Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Дрешер Ю.Н.
Республиканский медицинский
библиотечно-информационный центр,
Казанский государственный университет
культуры и искусств, Татарстан

Применение технологий активного обучения на кафедре
информатики информационно-библиотечного факультета
Казанского государственного университета
культуры и искусств

Активное обучение – это способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий непрерывную целенаправленную и эффективную учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе прямой и обратной связи с преподавателем во время занятий. Технологии активного обучения реализуются только в условиях децентрализованного индивидуализированного и дифференцированного обучения, что предполагает осуществление учебного процесса в малых по численности группах – 5–7 человек.

При разработке методов активного обучения в качестве центральной проблемы рассматривают активность учебно-познаватель­ной деятельности студентов непосредственно на занятиях, главным образом – на лекции как ведущей форме реализации учебного процесса.


Технологии активного обучения, предназначенные для лекции

Обычная (традиционная) лекция является информационно-сообщающей, основана монологе преподавателя. Студенты воспринимают учебную информацию главным образом на слух ввиду ограниченных возможностей визуализации материала при помощи традиционных средств (доски и мела). Предполагается, что студенты способны хотя бы частично усвоить содержание в ходе лекции. Для «проработки» учебного материала используются практические аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа.

Лекция-внушение. На лекции излагаются, как правило, новые знания. Обучаемые почти не в состоянии воспринимать их критически, что значительно затрудняет ведение обучающего диалога на уровне рационального мышления. У многих преподавателей лекция представляет собой процесс внушения знаний, воздействия на подсознание студентов, что обеспечивает существенную интенсификацию процесса передачи знаний. Активность студентов проявляется в повышенной сосредоточенности внимания на сообщаемом учебном материале, что представляет собой специфическую форму обратной связи. При этом необходимо, чтобы преподаватель в совершенстве владел темой лекции и имел достаточные природные способности и знания для реализации системы учебно-ориентированного психорегулирующего воздействия на массовую аудиторию.

Лекция-убеждение. Основным средством активизации учебного процесса на основе принципа обратной связи является диалог со студентом. Используя преимущественно словесно-логическую форму подачи материала, преподаватель воздействует на сознание, сферу рационального мышления и старается убедить студентов в актуальности и достоверности знаний, растолковать им смысл вводимых понятий и определений в ответ на естественные вопросы, возникающие по ходу лекции. Степень активности обучения измеряется долей учебного времени, отведенного преподавателем на обучающий диалог. Естественно, в нем участвует ничтожный процент наиболее смелых студентов. Такой диалог значительно сокращает объем фактически сообщаемого учебного материала, практически превращает лекцию в другой вид учебных занятий.

На мой взгляд, лекция-беседа снижает активность процесса обучения, так как объем сообщаемого учебного материала сокращается, внимание преподавателя переключается на небольшую часть студентов, а остальные обучаемые упускаются из вида и вынуждены тратить свое лекционное время на иные цели, не всегда имеющие отношение к обсуждаемому учебному материалу.

Более эффективным является псевдодиалог, когда преподаватель задает аудитории вопросы, не предполагающие словесного ответа со стороны студентов. Такие вопросы имитируют диалог и являются весьма мощным средством активизации умственной деятельности по восприятию учебной информации.

К лекциям, на которых используются методы и приемы активного обучения, относят также лекцию-дискуссию, лекцию-исследование, лекцию-консультацию, лекцию-«пресс-конференцию».

Видеолекция. Основной объем информации о внешней среде (85–90%) человек получает посредством зрения. Визуализация лекционного материала является одним из видов технологического обеспечения обучения. Графическое, образное изложение учебного материала позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации и повысить уровень ее усвоения. В настоящее время у преподавателя имеется богатый выбор средств визуализации – от рисунков мелом на доске до слайдов, демонстрируемых с помощью проектора, или «живых картинок» на экране компьютера, наглядно иллюстрирующих изучаемые процессы и явления.

