Научные и технические библиотеки №2 2004 год
Содержание:

Десятая Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Лингвистическое обеспечение АБИС: шаги на месте и движение вперед в сравнении с другими информационными системами

Гендина Н.И. Состояние теории, практики и подготовки кадров в сфере лингвистического обеспечения информационно-библиотечной технологии: стимулы и препятствия

Антошкова О.А., Астахова Т.С., Белоозеров В.Н. Ведение и совершенствование Универсальной десятичной классификации

Каспарова Н.Н. Основные положения «Российских правил каталогизации» – итоги пересмотра

Сукиасян Э.Р. «Предметный вход» в электронный каталог. Как повысить эффективность поисковых процедур


Секция 8. Формирование и сохранность фондов

Хахалева Н.И. Аспект гибридности в формировании системы фондов библиотеки

Петрусенко Т.В., Романов А.П. Книгообмен в информационном обществе: реалии и перспективы

Гриханов Ю.А. Модернизация системы депозитарного хранения библиотечных фондов России

Саразетдинов Р.Г. Размыкая цепь проблем: взгляд книгораспространителя на комплектование библиотек

Евстигнеева Г.А., Глухова Е.И. Финансовые аспекты комплектования иностранной литературы

Петухова Е.Л. Современные технологии комплектования книжных фондов

Зорина С.Ю. Комплектование библиотечных фондов. Пути эффективной интеграции библиотек и издателей


Секция 9. Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции «Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры»


ИФЛА–2003

Земсков А.И., Павлова Н.П. ИФЛА–2003 – жаркое лето в Берлине

Еронина Е.А. Мероприятия Комитета ИФЛА по авторскому праву и Секции МБА и ДД

Проблемы качества работы библиотек на ИФЛА–2003 (Заседание Дискуссионной группы)

«Информационные технологии и работа Группы метаданных Даблин Кор» – семинар в Геттингене


К юбилею А.В. Соколова

Зверевич В.В. Десять лет из жизни профессора Аркадия Соколова

Соколов А.В. К вопросу о библиотечном кретинизме


К юбилею А.В. Соколова

УДК 02(470)(092)

Зверевич В.В.
ГПНТБ России

Десять лет из жизни профессора Аркадия Соколова

Аркадию Васильевичу Соколову – 70 лет! Более половины из них отданы научной и педагогической деятельности.

Российскому и международному библиотечно-информационному сообществу А.В. Соколов известен как выдающийся ученый и педагог, автор более 200 публикаций (в том числе монографий и учебников) по различным аспектам и проблемам библиотечно-информа­цион­ной науки и практики. Профессор С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор педагогических наук А.В. Соколов – действительный член Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации, заслуженный деятель науки и заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Десять лет назад, к 60-летию профессора А.В. Соколова в С.-Петербурге выпущен сборник под названием «Ретроспектива-60» [1]. В него включены научные статьи А.В. Соколова (полностью или фрагментарно), воспоминания, поэтические и юмористические зарисовки, посвященные юбилею и юбиляру. К этому юбилею запланировано издание сборника «Ретроспектива-70». Как анонсировали составители, сборник подводит итоги научно-педагогической деятельности А.В. Соколова за последнее десятилетие.

Придерживаясь этой же схемы, попробую проследить, в каких направлениях развивалось за прошедшие 10 лет сотрудничество юбиляра со сборником «Научные и технические библиотеки», начавшееся в далеком 1966 г.

Опубликованные в сборнике в течение названного периода работы А.В. Соколова (без учета рецензий и юбилейных материалов) можно условно разделить на два направления.

Первое направление – теория социальной коммуникации и философские основы библиотековедения и библиотечного дела.

В настоящее время профессор А.В. Соколов преподает курс «Социальные коммуникации» на факультете культуры С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Во многом благодаря разработкам А.В. Соколова этот курс уже несколько лет представлен в образовательном стандарте библиотечно-информационных факультетов. Важность данной проблематики обусловливается, в частности, тем обстоятельством, что на Западе подобные курсы в том или ином виде рассматриваются как фундамент библиотечно-информационного образования, без которого другие специальные дисциплины просто «висят». В этой связи публикация А.В. Соколовым на страницах сборника оригинальных концепций и авторских разработок по данной проблеме выглядит истинным новаторством.

