Земсков А.И.
ГПНТБ России
Методика преподавания курса
«Электронные библиотеки»
Комплекс учебно-методических
материалов для обучения по специальности «Электронные
библиотеки» включает Учебное пособие по
курсу, компакт-диск с лекциями и полными
текстами рекомендованной литературы,
руководства по практическим занятиям,
контрольные и экзаменационные вопросы и т.п.
Базовый этап. Курс «Электронные
библиотеки» разработан в 2000/2001 учебном году
как один из базовых курсов новой
специализации «Компьютерные технологии в
библиотечных и информационных системах»,
открытой в 2000 г. на библиотечно-информационном
факультете МГУКИ.
Как показал опыт, весьма удачным
оказалось решение руководства МГУКИ
создать базовую кафедру информационных
технологий и электронных библиотек
непосредственно в ГПНТБ России. Наличие в
библиотеке квалифицированных специалистов,
мощной производственно-технологической
базы, которая обеспечивает проведение
практических занятий и срочную публикацию
результатов разработок, позволило за три
года создать полноценную учебно-методическую
базу обучения по данной специальности.
Элементы технологии
электронных библиотек созданы совсем
недавно, в последние 5–15 лет. Персональные
компьютеры – основное средство работы с
электронными ресурсами – изобретены в
середине 1970-х гг. и стали широко применяться
с начала 1980-х гг.; оптические диски CD–ROM появились в середине 1980-х гг., а
технология World Wide
Web
(WWW),
сделавшая просмотр файлов, поиск и передачу
электронных ресурсов через Интернет
удобными и понятными для широкой публики,
вошла в библиотечную практику в середине
1990-х гг. Многие технологии, обеспечивающие
работу электронных библиотек, еще
находятся в стадии освоения. Существуют
разные трактовки основных понятий
электронных библиотек и внутри страны, и за
рубежом.
В силу названных обстоятельств
и новизны дисциплин по тематике курса,
учебно-методическая концепция пока
пребывает в стадии обсуждения. Тем не менее
базовый (обязательный) этап завершился в
течение года созданием необходимого набора
учебно-тематических, календарных планов,
списков рекомендованной литературы,
руководства по проведению практических
занятий и т.п.
Первый этап – Учебное
пособие по курсу, разработанное с учетом
первого года преподавания, опубликованное
в ГПНТБ России и представленное осенью 2001 г.
на конференции «Либком» в Ершове.
Методологический курс построен
на принципах ознакомления студентов с
основами электронных библиотек и обучения
их навыкам самостоятельной работы с
использованием компьютеров, сканеров,
электронных ресурсов в Интернете и других
элементов современных информационных и
компьютерных технологий.
Основой составления курса
явились документы и материалы проекта
межведомственной программы «Электронные
библиотеки России», труды всероссийских и
международных конференций по данной
проблематике, в том числе конференций
Международной федерации библиотечных
ассоциаций и учреждений (ИФЛА),
Международной ассоциации библиотек
технических университетов (ИАТУЛ), «Online Information»,
(Лондон), «Компьютеры в библиотеках», «Библиотечное
дело, информационные системы и образование
в США» (Вашингтон), «Крым», «Либком» (LIBCOM),
статьи в периодической профессиональной
печати. Многие полезные материалы
опубликованы в сборнике «Научные и
технические библиотеки», в том числе и в
электронном формате.
Цель курса – дать студентам комплекс
знаний и умений, необходимых для
пользования электронными ресурсами,
практической организации работ в
библиотеке, вузе, информационном центре по
наработке собственных электронных
ресурсов и обеспечению доступа
пользователей к удаленным ресурсам. Для
достижения этой цели изложены основные
понятия, используемые в электронных
библиотеках, рассмотрена структура
электронной библиотеки, даны основные
положения по проблемам формирования
электронных ресурсов, их хранения и
осуществления эффективного доступа.
Вопросы стандартизации, обеспечения
информационной безопасности и проблемы
авторского права освещены на примерах
совместного использования библиотекарями
традиционных технологий и технологий,
присущих электронным библиотекам.
Отдельные лекции посвящены
социальным аспектам использования
электронных ресурсов, а также методике
дистанционного обучения и переподготовки
библиотечных и информационных работников,
специалистов отрасли культуры в целом. В
курс включены примеры российских и
зарубежных проектов по созданию
электронных библиотек, наиболее типичные
для современного состояния библиотечного
дела, информационных и компьютерных
технологий.
