Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Бунь Е.В., Балацкий А.Н.
Государственное учреждение
«Центральная библиотека
образовательных ресурсов», Москва

Центральная библиотека образовательных ресурсов:
цели, задачи, перспективы

Опережающее развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий стало важнейшим национальным приоритетом, определив появление во многих странах мира широкомасштабных программ информатизации образования. Содержание и качество образования, его адекватность перспективным задачам развития общества, открытость и доступность в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества.

В настоящее время большинство вузов России имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности во многих из них остается низким. В этой связи создание учебных программ, электронных библиотечных ресурсов, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности коммуникационных каналов выдвигаются в число первоочередных задач развития российского образования.

Правительство Российской Федерации 28 авг. 2001 г. утвердило федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», основополагающей целью которой является создание и развитие в стране единой образовательной информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории; повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно–педагогического потенциала; организация поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Указанная программа предусматривает формирование в составе электронных библиотек «тематических баз обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети». При этом принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных информационных материалов: «от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах».

Сформулированные в ней задачи реализуются в рамках системы мероприятий Министерства образования Российской Федерации, составной частью которых является создание Центральной библиотеки образовательных ресурсов (ЦБОР). В настоящее время библиотека функционирует в качестве государственного учреждения, созданного в рамках вышеназванной федеральной целевой программы.

Согласно документам, принятым Министерством образования Российской Федерации в апреле прошлого года – «О реализации основных направлений информатизации образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды (2001–2005 годы)», Концепция создания и развития Центральной библиотеки образовательных ресурсов на основе программного комплекса прототипа ядра корпоративной электронной библиотеки образовательных ресурсов, ЦБОР – федеральное отраслевое учреждение, предоставляющее пользователям широкий информационно–образовательный комплекс услуг, в основе которых лежит уникальное сочетание современных технологических, коммуникационных и традиционных методических решений, обеспечивающих всю полноту информационной поддержки учебного процесса.

С учетом этого определения ЦБОР развивается как федеральная общедоступная библиотека, предоставляющая пользователям широкий комплекс информационно–образовательных услуг, в том числе интерактивный сетевой доступ к полным текстам документов и любым фрагментам, выбранным в результате поиска; копирование в требуемой форме (на бумажные или электронные носители) и электронную доставку документов из фонда по заказам; разнообразную справочную и библиографическую помощь по профилю библиотеки.

Специфика работы библиотеки определяется различными факторами, среди которых:

  • исключительная широта круга потенциальных пользователей (пре­подаватели и студенты всех высших и средних специальных учебных заведений России; лица, занимающиеся самообразованием или повышением квалификации) и обслуживание одновременно значительного числа пользователей на всей территории России;

  • обработка, хранение и предоставление пользователям больших массивов электронных документов (в расчете на ежегодный прирост в среднем 10 тыс. наименований изданий);

  • работа с пользователями, обладающими различным (в том числе недостаточным) уровнем подготовки к работе с электронными ресурсами и различной степенью осведомленности о теме (предмете), по которой требуются сведения;

  • более длительная, чем в обычных поисковых системах и базах, продолжительность работы пользователей с выявленными документами;

  • более выраженная потребность пользователей в получении копий документов для постоянного или длительного использования;

  • повышенные (по сравнению с обычными электронными ресурсами, представленными в сети) требования к полноте и точности результатов поиска.

Очевидно, что выполнение всех перечисленных условий – задача высокой степени сложности, поскольку для обеспечения полноты информационной поддержки учебного процесса современные технологические и коммуникационные подходы должны быть увязаны с традиционными методическими решениями. Не останавливаясь специально на характеристике программно–технического комплекса, обеспечивающего деятельность библиотеки, отметим, что он рассчитан на работу с большими массивами информации и на одновременное обслуживание большого количества пользователей.

В организационно–технологическом плане библиотека создается как корпоративная система с мощным центром и развитой периферией на базе крупнейших вузовских (преимущественно университетских) библиотек России, расположенных в разных регионах. Это позволит более оперативно и полно выявлять новые издания для включения в фонд; рационально распределять между участниками весьма значительный объем работы по оцифровке и библиографической обработке новых поступлений; привлекать квалифицированных специалистов, работающих в вузах и вузовских библиотеках, в качестве экспертов при оценке и корректировке состава фондов.

Библиотека открыта для любых «неорганизованных» пользователей, занимающихся самообразованием, но можно ожидать, что стабильное большинство составят студенты и преподаватели вузов. Посредничество вузов и их библиотек позволит расширить доступ этих категорий к ресурсам ЦБОР, организовать эффективный и качественный профессиональный сервис на местах и надежную «обратную связь».

Как известно, большинство вузовских учебников и учебных материалов издаются небольшими тиражами и распространяются преимущественно в тех учебных заведениях, где они созданы. Эти издания крайне неполно представлены в фондах даже крупнейших библиотек страны. Создание центральной электронной библиотеки образовательных ресурсов в известной мере снимает остроту этой проблемы: она сможет играть роль «донора» для восполнения лакун в фондах отечественных библиотек и источника сведений для государственной библиографии. Этим обусловлены высокие требования к полноте ее комплектования, аутентичности электронных копий документов, сохранности фонда и качеству его библиографического отражения.

