Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Дригайло В.Г.
НТБ Национального технического
университета Украины «Киевский
политехнический институт»

Миссия вузовских и других научных библиотек

Над этой проблемой наши библиотеки работают не так давно, как за рубежом. Поэтому данный вопрос как в практическом, так и в теоретическом плане сегодня еще недостаточно разработан, и каждый автор, каждая библиотека трактуют его по-своему.

Имеется несколько публикаций по этой проблеме [19], в том числе и доклад Н.В. Семилет на Международной конференции «Крым–2002» [1]. Миссия библиотеки отражена также на сайтах Белорусской сельскохозяйственной библиотеки и Центральной библиотеки для детей г. Николаева.

Как же авторы определяют миссию библиотеки? Н. Семилет отмечает, что это осознанная, продуманная временем необходимость выразить кратко и в то же время емко предназначение своей библиотеки, которое отличается от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Оценивая свою миссию, мы оцениваем свою библиотеку как ворота в мир информации без границ.

Центральная библиотека для детей г. Николаева на собственном сайте так определяет свою миссию: предоставлять информационные ресурсы и создать среду, которая способствовала бы интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Миссию публичной библиотеки г. Николаева в обществе, которое изменяется, Т. Твердая [2] видит в том, что библиотека должна стать равноправным партнером всех институций, которые определяют направленность этих изменений. При безработице библиотека становится одним из существенных институтов обеспечения социальной мобильности личности. Библиотека выступает как составная часть информационной структуры общества, коммуникативного и социально-культурного центра.

Д.Ю. Гуреев [3] отмечает, что миссия библиотеки заключается в ее культурном и маркетинговом назначении, и излагает теоретическую основу гуманистической миссии библиотеки как храма культуры.

В. Шпер в своем докладе [4] подчеркивает, что внедрение качества начинается с формулировки того, что называется миссией организации.

Другими словами, каждая библиотека должна сформулировать свои долгосрочные стратегические цели: для чего она существует, кто будет ее потребителями в ближайшие 10–15 лет и чего они хотят.

На сайте Белорусской сельскохозяйственной библиотеки ее миссия сформулирована следующим образом:

  • обеспечить транснациональный доступ к мировым информационным ресурсам по вопросам АПК,

  • организовать высокопрофессиональное информационное обслуживание пользователей библиотеки,

  • интегрировать национальную отраслевую информацию в мировое информационное пространство,

  • создать национальное информационное пространство,

  • обеспечить сохранность документальной памяти Беларуси в области АПК и доступ к ней во времени и пространстве.

Что же такое миссия библиотеки? Это та роль, которую выполняет и должна выполнять в обществе библиотека, т. е. функции, которые ставятся перед библиотекой обществом, ведомствами, организациями, учреждениями, которым подчинены библиотеки.

Миссия библиотеки определяется в первую очередь обществом, потом законами и регламентирующими документами, а также зависит от организаций, в подчинении которых она находится. Так, общую миссию библиотек в Российской Федерации определяет федеральный закон «О библиотечном деле», на Украине – закон «О библиотеках и библиотечном деле». Они ставят перед библиотеками задачу реализовать права граждан, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Для библиотек СНГ разработан модельный библиотечный кодекс. В него включены три рекомендательных и модельных законодательных акта, подготовленные Библиотечной ассамблеей Евразии в 1994–2001 гг.: «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», «О публичных библиотеках».

В этом плане миссия библиотеки как социального института, ее ответственность перед обществом и гарантии населению находят отражение в этических кодексах. Речь идет о таких документах, как «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» (1994 г.), «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» (1999 г.), «Ко­декс этики украинского библиотекаря» (1996 г.), «Кодекс читателя», «Кодекс библиотекаря», «Манифест ИФЛА об Интернете» (2002 г.).

Миссия каждой конкретной библиотеки определяется на основе устава и положения о библиотеке, а структурных подразделений – на основе положений об этих подразделениях.

Определение миссии и генеральных целей, их принятие всеми сотрудниками библиотеки принципиально важно. Именно применение общих целей позволяет связать воедино и приблизить административно-управленческие и технологические проблемы к социальным ожиданиям каждого работника, убедить его в общественной значимости и гуманистической направленности повседневного труда.

Разработка миссии библиотеки должна определять как миссию библиотеки, так и миссию основной группы пользователей, должна ставить перед собой вопрос, какой должна стать библиотека, чтобы достигнуть желаемых результатов при выполнении своей главной миссии.

Миссия и цели вузовских и других научных библиотек раскрыты в книге, подготовленной и изданной Секцией университетских и других научных библиотек ИФЛА [5].

Миссию библиотеки вуза можно сформулировать следующим образом: с помощью государства и высшего учебного заведения создать необходимые условия для пользователей, (как студентов, так и сотрудников) с тем, чтобы пользователь смог качественно, полно и оперативно получить необходимый ему источник или информацию как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях информации.

