УДК 027.008.04(063)
Десятая юбилейная Международная
конференция
«Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации
в меняющемся мире: новые технологии
и новые формы сотрудничества»
(7–15 июня 2003 г., Судак, Автономная
Республика Крым, Украина)
Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России
Концепция развития МБИАЦ:
учет поражений и побед
На
юбилейной конференции обычно принято
подводить итоги. Попробуем и мы это сделать
по проекту Международного библиотечного,
информационного и аналитического центра –
тем более, что ежегодная конференция
пользователей и партнеров МБИАЦ –
регулярное мероприятие, проводимое на
Крымском форуме. Представление проекта
проходило не раз на пленарных и секционных
заседаниях, и наконец Крымские конференции
стали местом регулярных заседаний Совета
директоров и Совета представителей МБИАЦ, а
также встреч членов Наблюдательного совета.
Большой популярностью пользуется стенд
МБИАЦ на выставке; во время конференций
многие участники становятся партнерами
МБИАЦ и проявляют интерес к его программам,
идеям, мероприятиям.
Итоги
деятельности МБИАЦ удобнее подвести по
основным блокам, тем более что в этом году у
МБИАЦ еще не юбилей (напомню: формальные
документы МБИАЦ подписаны в 1997 г.; реальное
открытие состоялось в начале 1999 г., и с этого
времени мы и ведем отсчет), но уже
предъюбилейный, четвертый год со дня открытия.
В 2004 г. мы будем отмечать свой первый
маленький юбилей – пятилетие
Международного библиотечного,
информационного и аналитического центра.
Идея – требуется
ли пересмотр?
Первоначально
идея МБИАЦ состояла, как уже не раз
говорилось и писалось, в создании на
территории США, а впоследствии и в ряде
других стран информационно-культурного
представительства (бесприбыльной
организации!) с целью оперативного и
адекватного представления в этих странах
продуктов и услуг библиотек, информационных
центров и в целом (в широком смысле)
организаций сферы науки, культуры и
образования России и других стран СНГ.
Официальные
организации, представляющие интересы
государства за рубежом – посольство,
торгпредство, транспортные компании,
корпункты СМИ и т.д. – не занимаются да и не
могут заниматься этими проблемами всерьез,
т.е., казалось бы, ниша есть, потребность
есть, специалисты есть, налицо и
актуальность проблемы. Нет только целевой,
пусть небольшой, но регулярной финансовой
поддержки, без которой никакая
некоммерческая организация не выживет. Но
это – уже в следующем блоке, в котором
рассмотрим подходы к финансированию.
Подчеркиваю
– идея жива, востребована, необходим
пересмотр подходов к ее поддержке и
реализации.
Финансирование,
хотя и «не в деньгах счастье»
Создавая
МБИАЦ при активной поддержке Миннауки и
Минкультуры России с участием известных
организаций-учредителей, работающих по
государственным программам (АСПРЯЛ – в США;
РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ России – в России), мы
рассчитывали на хотя бы минимальную, но
регулярную государственную поддержку.
МБИАЦ по
сути – информационно-культурное
посольство России в большей степени и ряда
стран СНГ в меньшей, но эта степень целиком
зависит от их желания и активности. Начиная
с представления библиотек, информационных
центров, издательств,
книгораспространителей, МБИАЦ был готов
охватывать и другие организации как
государственных, так и частных форм
собственности. Вместе с тем, несмотря на
многочисленные обращения в российские
исполнительные структуры, никакого
целевого финансирования МБИАЦ так и не
получил. Исключение составляет лишь
Минкультуры России, которое в течение ряда
лет финансировало проект «Русская
библиотека в Америке».
Поддержку
самого офиса и необходимых организационных
расходов (коммунальных услуг, охраны и т.п.),
командировки сотрудников ГПНТБ России и
других организаций – партнеров МБИАЦ,
выезжавших на обеспечение работы в США,
приходилось оплачивать из небольших
средств, заработанных МБИАЦ от
информационно-посреднической деятельности,
помощи в подготовке Крымских конференций и
распространения системы автоматизации
библиотек ИРБИС вне территории России.
Таким
образом, первый и главный источник
финансирования МБИАЦ не срабатывает;
видимо, в суматохе постоянных
реорганизаций исполнительной власти и
наличия в структуре Правительства
Росзарубежцентра – организации, которой
принадлежат дома российской науки и
культуры (ДРНК) за рубежом, – российским
министерствам не до МБИАЦ. Это можно понять,
но некому объяснить, что ДРНК за рубежом
выполняют несколько иную, важную
просветительскую миссию, но все же иную.
МБИАЦ – в
отличие от ДРНК – организация
международная, представляет интересы всех
стран-партнеров в США и в других зарубежных
странах и в части российского
представительства должна сотрудничать с
ДРНК. Подобные попытки успешно начинались в
США как на уровне персонала ДРНК в
Вашингтоне, так и на уровне Посольства
России в США, но не получили позитивного
развития из-за ведомственных неурядиц уже в
Москве.
