УДК 17
Виноградова Е.Б.
В спорах теряется истина
Продолжение разговора о Кодексе
профессиональной этики российского
библиотекаря.
|
В связи с принятием Кодекса
профессиональной этики российского
библиотекаря на страницах сборника «Научные
и технические библиотеки» развернулась
бурная дискуссия, больше похожая на дуэль.
Попробуем взглянуть со стороны на спор двух
известных и уважаемых библиотековедов. Не
слишком ли увлеклись они полемикой как
таковой? Не противоречат ли сами себе?
Первая проблема, обсуждаемая
сторонами: нужен ли вообще библиотекарям
этический кодекс? Ответ на этот вопрос
принципиально важен. Ведь если кодекс не
нужен, то автоматически снимаются с
повестки дня все споры о его содержании. Ю.П.
Мелентьева безоговорочно заявляет: да,
нужен [1]. Ю.Н.
Столяров не столь категоричен, однако
весьма обоснованно высказывает свои
сомнения в необходимости Кодекса [2].
Попробуем быть объективными и рассмотрим
вопрос по существу.
В вышеупомянутой статье Ю.Н.
Столяров провозглашает специальность
библиотекаря «мирной», в связи с этим
ставит под сомнение право библиотекаря на
собственный этический кодекс и спрашивает,
не достаточно ли будет просто
довольствоваться общечеловеческими
моральными принципами? А всего лишь год
спустя [3] цитирует А.С.
Пушкина: «… никакая власть, правление не
может устоять противу всеразрушительного
действия типографического снаряда».
Вот так
мирная профессия! Библиотекарь ежедневно и
ежечасно имеет дело с грозным оружием –
информацией, печатным словом, силу
воздействия которого как на отдельного
человека, так и на общество в целом опасно
недооценивать. Тем более что это очень
коварное и парадоксальное оружие – массового
поражения и замедленного действия
одновременно. Как говорится, sapienti
sat.
Итак, работа библиотекаря не
столь безобидна, как это может на первый
взгляд показаться. Что же дальше?
А дальше Ю.Н. Столяров
формулирует методологические требования к
разработке какого бы то ни было морального
кодекса вообще, и библиотечного, разумеется,
в частности [2].
Против этих требований возразить нечего,
можно только порадоваться четкости и
последовательности их изложения.
Ю.П. Мелентьева эти тезисы в
своем «Ответе оппоненту» [1]
никак не комментирует, а зря. В споре нет
аргумента лучше, чем доказательство
полного соответствия защищаемой позиции
методологическим основам теории. Попробуем
это сделать.
Во-первых, моральный кодекс
призван отражать этические нормы при
отсутствии норм юридических. А разве в
каком-либо из многочисленных законов, под
которые прямо или косвенно подпадает
профессиональная деятельность
библиотекаря, юридические нормы определены
четко и однозначно? Законы пока еще полны
несоответствий, методологических и
терминологических погрешностей, и это
вполне объяснимо. Разработка
непротиворечивой законодателей базы –
дело сложное и длительное, поэтому так
важно для библиотекаря именно сейчас
получить не допускающие двусмысленной
трактовки этические ориентиры.
Ориентиры ориентирами, возразят
нам, но в суде-то, если что, на первом месте
все равно «буква закона»? Обратимся к этой
самой букве. Например, ст. 67 (гл.6, раздел I)
Гражданского процессуального кодекса РФ
гласит: «Суд оценивает доказательства по
своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном,
объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в деле
доказательств». А вот текст присяги,
принимаемой присяжными заседателями (ст. 332,
гл. 42, раздел XII Уголовно–процессуального
кодекса РФ): «Приступая к исполнению
ответственных обязанностей присяжного
заседателя, торжественно клянусь исполнять
их честно и беспристрастно, принимать во
внимание все рассмотренные в суде
доказательства, как уличающие подсудимого,
так и оправдывающие его, разрешать
уголовное дело по
своему внутреннему убеждению и совести,
не оправдывая виновного и не осуждая
невиновного, как подобает свободному
гражданину и справедливому
человеку» (курсив
везде мой. – Е.В.).
