Научные и технические библиотеки №3 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Шрайберг Я.Л. Концепция развития МБИАЦ: учет поражений и побед

Гончаров М.В. Использование аутсорсинга при реализации библиотечных Интернет-комплексов

Колосов К.А. Особенности реализации шлюза НТТР–Z39.50 в новой версии Web-IRBIS

Волохин О.М. Технологическая модель построения информационного портала библиотеки с использованием метаданных Dublin Core

Воройский Ф.С. Информационные ресурсы Корпоративной сети московских библиотек: создание, развитие и использование

Линдеман Е.В. Особенности организации и технологии создания информационных ресурсов в развивающейся корпорации на современном этапе: опыт Корпоративной сети московских библиотек

Пачуев К.Е., Татарский Ф.Е., Колобов О.С. Организация Z39.50-ресурсов Томского консорциума «Открытая электронная библиотека»


ИФЛА–2003

Бэтте Г. Виртуальная немецкая национальная библиотека (Коллекция печатных произведений Германики)

Линдквист М. Радиоидентификация в библиотеках. Введение в проблему

Макартур А. Интеграция RFID в библиотечные системы – мифы и реальность

Чачра В. Опыт внедрения технологии радиочастотной идентификации – RFID


Обзоры. Рецензии

Столяров Ю.Н. Ценное пополнение корпуса энциклопедий


Информационные сообщения

Президентская поддержка проектов библиотек России

Земсков А.И. «Библиометрический анализ в науке и научных исследованиях» – тема международного форума

Джиадзе З.А. Научно-практический семинар «Современные проблемы каталогизации»

Каратыгина Т.Ф. Третьи Абрамовские чтения в МГУКИ


ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 3

Система автоматизации библиотек ИРБИС – на Конференции «Крым–2003»

Баркова О.В. Использование технологических возможностей АБИС для создания распределенной электронной библиотеки (на примере ИРБИС)

Сизов Б.Н., Епихина Т.С., Маркарова Т.С. Новый этап развития комплекса автоматизированных процессов в ГНПБ им. К.Д. Ушинского

Бизин К.О., Пирог В.П., Сидельникова А.В. Расширение возможностей системы ИРБИС внешними средствами для выполнения множественных запросов по оценке книгообеспеченности учебного процесса в вузе

Соболева А.В. Организационно-методическое и технологическое обеспечение перехода с программы «Библиотека 4.02» на ИРБИС


Гончаров М.В.
ГПНТБ России

Использование аутсорсинга
при реализации библиотечных Интернет-комплексов

Аутсорсинг – один из наиболее популярных и модных в настоящее время методов оптимизации ресурсов при построении и эксплуатации систем в различных сферах деятельности. Нельзя сказать, что это новый метод – он появился значительно раньше даже промышленного производства. Под понятие аутсорсинг вполне подходит, например, передача добычи для разделки в первобытные времена.

Современное определение аутсорсинга можно сформулировать следующим образом: оптимизация деятельности и сокращение издержек предприятия или организации на базе концентрации на основных сферах деятельности и передачи вторичных или непрофильных функций сторонним исполнителям.

Аутсорсинг активно используется во многих сферах деятельности, но особое значение имеет в непромышленных сферах, в том числе в информационных технологиях. При этом используется специальный термин ИТ-аутсорсинг. Объем этого вида деятельности можно представить по следующим данным:

  • доля аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг неуклонно увеличивается – с 53% в 2000 г. до 57% к 2004;

  • объем рынка аутсорсинга в США к 2005 г. достигнет 25,7 млрд долларов;

  • расходы федерального правительства США на аутсорсинг к 2007 г. составят не менее 15 млрд долларов.

Основная проблема аутсорсинга – оценка эффективности его применения. Потенциально любые бизнес-процессы являются или могут являться объектом аутсорсинга. Проблема только в том, чтобы оценить, выгодно ли это в каждом конкретном случае.

В принципе в ИТ–аутсорсинге можно выделить три основные направления.

