Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Еременко Т.В.
Рязанский государственный
педагогический университет
им. С.А. Есенина

Формирование информационной культуры
современного университетского сообщества:
опыт проектного развития

Понятие информационная культура
университетского сообщества

Содержание понятия информационная культура (ИК) – предмет интереса ряда российских ученых. В учебно-методическом пособии, изданном в 2002 г. и посвященном формированию информационной культуры личности, ИК определяется как «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий»[1].

Такая трактовка ИК может быть использована применительно к университетскому сообществу с некоторыми оговорками, а именно:

  1. следует отказаться от ограничения сферы ИК рамками только самостоятельной деятельности, так как культура работы с информацией пронизывает в вузе все виды деятельности – от учебной в аудитории и самостоятельной в библиотеке или дома до управленческой и воспитательной;

  2. необходимо понимать под целями ИК обеспечение эффективного динамичного развития университетского сообщества как некоего целого, в свою очередь состоящего из групповых и индивидуальных пользователей информации.

Таким образом, под ИК университетского сообщества мною понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих деятельность университетского сообщества по оптимальному удовлетворению его информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий в целях эффективного развития этого сообщества.

Уровень ИК университетского сообщества непосредственно влияет на качество образования, получаемого в этом сообществе и силами этого сообщества. Существует прямая связь между ИК и результатами деятельности университетского сообщества. Она постепенно осознается в российской высшей школе. Новая модель активного и интегративного обучения, основанная на информационных ресурсах реального мира, заставляет обращать пристальное внимание на знания и умения, входящие в сферу ИК.

Стремительное развитие новых информационных технологий выступает мощным фактором роста значимости ИК в образовании, как и в любой сфере деятельности в информационном обществе. В высшей школе России количество и разнообразие информационных ресурсов быстро увеличивается и вместе с ними растут объем и уровень сложности знаний и умений ИК. В то же время развитием ИК университетского сообщества целенаправленно не занимается ни одна структура – ни на уровне страны или региона, ни в рамках отдельно взятого университета.

Частично задачу формирования ИК берут на себя вузовские библиотеки, однако их усилия по решению этой задачи далеки по результативности от настоящей эффективности. Библиотеки не охватывают все группы пользователей информации (удачей для библиотеки считается, если ее библиографы смогли провести по 4–6 часов занятий по основам библиотечно-библиографических знаний со всеми первокурсниками). Вузовские библиотеки преимущественно фокусируют свою работу по развитию ИК на использовании собственных информационных ресурсов и часто не способны научить пользователей работать со всем комплексом образовательных материалов и средств, входящих в арсенал современной высшей школы. В их прерогативу лишь по касательной входит задача обучить методике применения новых информационных технологий в процессе преподавания.

Трудно себе представить, что российские вузовские библиотеки смогут взять на себя роль тренинговых центров, к примеру, по созданию электронных учебных пособий или разработке курсов дистанционного обучения, дизайну персональных веб-сайтов преподавателей или хотя бы по овладению навыками электронной презентации в PowerPoint. Единичные примеры подобной работы в вузовских библиотеках, которые могут быть приведены, лишь подтверждают сегодняшнюю ситуацию – ни с позиции кадрового обеспечения, ни по уровню материально-технической базы, ни психологически вузовские библиотеки в общей своей массе не готовы взять на себя функцию главного центра по формированию ИК университетского сообщества.

Вместе с тем без перечисленных умений работы с информацией, к которым можно добавить еще и многие другие, немыслима ИК университетского сообщества, идущего в ногу со временем. Выход видится в объединении усилий, комплексном подходе к формированию ИК в рамках отдельного вуза, и здесь одним из перспективных направлений становится проектное развитие.


Проектное развитие как перспективное направление работы

по формированию информационной культуры

университетского сообщества

Наиболее часто встречаемое определение проекта сводится к следующему: проект есть сочетание последовательных и управляемых целенаправленных действий, позволяющих достигать результатов в условиях ограниченных ресурсов и жестких сроков[2]. Часто проекты реализуются с помощью грантов, полученных на конкурс­ной основе.

