе внутреннего видения.

Расширенное сознание – это дополнительные миллиарды активных нейронов, но не столько в левом, сколько в правом полушарии. Благодаря этому мозг приобретает способность ввести в действие некий (видимо, интуитивный) канал, который связан с генной памятью (подсознанием) и так называемым космическим сознанием (сверхсознанием). Исследования Центра доказали возможность эффективно воздействовать через экран внутреннего видения и управляемое ясновидение на любые патологии организма и регенерацию утраченных органов из собственной клеточной ткани пациента без применения хирургических и фармакологических средств. Специальные упражнения [17] активизируют мозговые центры, отвечающие за биохимические процессы. При этом развиваются прямые и обратные биологические связи в организме, восстанавливаются нарушенные функции жизнедеятельности. Научиться этому может каждый. Более того, применяя эти методики, человек может не только значительно восстановить свою сому, но и развить в себе такие творческие способности, о которых он прежде и не подозревал.

Третья составляющая рассматриваемого учения – энергоинформационная матрица человека – не может быть строго научно описана без привлечения теории многомерного пространства. Сложность здесь еще в том, что ученые-аналитики не могут воспринимать такие пространства из-за максимального развития у них логического мышления, связанного преимущественно с левым полушарием мозга. Причем даже в тех случаях, когда строгий анализ физических процессов приводит к пониманию, что без теории многомерности дальнейшее продвижение по пути познания невозможно, понимать еще не значит принимать.

Как мы уже знаем, кроме привычного нам тела, есть еще некая достаточно подвижная и пластичная форма (ее называют обычно аурой), которая осуществляет энергоинформационное управление физическими компонентами тела: именно она определяет тип, строение, особенности нашего тела. С этой формой (матрицей) и работают в Центре при диагностике и корректировании организма, при этом – на уровне так называемой эталонной клетки, в ядрах которой хранится информация о функциях и назначении каждого органа.

Таковы кратко некоторые стороны деятельности Центра «Ноосфера». Сотрудники центра уверены, что разработанная и применяемая ими методика поможет замедлить процессы старения, вылечить очень сложные заболевания, восстановить и развить память, активизировать творческие способности. «Фантастика? Но когда видишь результаты и знаешь, что за ними стоит труд серьезных ученых и солидных научно-исследовательских организаций – это уже реальность» [17].

Подобные исследования осуществляют как в нашей стране, так и за рубежом многочисленные коллективы и отдельные специалисты, например, В. Бронников, В. Мещеряков, А. Свияш, Э. Каструбин, Е. Файдыш, Д. Кехо, В. Хьюитт, Х. Сильва и др. Их работы позволили в значительной степени снять покрывало мистицизма с огромного пласта, прежде считавшегося эзотерическим знанием, по-новому взглянуть на окружающий нас мир, глубже понять сущность, возможности и предназначение человека в этом мире как творца материальной и духовной Природы.

 

Заключение

1. Как заметил читатель, деление на традиционные и нетрадиционные способы объяснения механизма функционирования творческого акта достаточно условно. Границы между ними постепенно сглаживаются. Это происходит по мере раскрытия механизмов мыслительной способности усилиями прежде всего нейрофизиологии, направленными на вовлечение в интеллектуальный процесс все более широкой сферы нейронов, с одной стороны, и познания тайн устройства и функционирования сферы Тонкого мира – с другой. И эти усилия направлены навстречу друг другу.

2. В работе преимущественно речь шла об интуиции – вотчине правого полушария, при этом деятельность левого полушария оставалась где-то на периферии творческого процесса. В действительности творчество – это чистой воды коммуникативный процесс, непрерывный диалог между двумя «Я» – «Я» левого полушария и «Я» правого полушария. Эти «Я» – вечные противники, но без их борьбы не было бы Творчества, не было бы Диалектики. Это те противники, которые, наговорив в пылу полемики друг другу много нелицеприятного, потом бросаются друг другу в объятия… с тем, чтобы через некоторое время снова разбежаться. «Каждому, кто рассчитывает и надеется повысить свой творческий потенциал, необходима более активная когерентность (согласованность – Д. Б.) обоих полушарий мозга, и единственный способ достичь этой когерентности – побудить мозг работать как через линейные, так и нелинейные каналы» [13].

3. И последнее: в соответствии с правилами классической риторики вернусь к вопросу, с которого начал разговор, – о роли посредника (информационного работника) в реализации творческого процесса.