  1. Аутсорсинг кадровых ресурсов. Он заключается в привлечении сторонних специалистов к выполнению наиболее сложных задач, требующих узкой специализации и высокой квалификации. Понятно, что организации бессмысленно держать в штате узкого специалиста по конфигурации маршрутизаторов с высокой зарплатой – проще поручить выполнение этих функций сервис-провайдеру или специализированной фирме.

  2. Аутсорсинг программно-технических и инфраструктурных систем. Во многих случаях организации и предприятия отказываются от создания собственных мощных информационно-вычислитель­ных и магистральных каналов связи и предпочитают использовать разделяемые ресурсы комплексов коллективного использования. Классическим примером такого подхода являются центры IBM. Кроме того, в последнее время нарастает популярность аналогичного подхода к использованию программного обеспечения. Все большее число организаций использует арендованное ПО, предпочитая такой метод закупке в собственность.

  3. Аутсорсинг технологий. Он заключается в передаче целых вторичных технологий сторонним организациям. Типичный пример –передача биллинговых и бухгалтерских функций. Если вы получаете зарплату по карточке (что становится и в России уже не экзотическим), вы участвуете в аутсорсинге технологий.

Аутсорсинг все больше и больше внедряется и в библиотечную практику, традиционно одну из наиболее консервативных. В развитых странах многие функции библиотек постепенно (но неуклонно) передаются сторонним компаниям. Безусловно, главным критерием использования аутсорсинга в той или иной сфере библиотечной практики является экономическая эффективность. Если передача какой-либо функции приносит сокращение расходов, то можно не сомневаться, что эта функция будет передана аутсорсеру.

В нашей стране ситуация пока иная. Это в первую очередь связано с двумя причинами: 1) низкой стоимостью рабочей силы и парадоксальным образом связанным с этим патернализмом, что приводит к практической невозможности эффективно управлять кадровыми ресурсами; 2) отсутствием жестких прогнозируемых (даже неважно, высоких или низких) бюджетов, что приводит к невозможности эффективно планировать как внутренние, так и внешние затраты. Однако в российских библиотеках многие задачи могут решаться и уже решаются с использованием элементов аутсорсинга. В качестве примера можно привести использование внешних организаций-аутсорсеров при ретроспективной конверсии, штрих-кодировании, корпоративной каталогизации. В целом можно констатировать, что российские библиотеки медленно, но верно движутся в направлении аутсорсинга технологий и частично аутсорсинга кадровых ресурсов.

К сожалению, аутсорсинг программно-технических и инфраструктурных систем значительно менее развит в нашей области. На мой взгляд, это связано не столько с нежеланием библиотек его использовать, сколько с отсутствием адекватного и экономически эффективного предложения. Надо иметь в виду тот факт, что в силу специфичности и особой сложности ИТ-технологии библиотек не могут быть эффективно реализованы в традиционных центрах коллективного использования. Бессмысленно арендовать вычислительный ресурс и мощные СУБД без особых, ориентированных на библиотеки компонентов. Однако в последнее время в основном под влиянием разного рода корпоративных проектов такие центры созданы де-факто. Примерами являются центры в С.-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах – центрах региональных корпоративных систем. Безусловно, эти центры и по статусу, и по функциям не являются центрами аутсорсинга в классическом понимании – сейчас это «идейные» центры, работающие в основном при грантовой поддержке и на собственном энтузиазме. Однако они – прообразы центров аутсорсинга библиотечных Интернет-комплексов. Более того, создание ассоциации АРБИКОН и планирующийся переход таких центров на самофинансирование являются следующим шагом к их преобразованию в этом направлении. При этом техническая сторона проблемы проработана значительно более детально, нежели экономическая и организационная. Практически уже нет технической проблемы вынести системы доступа к электронным каталогам на площадки данных центров – лишь непроработанность организационных аспектов тормозит практическое внедрение.