Подача материала увязана с
курсами по Интернет/Интранет-технологиям,
Интернет-ресурсам и услугам для библиотек.
Различие состоит в том, что для данного
курса более важными являются проблемы
технологии создания собственного
электронного ресурса, а также
обучение студентов навыкам оценки
содержания и удобства пользования
удаленным ресурсом, формирования справочно-поискового
аппарата для работы пользователя с
удаленным ресурсом.
Практические
занятия посвящены поиску и оценке
содержания порталов и тематических
серверов (российские серверы по науке,
культуре и образованию; электронные
ресурсы Правительства и Федерального
Собрания Российской Федерации,
некоммерческих и экологических
организаций; аннотированные Библиотекой
Конгресса США ресурсы по науке, технике,
образованию, здравоохранению и защите
интересов потребителя; справочные ресурсы,
подготовленные специалистами Еврейского
университета в Иерусалиме, и другие
материалы).
Для обучения технологиям
создания электронных ресурсов студенты на
практических занятиях овладеют основами
конверсии печатных материалов в
компьютерную форму (сканирование печатных
материалов и изображения на планшетном и
планетарном сканерах), обработки
полученных массивов для записи на
оптических дисках или размещения на
Интернет-сервере библиотеки.
В рамках данного и смежных
курсов указанной специализации студенты
должны освоить навыки защиты и
антивирусной обработки компьютеров,
выполнения заказа на электронную доставку
документов, работу с CD–ROM и другими мультимедийными
носителями информации.
По завершении курса студенты
смогут осуществлять поиск и отбор
удаленных электронных ресурсов,
размещенных на российских и международных
Интернет-сайтах, и оказывать
квалифицированную помощь пользователю.
Таким образом, студенты будут подготовлены
к работе в любой российской или зарубежной
библиотеке или центре информации.
Второй этап – выпуск компакт-диска –
стал возможным по мере накопления
иллюстративных материалов к лекциям, опыта
практических занятий и отбора обширной
коллекции рекомендованной литературы.
Издательство «Кнорус», ГПНТБ
России, Институт радиотехники и
электроники РАН создали учебно-методический
материал (прообраз электронного учебника)
по курсу «Электронные библиотеки», который
в 2002 г. представлен на ММКЯ и на конференции
«Либком». Это электронный комплекс учебно-методических
материалов, где объединены готовые для
демонстрации лекции, полные тексты
учебного пособия и рекомендованной
литературы, активные Интернет-адреса
изучаемых сетевых ресурсов.
Цель создания
этого электронного комбайна – дать
студентам и преподавателям единый
комплексный набор документов и
технологических возможностей для
проведения обучения и изучения курса «Электронные
библиотеки» на основе единой электронной
системы.
Состав материалов на компакт-диске:
учебное пособие – 90 с.;
полные тексты рекомендованной
дополнительной литературы (Хрестоматия по
курсу), 28 наименований;
практикумы с аннотированными
Интернет-ресурсами;
лекции (4 раздела, 14 лекций, всего
более 500 слайдов с тезисами и схемами, в том
числе динамическими);
методические материалы (вопросы
к семинарам, темы курсовых работ, материалы
для учета посещаемости и активности
студентов);
правила пользования.
Все это
взаимоувязано в единую систему при помощи
программного обеспечения «Электронная
книга» (разработка ИРЭ РАН). Этот
комплекс отличается от других учебных
материалов возможностями адаптации,
расширения и дополнения в соответствии с
местными условиями и индивидуальным опытом
и потребностями преподавателя; наличием
активных гиперсвязей; агрегированием
документов.
Комплекс
предназначен для проведения лекций и
изучения студентами курса «Электронные
библиотеки». Содержание сформировано таким
образом, чтобы обеспечить усвоение
учебного материала, подготовку курсовых и
дипломных работ и сдачу государственных
экзаменов по курсу «с одной точки», а именно
– используя данный диск.
Принципиальная
особенность комплекса – многоуровневый
характер подаваемого материала (курс
лекций, учебное пособие, полные тексты
рекомендованной литературы, Интернет-адреса
изучаемых ресурсов), связанного
гиперссылками. Комплекс допускает как
очное, так и дистанционное обучение и
проверку знаний, а также адаптацию по мере
появления нового учебного материала.
Программное обеспечение позволяет
избавить преподавателя от рутинной работы.
Текстовый
материал представляет собой электронную
версию Учебного пособия для студентов
университетов и вузов культуры и искусств (Земсков
А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки.