Если бы к
финансированию Министерством культуры
России проекта «Русская библиотека в
Америке» добавилось финансирование
Министерством промышленности, науки и
технологий другого, скажем,
информационного проекта и финансирование
Министерством образования третьего –
образовательного проекта, и это
финансирование было бы регулярным, то такая
поддержка МБИАЦ стала бы уже ощутимой.
Сейчас этого нет и отсюда многие проблемы,
сдерживающие развитие проектов МБИАЦ.
Мы не
считаем, что это направление –
государственное финансирование –
безнадежно: сегодня ситуация такая, но
завтра она обязана измениться, измениться
именно за счет целевой поддержки
вышеназванными министерствами профильных
проектов МБИАЦ. В этом заинтересованы все;
жаль, что от понимания до реальных денег
очень далеко.
Другой
источник финансирования – американские
государственные программы поддержки
аналогичных проектов, в первую очередь
программы Американского агентства по
развитию международного сотрудничества,
Бюро по программам образования и культуре
Государственного Департамента США и ряд
других. Ведь МБИАЦ – официально
зарегистрированная неприбыльная
американская корпорация и, значит, имеет
право быть получателем американских денег,
тем более что уставные задачи МБИАЦ хорошо
корреспондируются с целями и финансовыми
задачами названных агентств. Однако ряд
обращений в эти программы закончился
переадресовкой в Россию – ведь продукцию в
МБИАЦ предоставляют в основном российские
организации. А из России – наоборот –
отправляют за поддержкой в США, «вы же
американцам предлагаете наши продукты и
услуги, там пусть и платят». Результат этого
«футбола» налицо – созданная продвинутая и
популярная международная организация еле-еле
справляется с оплатой своего существования
и фактически свертывает (пока!) многие
программы.
Третий, и по
многим оценкам главный потенциальный
источник финансирования – гранты.
Грантодающие организации и различные фонды
выделяют финансовую поддержку многим
направлениям, и значительная часть из них
попадает в сферу деятельности МБИАЦ. На
этот источник возлагались большие надежды,
более того, на этапе разработки
основополагающих документов и программ
МБИАЦ планировалось, что государственная
поддержка потребуется на первые 2–3 года
становления; в дальнейшем основную
деятельность МБИАЦ планировалось вести по
проектам, поддержанным грантовыми
программами, и небольшие суммы
рассчитывалось получать от продажи
информационных продуктов и услуг и от
организации платных образовательных туров
и мероприятий. К сожалению, практика
показала, что
фандрейзинг – это отдельная наука и
заниматься поиском финансирования через
грантовые программы, если хочешь получить
результат, очень сложно, нужны и большие
усилия, и умение. Сейчас стало ясно, как
следует этим заниматься, какие должны быть
приоритеты, и стоит подчеркнуть, что на это
ушло почти четыре года.
Характерная
особенность: если ранее мы рассчитывали
только на зарубежные фонды и грантовые
программы, то сегодня все больше и больше
внимания уделяем отечественным
филантропам и грантодателям. Более того,
американские и другие зарубежные
некоммерческие структуры тоже начали
искать деньги в России (заметим, что только
по опубликованной информации в США
зарегистрированы более 45 тыс. фондов, в
Западной Европе – более 25 тыс., а в России –
едва сотня наберется!).
И последний
– четвертый источник финансирования, тот,
который сегодня реально позволяет
поддержать деятельность офиса в Вашингтоне,
офиса в Москве, стимулировать работу
открывающегося офиса в Киеве и действующих
представительств в Белоруссии, Казахстане
и Узбекистане – это посреднические
информационные, консалтинговые и
образовательные услуги, в том числе:
-
поиск
требуемых российских библиотечных изданий
и изданий стран СНГ, их поставка заказчику;
-
содействие в
поиске и приобретении книг через
книготорговые компании и фирмы ТД «Библио-Глобус»,
НПО «Информ-система», ИТД «КноРус» и других
партнеров МБИАЦ;
-
поиск и
поставка отдельных CD–ROM, стандартов и
патентов по заказам клиентов МБИАЦ;
-
представление
на Интернет-сервере МБИАЦ продуктов и услуг
организаций – партнеров МБИАЦ: электронных
и сводных каталогов, баз данных,
электронных библиотек, отчетов, обзоров и
другой опубликованной информации;
-
содействие
ГПНТБ России и Ассоциации ЭБНИТ в
распространении, адаптации и гарантийном
сопровождении системы автоматизации
библиотек ИРБИС вне России, Украины и
Казахстана (в этих странах своя
дистрибьюторская сеть, и проблемы денежных
трансферов решены);
-
участие в
подготовке и организации международных
конференций «Крым» и «Либком» в части
англоязычной информационной поддержки и
работы с зарубежными участниками;
-
организация
научно-образовательных профессиональных
мероприятий в различных странах с участием
групп специалистов библиотечно-информационного
профиля из России и других стран СНГ;
-
оказание
содействия и непосредственное участие в
получении библиотеками России и СНГ
американских и других зарубежных журналов
и книг в виде благотворительной помощи и
ряд других.