Грант – безвозмездная целевая субсидия, предоставленная по итогам конкурса для реализации проекта в той или иной сфере деятельности. В сфере высшего образования грантовая поддержка разнообразна как по целям и формам, так и по источникам финансирования. Широко распространены гранты на исследования, организацию конференций, публикации, поездки на стажировку и т.п.

Вузовские библиотеки уже хорошо знакомы с возможностями получения грантовой помощи в комплектовании, автоматизации библиотечных процессов, открытии доступа к электронной информации, организации повышения квалификации сотрудников. В то же время не столь широко распространены проекты, цель которых – развитие ИК университетского сообщества во всей его целостности и многообразии; поэтому представляется интересным познакомить с опытом нескольких подобных проектов, реализованных на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина (РГПУ).

Главная цель данных проектов – развитие информационной культуры нашего университета в том значении ИК, которое сформулировано выше. Проекты основывались на понимании современного университетского сообщества как неоднородного по структуре и, соответственно, на идее его сегментации как условия для успешного формирования ИК. Именно такой маркетинговый подход является основой целенаправленного и ориентированного на пользователя формирования рынка услуг по развитию ИК.

Сегментация может быть проведена по признаку рода деятельности в университетском сообществе, и тогда это будут такие группы, как студенты, аспиранты и докторанты, профессорско-преподавательский состав, администрация, учебно-вспомогательный персонал (с собственной достаточно сложной дифференциацией). Деление также можно проводить по возрастному признаку: молодые, среднего возраста, пожилые; по признаку мотивов обращения к информации: учебные, исследовательские, для целей управления, для повышения квалификации, рекреационные, для расширения кругозора и т.д. Идея сегментации стала исходной при написании заявок на проекты.

Базой проектов выступил РГПУ – одно из старейших педагогических учебных заведений Центральной России, в 2002 г. отметившее свое 70-летие в качестве педагогического вуза, а изначально ведущее свою историю от Рязанского епархиального женского училища, открытого в 1877 г.

В настоящее время в РГПУ обучается около 8 тыс. студентов по 28 специальностям. В университете 9 факультетов, 45 кафедр, аспирантура и докторантура, ряд научных лабораторий и исследовательских центров, около 500 преподавателей и свыше 400 сотрудников, 48 из которых работают в вузовской библиотеке – второй по величине в регионе. Библиотека РГПУ насчитывает 760 тыс. документов и обслуживает около 9 тыс. читателей по единому читательскому билету.


Проект «Интернет-культура преподавателя»

Первый проект – 9-дневный цикл семинаров-тренингов «Интернет-культура преподавателя» – поддержан Управлением образовательных и культурных программ Государственного департамента США в рамках программы «Обучение и доступ в Интернет», реализуемой на территории Российской Федерации представительством некоммерческой корпорации «Прожект Хармони, Инк.» (США). Проект реализован в мае-июле 2001 г. При составлении программы проекта ее авторы исходили из хорошо известной мысли о том, что наиболее эффективным является обучение, ориентированное на «трансляторов» знаний, т.е. в условиях вуза на самих преподавателей. Именно через них в дальнейшем обеспечивается максимально широкое распространение полученных навыков и умений использования Интернета среди основной массы студентов университета. В качестве целевой группы взяты 20 молодых преподавателей РГПУ (не старше 30 лет).

Проект реализовывался на базе Центра телекоммуникаций и технологий дистанционного образования РГПУ совместно с учебно-методическим управлением РГПУ в рамках системы повышения квалификации преподавателей. Последовательность проведения семинаров-тренингов и их содержательное наполнение разрабатывались составителями программы с учетом специфики профессиональных потребностей группы обучаемых и общей цели проекта.

Проект «Интернет-культура преподавателя» помог сформировать жизнеспособную команду тренеров из сотрудников и преподавателей РГПУ и наладить продуктивные связи с учебно-методическим управлением университета. Успешное завершение проекта подтверждено как мнениями его участников, так и положительной оценкой учебной программы семинаров-тренингов в «Прожект Хармони, Инк.». С нашего разрешения программа в электронном виде распространена среди учебных центров «Прожект Хармони, Инк.», организованных в ряде городов России. Программа включает описание тем, раскрывающихся в теоретической части занятий, разработки практических заданий для слушателей, а также систему тестов на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения с целью оценки результативности занятий и корректировки программы.