В 1994 г. А.В. Соколов выступил на страницах сборника с циклом лекций под общим названием «Библиотеки и социальные коммуникации». Как говорится в авторском вступлении, «целью настоящего цикла лекций является изложение теории социальной коммуникации … применительно к потребностям библиотечной и библиографической науки» [2].

Лекция 1 озаглавлена «Коммуникационная деятельность и коммуникационные явления» [2]. В этой лекции даются понятия социальной коммуникации, коммуникационной деятельности и коммуникационного обслуживания, обсуждаются типы и виды коммуникации, приводятся виды коммуникационных явлений, представлена классификация социально-культурных институтов: духовно-производствен­ные и обслуживающие. Разновидность обслуживающих институтов – социально-мнемические службы, к которым относятся библиотеки.

В конце лекции автор делает следующие выводы: библиотеки относятся к разряду социально-мнемических служб, обеспечивающих хранение и общественное использование соответствующего фрагмента документированной социальной памяти; библиотечная деятельность – область профессиональной коммуникационной деятельности, где ведущими формами являются общение и управление; документальная коммуникация – смысловая коммуникация, поэтому проблемы смысла, духовной жизни и общественного менталитета имеют для библиотековедения фундаментальное значение.

В лекции 1 показано, что всякая библиотека является социально-коммуникационным центром. В лекции 2 «Коммуникационные каналы» [3] определяется место библиотеки в системе этих каналов, и устанавливаются ее взаимосвязи с другими коммуникационными центрами, ведь «профессиональная библиотечно-библиографическая деятельность связана не только с документами, но и с живыми людьми», а библиотека – «не только документальный центр, но и центр межличностного общения». В этой лекции раскрыто понятие коммуникационного канала и проанализированы его разновидности: устная коммуникация, документальная коммуникация, электронная коммуникация; выведен Закон кумуляции коммуникационных каналов (ККК), который гласит: «Появление нового канала не означает вытеснение старого, но стимулирует его модернизацию».

В конце лекции автор делает вывод, что в современной «бумажной» цивилизации господствует документальная коммуникация, центральное место в которой принадлежит библиотекам, а развитие электронной коммуникации должно привести к модернизации книжного дела и библиотек при безусловном сохранении связанных с ними документальных каналов.

Исследование социальных коммуникаций – серьезная философская проблема. В работе [4] А.В. Соколов выделяет коммуникационное направление, исходящее из рассмотрения библиотеки как социально-коммуникационного центра, а библиотекаря – как посредника в документальных каналах социальной коммуникации – одного из важнейших направлений в западной философии библиотековедения. Именно в западной, поскольку «…выращивание отечественной философии библиотековедения – труднейшая проблема: у нас нет философствующих библиотековедов, отсутствует традиция философских размышлений в библиотечной науке, библиотечное дело находится в крайне неблагоприятной социально-экономической ситуации, профессиональное библиотечное сознание пропитано инфантилизмом, некритичностью, упрощенчеством». Все же А.В. Соколов предлагает российским библиотековедам философствовать самим и приглашает к этому со страниц сборника.

А.В. Соколов идет дальше. В одной из последующих работ на основе собственного опыта изучения проблематики социальных коммуникаций он утверждает, что теории социальной коммуникации быть не может и что можно построить только метатеорию социальной коммуникации [5].

Дефиниция метатеории социальной коммуникации (по А.В. Соколову) выглядит следующим образом: «Метатеория социальной коммуникации – это межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на основе (мета – после) различных наук, изучающих те или иные грани (аспекты, проблемы) социальных коммуникаций. Эти науки можно назвать частными (конкретными) коммуникационными теориями (науками). Библиотековедение, библиографоведение и другие дисциплины книговедческого цикла являются частными теориями по отношению к метатеории социальной коммуникации [5].

