Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Земсков А.И.
ГПНТБ России

Методика преподавания курса
«Электронные библиотеки»

Комплекс учебно-методических материалов для обучения по специальности «Электронные библиотеки» включает Учебное пособие по курсу, компакт-диск с лекциями и полными текстами рекомендованной литературы, руководства по практическим занятиям, контрольные и экзаменационные вопросы и т.п.

Базовый этап. Курс «Электронные библиотеки» разработан в 2000/2001 учебном году как один из базовых курсов новой специализации «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах», открытой в 2000 г. на библиотечно-информацион­ном факультете МГУКИ.

Как показал опыт, весьма удачным оказалось решение руководства МГУКИ создать базовую кафедру информационных технологий и электронных библиотек непосредственно в ГПНТБ России. Наличие в библиотеке квалифицированных специалистов, мощной производственно-технологической базы, которая обеспечивает проведение практических занятий и срочную публикацию результатов разработок, позволило за три года создать полноценную учебно-методическую базу обучения по данной специальности.

Элементы технологии электронных библиотек созданы совсем недавно, в последние 5–15 лет. Персональные компьютеры – основное средство работы с электронными ресурсами – изобретены в середине 1970-х гг. и стали широко применяться с начала 1980-х гг.; оптические диски CD–ROM появились в середине 1980-х гг., а технология World Wide Web (WWW), сделавшая просмотр файлов, поиск и передачу электронных ресурсов через Интернет удобными и понятными для широкой публики, вошла в библиотечную практику в середине 1990-х гг. Многие технологии, обеспечивающие работу электронных библиотек, еще находятся в стадии освоения. Существуют разные трактовки основных понятий электронных библиотек и внутри страны, и за рубежом.

В силу названных обстоятельств и новизны дисциплин по тематике курса, учебно-методическая концепция пока пребывает в стадии обсуждения. Тем не менее базовый (обязательный) этап завершился в течение года созданием необходимого набора учебно-тематических, календарных планов, списков рекомендованной литературы, руководства по проведению практических занятий и т.п.

Первый этап – Учебное пособие по курсу, разработанное с учетом первого года преподавания, опубликованное в ГПНТБ России и представленное осенью 2001 г. на конференции «Либком» в Ершове.

Методологический курс построен на принципах ознакомления студентов с основами электронных библиотек и обучения их навыкам самостоятельной работы с использованием компьютеров, сканеров, электронных ресурсов в Интернете и других элементов современных информационных и компьютерных технологий.

Основой составления курса явились документы и материалы проекта межведомственной программы «Электронные библиотеки России», труды всероссийских и международных конференций по данной проблематике, в том числе конференций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международной ассоциации библиотек технических университетов (ИАТУЛ), «Online Information», (Лондон), «Компьютеры в библиотеках», «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» (Вашингтон), «Крым», «Либком» (LIBCOM), статьи в периодической профессиональной печати. Многие полезные материалы опубликованы в сборнике «Научные и технические библиотеки», в том числе и в электронном формате.

Цель курса – дать студентам комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами, практической организации работ в библиотеке, вузе, информационном центре по наработке собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам. Для достижения этой цели изложены основные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассмотрена структура электронной библиотеки, даны основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа. Вопросы стандартизации, обеспечения информационной безопасности и проблемы авторского права освещены на примерах совместного использования библиотекарями традиционных технологий и технологий, присущих электронным библиотекам.

Отдельные лекции посвящены социальным аспектам использования электронных ресурсов, а также методике дистанционного обучения и переподготовки библиотечных и информационных работников, специалистов отрасли культуры в целом. В курс включены примеры российских и зарубежных проектов по созданию электронных библиотек, наиболее типичные для современного состояния библиотечного дела, информационных и компьютерных технологий.

Подача материала увязана с курсами по Интернет/Интранет-технологиям, Интернет-ресурсам и услугам для библиотек. Различие состоит в том, что для данного курса более важными являются проблемы технологии создания собственного электронного ресурса, а также обучение студентов навыкам оценки содержания и удобства пользования удаленным ресурсом, формирования справочно-поискового аппарата для работы пользователя с удаленным ресурсом.

