К юбилею А.В.
Соколова
УДК 02(470)(092)
Зверевич В.В.
ГПНТБ России
Десять лет из жизни профессора
Аркадия Соколова
Аркадию
Васильевичу Соколову – 70 лет! Более
половины из них отданы научной и
педагогической деятельности.
Российскому
и международному библиотечно-информационному
сообществу А.В. Соколов известен как
выдающийся ученый и педагог, автор более 200
публикаций (в том числе монографий и
учебников) по различным аспектам и
проблемам библиотечно-информационной
науки и практики. Профессор С.-Петербургского
гуманитарного университета профсоюзов,
доктор педагогических наук А.В. Соколов –
действительный член Российской академии
естественных наук и Международной академии
информатизации, заслуженный деятель науки
и заслуженный работник культуры Российской
Федерации.
Десять лет назад, к 60-летию
профессора А.В. Соколова в С.-Петербурге выпущен сборник под названием
«Ретроспектива-60» [1].
В него включены научные статьи А.В. Соколова
(полностью или фрагментарно), воспоминания,
поэтические и юмористические зарисовки,
посвященные юбилею и юбиляру. К этому
юбилею запланировано издание сборника «Ретроспектива-70».
Как анонсировали составители, сборник
подводит итоги научно-педагогической
деятельности А.В. Соколова за последнее
десятилетие.
Придерживаясь этой же схемы,
попробую проследить, в каких направлениях
развивалось за прошедшие 10 лет
сотрудничество юбиляра со сборником «Научные
и технические библиотеки», начавшееся в
далеком 1966 г.
Опубликованные в сборнике в
течение названного периода работы А.В.
Соколова (без учета рецензий и юбилейных
материалов) можно условно разделить на два
направления.
Первое
направление – теория социальной
коммуникации и философские основы
библиотековедения и библиотечного дела.
В настоящее время профессор А.В.
Соколов преподает курс «Социальные
коммуникации» на факультете культуры С.-Петербургского
гуманитарного университета профсоюзов. Во
многом благодаря разработкам А.В. Соколова
этот курс уже несколько лет представлен в
образовательном стандарте библиотечно-информационных
факультетов. Важность данной проблематики
обусловливается, в частности, тем
обстоятельством, что на Западе подобные
курсы в том или ином виде рассматриваются
как фундамент библиотечно-информационного
образования, без которого другие
специальные дисциплины просто «висят». В
этой связи публикация А.В. Соколовым на
страницах сборника оригинальных концепций
и авторских разработок по данной проблеме
выглядит истинным новаторством.
В 1994 г. А.В. Соколов выступил на
страницах сборника с циклом лекций под
общим названием «Библиотеки и социальные
коммуникации». Как говорится в авторском
вступлении, «целью настоящего цикла лекций
является изложение теории социальной
коммуникации … применительно к
потребностям библиотечной и
библиографической науки» [2].
Лекция 1
озаглавлена «Коммуникационная
деятельность и коммуникационные явления» [2].
В этой лекции даются понятия социальной
коммуникации,
коммуникационной деятельности и
коммуникационного обслуживания,
обсуждаются типы и виды коммуникации,
приводятся виды коммуникационных явлений,
представлена классификация социально-культурных
институтов: духовно-производственные и
обслуживающие. Разновидность
обслуживающих институтов – социально-мнемические
службы, к которым относятся библиотеки.
В конце лекции автор делает
следующие выводы: библиотеки относятся к
разряду социально-мнемических служб,
обеспечивающих хранение и общественное
использование соответствующего фрагмента
документированной социальной памяти;
библиотечная деятельность – область
профессиональной коммуникационной
деятельности, где ведущими формами
являются общение и управление;
документальная коммуникация – смысловая
коммуникация, поэтому проблемы смысла,
духовной жизни и общественного менталитета
имеют для библиотековедения
фундаментальное значение.