Проект вызвал большой интерес в РГПУ. После его завершения необходимость в постоянном повышении информационной культуры стала осознаваться в нашем вузе более отчетливо. Каждый специалист хорошо понимает необходимость регулярного повышения квалификации в рамках своего предмета или, используя принятый сейчас термин, необходимость образования в течение всей жизни. Но к этому «предметному» образованию конец ХХ и начало XXI вв. добавили не меньшую по значимости составляющую: образование в течение всей жизни в сфере новых информационных технологий. Эта вторая составляющая играет тем большую роль, чем увереннее вуз выходит на дорогу информатизации всей своей деятельности. Опираясь именно на этот тезис, уже сложившаяся в ходе первого проекта команда стала инициатором еще одного образовательного проекта, продолжившего «дело формировании ИК» в нашем университете.


Летний семинар «Электронные учебные материалы
в современном университетском образовании»

4-дневный летний семинар «Электронные учебные материалы в современном университетском образовании» проведен в РГПУ в августе 2002 г. под эгидой Программы поддержки университетского преподавания и общественных инициатив и Проекта гражданского образования (SCOUT/CEP).

Группа из 20 человек формировалась по мотиву обращения к информации – использования электронной информации в учебной деятельности. Ее ядро составили преподаватели, кроме них были представители университетского издательства, университетской библиотеки, международного отдела, учебно-методического управления. Группа включала как молодых, так и пожилых людей, от преподавателей-ассистентов до заведующих кафедрами и профессоров.

Программа семинара формировалась как сочетание разнообразных способов обучения: обзорные и проблемные лекции, лекции-демонстрации, практические работы, «круглые столы». Стремясь показать возможности современных электронных учебных материалов, мы постарались максимально насытить программу демонстрацией как существующих коммерческих продуктов, так и разработок, сделанных силами преподавателей РГПУ.

Продуктивной оказалась идея выстроить практические занятия со второго дня семинара под знаком решения одной конкретной задачи – создания каждым участником собственной гипертекстовой учебной программы. В результате за 8 часов работы в компьютерном классе участники смогли своими руками создать небольшой законченный продукт; наиболее увлекшиеся языком гипертекстовой разметки текста оставались в классе после занятий и работали самостоятельно. На завершившем семинар «круглом столе» наиболее удачные работы показаны всем участникам.


Перспективы и выводы

В ближайшей перспективе в РГПУ планируется проведение семинара-тренинга; в его целевые группы войдут вузовские библиотекари и аспиранты. Семинар будет посвящен современным проблемам качества каталогизации и классификации; для библиотекарей он станет средством повышения профессиональной информационной культуры, а для аспирантов – возможностью расширить знания и умения в работе с традиционными и электронными каталогами и библиографическом описании документов. На осуществление проекта также получен грант от SCOUT/CEP.

Проектное развитие представляет собою способ консолидации усилий различных вузовских структур по развитию ИК, что особенно ярко проявляется в работе команды проекта, как правило состоящей из представителей разных кафедр и отделов. Финансовое обеспечение реализации проекта через получение гранта снимает проблему «добровольно-принудительной» бесплатной работы тренеров и менеджера, дает возможность снабдить участников проекта комплектами распечатанных или размноженных в электронном виде материалов, провести семинар с привлечением современных обучающих средств.

В то же время существуют объективные трудности, с которыми приходится сталкиваться при работе в образовательных проектах подобного рода: во-первых, большая предварительная работа над написанием заявки на получение гранта, далеко не гарантирующая получение финансовой поддержки; во-вторых, сложность организации занятий по режиму полного рабочего дня для людей, неизбежно связанных с графиком учебного процесса; в-третьих, необходимость ограничения числа участников из-за жесткого бюджета, и отсюда неполнота охвата всех желающих принять участие в проекте.

Реализованные в РГПУ проекты доказали, что в университетском сообществе ощущается настоятельная необходимость в постоянно действующей системе формирования ИК. Такая система должна иметь регулярную поддержку, как финансовую, так и организационно-методическую. Проекты же, подобные описанным выше, должны стать элементом более обширного целого, и их вклад в это целое будет действительно уникальным.


1 Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие / Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. М., 2002. С. 29.

2 Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек. М., 2000. С. 43.

  
На главную