Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


УДК 027.008.04(063)

Десятая юбилейная Международная конференция
«Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации
в меняющемся мире: новые технологии
и новые формы сотрудничества»

(7–15 июня 2003 г., Судак, Автономная Республика Крым, Украина)

Колганова А.А.
Российская государственная
библиотека по искусству, Москва

Осуществленная реальность и ожидаемое будущее:
библиотеки по искусству
в общем библиотечном пространстве

Десятилетний юбилей Международной конференции «Крым» дал толчок стремлению осмыслить состояние специальных библиотек по искусству, активно заявивших о себе именно в ходе заседаний этого профессионального форума. На мой взгляд, Крымские конференции стали своеобразным творческим коллективом, чья инициатива и научный потенциал должны рассматриваться в плане их влияния на развитие библиотечного дела в целом.

На фоне стремительного развития культуры и модернизации гуманитарной сферы формирование информационных ресурсов по проблемам культуры и искусства приобретает стратегический смысл. И если в первые годы существования Крымского форума, несмотря на стремительное развитие информатизации, охватившей все уровни библиотек, группа библиотек, непосредственно осуществляющих информационную поддержку искусства, оказалась в стороне от этого процесса, то сегодня есть основание говорить об их центростремительном движении в профессиональном обществе.

Общеизвестно, что за последнее десятилетие искусство претерпело кардинальные изменения. Вырвавшись из оков цензуры, преодолев идеологические преграды, освоив последствия и новизну, вызванные неожиданным всплеском издательского дела, появлением новых направлений, взаимообменом между Востоком и Западом, искусство отливается порою в такие формы, которые прежде были просто невообразимы. Все это, несомненно, влияет на характер деятельности библиотек искусствоведческого направления, и откликнуться на запросы времени оказалось далеко не простой задачей. Это – та трудность, которую необходимо преобразовать в достижения.

Выявить изменения, которые произошли с библиотеками по искусству или с внутриведомственными подразделениями, относящимися к библиотекам по искусству, помогает беглый анализ их участия в работе Секции 5 «Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры».

Известно, что библиотеки по искусству представлены разными видами, которые эволюционировали, обслуживая несколько сфер из области искусства. К ним относятся не только самостоятельные учреждения, но и отдельные подразделения, осуществляющие комплексную деятельность по обслуживанию сферы культуры и искусства. Именно эти библиотеки, будучи специализированными, работают как «библиотека в библиотеке».

Основные участники секции – библиотеки по искусству со статусом самостоятельности, музейные библиотеки, библиотеки научно-исследовательских институтов, таких, как Институт истории искусств и Институт искусствознания. Активно работают в секции учебные вузы, в том числе и музыкальные. Например, не раз была представлена Московская консерватория. Начали заявлять о себе библиотеки институтов, представляющих разные формы творчества, от Училища живописи до ГИТИС (сегодня Российская академия театрального искусства).

Приходится отметить, что публичные библиотеки и даже те, которые относятся к специальным видам библиотек, например библиотеки, обслуживающие лиц с ограниченными возможностями, явно обогнали рассматриваемый род библиотечных учреждений. В чем причина?

Многократно констатировалось, что библиотеки по искусству имеют свою специфику, диктующую (даже провоцирующую) определенное отставание этих библиотек. Опасна некая изолированность, в которой они пребывали долгое время, будучи несамостоятельными. Эта несамостоятельность – юридическая, финансовая – прежде всего является определяющим критерием, подталкивающим библиотеки к несамостоятельности и в профессиональном отношении. Известно, если библиотека лишена возможности принимать решения, удалена от централизованного государственного финансирования, а получает финансирование опосредованно через ту организацию, к которой относится, ждать от нее самостоятельных решений, самостоятельных шагов в направлении модернизации библиотечных процессов не приходится.

Так сложилось, что библиотеки по искусству отличались в своем пути развития не только от других библиотек, но и друг от друга. Это привело к тому, что в библиотеках собраны ценнейшие коллекции; каждая из них представляет собой, как правило, уникальное библиотечное собрание, часто архивного характера, и имеет несомненное значение для воссоздания истории отечественной культуры. Говорить об этих библиотеках только в прошлом времени было бы совершенно неправильно, ибо сегодня наметились тенденции их дальнейшего развития.