Москва, ГПНТБ России, 2001. 92 с.). Текст снабжен
иллюстрациями и гиперссылками, поэтому
пользователь, работающий с компьютером,
подсоединенным к Интернету, может
непосредственно просматривать
рекомендованные ресурсы. Для создания
доступа к другим ресурсам предусмотрена
возможность пополнения адресной книги.
Текст учебного пособия связан с полными
текстами рекомендованной литературы (в тех
случаях, когда имеется электронная версия
документа).
Курс лекций в формате Power
Point (.ppr)
предназначен для эффективного
преподавания и изучения специальности, а
также для подготовки преподавателя к
предстоящим занятиям и студентов – к
семинарам. Предусмотрено проведение лекций
с использованием компьютерного прожектора
либо в варианте с подачей изображения на
каждое рабочее место.
Лекционный материал связан с
текстом пособия, поэтому методические
материалы и списки литературы могут
демонстрироваться в ходе лекции или
изучаться вместе с предварительным или
повторным прохождением материала
очередного занятия. В тексты лекций можно
вносить изменения. Состав текстов
рекомендованной литературы также может
варьироваться с учетом появления новых
электронных публикаций. Студент, не
посетивший лекцию по каким-либо причинам,
может изучить материал в подходящее для
него время и направить преподавателю пакет
(электронное сообщение) для проверки
усвоения знаний.
План курса в целом соответствует
плану курса, изложенному в учебном пособии:
1-я тема «ЭБ как этап развития
информационных технологий»
2-я тема «Цели создания,
возможности, структура ЭК»
3-я тема «Электронные ресурсы (ЭР)
– определения, типология и характеристики»
4-я тема «ЭР, типология и
технические характеристики носителей
информации»
5-я тема «ЭР – каталоги, базы
данных, электронные книги»
6-я тема «ЭР – комплектование
фонда (лицензирование) и обслуживание
полнотекстовыми электронными журналами»
7-я тема «Создание и обеспечение
сохранности электронных ресурсов,
технологические и организационные аспекты»
8-я тема «Доступность
электронных ресурсов. Средства передачи
данных, Интернет как информационно-телекоммуникационная
среда ЭБ»
9-я тема «Доступность
электронных ресурсов. Проблема авторского
права. Целостность и долговечность
онлайнового электронного ресурса (веб-сайта)»
10-я тема «Доступность
электронных ресурсов. Навигация, поиск.
Роль стандартов»
11-я тема «Организация и
технология работы ЭБ»
12-я тема «Состояние работ в
области создания ЭБ в России и за рубежом»
13-я тема «ЭБ и общество.
Социальные аспекты»
14-я тема «Обучение
библиотекарей и пользователей работе в ЭБ.
Обучение с помощью ЭБ».
Третий этап. Учебник – естественное
и необходимое продолжение работы по курсу.
Основой учебника являются материалы лекций,
читаемых авторами на кафедре
информационных технологий и электронных
библиотек МГУКИ, документы проекта «Электронные
библиотеки России»,
труды всероссийских и международных
конференций на эту тему, статьи в
периодической профессиональной печати.
Следует отметить обилие
периодических изданий на данную тему, в том
числе и в российской печати и скудость
монографий (отметим переводную книгу: В.
Армс. Электронные библиотеки, – М., ПИК
ВИНИТИ, 2001. 274 с.). Учебник предназначен для
студентов гуманитарных факультетов,
прошедших курсы основ информатики,
автоматизации библиотек и технологии
телекоммуникаций. В 20 главах изложены
фундаментальные понятия, используемые в
электронных библиотеках, рассмотрена
структура ЭБ, даны основные положения по
проблемам формирования электронных
ресурсов, их хранения и осуществления
эффективного доступа. Вопросы
стандартизации, обеспечения
информационной безопасности и проблемы
авторского права изложены детально.
Отдельные главы посвящены социальным
аспектам использования электронных
ресурсов. В учебник включены примеры
российских и зарубежных проектов по
созданию электронных библиотек, наиболее
типичные для современного состояния
библиотечного дела и компьютерных
технологий. Библиография – 110 названий.
Дальнейшие этапы развития
Запланирована разработка
нового издания – электронного
интерактивного учебного комплекса по
специальности «Электронные библиотеки». Он
представит собой систематически
организованный набор мультимедийных
учебных материалов по специальности «Электронные
библиотеки», предназначенный для
преподавателей и студентов, записанный на CD–ROM.