В лекции 1 показано, что всякая
библиотека является социально-коммуникационным
центром. В лекции 2 «Коммуникационные
каналы» [3] определяется место библиотеки в
системе этих каналов, и устанавливаются ее
взаимосвязи с другими коммуникационными
центрами, ведь «профессиональная
библиотечно-библиографическая
деятельность связана не только с
документами, но и с живыми людьми», а
библиотека – «не только документальный
центр, но и центр межличностного общения». В
этой лекции раскрыто понятие коммуникационного
канала и проанализированы его
разновидности: устная коммуникация,
документальная коммуникация, электронная
коммуникация; выведен Закон кумуляции
коммуникационных каналов (ККК), который
гласит: «Появление нового канала не
означает вытеснение старого, но
стимулирует его модернизацию».
В конце лекции автор делает
вывод, что в современной «бумажной»
цивилизации господствует документальная
коммуникация, центральное место в которой
принадлежит библиотекам, а развитие
электронной коммуникации должно привести к
модернизации книжного дела и библиотек при
безусловном сохранении связанных с ними
документальных каналов.
Исследование социальных
коммуникаций – серьезная философская
проблема. В работе [4]
А.В. Соколов выделяет коммуникационное
направление, исходящее из рассмотрения
библиотеки как социально-коммуникационного
центра, а библиотекаря – как посредника в
документальных каналах социальной
коммуникации – одного из важнейших
направлений в западной философии
библиотековедения. Именно в западной,
поскольку «…выращивание отечественной
философии библиотековедения – труднейшая
проблема: у нас нет философствующих
библиотековедов, отсутствует традиция
философских размышлений в библиотечной
науке, библиотечное дело находится в крайне
неблагоприятной социально-экономической
ситуации, профессиональное библиотечное
сознание пропитано инфантилизмом,
некритичностью, упрощенчеством». Все же А.В.
Соколов предлагает российским
библиотековедам философствовать самим и
приглашает к этому со страниц сборника.
А.В. Соколов идет дальше. В одной
из последующих работ на основе
собственного опыта изучения проблематики
социальных коммуникаций он утверждает, что
теории социальной коммуникации быть не
может и что можно построить только
метатеорию социальной коммуникации [5].
Дефиниция метатеории
социальной коммуникации (по А.В. Соколову)
выглядит следующим образом: «Метатеория
социальной коммуникации – это
межнаучная обобщающая теория,
формирующаяся на основе (мета – после)
различных наук, изучающих те или иные грани
(аспекты, проблемы) социальных коммуникаций.
Эти науки можно назвать частными (конкретными) коммуникационными
теориями (науками). Библиотековедение,
библиографоведение и другие дисциплины
книговедческого цикла являются частными
теориями по отношению к метатеории
социальной коммуникации [5].
А.В. Соколов делает вывод, что
именно метатеория нужна для правильной
ориентации библиотек, библиографии,
средств массовой коммуникации, органов
научно-технической информации и других
социально-коммуникационных институтов в
социокультурной ситуации начала XXI в. [5]. Вместе с тем он отмечает, что в
коммуникационной проблематике еще имеется
множество неизученных проблем и приглашает
исследователей к дальнейшему освоению этой
terra incognita.
Второе
направление – современное состояние и
перспективы библиотек и библиотечной
профессии в России XXI века.
Работы А.В. Соколова в этом
направлении знаменуют его новую ипостась
как участника международных конференций «Библиотеки
и ассоциации в меняющемся мире: новые
технологии и новые формы сотрудничества» –
«Крым». Это крупнейший ежегодный
библиотечно-информационный форум, главный
организатор которого – ГПНТБ России.
Каждый год материалы конференций «Крым»
выборочно публикуются на страницах
сборника.
А.В. Соколов участвовал в
конференциях «Крым–2000» и «Крым–2001». Его
доклад «Литературоцентризм и
информатизация» [6] включен в программу пленарного
заседания Конференции «Крым–2000». Тема
доклада как нельзя лучше вписывалась в
тематику форума, в значительной мере
синтезируя споры вокруг развития
электронных и «гибридных» библиотек и их
соотношения с традиционными библиотеками в
современном обществе.