Возможная экономическая эффективность аутсорсинга библиотечных Интернет-комплексов достаточно очевидна. При этом фактически реализуются все три основные вида с безусловным приматом программно-технического и инфраструктурного аутсорсинга. Использование такого рода сервисов часто является не только экономически эффективным, но и единственным средством создания библиотечных Интернет-комплексов требуемого в современных условиях уровня. Всем известны проблемы с обеспечением надежной и высокоскоростной связи с Интернетом – часто эти проблемы не могут быть решены даже при наличии средств. В этом случае передача функций поддержки доступа к библиотечным ресурсам центрам, обеспечивающим такую связь, становится жизненно важной, а не только экономически выгодной.

Осознавая потребность библиотек в организации собственных библиотечных Интернет-комплексов, а также принимая во внимание возникающие при этом трудности, ГПНТБ России и Международная ассоциация ЭБНИТ провели подготовительные работы по созданию новой сервисной службы, фактически центра аутсорсинга специфических компонент библиотечных Интернет-комплексов, которая получила наименование ИРБИСхост. Необходимость такой службы подтверждается статистикой поставок различных компонент ряда ИРБИС. Так, число установок собственно ИРБИС более чем в пять раз превышает общее число компонент библиотечных Интернет-серверов ряда ИРБИС, т.е. создается ситуация, когда четыре пятых библиографического ресурса остаются недоступными наиболее интенсивно развивающейся части потребителей – пользователям Интернета. Такое положение связано с целым комплексом причин, важнейшие из которых – высокая стоимость серверных компонент ИРБИС, ориентированных на работу в Интернете; общие высокие затраты на программно-технические комплексы и их сопровождение; высокие требования к каналам связи и к квалификации персонала. При этом не видно методов возможного снижения негативного влияния названных факторов в обозримой перспективе.

Основные преимущества использования ИРБИСхоста по сравнению с построением и развитием собственного Интернет-комплекса:

  • отсутствие высоких единовременных затрат на построение программно-технического комплекса библиотечного Интернет-комплекса, включая закупку ПО, серверов, высокопроизводительных маршрутизаторов, другого оборудования;

  • снижение затрат на сопровождение (которые, как известно, в годовом исчислении могут превышать единовременные при построении);

  • резкое снижение требований к качеству и скорости каналов
    Интернета;

  • снижение специальных требований к персоналу;

  • аутсорсинг безопасности (всегда имеется удаленный территориально центр, обеспечивающий не только доступ пользователей к библиографическому ресурсу, но и хранение копий наиболее ценных данных в нескольких поколениях);

  • гарантированная работоспособность и использование наиболее актуальных версий программного обеспечения.

Что представляет собой ИРБИСхост?

Сейчас ИРБИСхост – многосерверный комплекс, построенный на базе систем ряда Compaq Proliant, подключенный к Интернету по двум оптико-волоконным каналам с возможностью горячего резервирования. При этом подключение осуществляется к разным сервис-провайдерам, что является дополнительным критерием надежности системы коммуникаций. В качестве базового ПО для коммуникационной подсистемы используется Linux, для серверов приложений – Windows2000 Server. В качестве специфических компонент библиотечных Интернет-комплексов используются WebIrbis и Zirbis.

Принцип работы ИРБИСхоста достаточно прост, хотя не исключает многовариантного использования в различных режимах.

В простейшем случае библиотека пересылает оговоренным способом свои электронные каталоги и/или другие библиографические БД и размещает ссылку на поисковый интерфейс на своем веб-сервере. При этом для конечного пользователя библиотеки работа с ЭК остается прозрачной, т.е. переход между серверами для него практически незаметен. В более сложных случаях возможно полное зеркалирование веб-сервера библиотеки, адаптация и конвертирование ЭК и БД. Сейчас для веб-решений доступна адресация как по
IP-номерам, так и по именам типа www.<имя библиотеки> vlibrary.ru. При желании можно полностью отдать веб-часть автоматизированной библиотечной системы без зеркалирования и создать виртуальный комплекс, при этом возможна регистрация домена <имя библиотеки>.ru. Таким же образом создается точка доступа к ресурсам по протоколу Z39.50 с возможностью использовать тот же адрес (хотя можно выделить и другой).