А.В. Соколов делает вывод, что именно метатеория нужна для правильной ориентации библиотек, библиографии, средств массовой коммуникации, органов научно-технической информации и других социально-коммуникационных институтов в социокультурной ситуации начала XXI в. [5]. Вместе с тем он отмечает, что в коммуникационной проблематике еще имеется множество неизученных проблем и приглашает исследователей к дальнейшему освоению этой terra incognita.

Второе направление – современное состояние и перспективы библиотек и библиотечной профессии в России XXI века.

Работы А.В. Соколова в этом направлении знаменуют его новую ипостась как участника международных конференций «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» – «Крым». Это крупнейший ежегодный библиотечно-информационный форум, главный организатор которого – ГПНТБ России. Каждый год материалы конференций «Крым» выборочно публикуются на страницах сборника.

А.В. Соколов участвовал в конференциях «Крым–2000» и «Крым–2001». Его доклад «Литературоцентризм и информатизация» [6] включен в программу пленарного заседания Конференции «Крым–2000». Тема доклада как нельзя лучше вписывалась в тематику форума, в значительной мере синтезируя споры вокруг развития электронных и «гибридных» библиотек и их соотношения с традиционными библиотеками в современном обществе.

Литературоцентризм, по мнению А.В. Соколова, – характерное явление русской культуры XIX–XX вв., состоящее в том, что литература была центром духовной жизни общества, колыбелью русской интеллигенции. Говоря о литературоцентризме, А.В. Соколов вводит понятие книжного социального института (КСИ), который сформировался во второй половине XIX в. и стал материальным фундаментом литературоцентризма.

КСИ – это «совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции» [6]. Своей вершины, с точки зрения развития книжных коммуникаций, литературоцентризм и КСИ в России достигли к началу XX в. (период «Серебряного века»).

В советское время литературоцентризм заменен «политикоцен­тризмом», однако КСИ был не только сохранен, но и увеличен до колоссальных размеров. В 1990-е гг. произошло крушение советской книжной «сверхдержавы», и колоссальный КСИ оказался в глубоком кризисе, охватившем все его составляющие. По общему мнению, он неконкурентоспособен по отношению к безбумажной электронной коммуникации.

Наше время – переходный период от бумажного литературоцентризма, свойственного индустриальному обществу, к электронной коммуникации, присущей постиндустриальному электронному обществу.

Проанализировав все возможные прогностические сценарии развития России (от «сверхпессимистического» до «сверхоптимистическо­го»), А.В. Соколов сделал вывод: поскольку сегодняшняя Россия – страна далеко не постиндустриальная, то «литературоцентризм – замечательное явление русской культуры, которое не смогла извратить даже всемогущая тоталитарная власть, рано списывать в архив истории» [6]. А раз так, то бумажная и безбумажная коммуникации будут существовать параллельно, и библиотеки (традиционные, электронные, гибридные) сохранятся в обозримом будущем (с Божьей помощью и молитвами Аркадия Васильевича). Дальнейшие коллизии информатиза­ции и литературоцентризма будут зависеть от судьбы России в XXI в.

Как же будут развиваться эти коллизии и что ждет российское библиотечно-информационное (и шире – гуманитарное) сообщество? Свой ответ на этот вопрос А.В. Соколов дал спустя год, на конференции «Крым–2001». Его доклад «Спасет ли красота мир? (некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества)» [7] включен в программу секции «Библиотечные кадры, профессия и образование». В докладе представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи, проводившегося в течение ряда последних лет в нескольких гуманитарных вузах С.-Петербурга. Это будущая гуманитарная (в том числе библиотечная) интеллигенция, которой принадлежит решающая роль в преодолении экологического кризиса и угроз глобализма.

Исследование показало, что активными альтруистами являются 10–15%; эгоцентристами – носителями рыночной психологии – 40–45%; конформистами-исполнителями – 45–50% респондентов. Недостаток альтруизма обусловлен не только естественной молодежной эгоцентричностью, но и «сгущающейся атмосферой рыночного индивидуализма» [7]. Для массы студентов характерны религиозная индифферентность, пониженная этическая требовательность, слабая гуманитарная подготовка. Студенты политически пассивны, но не чужды патриотических чувств, хотя 30% – потенциальные эмигранты.