Литературоцентризм, по мнению А.В.
Соколова, – характерное явление русской
культуры XIX–XX вв., состоящее в том, что
литература была центром духовной жизни
общества, колыбелью русской интеллигенции.
Говоря о литературоцентризме, А.В. Соколов
вводит понятие книжного социального института (КСИ),
который сформировался во второй половине XIX
в. и стал материальным фундаментом
литературоцентризма.
КСИ – это «совокупность
учреждений и профессиональных кадров,
обеспечивающих удовлетворение
коммуникационных потребностей общества в
целом и отдельных его членов путем
предоставления книжной продукции» [6].
Своей вершины, с точки зрения развития
книжных коммуникаций, литературоцентризм и
КСИ в России достигли к началу XX в. (период «Серебряного
века»).
В советское время
литературоцентризм заменен «политикоцентризмом»,
однако КСИ был не только сохранен, но и
увеличен до колоссальных размеров. В 1990-е гг.
произошло крушение советской книжной «сверхдержавы»,
и колоссальный КСИ оказался в глубоком
кризисе, охватившем все его составляющие.
По общему мнению, он неконкурентоспособен
по отношению к безбумажной электронной
коммуникации.
Наше время –
переходный период от бумажного
литературоцентризма, свойственного
индустриальному обществу, к электронной
коммуникации, присущей
постиндустриальному электронному обществу.
Проанализировав
все возможные прогностические сценарии
развития России (от «сверхпессимистического»
до «сверхоптимистического»), А.В. Соколов
сделал вывод: поскольку сегодняшняя Россия
– страна далеко не постиндустриальная, то «литературоцентризм
– замечательное явление русской культуры,
которое не смогла извратить даже
всемогущая тоталитарная власть, рано
списывать в архив истории» [6]. А раз так, то бумажная и
безбумажная коммуникации будут
существовать параллельно, и библиотеки (традиционные,
электронные, гибридные) сохранятся в
обозримом будущем (с Божьей помощью и
молитвами Аркадия Васильевича). Дальнейшие
коллизии информатизации и
литературоцентризма будут зависеть от
судьбы России в XXI в.
Как же будут
развиваться эти коллизии и что ждет
российское библиотечно-информационное (и
шире – гуманитарное) сообщество? Свой ответ
на этот вопрос А.В. Соколов дал спустя год,
на конференции «Крым–2001». Его доклад «Спасет
ли красота мир? (некоторые итоги изучения
ценностных ориентаций постсоветского
гуманитарного студенчества)» [7]
включен в программу секции «Библиотечные
кадры, профессия и образование». В докладе
представлены результаты социологического
исследования ценностных ориентаций
студенческой молодежи, проводившегося в
течение ряда последних лет в нескольких
гуманитарных вузах С.-Петербурга. Это
будущая гуманитарная (в том числе
библиотечная) интеллигенция, которой
принадлежит решающая роль в преодолении
экологического кризиса и угроз глобализма.
Исследование показало, что
активными альтруистами являются 10–15%;
эгоцентристами – носителями рыночной
психологии – 40–45%; конформистами-исполнителями
– 45–50% респондентов. Недостаток альтруизма
обусловлен не только естественной
молодежной эгоцентричностью, но и «сгущающейся
атмосферой рыночного индивидуализма» [7].
Для массы студентов характерны религиозная
индифферентность, пониженная этическая
требовательность, слабая гуманитарная
подготовка. Студенты политически пассивны,
но не чужды патриотических чувств, хотя 30% –
потенциальные эмигранты.
Исходя из
представленных результатов исследования, А.В.
Соколов сделал сколь изящный и красивый,
столь же и продуманный вывод: «Красота должна
спасти мир, но спасение нам не
гарантировано» [7].
Вклад А.В.
Соколова в программу конференций «Крым» по
достоинству оценили как организаторы, так и
участники. В 2000 г. доклад «Литературоцентризм
и информатизация» отмечен дипломом в
номинации «Лучший доклад Конференции»;
доклад «Спасет ли красота мир? (некоторые
итоги изучения ценностных ориентаций
постсоветского гуманитарного студенчества)»
вошел в сборник «Десять конференций «Крым»
– десять лучших докладов», изданный
специально к Десятой юбилейной конференции
«Крым–2003» [8, с.