Использование мультимедийной информационной технологии позволяет задействовать почти все природные возможности студентов для восприятия учебной информации на рациональном и иррациональном уровнях. Лекция организуется как последовательный просмотр графической информации с комментариями лектора. Такой вид занятий дает значительную экономию учебного времени по сравнению с чисто словесным изложением и позволяет намного увеличить объем передаваемых знаний.

Другим средством визуализации содержания лекции является образное представление материала, воздействие на воображение студентов. Как известно, преподаватель при помощи своего «внутреннего видения» может создавать своего рода виртуальную учебную видеоинформацию, которая воспринимается «реципиен­тами» Такая информация с максимальной скоростью обрабатывается человеком как зрительная. Этот способ передачи информации используется представителями творческих профессий – актерами, литераторами и др.

Эмоциональная лекция. Один из наиболее сильных видов памяти человека – так называемая эмоциональная память. Информация, воспринятая эмоционально, запоминается надолго, относительно легко переводится из долговременной памяти в оперативную. Использование эмпатии – способности любого человека к сопереживанию – позволяет преподавателю значительно активизировать восприятие учебного материала. Для этого он должен сформировать собственное эмоциональное отношение к содержанию лекции. Это совсем нетрудно для опытного преподавателя, а молодому педагогу желательно пройти специальную подготовку.

Компьютерная лекция. Зачастую лекционный материал содержит математические формулы. Рассказ о них, о закономерностях, которые они описывают, обычно воспринимается «на веру» в силу невозможности непосредственного наблюдения на лекции результатов их практического применения. Использование компьютера дает возможность оперативно демонстрировать закономерности, описываемые сложными формулами. Причем практически не происходит потери учебного времени на расчеты, которые легко и быстро производит компьютер с необходимой визуализацией исходной и результирующей информации. Поэтому превращения лекции в практическое занятие не происходит. Преподаватель получает доступ к убедительному и наглядному изложению сложного теоретического материала, невозможному для традиционной лекции. При этом резко возрастает объем и повышается уровень учебной информации. Технология показа всегда убедительнее технологии рассказа – соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).

В настоящее время существует ряд относительно новых и весьма перспективных технологий активного обучения. Представлю некоторые из них.

Технология «Модель преподавателя». Дополнительная возможность проявления активности студентов на занятиях обеспечивается путем системной информатизации учебного процесса, причем главной является информатизация труда преподавателя с целью переключения студентов на диалог с учебно-образовательным имитатором преподавательской деятельности – так называемым электронным преподавателем, способным быстро и в нужном объеме предоставлять базовый набор требуемых знаний.

Работа студентов с компьютерной моделью преподавателя полностью решает проблему индивидуализации и дифференциации учебного процесса. «Живой» преподаватель освобождается от непосредственного участия в традиционном «производственном процессе», переходит в режим работы консультанта, контролирует процесс усвоения знаний каждым студентом.

Практика показывает, что преподаватель-консультант вполне успевает обслужить все запросы студентов, т. е. не нарушается непрерывность диалога в учебно-познавательном процессе для каждого студента, а это – одно из главных условий результативности учебы.

Наряду с активной аудиторной деятельностью (очное обучение), образовательное учреждение должно обеспечивать каждому студенту возможность активной, т. е. целенаправленной и эффективной, самостоятельной учебной деятельности. Традиционно это предполагает наличие учебных и учебно-методических средств в печатном виде.

Длительный цикл и трудоемкость создания печатных учебных материалов, их быстрое моральное старение, высокая стоимость, трудность обновления – это факторы, не способствующие проявлению образовательной активности студентов при самостоятельной работе. Альтернативой может служить интеллектуальная информационно-обучающая компьютерная система «Электронный преподаватель», адаптированная для самостоятельной учебной деятельности студентов (заочное обучение).

Игровая технология. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал свою учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых идет речь, носят название деловых игр.