Комплекс в полной мере
использует преимущества компьютерных
информационных технологий: огромную
информационную емкость, мультимедийность,
возможность интерактивной работы, сетевые
ресурсы, не находящиеся физически на
применяемом в данный момент носителе.
Предлагаемый объем материала –
альбом из двух CD–ROM
(более 1 Гигабайта).
Комплекс рассчитан на различные
по степени насыщенности компьютерной
техники классы – от самых простых до
суперсовременных. Он допускает различные
режимы использования – начиная с
автоматизированного рабочего места,
оборудованного выходом в Интернет, аудио- и
видеокартами, и вплоть до самой простой
воспроизводящей системы. При этом, конечно,
в урезанном варианте используемого
оборудования часть заложенных
возможностей не может быть реализована, но
основные информационные компоненты,
позволяющие качественно усвоить учебный
материал, безусловно, сохраняются.
Комплекс включает в себя прежде
всего те виды документов, которые
опробованы в первом диске: учебник,
хрестоматию с полными текстами основной
рекомендованной литературы, справочно-методические
материалы (набор их существенно расширен по
сравнению с первым диском), лекции,
методические материалы по практическим
занятиям и отработке навыков использования
удаленных электронных ресурсов.
С учетом
практического опыта преподавания и работы
с методическими материалами в комплекс
предполагается включить дополнительно:
-
интерактивный вопросник к
разделам учебника и к лекциям;
-
автоматизированную
экзаменационную систему, в чем-то
повторяющую методику Единого
государственного экзамена;
-
материалы для активного отдыха,
позволяющие студенту при смене занятий
отрабатывать профессиональные навыки;
-
аудиоверсию основных учебно-методических
материалов, предназначенную для обучения
слабовидящих студентов.
Краткое
описание элементов комплекса
-
Текстовый материал (учебник)
выпускается с иллюстрациями и активными
гиперссылками к тематическим сетевым
материалам (предполагается работа в
Интернете), а также с отсылками к полным
текстам рекомендованной литературы,
содержащимся в хрестоматии.
-
Хрестоматия содержит полные
тексты рекомендованной литературы; чтобы
не перегружать комплекс и сохранить его
усвояемость в течение двух учебных
семестров, не предполагается наличие
дальнейшей цепочки гиперссылок к
справочной литературе.
-
Справочно-методические
материалы включают в себя тематические
словари, профессиональные англо-русские и
другие словари, справочные материалы по
библиотечным проблемам, в том числе
справочник «Кто есть кто в библиотечном
мире?», основные законодательные материалы
по данной тематике (авторское право,
законодательство по обязательным
экземплярям и т.п.), хронику текущих событий
и календарь профессиональных форумов.
-
Лекции представлены в
нескольких вариантах:
-
в формате Power
Point Presentation
(.ppt) для проведения лекционных
занятий с помощью компьютерного прожектора
и звуковых колонок;
-
в формате HTML
для проведения дистанционных лекций;
-
в текстовом иллюстрационном
формате, позволяющем лектору применять не
дорогостоящий компьютерный проектор, а
обычную классную доску или другие средства
иллюстрации;
-
в текстовом формате,
предназначенном для повторения
пройденного материала студентами,
подготовки студентов к семинарам, а лектора
к очередным занятиям.
-
Методические материалы к практическим
занятиям представляют собой
предварительно отобранные и оцененные
Интернет-адреса тематических электронных
ресурсов и комментарии к ним.
Предусматривается интерактивная
практическая работа студента с ресурсами, в
том числе составление каталогизационной
записи (запись метаданных), отработка
навыков оценки удаленных электронных
ресурсов, отработка других практических
навыков работы в электронной библиотеке (сканирование
печатных и других материалов, электронная
доставка документов и т. п.
-
Интерактивный вопросник к
разделам учебника и лекциям
методологически построен на работе
студента с многовариантной системой
ответов.
-
Автоматизированная
экзаменационная система построена по
стандартной схеме с использованием опыта
проведения Единого государственного
экзамена.
-
Материалы для активного
отдыха, позволяющие студенту при смене
занятий отрабатывать профессиональные
навыки, включают музыкальные записи, клипы,
головоломки и т.п.
-
Аудиоверсия основных учебно-методических
материалов, предназначенная для обучения
слабовидящих студентов.
С учетом быстрого развития
соответствующих технологий и
законодательства, предполагается
регулярное (раз в два года) обновление
материалов комплекса.
|