Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


УДК 004(092)

Каратыгина Т.Ф.
МГУКИ

Жизнь, отданная людям
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Виртуальная образно-публицистическая галерея выдающихся представителей отечественной библиотечно-информационной сферы в 2003 г. пополнилась новым замечательным портретом – Стаса Андреевича Сбитнева (1918–2002) – известного ученого, педагога, основателя факультета информационных технологий и кафедры технологии автоматизированной обработки информации в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ), заслуженного работника культуры Российской Федерации.

В канун 85-летия Стаса Андреевича, до которого он не дожил менее года, в издательстве КемГАКИ вышла книга о нем – Стас Андреевич Сбитнев: Жизнь, отданная людям. Хроника. Воспоминания. Исследования (Кемерово, 2003. 344 с.) – подготовленная соратниками, учениками и последователями этого замечательного человека. (Книга была представлена на международном форуме «Крым–2003» в рамках дня Министерства культуры РФ при презентации КемГАКИ.)

Почти одновременно с выпуском этой книги в КемГАКИ открыли мемориальную учебную аудиторию и провели научную Сбитневскую конференцию.

Если рассматривать события, связанные с увековечением памяти С.А. Сбитнева в нашей профессиональной сфере в глобальном масштабе, то они отражают общую гуманистическую тенденцию развития отечественного библиотечного дела, подтверждают все усиливающийся персонофицированный интерес к конкретным людям, позволяющий глубже осознать их авторские концепции, значимые для построения информационного мирового сообщества, в котором призваны счастливо и рационально сочетаться и учитываться позитивные интересы как каждой человеческой личности в отдельности, так и людей всей планеты в целом.

Аналогичные мемориальные акции (о них также сообщалось в печати, в частности на страницах сборника «Научные и технические библиотеки»), прошедшие ранее, были посвящены учителям, современникам и коллегам С.А. Сбитнева: К.И. Абрамову (ум. 2001) – в МГУКИ, Л.И. Владимирову (ум. 1999) – в Вильнюсском государственном университете, Ф.И. Каратыгину (ум. 1957) – в ЦБ межрайонной ЦБС г. Урень Нижегородской области.

С перечисленными теоретиками и практиками С.А. Сбитнева роднит здоровый прагматизм, связанный со стремлением оперативно воплощать научную мысль в реальной практике библиотечно-информационного обслуживания культуры и народного хозяйства, общая жизненная заповедь, близкое философское личное кредо: книга должна работать на благо общества. Эти слова С.А. Сбитнева открывают книгу (они приведены под его цветной фотографией) и являются ее лейтмотивом.

Следует заметить, что основной смысл этого издания как нельзя лучше определен в его заголовке: «Жизнь, отданная людям». Только тогда, когда это условие будет соблюдено, информация способна превратиться в знания, затем – в умения и наконец – в практические действия, направленные на благоденствие страны. Как явствует из повествования, С.А. Сбитнева отличала колоссальная самоотдача, умение предвидеть, опередить время, изначальный подход к информации как к социальному, общественному явлению. Кстати, как свидетельствует профессор МГУКИ Э.К. Беспалова, именно Стасу Андреевичу принадлежит первенство в употреблении словосочетания социальная информатика.

Главное же, ключевое, определяющее слово, несущее в себе квинтэсенцию повествования – это слово – Учитель. Причем Учитель с большой буквы: наставник, достигший наивысшей степени профессиональной и нравственной высоты, личность, значимость которой не уменьшается по истечении того или иного отрезка времени.

Им, Учителем, Стас Андреевич всегда оставался для общавшихся с ним людей, вне зависимости от того, каких бы высоких степеней и званий они ни достигли. В этой связи весьма показательны свидетельства самой успешной ученицы и продолжательницы его дела – доктора пед. наук, профессора, проректора КемГАКИ по научной работе, директора Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кузбаса Наталии Ивановны Гендиной.

В статье, посвященной учителю, Н.И. Гендина подчеркнула, что почти все 30 лет ее пребывания в КемГАКИ (включая годы студенчества) «прошли в Школе Сбитнева. Именно в Школе, ибо, несмотря на все полученные мною степени и звания, рядом со Стасом Андреевичем я всегда ощущала себя ученицей. В этом вечном ученичестве не было ничего обидного, напротив, было ощущение надежности, прочности профессионального мирозданья, осознание счастливой возможности обсудить возникающие проблемы с все понимающим мудрым человеком, всегда получить дельный совет и реальную помощь» (с. 155–156).

Итак, для своего окружения С.А. Сбитнев являлся не столько вузовским педагогом в момент обучения, сколько своеобразным духовником, учителем жизни.

О том, что же способствовало формированию этого замечательного человеческого феномена, последовательно повествуют (идущие вслед за прекрасно написанным Н.И. Гендиной предисловием, раскрывающим историю создания и концепцию книги) три ее основных раздела.

Первый – «Стас Андреевич Сбитнев: ученый, педагог, новатор» – характеризует основные вехи его человеческой и профессиональной судьбы, показывает, что собою представляет Школа Сбитнева, каковы истоки ее формирования.

Пройдя трудными героическими дорогами все четыре года Великой Отечественной войны, С.А. Сбитнев сразу же после ее окончания приехал не в Москву, где он родился, а в Кемерово. Заведующий НТБ Кемеровского горного института, начальник отдела справочно-информационного фонда Кузбасского центрального бюро технической информации и заместитель директора по информационной работе Кемеровского ЦНТИ, заведующий кафедрой Кемеровского государственного института культуры – таковы вехи кузбасской биографии С.А. Сбитнева длиною в 56 лет.