Практические занятия посвящены поиску и оценке содержания порталов и тематических серверов (российские серверы по науке, культуре и образованию; электронные ресурсы Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, некоммерческих и экологических организаций; аннотированные Библиотекой Конгресса США ресурсы по науке, технике, образованию, здравоохранению и защите интересов потребителя; справочные ресурсы, подготовленные специалистами Еврейского университета в Иерусалиме, и другие материалы).

Для обучения технологиям создания электронных ресурсов студенты на практических занятиях овладеют основами конверсии печатных материалов в компьютерную форму (сканирование печатных материалов и изображения на планшетном и планетарном сканерах), обработки полученных массивов для записи на оптических дисках или размещения на Интернет-сервере библиотеки.

В рамках данного и смежных курсов указанной специализации студенты должны освоить навыки защиты и антивирусной обработки компьютеров, выполнения заказа на электронную доставку документов, работу с CD–ROM и другими мультимедийными носителями информации.

По завершении курса студенты смогут осуществлять поиск и отбор удаленных электронных ресурсов, размещенных на российских и международных Интернет-сайтах, и оказывать квалифицированную помощь пользователю. Таким образом, студенты будут подготовлены к работе в любой российской или зарубежной библиотеке или центре информации.

Второй этап – выпуск компакт-диска – стал возможным по мере накопления иллюстративных материалов к лекциям, опыта практических занятий и отбора обширной коллекции рекомендованной литературы.

Издательство «Кнорус», ГПНТБ России, Институт радиотехники и электроники РАН создали учебно-методический материал (прообраз электронного учебника) по курсу «Электронные библиотеки», который в 2002 г. представлен на ММКЯ и на конференции «Либком». Это электронный комплекс учебно-методических материалов, где объединены готовые для демонстрации лекции, полные тексты учебного пособия и рекомендованной литературы, активные Интернет-адреса изучаемых сетевых ресурсов.

Цель создания этого электронного комбайна – дать студентам и преподавателям единый комплексный набор документов и технологических возможностей для проведения обучения и изучения курса «Электронные библиотеки» на основе единой электронной системы.

Состав материалов на компакт-диске:

учебное пособие – 90 с.;

полные тексты рекомендованной дополнительной литературы (Хрестоматия по курсу), 28 наименований;

практикумы с аннотированными Интернет-ресурсами;

лекции (4 раздела, 14 лекций, всего более 500 слайдов с тезисами и схемами, в том числе динамическими);

методические материалы (вопросы к семинарам, темы курсовых работ, материалы для учета посещаемости и активности студентов);

правила пользования.

Все это взаимоувязано в единую систему при помощи программного обеспечения «Электронная книга» (разработка ИРЭ РАН). Этот комплекс отличается от других учебных материалов возможностями адаптации, расширения и дополнения в соответствии с местными условиями и индивидуальным опытом и потребностями преподавателя; наличием активных гиперсвязей; агрегированием документов.

Комплекс предназначен для проведения лекций и изучения студентами курса «Электронные библиотеки». Содержание сформировано таким образом, чтобы обеспечить усвоение учебного материала, подготовку курсовых и дипломных работ и сдачу государственных экзаменов по курсу «с одной точки», а именно – используя данный диск.

Принципиальная особенность комплекса – многоуровневый характер подаваемого материала (курс лекций, учебное пособие, полные тексты рекомендованной литературы, Интернет-адреса изучаемых ресурсов), связанного гиперссылками. Комплекс допускает как очное, так и дистанционное обучение и проверку знаний, а также адаптацию по мере появления нового учебного материала. Программное обеспечение позволяет избавить преподавателя от рутинной работы.