Так что, случись библиотекарю,
поступившему в соответствии с высшими
нравственными нормами, оправдываться в
суде, продуманный и содержательный
этический кодекс будет веским аргументом,
реально влияющим на формирование «внутреннего
убеждения» судей, ибо выражает взгляды
целого профессионального сообщества.
Второе условие
необходимости специального этического
кодекса – наличие альтернатив и
возможности выбора той или иной модели
действия в конкретной ситуации. «У
библиотекаря нет выбора в части
обеспечения или необеспечения доступа
пользователей к библиотечным материалам»,
– пишет Ю.Н. Столяров, забывая при этом, что
под «библиотекарем» в тексте Кодекса
подразумевается весь библиотечно-библиографический
и информационный персонал библиотеки [4–5].
Действительно, у библиотекаря,
обслуживающего читателей, такого выбора на
первый взгляд нет. Он обязан выдать книгу,
обозначенную в каталоге, и не вправе
устанавливать собственную цензуру. А вот у
комплектатора этот выбор уже в
определенной степени имеется. И уж тем
более имеют возможность такого выбора
руководитель и учредитель библиотеки,
первый из которых разрабатывает порядок
комплектования и доступа к фондам, а второй
этот порядок утверждает и контролирует. При
создании таких
важнейших документов, как Устав и Правила
пользования библиотекой, продуманный и
содержательный этический кодекс очень бы
пригодился. И тогда не придется
библиотекарю мучительно сомневаться,
выдавать или не выдавать «мерзкие книжки о
способах насилия». Этих книжек просто
физически не должно быть в тех библиотеках,
пользователям которых подобная информация
противопоказана по морально-этическим
соображениям.
Да и с библиотекарем,
обслуживающим читателя, не все так просто.
Может и у него возникнуть ситуация,
требующая принятия нестандартного решения.
Например, как поступить, если читатель,
имеющий все официальные права доступа к
специальной информации, несущей
потенциальную угрозу, запрашивает ее, явно
находясь в состоянии аффекта? Вот вам и
проблема выбора.
Третье методологическое
требование – специфичность этических
требований для конкретной профессии. Но
прежде чем обсуждать этот вопрос, нужно
условиться, какие требования мы будем
считать специфическими. Те, которые
предъявляются исключительно к данной
профессии и больше ни к какой другой на всем
белом свете? В таком случае придется
отказать в праве на этический кодекс почти
всем профессиональным объединениям. Или те
требования, которые могут предъявляться
одновременно пусть и к нескольким
профессиям, но все-таки отличаются от
общечеловеческих, действующих независимо
от какой бы то ни было профессиональной
принадлежности?
Факт принципиального наличия
специфических норм в этом понимании сам же
Ю.Н. Столяров нам и доказал, сформулировав «навскидку»
некоторые из них, несомненно, достойные
занять место в профессиональном этическом
кодексе [2]. А год
спустя не только продолжил перечень таких
норм, но и с явным одобрением привел
многочисленные примеры чисто этических
положений в кодексах библиотекарей самых
различных государств [3].
Удивительно, как после всего
этого у Ю.Н. Столярова еще могут оставаться
какие-либо сомнения в принципиальной
необходимости существования Кодекса
профессиональной этики российского
библиотекаря. Скорее всего, в глубине души
он сам чувствует полезность такого
документа, проблема лишь в конкретном
содержании, да и спор как таковой – занятие
увлекательное.
А в адрес Ю.П. Мелентьевой так и
хочется повторить слова любимого
литературного героя: «Это
элементарно, Ватсон!». Для победы над «оппонентом»
не нужно ни расплывчатых рассуждений о
зрелости и развитости профессии, ни
самообвинений в «профессиональном
кретинизме», ни апелляций к иным
профессиональным сферам. Этим все равно
ничего не докажешь, кроме разве что
собственной несостоятельности в искусстве
полемики. Неумелые возражения иной раз
больше вредят общему делу, чем молчание.
