Научные и технические библиотеки №4 2004 год
Содержание:

Десятая юбилейная Международная конференция «Крым–2003» – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»

Секция 5. Библиотеки и музеи
в общем пространстве информации и культуры

Колганова А.А. Осуществленная реальность и ожидаемое будущее: библиотеки по искусству в общем библиотечном пространстве


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального и специального блоков в проекте учебного направления  «Библиотечно-информационная деятельность»

Земсков А.И. Методика преподавания курса «Электронные библиотеки»

Дрешер Ю.Н. Применение технологии активного обучения на кафедре информатики информационно-библиотечного факультета Казанского государственного университета культуры и искусств


Секция 12. Публичный доступ к правовой и деловой информации: проблемы и решения

Кучеров В.И. Программа информационной поддержки российских библиотек компании «Консультант Плюс»: итоги, проблемы, факты


Секция 14. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. (Аналитический обзор докладов секции 14.)


Секция 17. Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования и управления

Дригайло В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек

Бунь Е.В., Балацкий А.Н. Центральная библиотека образовательных ресурсов: цели, задачи, перспективы

Менцин Ю.Л. Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

Еременко Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития


Семинар Секции ИФЛА «Информационные технологии» на Конференции «Крым–2003»

Линдквист М. Организационные и технологические аспекты записи научных данных


ИФЛА–2003

Кнутсен У. Электронные национальные библиографии: обзор современного состояния

Хакала Ю. Будущее электронных национальных библиографий

Пианос Т. Vascoda – портал научной информации, создаваемый немецкими библиотеками и информационными центрами


Франкфурт–2003

Земсков А.И., Евстигнеева Г.А. Россия – новые страницы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Новая книга об информатизации вузовских библиотек

Каратыгина Т.Ф. Жизнь, отданная людям.
(Заметки о книге, посвященной С.А. Сбитневу)

Терешин В.И. Правовой фундамент деятельности российских библиотек


Менцин Ю.Л.
Государственный астрономический институт
им. П.К. Штернберга МГУ, Москва

Программа АССИСТЕНТ: социальные аспекты развития науки и техники на сайтах ГПНТБ России

В конце 2002 г. на сайте ГПНТБ России размещена справочно-учебная программа – Антология социологии и социальной истории естественных наук и техники (АССИСТЕНТ). Эта программа содержит около тысячи подробных рефератов научных статей и книг, посвященных анализу социальных и гуманитарных аспектов развития естествознания и техники, и снабжена поисковой системой, позволяющей пользователям подбирать материалы по целому ряду направлений.

Программа адресована широкому кругу пользователей. Она позволяет не только получить справочную информацию по истории науки, но и познакомиться с важнейшими результатами, идеями и методами исследований современного отечественного и зарубежного науковедения. Таким образом, программа может использоваться как учебное пособие, что существенно расширяет возможности ее применения. (Существует англоязычная версия программы).

Программа АССИСТЕНТ во многом уникальна. Она создана в Отделе обеспечения и развития информационных продуктов и услуг ГПНТБ России (зав. отделом Н.П. Гармашова); автор концепции программы и рефератов – зав. сектором истории астрономии ГАИШ МГУ, канд. физ.-мат. наук Ю.Л. Менцин.

В настоящем докладе представлены анализ причин создания программы АССИСТЕНТ, ее структура, содержание и перспективы использования.

Одной из важнейших особенностей развития современных естественных и технических наук является все более глубокое осознание учеными неразрывной связи этих наук с культурно-историческими особенностями общества, его религией, государственно-политическим устройством, массовой психологией и т. д. Начало этому положено еще в XIX в., в трудах таких философов, как Гегель, Маркс, Дюркгейм, Гуссерль и др. Кроме того, в своих исследованиях многие историки науки учитывали воздействие социальных и других обстоятельств на работу ученых, что, правда, рассматривалось как второстепенное по отношению к объективному ходу научного познания.