Его талант ученого, педагога, новатора наиболее полно раскрылся в Кемеровской государственной академии культуры и искусств, в должности заведующего кафедрой технологий и автоматизированной обработки информации, с которой его связывают последние 33 года жизни.

Открывающая первый раздел статья, носящая такое же название, как и раздел в целом, заслуживает особо внимательного прочтения, так как в ее основу положена литературная запись жизненных воспоминаний С.А. Сбитнева, выполненная в Кемеровской центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя. Кроме того, воссоздать портрет С.А. Сбитнева позволил и синтез сведений из различных документальных источников, газетных публикаций, интервью и бесед с ним.

Там же, в первом разделе, помещены хроника жизни С.А. Сбитнева, список его трудов, включающий более 200 наименований, публикации о нем, фрагменты поздравительных текстов к 60-, 70-, 80-летию.

Второй раздел содержит воспоминания друзей, коллег, учеников С.А. Сбитнева, раскрывающие яркую личность воина, ученого, преподавателя, исследователя, организатора.

В числе тех, кто вспоминает о С.А. Сбитневе, прежде всего – его ученики, соратники и коллеги, которые, как и Н.И. Гендина, трудятся в КемГАКИ: ректор академии, доктор пед. наук, профессор Е.Л. Кудрина; зав. кафедрой технологии документальных коммуникаций, доктор пед. наук, профессор И.С. Пилко; канд. пед. наук, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации И.Л. Скипор; доцент кафедры культурологии и искусствознания О.В. Сокол; зав. кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы, канд. пед. наук, профессор Л.И. Рудич; зав. кафедрой социально-культурной деятельности, доктор пед. наук, профессор В.В. Туев и др.

Названные авторы, представляющие КемГАКИ, вместе с коллегами – практиками из библиотек Кузбасса и учеными других регионов России, составляющими в своем большинстве когорту элитарных специалистов (в их числе: Д.Я. Коготков – Москва; Г.Ф. Гордукалова, С.Л. Лохвицкая, В.М. Мотылев, А.В. Соколов – С.-Петербург; Р.Б. Ажеева, С.А. Езова – Улан-Удэ), с одной стороны, создали коллективными усилиями своеобразный портрет одного из лучших представителей нашей профессии ушедшего ХХ века, с другой – показали, что у талантливого человека, каким был Стас Андреевич Сбитнев, оказались и талантливые друзья, талантливые коллеги, талантливые ученики.

Все, что знал и умел Сбитнев, он не держал в неприкосновенности, а воплощал в жизнь, в практические действия, побуждая и других следовать его примеру. Все, что он отдавал, оставалось как бы при нем, с ним (перефразируется строчка Ш. Руставели: Все, что отдал, то – твое), живет после его земного ухода. Эта мысль звучит и в заголовках включенных во второй раздел очерков: «Верный слову и делу», «Человек идей», «Человек неиссякаемой энергии», «Чувство личной ответственности за профессию», «На заре информатизации», «Считаю его своим учителем», «Одна встреча и вся профессиональная жизнь», «Жизнь, полная творчества» и т.д.

В третий раздел вошли научные статьи, раскрывающие реализацию идей С.А. Сбитнева в современной теории и практике информационно-библиотечной работы и подготовке кадров.

Наибольшую значимость, на мой взгляд, представляет статья В.В. Голоднова, доцента кафедры проектирования автоматизированных информационных систем Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, в которой охарактеризованы основные направления исследований и разработок С.А. Сбитнева, получившие реальное воплощение в современной библиотечно-информационной практике. Как отмечено в предисловии к рецензируемой книге, формируя данный раздел, составители стремились показать, что Школа Сбитнева живет и приносит плодотворные результаты и поныне. Собранный здесь материал, отражающий деятельность учеников и последователей С.А. Сбитнева, позволил еще раз доказать это, высветить масштаб личности ученого.

Интересно, что, хотя высказанные С.А. Сбитневым идеи находили и находят развитие в докторских и кандидатских диссертациях его учеников, сам он не воспользовался ни одной из них для защиты собственного научного труда. Видимо, он всегда чувствовал свою самодостаточность (как это имело место в жизни и М.П. Гастфера, и Л.И. Владимирова, которые так и не стали докторами наук, а кандидатские диссертации защитили в зрелом возрасте по необходимости – для поднятия престижа возглавляемых ими кафедр), берег время для практических дел, для работы, которая могла принести реальную пользу обществу в данный исторический момент.

Как заметил в своем очерке А.В. Соколов, образно объясняя это обстоятельство, С.А. Сбитнев пренебрегал учеными степенями «по той причине, что Илье Муромцу ни к чему ваковские дипломы». Нельзя не согласиться с А.В. Соколовым, что «Стас Андреевич Сбитнев – это человек фольклорный в библиотечно-информационной сфере, о нем можно было бы сложить былины, исторические песни, саги…» (с. 108).

Книга завершается именным указателем, содержит в конце многочисленные фотографии, с помощью которых можно ощутить приметы времени: от «грозовых сороковых» до наших дней.

После прочтения рецензируемой книги становится очевидным, что новый портрет, пополнивший галерею деятелей библиотечно-информационной сферы, достойно передал черты замечательной личности, известной большинству профессионалов (хотя бы по литературным источникам), жизни, отданной людям, в которой отразилась история не только конкретного человека, но и целого поколения страны.

По традиции – «под занавес» одно пожелание. При переиздании книги на обороте титульного листа при перечислении тех, кому она адресована (профессионалам в области информационно-библиотечной деятельности, аспирантам и студентам библиотечно-информационных вузов культуры) указать и специалистов-педагогов в целом. Книга вылепила притягательный образ Учителя – вузовского преподавателя – она, несомненно, будет полезна и всем, кто занимается педагогикой взрослых.

  
На главную