Научные и технические библиотеки №3 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Шрайберг Я.Л. Концепция развития МБИАЦ: учет поражений и побед

Гончаров М.В. Использование аутсорсинга при реализации библиотечных Интернет-комплексов

Колосов К.А. Особенности реализации шлюза НТТР–Z39.50 в новой версии Web-IRBIS

Волохин О.М. Технологическая модель построения информационного портала библиотеки с использованием метаданных Dublin Core

Воройский Ф.С. Информационные ресурсы Корпоративной сети московских библиотек: создание, развитие и использование

Линдеман Е.В. Особенности организации и технологии создания информационных ресурсов в развивающейся корпорации на современном этапе: опыт Корпоративной сети московских библиотек

Пачуев К.Е., Татарский Ф.Е., Колобов О.С. Организация Z39.50-ресурсов Томского консорциума «Открытая электронная библиотека»


ИФЛА–2003

Бэтте Г. Виртуальная немецкая национальная библиотека (Коллекция печатных произведений Германики)

Линдквист М. Радиоидентификация в библиотеках. Введение в проблему

Макартур А. Интеграция RFID в библиотечные системы – мифы и реальность

Чачра В. Опыт внедрения технологии радиочастотной идентификации – RFID


Обзоры. Рецензии

Столяров Ю.Н. Ценное пополнение корпуса энциклопедий


Информационные сообщения

Президентская поддержка проектов библиотек России

Земсков А.И. «Библиометрический анализ в науке и научных исследованиях» – тема международного форума

Джиадзе З.А. Научно-практический семинар «Современные проблемы каталогизации»

Каратыгина Т.Ф. Третьи Абрамовские чтения в МГУКИ


ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 3

Система автоматизации библиотек ИРБИС – на Конференции «Крым–2003»

Баркова О.В. Использование технологических возможностей АБИС для создания распределенной электронной библиотеки (на примере ИРБИС)

Сизов Б.Н., Епихина Т.С., Маркарова Т.С. Новый этап развития комплекса автоматизированных процессов в ГНПБ им. К.Д. Ушинского

Бизин К.О., Пирог В.П., Сидельникова А.В. Расширение возможностей системы ИРБИС внешними средствами для выполнения множественных запросов по оценке книгообеспеченности учебного процесса в вузе

Соболева А.В. Организационно-методическое и технологическое обеспечение перехода с программы «Библиотека 4.02» на ИРБИС


Линдеман Е.В.
ЦБС «Люблино», Москва

Особенности организации и технологии создания
информационных ресурсов в развивающейся корпорации
на современном этапе: опыт Корпоративной сети
московских библиотек

За последние несколько лет взаимодействие библиотек в различных корпорациях стало очень популярным. Корпорации объединяют библиотеки разных ведомств и регионов, разных технических и технологических уровней развития, а также использующие разные АБИС. Цели и задачи деятельности корпораций, которые представлены на страницах их сайтов, почти идентичны, и это неудивительно.

В 2000–2003 гг. проект «Российские корпоративные библиотечные системы» программы «Автоматизация библиотек» «ИОО. Фонда Содействия» объявил приоритетные направления работ и несомненно стал активным катализатором бурного развития библиотечных корпораций в России. Основные направления их деятельности – создание корпоративных информационных ресурсов, гармонизация правил взаимодействия участников и использование открытых стандартов на базе логической сети, объединяющей библиотеки.

Каждая корпорация самостоятельно выбирала характер взаимодействия библиотек и технологии работ. Особенности обусловлены опытом и традициями предыдущих лет совместной работы.

Официальному созданию московской корпорации для реализации проекта по выигранному гранту предшествовал этап совместной работы группы библиотек. Несколько лет библиотеки одного ведомства (отрасли культуры Москвы), эксплуатирующие единую АБИС, объединяли свои усилия для создания Сводного каталога с целью усовершенствования обслуживания широких слоев населения Москвы, при использовании не только фондов какой-либо конкретной библиотеки, но и всех объединившихся.