Подлинный перелом в отношении ученых к роли социальных факторов начался лишь в 1950–1960-е гг., что обусловлено, прежде всего, усилением государственного вмешательства в науку, возникновением наукоемких производств, созданием гигантских исследовательских центров и т. п. Важную роль в осознании социального характера науки сыграли также широкие обсуждения этических аспектов ее развития.

В настоящее время история (ее все чаще называют социальной историей) и социология науки превратились в самостоятельную область исследований, насчитывающую множество школ и направлений. Полученные в ней результаты существенно изменили наши представления о закономерностях возникновения и развития естественных и технических наук. Поэтому неудивительно, что в программах западных университетов история и социология науки занимают видное место, а к мнению социологов и историков прислушиваются экономисты, политики, бизнесмены и общественные деятели.

Важность изучения социальной природы науки осознана и в нашей стране. Так, ВАК недавно принял решение о замене кандидатского экзамена по философии на экзамен по истории естественнонаучных дисциплин, включающий в себя вопросы по современной социологии науки.

Во многих вузах в последние годы поставлена задача гуманитаризации преподавания естествознания, подразумевающая формирование у студентов представлений о науке как целостном социальном институте, неразрывно связанном с историей, религией и культурой общества. Гуманитариям сейчас читают курс «Современные концепции естествознания», включающий в себя некоторые вопросы философии, социологии и истории науки. Тем не менее, положение дел в этой сфере вряд ли можно считать удовлетворительным. К сожалению, большинство преподавателей вузов, ученых, сотрудников соответствующих министерств и комитетов практически не знакомо с результатами современных социальных исследований науки. Между тем использование этих результатов могло бы оказать существенную помощь в развитии педагогики, разработке и проведении комплексной научно-технической политики, преодолении взаимонепонимания между учеными и обществом и т. п. Таким образом, популяризация достижений современной социологии науки становится актуальной задачей, в решении которой важную роль может сыграть ГПНТБ России. Одним из путей решения этой задачи стала разработка программы АССИСТЕНТ.

Основу программы составили достаточно подробные (объем примерно 2 страницы), рефераты оригинальных научных работ. Каждый реферат содержит точные координаты работы и краткие сведения об ее авторе. Благодаря этому подбор материала можно вести и по определенной тематике, и по фамилиям авторов, интересующих пользователя. Для реферирования использованы материалы из таких авторитетных изданий, как журналы РАН «Вопросы истории естествознания и техники», «Вопросы философии», «Науковедение», ежегодник «Историко-астрономические исследования», сборники трудов научных конференций, монографии. Материалы подбирались, начиная с 1980 г. – первого года издания ведущего историко-научного журнала «Вопросы истории естествознания и техники». При подборе материалов особое внимание уделялось работам, основанным на новых архивных данных и содержащим неизвестные ранее сведения из истории российской и советской науки. При этом в рефератах, как правило, указано, из каких конкретно архивов взяты сведения.

Программа предназначена для широкого круга лиц, интересующихся различными аспектами взаимоотношений науки и общества и желающих подробнее узнать о том, как эти взаимоотношения изучаются современным зарубежным и отечественным науковедением. Содержащиеся в программе рефераты могут быть полезны прежде всего преподавателям вузов, перед которыми в последние годы поставлена задача гуманитаризации преподавания естественных наук и техники и которые сталкиваются с острой нехваткой материалов по социологии и социальной истории науки. Кроме того, программа может быть использована учащимися, преподавателями школ с углубленным изучением естественных наук, журналистами, сотрудниками департаментов науки и технологий и т. д.

Пользователи программы могут подобрать необходимую информацию по таким традиционным рубрикам, как персоналии и области научного знания (физика, биология, техника и др.). Подбор материалов можно вести также по странам и периодам времени (разделы «Наука и техника в древности» и «Наука и техника в средние века»). Ввиду особой важности и огромного количества работ, посвященных научной революции XVI–XVII вв., эта тематика выделена в отдельную рубрику. В программе выделены также темы, посвященные изучению истории Российской Академии наук, Московского университета, Лондонского Королевского общества и ряда других научных центров.