Текстовый материал представляет собой электронную версию Учебного пособия для студентов университетов и вузов культуры и искусств (Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки. Москва, ГПНТБ России, 2001. 92 с.). Текст снабжен иллюстрациями и гиперссылками, поэтому пользователь, работающий с компьютером, подсоединенным к Интернету, может непосредственно просматривать рекомендованные ресурсы. Для создания доступа к другим ресурсам предусмотрена возможность пополнения адресной книги. Текст учебного пособия связан с полными текстами рекомендованной литературы (в тех случаях, когда имеется электронная версия документа).

Курс лекций в формате Power Point (.ppr) предназначен для эффективного преподавания и изучения специальности, а также для подготовки преподавателя к предстоящим занятиям и студентов – к семинарам. Предусмотрено проведение лекций с использованием компьютерного прожектора либо в варианте с подачей изображения на каждое рабочее место.

Лекционный материал связан с текстом пособия, поэтому методические материалы и списки литературы могут демонстрироваться в ходе лекции или изучаться вместе с предварительным или повторным прохождением материала очередного занятия. В тексты лекций можно вносить изменения. Состав текстов рекомендованной литературы также может варьироваться с учетом появления новых электронных публикаций. Студент, не посетивший лекцию по каким-либо причинам, может изучить материал в подходящее для него время и направить преподавателю пакет (электронное сообщение) для проверки усвоения знаний.

План курса в целом соответствует плану курса, изложенному в учебном пособии:

1-я тема «ЭБ как этап развития информационных технологий»

2-я тема «Цели создания, возможности, структура ЭК»

3-я тема «Электронные ресурсы (ЭР) – определения, типология и характеристики»

4-я тема «ЭР, типология и технические характеристики носителей информации»

5-я тема «ЭР – каталоги, базы данных, электронные книги»

6-я тема «ЭР – комплектование фонда (лицензирование) и обслуживание полнотекстовыми электронными журналами»

7-я тема «Создание и обеспечение сохранности электронных ресурсов, технологические и организационные аспекты»

8-я тема «Доступность электронных ресурсов. Средства передачи данных, Интернет как информационно-телекоммуникационная среда ЭБ»

9-я тема «Доступность электронных ресурсов. Проблема авторского права. Целостность и долговечность онлайнового электронного ресурса (веб-сайта)»

10-я тема «Доступность электронных ресурсов. Навигация, поиск. Роль стандартов»

11-я тема «Организация и технология работы ЭБ»

12-я тема «Состояние работ в области создания ЭБ в России и за рубежом»

13-я тема «ЭБ и общество. Социальные аспекты»

14-я тема «Обучение библиотекарей и пользователей работе в ЭБ. Обучение с помощью ЭБ».

Третий этап. Учебник – естественное и необходимое продолжение работы по курсу. Основой учебника являются материалы лекций, читаемых авторами на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, документы проекта «Электронные библиотеки России», труды всероссийских и международных конференций на эту тему, статьи в периодической профессиональной печати.

Следует отметить обилие периодических изданий на данную тему, в том числе и в российской печати и скудость монографий (отметим переводную книгу: В. Армс. Электронные библиотеки, – М., ПИК ВИНИТИ, 2001. 274 с.). Учебник предназначен для студентов гуманитарных факультетов, прошедших курсы основ информатики, автоматизации библиотек и технологии телекоммуникаций. В 20 главах изложены фундаментальные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассмотрена структура ЭБ, даны основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа. Вопросы стандартизации, обеспечения информационной безопасности и проблемы авторского права изложены детально. Отдельные главы посвящены социальным аспектам использования электронных ресурсов. В учебник включены примеры российских и зарубежных проектов по созданию электронных библиотек, наиболее типичные для современного состояния библиотечного дела и компьютерных технологий. Библиография – 110 названий.


Дальнейшие этапы развития

Запланирована разработка нового издания – электронного интерактивного учебного комплекса по специальности «Электронные библиотеки». Он представит собой систематически организованный набор мультимедийных учебных материалов по специальности «Электронные библиотеки», предназначенный для преподавателей и студентов, записанный на CD–ROM.

Комплекс в полной мере использует преимущества компьютерных информационных технологий: огромную информационную емкость, мультимедийность, возможность интерактивной работы, сетевые ресурсы, не находящиеся физически на применяемом в данный момент носителе.

