Научные и технические библиотеки №12 2004 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Информация – Сознание – Интуиция – Творчество. Часть 2.

Еременко Т.В. Метод «кейс-стади» в повышении квалификации библиотекарей

Ядрова Г.В. Некоторые вопросы автоматизации научных библиотек

Таращенко А.А. Роль и содержание чтения в условиях изоляции в пенитенциарных учреждениях (Окончание)

Кожевникова Е.С. Виртуальная библиотека – к услугам пользователей университета

Березкина Н.Ю., Якшонок Г.П. Использование электронных информационных ресурсов в ЦНБ НАН Беларуси


СОХРАННОСТЬ ЦИФРОВОГО НАСЛЕДИЯ

Кисловская Г.А. Обеспечение сохранности цифрового наследия

Доклад, подготовленный для ЮНЕСКО Европейской комиссией по сохранности и доступности


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Негуляев Е.А. Самоархивирование


ЮБИЛЕИ

Броневская Н.А. Библиотеке Самарского государственного технического университета – 70 лет

Летунова Л.В. Опорной библиотеке – четверть века!


РЕЦЕНЗИИ, АНОНСЫ

Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование. (Анонс сборника статей и докладов)


Информационные сообщения

Трояновский С.П. Международные мероприятия в Киеве


Представляем новое издание

Лауреат конкурса «Лучшая книга 2003 года» – издательский проект «Золотой сундук Амалдана Кукуллу»


НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2004 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


ЮБИЛЕИ

УДК 027.7(09)

Броневская Н.А.

Библиотеке Самарского государственного технического
университета – 70 лет

Каждый юбилей дает возможность оглянуться назад, подвести очередной итог за определенный промежуток времени, оценить успехи и определить стратегию дальнейшего развития.

Наша библиотека подошла к своему юбилею с неплохими результатами.

Научно-техническая библиотека Самарского государственного техничес­кого университета (НТБ СамГТУ) – самая крупная вузовская библиотека Самар­ской области. Фонд НТБ – 1 млн 250 тыс. экз.; число пользователей по единому читательскому билету – 23 тыс.; всеми структурными подразделениями обслуживаются 48 тыс. читателей, которым выдаются 1 млн 85 тыс. документов.

70-летняя история НТБ СамГТУ отражает этапы становления и развития своего вуза.

В 1933 г. в результате слияния двух вузов – Средне-Волжского энергетического и Самарского механического – организован Средне-Волжский индустриальный институт. В апреле 1934 г. на правах факультета к нему присоединен Самарский химико-технологический институт.

Фонды библиотек трех вузов послужили основой создания единой фундаментальной библиотеки, которая активно пополнялась поступлениями из библиотек профильных вузов Ленинграда, Баку и других городов. К 1940 г. фонд составил 81 тыс. документов.

В годы Великой Отечественной войны институт был временно закрыт (с декабря 1941 г. по 1946 г.). Студентов направили на работу на заводы города и области; многие студенты и преподаватели ушли на фронт. За этот период часть фондов библиотеки была утрачена.

В 1947 г. институт возобновил свою деятельность. Постепенно восстанавливалась библиотека, налаживалось обслуживание, приводился в порядок оставшийся фонд, началось усиленное комплектование, и уже к 1950 г. фонд насчитывал 109 тыс. документов. Штат сотрудников с трех (до войны) увеличился до 11.

Библиотека размещалась в двух корпусах. Структура её была довольно проста: отделы учебной литературы, художественной литературы, обработки, читальный зал; зарождалась справочно-библиографическая служба. В 17 лабораториях института были открыты передвижные библиотечные пункты.

Обладая по тем временам достаточно большим фондом технической литературы, библиотека осуществляла обслуживание по МБА специалистов заводов и крупных предприятий города.

С 1947 г. при библиотеке начал функционировать общественный орган – библиотечный совет, состоявший из 16 человек.

В 1960-е гг. высшее профессиональное образование реформировалось в сторону расширения обучения, в том числе заочного. Филиалы Куйбышевского индустриального института открылись в Ставрополе, Оренбурге, Сызрани, Новокуйбышевске, Отрадном. Начал действовать заочный факультет, увеличился прием студентов, что, естественно, сказалось и на росте числа читателей. Фонд к тому времени насчитывал 357 тыс. документов; расширилась структура библиотеки; штат вырос до 36 человек.

Библиотека получила три новых книгохранилища, что дало возможность организовать фонды по типам и видам изданий (фонд периодических изданий, иностранной, учебной и научной литературы). Открылся новый читальный зал на 180 мест.