Администрирование пользовательского уровня комплекса осуществляется с помощью стандартных систем удаленного управления – Remote Console Linux и Windows 2000 Server, pcAnyWhere. Это позволяет оперативно вносить изменения в поисковые интерфейсы и любые другие разделы. БД передаются по электронной почте, ftr, с использованием встроенных средств систем удаленного управления, хотя не исключены экзотические варианты, например пересылка компактных дисков, что в некоторых случаях является оптимальным вариантом.

Для каждой библиотеки могут быть заведены БД авторизации пользователей и заказов на традиционное обслуживание и электронную доставку документов. Это обеспечивает обратную связь и возможность построения платных и бесплатных сервисов для читателей.

В целом функциональность ресурса, построенного на базе ИРБИСхоста, ничем не отличается от собственного библиотечного Интернет-комплекса.

 

Как формируются цены?

Безусловно, любой аутсорсер должен покрывать свои затраты и иметь некий остаток на развитие. Понятно, что в выигрышном положении оказывается та организация, которая владеет некими частями необходимых ресурсов, что заранее позволяет ей снизить цены на свои услуги. При этом мировая практика формирования цены на услуги аутсорсинга опирается на понятие предельной цены поколения программно-технического комплекса, т.е. стоимость услуг не может быть меньше суммы затрат на поддержку сервиса и стоимости программно-технического комплекса в рамках поколения. Однако в российских условиях расчет полной стоимости вряд ли позволит предложить конкурентоспособные цены. Поэтому в ближайшей перспективе многие составляющие стоимости аутсорсинга, принятые в западной практике, будут исключаться. Фактически сейчас для расчета цены используется не формула аутсорсинга, а формула лизинга, т.е. все дополнительные услуги и часть прямых расходов дотируются.

Можно привести пример расчета стоимости по такой формуле для случая размещения электронного каталога в веб-интерфейсе без дополнительных разделов и обеспечения доступа по протоколу Z39.50.

В настоящее время используется формула полной стоимости ПО + стандартная стоимость сопровождения на 3 года (срок полного обновления поколения). При этом услуги персонала и хостинг исключаются, т.е. имеется просто аналог лизинга ПО. В этом случае полная стоимость за 3 года 1800 + 216 х 3 = 2448 у.е., или 2040 руб. в месяц. Это явно не запредельно, учитывая сложности, которые могут возникнуть с подбором грамотного системного администратора, организации высокоскоростного выделенного канала и прочие известные всем прелести. Также могут применяться различного рода скидки организациям, владеющим лицензиями на продукты ИРБИС, членам различного рода ассоциаций и корпораций, специальные скидки на мероприятиях.

Ориентировочные цены, принятые на 2003/2004 г. по сервису ИРБИСхоста в месяц: доступ по веб-технологии – от 1200 руб., доступ по протоколу Z39.50 – от 2000 руб.; доступ по веб-технологии и Z39.50 – от 3000 руб.; зеркалирование веб-сервера – договорная; виртуальный сервер – договорная; дизайн – договорная; конвертирование БД – договорная.

Может возникнуть законный вопрос «Что-то все слишком правильно… Где же обман-то???». Как уже сказано выше, существует значительный разрыв между количеством библиотек – генераторов ИРБИС–ЭК и числом библиотечных Интернет-комплексов, предоставляющих доступ к этим ЭК. Наша цель – максимально уменьшить этот разрыв, для чего необходимо предложить максимальный спектр возможностей. Уверены в своих силах и готовы строить нечто уникальное – пожалуйста, вот конструкторы… Нет желания этим заниматься – пожалуйста, в ИРБИСхост… Эффект масштаба (хорошо известный в бизнес-планировании) – вот то, чего мы хотели бы достичь.

  
На главную