Предлагаемый объем материала – альбом из двух CD–ROM (более 1 Гигабайта).

Комплекс рассчитан на различные по степени насыщенности компьютерной техники классы – от самых простых до суперсовременных. Он допускает различные режимы использования – начиная с автоматизированного рабочего места, оборудованного выходом в Интернет, аудио- и видеокартами, и вплоть до самой простой воспроизводящей системы. При этом, конечно, в урезанном варианте используемого оборудования часть заложенных возможностей не может быть реализована, но основные информационные компоненты, позволяющие качественно усвоить учебный материал, безусловно, сохраняются.

Комплекс включает в себя прежде всего те виды документов, которые опробованы в первом диске: учебник, хрестоматию с полными текстами основной рекомендованной литературы, справочно-методические материалы (набор их существенно расширен по сравнению с первым диском), лекции, методические материалы по практическим занятиям и отработке навыков использования удаленных электронных ресурсов.

С учетом практического опыта преподавания и работы с методичес­кими материалами в комплекс предполагается включить дополнительно:

  • интерактивный вопросник к разделам учебника и к лекциям;

  • автоматизированную экзаменационную систему, в чем-то повторяющую методику Единого государственного экзамена;

  • материалы для активного отдыха, позволяющие студенту при смене занятий отрабатывать профессиональные навыки;

  • аудиоверсию основных учебно-методических материалов, предназначенную для обучения слабовидящих студентов.


Краткое описание элементов комплекса

  1. Текстовый материал (учебник) выпускается с иллюстрациями и активными гиперссылками к тематическим сетевым материалам (предполагается работа в Интернете), а также с отсылками к полным текстам рекомендованной литературы, содержащимся в хрестоматии.

  2. Хрестоматия содержит полные тексты рекомендованной литературы; чтобы не перегружать комплекс и сохранить его усвояемость в течение двух учебных семестров, не предполагается наличие дальнейшей цепочки гиперссылок к справочной литературе.

  3. Справочно-методические материалы включают в себя тематические словари, профессиональные англо-русские и другие словари, справочные материалы по библиотечным проблемам, в том числе справочник «Кто есть кто в библиотечном мире?», основные законодательные материалы по данной тематике (авторское право, законодательство по обязательным экземплярям и т.п.), хронику текущих событий и календарь профессиональных форумов.

  4. Лекции представлены в нескольких вариантах:

  • в формате Power Point Presentation (.ppt) для проведения лекционных занятий с помощью компьютерного прожектора и звуковых колонок;

  • в формате HTML для проведения дистанционных лекций;

  • в текстовом иллюстрационном формате, позволяющем лектору применять не дорогостоящий компьютерный проектор, а обычную классную доску или другие средства иллюстрации;

  • в текстовом формате, предназначенном для повторения пройденного материала студентами, подготовки студентов к семинарам, а лектора к очередным занятиям.

  1. Методические материалы к практическим занятиям представляют собой предварительно отобранные и оцененные Интернет-адреса тематических электронных ресурсов и комментарии к ним. Предусматривается интерактивная практическая работа студента с ресурсами, в том числе составление каталогизационной записи (запись метаданных), отработка навыков оценки удаленных электронных ресурсов, отработка других практических навыков работы в электронной библиотеке (сканирование печатных и других материалов, электронная доставка документов и т. п.

  2. Интерактивный вопросник к разделам учебника и лекциям методологически построен на работе студента с многовариантной системой ответов.

  3. Автоматизированная экзаменационная система построена по стандартной схеме с использованием опыта проведения Единого государственного экзамена.

  4. Материалы для активного отдыха, позволяющие студенту при смене занятий отрабатывать профессиональные навыки, включают музыкальные записи, клипы, головоломки и т.п.

  5. Аудиоверсия основных учебно-методических материалов, предназначенная для обучения слабовидящих студентов.

С учетом быстрого развития соответствующих технологий и законодательства, предполагается регулярное (раз в два года) обновление материалов комплекса.

  
На главную