В последние годы в нашей стране и за рубежом появилось множество публикаций, посвященных истории создания в СССР атомного оружия. К сожалению, во многих случаях эти публикации основаны на слухах и домыслах, носят откровенно тенденциозный характер и формируют в общественном сознании искаженные представления о путях развития советской науки. Значительный интерес к этой теме побудил меня выделить в программе рубрику «Советский атомный проект», которая содержит рефераты нескольких десятков работ, выполненных профессиональными историками науки. Эти работы, основанные на материалах из недавно рассекреченных архивов, не только раскрывают неизвестные ранее страницы истории создания атомной бомбы, но и позволяют лучше понять специфику взаимоотношений советских ученых с государственными и партийными органами, Академией наук, зарубежными коллегами и т. д.

Последние вопросы вплотную соприкасаются с проблемами социологии науки, занимающими в программе АССИСТЕНТ исключительно важное место. При этом для удобства пользователей рубрика «Социология науки» разбита на разделы «Наука и культура», «Наука и религия», «Наука и идеология», «Научно-техническая политика», «Международное сотрудничество ученых» и др. Кроме того, в рубрику «Социология науки» вошли рефераты работ по вопросам научного творчества и наукометрии. К первым относятся исследования, в которых анализируются проблемы психологии творчества, воздействия на ученого культурных традиций, атмосферы в лаборатории и т. п. В работы по наукометрии вошли в основном исследования о научных сообществах и научной периодике.

Каждый реферат включен в несколько рубрик. Например, статья о том, почему Д.И. Менделеева не избрали в Академию наук, относится к разделам «Персоналии», «История химии», «XIX век», «Наука в России», «Российская Академия наук» и «Научно-техническая политика». Таким образом, найдя интересующий реферат, можно затем начать подбор дополнительной информации по всем рубрикам, в которые этот реферат входит.

Следует отметить, что большинство рефератов отражены в разделах, относящихся к социологии науки. Наиболее крупный из них – «Научно-техническая политика». Важность этой тематики определяется тем, что, во-первых, научно-техническую политику в том или ином виде можно обнаружить в различных эпохах, в разных странах и научных дисциплинах; во-вторых, разработка перспективных программ развития науки и техники является сейчас одной из наиболее актуальных задач отечественной экономики.

Между тем этой разработке во многом мешает традиционное для нашей страны отсутствие учета «человеческого фактора». Подавляющее большинство людей, ответственных за принятие решений о дальнейших путях развития науки, рассматривают научное познание как некий абстрактный, полностью детерминированный природой процесс, не зависящий от конкретных людей, их взаимоотношений, культурных традиций, религиозных взглядов и т. п. Такой подход неизбежно приводит к серьезным ошибкам, избежать которые можно было бы путем распространения в обществе социологической грамотности.

Приведем простейший пример. Еще недавно многие ученые связывали надежды на возрождение отечественной науки с внедрением грантовой системы поддержки отдельных исследовательских программ. Между тем эта система является лишь одной из множества моделей организации науки. Эти модели, основанные на поддержке ученого, исследовательской программы, института и т. д., складывались на Западе постепенно, в определенных социальных и культурных условиях. Они предназначались для решения определенного круга задач. Поэтому произвольное заимствование какой-то одной модели и рекламирование ее в качестве панацеи – опасная затея. По сути каждый из возможных способов поддержки научных исследований – это своеобразный инструмент управления развитием науки, его грамотное применение требует длительного и серьезного обучения, существенную помощь в котором может оказать знакомство с различными эпизодами развития науки и техники.

В ближайшие задачи создателей программы АССИСТЕНТ входит увеличение числа рефератов и совершенствование поисковой системы.

Опыт пробного введения программы в Интернет продемонстрировал несомненный интерес к ней прежде всего со стороны преподавателей вузов. Мы полагаем, что дальнейшее внедрение программы АССИСТЕНТ в Интернет будет содействовать формированию у пользователей современного, социального ориентированного образа науки.

  
На главную