Базовые технологические принципы работы ЦБОР:

  • одноразовая обработка документов и многократное использование ее результатов (как в самой библиотеке, так и сторонними пользователями);

  • высокая степень стандартизации всех основных процессов обработки документов и метаинформации и форм представления ее результатов;

  • использование универсальной конверсной системы для формирования библиографических описаний по действующим национальным правилам каталогизации и форматам;

  • свободный доступ пользователей к объединенным ресурсам учебно–образовательной литературы.

ЦБОР создается как самая полная в России электронная библиотека учебно–методической литературы. В ней будут представлены все типы и виды изданий, используемых в учебном процессе, на русском и иностранных языках, независимо от тиража, места издания в пределах России. Ее фонды универсальны по содержанию: в них без ограничений будут отражены все специальности, учебные и научные дисциплины, существующие в российской системе открытого образования. Оборотной стороной богатства фондов являются, как известно, трудности выбора изданий, наиболее соответствующих целям и возможностям конкретного пользователя. Поэтому в качестве важной дополнительной функции библиотеки предусмотрено выявление и обеспечение доступности различных опубликованных рецензий и отзывов на учебные материалы, публикаций об опыте и методике их практического использования в учебном процессе.

Наконец, мы предполагаем включать в фонды ЦБОР российскую профессиональную периодику, освещающую вопросы высшего профессионального образования, последипломного обучения, применения современных методов и технических средств обучения и т. д.

Формирование фондов осуществляется одновременно в двух направлениях. Первое, главное – комплектование новинками учебной литературы. Оно ведется по принципу исчерпывающей полноты в пределах установленных границ отбора, по всем доступным каналам (покупка, передача на договорной основе, дары и т. п.). Второе направление – ретроспективное пополнение фондов теми учебными и учебно–методическими изданиями, которые изданы в прежние годы, но не утратили своей ценности и рекомендуются студентам. Эти издания комплектуются выборочно, на основе рекомендаций групп экспертов Министерства образования Российской Федерации (учебно–методических объединений и научно–методических советов).

Как известно, массив учебной и учебно–методической литературы очень быстро обновляется. Издания, представленные в фондах ЦБОР, постепенно будут устаревать и исключаться из учебных программ; появятся новые, исправленные и дополненные переиздания действующих учебников. Кроме того, очевидно, что часть учебников (например по редким специальностям) не будет активно востребована. Такие издания будут переводиться из основного, «рабочего» сегмента фонда, предназначенного для активного использования, на компактное архивное хранение (а при необходимости возвращаться обратно) автоматически – в зависимости от числа запросов.

ЦБОР комплектуется как печатными изданиями, так и их электронными копиями, а также электронными изданиями. Издания, поступающие в библиотеку в традиционном, бумажном виде, сканируются и оцифровываются (при этом печатные оригиналы в одном экземпляре также остаются в библиотеке), затем, как в любой библиотеке, проходят библиографическую обработку и поступают на хранение. Особенность нашей работы на данном этапе заключается в глубине раскрытия содержания изданий: не только целиком, но и на уровне глав и разделов, чем обеспечивается значительно более высокая, чем обычно, точность результатов поиска и удобство выделения фрагментов текста для предоставления пользователям. В результате обработки создаются библиографический каталог (с авторитетным файлом) и массив полнотекстовых документов, готовых к использованию.

Поисковая система библиотеки предусматривает все варианты возможных поисковых задач. Выявление изданий по любым формальным характеристикам (автору, издающему учреждению, заглавию, специальности, целевому назначению, году и месту издания и пр.), отраженным в библиографических описаниях, ведется с помощью библиографического каталога. Особое внимание уделяется возможностям выявления и отбора документов по содержанию – наиболее частой, сложной и ответственной задаче в подобных массивах. Для этой цели предусмотрены: контекстный поиск, характерный для ресурсов Интернета, с применением новой (седьмой) версии «Экскалибур Ретривел Виа»; предметный навигатор (по специально разработанной методике).

Помимо основных функций, связанных с обеспечением доступности самих образовательных ресурсов, ЦБОР будет решать задачи исследовательского и управленческого характера, предполагающие: накопление, обработку и анализ разнообразной статистической информации (характеризующей интенсивность и тематико–типологиче­скую структуру спроса, состав и активность различных категорий пользователей, динамику формирования фонда и т. д.); многоаспектную обратную связь пользователей с библиотекой.

Можно ожидать, что перечисленные возможности будут весьма полезны для преподавателей и научных сотрудников вузов при формировании учебных программ и курсов, а также создании новых учебников.

При всей технологической новизне образовательная библиотека создается не на пустом месте – мы стараемся более полно использовать накопленный в российской высшей школе и библиотечном деле научно–методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт дистанционного обучения и существующую телекоммуникационную инфраструктуру.

На начальном этапе приоритетными для нас были вопросы создания программного комплекса, отработки технологий оцифровки и библиографической обработки, налаживание схем взаимодействия с участниками системы электронных библиотечных ресурсов. Сегодня идет второй этап реализации проекта – накопление и оцифровка фондов на основе утвержденных Министерством образования Российской Федерации перечней учебной и учебно–методической литературы. В рамках третьего этапа (2004–2005 гг.) намечено наращивание объемов хранимой и предоставляемой пользователям информации, распространение и внедрение опыта развития ЦБОР на местах (вузы, специализированные учреждения, библиотеки).

Решение всех этих задач определяет принципиально новую роль электронной библиотеки в образовательном процессе: она становится не только создателем и держателем электронных образовательных ресурсов, но также координатором информационного, образовательного и культурного обмена, методологом и гидом в единой информационно–образовательной среде.

  
На главную