Часть
мероприятий МБИАЦ осуществляется
безвозмездно, а небольшие средства,
получаемые от реализации ряда работ из
приведенного перечня, фактически являются
сегодня единственным источником
существования МБИАЦ.
Перспектива
работы с фондами
и грантовыми программами
Сегодня
МБИАЦ ставит во главу угла интенсификацию
работ по фандрейзингу с целью обеспечения
собственного финансирования и оказания
поддержки своим партнерам. Для этого
определены три стратегических линии:
-
Продолжение работы с государственными
программами, прежде всего выполнение
специальных проектов по поручению
государственных структур, таких, как «Русская
библиотека в Америке», «Интернет-портал по
представлению информационных продуктов и
услуг российских библиотек» и другие
проекты, разработка и реализация которых
лежат в русле направлений, поддерживаемых
государственными финансирующими органами:
министерствами, ведомствами, агентствами
либо ассоциированными с ними структурами,
фондами, общественными организациями.
-
Работы в
рамках серии специальных проектов,
оформленных как грантовые заявки, если тот
или иной проект получит требуемое
финансирование.
Собственно,
эта линия была и остается пока основной в
фандрейзинговой тактике МБИАЦ, т.е.
разработаны несколько заявок, которые «широкой
сетью» разбрасываются (рассылаются) по
грантодающим организациям с учетом их
профиля в ожидании положительного ответа. К
сожалению, результат почти всегда нулевой,
если случайно заявка не попадет в момент,
когда фонду нужно срочно потратить
средства и именно на эту тему. Но такое
бывает крайне редко; как правило, заявки «с
улицы» на улице и остаются.
Необходима
планомерная работа с грантодателями, нужно
вызвать их интерес к предлагаемому проекту,
нужно цивилизованное лоббирование
интересов заявителя, нужно, наконец,
регулярно (желательно одному-двум
специалистам), планомерно и настойчиво
заниматься только этим. Тогда, возможно, и
появятся не неожиданные, случайные и
маловероятные результаты, а планомерный
успех. Но до этого пока далеко, хотя
стратегически задача определена точно,
вопрос только в тактическом умении и
оперативности работы исполнителей.
К числу
перспективных проектов, которые, на мой
взгляд, могут заинтересовать серьезных
грантодателей, я бы отнес «АССИСТЕНТ» (реферативно-тезисную
базу данных, раскрывающую становление
гражданского общества в России на примере
истории естественно-научной теории и
практики), популяризацию и обучение работе
с рядом информационных систем OCLC, создание
электронной библиотеки труднодоступных
экологических публикаций и ряд других.
-
Работа в
рамках недавно сформулированной программы
«малых грантов» – нового и, на мой взгляд,
самого перспективного направления сегодня
в области фандрейзинга.
Идея состоит
в усилении финансовой поддержки тех уже
известных и популярных образовательных
мероприятий, которые МБИАЦ организует или в
которых принимает участие и которые все еще
финансируются за счет средств самих
участников (за исключением нескольких
специальных грантов Минкультуры России).
Это научно-образовательные
профессиональные туры в страны Скандинавии,
Великобританию с участием в международной
выставке «Online», в США с участием в
международном семинаре «Электронные
ресурсы и международный информационный
обмен» и, конечно же, конференции «Крым» и «Либком»
(в первую очередь, отдельные мероприятия
этих форумов). Кроме того, заявки будут
подаваться и на специально организуемые
МБИАЦ образовательные и трейнинговые
мероприятия, в том числе и в других городах
России и СНГ. Это направление сегодня нами
оценивается как очень вероятное в плане
возможных финансовых «вливаний», и мы
вместе со многими нашими партнерами –
участниками данных мероприятий – ожидаем
скорых результатов.
Сегодня в
условиях мощной информационной «интервенции»
во все сферы человеческой деятельности
актуальность программ МБИАЦ и его
востребованность в целом не вызывает
вопросов. Понятно, что ожидать «манны
небесной» от власть имущих или от «чужого
дяди» бесполезно. Надо брать в свои руки
процесс фандрейзинга и делать его
управляемым в интересах многих и многих
библиотек, университетов, музеев, других
организаций науки, культуры и образования.
Я думаю, что
прошедшие годы, наши успехи, неудачи, порой
обидные огорчения пошли нам на пользу.
Сегодня небольшой коллектив МБИАЦ умеет
многое и многое получается. Я уверен, что мы
сможем сделать еще гораздо больше, будут
реализованы новые перспективные проекты и,
безусловно, будет внесен новый живительный
импульс в развитие международного
сотрудничества в нашей и смежных областях.
|