Возможность обратиться непосредственно к источнику информации, минуя посредника, которая предоставляется специалисту, овладевшему перечисленными выше методиками активизации творческого потенциала, снимает, на первый взгляд, саму проблему посредничества. Зачем лишний источник информационного шума в коммуникационном канале? Об этом пишут и сами авторы этих методик. Однако это лишь на первый взгляд.

Действительно, если решается относительно простая научно-техническая задача, не требующая для своей реализации значительных материальных и временных затрат, то здесь посредник, может быть, и не нужен. В случае же продолжительных и дорогостоящих разработок, решающих стратегические задачи, отсутствие в коллективе квалифицированного информатора-аналитика, способного проанализировать и обобщить огромные массивы информации, может привести к негативным, печальным результатам.

Проблема в данном случае заключается в том, что прежде чем обратиться к биокомпьютеру с вопросом, этот вопрос должен быть, как выше указывалось, очень «корректно составлен», т. е. сформулирован на основе глубокого знания ситуации, в которой развивается научно-технический объект. Такое возможно лишь в результате всестороннего анализа релевантных массивов информации, что может быть осуществлено специально подготовленным специалистом.

В этих рассуждениях нет ничего нового. В свое время вопрос о специальной квалификации информатиков-аналитиков поднимали и разрабатывали Э.С. Бернштейн [18] и А.В. Соколов [19] в рамках так называемого пробельного анализа и советующей парадигмы информационного обслуживания. К сожалению, по известным причинам эти работы не получили дальнейшего развития. Лишь в самое последнее время к этим идеям начали возвращаться [20, 21]. Возможности для их реализации значительно возросли.

 

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991. – 398 с.

  2. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. – М.: НТ-Центр, 1993. – 362 с.

  3. Мертон Э. Введение в теософию. Тонкие планы. – М.: Велигер, 1998. – 240 с.

  4. Блюменау Д.И. Голографический и квантовомеханический принципы функционирования системы «сознание – информация» // Петербург. библ. школа. – 2004. – № 2.

  5. Вейн А. Мозг и творчество // Наука и жизнь. – 1983. – № 3–4.

  6. Психологический словарь. – М.: 1992.

  7. Кехо Д. Подсознание может все! – Минск: Попури, 2003. – 176 с.

  8. Тихоплав В.Ю. и Тихоплав Т.С. Жизнь напрокат. СПб.: ВЕСЬ, 2003. – 240 с.

  9. Свияш А. Как получить информацию из Тонкого мира. – СПб.: М и М-Дельта, 1999. – 224 с.

  10. Шипов Г.И. Я знаю – Бог есть! / Газ. «Чистый мир», 1996. – № 4.

  11. Каструбин Э.М. Трансовые состояния и «поле смысла» – М., 1995. – 228 с.

  12. Блюменау Д. И. Использование элементов эзотерических знаний в библиотечно-информационной практике // Петербург. библ. школа. – 2002. – № 4. – С. 47–61.

  13. Бенсон Г., Проктор У. Как стать гением. М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 384 с.

  14. Голомолзин Е. Геология интеллекта // На грани невозможного. – 2000. – № 11.

  15. Лапшин А.В. Интуиция – основной инструмент процесса принятия решений // Инновации. – 2002. – № 1. – С. 78 – 80.

  16. Карелин В.В. Подарок к 300-летию Санкт-Петербурга – 300 гениев // Новости Петербурга. – 2001. – № 47 – С. 8; Он же. Познай себя, Человек. – М.: Серебряные нити, 2004. – 368 с.

  17. Петров А.Н. Сотворение мира. – М.: Ноосфера, 2001. –432 с.; Он же. Космопсихобиология. – М.: Ноосфера, 2002. – 64 с.

  18. Бернштейн Э.С. Об информационной квалификации специалистов центров информационного анализа // НТИ. Сер. 1. – 1987. – № 9 – 10. – С. 46–49.

  19. Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учеб. пособие / ЛГИК им. Н.К. Крупской. – Л., 1989. – 88 с.

  20. Коврижных Е.В., Минкина В.А., Рудакова Н.В. Повышение квалификации сотрудников НТБ: Позиция Петербургской школы информационных работников // Науч. и техн. б-ки. – 2003.– № 6. – С. 72–82.

  21. Минкина В.А. От библиографии техники к информационному управлению: на пути к интеллектуальному пребразованию информации // НТИ. Сер. 1. – 2003. – № 6. – С. 2–7.

  
На главную