104–109].
Бесспорно,
участие А.В. Соколова в Крымских форумах –
новый и значительный этап в его и без того
насыщенной научной биографии.
Вернемся к современному
состоянию и перспективам библиотек и
библиотечной профессии в России XXI века.
Безусловно, на конференциях «Крым» А.В.
Соколов представил нам будущее в довольно
безрадостном свете. Статистика – вещь
упрямая, знает все, и против нее не пойдешь.
Тем не менее в своих последующих работах А.В.
Соколов отнюдь не хоронит библиотечную
профессию (хотя такие настроения уже
наблюдаются в нашем профессиональном
сообществе, что, к сожалению,
подтверждается фактами), а выражает
серьезные надежды на ее воскрешение.
В одной из своих последних
статей – «Доживем до воскресения» [9]
– А.В. Соколов утверждает: «Если будущая
Россия востребует библиотеки как центры
книжной коммуникации и храмы
книжности, у библиотечной интеллигенции
– блестящее будущее, если этого не случится
– не поминайте лихом!».
Таким образом, будущее
библиотек и библиотечной профессии в
России всецело зависит от будущего самой
России. И хотя в настоящее время во многих
библиотеках абонементы и книгохранилища
обезлюдели; продолжают трудиться в
подавляющем большинстве великолепные
библиографы с пятидесятилетним стажем
работы в библиотеке, а образованные и
амбициозные молодые профессионалы не
торопятся заполнять вакансии в библиотеках,
А.В. Соколов на основе анализа прогнозов
развития России приходит к выводу, что при
любом раскладе социальная потребность в
библиотеках сохранится [9].
Этот вывод выглядит обнадеживающим, а слухи
об умирании библиотечной профессии в
России – преждевременными и
недостоверными.
Невозможно не сказать в этой
статье и об опубликованной далее в этом
номере работе А.В. Соколова, с которой мне
посчастливилось заранее ознакомиться
благодаря тесному сотрудничеству с
редакцией сборника «Научные и технические
библиотеки». Эта новая статья также лежит в
русле второго направления нашего
повествования.
Начав с анализа полемики между
профессорами МГУКИ Ю.П. Мелентьевой и Ю.Н.
Столяровым по поводу необходимости и
наполнения Кодекса этики российского
библиотекаря, в ходе которой в свет было
выпущено словосочетание «библиотечный
кретинизм», А.В. Соколов пришел к выводу,
что «кретинизм – опознавательный знак
постсоветского библиотечного дела, может
быть, даже центральная научная проблема
нынешнего библиотековедения, а понятие библиотечный
кретинизм достойно включения в наши
терминологические словари» [10].
Далее, на основе анализа
этимологии слова кретинизм,
упомянув о том, что на Руси юродивые (то бишь
– кретины) весьма почитались и относились к
числу блаженных в православной иерархии, А.В.
Соколов приходит к осознанию сущности
библиотечного кретинизма в современной
России. «Мне кажется, что в современных
бескорыстных служителях Книги, получающих
ежемесячно менее 2 тыс. руб. и верящих в то,
что Красота спасет мир,
есть черты святого
юродства, другими словами – блаженного
профессионального кретинизма», – так
образно А.В. Соколов характеризует
современное состояние библиотечного дела в
нашей стране и профессиональное
самосознание библиотекарей.
Эта проблема весьма серьезна.
Современная молодежь, по словам А.В.
Соколова, «отождествляет библиотечный
героизм с библиотечным кретинизмом». И есть
реальная опасность того, что «в недалеком
будущем в библиотеках останутся духовно
деформированные фанатики книги и немощные
пенсионеры» [10]. Из
этой безрадостной картины логично вытекает
дефиниция библиотечного
кретинизма, которую предлагает А. В. Соколов: «Библиотечный
кретинизм —
профессиональная духовная деформация,
состоящая в замене экономических стимулов
этическими предписаниями и
апологетическими мифами» [10]. Как всегда, изящно и в самую суть.
