Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Обзоры. Рецензии

УДК 025:65.011.56

Сукиасян Э.Р.

Новая книга об информатизации вузовских библиотек

В 2002 г. мы рекомендовали читателям монографию Т.В. Еременко «Современные информационные технологии в университетских библиотеках США» (Науч. и техн. б-ки. – 2002. № 9. С. 62–67). Сегодня представляем ее новую книгу, значительно более объемную и интересную – «Информатизация вузовских библиотек в России и США: сравнительный анализ: монография» (М.: Пашков дом, 2003. 297 с.).

Татьяна Вадимовна Еременко хорошо знает проблемы вузовских библиотек России и США не только по литературным источникам. Она работала директором крупной вузовской библиотеки в Рязани, ездила по стране, участвовала во многих конференциях. Американские библиотеки изучала во время двух продолжительных стажировок в США. К высшему библиотечному образованию (МГИК, 1980 г.) она добавила ученые степени кандидата педагогических наук (МГИК, 1992 г.) и магистра библиотечной и информационной науки (Симмонс-колледж, 2000 г.). Сегодня Т.В. Еременко – доцент кафедры культурологии Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, преподает в Рязанском заочном институте – филиале МГУКИ.

 

Знакомясь с новой книгой, понимаешь, как важно, имея серьезный опыт и хорошее образование (в том числе свободное владение английским языком), постоянно получать и обрабатывать новую информацию, предлагаемую, например, Интернетом.

Т.В. Еременко собрала и обобщила уникальный материал. Читая ее монографию, ловишь себя на мысли: на пути к информатизации вузовским библиотекам России предстоит преодолеть массу трудностей, большая часть которых непосредственным руководителям – директорам, работающим в каждой отдельной библиотеке, – пока неизвестна, так как часто не связана с их обыденными, привычными обязанностями. Отсюда примитивная просьба «увеличить финансирование», в то время как многие проблемы, гораздо более принципиальные, находятся в сфере библиотечной идеологии и политики и должны сначала быть поставлены. В монографии рассматриваются именно эти проблемы.

Могу представить, с каким интересом будут изучать (не читать, а именно изучать) эту монографию директора университетских библиотек России. Многие из них хорошо информированы, знакомы с американским опытом – лично посетили США, «прошлись» по библиотекам. Исследование Т.В. Еременко хорошо показывает, что «экскурсионным» путем вопросы не решаются. Надо изменить, преобразовать привычные методы прежде всего в сфере управления (например систему учета и отчетности по некоторым показателям).

 

Книга состоит из четырех глав и снабжена дополнительным, иллюстрирующим текст материалом, включающим 12 статистических таблиц и 4 диаграммы (последние характеризуют состояние электронных каталогов в государственных вузах России). На мой взгляд, очень высок справочный потенциал приложенного «Списка источников» (195 публикаций на русском и 152 – на иностранных языках). Могу сказать, что отечественная литература проанализирована с предельной полнотой.

Интересно, что автор пользуется собственными переводами огромного числа источников на английском языке, многие из них цитируются. Не всегда читателю приходит в голову, что он читает переведенный текст. Это обстоятельство говорит о прекрасном знании как английского, так и русского профессионального языка. Тексты, выполненные профессиональными переводчиками, таким качеством, как правило, не обладают. При чтении монографии не возникает желания увидеть цитируемое издание на языке оригинала.

 

Логика структуры монографии объясняется автором во «Введении».

Глава 1 носит терминологический характер: без уточнения понятийного аппарата было бы невозможно разобраться в сущности, содержании и элементах информатизации. Анализ понятий информационное общество, информационное пространство, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация (во всех многочисленных аспектах, в том числе например информатизация системы образования), информационная индустрия, информационная инфраструктура, информационная потребность, информационная культура, информационный рынок и многих других проводится с привлечением огромного количества источников; сопоставляются объемы и содержание понятий по различным дефинициям.