Введен дифференцированный принцип обслуживания читателей по категориям; организованы первые 10-дневные выставки открытого просмотра, которые сразу же стали пользоваться большой популярностью у читателей. В справочно-библиографическом обслуживании начали практиковаться выдача справок в режиме «запрос – ответ», подготовка письменных тематических подборок литературы; расширялись рамки оперативной информации о новых поступлениях. В тот же период введено обучение студентов основам библиотечно-библиографической грамоты.

С 1968 по 1989 г. НТБ являлась методическим центром для библиотек вузов Куйбышевской области.

1970-е гг. характеризуются ростом нововведений, принципиально важных преобразований, применением в работе автоматизированной технологии, что осуществлялось под руководством директора библиотеки, заслуженного работника культуры Н.А. Турковой. В корне изменились структура, формы и методы работы, совершенствовались технологические процессы, сделаны первые попытки разработать концепцию автоматизации основных библиотечно-библиографических процессов.

В 1978 г. совместно с ИВЦ института внедрен первый пакет программ, который реализовывался на ЭВМ «УРАЛ», «ЕС-1022», «ЕС-1035». Были автоматизированы статистический анализ читательского спроса, использования научных и художественных изданий; инвентаризация новых поступлений; печать книжных формуляров. Это способствовало научному управлению формированием фонда, обеспечению учебного и научного процессов на высоком качественном уровне.

Впервые в практике вузовских библиотек была разработана и внедрена система научной организации труда и научной организации управленческого труда, включающая оптимальный режим работы, нормирование труда, классификацию затрат рабочего времени и методику его анализа с целью повышения уровня организации управления библиотекой.

Совершенствовалась система обслуживания читателей: открылись ещё несколько абонементов – студенческий абонемент научной литературы, абонемент сотрудников, иностранной литературы и МБА с подсобными фондами. В читальном зале организован открытый доступ к фонду.

С конца 1970-х гг. библиотека являлась отраслевым центром по координации комплектования валютными изданиями вузовских библиотек Среднего и Нижнего Поволжья.

Последующее десятилетие – это годы стабильной работы после проведения сложных организационно-структурных преобразований. Отлаживались новые и совершенствовались существовавшие технологические процессы, разрабатывались программы «Автоматизированная картотека книгообеспеченности» (внедрена в 1982 г.), «Автоматизированный каталог», но её внедрение не осуществилось из-за дефицита машинного времени. Несмотря на это разработка концептуальных положений автоматизации основных библиотечных процессов продолжалась.

К 1990 г. НТБ подошла с высокими показателями работы по библиотечно-информационному обслуживанию и ей присвоена 1 группа по оплате труда, что стало значительным событием для всех сотрудников.

Разработано и утверждено ректором института «Положение о работе НТБ в новых условиях хозяйствования». В основу его положен метод бригадной формы организации труда и его оплаты. В большом коллективе, даже при отсутствии вакансий, бригадная форма эффективна, так как позволяет использовать экономию заработной платы, полученную за счет отпусков без сохранения содержания и больничных листов.

В 1991 г. приобретены первые пять персональных компьютеров и АИБС «Библиотека 2.0». Организован отдел автоматизации (три сотрудника). Приступили к созданию ЭК на новые поступления. С переходом на персональные машины разработаны локальные программы.

Последующие годы – сложный период кардинального изменения социально-экономической формации, что крайне тяжело отразилось на всех сферах жизни и деятельности, в том числе и бюджетной. Не хватало средств на комплектование, заработную плату; материально-техническая база находилась на очень низком уровне. Уходили квалифицированные кадры, но ядро сотрудников осталось, и библиотека выжила.

Разработана «Маркетинговая концепция развития библиотеки», где основной упор сделан на расширение и развитие спектра информационно-библиотечных услуг и четко определены основные задачи на ближайшие годы, так как инфляционные перепады нельзя было предугадать на более длительный период.

Средства, полученные за оказание сверхнормативных платных услуг, шли на развитие материально-технической базы библиотеки: приобретались ПЭВМ, принтеры, множительная техника, малогабаритная мебель, библиотечная техника, комплектующие средства и пр.

С конца 1990-х гг. началось интенсивное внедрение в практику работы НТБ информационно-коммуникационных технологий, которые в значительной мере трансформировали традиционное содержание всех видов деятельности библиотеки. Созданы ЛВС (12 АРМ, в том числе 4 АРМ пользователей с доступом к Интернету); сайт; собственные БД представлены в Интернет. Начал активно пополняться документный фонд библиотеки – в основном учебными изданиями, что позволило сохранить групповой метод обслуживания студентов I–III курсов.