Имитационные игры представляют собой модели изучаемых явлений и процессов в некоторой предметной области. Если в игре задействованы студенты, у них возникает дополнительная познавательная мотивация, связанная с целями субъектов моделирования (ролевые цели). При этом наблюдается так называемое дуальное учебное поведение: обучаемые получают знания, одновременно активно участвуя в их оперативном формировании (производстве).

Сложности организации и проведения ограничивают возможности широкого применения имитационных игр в учебном процессе. Главные недостатки игровой технологии с непосредственным коллективным участием студентов – низкие качество и интенсивность их ролевой игровой деятельности. В результате моделируются процессы и явления, весьма далекие от реальных, а полученные знания почти не имеют дидактической ценности. Информатизация имитационных игр с использованием интеллектуальных экономических имитаторов приводит к необходимости создать систему «Электронный преподаватель», основанную на игровой технологии обучения с двойной мотивацией студентов.

Технология "Новая задача". Перспективный метод активизации учебно-познавательной деятельности студентов – их привлечение к коллективному решению актуальной и интересной предметно-ориентированной задачи с высоким уровнем неопределенности. Такие задачи, как правило, отсутствуют в существующей учебной литературе, не имеют описания метода решения, т. е. являются творческими по сути. Это позволяет достаточно просто пробудить у студентов познавательный интерес, переходящий в увлеченность. У них возникает так называемое сверхпроизвольное внимание, целиком направленное на решение предложенной задачи и сохраняющееся на всем протяжении процесса ее решения. В результате относительно легко и незаметно происходят передача и усвоение необходимых знаний.

Этот вид внимания не требует от преподавателя больших нервно-психических затрат на организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов, так как активность обусловлена самой природой человека. К тому же подобная задача, как правило, зачетная, и студенты вынуждены проявлять активность в ее решении. При этом они практически не могут найти решение самостоятельно из-за дефицита знаний и неумения решать задачи с неполной информацией.

Технология "Исследование". Зачастую преподаватель выбирает научно-поисковую задачу в рамках изучаемой дисциплины. В этом случае результат решения содержит научную новизну и может быть опубликован. Для многих студентов это служит дополнительной мотивацией.

Преимущество исследовательской задачи – активизация не только студентов, но и преподавателя. Возможна ситуация явного риска – нерешение задачи в отведенный срок. Преподаватель вынужден быть активным, уметь мобилизовать все свои знания и опыт на ее решение, на полную мощность подключать творческий потенциал студентов и свой собственный. Данная технология активного обучения позволяет вовлекать в совместную продуктивную учебно-образовательную деятельность и студентов, и преподавателя. Активны обе стороны: преподаватель становится не только оперативным источником знаний и контролером результата, но и организатором и активным участником исследования, соратником.

Это наиболее сложный вид активного обучения – практически каждое занятие представляет собой перманентный «мозговой штурм». В наибольшей степени он целесообразен в курсовом и дипломном проектировании.

Кроме активизации собственно учебного процесса необходима активизация контроля знаний, текущей и итоговой аттестации. Традиционные экзаменационные билеты и контрольные работы предполагают выборочный контроль и недостаточно точно идентифицируют уровень полученных знаний. Активность системы контроля заключается, на мой взгляд, в многофункциональности, многократности, оперативности и полноте контроля. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают компьютерные диагностирующие системы, в частности системы компьютерного адаптивного тестирования, осуществляющие опрос студентов в диалоговом режиме при непрерывном диагностировании текущих результатов тестирования.

В процессе чтения различных курсов на информационно-библиотечном факультете КГУКИ автором установлено, что специфика каждого из них требует своего набора технологий активного обучения. Так, для курса «Организация информационного производства» наиболее подходящими оказались лекция-внушение и псевдодиалог, для курса «Организация патентно-лицензионной деятельности и авторское право» – лекция-внушение, видеолекция и «игровая» технология, а для курса «Автоматизированный бухгалтерский учет в социокультурной сфере» – компьютерная лекция, видеолекция и обычная лекция.

  
На главную