Что же предлагает А. В. Соколов
для исправления ситуации? За что он ратует?
А за то, чтобы библиотечные специалисты
различных направлений и идеологических
ориентаций «изжили блаженный кретинизм и
начали добиваться в социально-экономической
структуре постсоветской России того места,
которое им принадлежит по праву, а именно: библиотечная
профессия должна относиться к среднему
классу, а не к пролетариям умственного
труда, как сейчас» [10].
С этой позицией невозможно не согласиться.
Особенно тем, у кого есть опыт стажировок в
библиотечных школах и библиотеках
зарубежных стран и кто может по-настоящему
сравнить ситуацию «там» и «здесь» (сужу по
собственному опыту).
Конечно, указанные научные
направления отнюдь не исчерпывают круг
научных интересов профессора А.В. Соколова.
В его послужном списке – работы по
философии, социологии и культурологии;
теории информационного поиска и ИПС,
автоматизации библиотечно-библиографических
процессов; теории библиографического
описания, классификации и предметизации;
библиотечной профессиологии и проблемам
подготовки библиотечных кадров;
философским и общетеоретическим вопросам
библиотековедения, библиографоведения и
информатики; проблемам демократического
движения и развития общественных
объединений в библиотечном деле нашей
страны. При исследовании документального
потока по любому из этих направлений работы
А.В. Соколова займут ведущие позиции.
А.В. Соколов – один из немногих
представителей нашего профессионального
сообщества, чье мнение по любому вопросу
интересно прежде всего потому, что это
мнение профессора А.В. Соколова; даже если
не все с ним согласны.
Прошедшая декада показала, что
Аркадий Васильевич по-прежнему полон новых
идей и творческих замыслов. Об этом
свидетельствует и приводимый ниже список
литературы, который включает именно 10
позиций: каждый год – этапная публикация,
будоражащая библиотечный мир. (Совсем
неплохо. Так держать, Аркадий Васильевич!)
Сей факт вселяет уверенность, что в
профессиональной печати еще не раз
появятся новые работы профессора А.В.
Соколова и внесут живую струю в ход
российского библиотечного процесса,
побудят к внимательному их прочтению, к
интересным и плодотворным дискуссиям по
затронутым в них проблемам. Пожелаем
юбиляру (и себе тоже) именно этого.
Список литературы
- Ретроспектива-60.
Труды профессора Аркадия Соколова для
библиотекарей и информатиков / Науч. ред. С.А.
Басов. СПб.: Независимая Гуманитарная
Академия, 1994. 466 с.
- Соколов А.В.
Лекция 1. Коммуникационная деятельность и
коммуникационные явления // Науч. и техн. б-ки.
1994.№ 8. С. 3–14; № 9. С. 41–55.
- Соколов А.В.
Лекция 2. Коммуникационные каналы. Там же.
1994. № 10. С. 3–14; № 11. С. 43–50.
- Соколов А.В.
Философия и библиотековедение: приглашение
к размышлению. Там же. 1996. № 6. С. 3–15.
- Соколов А.В.
Знакомьтесь: метатеория социальной
коммуникации. Там же. 2001. № 6. С. 4–15.
- Соколов А.В. Литературоцентризм
и информатизация. Там же. 2001. № 1. С. 56–65.
- Соколов А.В.
Спасет ли красота мир? (некоторые итоги
изучения ценностных ориентаций
постсоветского гуманитарного студенчества).
Там же. 2002. № 3. С. 52–56.
- Десять
конференций «Крым» – десять лучших
докладов. / Гл. ред. Я.Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ
России, 2003. 121 с.
- Соколов А.В.
Доживем до воскресения. (Перспективы
библиотечной профессии в XXI в.). Науч и техн.
б-ки. 2003. № 5. С. 5–24.
- Соколов А.В.
К вопросу о библиотечном кретинизме. Там же.
2004. № 2.
|