И вот еще о чем забыли спорщики в
пылу жарких дебатов. А как же
воспитательная роль кодекса? Можно
подумать, что из-за парты библиотечного
колледжа выходят сплошь
высоконравственные профессионалы,
поголовно Федоровы и Рубакины. Да этим
начинающим библиотекарям, и поступившим-то
в колледж «заодно с подружкой», нужно еще
долго-долго учиться не то что гордиться
полученной профессией, а хотя бы правильно
понимать ее специфическое значение и свою
степень ответственности перед обществом. И
этим-то вчерашним школьникам предлагается
предоставить право на какую бы то ни было
цензуру только на том основании, что в
кармане у них лежит диплом библиотекаря с
еще не просохшей типографской краской?! А
они иной раз грамотно писать затрудняются,
и книжек, которые выдают, сами не читали…
Что касается свободы информации,
то так ли уж она страшна? (Тем более, что на
деле ее все равно пока нет.) Не нужно
чрезмерно беспокоиться
о «несчастном» читателе, «погибающем» под
гнетом аморальной второсортной литературы,
так и до ханжества недалеко. Отсутствие
доступа к информации гораздо опаснее, и
история время от времени в этом нас
убеждает.
Поверьте, подавляющее
большинство читателей с неповрежденной
психикой вполне способно самостоятельно,
без помощи библиотечной цензуры, отличить
добро от зла. А если кому-то из
библиотекарей противно брать в руки «мерзкие»
книжки с впечатляющими названиями типа «Кровавый
вампир на пляже», пусть переходят работать
в библиотеку для самых маленьких, будут
выдавать «Конька-Горбунка» или «Красную
Шапочку». Кстати говоря, агрессивности и
жесткости в детских сказках тоже
предостаточно, и ничего, даже польза:
подготовка к встрече с этими явлениями в
реальной жизни и выработка адекватных
реакций.
А еще не лишним будет вспомнить
Аристотеля, точнее, понятие катарсис
из его учения о трагедии. Уважаемые
библиотековеды позабыли, а вот древним было
хорошо известно, что трагические и жестокие
зрелища имеют свойство освобождать
человека от бессознательной
деструктивности, «очищать» его душевное
состояние. Если говорить совсем примитивно,
человек «выпускает пар». Так пусть уж
агрессивные подростки пристрастятся
к чтению книжек, даже и про убийства, если
эта тема их так интересует. Все-таки лучше,
чем бродить по улицам бесцельно-возбужденной
толпой и «лущить старушек». Кстати, как
полагаете, Родион Романович какую
литературу почитывал? Уж точно не самую
низкопробную. А какой результат?
К подбору книг и всего прочего
для детских и юношеских библиотек, конечно,
нужен внимательный подход. Но и в
пуританские крайности впадать не следует. В
конце концов, придумать, как сделать
взрывное устройство, может любой
сообразительный школьник, хорошо усвоивший
курс физики и химии.
Отвлечемся на минутку от
рассматриваемых журнальных статей.
Последнее время что–то уж очень много
говорится о беспомощности
высоконравственного библиотекаря перед
всепобеждающим злом так называемой
массовой культуры.
Во-первых, неужели вы думаете,
что если в библиотеку приходит существо
неявной половой принадлежности с зеленым
хохолком вместо прически и заклепками
вместо одежды, то это обязательно «аморальный
тип»? Он вполне может оказаться верным
другом, нежным любовником и заботливым
отцом. А книжки выбирает те, которые
написаны понятным ему языком. Да это
прекрасно, если он зашел в библиотеку! И еще
прекраснее будет, если он найдет там
интересную для себя книгу.
Во-вторых, те, кто об этом (т. е. о
беспомощности) рассуждает, видимо, почему-то
считают библиотекаря простым «выдавальщиком»
книг, забывая о том, что библиотека не
только удовлетворяет информационные
запросы, но и в значительной степени эти
запросы формирует. Как формирует? Давайте
рассуждать.
Всех читателей можно разделить
на три основные категории:
-
те, кто ищет конкретную
информацию, например такую-то книгу такого-то
автора или все книги этого автора;
-
те, кто ищет информацию по какой-то
теме, не важно, что и кем по этой теме
написано;
-
те, кто приходит в библиотеку
взять почитать «что-нибудь», чего нет у них
дома, а также у друзей или соседей.