Подчеркну еще раз, что Крымская конференция, которая объединила эти библиотеки вокруг регулярных ежегодных заседаний, стала своеобразной площадкой, своеобразным полигоном для библиотечных экспериментов.

Секция объединила сначала библиотеки по искусству, затем к ним присоединились музеи, и не только по искусству, но и других видов. Есть смысл проследить, как создавалась эта секция, и выявить, как формировались ее идеи и круг участников. Постепенно участниками конференции становились не только библиотекари, но и представители информационных систем, музеев, издательств, книготорговых организаций и учреждений, занимающихся информационными ресурсами.

Первое заседание секции состоялось в Форосе («Крым–96»), и этот зачин проходил как семинар. На нем присутствовали человек пятнадцать. Однако уже тогда выступали представители и музейных библиотек (Третьяковская галерея), и самостоятельных библиотек по искусству, таких, как Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ), С.-Петербургская театральная. РГБИ стала базовой организацией, которая вырабатывает тактику работы на конференциях.

Со временем семинары переросли в секцию. Одни библиотеки вошли в нее с первого заседания, другие – позже. Это музейные, искусствоведческие, театральные библиотеки, затем к ним присоединились краеведческие музеи, универсальные и муниципальные библиотеки. Следует отметить, что от универсальных библиотек представлены не только отделы искусств, но и музыкальные.

В работе секции начали участвовать и зарубежные библиотеки. Сопредседателями в разное время были представители разных стран, в частности, Австрии, Голландии, США, Эстонии, ЮАР. Это давало возможность обмениваться опытом не только в масштабах нашей страны, но и выслушивать мнения авторитетных зарубежных специалистов; соотносить программы, которые собирались реализовывать российские библиотекари, с реальными результатами коллег за рубежом.

После того как семинар перерос в секцию, появилась возможность не только выслушивать желающих выступить, но и осуществлять отбор докладов. Небольшая поначалу секция вылилась в весьма авторитетное собрание докладов и материалов, которые позволяют получить представление о развитии целой отрасли внутри библиотечного дела. Постепенно общими трудами выявлялись приоритеты, от которых зависит дальнейшее развитие этого типа библиотек. Это доступ к информации, принципы и стратегии ее построения; каталогизация; специализированные базы данных и информационные ресурсы в библиотеках, являющихся собраниями документов по искусству; исторические исследования; исследования источников, произведений искусства и опыт пользователей. Если бы сегодня все библиотеки по искусству были в состоянии поставить эти вопросы и дать на них ответы, исходя из своей практики, можно было бы считать, что особых тревог эта сфера вызывать не должна.

Каков же круг проблем, обсуждавшихся на последней секции?

Рассматривались генезис библиотек по искусству, вопросы их самоопределения и самоидентификации в профессиональном кругу; типологические особенности.

Следующая тема – формы библиотечного сервиса: от библиографического поиска до непосредственного обслуживания на основе библиотечных фондов, от развития справочного аппарата до создания электронных каталогов и баз данных.

Надо отметить, что постепенно библиотекари научились писать доклады. Это – свидетельство профессионального роста; если сравнить доклады одних и тех же коллег в течение пяти-шести лет, то очевиден несомненный индивидуальный рост специалистов.

Заслуживает внимания тот факт, что Крымская конференция способствует развитию библиотек по искусству на украинской земле. Благодаря ей активизировалась «дремавшая» до этого энергия библиотечных коллективов музеев Крыма и других регионов Украины. Идеи, продуцируемые на этих конференциях, далее выливаются в конкретные практические решения. Полезно и то, что в своих докладах украинские, белорусские, прибалтийские коллеги не только представляли современное состояние дел, но и анализировали ретроспективные проблемы.

Программы всех заседаний секции демонстрируют эволюцию представлений библиотек о собственных задачах и изменение их возможностей. Вступая на путь модернизации, библиотеки оказались в различных ситуациях. Адаптация библиотек по искусству в современной культурной и экономической ситуации была поставлена как заглавная, тема еще на семинаре «Библиотеки по искусству. Перемены на фоне традиций», проведенном на Конференции «Крым–97».