Устойчивая динамика повышения цен на издания (как на книги, так и на периодику) в течение нескольких лет стала причиной сокращения комплектования современными дорогостоящими изданиями, поэтому библиотеки стараются предоставить читателю возможность найти книгу в любой библиотеке, если ее нет по месту обращения.

Однако не все библиотеки оказались одинаково готовы к такой работе; различия были заметны в техническом оснащении, наличии/развитии средств телекоммуникации, а также финансовом положении и наличии специалистов. Поэтому в 1996–1999 гг. появилась традиция помогать всем участникам, у которых возникали проблемы. Были созданы нормативно-технологические документы инициативного сообщества библиотек, но при возникновении проблем у партнеров в схему вносились «аварийные» этапы. Минусы такого рода взаимодействия – необходимость быть готовым к срочным и неожиданным перестройкам, плюсы – умение быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и доверие к партнеру (пожалуй, это самое важное).

В результате к моменту организации официальной корпорации, созданной для реализации проекта, возникло сообщество библиотек, основу которого составили давние партнеры и часть библиотек «новичков», привлеченных к этой деятельности административно. Однако в создании Сводного каталога принимали участие библиотеки, 60% которых участвовали в проекте по гранту, а 30% – не получали никакого дополнительного финансирования ни по линии гранта ИОО, ни по линии дополнительного целевого финансирования (но при этом имели опыт и желание работать).

В корпорации появились библиотеки, использующие разные АБИС, и необходимо было решать вопрос эффективности их взаимодействия при обмене данными и объединении. К тому же некоторые библиотеки не были подготовлены к обязательному выполнению корпоративных требований и использованию нормативно-технологических документов.

Проблема использования нескольких форматов создания записей в различных АБИС на этапах экспорта/импорта записей решалась следующим образом. Библиотеки, являющиеся официальными членами корпорации, обязаны были в качестве коммуникативного формата использовать RUSMARC. Разработчики используемых в корпорации АБИС сделали дополнительные разработки. Однако до этого длительное время рабочая группа Сводного каталога при необходимости обеспечивала перевод из одного формата в другой для каждого партнера – наиболее широко использовался формат MARC21.

Часть участников Сводного каталога, которая не получала дополнительного финансирования и работала с использованием старых версий АБИС, не имеющих встроенных конверторов (да и внутренние форматы которых были недостаточно корректными по отношению к международным), производила обмен данными в формате, наиболее удобном для своей библиотеки. Редактирование каталогов по специальной схеме для конкретного участника обеспечивала рабочая группа Сводного каталога.

Корпорация могла бы отказать этим библиотекам в возможности участвовать в совместных работах, переложив тяжесть согласования форматов на плечи каждого участника. Тогда они бы и до нынешнего момента не выполнили общие требования по проекту. Но, участвуя в Сводном каталоге публичных библиотек Москвы, они смогли выполнить их благодаря деятельности рабочей группы.

Все библиотеки и корпорация в целом действовали с целью оправдать своей деятельностью не только финансовую поддержку, но и ожидания жителей Москвы и читателей наших библиотек.

Появление в корпорации библиотек другого ведомственного подчинения внесло дополнительные проблемы по согласованию форматов. Но эти библиотеки представляли каталоги в распределенный доступ, поэтому проблемы адаптации программно-технических средств ложились на плечи их собственных специалистов. При желании участник получал помощь от координаторов направления в корпорации.

Если библиотека эксплуатировала в работе АБИС, уже используемую участниками корпорации, ей предлагалось применить ранее разработанную схему. Таким образом возникали новые координационные группы библиотек другого ведомства, которые должны были согласовывать свои действия с корпорацией в целом.