Сегодня книгообеспеченность образовательного процесса отвечает современным нормативным требованиям, что дает возможность ежегодно формировать комплекты учебников (7–9 изданий) для группового обслуживания. Приоритет в области формирования фондов – комплектование фонда электронных документов, который уже насчитывает более 1,5 тыс. изданий.

Библиотека заключила договор с университетской лабораторией компьютерной технологии и дистанционного обучения на оцифровку малоэкземплярных внутривузовских учебных изданий; уже получено более 100 оптических компакт-дисков. Кроме того, постоянно ведется работа по поиску и обеспечению доступа к полнотекстовым БД по профилю вуза, отечественным и зарубежным электронным библиотекам, информационным центрам и другим ресурсам Интернета.

 

Постоянно развивающаяся в НТБ система библиотечного обслуживания за последние годы претерпела серьезные структурные изменения. С выделением дополнительных площадей на факультетах и вводом в строй нового корпуса библиотеки организованы новые подразделения, ориентированные на удовлетворение читательских запросов и потребностей – это три отраслевых читальных зала, читальные залы новых поступлений, иностранной литературы, гуманитарный, библиотека в общежитии студенческого городка (абонемент и читальный зал), а также электронный читальный зал (ЭЧЗ) в структуре научно-библиографического отдела и медиацентр в структуре отдела информационных технологий.

Функции двух последних подразделений четко разделены. Медиацентр (32 рабочих места) предоставляет бесплатный доступ к ресурсам Интернета пользователям университета; для студентов других вузов, заключивших договор с университетом на обслуживание, доступ платный с 30%-ной скидкой; доступ к фонду электронных документов, просмотр видеокассет, прослушивание аудиозаписей возможны только в образовательных целях.

В функции ЭЧЗ (8 АРМ), исходя из его структурной принадлежности, входит предоставление доступа к собственным БД, машинного времени для самостоятельной работы в текстовом, табличном, графическом редакторах; просмотр РЖ ВИНИТИ на компакт-дисках, работа с БД ВИНИТИ в режиме реального времени.

В обоих залах предоставляются консультационные услуги, запись информации на электронный носитель, распечатка материала, сканирование документов и др.

Традиционное обслуживание осуществляется дифференцированно на восьми абонементах и в девяти читальных залах по направлениям: в помощь самостоятельной работе студентов, гуманитаризации технического образования, профессиональному обучению, научно-исследовательскому процессу. Во всех читальных залах организованы АРМ пользователей, на которых установлены собственные и приобретенные БД, что дает возможность быстрого поиска, отбора и заказа необходимых документов по сети в фондохранилище в рамках локальной программы «Статистика», которая не только позволяет вести учет выданных документов, но и предусматривает анализ читательского спроса и использования тех или иных разделов фонда.

Информационное и справочно-библиографическое обслуживание строится с учетом существующего и прогнозируемого спроса; в основе лежит оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм работы, платных и бесплатных услуг. Все это в совокупности направлено на персонализацию пользователя.

ЭК библиотеки состоит из 32 БД, из них пользователям представлены 19 БД на отдельные виды изданий и на подфонды пунктов обслуживания; остальные БД – для внутренней работы. Общий объем БД – 220 тыс. библиографических записей; БД «Книги» содержит 125 тыс. БЗ.

В 2004 г. планируется завершить работу по ретроконверсии каталогов, которая велась методом ручного ввода с клавиатуры и выборки БЗ из приобретенной БД РКП.

По мере увеличения объема БЗ начали возникать проблемы в работе ЭК и стало понятно, что дальше использовать версию «Библиотека 4.02» невозможно – необходимо либо переходить на другую АИБС, либо приобретать новую версию той же системы. Чтобы обойтись минимальными потерями и затратами (материальными, временными, на обучение) принято решение о приобретении версии «Библиотека 5.3».

С расширением структуры библиотеки штат увеличился до 113 человек. Основу (37%) составляют специалисты с высшим библиотечным образованием. Коллектив существенно изменился за счет притока молодых, свежих сил, которым охотно передают свой опыт и знания ветераны библиотеки: Г.Ф. Агошкова, Р.П. Бухарова, М.Г. Лукашева, Т.Н. Немчинова, Л.Е. Нефедова, М.Ф. Пешнякова и др. Директор библиотеки С.А. Вельгер отдает много сил и энергии, чтобы создать такие условия работы, при которых каждый библиотекарь чувствовал бы себя уверенно и достойно.

  
На главную