Начиная с 1998 г. секция вырабатывает концептуальные подходы к своим заседаниям: если тема 1998 г. звучала «Информационное обеспечение искусств и гуманитарных наук», то уже в 1999 г. сформулировано сквозное название на несколько лет: «Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры». Понятие общее пространство информации и культуры проецировалось и для других заседаний. Смело можно сказать, что на секции вырабатывались общие подходы, которые потом не раз продуктивно использовались в целом Программным комитетом Крымского форума.

Следует остановиться на исследовательской тематике. Серьезные результаты исследований обобщены в докладах и сообщениях, посвященных проблемам сохранности фондов, музейной библиотеки и городского читателя, категориям читателей. На заседаниях секции реализованы попытки осмыслить место старых коллекций в новых информационных работах. Участники секции пришли к выводу, что освоение инновационных технологий, внедрение новых методов текущей работы по сохранности должны стать приоритетным направлением. Причем основные вопросы здесь связаны с необходимостью копирования и других видов тиражирования листового материала или книги как произведения материального искусства. Таким образом, постепенно наметилась тема, определенная как сохранность произведений искусства в библиотеках искусствоведческого профиля.

Важность этого направления позволила выделить данную тематику в отдельный семинар, постоянно действующий в рамках Крымской конференции. Состоялись уже два семинара; на них определялись методы работы с изданиями, разрешительные параметры для копирования. Базовыми стали результаты исследований Центра консервации при Российской национальной библиотеке, который совместно с РГБИ организовал проект, реализованный на первом этапе на базе фотоархива для исследований. Эта тематика представляет интерес не только для специальных библиотек, но и для универсальных, имеющих в своих фондах соответствующий материал. Таким образом, постепенно вырабатывается специфика сохранения тех видов документов, которые коллекционируются в библиотеках по искусству, с особенностями рекомендаций по их использованию в процессе обслуживания на основе фондов, представляющих часть национального наследия России.

Сегодня наиболее реальной формой взаимодействия библиотек представляется партнерство. Только в условиях партнерства библиотеки со значительными фондами и ресурсами, но не обладающие столь же значительными финансовыми средствами и возможностями, могут получить гарантии для своего дальнейшего развития. Об этом много говорилось на последних Крымских конференциях.

Объединение стало возможно благодаря двум точкам. Одна – Секция библиотек по искусству Российской библиотечной ассоциации, которая в отличие от других секций, «круглых столов» и объединений продолжает работать в рамках не только ассоциации, но и Крымских форумов. Вторая – Секция библиотек по искусству Конференций «Крым».

Участие библиотек в конференциях служит стимулом для развития их деятельности: ученические тренировочные работы постепенно преобразуются в серьезные доклады. В этом смысле Крымские конференции стали чрезвычайно удачным форумом для повышения профессионального уровня, без чего работа специализированных библиотек по искусству невозможна.

Среди организаторов Конференций «Крым» в составе Секции библиотек по искусству следует выделить РГБИ как базовую. Сложилось ядро библиотек – основных участниц секции: С.-Петербургская театральная библиотека, библиотека Музея декоративно-прикладного искусства Российской Федерации и библиотека Дома-музея М. Волошина. Серьезную роль в подготовке заседаний сыграла Е.А. Еронина, заместитель директора ГПНТБ России.

Существенно то, что Секция библиотек по искусству инициировала и открыла традицию на Крымских конференциях – проводить выездные сессии, последовав практике ИФЛА, где Секция библиотек по искусству обязательно проводит заседания в одном из музеев. Эта форма работы весьма продуктивна, потому что помимо непосредственно заседаний, сообщений и докладов имеется возможность знакомиться с деятельностью музея, его экспозициями и, главное, с организацией библиотечной работы в каждом конкретном музее.

Необходимо подчеркнуть, что круг вопросов, рассматриваемых на заседаниях Секции библиотек по искусству, достаточно широк. Но наибольшее внимание уделяется модели фонда библиотеки по искусству: эта библиотека не может быть универсальной, она должна быть сосредоточена на отраслевом направлении, а внутри этого направления – сконцентрирована на конкретном виде искусства.

  
На главную