Исходя из представленных результатов исследования, А.В. Соколов сделал сколь изящный и красивый, столь же и продуманный вывод: «Красота должна спасти мир, но спасение нам не гарантировано» [7].

Вклад А.В. Соколова в программу конференций «Крым» по достоинству оценили как организаторы, так и участники. В 2000 г. доклад «Литературоцентризм и информатизация» отмечен дипломом в номинации «Лучший доклад Конференции»; доклад «Спасет ли красота мир? (некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества)» вошел в сборник «Десять конференций «Крым» – десять лучших докладов», изданный специально к Десятой юбилейной конференции «Крым–2003» [8, с. 104–109].

Бесспорно, участие А.В. Соколова в Крымских форумах – новый и значительный этап в его и без того насыщенной научной биографии.

Вернемся к современному состоянию и перспективам библиотек и библиотечной профессии в России XXI века. Безусловно, на конференциях «Крым» А.В. Соколов представил нам будущее в довольно безрадостном свете. Статистика – вещь упрямая, знает все, и против нее не пойдешь. Тем не менее в своих последующих работах А.В. Соколов отнюдь не хоронит библиотечную профессию (хотя такие настроения уже наблюдаются в нашем профессиональном сообществе, что, к сожалению, подтверждается фактами), а выражает серьезные надежды на ее воскрешение.

В одной из своих последних статей – «Доживем до воскресения» [9] – А.В. Соколов утверждает: «Если будущая Россия востребует библиотеки как центры книжной коммуникации и храмы книжности, у библиотечной интеллигенции – блестящее будущее, если этого не случится – не поминайте лихом!».

Таким образом, будущее библиотек и библиотечной профессии в России всецело зависит от будущего самой России. И хотя в настоящее время во многих библиотеках абонементы и книгохранилища обезлюдели; продолжают трудиться в подавляющем большинстве великолепные библиографы с пятидесятилетним стажем работы в библиотеке, а образованные и амбициозные молодые профессионалы не торопятся заполнять вакансии в библиотеках, А.В. Соколов на основе анализа прогнозов развития России приходит к выводу, что при любом раскладе социальная потребность в библиотеках сохранится [9]. Этот вывод выглядит обнадеживающим, а слухи об умирании библиотечной профессии в России – преждевременными и недостоверными.

Невозможно не сказать в этой статье и об опубликованной далее в этом номере работе А.В. Соколова, с которой мне посчастливилось заранее ознакомиться благодаря тесному сотрудничеству с редакцией сборника «Научные и технические библиотеки». Эта новая статья также лежит в русле второго направления нашего повествования.

Начав с анализа полемики между профессорами МГУКИ Ю.П. Мелентьевой и Ю.Н. Столяровым по поводу необходимости и наполнения Кодекса этики российского библиотекаря, в ходе которой в свет было выпущено словосочетание «библиотечный кретинизм», А.В. Соколов пришел к выводу, что «кретинизм – опознавательный знак постсоветского библиотечного дела, может быть, даже центральная научная проблема нынешнего библиотековедения, а понятие библиотечный кретинизм достойно включения в наши терминологические словари» [10].

Далее, на основе анализа этимологии слова кретинизм, упомянув о том, что на Руси юродивые (то бишь – кретины) весьма почитались и относились к числу блаженных в православной иерархии, А.В. Соколов приходит к осознанию сущности библиотечного кретинизма в современной России. «Мне кажется, что в современных бескорыстных служителях Книги, получающих ежемесячно менее 2 тыс. руб. и верящих в то, что Красота спасет мир, есть черты святого юродства, другими словами – блаженного профессионального кретинизма», – так образно А.В. Соколов характеризует современное состояние библиотечного дела в нашей стране и профессиональное самосознание библиотекарей.