Глава 2 – «Процесс информатизации вузовских библиотек в России и США: предпосылки и периодизация» – решает собственные задачи. Полагая, что развитие информатизации проходит через последовательные – и обязательные этапы, автор вводит термин стадиальность, разрабатывает критерии для характеристики каждого этапа (стадии). Здесь, кажется, осталось только сказать сразу, кто «впереди и насколько». Однако читателю становится ясно, что развитие совершается не только во времени…

Т.В. Еременко совершенно справедливо отмечает, что в США сложились удивительно благоприятные предпосылки информатизации системы академических (т. е. вузовских) библиотек, в то время как в нашей стране внешняя инфраструктура (например состояние систем телекоммуникации и связи) оказалась серьезнейшим препятствием развитию информационных технологий. Плановая экономика СССР не имела никаких внутренних стимулов к развитию информатизации общества. «Сверху» спускались явно невыполнимые задания, а инициативы «снизу» встречали столь же явное непонимание «верхов». Впрочем, это было характерно не только для процесса информатизации. Несколько «пятилеток» переписывались «Основные направления развития библиотечного дела в СССР…», но никем не анализировались причины «провала» предшествующих документов.

Т.В. Еременко сравнивает различные показатели, характеризующие высшую школу двух стран в самых разных аспектах – от финансирования до, например, объема самостоятельной работы студентов. В России колоссальный удельный вес занимает аудиторная нагрузка, в основном – лекционная. В США от этого давно отказались. Там естественным считается, что студент учится самостоятельно, приходит на консультации к профессорам.

Нам трудно понять, почему американский студент, как правило, имеет полный комплект учебников в собственном пользовании (и оставляет его у себя навсегда). У нас принято считать, что библиотека вуза «должна обеспечить» учебной литературой. Отсюда и соответствующие нормативы, строжайшим образом регламентирующие объем и состав фондов. Как следствие – превращение библиотек в громадные склады, старение фондов, стремление администраторов «удержать» единицы хранения и расти, расти каждый год… Трудно встретить в России библиотеку, которая бы не задыхалась в своем книгохранилище. О том, как аналогичные проблемы решают вузовские библиотеки США, очень подробно рассказано в рецензируемой книге.

В главах 3 и 4 – «Информатизация системы вузовских библиотек в США: основные этапы», «Информатизация системы вузовских библиотек в России» – представлен богатейший фактический и статистический материал.

Российскому читателю полезно знать, как Интернет завоевывал библиотеки США, каким образом рождались электронные каталоги и почему они в большинстве случаев сразу же становились сетевыми. Но не менее интересен представленный Т.В. Еременко на большом документальном материале анализ развития информатизации в России (жаль, что он ограничен вузовскими библиотеками).

Критическому анализу подвергнуты различные «концепции», которых у нас уже утверждено немало (нередко противоречащие одна другой по набору задач и срокам их реализации). Хорошо представлены не только принимаемые в нашем обществе «на ура» проекты (типа РЦКК), но и тщательно рассмотрено, почему они не были реализованы и могли ли быть реализованы вообще… Правильно отмечены недостатки российской статистики, например, по учету книговыдачи, отсутствию учета фонда в названиях. Можно было бы, имея в виду зарубежный опыт, сказать также о множественных приписках по числу читателей и посещаемости, легко и просто исключаемых введением единого читательского билета. Но Т.В. Еременко принципиально отказалась от углубленного рассмотрения проблем, выходящих за рамки исследования. И это, конечно, правильно.

Главный вывод, который приходит в голову по прочтении книги, можно сформулировать очень кратко: не в компьютерах дело! Их количество, как и количество библиографических записей, которыми располагают электронные каталоги, это показатели, может быть, и объективные, но вовсе не раскрывающие сущность информатизации – степень удовлетворения информационных потребностей читателей. Техника, как и вся совокупность программного обеспечения, телекоммуникация, связь – это всего лишь инструменты информатизации. Это – среда, в которой должны умело, со знанием дела работать высококвалифицированные библиотекари и библиографы. Они у нас есть далеко не везде. Чаще мы все еще стараемся передать исконно библиотечные функции привлеченным, но посторонним людям, для которых читатели, пользователи становятся «потусторонними».

 

Закрывая книгу, понимаешь, насколько смелым оказалось исследование автора: ведь так просто было бы обобщить факты, статистику, превратить книгу в большой библиографический обзор; так много написано разного и противоречивого, что и без собственных суждений монография получилась бы. Но Т.В. Еременко взяла на себя смелость найти болевые точки и высказать свое мнение по острым вопросам – и в этом, пожалуй, основная ценность монографии.

Мы надеемся, что Т.В. Еременко позволит сделать книгу доступной для всех, разместив ее (как и первую свою монографию) в электронной библиотеке РГБ (www.rsl.ru). Часть тиража пока еще находится у автора (e-mail: tyeryom@post.rzn.ru).

  
На главную