Присоединение к корпорации библиотек другого региона требует дополнительного времени для адаптации «новичка» к условиям корпорации и введения его в общую технологическую схему. По типу взаимодействия «новичка» подстраивают к технологии наиболее близкой по типу библиотеки (публичную – к публичной, вузовскую – к вузовской и т.п.). Дополнительные работы возникают в случае, если вводится библиотека с АБИС, ранее не использовавшейся в корпорации или «значительно адаптированной» к деятельности конкретной библиотеки.

Одним из самых сложных вариантов является присоединение к корпорации новой библиотеки, не имеющей в настоящий момент возможности выполнить уже принятые минимальные требования для участников проекта и не имеющей никакого опыта совместных работ. Проблемы могут возникать с соблюдением форматов и заполнением полей, с телекоммуникационными средствами и программными продуктами и т.д.

Многие скажут: а зачем их принимать в корпорацию, пусть «подрастут» до нашего уровня. Но скорее всего они сами никогда не подрастут, особенно если речь идет о маленьких библиотеках или ЦБС. А с помощью работающей корпорации и с закреплением куратора данной библиотеки это возможно выполнить, так как есть опыт преодоления имеющихся проблем уже известными «обкатанными» способами. Помощь оказывается в обучении сотрудников, наладке техники и адаптации программного обеспечения. В КСМБ пока эта традиция взаимопомощи сохраняется.

Корпоративная аналитическая роспись статей также позволяет согласно технологической схеме создать единый каталог корпорации с сокращением физических и финансовых затрат каждого участника. Однако появляется дополнительный уровень взаимодействия – участниками работ становятся и библиотеки-филиалы в ЦБС, которые не могут и не должны задумываться о проблемах форматов, программ и протоколов. Координацией их деятельности может заниматься отдельный менеджер по данному направлению. Схема взаимодействия выстраивается с учетом наличия средств телекоммуникации и используемой АБИС.

Активное использование созданных каталогов в библиотеках–участницах позволяет определиться и выбрать тематическое направление для создания полнотекстовых документов, а затем и каталогов по ним. Для московской корпорации возможно выделить такие направления, как серая литература, издаваемая в каждом из округов Москвы (возможны заключения договоров с органами власти на местах и их издательствами), а также наиболее спрашиваемая литература (нельзя забывать об авторском праве). Для вузовских библиотек, конечно же, таким направлением является учебная литература и особенно методические разработки по предметам и учебники непосредственно этих вузов. Координирование деятельности по этому направлению является обязательным.

Что нас ждет впереди? Финансирование проекта со стороны «ИОО. Фонд Содействия» завершилось. Необходимо искать новые гранты и источники финансирования работ. Выживут ли корпорации в период их отсутствия? Видимо, те библиотеки, которые участвовали только ради денег, уйдут, но лишь на время. Процесс развития корпораций остановить уже невозможно. Наиболее работоспособная часть корпорации останется, и обязательно появятся новые энтузиасты. Точнее, уже появляются и приходят в корпорацию с желанием работать и с ожиданием подсказки и помощи единомышленников.

Появляется новое направление работы (по крайней мере в Москве) – библиотеки-филиалы ЦБС готовятся актуализировать каталоги с учетом специфики собственных фондов ретроспективных изданий (а также коллекций).

Нельзя забывать, что весомая часть московских публичных библиотек пока самостоятельно и автономно преодолевает «подводные камни» автоматизации в конкретной библиотеке и о корпоративной работе боится даже думать. Но вкладываемые Правительством Москвы средства нужно оправдывать интеллектуальной работой по созданию и использованию информационных ресурсов, необходимо постепенно привлекать все ЦБС и другие библиотеки к корпоративной деятельности. Присоединиться к этой системе планируют новые библиотеки вузов. Некоторые библиотеки подмосковных городов хотели бы войти в корпорацию. Необходимы поэтапные проработки, оптимизация и унификация взаимодействия библиотек всех уровней и различного ведомственного подчинения, с учетом роста их числа. А это значит, что в будущем нас ждет много работы.

  
На главную