И вот эта-то третья группа очень
часто обращается с вопросом к библиотекарю:
«Что посоветуете?», т. е. спрашивает его,
библиотекаря, личное мнение. Между прочим,
великая честь, которой не всегда бывают
удостоены даже близкие родственники или
коллеги.
И что же должен ответить
библиотекарь? «Вот это нужно читать, а вот
это не нужно»? Да ни в коем случае! Но может,
библиотекарь имеет право сказать (коль уж у
него спросили): «Я бы предпочел вот эту
книгу». Личный пример (ключевые
слова!) – единственное, на что у него есть
абсолютно законное право в эпоху свободы
информации и узаконенного невмешательства
в процесс чужого чтения. И не так уж это мало.
Так вот зачем еще нужен
моральный кодекс библиотекарю! У слесаря–сантехника
не спросят, что почитать, и у кондуктора в
автобусе не спросят, а у библиотекаря
спросят. И он не только имеет возможность
высказать свое личное мнение на словах, но и
может незамедлительно дать в руки
спросившего книгу. Какой она будет?
И совершенно справедливо
возражает Ю.Н. Столяров против смещения
моральной ответственности на саму книгу.
Книга – оружие, а в боевых действиях
участвуют не только те, кто «стреляет из
пушки», но и те, кто подносит снаряды. Если
продолжать аналогию, то с позиций Ю.П.
Мелентьевой недолго и киллера оправдать:
дескать, убивает пуля, а он только на курок
нажимает.
А теперь вернемся к одексу. Итак,
Кодекс профессиональной этики российскому
библиотекарю нужен. Каким же он должен быть?
Да уж точно не таким, каким мы видим его
сейчас, в этом Ю.Н. Столяров опять-таки,
безусловно, прав. И не нужно удивляться, что
библиотекари остались равнодушными к этому
«замечательному» документу. Значит, не о
том в нем написано, и не теми словами. А о чем
же написать?
Кое-что, несомненно, нужно взять
из нынешней редакции. Например, статью о том,
что библиотекарь охотно делится своими
знаниями, «видя в этом важнейшее условие
развития профессии». Представители далеко
не всех профессий могут себе это позволить,
здесь есть чем гордиться.
Все предложения Ю.Н. Столярова
поддерживаю, кроме идеи дифференцировать в
кодексе нормы для библиотек разных типов.
Мораль для всех одна, а конкретным
особенностям разных учреждений место в
уставах, правилах и других официальных
документах.
Но начать надо с главного. О чем
же должно быть сказано в первых строках
кодекса?
Прежде всего о том, что
учредитель и руководитель библиотеки
понимают, какую огромную моральную
ответственность перед обществом берут на
себя, открывая пользователям доступ к
информации.
О том, что библиотекарь обязан
повышать свою квалификацию, причем не
только в профессиональной сфере, а должен
стремиться стать человеком разносторонне
образованным и духовно богатым.
О том, что библиотекарь обязан
быть высоконравственным гражданином. «Это
все должны», – из последних сил возразит
противник Кодекса. Да, все должны, а
библиотекарь морально обязан. Почувствуйте
разницу.
А закончить надо тем, что только
при условии соблюдения норм Кодекса
библиотекарь получает моральное право
личным примером пропагандировать высшие
нравственные ценности, одновременно
выполняя свои служебные обязанности
посредника между пользователем и
информацией. Логический круг замкнулся.
И тогда не надо будет никакой
специальной заботы о высоком общественном
статусе профессии, как записано в нынешнем
Кодексе. Все получится само собой.
Список литературы
-
Мелентьева Ю.П.
Ответ оппоненту // Науч. и техн. б-ки. 2001, № 12.
С. 62–68.
-
Столяров Ю.Н.
Размышления по поводу этического кодекса
библиотекаря // Там же. С. 48–61.
-
Столяров Ю.Н.
Размышления о библиотечной этике год
спустя // Там же. 2003, № 4. С. 123–142.
-
Кодекс
профессиональной этики российского
библиотекаря (Проект) // Там же. 1998. № 3. С.
55–62.
-
Кодекс
профессиональной этики российского
библиотекаря. (Принят Конференцией РБА 22
апр. 1999 г.).
|