Другими словами, миссия библиотеки вуза – это содействие вузу в выполнении учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательских работ, в подготовке высококвалифицированных специалистов и гуманизации образования. Задачи перед библиотекой ставит вуз, перед вузом – высшая школа, перед высшей школой – государство, народ. Миссия библиотеки вуза определена в «Примерном положении о библиотеке вуза».

Формулировка миссии должна учитывать основную группу пользователей, с которыми библиотека собирается работать, и виды услуг, которые будут предлагаться. В целом миссия вузовской или научной библиотеки может быть сформулирована следующим образом: отбирать, комплектовать, систематизировать и обеспечивать доступ пользователей к информации, в первую очередь, основной их группе, а именно – сотрудникам учреждения, в ведении которого находится библиотека.

Долгосрочные цели библиотеки могут быть установлены, исходя из формулировки миссии библиотеки. Ориентируясь на определенную выше миссию библиотеки, должны быть достигнуты следующие цели: комплектование, доступ, внутреннее обслуживание, обучение пользователей, хранение и консервация, совместная деятельность, измерение эффективности работы.

В первую очередь библиотека должна составить план с указанием краткосрочных задач по каждому из направлений. Все краткосрочные задачи должны соответствовать долгосрочным задачам планирования, быть реалистичными, достижимыми за конкретное время. Они также должны быть одобрены библиотекой и другими заинтересованными сторонами. Результаты должны быть оценены.

Миссия, цели и задачи библиотек должны соответствовать интересам пользователей, потребителей, общества в самом широком понимании, включая будущие поколения.

Всеобъемлющий подход требует, чтобы определение назначения, целей и краткосрочных задач было обязанностью не только библиотеки. Пользователи, сотрудники, администрация организации и держатели ресурсов также должны быть включены в данный процесс. При этом необходимо принимать во внимание общие политические цели; интересы научного общества, находящие отражение в деятельности библиотек; будущие потребности.

На представлении о миссии строится и вся деятельность библиотеки. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, каково предназначение библиотеки, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.

Определяя миссию своей библиотеки, сотрудники совместно должны ответить на многие вопросы:

  • Какова миссия библиотек в современном обществе?

  • Какова миссия нашей библиотеки?

  • Кто является нашими основными читателями, каковы их потребности и ожидания?

  • Соответствуют ли ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки, потребностям тех групп читателей, ответственность за обслуживание которых мы берем на себя?

  • Как мы должны поступать в ситуации, когда выполнить читательские запросы не представляется возможным?

  • Чем отличается наша библиотека от других, и чем мы хотели бы, чтобы она отличалась?

  • Каков имидж нашей библиотеки, насколько он нас устраивает?

  • Что делается и должно делаться для повышения престижа библиотеки, расширения ее влияния, укрепления деловых связей с другими учреждениями [6].

Свою миссию библиотеки могут выполнить на должном уровне, если, с одной стороны, общество, государство, правительство, вышестоящие организации и ведомства, которым подчинены библиотеки, оценят, осмыслят, поймут значимость и содержание той миссии, которую выполняют, выполняли и будут выполнять библиотеки для сегодняшнего и будущих поколений; с другой стороны, когда библиотеки будут внедрять в свою работу новые информационные технологии, новые формы и методы работы, исходя из потребностей развития общества и пользователей.

Думается, что миссию библиотеки необходимо отражать как в уставе, положении о библиотеке, так и на сайте библиотеки.


Список литературы

  1. Семилет Н.В. Некоторые размышления о миссии детской библиотеки и примеры ее виртуального воплощения // Тр. Междунар. конф. «Крым – 2002». Т. 2. С. 807–810.

  2. Тверда Т.В. Мiсiя публiчноi бiблiотеки в свiтi, що змiнюеться // Професiйний бiблiотечний рух: Назустрiч змiнам бiблiотечно-iнформацiйного середовища. К.: 2001. С. 32–37.

  3. Гуреев Д.Ю. Новый взгляд на библиотечную философию // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 8. С. 13–15.

  4. Шпер В. Менеджмент – качество – человек в XXI веке: Доклад на междунар. научн. конф. – Интернет-ресурс.

  5. Полл Р., Бокхорст П. Измерение качества работы: Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек / Пер. с англ. Н.В. Соколовой; Под ред. О.Ю. Устинова. М.: Логос, 2002. 152 с.

  6. Справочник библиотекаря. СПб.: Профессия. 2001. С. 267–268.

  7. Белорусская сельскохозяйственная библиотека: Миссия. Приоритет. Ценности. Кредо. Б.М. 1996. 6 с.

  8. Каратыгина Т.Ф. Миссия специальных библиотек // Библиотековедение. 1994. № 2 (6). С. 56–58.

  9. Лазарев В.С. Миссия библиотеки: принципы формулирования. // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 9. С. 5–17.

  
На главную