Эта проблема весьма серьезна. Современная молодежь, по словам А.В. Соколова, «отождествляет библиотечный героизм с библиотечным кретинизмом». И есть реальная опасность того, что «в недалеком будущем в библиотеках останутся духовно деформированные фанатики книги и немощные пенсионеры» [10]. Из этой безрадостной картины логично вытекает дефиниция библиотечного кретинизма, которую предлагает А. В. Соколов: «Библиотечный кретинизм — профессиональная духовная деформация, состоящая в замене экономических стимулов этическими предписаниями и апологетическими мифами» [10]. Как всегда, изящно и в самую суть.

Что же предлагает А. В. Соколов для исправления ситуации? За что он ратует? А за то, чтобы библиотечные специалисты различных направлений и идеологических ориентаций «изжили блаженный кретинизм и начали добиваться в социально-экономической структуре постсоветской России того места, которое им принадлежит по праву, а именно: библиотечная профессия должна относиться к среднему классу, а не к пролетариям умственного труда, как сейчас» [10]. С этой позицией невозможно не согласиться. Особенно тем, у кого есть опыт стажировок в библиотечных школах и библиотеках зарубежных стран и кто может по-настоящему сравнить ситуацию «там» и «здесь» (сужу по собственному опыту).

Конечно, указанные научные направления отнюдь не исчерпывают круг научных интересов профессора А.В. Соколова. В его послужном списке – работы по философии, социологии и культурологии; теории информационного поиска и ИПС, автоматизации библиотечно-библиографических процессов; теории библиографического описания, классификации и предметизации; библиотечной профессиологии и проблемам подготовки библиотечных кадров; философским и общетеоретическим вопросам библиотековедения, библиографоведения и информатики; проблемам демократического движения и развития общественных объединений в библиотечном деле нашей страны. При исследовании документального потока по любому из этих направлений работы А.В. Соколова займут ведущие позиции.

А.В. Соколов – один из немногих представителей нашего профессионального сообщества, чье мнение по любому вопросу интересно прежде всего потому, что это мнение профессора А.В. Соколова; даже если не все с ним согласны.

Прошедшая декада показала, что Аркадий Васильевич по-прежнему полон новых идей и творческих замыслов. Об этом свидетельствует и приводимый ниже список литературы, который включает именно 10 позиций: каждый год – этапная публикация, будоражащая библиотечный мир. (Совсем неплохо. Так держать, Аркадий Васильевич!) Сей факт вселяет уверенность, что в профессиональной печати еще не раз появятся новые работы профессора А.В. Соколова и внесут живую струю в ход российского библиотечного процесса, побудят к внимательному их прочтению, к интересным и плодотворным дискуссиям по затронутым в них проблемам. Пожелаем юбиляру (и себе тоже) именно этого.

 

Список литературы

  1. Ретроспектива-60. Труды профессора Аркадия Соколова для библиотекарей и информатиков / Науч. ред. С.А. Басов. СПб.: Независимая Гуманитарная Академия, 1994. 466 с.
  2. Соколов А.В. Лекция 1. Коммуникационная деятельность и коммуникационные явления // Науч. и техн. б-ки. 1994.№ 8. С. 3–14; № 9. С. 41–55.
  3. Соколов А.В. Лекция 2. Коммуникационные каналы. Там же. 1994. № 10. С. 3–14; № 11. С. 43–50.
  4. Соколов А.В. Философия и библиотековедение: приглашение к размышлению. Там же. 1996. № 6. С. 3–15.
  5. Соколов А.В. Знакомьтесь: метатеория социальной коммуникации. Там же. 2001. № 6. С. 4–15.
  6. Соколов А.В. Литературоцентризм и информатизация. Там же. 2001. № 1. С. 56–65.
  7. Соколов А.В. Спасет ли красота мир? (некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества). Там же. 2002. № 3. С. 52–56.
  8. Десять конференций «Крым» – десять лучших докладов. / Гл. ред. Я.Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2003. 121 с.
  9. Соколов А.В. Доживем до воскресения. (Перспективы библиотечной профессии в XXI в.). Науч и техн. б-ки. 2003. № 5. С. 5–24.
  10. Соколов А.В. К вопросу о библиотечном кретинизме. Там же. 2004. № 2.
  
На главную